Заседание № 251

23.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 467632-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1235 по 1254 из 6195
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности      
лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о                
возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести    
к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию    
конфликта интересов", третье чтение. Докладывает Эрнест Абдулович Валеев.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект рассмотрен во      
втором чтении 22 сентября, подготовлен к третьему чтению, все необходимые       
процедуры пройдены, Комитет по безопасности и противодействию коррупции         
предлагает принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4889 по 4908 из 6195
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности      
лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о                
возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести    
к конфликту интересов...", третье чтение.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5102 по 5108 из 6195
ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Сергей Евгеньевич, по второму вопросу депутаты Самиев, Швецов и                 
Ломакин-Румянцев голосовали за.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.                                    
                                                                                

Заседание № 250

22.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 467632-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" (принят в первом чтении 20 мая 2014 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2697 по 2763 из 6312
Переходим к законопроектам второго чтения. 4-й вопрос, проект федерального      
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные      
должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности,       
которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры     
по предотвращению или урегулированию конфликта интересов". Докладывает Эрнест   
Абдулович Валеев.                                                               
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом    
чтении 20 мая 2014 года, цель его состоит в том, чтобы распространить           
институт предотвращения конфликта интересов на лиц, замещающих                  
государственные должности Российской Федерации. В ходе подготовки               
законопроекта ко второму чтению поступило тринадцать поправок, девять из них    
комитет предлагает принять, четыре - отклонить. Некоторые из отклоняемых        
поправок частично учтены в тех поправках, которые рекомендуются к принятию.     
                                                                                
Прошу утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.72,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, прошу включить законопроект в порядок     
работы на 23 сентября для рассмотрения в третьем чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4994 по 5014 из 6312
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности      
лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о                
возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести    
к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию    
конфликта интересов", второе чтение.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5991 по 5997 из 6312
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, по 4-му вопросу Зубов Валерий Михайлович не            
голосовал.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 170

20.05.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 467632-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3699 по 4234 из 7573
Следующий - 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
обязанности лиц, замещающих государственные должности, сообщать о               
возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести    
к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию    
конфликта интересов".                                                           
                                                                                
Татьяна Викторовна Блинова, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Точно так же,     
как и предыдущий проект федерального конституционного закона, указанный         
проект федерального конституционного закона направлен на внесение изменений в   
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в       
Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве      
Российской Федерации" (в части установления правил предотвращения или           
урегулирования конфликта интересов). Точно таким же образом приводятся в        
соответствие законодательные акты, которыми регулируется обязанность по         
уведомлению о наличии конфликта интересов и принятию мер по предотвращению и    
урегулированию возникающего конфликта интересов.                                
                                                                                
Проект федерального конституицонного закона "О внесении изменений в             
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в       
Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве      
Российской Федерации" направлен на то, чтобы урегулировать эти вопросы и        
унифицировать данные обязанности государственных служащих и лиц, замещающих     
государственные должности Российской Федерации, государственные должности       
субъектов Российской Федерации и муниципальные должности. Также вносятся        
изменения в конституционные законы, регулирующие особенности правового          
положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности        
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и членов              
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в первом чтении.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Эрнест Абдулович Валеев.                                                        
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В предложенном законопроекте    
речь идёт о том, чтобы распространить институт разрешения конфликта интересов   
на лиц, занимающих государственные должности. Сложилась ситуация, когда         
действующее законодательство - статья 10 закона "О противодействии коррупции"   
- предусматривает варианты возникновения конфликта интересов и личной           
заинтересованности только на государственной и муниципальной службе.            
Законопроект предлагает это положение закона распространить на лиц,             
замещающих как государственные должности Российской Федерации, так и            
государственные должности субъектов Российской Федерации. Действие закона       
будет распространяться на Генерального прокурора Российской Федерации,          
председателя Следственного комитета Российской Федерации, секретаря Совета      
Безопасности, чрезвычайных и полномочных послов Российской Федерации,           
постоянных представителей Российской Федерации при международных                
организациях, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,          
генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде, членов        
Центральной избирательной комиссии, председателя Центрального банка             
Российской Федерации, а также на председателя Счётной палаты, его заместителя   
и аудиторов Счётной палаты.                                                     
                                                                                
Законопроектом вводятся универсальные понятия конфликта интересов и личной      
заинтересованности, а также обязанность указанных должностных лиц принимать     
меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов. Проект не          
содержит конкретного порядка предотвращения или урегулирования конфликта        
интересов. Предполагается, что практически для всех перечисленных лиц порядок   
предотвращения или урегулирования конфликта интересов будет устанавливаться     
Президентом Российской Федерации, а порядок предотвращения или урегулирования   
конфликта интересов для членов Совета Федерации и депутатов Государственной     
Думы будет устанавливаться постановлениями соответствующих палат Федерального   
Собрания Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Мы считаем, что требует уточнения порядок предотвращения или урегулирования     
конфликта интересов в отношении членов избирательных комиссий субъектов         
Российской Федерации и членов избирательных комиссий, действующих на            
постоянной основе и являющихся юридическими лицами. Проектом                    
предусматривается, что этот порядок будет урегулирован законом, однако в        
рассматриваемом проекте закона указанный порядок не содержится, а создание на   
уровне каждого субъекта различных порядков для членов избирательных комиссий    
нам представляется нецелесообразным.                                            
                                                                                
Кроме этого, по законопроекту имеется ряд других замечаний. Например,           
дополнительного уточнения требует перечень субъектов, на которых                
распространяется действие предложенного проекта закона, в соотнесении с         
другими федеральными законами, которые определяют их статус и компетенцию. В    
частности, мы считаем, что предложенная формулировка понятия личной             
заинтересованности допускает расширительное толкование, поэтому в это понятие   
должна быть внесена корректировка.                                              
                                                                                
С учётом всех замечаний, а они могут быть учтены при подготовке законопроекта   
ко второму чтению, Комитет по безопасности и противодействию коррупции          
поддерживает концепцию законопроекта. Также законопроект поддержан Комитетом    
по конституционному законодательству и государственному строительству и         
Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Мы    
рекомендуем Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Уважаемая Татьяна Викторовна, вы сейчас докладывали нам 11-й вопрос, который    
мы до этого уже обсудили, а мы сейчас рассматриваем 12-й вопрос, об этом        
законопроекте наш коллега Эрнест Абдулович Валеев сделал свой содоклад. Вы      
предлагаете - я имею в виду Правительство России - ввести несколько норм. В     
одной из них говорится о том, что депутат Государственной Думы обязан           
сообщать в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об        
имуществе и обязательствах имущественного характера о возникновении личной      
заинтересованности при осуществлении им своих полномочий. Прошу привести пару   
примеров.                                                                       
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Уважаемые коллеги, мы в настоящий момент рассматриваем            
законопроект "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об      
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный         
конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Геннадьевич Гудков.                               
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. Татьяна Викторовна, позвольте ещё один конкретный вопрос по        
конкретной ситуации. Вот в Нижегородской области случился грандиозный           
скандал, выплеснувшийся в том числе и на полосы федеральных СМИ:                
вице-губернатор по строительству господин Аверин определял результаты           
тендеров на 15 миллиардов рублей. Их выиграла фирма, в учредителях которой      
был кипрский оффшор. Далее, Генеральная прокуратура направляет запрос в         
минюст Кипра, и выясняется, что главным бенефициаром, то есть человеком,        
которому принадлежит оффшор, является тёща господина Аверина,                   
зарегистрированная с ним по одному адресу. Прокуратура направляет предписание   
об освобождении от должности в связи с утратой доверия, но губернатор Шанцев    
почему-то никак на это не реагирует. Какие механизмы заложены в вашем           
законопроекте? Вот на этом конкретном примере мы видим, что даже действующие    
уже нормы не работают.                                                          
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Я могу вам ответить следующим образом. В настоящее время          
достаточно большое количество уголовных дел, процессуальных дел ведётся по      
ситуациям, аналогичным приведённому вами примеру, но у нас с вами коллизия      
как раз в том и заключается, что обязанности у таких лиц предусматривать        
меры, предотвращающие возникновение конфликта интересов, нет. Такие меры есть   
с точки зрения ответственности, то есть когда речь идёт об утрате доверия и     
об увольнении. Получается, без обязанности соблюдать что бы то ни было у нас    
с вами уже установлена ответственность, поэтому действительно нам очень важно   
урегулировать эту ситуацию.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич, вы не получили ответ на ваш вопрос?                       
                                                                                
Александру Георгиевичу Тарнавскому включите микрофон.                           
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Викторовна, ещё раз повторю: мы сейчас обсуждаем 12-й         
вопрос, предыдущий вопрос, об уполномоченном по правам человека и о             
правительстве, мы уже рассмотрели, а сейчас у нас 12-й вопрос, где              
содокладчиком был Валеев. Я к вам отношусь с огромным уважением, но прошу       
перестроить свои ответы на вопросы, тем более что и коллега Федоткин, и         
коллега Савельев будут об этом говорить.                                        
                                                                                
Просто свой вопрос повторю, я хотел бы, если можно, задать вопрос по            
законопроекту, который в повестке стоит под номером 12. В законопроекте,        
предлагаемом правительством, есть новая норма, которая касается всех нас,       
сидящих в этом зале, она звучит следующим образом: депутат Госдумы обязан       
сообщать в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об        
имуществе о возникновении личной заинтересованности при осуществлении им        
своих полномочий. Многим из нас непонятно, что имеется в виду? Не могли бы вы   
привести один-два примера, чтобы разъяснить? Вопрос задан исключительно для     
того, чтобы понять, что имело ввиду правительство. Разъясните, если можно,      
буду признателен.                                                               
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Насколько я понимаю, вы сомневаетесь в том, что у депутата        
Государственной Думы может возникнуть конфликт интересов, - я правильно         
поняла ваш вопрос? - и поэтому вы просите привести какой-нибудь пример.         
Пожалуйста, вот только что в разговоре с коллегой я приводила пример -          
повторю. Предположим, рассматривается законопроект, которым регулируется        
деятельность различных фармацевтических компаний, аптек или каких-то ещё        
хозяйствующих субъектов, при этом в таком бизнесе есть доля у близких вам       
людей, у членов семьи, то есть они заинтересованы, соответственно, в таком      
случае может возникнуть и у вас личная заинтересованность. С тем чтобы не       
подпасть под действие нормы об утрате доверия, проанализировав эту ситуацию,    
вы представляете в комиссию Государственной Думы по контролю за                 
достоверностью сведений о доходах информацию о том, что может возникнуть        
конфликт интересов, и теперь вправе не участвовать ни в обсуждении, ни в        
голосовании по этому законопроекту. Вас устраивает такой пример?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Вообще, Татьяна Викторовна, какие-то странные эти первый и       
второй законопроекты. В соответствии с этими двумя законопроектами мы           
говорим, что министр, депутат, генеральный прокурор должны заявить о личной     
заинтересованности. Ну представьте, встаёт, скажем, министр или генеральный     
прокурор и говорит: "Я иду во власть воровать" - или помягче: "Я иду            
наживаться" - ну никто ж такого, естественно, не скажет! Это может проявиться   
через год, два, три, через пять, десять лет, когда уже будет нанесён            
колоссальный и порой невосполнимый ущерб стране.                                
                                                                                
Ну, у меня снова вопрос, на который я не получил ответа при обсуждении          
первого законопроекта. Я говорю не о конфликте интересов - мне содержание       
этой категории в законе понятно, - поясните, а что такое личная                 
заинтересованность? Вот, допустим, я стал министром, разорил                    
станкостроительную промышленность - станки хлынули из Европы, я получил         
какую-то прибыль, но неофициально, а Россия понесла огромные убытки - это       
личная заинтересованность или нет? То же самое с лекарствами: свою отрасль      
прикрыл, лекарства пошли из Китая фальшивые, но я-то получил... (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Викторовна.                                       
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Дело всё в том, что как раз в этой ситуации нужно, чтобы именно   
государственные гражданские служащие, а затем и соответствующие комиссии по     
конфликтам интересов проанализировали, была ли там действительно личная         
заинтересованность. Если вы, как соответствующее должностное лицо или           
государственный служащий, при анализе своей деятельности усматриваете что-то    
такое, то вы об этом сообщаете, а если получается, что это усматривается в      
уже совершённых вами действиях, то тогда наступают последствия, которые         
законом определены, - это, соответственно, утрата доверия.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Татьяна Викторовна, в предлагаемом сегодня определении личной                   
заинтересованности опять фигурирует исключительно имущество. Давайте            
обратимся к международным документам, к примеру, в пункте 5 статьи 8            
Конвенции ООН против коррупции указывается, что каждое государство-участник     
стремится устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц   
представлять среди прочего сведения о дарах или выгодах, в связи с которыми     
может возникать коллизия интересов. И вот вопрос: почему в вашем законе         
опущен такой важный момент, как нематериальная выгода или, может быть,          
непрямая материальная выгода?                                                   
                                                                                
И второй вопрос: как отреагирует министерство труда, если мы попробуем это во   
втором чтении поправить?                                                        
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. В законе установлена именно личная заинтересованность, а то,      
какие у нас с вами есть имущественные и неимущественные права и чем они         
регулируются, - просто не нормы этого закона. Да, безусловно, здесь может       
быть личная как материальная, имущественная, так и моральная                    
заинтересованность соответственно, здесь просто личная заинтересованность.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Евсеевич Хинштейн.                                                    
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
Татьяна Викторовна, если можно, поясните, пожалуйста, исходя из                 
сформулированного в законопроекте принципа личной заинтересованности -          
получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества для себя или для     
третьих лиц, правильно ли мы понимаем, что любое получение, извлечение          
доходов третьими лицами может считаться проявлением личной заинтересованности   
депутата? То есть если я действую в интересах третьего лица для получения им    
дохода, я таким образом нарушаю антикоррупционные ограничения?                  
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Если вы действуете в отношении третьего лица с личной             
заинтересованностью, тогда да.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Поступило предложение по одному от фракции.                                     
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я выступлю всё-таки от себя, поскольку        
детально мы этот вопрос во фракции не прорабатывали и мне выступать по нему     
не поручали.                                                                    
                                                                                
Вообще, меня удивляет тут несколько моментов. Два законопроекта, по сути, по    
одному и тому же вопросу - почему пошло разграничение: в одном - об             
уполномоченных по правам человека и министрах, а в другом - примерно то же      
самое, но уже о генеральном прокуроре, послах, депутатах? Получается, что эти   
законы касаются, видимо, чиновников разного сорта, тогда, видимо, и подход к    
ним должен быть разный: вот министра можно пожалеть, а, скажем, генерального    
прокурора и депутата надо наказывать по полной или наоборот. Я думаю, что       
перед законом все должны быть равны, и два законопроекта должны были            
объединены в один. Не важно, кто украл - министр, генеральный прокурор,         
депутат, генеральный директор судебного департамента, - перед законом все       
равны и наказание должны понести в полной мере. Вот такое деление: одним        
можно, другим нельзя, одни по этому закону, другие по другому закону, -         
по-моему, открывает дополнительные лазейки. Тут какая-то расплывчатость         
формулировки в части оценки: этого построже, а этого помягче. Не должно быть    
такого! Мы все распоряжаемся народными деньгами и все отвечаем перед народом,   
поэтому отвечать должны полностью в соответствии с законом. Это первое.         
                                                                                
Второй момент. Конечно, закон совершенно непонятный. Вот, допустим, мне         
кажется, что личная заинтересованность есть - я подчеркиваю: мне кажется -      
при принятии и защите отдельными депутатами некоторых законопроектов, скажем    
того же законопроекта о бюджете, по которому мы очень много спорили. Но это     
мне кажется, как депутату из фракции КПРФ в Государственной Думе, а депутат     
из фракции ЛДПР скажет, что ему это не кажется, а коллега из фракции "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" скажет, что ему тем более это не кажется. Где та точка, опираясь на     
которую, можно сказать, есть личная заинтересованность или нет? Вот такая       
неопределённость и субъективность тоже позволяют подходить к одним построже,    
к другим помягче, а в отношении третьих вообще ничего не предпринимать. Ну      
какой же это будет закон, если он допускает вот такие вольности?!               
                                                                                
И ещё один момент, который я считаю, ну, по меньшей мере непонятным (может,     
он соответствует международным требованиям и нашим обязательствам перед         
третьими странами?): если выявляется, что должностным лицом была проявлена      
какая-то личная заинтересованность и нанесён какой-то ущерб, то он              
увольняется в связи с утратой доверия. Но простите, товарищи, господа,          
человек наносит миллиардные убытки стране, а может и в триллионные, а мы его    
будем увольнять "в связи с утратой доверия"?! Может, правильнее увольнять       
тогда, когда доказано? Если доказано, что он нанёс такой ущерб, то, может       
быть, надо писать, что он вор, коррупционер, а не "в связи с утратой            
доверия"? И обязательно передать материалы в суд, и обязательно запретить ему   
работать в каких-то других государственных структурах. А утрата доверия -       
это, ну, поругали, сказали, что он не прав, ну, он потерпит, а потом пойдёт в   
другое место продолжать делать то же самое.                                     
                                                                                
Я думаю, сама идея хорошая, но реализация крайне неудачная и очень              
неопределённая.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Маринин.                                                    
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Хочу вначале вспомнить персонаж Ильфа и Петрова, который воровал и краснел, -   
сегодня многие чиновники не то что не краснеют, а выставляют напоказ всю свою   
роскошь. А ведь честность чиновника - это лучший капитал для государства.       
Фракция ЛДПР знает, что любая мера, направленная на противодействие             
коррупции, - это хорошо. Возьмём, например, тот же Китай, где до сих пор        
расстреливают самых зарвавшихся чиновников-коррупционеров. Данная инициатива,   
на наш взгляд, мера правильная, безусловно, это ещё один шаг в сторону          
ужесточения условий с целью противодействия коррупции. Что касается фракции     
ЛДПР, она будет поддерживать данную инициативу.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Евсеевич Хинштейн.                                                    
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект,    
который мы сейчас рассматриваем, при всей благозвучности его названия и         
очевидной правильности поставленных задач, в том виде, в каком он написан,      
тем не менее будет иметь совершенно иные цели. Я не буду сейчас касаться        
того, что связано с ограничениями по другим органам власти, я хотел бы,         
коллеги, коснуться нас с вами - Государственной Думы и Совета Федерации.        
                                                                                
Я рассказываю вам о том, что в случае принятия данного закона в той редакции,   
в какой его внесло министерство труда, мы лишаемся возможности осуществлять     
свою текущую постоянную деятельность, которую мы ведём в соответствии с         
законом. Я уважаемому замминистра труда задаю вопрос: если я, депутат,          
помогаю извлечь какую-либо выгоду третьему лицу, есть в моих действиях          
нарушение? Да, - отвечает мне замминистра, читая по бумажке, - если у вас       
есть личная заинтересованность. Вот я, например, как депутат Госдумы от         
Самарской области, на сегодняшний день исходя из своей личной                   
заинтересованности занимаюсь возмещением денежных средств, которые потеряли     
вкладчики Волго-Камского банка (и надеюсь, что они получат свои деньги), -      
являются ли мои действия личной заинтересованностью, подпадают ли они под       
это?                                                                            
                                                                                
Вы говорите, что каждый раз, когда идёт тот или иной законопроект,              
затрагивающий нас, наши интересы, мы должны предупредить и отказаться от        
участия в рассмотрении, но ведь каждый законопроект, который мы                 
рассматриваем, так или иначе касается практически каждого. Мы будем             
рассматривать законопроект об увеличении пенсий для военнослужащих - вот        
сидит передо мной генерал армии Моисеев, это его касается? Конечно, потому      
что в случае принятия закона у него, а также у ветерана Вооружённых Сил         
генерала армии Аброськина пенсия возрастёт. Значит, они не должны участвовать   
в обсуждении и голосовании этих вопросов? Встанет завтра вопрос по              
соцгарантиям для инвалидов - а у нас есть люди с ограниченными возможностями,   
в том числе и в этом зале сейчас меня слушают, - им не надо этим заниматься?    
Встанет вопрос по образованию - что, те, у кого учатся дети, не должны          
заниматься обсуждением закона об образовании? А если ты, например, ещё          
дополнительно преподаёшь, то ты не должен заниматься законом о высшей школе?    
                                                                                
Коллеги, сырой, непродуманный закон, написан теми же, кто писал шпаргалки для   
заместителя министра, неспособного ответить на поставленные вопросы,            
путающегося, а какие, собственно, законопроекты мы в этом зале рассматриваем.   
                                                                                
Поскольку вы не в силах этого сделать, я отвечу на заданный вам вопрос.         
                                                                                
Два этих законопроекта, коллеги, рассматриваются отдельно, потому что один из   
них является проектом федерального конституционного закона, поскольку речь      
идёт о внесении изменений в конституционные законы, а второй не является,       
именно поэтому мы рассматриваем их порознь.                                     
                                                                                
Уважаемые друзья, я полагаю, что этот закон нуждается в самой существенной      
корректировке ко второму чтению, по крайней мере в том, что связано с           
исполнением парламентом своих полномочий. Нам поступает огромное количество     
обращений от наших избирателей. Я могу сказать, что я ежедневно получаю от      
двадцати до тридцати писем, в них во всех содержатся те или иные просьбы.       
Нередко в связи с этими обращениями я прихожу к должностным лицам (в том        
числе к министру труда прихожу часто), к руководителям тех или иных органов,    
убеждаю их в правильности принятия того или иного решения, то есть, следуя      
логике внесённого законопроекта, помогаю, оказываю содействие в извлечении      
доходов третьим лицам. Вот теперь выясняется: я - коррупционер высшей марки,    
и каждый, друзья, кто сидит в этом зале, кто действительно работает: кто        
работает в избирательном округе, встречается с избирателями, реагирует на их    
обращения и ходит занимается их проблемами, - он, следуя логике вашего          
закона, господа из Минтруда, коррупционер.                                      
                                                                                
А как нам быть с региональным лоббизмом (я не побоюсь этого слова)? Как быть    
с тем, что каждый из депутатов, представляющих свою территорию, конечно же,     
делает максимум возможного для того, чтобы получить для своего округа           
максимальное количество инвестиций, для того, чтобы включить свою территорию,   
свою область, край, регион в ту или иную федеральную целевую программу,         
федеральную адресную инвестиционную программу? В соответствии с этим            
законопроектом мы также не имеем права этого делать!                            
                                                                                
Необходимо совершенно чётко прописать в законопроекте, чего вы от нас хотите,   
не приносить очередную бумагу, которая не влечёт за собой никаких реальных      
последствий и которая является не более чем неким набором звучных деклараций,   
ничего не несущим, а представить такие предложения, которые действительно       
смогут работать, которые будут эффективными и не приведут к парализации         
деятельности парламента, поскольку ни в одной стране мира подобного быть не     
может.                                                                          
                                                                                
А что касается наших ограничений, коллеги, они у нас давно есть: мы с вами и    
так не вправе ни владеть ценными бумагами, ни участвовать в управлении          
бизнесом. У кого есть... Ну, наверное, у сидящих в этом зале, у тех, кто        
сейчас здесь находится, ничего и нету, а те, кого с нами нет, у кого что-то     
было, уже давно всё сдали. Так пропишите более чётко: речь идёт о конфликте     
интересов, связанном с наличием в прошлом у тебя ценных бумаг, акций, или с     
их передачей в доверительное управление членам твоей семьи, или с участием в    
прошлом в управлении бизнесом. Понятно, что если бы я был нефтяником и отдал    
своей жене в управление нефтяную фирму, а тут идут законопроекты по нефтянке    
- да, вот здесь был бы конфликт интересов, но мазать всех без разбора одной     
краской - на мой взгляд, это, да простят меня уважаемые коллеги из Минтруда,    
просто какая-то глупость!                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. После Александра Хинштейна выступать очень легко - я просто    
подписываюсь на 105 процентов под тем, что он сказал, единственно, иногда       
бывает так, что для членов правительства надо ещё раз повторить, поэтому я      
ещё раз очень кратко скажу, уже от нашей фракции. То, что предлагает нам        
правительство, касается всех нас: депутат Государственной Думы обязан           
сообщать в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах о          
возникновении личной заинтересованности при осуществлении им своих              
полномочий. За последние пять минут уже двое моих коллег подошли ко мне, у      
одного супруга - учительница, а другого - медработник, они говорят: значит,     
мы не имеем права голосовать по законопроектам, прежде всего касающимся         
повышения зарплат этих категорий работников?                                    
                                                                                
Мы очень просим правительство более внимательно готовиться к внесению           
законопроектов, и я молю ещё об одном: чтобы не было такого срока для           
внесения поправок к этому законопроекту, как при обсуждении предыдущего, - до   
21 мая. Я очень надеюсь, что, если мы примем этот законопроект в первом         
чтении, у нас будет хотя бы одна ночь на то, чтобы существенно его              
подредактировать.                                                               
                                                                                
И конечно, я так и не понял, что хотело нам сказать правительство, и если оно   
тоже будет участвовать в доработке законопроекта - если мы примем его в         
первом чтении, - то было бы очень неплохо услышать, что всё-таки имелось в      
виду.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
То, о чём говорили коллеги, относится не только к парламентариям,               
законодателям, но и к тем, кто работает в органах исполнительной власти,        
потому что и правительство принимает нормативные акты в виде постановлений      
правительства, и министерства, ведомства принимают свои нормативные акты, в     
которых заинтересована или группа населения, или всё население, или отдельные   
отрасли, поэтому, конечно, здесь нужно очень хорошо подумать и ко второму       
чтению законопроект как следует доработать.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Викторовна.                                                 
                                                                                
БЛИНОВА Т. В. Здесь есть определённый момент, на который я хотела бы обратить   
внимание. На самом деле сегодняшнее заседание очень показательно, потому что    
всё здесь сказанное действительно стимулирует к тому, чтобы задуматься о том,   
какие нормы применять и в каких случаях.                                        
                                                                                
Что касается того примера, который вы приводите, установление размера оплаты    
труда всех педагогов, врачей и так далее - это не тот предмет, в отношении      
которого может возникнуть именно конфликт интересов. Ни одним законодательным   
актом никакой жене, имеющей конкретные фамилию, имя, отчество, никогда не       
устанавливается размер оплаты труда, это делается локальным нормативным         
актом, в законодательном акте предусматриваются только нормы, регулирующие      
повышение минимального размера оплаты труда и так далее, поэтому говорить о     
том, что здесь может возникнуть или что в приведённых примерах наблюдается      
конфликт интересов, наверное, не следует. В законопроектах речь идёт о          
возникновении личной заинтересованности, и именно об этом в своём ответе на     
вопрос депутата Хинштейна, я сказала. Личная заинтересованность - это самый     
важный предмет, который у нас на сегодняшний день определён.                    
                                                                                
Помимо всего прочего, хотелось бы отметить, что эти законопроекты в принципе    
касаются очень широкого круга должностных лиц - это и прокуратура, это и        
судьи, и так далее, но почему-то мы обсуждаем их именно на примере депутатов.   
Полагаю, что нельзя делать изъятий, исключений, чтобы только на одну            
категорию соответствующих лиц не распространялось действие соответствующих      
норм закона, если на всех остальных оно будет распространяться.                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, я председательствую на заседании,     
вы помните это?                                                                 
                                                                                
Татьяна Викторовна, вы мой комментарий слышали? Я как раз сказал о том, что     
наши замечания касаются не только депутатов, но и законопроекта в целом,        
поэтому вы не отказывайтесь, пожалуйста, а ещё раз как следует подумайте, а     
мы уж точно будем его править. Спасибо.                                         
                                                                                
Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста.                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. В законопроекте, который обсуждается сейчас, есть два              
принципиальных положения. Первое: те ограничения, которые существуют для        
государственных служащих, распространяются на всех лиц, занимающих              
государственные должности. И второе: законопроектом вводятся понятия            
конфликта интересов и личной заинтересованности. Те озабоченности, которые      
высказывали депутаты, высказывались и при обсуждении законопроекта в            
комитете. В своём выступлении я сказал о необходимости корректировки понятий,   
это возможно сделать ко второму чтению.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6304 по 6322 из 7573
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности      
лиц, замещающих государственные должности, сообщать о возникновении личной      
заинтересованности...".                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.