Заседание № 235
О проекте федерального конституционного закона № 467614-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Две таблицы: в таблице поправок № 1 - одна поправка, в таблице поправок № 2 - две поправки. Прошу утвердить таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 58 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 23 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, просим в случае принятия законопроекта во втором чтении его принять также и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", второе чтение. Голосуется проект федерального конституционного закона - прошу быть внимательными. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 52 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Одобрен во втором чтении. Было предложение проголосовать в третьем чтении. Будут ли выступления по мотивам? По мотивам голосования кто-нибудь хотел бы выступить, кроме Николая Васильевича Коломейцева? Нет. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. Микрофон включите. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы, безусловно, за концепцию этого законопроекта, хотя понимаем - может, некоторые, не прочитав, не понимают, - что это резко увеличит объём работы тех, кто будет проверять. Даже если одну акцию переводят из одного места в другое, уже надо всё это проверять, а вы же знаете, что часть руководителей госкорпораций уже отказались, в общем-то, даже писать декларации, поэтому, боюсь, это может привести к тому, что и большие чиновники, так сказать, государственные служащие, тоже не будут успевать писать, учитывая наличие у них большого количества различных непрофильных активов, я так сказал бы. Но из нашего поля зрения выпадает более серьёзная проблема, которую, Владимир Николаевич, следовало бы урегулировать. У нас есть даже федеральные министры, родные дети которых являются гражданами иностранных государств, в том числе гражданами США, и в данной ситуации, я спрашиваю, они обязаны писать декларации или нет, указывать активы, которые они приобретают, когда в том числе с помощью папы берут кредиты, потом их не возвращают, обналичивают и выводят? Мне кажется, что это более серьёзный момент, который следовало бы урегулировать в законе "О Правительстве Российской Федерации". Вот я лично не понимаю, может ли быть, например, министром в правительстве США человек, у которого родные дети, в том числе несовершеннолетние, являются гражданами России? Я думаю, что нет - там и ФБР, и ЦРУ уже всех взяли бы в оборот и уже всех тошнило бы, а у нас это возможно, и это даже не вызывает никаких вопросов, а у нас, к сожалению, не один такой министр! И мы вообще настаиваем на том, что - Владимир Николаевич, вы, как самый пробивной председатель комитета сегодня и как, с моей точки зрения, один из самых подготовленных, наверняка знаете об этой проблеме, наверняка лучше меня посвящены в проблемы написания и проверки деклараций этой категории лиц - это изменение следовало бы внести, учитывая ту напряжённость, которая сегодня существует, и оперативно в трёх чтениях принять! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 51 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Федеральный конституционный закон одобрен.
Заседание № 170
О проекте федерального конституционного закона № 467614-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Докладывает Татьяна Викторовна Блинова, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Пожалуйста. БЛИНОВА Т. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в части установления правил предотвращения или урегулирования конфликта интересов. Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Определение понятия "конфликт интересов" дано в части первой статьи 10 этого федерального закона: "Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе... понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства". В статье 12-1 федерального закона № 273-ФЗ установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, при этом обязанности сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта в этом перечне не содержится. Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает единственную обязанность - передать ценные бумаги (акции, доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с целью предотвращения конфликта интересов, стороной которого являются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности. При этом конфликт интересов может вызывать не только владение ценными бумагами, под определение конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых указанные лица могут оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей, например получение подарка или любых услуг, имущественные обязательства и судебные разбирательства, и так далее. Вместе с тем согласно пункту 1 части первой статьи 13-1 федерального закона № 273-ФЗ в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, оно подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия. Таким образом, федеральный закон № 273-ФЗ, не устанавливая обязанности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, тем не менее предусматривает ответственность за несоблюдение данной обязанности. В целях устранения существующей коллизии подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение соответствующих изменений, направленных на установление данной обязанности для государственных и муниципальных служащих. Кроме того, проектом федерального конституционного закона, который представлен вашему вниманию, вносятся изменения в федеральные конституционные законы, регулирующие особенности правового положения и специфику профессиональной и трудовой деятельности. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является уполномоченный по правам человека, члены правительства, а также иные указанные в данном законе лица. Предлагаемый законопроект расширяет систему мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, и устанавливает обязанность указанных лиц сообщать о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. Установление данной обязанности согласуется с положением Федерального закона "О противодействии коррупции", в соответствии с которым в случае непринятия должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов оно подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия. Кроме того, законопроект уточняет содержание запрета для членов правительства заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, независимо от его организационно-правовой формы, а также уточняет содержание обязанности передавать на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление. По мнению комитета, реализация предлагаемых изменений на практике позволит повысить качество законодательного регулирования в этой сфере - в сфере противодействия коррупции, а также его эффективность. Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе одобрить его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Вопрос Татьяне Викторовне. На самом деле тема-то правильная, но, как мне кажется, размыты понятия "личная заинтересованность" и "конфликт интересов". Я вам тогда простой вопрос задам: если министр или чиновник, предположим, акции коммерческой компании переоформил на своих родственников (совершеннолетних детей, тёщу, тестя и так далее), а далее распределяет тендеры, которые выигрывают компании, принадлежащие его родственникам, - вот это по вашему закону является ли конфликтом интересов или личной заинтересованностью? БЛИНОВА Т. В. Является, потому что государственный гражданский служащий постоянно должен анализировать свою деятельность на предмет наличия или отсутствия конфликта интересов. Приведённый вами пример, по сути говоря, предусматривает возникновение такового. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Татьяна Викторовна, вообще, закон удивительный. Вот я понимаю так: подбирают министров в правительство, а потом узнают, что у кото-то есть личная заинтересованность - акции, бумаги и так далее. Тогда какой же это подбор кадров? Это недопустимо! И в связи с этим вопрос в продолжение вопроса коллеги Гудкова. Обязанность сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных, служебных обязанностей сводится к информированию о доле паёв и так далее. Допустим, он чист, всё отдал, но будет кому-то помогать, каким-то фирмам, и получать нелегально миллиарды за эту помощь. Скажите, где-то есть юридическое определение, что такое личная заинтересованность члена правительства? БЛИНОВА Т. В. Владимир Николаевич, дело всё в том, что законопроект устраняет как раз ту коллизию, о которой вы говорите, потому что в настоящее время отсутствует обязанность сообщать о чём-либо, кроме паёв в уставных (складочных) капиталах, но мы это и исправляем путём принятия мер по недопущению или устранению конфликта интересов. Понятие "конфликт интересов" законодательно определено. Мы с вами прекрасно знаем, какие формы заинтересованности могут быть. Любой гражданин, замещающий должность государственной гражданской службы в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации или в муниципалитете, независимо от занимаемой должности, должен соответствующим образом анализировать ситуацию - вот на это законопроект и направлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Поскольку, я так понимаю, мы 11-й и 12-й вместе обсуждаем, то вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока только 11-й. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Пока 11-й? Хорошо. Предлагается норма: член правительства не вправе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом. Тогда, Татьяна Викторовна, вопрос: правильно ли я понимаю, что предлагается запретить участие министров в советах директоров? Так это или нет? БЛИНОВА Т. В. У нас в настоящее время заместители министров в основном в советах директоров работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Татьяна Викторовна, наверное, это правильное движение в целях антикоррупционной борьбы. Вот есть известное постановление правительства, в котором председатель правительства Медведев обязал руководителей шестидесяти пяти организаций, учреждений, где имеется доля государства, отчитываться так же, как и члены правительства. Скажите, пожалуйста, почему сразу не внесён пакет соответствующих законопроектов? Опять надо будет править постановление правительства - время затянется! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Викторовна. БЛИНОВА Т. В. Дело всё в том, что из законов просто выпали определённые категории должностей государственной гражданской службы, и эти два законопроекта в принципе направлены на то, чтобы это урегулировать, - включить именно тех, на кого сейчас не распространяются эти нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Владимирович Потапов. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Викторовна, я думаю, что мы все сторонники конкретизации тех форм, которые могут содержать признаки коррупции, иначе люди будут просто уходить от ответственности. И я попросил бы, если можно, приведите, пожалуйста, конкретный пример конфликта интересов, если мы не можем прописать это, и пример сообщения о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. БЛИНОВА Т. В. Такие случаи достаточно часто могут возникать у членов конкурсной комиссии при отборе тех, кто участвует в конкурсе на исполнение государственного заказа, при этом либо руководитель, либо кто-то из членов, может являться родственником сотрудника фирмы, претендующей на исполнение заказа для государственных нужд. Такая ситуация возникает достаточно часто, и при этом, безусловно, понимая, кто подаст заявку на участие в конкурсе, член конкурсной комиссии обязан уведомить соответствующим образом комиссию по конфликту интересов о том, что такая конфликтная ситуация возникла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вы помните, недавно в этом зале мы рассматривали отчёт за прошлый год нашей Счётной палаты, и тогда приводилось очень много любопытных цифр, которые напрямую связаны с содержанием и реализацией данного законопроекта. Как выявили наши аудиторы, в прошлом году почти на триллион, где-то на 900 миллиардов, было финансовых нарушений. Цифра просто фантастическая, большинству простых людей такое количество даже и представить трудно! За год в два с лишним раза возросло число финансовых нарушений. Вроде бы здесь надо работать, засучив рукава, а не раздавать ордена и медали направо и налево, потому что налицо конфликт интересов: налоги-то собирались с людей, чтобы улучшить их жизнь, чтобы деньги пошли на здравоохранение, на образование, на дороги, на ЖКХ и детские сады, но они используются где-то не по назначению, а мы с вами ещё раз показали свою некомпетентность в этом деле. То есть налицо личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей членов правительства, поскольку это было связано с деятельностью правительства, губернаторов, но сколько мы, наша фракция, ни пытались выяснить (потому что картина повторяется из года в год, - хищения на миллиарды, триллионы рублей!), кого всё-таки за эту "личную заинтересованность" наказали, нам это так и не удалось. Можно вспомнить Сердюкова, Васильеву, министра сельского хозяйства Скрынник, можно массу других руководителей вспомнить, за плечами которых триллионы, триллионы, триллионы украденных средств. Об этом неоднократно говорили и в этом зале, в том числе и представители правительства, - ну и какой результат? Я не случайно спросил, что такое "личная заинтересованность", где можно это найти, на какой юридический документ можно ссылаться, когда речь идёт об использовании народных денег, потому что нет такой формулировки! Вот и получается, что человек, не имея никаких акций, долей и прочего, управляет и уводит, в нецелевом плане использует триллионы и триллионы рублей. Ещё раз повторю, что законопроект просто вызывает удивление, не должно быть даже речи о коррупции и воровстве среди министров, среди членов правительства! У нас что, в стране больше не осталось честных людей и мы набираем из тех, кто обманывает, а потом начинаем их преследовать, выяснять, куда они потратили триллион? Тогда давайте разбираться, начиная с самых высших должностных лиц, которых поставили во главе государства! Я считаю, что данный законопроект, как и масса других, просто повиснет в воздухе. Я ещё раз подчёркиваю, к сожалению, примеров, когда воруют миллиарды, триллионы рублей, много, а вот посадок-то совершенно нет. И мне кажется, здесь нужны не новые законы, не новые документы, а принятие конкретных мер по действующим законам. Вот если кого-то накажут в полной мере за миллиарды украденные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Выступает Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я в выступлении буду обращаться к докладчику, и, поскольку у меня будут вопросы, я просил бы, чтобы в заключительном слове докладчик эти вопросы прояснила. В соответствии с действующей редакцией закона "О Правительстве Российской Федерации" член правительства "...не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. При этом эта деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации..." и так далее по тексту. Понятная норма, да? Вы вместо этой нормы предлагаете сформулировать позицию по-другому - что запрещено "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц". Возникают вопросы: как соотносятся эти два положения - какое более широкое, какое менее широкое? Почему одно заменено на другое? Об этом ничего не сказано ни в пояснительной записке, ни в заключениях трёх комитетов - ответственного комитета и двух комитетов-соисполнителей, они пишут только, что рекомендуют одобрить, и всё. Почему предлагается именно такая редакция, совершенно непонятно. Это облегчает ситуацию для членов правительства либо ужесточает? Если ужесточает, то почему, в связи с чем? Всё это неясно. Это первое. И второе в этой связи. В новой редакции нормы говорится о том, что член правительства не может участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, а на мой вопрос вы ответили, что замминистра может. Если это так, то это вообще настоящая революция, это противоречит тому, что Дмитрий Анатольевич Медведев предлагал, - что компаниями с госучастием должны управлять поверенные, а руководители министерств, ведомств не могут управлять. Ну, это вообще как бы вне рамок обсуждения, потому что, если замминистра может, а министр не может... ну, это не подход, это, извините, детский сад. Если речь идёт о революции в управлении госкомпаниями, тогда надо как-то по-другому это делать, потому что тогда, я так понимаю, побеждает позиция, с моей точки зрения, оправданная в нынешней ситуации в управлении экономикой, где превалирует государство: министры, замминистры должны участвовать в управлении госкомпаниями, госкорпорациями и нести полную ответственность. Вот то, что сейчас предложено, если я правильно понимаю, вносит определённый диссонанс. Прошу на эти вопросы подробно ответить в вашем заключительном слове. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Татьяна Викторовна, будете выступать, да? Пожалуйста. БЛИНОВА Т. В. Этот законопроект, хотелось бы обратить ваше внимание, не направлен на урегулирование вопросов управления компаниями с государственным участием или госкорпорациями, это законопроект, который приводит в соответствие нормы, действующие уже и распространяющиеся на отдельных должностных лиц и на лиц, замещающих отдельные должности, то есть именно приводит в соответствие действующие нормы законов, я имею в виду 273-й федеральный закон. Надеюсь, что я ответила на ваши вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 44 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Одобрен в первом чтении.