Заседание № 213

22.02.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 467131-5 "О ратификации Соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1168 по 1639 из 6429
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Вопрос 5. О    
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Азербайджанской     
Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской          
Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан    
о создании Центральноазиатского регионального информационного                   
координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических           
средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Доклад официального            
представителя Президента Российской Федерации первого заместителя директора     
Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков      
Владимира Александровича Каланды.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАНДА В. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
первый заместитель директора Федеральной службы Российской Федерации по         
контролю за оборотом наркотиков.                                                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона о ратификации Соглашения между          
Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой,     
Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой    
Узбекистан о создании Центральноазиатского регионального информационного        
координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических           
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подписанного Президентом        
Российской Федерации 4 сентября 2009 года.                                      
                                                                                
Соглашение разработано в целях координации усилий компетентных органов          
государств-участников в противодействии транснациональной наркопреступности.    
В этой связи создаваемый под эгидой Управления ООН по наркотикам и              
преступности так называемый ЦАРИКЦ позволит укрепить антинаркотическое          
сотрудничество государств региона, выработать единые подходы к проблемам        
борьбы с незаконным оборотом наркотиков в мире. Кроме того, реализация          
соглашения будет способствовать закреплению принципиальных для России позиций   
по ряду ключевых вопросов, касающихся борьбы с незаконным оборотом              
наркотиков, а также создаст механизмы обеспечения российских национальных       
интересов в государствах Центральной Азии.                                      
                                                                                
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального      
закона "О международных договорах Российской Федерации" и пункта 1 статьи 28    
соглашения оно подлежит ратификации. Финансовое обеспечение расходных           
обязательств, вытекающих из федерального закона, будет осуществляться за счёт   
перераспределения денежных средств российского добровольного ежегодного         
взноса в фонд Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и         
преступности, которые предусмотрены в федеральном бюджете.                      
                                                                                
На основании изложенного прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать              
представленный законопроект и принять его в предложенной редакции.              
                                                                                
Спасибо за внимание. Всех коллег поздравляю с наступающим праздником!           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по безопасности Энгельса Варисовича Кульмухаметова.     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЛЬМУХАМЕТОВ Э. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Официальный представитель      
Президента Российской Федерации первый заместитель директора Федеральной        
службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Владимир         
Александрович Каланда в своём докладе обстоятельно доложил суть                 
рассматриваемого законопроекта. Государственная Дума не раз рассматривала       
вопросы противодействия афганскому наркотрафику через наши южные границы.       
Последствия поступления афганских наркотиков на российский рынок представляют   
угрозу национальной безопасности нашего государства, поэтому очевидно, что      
Россия заинтересована в повышении эффективности координации усилий по борьбе    
с наркотрафиком в Центрально-Азиатском регионе, на что и нацелена               
деятельность указанного центра.                                                 
                                                                                
На заседании Комитета по безопасности проект закона рассмотрен и поддержан.     
Комитеты-соисполнители - Комитет по международным делам и Комитет по делам      
СНГ и связям с соотечественниками также поддерживают принятие закона.           
Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает.                   
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности рекомендует поддержать проект      
постановления Государственной Думы и принять федеральный закон "О ратификации   
Соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан,            
Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан,         
Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского         
регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным    
оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".         
                                                                                
Благодарю за внимание. Также присоединяюсь к поздравлениям с Днём защитника     
Отечества.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, скажите, пожалуйста... Вот я, после того      
как закон прочитал, ознакомился с финансово-экономическим обоснованием и        
заключением правительства: здесь написано, что центр будет существовать на      
средства государств-доноров - Великобритании, США, Турции и так далее. Но вы    
же лучше меня знаете, что за время пребывания США и НАТО в Афганистане там      
появились высокоурожайные сорта опийного мака. Ну неужели вы думаете, что 15    
миллионов долларов решат проблему и удастся поставить заслон?.. Ведь даже нет   
препятствий пропаганде наркотиков с экранов российского телевидения, у нас в    
любом сериале можно посмотреть, как приготовить наркотики, как сеть             
организовать. Когда будут внесены законы, запрещающие показ таких вещей в       
эфире?                                                                          
                                                                                
КАЛАНДА В. А. Спасибо, Николай Васильевич.                                      
                                                                                
Что касается вашего первого вопроса о том, сможет ли центральноазиатский        
региональный информационный аналитический центр быть препятствием на пути       
наркотрафика в Российскую Федерацию. Если говорить о нём отдельно, то,          
конечно, не сможет. Но любая стена состоит из кирпичиков, вот ЦАРИКЦ - это      
один из элементов наркобезопасности в Центрально-Азиатском регионе. Насколько   
эффективно он будет действовать - это в том числе зависит и от Российской       
Федерации. В соответствии с соглашением с декабря 2011 года директором этого    
центра должен быть представитель Российской Федерации, в том числе и от него    
будет зависеть, каким образом будет организована работа этого центра.           
                                                                                
Что касается вопроса об антинаркотической пропаганде, то это вопрос такого      
как бы риторического плана. ФСКН России самостоятельно, естественно, не может   
решить эту проблему в полном объёме. Всё, что зависит от нас в части            
профилактики наркомании и в части предотвращения употребления наркотиков        
молодёжью, ФСКН России делает, и вы об этом знаете, Николай Васильевич.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста.                  
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопросы к Владимиру Александровичу.                                      
                                                                                
Первый вопрос: а какое процентное соотношение финансирования доноров и          
участников соглашения?                                                          
                                                                                
И второй вопрос, кратко. Вы взаимодействуете с самыми авторитетными             
организациями - Администрация по борьбе с наркотиками в США, Интерпол,          
комиссия ООН по наркотикам. Этот центр является правосубъектом в этих           
отношениях или страны по-прежнему будут разрабатывать и реализовывать           
операции отдельно от упомянутых международных организаций?                      
                                                                                
КАЛАНДА В. А. ЦАРИКЦ не является центром, который будет обеспечивать            
реализацию каких-либо оперативных разработок. Его задача - координация усилий   
всех участников данного соглашения, а при необходимости - стран, которые        
вовлечены в борьбу с незаконным оборотом наркотиков, и накопление               
соответствующего объёма информации, касающейся трансграничной преступности,     
связанной с незаконным оборотом наркотиков.                                     
                                                                                
Что касается соотношения и структуры финансирования, то в пояснительной         
записке вы прочитали, что в 2011 году суммарный бюджет составит чуть более 15   
миллионов долларов, по линии УНП ООН предполагается финансирование около 70     
процентов, 30 процентов - это страны-доноры. Но эта цифра плавающая, ежегодно   
она меняется, она может вырасти или уменьшиться.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, два момента прошу уточнить. Первое. У нас     
вызывает огромную тревогу то, о чём говорил Николай Васильевич Коломейцев, -    
что по мере того как американцы в Афганистане наводят "порядок", поток          
наркотиков к нам растёт. Будьте добры, назовите пару цифр, охарактеризуйте      
динамику.                                                                       
                                                                                
И второе. Вот этот информационный координационный центр, который будет          
действовать, - ставится ли задача, чтобы эта информация была доступна           
населению России? Масштабы трагедии не осознают сегодня огромное большинство    
жителей страны, а мы должны знать правду.                                       
                                                                                
КАЛАНДА В. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Валентин Степанович, если говорить о масштабах наркоагрессии, то надо           
сказать, что в прошлом году было изъято 46 тонн наркотических средств и         
психотропных веществ. Это где-то на 3,5 тонны больше, чем в 2009 году, то       
есть объёмы изъятия наркотических средств растут. Мы можем говорить только об   
экспертных оценках, предполагая, какой объём наркотиков поступает через         
Центрально-Азиатский регион. С учётом нестабильности ситуации в отдельных       
государствах данного региона мы можем говорить о том, что наркотрафик           
возрастает. Об этом говорят и объективные данные, связанные с объёмом           
изымаемых наркотических средств, поступающих из этого региона. Виды             
наркотических средств меняются: если в 2009 году и в 2010 году больше всего     
мы изымали героина, то на начало 2011 года у нас возрастает объём потока        
гашиша, который поступает уже через Афганистан, Иран и Азербайджан в            
Российскую Федерацию. Но я ещё раз говорю: рынок наркотиков - это вещь          
достаточно непостоянная, конъюнктурная, но то, что этот регион для нас          
представляет оперативный и политический интерес, в этом никакого сомнения       
нет.                                                                            
                                                                                
Что касается распространения сведений, ознакомления населения Российской        
Федерации с информацией, которая касается незаконного оборота наркотиков:       
всё, что не имеет отношения к оперативно-розыскной деятельности, доступно.      
Эта информация публикуется в ежегодных докладах Государственного                
антинаркотического комитета, она публикуется в докладах Международного          
комитета по контролю над наркотиками (это ооновская организация), все цифры в   
ней заложены, и она доступна для любых средств массовой информации, которые     
заинтересованы в такого рода сведениях.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Коломейцев, Драганов, Багдасаров. Всех я увидел?    
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Нас крайне    
не устраивает позиция, занятая руководством нашей страны по отношению к         
страшнейшей трагедии, которая сегодня происходит в России. Если вы посмотрите   
даже официальные данные, провозглашаемые на "круглом столе" в Думе, который     
почему-то делается закрытым, то станет понятным, что у нас катастрофа: в год    
тридцать пять тысяч молодых людей погибают от передозировки наркотиков.         
Вдумайтесь, это страшная цифра! Хотя, с моей точки зрения, это не точно, она    
сильно занижена. Вы посмотрите, рядом с наркотиками всегда терроризм,           
бандитизм, коррупция, потому что наркотики - это сверхприбыль.                  
                                                                                
Посмотрите отчёты ООН. В 2007 году Афганистан произвёл 8 тысяч 700 тонн         
наркотиков. Что такое 43 тонны, задержанные наркополицейскими? Это, вообще,     
капелька в море, маленькая капелька. А всё остальное идёт сквозняком, так       
сказать, останавливаясь на территории нашей страны. Пятьсот восемьдесят пять    
тысяч больных СПИДом. Всем известно, что СПИД прежде всего распространяется     
через наркоманов. И при этой позиции мы принимаем, с моей точки зрения,         
смехотворные законы: мы на деньги тех, кто способствует увеличению потока       
наркотиков на нашу территорию... Это американцы, я прямо заявляю: американцы    
и НАТО. Если вы посмотрите карту распространения наркотиков, то увидите, что    
в Западной Европе, в Косово и в других местах - это как раз рядом с             
американскими базами. Что делаем мы, наша Государственная Дума? Мы принимаем    
закон о бездосмотровом транзите вооружённых сил НАТО через нашу территорию:     
садится самолёт, его ни пограничник, ни таможенник, никто не смотрит, а те,     
кому надо, за деньги подойдут в любое место и перегрузят.                       
                                                                                
Мы считаем, что реакция и тех, кто отвечает за борьбу с наркотиками, и высших   
должностных лиц крайне неудовлетворительна. Мы должны бить тревогу сегодня. Я   
не зря задал вопрос, любой из вас, кто в какое-то время включает телевизор и    
смотрит сериалы, знает, что большая часть сериалов... если раньше, по нашему    
мнению, они делались на деньги водочных королей, то сегодня напрямую в этих     
вопросах к водочникам подключилась наркомафия, которая действительно имеет      
базу, во всех депрессивных территориях все школы находятся под контролем        
наркомафии и каждый наркоман имеет одну свободную дозу, если вовлёк пять        
человек ещё. Вдумайтесь, это ведь страшно! Разве мы дали законы, которые        
препятствуют этому? Поэтому создавайте вы центры, не создавайте... У меня       
складывается впечатление, что те, кто направляет потоки наркотиков на нашу      
территорию вместе с террористами, следом за ними, хотят иметь ещё и             
информацию о том, как наше агентство по борьбе с наркотиками всё это            
анализирует и где оно увидело, так сказать, прорывные точки, чтобы их проще     
было обходить.                                                                  
                                                                                
Мы считаем это крайне недопустимым и обращаемся к вам: уважаемые                
господа-товарищи, это трагедия! С нами поступают так же, как с индейцами        
двести лет назад, только в дополнение к водке, которая заполонила все           
прилавки... Водочные короли сегодня у нас в фаворе, в том числе и в Думе,       
законы держат годами антиалкогольные, а против наркотиков мы с вами не          
боремся вообще, поэтому принимай не принимай вот такие законы - это пустое      
дело.                                                                           
                                                                                
Необходимо вот перед господами-товарищами из антинаркотического ведомства,      
вообще-то, ставить вопрос о том, что их, так сказать, вооружённость по          
сравнению с их коллегами в Западной Европе, а уж тем более с американцами       
вообще нулевая, отсутствуют лаборатории. Вот здесь отчитывался господин         
Фурсенко, так он игнорирует даже распоряжение президента, который ему ещё в     
сентябре поручил разработать методику: как нам сделать профилактику в школе и   
хотя бы узнать, кто имеет отношение к наркотикам, а кто не имеет. Может быть,   
кто-то заинтересован в том, чтобы у нас все школьники быстрее отуплялись ещё    
и, так сказать, с помощью наркоманизации в раннем возрасте?                     
                                                                                
Мы считаем, что принятие этого закона не решит ни одной проблемы, связанной с   
борьбой с наркотиками, и убеждены, что антинаркотическому ведомству надо,       
вообще-то, энергичнее работать в этом плане.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович.                              
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Владимир Александрович, вы не переживайте, что Николай Васильевич так грубо     
разговаривает с вами, обвиняет в том, что у вас ничего нет, - Николай           
Васильевич не знает предмета. С другой стороны, я понимаю Николая Васильевича   
как депутата и гражданина: ситуация действительно серьёзная. Но в отличие от    
вашей фракции, Николай Васильевич, наша фракция как раз считает позицию         
руководства страны чёткой и последовательной. Другое дело, что службы и         
организации, призванные бороться с этим злом, объективно, чаще объективно не    
в состоянии подавить на сто процентов эту чуму. И проблема в данном случае -    
я обращаюсь к депутатам - не только и не столько в неспособности служб.         
Кстати, результаты... Почему-то, Владимир Александрович, вы об этом не          
говорите: динамика позитивная. Говорить, конечно, о позитивной динамике в       
такой сфере как-то неприлично, но если, так сказать, педантично относиться к    
цифрам, то они таковы: ситуация потихонечку переламывается. Другое дело, что,   
как вы правильно сказали, это вещь конъюнктурная и, скажем так, не надо         
обольщаться по поводу того, что гашиш, сырьё, заменил героин, наркотик более,   
так скажем, высокой степени переработки сырья, - это лишь следствие             
экономического кризиса, не более того.                                          
                                                                                
Я призываю депутатов в ближайшее время задуматься над тем, что мы должны        
увеличивать финансирование служб, спецслужб и всех организаций, деятельность    
которых связана в том числе не только с пресечением, с борьбой, но и с          
профилактикой, с превентивными мерами (сюда относятся и министерство            
образования, и Министерство культуры, и министерство здравоохранения, и         
многие другие), увеличивать количество средств, выделяемых на                   
антинаркотическую кампанию. Их действительно, этих денег, меньше, чем в         
других странах, но, Николай Васильевич, техническая оснащённость, тем более     
лабораторно-аналитическая, у нас не хуже - лучшие образцы есть теперь и у       
нас.                                                                            
                                                                                
И короткая реплика по поводу, Владимир Александрович, вашего ответа на вопрос   
моих коллег о профилактике. Вы сказали, что это вопрос риторический. Он         
далеко не риторический. И если вы, ваше ведомство, таможенная служба, ФСБ       
будете проявлять больше настойчивости по отношению к другим участникам этого    
процесса - министерство образования и упомянутые мной акторы этого процесса,    
- вы будете добиваться всеобщей общественной помощи, ибо вы понимаете, что      
общество и отдельные граждане тяжело или, скажем, не так легко идут на          
сотрудничество с правоохранительными органами, потому что это дело очень        
ответственное, серьёзное, а когда это делается в профилактическом плане, в      
превентивном, в школах, в больницах, во дворах - это другое дело. Но то, что    
в стране не развёрнута тотальная антинаркотическая кампания, которая войдёт в   
поры, что называется, общества, в каждую семью, в каждый дом, в каждое          
учебное заведение или другое публичное место, - это, к сожалению, пока так.     
                                                                                
И совершенно непродуктивная, на мой взгляд, малопонятная, а часто и просто      
вредная социальная реклама - она плохо осмыслена, в ней нет нужного дизайна.    
Возьмите опыт других стран, посмотрите, как это делается в Европе, в            
Сингапуре, в Японии. Это очень важно, поскольку просто написать: не курите      
или наркотики - это плохо, значит ничего не сделать.                            
                                                                                
Мы поддерживаем этот законопроект в ряду тех мер, которые в течение последних   
лет всё чаще и чаще принимаются для всеобщей борьбы с этим злом.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич.                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемые друзья, я хотел бы напомнить, что, вообще-то, это соглашение          
касается информации, создания банка информации, куда участники этого            
соглашения могли бы обращаться и получать информацию по тому или иному          
вопросу. В соглашении определены сроки получения информации, ответственность    
за полноту информации и так далее, а для нас это очень важно.                   
                                                                                
Я вам честно и откровенно скажу, что на самом деле мы не имеем информации о     
наркотрафике, и скажу почему. Вот переброска наркотиков напоминает чем-то       
боевые порядки войск, которые выходят на линию огня, что называется. Там, где   
формируется наркотрафик, - батальонные колонны, потом ротные, взводные, а у     
нас это уже боевые порядки. То есть, проще говоря, выловить на нашей            
территории существенный процент наркотиков практически невозможно. Поэтому      
официальные цифры, что 4 процента по опиумсодержащим, в целом с учётом          
гашиша, я так понял, 7-8 процентов, - это ничто.                                
                                                                                
Как мы можем получать информацию? С 2005 года наши погранвойска находились на   
афгано-таджикской границе, где формируется наркотрафик, а именно там он в       
основном формируется. Есть ещё два участка: это узбекско-афганская граница в    
районе Хайратона и далее по Амударье, там он меньше в силу технических          
возможностей, и их контролируют некие другие силы, и есть туркменский           
участок, который меньше нас интересует, потому что у нас визовый режим с        
Туркменией, хотя туркмены умудряются перебрасывать и через Иран, и через        
Азербайджан гашиш, который идёт на Кавказ, это именно там формируется, плюс     
так называемый высококачественный героин.                                       
                                                                                
У нас нет с 2005 года информации, кто наркобарон. Вот все знают, что в          
Колумбии был Пабло Эскобар. А назовите мне хоть одну фамилию таджикского        
наркобарона. Никому не известно. Нет, на самом деле известно, конечно, но мы    
не можем сейчас этим апеллировать. Мало того, когда наши погранвойска уходили   
оттуда, у нас была договорённость с таджикскими властями, что наши советники    
будут присутствовать на границе, но сейчас таджикские власти делают всё,        
точнее, уже сделали всё, чтобы наших советников убрать оттуда. И если раньше    
ограниченное количество времени разрешали быть на границе, сейчас говорят:      
сидите в Душанбе и преподаванием занимайтесь, а на границу не ходите. Почему?   
Потому что они получают информацию и перебрасывают сюда, а результатом          
является вот эта совершенно неконтролируемая ситуация. Когда наши               
погранвойска были там, я вам скажу честно и откровенно, они гоняли              
наркобаронов, а некоторых из них отправили к праотцам.                          
                                                                                
Могу сказать, что такое наркобарон на афгано-таджикской границе, не называя     
фамилий. Это человек, который может за одну, извините меня за выражение,        
ходку перетащить из Афганистана 2-3 тонны наркотиков. Это ровно столько в       
героиновом эквиваленте, сколько мы в год ловим. Вот это за три-четыре часа      
работы. Наркобарон имеет в своём распоряжении боевое ядро - это семьдесят -     
восемьдесят прекрасно вооружённых огнестрельным оружием, автоматическими        
гранатомётами, миномётами людей, а в случае необходимости он может увеличить    
это количество в пять-шесть раз. То есть это серьёзная сила, которая            
опирается на высококоррумпированное местное руководство, потому что с ними в    
доле местная прокуратура, милиция, спецслужбы и так далее. И всё это            
формируется и идёт к нам.                                                       
                                                                                
Надо задать вопрос: если завтра мы обратимся к таджикской стороне с просьбой    
предоставить информацию, предоставит она нам её или нет? Я вам скажу: конечно   
нет. Потому что одной из причин выдавливания наших погранвойск с                
афгано-таджикской границы было желание таджикских властей получать прибыль,     
всё это крышуется властью. Тогда возникает вопрос: и что делать? А я вам        
скажу, в связи с этим почему нам это соглашение нужно. Нам это соглашение       
надо, потому что мы, раз запросив, два запросив и получив отрицательный         
ответ, сможем завтра заставить наше внешнеполитическое ведомство поставить      
вопрос о введении визового режима с Таджикистаном.                              
                                                                                
Слушайте, это настолько уже перегорело! Вы помните, на известном совещании      
говорил известный руководитель о террористической угрозе, исходящей... Он       
назвал две организации, я могу ещё пятнадцать назвать, которые известны, и      
они все связаны с наркобизнесом. Наш рынок... В чём наша проблема? Мы рынок,    
мы не трафик, мы рынок, мы оцениваемся в 14,5 миллиарда долларов. Это           
огромные деньги, не контролируемые никем, поэтому часть из них идёт на          
террористическую угрозу. Значит, естественно, мы должны эти вещи делать. Ведь   
смотрите, что происходит: всем известный, скандальный "Викиликс" опубликовал    
заявление господина Рахмона в беседе с западными дипломатами по поводу          
желания нашего вернуться на эту границу. В оскорбительном тоне он высказался    
по поводу того, что эти генералы, как он там пишет, хотят вернуться сюда,       
чтобы тут зарабатывать деньги, намекая, даже не намекая, а прямо говоря, что    
якобы мы участвовали когда-то в этих мероприятиях, чтобы потом покупать в       
России "мерседесы" и так далее (вот где это прошло!), а поэтому они, говорят,   
стоят на Красной площади в очереди в Кремль. И мы этому режиму, значит,         
какие-то привилегии создаём и так далее. Ну мы не можем как бы зацепиться, а    
вот это соглашение даёт право раз обратиться, два обратиться, а потом ввести,   
наконец, визовый режим. Как бы перезрел вопрос. Я смотрю на Владимира           
Николаевича Плигина, моего старого друга: может, и они, их комитет, введут,     
ну, нельзя дальше терпеть, это угроза страшнейшая. Цифры на самом деле давно    
другие, понятно, они растут и так далее.                                        
                                                                                
Ну и наконец, у нас с вами парадоксальная ситуация: мы не имеем информации,     
хотя в этой республике у нас находится 201-я база, которая сейчас насчитывает   
почти четыре тысячи человек. Мы не имеем информации почему? Их тоже не          
пускают к границе. Максимально приближены к границе наши подразделения в        
Кулябе, это надо несколько, пару-тройку часов ехать до границы, до Пянджа,      
да. И мы с вами не можем принять закон о внесении изменений в закон "Об         
обороне", позволяющий нашим войскам участвовать в этих мероприятиях.            
Американцы могут - вы посмотрите, как в Мексике армия участвует, везде армия    
участвует, - а мы никак не можем сделать. Я надеюсь, наш комитет рано или       
поздно вынесет этот вопрос на рассмотрение, мне хотелось бы посмотреть, как     
он будет отторгаться. Мне очень интересна эта проблема.                         
                                                                                
Нам нужно это соглашение, оно нам нужно для того, чтобы иметь формальный        
повод, так сказать, жёстко ставить вопрос перед нашими так называемыми          
союзниками, тем более что директором будет там с конца этого года вроде наш.    
Я надеюсь, это будет учтено. Конечно, мы должны чётко понимать, что из          
наблюдателей США захотят перейти в члены. Это очевидная вещь, потому что        
наблюдатель ничего не получает, а член... Если США станут членом, то будут      
иметь право на законном основании запрашивать любую сторону, и в том числе и    
нашу, и получать информацию. Но самое парадоксальное заключается в том, что     
на сегодняшний день американцы получают большую информацию, чем нам хотелось    
бы. Они напрямую работают с ответственными структурами по борьбе с              
наркотиками Таджикистана, Киргизии, где она наконец хотя бы восстановлена,      
Узбекистана и так далее и оказывают очень большое влияние. Например,            
значительную часть средств на охрану афгано-таджикской границы сейчас           
выделяют американцы, в значительной части они там присутствуют, они имеют       
полную информацию, в отличие от вас, от нас. Поэтому для нас это соглашение,    
если там не будет американцев, нужное! Надо голосовать за него! Надо получить   
возможность хотя бы вот в этом плане... Это информационное, я ещё раз говорю,   
соглашение, это не то соглашение, где борются каким-то оперативным путём. А у   
нас нет никаких механизмов, у нас нет никаких рычагов, у нас ОДКБ, по сути,     
не работает. То, что нам иногда докладывают о Польше... Ну, такая вот           
статистика, набранная со всех сторон, и из этого микса получается, что вроде    
что-то делают, на самом деле ничего такого нет, и поэтому мы получаем то, что   
получаем.                                                                       
                                                                                
Если мы не пресечём наркотрафик там, то здесь у нас с ним никогда ничего не     
получится. Я предлагаю проголосовать за это соглашение, потому что оно нам      
нужно, попробовать поработать через него, попробовать решить свои вопросы в     
плане информирования. И если мы окончательно убедимся, что наши                 
псевдосоюзники занимают такую позицию, то... Конечно, если сам не защитишь      
свои права, то кто их защитит, извините меня за откровенность. Если мы не       
вводим ограничения по визовому режиму, хотя у нас есть известное соглашение,    
если мы не хотим рассмотреть закон "Об обороне", о внесении поправок об         
использовании Вооружённых Сил, которых там несколько тысяч находится (с         
учётом ещё киргизского...), то кто же за нас будет защищать?! Давайте хотя бы   
информацию какую-то попробуем получить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить докладчику с              
заключительным словом? Нет. Содокладчику? Нет. Спасибо. Мы обсудили пункт 5,    
выносим его на "час голосования".                                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5095 по 5116 из 6429
Пункт 5. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации      
Соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан,            
Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан,         
Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского         
регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным    
оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Прошу   
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.