Заседание № 37
О проекте федерального закона № 466994-5 "О внесении изменений в статью 6-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения срока исполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязанности по представлению свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий вопрос, 21-й, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Владимир Степанович Никитин, пожалуйста. Пока Владимир Степанович идёт, я сделаю объявление: прошу Андрея Викторовича Логинова вернуться в зал - ему докладывать следующему. НИКИТИН В. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мой законопроект внесён в октябре 2010 года и был поддержан Федеральной миграционной службой, профильным комитетом и Правовым управлением. Сейчас профильный комитет изменил своё мнение, ссылаясь на изменения, внесённые в действующий закон в 2011 году, но они проблему, поднятую в моём законопроекте, не решают. Цель моего законопроекта - защитить право наших соотечественников, временно проживающих в России, прежде всего женщин с детьми, пенсионеров и студентов, стать постоянно проживающими: из-за несовершенства действующего закона в правоприменительной практике именно им в массовом порядке не только не выдают вид на жительство, но и отбирают разрешение на временное проживание, ссылаясь на то, что срок получения свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе у них нарушен. А они и не знали, что были обязаны встать на налоговый учёт в течение года со дня въезда в Российскую Федерацию, то есть ещё в статусе временно пребывающих, потому что в статье 5, определяющей обязанности временно пребывающих, обязанность получения этого свидетельства не указана и для того, чтобы получить разрешение на временное проживание, оно тоже не требуется. Эта обязанность замаскирована в статье 6-1 и, как мина замедленного действия, взрывается именно тогда, когда надо оформлять вид на жительство или переоформлять РВП, - тогда оказывается, что срок постановки на налоговый учёт нарушен, и вместо выдачи вида на жительство у людей отбирают разрешение на временное проживание, а получить вновь его можно только через год. Мой законопроект предлагает разграничить и прописать обязанности временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан. К сожалению, это несовершенство закона не замечает правительство и профильный комитет. Я предлагаю в подпункте 2 пункта 5 статьи 6-1 в отношении обязанности иностранного гражданина встать на налоговый учёт в течение одного года вместо слов "со дня въезда в Российскую Федерацию" записать: "со дня получения разрешения на временное проживание". Экономического ущерба стране это не нанесёт, а с точки зрения юридической более верно начинать отсчёт срока постановки на налоговый учёт с момента наступления обязанности, а в соответствии со статьёй 23 Налогового кодекса обязанность постановки на учёт распространяется только на налогоплательщиков, но налогоплательщиком иностранный гражданин становится не с момента пересечения границы, а когда вступает в трудовые, имущественные отношения и получает регистрацию по месту жительства, а право на это даёт ему получение разрешения на временное проживание. Прошу поддержать мой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается изменить порядок исчисления срока, в течение которого иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации, обязан представлять в территориальный орган Федеральной миграционной службы России свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе. На проект федерального закона поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором проект не поддерживается. По мнению комитета, в законопроекте усматривается несоответствие с отдельными положениями налогового законодательства Российской Федерации и не учтены последние изменения, внесённые в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". При этом законопроект является недостаточно обоснованным. Так, немотивированным представляется приведённый в пояснительной записке в качестве обоснования необходимости принятия проекта довод о том, что иностранный гражданин в настоящее время якобы не имеет возможности встать на учёт в налоговом органе до того, как он получит разрешение на временное проживание. Пунктом 7-1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право физических лиц обращаться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учёт в налоговых органах, и это право реализуется вне зависимости от наличия или отсутствия разрешения на временное проживание у иностранного гражданина. Таким образом, иностранный гражданин, поставленный на учёт по месту пребывания в Российской Федерации, при обращении в налоговый орган с соответствующим заявлением подлежит постановке на учёт с присвоением идентификационного номера налогоплательщика и выдачей ему свидетельства. В подпункт 2 пункта 5 статьи 6-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который в проекте предлагается изложить в новой редакции, уже были внесены изменения федеральным законом от 1 июля 2011 года номер 169. Федеральный закон направлен на либерализацию обращённого к иностранному гражданину требования о представлении свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе. Теперь это положение носит диспозитивный характер, и представление свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе осуществляется по усмотрению самого иностранного гражданина, а в случае если он такой документ не представил, проверка исполнения им обязанности постановки на налоговый учёт осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации самостоятельно. Таким образом, ныне действующая редакция статьи 6-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" способна обеспечить интересы иностранных граждан в значительно большей степени, чем редакция, предлагаемая законопроектом, как следствие, законопроект потерял свою актуальность. В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 26 сек.) Проголосовало за 150 чел.33,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 150 чел. Не голосовало 300 чел.66,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.