Заседание № 366
О проекте федерального закона № 466977-7 "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим 31-й вопрос снять сегодня с рассмотрения для согласования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, профильный комитет просит снять с рассмотрения вопрос. Нет возражений? Нет. Принимается, 31-й вопрос снимаем.
31-й вопрос снят с рассмотрения. Переходим к рассмотрению вопроса 32. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пожалуйста, Сергей Александрович Жигарев. ЖИГАРЕВ С. А. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые согласования, экспертизы. Соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и проект постановления Государственной Думы имеются. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект под пунктом 32, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 07 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 365
О проекте федерального закона № 466977-7 "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Анатольевич Морозов. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят Госдумой в первом чтении 14 марта 2019 года, он о первой помощи, о расширенной первой помощи и об использовании автоматических дефибрилляторов. У нас есть таблица поправок № 1, в ней две поправки. Просим вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 55 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 19 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 466977-7 "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект, так же как и предыдущий, жизненно необходим. Наверное, каждому из вас приходилось сталкиваться или хотя бы слышать о ситуации, когда ещё несколько минут назад совершенно здоровый и радостный человек вдруг падает - остановка сердца. Причины внезапной остановки сердца разные, это может быть органическое поражение, например инфаркт, это может быть острая сердечная недостаточность. И во втором случае, если необходимая помощь будет оказана вовремя, через пару дней при помощи врачей и лекарств человек встанет в строй и сможет прожить долгую и счастливую жизнь, но счёт в этом случае, коллеги, идёт на минуты: каждая минута, по оценке специалистов, отнимает 10 процентов шансов на то, что человек будет жив и не станет инвалидом, поскольку с остановкой сердца прекращается кровообращение в головном мозге. А представьте себе, что человек упал в торгово-развлекательном центре, в котором огромное количество людей: скорой помощи надо пробиваться через пробки, через машины, врачам с тяжёлым оборудованием нужно бежать через толпы людей по залам - на всё это уходят минуты, когда ещё можно спасти человека. Есть средство, которое уже используется во многих странах и помогает решить эту проблему, - это так называемые умные дефибрилляторы, автоматические наружные дефибрилляторы, установка которых в местах массового скопления людей может спасти, по оценкам специалистов, до 80 тысяч жизней в год. Для использования автоматического наружного дефибриллятора не нужно высшее медицинское образование, не нужна специальная подготовка: дефибриллятор сам даёт инструкции, аудио- и визуальные, что нужно делать; дефибриллятор сам делает кардиограмму и определяет, есть ли необходимость в разряде; дефибриллятор сам передаёт в ближайшее медицинское учреждение информацию, что с человеком, чтобы там были созданы условия для оказания необходимой медицинской помощи. Уважаемые коллеги, прошу полторы минуты вашего внимания - посмотрите, как работает умный дефибриллятор*. В Российской Федерации по меньшей мере три предприятия оборонно-промышленного комплекса, ответив на призыв президента о диверсификации ОПК, наладили выпуск таких дефибрилляторов, сегодня единственное препятствие - законодательное: по закону осуществлять дефибрилляцию может только специалист с медицинским образованием. Наш законопроект предлагает предоставить право использования автоматического наружного дефибриллятора неограниченному кругу лиц при необходимости. Наш законопроект также даёт поручение Правительству Российской Федерации разработать подзаконный акт, который установит порядок использования и размещения автоматических наружных дефибрилляторов. Это первый шаг к тому, чтобы такие дефибрилляторы появились во всех местах массового скопления людей. Это возможность спасения десятков тысяч жизней наших сограждан. Прошу все фракции поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. С содокладом выступает член Комитета по охране здоровья Юрий Викторович Кобзев. КОБЗЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, с этой трибуны показывали много вещей, но я представляю Комитет по охране здоровья - мы за спасение жизней, - и я вышел с прибором, который действительно может помочь спасти жизнь. Андрей Константинович достаточно подробно изложил концепцию законопроекта, рассказал, о чём этот законопроект, но мы врачи, и мы будем говорить о врачебном. Внезапная остановка сердца - что это такое? Это актуальнейшая проблема здравоохранения. В России, по статистическим подсчётам, происходит до 300 тысяч случаев остановки сердца в год. Когда-нибудь уже потом мы читаем: да, острая сердечно-сосудистая недостаточность - человека нет. Так вот законопроект о том, чтобы таких случаев было как можно меньше, чтобы люди выживали. Выживаемость при внезапной остановке сердца, если помощь оказывается даже профессионалом, но без дефибриллятора, достигает 9 процентов и снижается с каждой минутой. Вы увидели в видеофильме: человек шёл, упал - отсчёт пошёл. Вот здесь в зале нас 450 человек, и, по современной статистике, один из нас может оказаться в ситуации, которой касается этот закон, потому что тех, у кого может произойти внезапная остановка сердца, - 0,2 процента взрослого населения страны. При применении автоматических наружных дефибрилляторов смертность снижается в десятки раз: без применения дефибриллятора выживаемость от 1 до 9 процентов, если даже помощь осуществляет профессиональный реаниматор, а если применяется автоматический наружный дефибриллятор, пусть даже случайным свидетелем, то выживает до 70 процентов людей. Я не знаю, какие ещё необходимы аргументы, чтобы поддержать этот законопроект. Время прибытия скорой помощи - очень актуальная тема для меня, как для человека, который представляет в том числе эту сферу деятельности. Для экстренного вызова норматив до десяти минут, но в этот норматив мало кто уложится при уличном вызове. Коллеги, и ещё один очень актуальный вопрос. При реанимации, при восстановлении кровообращения, даже если мы его восстановили, в течение семи-восьми минут наступают так называемые необратимые последствия, связанные с глубокой гипоксией головного мозга. Так вот при применении автоматических наружных дефибрилляторов частота таких осложнений снижается в разы. Во многих странах мира автоматические наружные дефибрилляторы введены в специальные программы. Действительно, и в США, и в Канаде, и в Великобритании, даже у наших соседей, на Украине и в Грузии, существуют такие программы. Эти дефибрилляторы размещают практически во всех местах, где большая концентрация людей, - это аэропорты, гостиницы, железнодорожные вокзалы и другие транспортные узлы, торговые центры, спортивные объекты. Комитет по охране здоровья 6 марта детально обсудил рассматриваемый сегодня законопроект и рекомендовал Государственной Думе поддержать его концепцию в первом чтении. Единственный вопрос, по которому велась дискуссия, касается информирования либо обучения. Этот вопрос мы действительно можем обсудить при подготовке законопроекта ко второму чтению, потому что здесь есть несколько точек зрения. Одна из них: при обучении нужны постоянные программы переобучения, потому что любой навык, полученный при обучении, требует закрепления, и раз в полгода надо где-то проходить такую программу. Мы предлагаем вам поддержать эту концепцию, чтобы человек мог получить шанс выжить, чтобы я, как врач, и другие присутствующие здесь врачи, столкнувшись, например, в аэропорту с такой ситуацией, не просто занимались сердечно-лёгочной реанимацией, - попробуйте покачать человека с частотой 100 раз в минуту, это, извините меня, очень тяжёлая процедура! - а добивались более высоких результатов. А ведь таких случаев у нас в стране происходит довольно много. Комитет концептуально поддерживает законопроект. Мы за помощь людям, мы за то, чтобы помогать людям, - это девиз каждого врача, и мы рекомендуем Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня к Андрею Константиновичу вопросы, к докладчику. В одном из мест массового скопления людей упал человек и его нужно срочно вернуть к жизни, использовать дефибриллятор. Как проходящий мимо человек, который не имеет медицинских навыков, поймёт, что тот человек упал именно по этой причине, что его надо срочно разрядом привести в нормальное состояние и что это именно проблема с сердцем, а не что-то другое? И не навредит ли применение этого аппарата по ошибке тому, кто упал не от сердечного приступа? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Александр Николаевич, спасибо за вопрос. Я хотел бы обратить внимание на то, что он немножко выходит за рамки данного законопроекта, потому что в данном законопроекте предусмотрено, что правительство должно разработать порядок размещения, в том числе обязательного, дефибрилляторов. Мы предполагаем, что информация об этом порядке будет представлена к третьему чтению и там, вероятно, будет учитываться, что в местах массового скопления людей должны быть те, кто будет обучен пользоваться автоматическим дефибриллятором. Что касается второй части вашего вопроса. Вот как раз уникальность этого прибора, автоматического дефибриллятора, заключается в том, что оценка необходимости его применять, осуществлять дефибрилляцию делается не человеком, а самим прибором. Прибор, перед тем как дать разряд, снимает кардиограмму, и только в том случае, если он фиксирует, что произошла остановка сердца, идёт разряд. Если даже человек незнающий наложит соответствующие контакты человеку, у которого не произошло остановки сердца, прибор просто не сработает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КОБЗЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, у меня в руках работающий дефибриллятор. Так вот в голосовой инструкции, в визуальной инструкции в момент анализа ритма будет чётко обозначено надпись: дефибрилляция не показана либо показана, нанесите удар, то есть нажмите на кнопку. Если она не показана, то кнопка не работает - здесь есть механизм защиты от того, что человек может принять не совсем правильно решение. И по второму вопросу. Если человек упал, то обязанность каждого гражданина - это прежде всего... скажем так, общество должно быть информировано о том, что надо не смотреть на него и фотографировать на телефон, а начать оказывать помощь: хотя бы потормошить, вызвать скорую помощь и отправиться за автоматическим дефибриллятором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к Андрею Константиновичу. Андрей Константинович, во-первых, за счёт каких средств будут приобретаться дефибрилляторы и, естественно, развешиваться в необходимых местах, скажем, по методике, определённой Минздравом? Во-вторых, кто будет ответственным за их функционирование, потому что это даже не огнетушитель, там надо постоянно следить за уровнем заряда, за их функциональностью и всем остальным, то есть кто будет за это отвечать? И в-третьих, не будет ли производитель из военно-промышленного комплекса каким-то образом ограничивать число тех, кто захочет производить эти изделия? Ведь это изделие, скажем так, очень специфическое, а то, что делает у нас военно-промышленный комплекс, за исключением вооружения, как говорит история, не всегда получается хорошего качества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо большое за вопросы, Алексей Владимирович. Мы, ещё раз хочу сказать, в данном случае выходим за рамки обсуждения законопроекта, но это правильно, потому что он носит рамочный характер: он легализует дефибрилляторы, но также ставит перед правительством задачу разработать соответствующие подзаконные акты. Хочу сказать, что некоторые субъекты Федерации, например Государственный Совет Удмуртской Республики, выходили к нам с законодательными инициативами, где было чётко расписано, в каких местах должны находиться дефибрилляторы, какие требования и так далее и тому подобное. Эти законопроекты не получили поддержки Правительства Российской Федерации, и мы договорились о том, что сейчас примем решение, легализуем саму возможность использовать дефибрилляторы и дадим поручение правительству разработать порядок. Этот порядок, я уверен, будет обсуждён с нами. Он будет предполагать указание мест, где должны быть дефибрилляторы, обязательное назначение ответственных лиц, прохождение обучения, в нём будут определены и условия финансирования. Я считаю, что в бюджетных учреждениях дефибрилляторы должны быть приобретены, разумеется, на средства соответствующего бюджета, а в коммерческих организациях, которые тем не менее предполагают массовое скопление людей, аппараты должны приобретаться за счёт владельцев данных организаций и учреждений. В любом случае, как уже было сказано, в целом ряде стран наработана практика использования автоматических наружных дефибрилляторов, определены ответственные за установление, порядок обучения. С этой практикой мы также внимательно ознакомимся перед обсуждением соответствующего подзаконного акта правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос докладчику. Уважаемый Андрей Константинович, я, как член Комитета по охране здоровья, ещё в прошлом году высказывался о том, что необходимо поддержать принятие данного закона, принятие данного решения, но вот сейчас, после вашего выступления и выступления Юрия Викторовича, возник ещё один вопрос. Ведь нужно будет изготовить довольно большое количество дефибрилляторов и, очевидно, нужен будет какой-то государственный заказ. Между тем в финансово-экономическом обосновании мы читаем, что никаких дополнительных расходов из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации не потребуется. Мы предусмотрели средства уже в текущем бюджете или как-то по-другому будем решать этот вопрос? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос и спасибо вам большое за поддержку концепции законопроекта. Первая норма, норма прямого действия, в представленном законопроекте достаточно простая и действительно не требует расходов: это предоставление права неограниченному кругу лиц использовать данный прибор для реанимации человека. Сегодня никто, кроме специалистов с высшим медицинским образованием, имеющих на это право, воспользоваться автоматическим дефибриллятором по закону не может. Что касается второй нормы, она носит отсылочный, так сказать, поручающий характер, то есть мы поручаем правительству разработать положения об использовании дефибрилляторов, об их размещении, в том числе обязательном. Невозможно сейчас произвести никакие финансовые расчёты, потому что в данном случае мяч будет на поле правительства. Правительство должно будет посчитать и сказать, что, мол, на таких-то объектах с такой-то численностью находящихся там людей обязательно должен быть дефибриллятор. После того как правительство это определит, мы, наверное, вместе с правительством рассмотрим данный вопрос и в бюджете, вероятно, уже следующего года соответствующие средства предусмотрим. У меня есть ещё секунда, поэтому я хочу сказать по поводу... Простите, Алексей Владимирович Куринный, я, к сожалению, не ответил на ещё один ваш важный вопрос - по поводу монополизма. На сегодняшний день в Российской Федерации есть уже три предприятия, которые независимо друг от друга делают такого рода приборы. Мы считаем, что к участию в конкурсе на государственные закупки, если будет принято соответствующее решение, могут быть допущены и иностранные компании. Наши предприятия должны будут на честной основе соревноваться в соответствии с 44-м законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КОБЗЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, во время обсуждения законопроекта на заседании комитета этот вопрос в том числе поднимался. Мы привели в качестве аналогии простой пример - установку огнетушителей: ни у кого не вызывает сомнения то, что данный прибор должен быть установлен, потому что он спасает жизни. Предполагаю, что дефибриллятор точно так же спасает жизни и потенциальное количество людей, которых можно спасти, снимает все вопросы. В отношении производителей совершенно верно сказал Андрей Константинович - есть три производителя. В Ростовской области, я знаю, есть ещё две разработки, там готовы приступать к промышленному производству, но в связи с отсутствием необходимости пока не приступали. И зарубежные производители в более чем достаточном количестве представлены на нашем рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С. Ну, на самом деле автор законопроекта уже ответил на 99 процентов того вопроса, который я хотел задать. Тем не менее, Андрей Константинович, скажите, пожалуйста, можем ли мы прописать правила доступности, синхронизировав это с тем бюджетным процессом, который мы предполагаем на следующий год? Если мы планируем, что второе и третье чтения - это июль-август, хотя август - нерабочий месяц, значит, сентябрь, то, соответственно, мы можем прописать правила доступности и предусмотреть необходимые средства в бюджете на 2020 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо за вопрос, Дмитрий Станиславович. Я считаю, что данный законопроект достаточно простой. Коллеги, если вы его посмотрите, то увидите, что проектируемая часть состоит из двух абзацев, поэтому, я думаю, во втором и в третьем чтениях мы можем его принять существенно раньше. Другое дело, что к третьему чтению в соответствии с Регламентом Государственной Думы нам хотелось бы получить от правительства информацию о подзаконных актах, которые правительство во исполнение этого закона должно будет принять. Вот когда мы получим эту информацию, правительство предложит критерии относительно того, на каких объектах должны быть установлены дефибрилляторы, мы её обсудим. В этом случае, я думаю, уже в осеннюю сессию, когда мы будем заниматься бюджетным процессом, мы вместе с правительством должны будем предусмотреть средства на реализацию закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Юрий Викторович, у меня к вам вопрос. Относительно того что законопроект нужен и важен, Андрей Константинович абсолютно прав, законопроект касается каждого сидящего в зале в той или иной степени. И я всё-таки настаиваю ко второму чтению обязать образовательные учреждения, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, где нет медицинских работников, иметь этот прибор. Приведу вам пример "Почты России": в Нижнем Новгороде в виде эксперимента почтальоны оказывают первую медицинскую помощь. Такой пилотный проект просто на ура прошёл, потому что не всегда оперативно можно помочь людям. Думаю, вот эту практику можно Министерству здравоохранения рекомендовать, когда закон будет принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КОБЗЕВ Ю. В. Ирина Михайловна, спасибо большое за предложение. Вы абсолютно правильно сказали, что оказание первой помощи - это актуальнейшая проблема современной России. Так вот, в Комитете по охране здоровья, я знаю, разрабатывается законопроект, который будет касаться практически всех аспектов оказания первой помощи в Российской Федерации. И вы правы: на почте, да и в любом общественном учреждении, где людей достаточно большое количество, должны быть лица, которые информированы, обучены, имеют навыки оказания первой медицинской помощи. Не надо ждать - надо помогать людям, надо оказывать помощь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я не имею медицинского образования и задам вопрос как обыватель, у нас основная масса граждан всё-таки в этом вопросе не разбирается. Насколько мне известно, насколько я понимаю, при инсульте, если вдруг человек упал, транспортировка не рекомендуется, рекомендуются какие-то определённые алгоритмы действий: приподнять голову, ещё что-то. Вот я увидел, что человек упал, схватил его за руки, за ноги и потащил, а у него оказался инсульт - дефибриллятор, конечно, подскажет, надо делать процедуру или не надо, тем не менее, получается, я уже оказал человеку медвежью услугу. Так вот первый вопрос: не окажем ли мы человеку медвежью услугу? Второй вопрос: а сёла, посёлки, которых коснулась оптимизация, куда скорая помощь, особенно в зимнее время, по четыре часа доехать не может, относятся к местам скопления людей, где надо будет установить дефибрилляторы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КОБЗЕВ Ю. В. Александр Сергеевич, вы коснулись одной из действительно важных тем. В правилах сердечно-лёгочной реанимации (мы, собственно, и хотим, чтобы правительство разработало порядок информирования людей) написано: первое, что вы должны сделать, - это потрогать человека, потормошить, определить, потерял он сознание или что с ним, а после этого уже начинать определённые действия. Дефибриллятор в случае с инсультником с работающим сердцем не сработает (это ответ на первый вопрос): у него сердце бьётся, а дефибриллятор работает в случае определённых аритмий - желудочковой тахикардии, желудочковой экстрасистолии, всё, точка, в других случаях он не будет работать. Кстати, о транспортировке больных с инсультом: сейчас всё изменилось, таких больных транспортируют, бригады скорой помощи берут и транспортируют. В отношении сёл. Вот здесь, собственно, авторы законопроекта предлагают Правительству Российской Федерации определить места, где будут дефибрилляторы. Я, как врач прежде всего, как представитель Комитета по охране здоровья, считаю, что у нас есть вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи на уровне домохозяйств. Если есть ФАП, то там должен быть такой прибор, и он находится там в соответствии с порядком оснащения, если ФАПа нет, то, скорее всего, надо определять порядок оснащения домохозяйств. В стандарт оснащения машин скорой помощи такие приборы входят, но они имеют более расширенный функционал - я не стал приносить такой на заседание, - там мониторы, расширенные возможности по принятию решения для врача. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кравец Александр Алексеевич. Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Законопроект, конечно, достоин всяческой поддержки. Вопросы очень простые. Первый: какова цена этого чудо-аппарата по спасению жизни - нижняя и верхняя планки? Второй: какова потребность - количество, - хотя бы в виде экспертной оценки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит, коллеги? Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КОБЗЕВ Ю. В. Александр Алексеевич, правильный вопрос, потому что вопрос денег всегда вызывает определённые волнения. Я дам оценку на основании своего опыта (я работал руководителем органа здравоохранения, и мне приходилось закупать подобные приборы). Дефибриллятор российского производства при немассовом масштабе производства стоит 30-40 тысяч рублей. Кроме того, они имеют разную начинку: я показывал прибор, который даёт только голосовые инструкции и визуальные подсказки; у меня в кабинете есть прибор, который показывает последовательность... Жидкокристаллический монитор стоит немного дороже. Все производители в один голос утверждают, что при массовом производстве цена будет снижаться, потому что суть прибора проста: это корпус, электроды, специальный прибор, который накапливает энергию заряда и анализирует сигнал, - всё, ничего другого там нет. О количестве: расчётная потребность - до 120 тысяч на страну. В отношении обслуживания, насколько это длительно. У меня на столе лежат две инструкции: производитель, уже официально пройдя сертификацию, заявляет, что срок годности (когда прибор готов к применению в любой момент) - пять лет. Надо только контролировать определённые параметры: если прибор переходит в состояние негодности, он показывает это - цвет лампочки меняется. Вот на этой модели так, у другой модели в корпус встроены индикаторы. Производитель об этом заботится, потому что предполагается, что если мы поддержим авторов законопроекта, то придём к тому, что происходит во всём мире, а во всём мире такие приборы находятся на улице - и люди видят, что прибор работает и готов спасать жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Подготовиться Диденко Алексею Николаевичу. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вот я сейчас подошёл к председателю комитета по здравоохранению и спросил: а что будет, если здоровый человек вот этот разряд получит? Мне сказали, что может остановиться сердце. Юрий Викторович сказал, что у него на трибуне работающий прибор. Андрей Константинович, я надеюсь, что вы себя сейчас хорошо чувствуете, - вы готовы на себе продемонстрировать этот прибор, уверены, что он не ошибётся в вашем случае? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Коллеги, вначале пусть ответит содокладчик, а затем перейдём к экспериментам. (Оживление в зале.) КОБЗЕВ Ю. В. Давайте я быстро попытаюсь ответить. Сергей Владимирович, чётко сказано, что прибор срабатывает на определённые аритмии и он будет определять, наносить удар либо не наносить удар. Первое, что написано везде и всюду, и мы будем об этом информировать людей: если человек в сознании - а, насколько я понимаю, депутат Исаев в сознании и общается абсолютно адекватно, - то нет никаких показаний даже подходить к нему с дефибриллятором, если он дышит сам, то тоже не надо это делать, если у него есть пульс на периферических артериях, то не надо вмешиваться туда, куда не надо вмешиваться. Поэтому, я считаю, этот эксперимент будет излишним. А если этот прибор будет в наличии, я думаю, не меньше ста человек из сидящих в зале смогут им воспользоваться просто при помощи голосовых подсказок, не считая коллег-врачей, которые здесь сидят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь, коллеги, давайте дадим слово Андрею Константиновичу Исаеву, учитывая, что его упоминали всуе. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Сергей Владимирович, любым прибором можно злоупотребить, например, из огнетушителя можно так облить человека, что в результате человек задохнётся, - означает ли это, что огнетушители не следует устанавливать? Данный прибор даёт возможность спасать человеческие жизни - я говорю это без всякого смеха, с которым вы задавали этот вопрос, - это показала практика, в результате применения подобного рода приборов в других странах спасают тысячи людей. Поэтому я призываю вас не сомневаться и вместо того, чтобы использовать на мне дефибриллятор, использовать своё право депутата и нажать на кнопку "За", когда будет голосование по данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Спасибо, уважаемый содокладчик. Коллеги, у нас не так много времени остаётся до завершения работы, а ещё необходимо рассмотреть порядка пяти проектов поручений Государственной Думы и проект постановления Государственной Думы, который мы попросили подготовить председателя Комитета по бюджету и налогам. Есть ли необходимость при таком большом количестве вопросов и ответов продолжать дискуссию и выступать от фракций? Ведь большое количество депутатов уезжает в командировки в регионы, и завтра, как вы знаете, состоится выездное заседание Совета Государственной Думы в Симферополе и Севастополе. В связи с этим хотелось бы придерживаться времени, которое определено Регламентом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович настаивает на выступлении. Коллеги, тогда, если вы не возражаете, мы предоставим Сергею Владимировичу такую возможность. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, вы тоже настаиваете? Хорошо. Тогда выступят Иванов, Куринный и Нилов. (Шум в зале.) Коллеги, а как вы отнесётесь к тому, что все, у кого билет на самолёт, кто как-то спланировал... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если выступление по делу и прозвучит иная позиция, это всегда заслуживает уважения, это ваше право, но всё-таки, коллеги, хотелось бы, чтобы мы относились с пониманием друг к другу. (Аплодисменты.) Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Мы, конечно, с пониманием отнесёмся к вашим предстоящим мероприятиям. Коллеги, я вопрос задавал не для смеха, как сказал Андрей Константинович. Я задал вопрос, чтобы вы задумались: любой прибор может ошибиться, и если этот прибор ошибочно сработает, а рядом не будет специалиста-медика, то человека можно будет просто-напросто потерять. Вот это я хотел сказать, а не посмеяться тут! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Думаю, то, что вы говорите, абсолютно несмешно, это действительно правильно поднятый вопрос. У нас сегодня законопроект рассматривается в первом чтении. Было бы правильно при рассмотрении законопроекта в дальнейшем пригласить представителей Минздрава, специалистов в этой сфере и послушать соответствующую информацию в зале, чтобы выработать свою позицию, опираясь на мнения специалистов в этой сфере. Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, есть предложение. У нас будет время на подготовку этого документа ко второму и третьему чтениям, предлагаю в постановлении к третьему чтению всё-таки отразить необходимость обучения таким навыкам. К сожалению, не каждый сможет воспользоваться прибором, даже с голосовыми подсказками и со всем остальным. Надо, чтобы проводилось обязательное обучение охранников, администраторов, то есть тех людей, которые постоянно находятся в торговых центрах, возможно, и педагогов в образовательных учреждениях на соответствующих курсах, - это надо будет сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наша фракция, конечно, поддерживает такое благое намерение - спасать жизни россиян. Но мы считаем, что каждый раз принимать отдельный закон, чтобы оснастить все общественные места различными приборами, различными средствами спасения при пожаре, например устройствами "Самоспас". Ведь есть и другие заболевания, могут понадобиться тот же инсулин, адреналин, и если всё это должно быть в обязательном порядке, то аптечка, которая должна висеть на стене, будет заполнена огромным количеством жизненно важных лекарств, приспособлений и так далее. Коллеги, давайте тогда рассматривать это комплексно, не выделяя один прибор, потому что причин трагических ситуаций огромное количество. Давайте в рамках второго и третьего чтений всё это обсудим, чтобы после трёх чтений не стать опять мишенью для каких-то критиканов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У полномочного представителя президента есть желание выступить? Нет желания. У представителя правительства? Александр Юрьевич, у нас к вам просьба, учитывая, что вы всегда реагируете на обращения, пригласить ко второму чтению данного законопроекта представителя Минздрава и профильных специалистов, чтобы они могли свою точку зрения публично высказать. Понятно, что при дальнейшей подготовке законопроекта она наверняка будет запрошена и рассмотрена, но будет хорошо, если их точка зрения прозвучит здесь. Нет возражений, коллеги? Нет. Андрей Константинович, выступите с заключительным словом? Нет желания. Пожалуйста, Юрий Викторович. Включите микрофон Кобзеву. КОБЗЕВ Ю. В. Вячеслав Викторович, спасибо. Мы достаточно обсудили, я согласен с вашей позицией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов), 12-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 46 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Коллеги, за - 408, против - нет, воздержался один. Законопроект принимается в первом чтении.