Заседание № 256
19.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 466896-5 "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о распределении депутатских мандатов внутри федерального списка).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4765 по 5054 из 6718
И переходим ко вчерашнему пункту 36. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Максим Станиславович Рохмистров. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это пункт 1 дополнительной повестки, совершенно верно, чтобы не путаться. Да, я всё назвал, просто напомнил, что в прошлый раз это был пункт 36. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, это как раз из пакета законопроектов ЛДПР по совершенствованию выборов и распределению мандатов депутатов Государственной Думы, естественно, следующего созыва, в этом созыве уже все всё пораспределяли. Касается он статьи 83, статья 83 как раз называется "Методика пропорционального распределения депутатских мандатов". В ней определяется тот порядок, когда уже состоялись выборы, все проголосовали, и дальше начинается достаточно сложная процедура с такими категориями, как первое частное, второе частное, равенство дробных частей, коэффициент дополнительного распределения и так далее, и так далее, и так далее. Понять это в принципе нормальный человек не может, надо иметь, наверное, специальное математическое образование, сидеть с калькулятором. То есть в принципе распределение мандатов так, как это прописано в законе, - процедура сложная, непонятная, в которой, собственно говоря, участники процесса выборов не принимают никакого участия, и избиратели не понимают, каким образом происходит распределение мандатов. Некоторые депутаты, конечно, понимают, но им, чтобы просчитать эту процедуру, тоже надо значительное время посидеть с калькулятором, поднять все данные, вспомнить курс математики не только за среднюю школу, но и за институт. Многим это достаточно сложно сделать. Кроме того, есть вещи, которые очень сложно объяснять избирателям, я просто с этим сталкивался неоднократно. Например, каким образом в субъекте, где численность избирателей шестьсот тысяч, партия или политическое объединение набирает, например, 15 процентов и от их региона в Думу кандидат не попадает, потому что при явке 50 процентов 15 процентов составляет... определённое количество избирателей. На это надо потратить часа два, и, если избиратель имеет специальное высшее образование, он, может быть, поймёт, почему от их субъекта нет представителя в Государственной Думе. А в другом регионе... Для сравнения избиратель приводит в пример другой регион, где численность три миллиона человек и где политическое объединение набрало 3 процента, - вдруг появляется представитель в Государственной Думе, который, естественно, закреплён за этим округом, он их представитель. Я уже говорил о том, что само избирательное объединение, то есть политическая партия оказать влияние на эти процессы не может. А собственно говоря, избиратель, который пришёл на выборы, голосует не столько за персоналии того или иного списка, он в целом голосует, особенно на выборах в Государственную Думу, за программу политической партии, которую она представляет, одобряет то, каким путём эта партия пойдёт. Ну и естественно, хотелось бы избирателям иметь представителя от своего собственного субъекта, потому что разобраться в перечне, когда шесть-семь человек в списке того или иного политического объединения, им тоже достаточно сложно. Политическая партия после выдвижения списков и утверждения их на съезде влиять на процессы не может. Причём неважно, самоустранился этот человек от выборов, ведения предвыборной кампании, появился в региональном списке другой человек, который работает в регионе, где меньшее количество избирателей, и он себя хорошо проявил, доказал, что он будет, наверное, более профессионально представлять интересы политической партии в Государственной Думе, - это уже, собственно говоря, никого не волнует. Мало того, так как политическая партия юридически устранена от данного процесса, не она решает, кому и как передать мандат, включаются так называемые суррогаты, которые используются всеми политическими партиями, не только оппозиционными, но в том числе и партиями, получившими большинство на выборах. Это так называемые суррогаты по передаче мандата, когда кто-то по каким-то обстоятельствам сдаёт мандат, за ним стоит человек, который, как считает политическое объединение, не совсем достоин представлять, начинают уговаривать этого человека тоже отказаться от мандата, потому что возможность у партии передать мандат решением уполномоченного органа тому, кого она считает на данный момент более достойным, возникает только в том случае, если в региональном списке не осталось ни одного человека, которому можно было бы передать мандат. Поэтому используются механизмы убеждения, с тем чтобы эта возможность появилась у политического объединения. Поэтому законопроект предлагает нам быть более честными, право определения, кому передать мандат на основании решения уполномоченного органа... Ну, если есть какие-то вот нюансы, сомнения, а может ли уполномоченный орган, которому делегировано на время выборной кампании проведение ряда операций, производить в том числе и корректировку списка, убрать из него того или иного кандидата, то можно было бы в рамках второго чтения передать эти полномочия в том числе и съезду, то есть политическое объединение решением съезда уже передаёт определённое количество мандатов, которые есть у политической партии, конкретным людям, которые себя проявили. В этом случае появляется, наверное, возможность и объяснить избирателям, почему от какого-то региона есть депутат, от какого-то региона нет депутата, и оценить поддержку в том или ином регионе, которую избиратели, так сказать, делегировали. От некоторых регионов, где небольшое количество избирателей и где партия получила достаточно высокую поддержку, наверное, политическая партия захотела бы направить представителя в Государственную Думу, но именно от того региона, где она получила большую поддержку, чем на выборах, например, в каком-то большом субъекте, где её поддержало меньшее количество граждан, и может быть, этот субъект добавить тому кандидату в депутаты, который эффективно поработал, например, в соседнем регионе, чтобы он сделал работу ещё более эффективной, чтобы на следующих выборах в этом большом субъекте эта политическая партия получила большую поддержку. Мы уходим от этого суррогата, который сегодня есть, уходим от этой сложной системы, когда несколько специалистов путём сложных математических вычислений, которые донести до среднестатистического избирателя просто невозможно, определяют, кто заслуживает быть депутатом. И избирателю тоже будет гораздо понятнее: он голосовал за такую-то политическую партию - и эта политическая партия решением своего съезда либо уполномоченного органа определила, что партию в Государственной Думе будут представлять такие-то депутаты. Вот это гораздо проще понять. Ну и, раз мы доверили участвовать в выборах политическим партиям, наверное, логичнее было бы и расширить их полномочия в плане оценки эффективности собственных кандидатов, которых они выдвигают, они смогут определить, кто из них работал более эффективно, а кто менее. Кроме того, в целом ряде субъектов существует процедура сквозных списков, когда подаётся единый список без деления на региональные группы, она практикуется. К сожалению, пока везде существует система высвобождения той или иной региональной группы и только после этого появляется право передать мандат по выбору уполномоченного органа политической партии человеку, который находится в списке. Это понятная процедура, все, наверное, после выборов сталкиваются с процедурой объяснения, почему здесь есть, а здесь нет депутата, почему здесь три депутата, а здесь два депутата. Мне, например, очень сложно объяснить, почему у какого-то региона, где процент поддержавших партию выше, нет её представителя в Государственной Думе, а есть у региона, где этот процент меньше, а количество избирателей больше. Наверное, объяснение, что это решение политической партии, за которую вы голосовали, будет более разумно, чем экскурс в математику - с формулами, с объяснением сложной процедуры подсчёта и распределения мандатов, - к тому же мы ещё раз подтвердим доверие политическим партиям, которые фактически и формируют наш высший орган представительной власти. Уважаемые депутаты, просьба поддержать настоящий законопроект. Он всем нам облегчит жизнь и стимулирует к более ответственной работе, то есть у каждого кандидата в депутаты вопрос будет решаться не его местом в списке, а тем, как он проведёт работу, как проявит себя во время выборной кампании, каковы будут результаты его конкретной работы. Естественно, политическое объединение заинтересовано в том, чтобы в Думе его представляли самые высококвалифицированные, самые ответственные специалисты и, самое главное, люди, которые могут работать и весь созыв будут ответственно подходить к своей работе. Наверное, тогда мы не будем наблюдать в зале картину, которую наблюдаем достаточно регулярно, в том числе и сейчас, и, наверное, не надо будет нам с вами спорить, вводить ли какие-нибудь санкции для депутатов, которые в Государственной Думе не появляются, или не вводить. Вся ответственность будет лежать на политической партии, которая два раза провела селекцию своих кандидатов и сама определила тех людей, которые должны работать в этом зале. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад от комитета сделает Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! О сути, о теме рассматриваемого законопроекта мы только что с вами выслушали. Ну, я не думаю, что селективный, мичуринский способ приемлем в решении политических вопросов. И что касается сложности решения данного вопроса, математической или арифметической, - на наш взгляд, её тут нет, потому что в нашем избирательном законодательстве этот вопрос урегулирован достаточно плотно и полно. Что ещё можно сказать по этому поводу? В настоящее время депутатские мандаты, как вам известно, распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка в Центральной избирательной комиссии и рассматриваемым как порядок очерёдности получения депутатских мандатов. Изменения, конечно, могут быть, и они предусмотрены у нас в законе, там есть этот перечень, поэтому тут тоже проблем никаких нет. И вот мы считаем, что такое регулирование, которое мы с вами сегодня имеем, гарантирует соблюдение именно демократической процедуры при выдвижении списка кандидатов, поскольку решение о персональном составе списка кандидатов и порядке расположения в нём кандидатов принимается руководящим органом политической партии и обеспечивает неизменность этого порядка в течение всего срока полномочий избираемого органа, в частности, Государственной Думы. Кроме того, мы с вами знаем, что согласно части 4 статьи 73 федерального закона в избирательном бюллетене под наименованием политической партии - я это вчера уже говорил - помещаются фамилии кандидатов, и вследствие этого избиратели, голосуя за определённую политическую партию, исходят не только из своих представлений о заявленных политическими партиями целях, задачах, они также ориентируются на кандидатуры, которые указаны в этом бюллетене. Таким образом, голосуя за список кандидатов, выдвинутых определённой партией, избиратель ещё и желает, чтобы депутатами стали именно те кандидаты от этой политической партии, которые указаны в избирательном бюллетене, который он держит в руках. В этом, как правило, и состоит волеизъявление самого избирателя - а их, заметьте, всё-таки больше, чем кандидатов в депутаты, - поэтому предлагаемый авторами законопроекта правовой механизм распределения депутатских мандатов входит в определённое противоречие и с Конституцией Российской Федерации, которая гарантирует равенство прав граждан независимо от каких бы то ни было обстоятельств и закрепляет право граждан России участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными. Учитывая изложенное, наш комитет рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Александр Петрович, ну не могу не помочь вам, не прийти на помощь. Вот представьте, как было бы здорово, если бы данный закон был принят: после того как был бы принят этот закон, любой из тех людей, которые возглавляют сейчас списки, собственноручно написав заявление о том, чтобы в случае избрания прекратить полномочия, несовместимые со статусом депутата Государственной Думы, мог бы честно сказать избирателям: ребята, я, конечно, хотел пойти, но партия приняла решение, что мне нужно остаться на посту губернатора, премьер-министра, ещё кого-нибудь, - и всё было бы хорошо. Как вы к этому отнесетёсь? Хороший вариант мы предлагаем, а? МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, как было бы здорово... Ну, я готов при определённых условиях согласиться с таким подходом, Сергей Владимирович, но вот в данном проекте федерального закона всё-таки, вы знаете, почти неприкрыто формируется принцип абсолютного усмотрения, что, вообще-то, невозможно при наших принципах конституционного и государственного устройства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других вопросов нет. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть одно выступление. Депутат Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста, с места. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Тоже очень кратко. Александр Петрович, мы с вами как будто на разных языках разговариваем. Вот вчера я докладывал законопроект и никак не мог от вас добиться разъяснения, почему вы делаете вывод, что избиратель упёрто будет говорить: нет, я голосовал за список, в котором стояли Иванов, Петров, Сидоров, именно в таком порядке, и значит, будьте любезны дать мандат тому, кто первый стоял. Он же там никак не отметил галочкой, кто там, по его мнению, должен быть первым, вторым, а кто третьим. Точно так же и в этом законопроекте: из тех людей, кто был уже в списке, кто уже был включён в этот список, находился в этих группах, партия и выберет сама. И почему вы решили, что руководство нашей партии, многоуважаемых других партий, ну, такое вот нехорошее, такое предвзятое, что только денежные мешки с состоянием не меньше миллиарда долларов будут включаться в эти списки и получать мандаты депутатов? Я думаю, что мы уже все этим сыты по горло, по большому счёту, и дважды на одни и те же грабли наступать, наверное, никто не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает на заключительном слове депутат Рохмистров. Поскольку было выступление депутата Иванова, то есть считается, что имели место прения, я вынужден предоставить слово депутату Рохмистрову. Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Спасибо, Олег Викторович. Вы так хорошо знаете Регламент, что приходится у вас учиться. Хотелось бы обратить внимание на то, что законопроект-то в принципе направлен как раз против того, чтобы кто-то какие-то взносы непонятные в том или ином виде вносил, потому что ничего ещё не решено и съезд, которому дано право сформировать списки, может внести изменения уже по результатам проведения выборной кампании, если есть претензия к спискам. У нас в бюллетенях указывается две тройки: тройка в федеральной части списка (можно оговорить в законопроекте в рамках второго чтения, что первая тройка в федеральной части списка не подвергается изменению, что она в любом случае не меняется) и тройка региональная, региональной группы, в отношении которой тоже можно оговорить, установить в рамках второго чтения, в результате дискуссий, учёта других мнений, что мандат передаётся в рамках этой региональной тройки, то есть не выходит за её рамки - там четвёртое, пятое, шестое место. Вот Александр Петрович считает, что это должны быть только те люди, которые в бюллетене есть, - ну давайте пообсуждаем эту тему. Вопрос-то как раз и заключается в том, что политическим партиям, с одной стороны, разрешено формировать эти списки, а с другой стороны, сама политическая партия не может принять в этом участие и внести изменения по результатам выборов, то есть оценить работу тех людей, которых она выдвинула. Собственно говоря, это проблема не только оппозиционных партий - это проблема и правящей партии в том числе, потому что зачастую, к сожалению, человеческая натура такова, что вот хорошо человек себя проявил... Я считаю, что законопроект как раз и поможет вам разобраться с ситуацией в рамках "Народного фронта", в котором у вас будет большое количество людей, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не из вашей партии, они пришли со стороны, они хорошо себя проявили в течение месяца работы до съезда, и, заняв хорошую проходную позицию в вашем списке, сейчас самоустранятся от ведения выборной кампании, и прямо вам после 18 ноября скажут: вы знаете, зарплата у депутата хорошая, но я как занимался своим бизнесом или там общественной работой, так и буду заниматься, а вы уж там в Думе сами посидите. И мы опять столкнёмся с проблемой пустого зала, с проблемой дисциплины, и вы уже не сможете ничего сделать, потому что механизма передачи депутатского мандата другому не существует ни на одном из этапов после утверждения списков и наступления периода, когда политическое объединение не может корректировать эти списки. Поэтому мы и предлагаем такой вариант: чтобы политическая партия после получения определённого количества мандатов хотя бы в какой-то части могла сама распределить эти мандаты между наиболее, так скажем, эффективными кандидатами из списка этой политической партии, определив, конечно, предварительно их эффективность, потому что ответственность всё-таки в конечном итоге лежит на политической партии и кроме неё никто не заинтересован в том, чтобы её, собственно говоря, депутаты работали лучше, с полной отдачей, не оглядываясь ни на кого, и знали, что и во время выборной кампании, и после выборной кампании они должны работать с полной отдачей и защищать интересы своих избирателей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик не настаивает на заключительном слове. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5721 по 5736 из 6718
Пункт 1 дополнительной повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 36 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется.