Заседание № 177
О проекте федерального закона № 466656-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые процедуры и готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам кто-то будет выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 45 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 466656-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25-3<W0^*> части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"; принят в первом чтении 15 апреля 2014 года с наименованием "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25-3<W0^*> части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Напомню, что законопроект был принят в первом чтении 15 апреля 2014 года с наименованием "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". К законопроекту поступило одиннадцать поправок, шесть из которых рекомендованы Комитетом по бюджету и налогам к принятию и пять - к отклонению. Согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту не имеется замечаний правового и юридико-технического характера. Прошу поддержать решение комитета в части одобренных и в части рекомендованных к отклонению поправок и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 53 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 17 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 01 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 466656-6 "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения положений Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на фиксированное время четыре законопроекта, внесённых Президентом Российской Федерации, мы их рассматриваем с одним докладом и тремя содокладами. Нет возражений? Нет. 16-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами". 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации". И 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён на ваше рассмотрение третий пакет законопроектов, состоящий из четырёх законопроектов, направленный на дальнейшее совершенствование текущего законодательства, которое необходимо в связи с тем, что внесены соответствующие поправки в Конституцию, которыми предусматривается (и уже вступили в силу, напоминаю вам) объединение двух высших судебных инстанций - Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; все вопросы, которые ранее рассматривал в порядке осуществления правосудия Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, с его упразднением передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. Первый из представленных законопроектов - проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Этим законопроектом предусматривается передача полномочий Высшего Арбитражного Суда Верховному Суду Российской Федерации, уточняется порядок формирования в связи с этим президиумов арбитражных судов и образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов. Кроме того, уточняются вопросы, касающиеся определения места постоянного пребывания арбитражных судов, определения общей численности судей и работников аппаратов арбитражных судов. Помимо этого, регулируются вопросы организационного обеспечения деятельности арбитражных судов. Как ранее и предполагалось, организационное обеспечение деятельности всех арбитражных судов, а именно мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Аппарат арбитражного суда выполняет организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия. Положения, которые касаются деятельности и задач аппаратов арбитражных судов, приводятся в соответствие с аналогичными положениями Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Предусматриваются переходные положения. В частности, разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, которые были даны Пленумом Высшего Арбитражного Суда, сохраняют свою силу вплоть до соответствующих решений, которые будет принимать уже Пленум Верховного Суда Российской Федерации в новом качестве. Ранее созданные в структуре арбитражных судов судебные коллегии и постоянные судебные присутствия также будут продолжать действовать до принятия соответствующих уточнённых решений. Второй законопроект - проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации". Законопроектом закрепляются положения о передаче полномочий Высшего Арбитражного Суда, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда соответственно Верховному Суду Российской Федерации, Президиуму и Пленуму Верховного Суда Российской Федерации в новом качестве. Из подведомственности арбитражных судов исключается рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов. Предлагается признать утратившими силу положения кодекса, которые касаются производства в суде надзорной инстанции, при этом кодекс дополняется новой главой 36-1 "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора". Кроме того, Арбитражный процессуальный кодекс дополняется положениями, которые регулируют порядок кассационного и надзорного производства в Верховном Суде Российской Федерации, а также вводится двухуровневая кассация в арбитражном процессе. В качестве кассационной и надзорной инстанций выступают соответственно Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда и Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Третьим законопроектом предлагается внести изменения в тринадцать законодательных актов в связи с изменением подведомственности отдельных категорий дел, которые рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Соответствующие изменения вносятся в следующие федеральные законы: "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О рекламе", "О защите конкуренции", "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости, эти дела будут относиться к компетенции судов общей юрисдикции уровня верховных судов и судов субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения вносятся в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Речь идёт об уточнении процедуры пересмотра Верховным Судом Российской Федерации вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, так как эти дела теперь также относятся к компетенции Верховного Суда, ранее они относились к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. И четвёртый законопроект - это отдельный законопроект, которым вносятся изменения в статью 105 части первой и в главу 25-3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Законопроектом уточняются нормы, регулирующие порядок уплаты госпошлины, её сроки, размер и особенности при обращении в Верховный Суд Российской Федерации. Кроме того, закрепляются льготы, основания и порядок возврата или зачёта госпошлины по отдельным категориям дел. Вот, уважаемые депутаты Государственной Думы, основное содержание тех новелл, которые предложены Президентом Российской Федерации. Прошу вас поддержать эти инициативы, одобрить проект федерального конституционного закона и принять в первом чтении три проекта федеральных законов. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Содоклад Владимира Николаевича Плигина по первым двум законопроектам, это пункты 16 и 17 повестки дня. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленные законопроекты направлены на реализацию Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Как вы хорошо знаете, указанной конституционной поправкой и принятым в целях её реализации Федеральным конституционном законом "О Верховном Суде Российской Федерации" предполагаются образование Верховного Суда Российской Федерации на базе Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также передача вопросов осуществления правосудия, отнесённых к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации. Данные преобразования предполагают внесение корреспондирующих изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты, что и предлагается представленными в настоящее время законопроектами. Таким образом, основной целью законопроектов является определение компетенции Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, уточняется ряд положений, в частности об определении порядка формирования президиумов арбитражных судов, об организационном обеспечении, - Гарри Владимирович на этом подробно останавливался. Хотел бы, кстати, отметить, что в законопроектах даются ответы на те вопросы, которые ранее возникали у нас, в том числе и применительно к закону о поправке к Конституции Российской Федерации, Юрий Петрович Синельщиков, в частности, ставил этот вопрос. В статье 2 федерального конституционного закона вводится положение, в соответствии с которым разъяснения по вопросам практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, то есть эта норма даёт определённость, отвечает на те вопросы, которые ранее возникали в нашем зале. Уважаемые коллеги, мы предлагаем одобрить в первом чтении проект федерального конституционного закона и принять в первом чтении проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 18-му пункту повестки дня содоклад сделает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Речь идёт о внесении поправок в Арбитражный процессуальный кодекс. С учётом того что Гарри Владимирович очень подробно обо всём рассказал, хотелось бы ещё раз обратить внимание на то, что в кодексе появляется новая глава 36-1 "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора" и утрачивает силу положение о подведомственности по делам об оспаривании нормативных правовых актов - это глава 23 Арбитражного процессуального кодекса. Ну, и также надо сказать, и Владимир Николаевич уже обратил внимание на это: и в конституционном проекте закона, и в законопроекте о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс говорится о том, что в мотивировочной части решения возможны ссылки как на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда, так и на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда, то есть суды будут иметь возможность использовать ту практику, которая наработана Высшим Арбитражным Судом. Кстати, хочу сказать, что эта практика, на мой взгляд, достаточно прогрессивная и, конечно же, отказываться от неё было бы неправильно, - я думаю, что даже если бы не было такого указания в данном законопроекте, её всё равно можно было бы использовать, поскольку мы до сих пор по многим вопросам, по аналогичным делам используем практику Верховного Суда СССР. Из положительных моментов хотел бы отметить, что теперь в судебном разбирательстве будет возможна подача документов в электронном виде, в том числе через Интернет. Также, коллеги, хотелось бы сказать: очевидно, что данный закон будет носить переходный характер, но это не умаляет его значения. Почему переходный? Потому что очевидна необходимость создания полного, нового Гражданского процессуального кодекса, где нашли бы отражение процедуры, связанные с экономическими спорами, поэтому как Арбитражный процессуальный кодекс, так и проект закона об административном судопроизводстве - всё это, конечно, уйдёт в историю, а та практика, которая будет наработана по данным законодательным актам, рассматриваемым сегодня, безусловно, будет чрезвычайно полезна при подготовке нового Гражданского процессуального кодекса. Наш комитет предлагает принять как этот законопроект, так и остальные - все четыре законопроекта, о которых сегодня говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Раисы Васильевны Кармазиной по 19-му пункту. Пожалуйста, Раиса Васильевна. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, указанный проект федерального закона подготовлен в связи с разработкой проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" в целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", которым предусматриваются объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передача вопросов осуществления правосудия, отнесённых к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. Законопроектом предлагается внесение изменений, уточняющих положения статьи 105 "Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций" части первой Налогового кодекса и ряда статей главы "Государственная пошлина" части второй кодекса. В частности, предлагаются изменения в статью 333-19 "Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями", согласно которым при подаче заявления об оспаривании, полностью или частично, нормативных правовых актов (нормативных актов) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, а также об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации устанавливается государственная пошлина в следующем размере: для физических лиц - 200 рублей, для организаций - 3 тысячи рублей. В настоящее время в соответствии с указанной статьёй кодекса по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, указанные размеры госпошлины установлены при подаче заявления об оспаривании, полностью или частично, нормативных правовых актов органов госвласти, органов местного самоуправления или должностных лиц. Кроме того, законопроектом уточняются особенности уплаты госпошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды, а также порядок освобождения плательщиков от уплаты госпошлины. Концептуально поддерживая идею рассматриваемого законопроекта, комитет отмечает, что его отдельные положения требуют дополнительного обсуждения при подготовке ко второму чтению. Так, поскольку подпункт 6 пункта 1 статьи 333-19 кодекса предлагается изложить в редакции, содержащей перечень органов публичной власти и должностных лиц, при оспаривании нормативных правовых актов которых уплачивается госпошлина, в ходе применения законодательства о налогах и сборах могут возникнуть вопросы о размере госпошлины, подлежащей уплате по делам об оспаривании нормативных правовых актов органов публичной власти и должностных лиц, не вошедших в данный перечень. Кроме того, поскольку в подпунктах 11 и 12 пункта 1 статьи 333-35 кодекса установлены льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и так далее в виде освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о предоставлении указанным категориям лиц льгот по уплате госпошлины при обращении в арбитражные суды. Также представляется целесообразным внесение изменений в подпункт 14 пункта 1 статьи 31 "Права налоговых органов" части первой кодекса в части предоставления налоговым органам права предъявлять иски (заявления) не только в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды, но и в Верховный Суд Российской Федерации. На основании изложенного комитет рекомендует Госдуме принять в первом чтении указанный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, по всему блоку законопроектов есть ли желающие задать вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос по 16-му пункту нашей повестки. В Республике Башкортостан запланировано строительство нового здания арбитражного суда стоимостью 1,6 миллиарда рублей, в то же время запланировано строительство комплекса зданий Верховного Суда на сумму 2,5 миллиарда рублей. Вопрос следующий: не повлечёт ли принятие данного законопроекта проблем с финансированием строительства одного из названных объектов и кто будет осуществлять контроль за расходованием средств? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Спасибо. Я думаю, что здесь никаких проблем быть не должно по следующим причинам. У нас в рамках поправок к Конституции речь идёт исключительно об объединении двух высших судебных инстанций, поэтому суды на уровне субъектов Российской Федерации, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, продолжают функционировать в том же статусе, в том же правовом режиме с точки зрения как судоустройства, так и судопроизводства, даже с учётом тех изменений, которые мы уже приняли и которые сейчас рассматриваем. Всё, что касается вопросов финансирования, в том числе и по этим направлениям, находится сейчас в компетенции Судебного департамента при Верховном Суде, и поэтому хочу вам напомнить, что уже сейчас, с 1 апреля текущего года, всё финансирование идёт через соответствующие структурные подразделения Судебного департамента, ну а контроль за расходованием бюджетных средств, вы знаете, у нас осуществляет Счётная палата и ещё целый блок других органов государственной власти, поэтому я надеюсь, что здесь всё будет хорошо. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что это, в общем-то, не имеет прямой взаимосвязи с тем, что мы сегодня рассматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить также по всему блоку вопросов? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленные президентские законодательные инициативы подготовлены в целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предусматривающего объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также передачу вопросов осуществления правосудия, отнесённых к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. Указанные преобразования предполагают внесение в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, корреспондирующих изменений, что и предлагается сделать рассматриваемыми законопроектами. В частности, положения Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" изменяются исходя из передачи полномочий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации новому Верховному Суду Российской Федерации. Помимо этого уточняются положения об определении порядка формирования президиумов арбитражных судов, об образовании постоянных судебных присутствий арбитражных судов, расположенных вне места постоянного пребывания этих судов, а вопросы организационного обеспечения деятельности всех арбитражных судов Российской Федерации возлагаются на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Положения, касающиеся деятельности и задач аппаратов арбитражных судов, приводятся в соответствие с аналогичными положениями Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Вместе с тем в переходных положениях законопроекта "Об арбитражных судах в Российской Федерации" учитывается необходимость урегулирования в переходный период вопросов продолжения действия в структуре арбитражных судов ранее созданных судебных коллегий и постоянных судебных присутствий, а также полномочий президиумов арбитражных судов. Что касается передачи в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации дел, ранее подведомственных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, то для реализации указанной цели соответствующие изменения вносятся в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в Федеральный закон "О рекламе", в Федеральный закон "О защите конкуренции", в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, регулирующими порядок кассационного и надзорного производства в Верховном Суде Российской Федерации. Законопроектом вводится двухуровневая кассация в арбитражном процессе по аналогии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Из подведомственности арбитражных судов исключается категория дел об оспаривании нормативных правовых актов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, признавая его правовую значимость и объективную необходимость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, как известно, фракция КПРФ в принципе не поддерживает проходящую в стране судебную реформу, и об этом мы не раз заявляли и с этой трибуны, и в средствах массовой информации. Ко всему тому, что было сказано ранее, добавлю следующее. Как теперь стало ясно, в стране никакой реформы не проводится, разговоры об объединении двух судебных систем, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, оказались безрезультатными: две судебные системы остаются порознь, и сегодняшние законопроекты это подтверждают, даже остались два процессуальных кодекса, Арбитражный процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, то есть два различных процесса, происходит лишь в угоду кому-то поглощение Высшего Арбитражного Суда Верховным Судом Российской Федерации и переезд объединённого судебного аппарата из Москвы в Петербург. Иначе говоря, своими законопроектами мы в данном случае способствуем бессмысленному расходованию бюджетных средств, поэтому мы не намерены поддерживать законопроект "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и другие обсуждаемые законопроекты, которые посвящены данному вопросу. Ну, на этом, наверное, можно было бы и закончить выступление, однако не могу не высказать одно принципиальное замечание. В статье 2 обсуждаемого законопроекта "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предлагается разумная норма, цитирую её: "Разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации". Обращаю ваше внимание на то, что не так давно Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Верховном Суде Российской Федерации", он был опубликован в "Российской газете" 7 февраля 2014 года. За два месяца до опубликования, 18 декабря 2013 года, проект этого закона рассматривался во втором чтении, и тогда парламентским большинством была отклонена поправка депутатов фракции КПРФ, которой предусматривалось то же самое, что и в оглашённой сейчас мною норме из статьи 2 законопроекта Президента России, - об этом упомянул в своём докладе и Владимир Николаевич Плигин. Я хорошо понимаю, почему сегодня принимается упомянутая норма: она разумна, за ней стоит авторитет президента, - но я не понимаю, почему её разумность не убедила депутатов, голосовавших против такой же нашей поправки четыре месяца назад! Депутаты с большим стажем работы в Думе говорили мне, что, не дождавшись отмашки из Кремля, правящее большинство не может проголосовать за. Возможно, это и правильный порядок, я не оспариваю его, однако вынужден заметить, что четыре месяца назад не нашлось ни одного юриста или политика в правящем большинстве, начиная от членов комитета Плигина и заканчивая руководством Думы, который сходил бы в Кремль и объяснил необходимость такой нормы в нашем законодательстве. Призываю депутатов покончить с подобным безразличием, призываю бороться за чистоту российского законодательства так, как они боролись бы за свои личные блага, причём независимо от партийной принадлежности! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотелось бы сказать по поводу вопроса, который я задал Гарри Владимировичу. Дело в том, что этот вопрос возник потому, что законопроектом, обозначенным в пункте 16, в том числе вносится изменение в статью 44 закона об арбитражных судах, в которой говорится об организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Бесспорно, обеспечение неукоснительного соблюдения прав граждан и организаций - это приоритетная задача государства, и меры, принимаемые для достижения данной цели, излишними быть не могут. Реформа судов - наряду с Украиной и Крымом стала одним из центральных вопросов текущего года. Обеспечение беспрепятственного доступа к судебной защите - одна из наиболее важных гарантий государства, являющаяся неотъемлемой частью современного демократического общества, и именно на это направлена судебная реформа - реформа по объединению высших судов, ведь единое правоприменение на единой территории России, частью которой стали Крым и Севастополь, - это главная задача рассматриваемого сегодня пакета законопроектов. Я не буду останавливаться на конкретике данных законопроектов, в принципе здесь довольно полно всё было изложено, но хотелось бы обратить внимание на то, что необходимо всё-таки сохранить достижения нынешней судебной системы, взять лучшее и отбросить то ненужное, старое, что мешает нам наиболее полно осуществлять судебную защиту наших граждан, реализовывая конституционное право наших граждан на судебную защиту. Кроме того, отмечу, что нужно внимательнее прислушиваться к мнению юридической общественности, больше обсуждать на открытых площадках актуальные темы, в том числе касающиеся таких законопроектов, которые в принципе меняют всю судебную систему Российской Федерации. Если говорить более детально, то, конечно, хотелось бы сохранить доступность, открытость правосудия, в частности электронную картотеку арбитражных дел, ведь, позвольте напомнить, и президентом, и правительством взят курс на введение исключительно электронного документооборота во всех отраслях и полный отказ от бумажного документооборота. Хочу также напомнить, что в настоящее время Федеральная налоговая служба тестирует систему АИС "Налог-3", так как в ближайшее время все налогоплательщики будут обязаны вести всю бухгалтерию и документооборот между контрагентами только в электронном виде. Кроме того, необходимо устранить запрет на истребование дел из судов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СУХАРЕВ И. К. Спасибо. ...из судов до истечения срока обжалования в Коллегию по экономическим спорам Верховного Суда, потому что считаем, что это препятствует реализации права председателя Верховного Суда и его заместителей единолично инициировать пересмотр дела. Кроме того, мы считаем, что всё-таки необходимо вообще исключить обязательность заверения копий судебных актов как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Электронное судопроизводство, когда все документы есть в картотеке, существенно упрощает жизнь и нашим гражданам, и юристам, и судьям. Кроме того, данными законопроектами исключаются из подведомственности арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере экономической деятельности, что, считаем, может снизить защищённость бизнеса. И здесь хотелось бы вспомнить в том числе слова советника президента Вениамина Фёдоровича Яковлева, который сказал, что объединение судов было отчасти вынужденной мерой, так как высшие суды забыли о своём предназначении: при создании арбитражных судов закладывалась идея тесного взаимодействия Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда, их задачей было не рассмотрение дел само по себе, а то, что они должны были стать мозговыми центрами судебной системы и обеспечивать единообразие судебной практики. В заключение хочу отметить, что фракция ЛДПР всегда открыта для обсуждения адекватных и полезных предложений общественности по модернизации действующего законодательства. Мы поддержим данные законопроекты в целом, но с учётом высказанных предложений и с надеждой на то, что они существенно улучшат впоследствии жизнь наших граждан и организаций - ведь за организациями также стоят люди, - а также позволят в полной мере реализовывать право на судебную защиту и увеличат уровень доверия к судебной системе в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РУДЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Гарри Владимирович! Я думаю, что наша фракция поддержит все четыре законопроекта, внесённые президентом, так как мы считаем, что реформу, которую начали, надо завершать, и быстрее завершать, потому что за этой реформой стоит очень многое, в том числе судьбы предпринимателей, людей, целых коллективов. Единственное, чего хотелось бы пожелать, я уже об этом говорил при рассмотрении законопроектов: конечно, электронная база Верховного Суда значительно отстаёт от разработок, которые были применены в Высшем Арбитражном Суде, и я надеюсь, что коллеги из Верховного Суда это исправят, поправят. Надеюсь, и те хорошие наработки, которые мы с вами приняли, в том числе и сокращённый порядок рассмотрения исковых заявлений по делам, касающимся суммы до 200 тысяч рублей, который у нас был полностью переведён на электронный документооборот, тоже будут сохранены в этой базе. Объединение, которое происходит и в итоге завершится, конечно, пройдёт с небольшими трениями, ведь когда создаёшь что-то новое, всегда бывают какие-то вопросы, но я думаю, что мы с вами их отрегулируем. Считаю, что данную работу надо завершать, прекратить уже межфракционные трения и сделать так, чтобы наши люди пользовались тем, что мы, парламентарии, должны для них создать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы вас поблагодарить за такое внимательное отношение к президентским инициативам, так как мы действительно сегодня рассматриваем очень серьёзный блок законопроектов, касающихся реформы судебной системы. Я единственное хотел бы напомнить коллегам из той фракции, которая не планирует поддерживать наши законопроекты: уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание на то, что вы, вроде бы придерживаясь логики поборников конституционной законности, попадаете в довольно сложную ситуацию, в ловушку, ведь, хочу вам напомнить, поправки в Конституцию, которыми не предусматривается наличие Высшего Арбитражного Суда, вступили в силу, а нормы Конституции имеют прямое действие. И ещё хочу обратить ваше внимание на то, что и органы государственной власти, и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию, поэтому то, что вы будете продолжать придерживаться принципа "а мы вас не будем поддерживать", будет означать противоречие логике Конституции. Я предлагаю всё-таки вести более детальную, подробную профессиональную дискуссию по данному вопросу, что, безусловно, поможет доработать законопроекты ко второму чтению, а такая позиция действительно ставит фракцию и тех, кто от её имени выступает, в достаточно неловкую ситуацию. Спасибо вам за поддержку и прошу ещё раз вас поддержать инициативу президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Выступая от имени комитета, я подчеркнул, что законопроект действительно даёт ответы на те вопросы, которые ранее поднимались Юрием Петровичем Синельщиковым, - я был искренне удивлён, услышав выступление, которое после этого прозвучало. Я уверен, что каждый раз, когда ты оперируешь чем-то, нужно наряду со всем прочим ценить в том числе те слова и тексты, которые представляются. Действительно, поправка была, но она была в несколько иной редакции - в редакции, которой не предполагалось, что разъяснения будут действовать до принятия соответствующих решений иным органом судейского сообщества, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, то есть подчёркивалось их постоянство и стабильность, а это несколько разные вещи. Данное положение действительно систематизирует, соотносит практику Высшего Арбитражного Суда и возможную практику будущего, образуемого Верховного Суда Российской Федерации. Если ссылка на текст не обоснована, то, наверное, и апеллирование к различным инстанциям или противопоставление инстанций также под собой не имеет почвы. Будем корректными, будем читать тексты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители других комитетов будут выступать? Нет. Законопроекты из пунктов 16, 17, 18 и 19 выносятся на "час голосования".
16-й пункт, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", первое чтение. Необходимо триста голосов. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 50 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Одобрен в первом чтении. 17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 28 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. 18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 57 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. 19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 32 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается.