Заседание № 242

09.10.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 466325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3333 по 3879 из 4457
4-й вопрос, приоритетный законопроект фракции ЛДПР - проект федерального        
закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской       
Федерации". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов.                            
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный законопроект наша фракция, коллектив     
депутатов внёс практически полтора года назад. Тема эта возникла в результате   
того, что после перехода к исчислению налога по кадастровой стоимости земли     
во многих регионах мы столкнулись с ситуацией, когда размер этих платежей       
стал достаточно весомым, существенным.                                          
                                                                                
Мы исходили из простой позиции. У нас есть целый ряд граждан, а именно 15       
категорий граждан, которые сегодня освобождены от налога на имущество. О чём    
идёт речь, если говорить более детально? Я вам напомню. У нас физические лица   
освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении одного (по решению      
самих граждан) объекта налогообложения по каждому виду объектов                 
налогообложения. У нас есть, условно, пять видов: это квартира (комната,        
часть квартиры), жилой дом, это может быть хозяйственное строение (50           
квадратных метров на даче), это может быть гараж, машино-место, то есть         
существует пять видов, по каждому из которых один объект выбирается по          
принципу наибольшего, и в отношении него освобождают.                           
                                                                                
Второй момент. Существуют 15 категорий (я относительно коротко, просто          
коснусь, чтобы вы понимали, потому что не каждый часто с этим сталкивается):    
это Герои Советского Союза, Герои России, инвалиды первой и второй групп,       
инвалиды с детства, участники войны, вольнонаёмные лица, которые участвовали    
в Великой Отечественной войне, лица, которые попали под радиационное            
воздействие при испытаниях на Семипалатинском полигоне, на "Маяке" и в          
Чернобыле, военнослужащие и граждане, уволенные со службы, члены семей          
военнослужащих, потерявших кормильца, пенсионеры, это "афганцы" и другие,       
участвовавшие в боевых действиях, участники ядерных испытаний, физические       
лица, родители и супруги военнослужащих, погибших при исполнении, и в           
отношении имущества, которое расположено на дачных участках, - пенсионеры.      
Вот достаточно большая группа, я полностью не стал зачитывать, показал          
концептуально, о чём мы говорим.                                                
                                                                                
Для того чтобы у нас обсуждение пошло в конструктивном русле, я сразу скажу,    
что год назад президент вышел с инициативой освободить также определённые       
категории, которые были указаны в послании, от земельного налога. Мы            
полностью синхронизировали наш законопроект полтора года назад, то есть мы      
взяли ровно эти же категории - мы абсолютно никого не добавляли и не убавляли   
- и определили, что ровно так же человек получает право выбрать по одному       
объекту каждого вида имущества: если у него, условно, три дома и три гаража,    
то он должен выбрать какой-то один дом, один гараж - и заявить об               
освобождении их от обложения налогом на имущество. Сегодня, кстати, налоговая   
инспекция получила, скажем так, право, что касается данных категорий, если      
человек сам не выбирает, включить наибольший по стоимости объект сразу. Вот     
такой законопроект мы подготовили во фракции. Взяли эти 15 категорий, взяли     
земельные участки под теми объектами, которые человек заявляет. То есть,        
условно, если пенсионер имеет право на льготу по квартире, по гаражу, он их     
выбрал, то, соответственно, те земельные участки, которые оформлены под этой    
квартирой (если это многоквартирный дом), под индивидуальным домом, под         
гаражом, тоже подпадают под освобождение от налога.                             
                                                                                
В законе, который мы с вами приняли, де-факто получилось следующее. Мы ввели    
десять категорий - не 15, а десять, это первое. Второе, мы ввели ограничение    
по размеру - шесть соток по одному участку. Если мы рассмотрим доход от         
земельного налога, то увидим, что это примерно около триллиона рублей,          
которые собираются в консолидированный бюджет, ну, понятно, в основном это      
средства предприятий, бизнеса. Если говорить о поступлениях от физических       
лиц, то это порядка 40 миллиардов рублей всего-навсего, по имущественному       
налогу и по земельному, ну, они примерно в паритете, то есть в принципе         
где-то совсем близко. В связи с этим мы считаем, что не совсем корректно,       
скажем так, имея примерно одинаковую налоговую нагрузку на физических лиц,      
имея примерно одни и те же категории, совершенно по-разному предоставлять эту   
льготу.                                                                         
                                                                                
И самое главное, нам непонятна логика. Давным-давно, иногда ещё в 90-е годы,    
мы принимали законы и выделяли льготные категории, потом, перейдя на            
налогообложение по кадастровой стоимости, приняли, что эти категории            
заслуживают этой льготы. Непонятно, какая была логика, когда правительство,     
внося законопроект, сказало, что освобождению от налога на землю будут          
подлежать другие категории и освобождаться будет не выбранные по каждому виду   
объекты, а вот только шесть соток. Логика совершенно непонятная, ведь природа   
земельного налога ровно такая же, как и у налога на имущество, то есть земля    
и, скажем так, строения, которые находятся на этой земле... Во всём мире - и    
у нас концепция такая - всё-таки переходят к налогообложению единого объекта    
недвижимости: земля привязана к объекту, чтобы объект не был в воздухе, чтобы   
не было так, что он облагается отдельно, а земля, на которой стоит дом или      
любое другое сооружение, облагается отдельно. Это мировая практика, и мы тоже   
к этому стремимся.                                                              
                                                                                
Мы считаем, что надо быть последовательными, логичными, нельзя обижать          
никакие категории. Почему вот из этого списка пять категорий просто выбросили   
и сказали, что по налогу на имущество льгота положена, а по земельному - нет?   
Нам это непонятно. Мы считаем, что нужно это синхронизировать, сделать ровно    
так же, как по налогу на имущество, и все эти льготы предоставить. Размер       
выпадающих доходов составит всего десятки миллионов рублей. Я думаю, по         
льготным категориям вопрос нужно решить, чтобы наши избиратели понимали, что    
мы поступаем разумно, правильно и поддерживаем наших граждан.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Николай Николаевич      
Гончар.                                                                         
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассуждения на эту актуальную       
тему, в том числе прозвучавшие сейчас с трибуны, представляют определённый      
интерес, но сразу хочу сказать: Комитет по бюджету и налогам то, что написано   
в тексте, - не общую постановку вопроса о справедливости и конкретных её        
воплощениях, а конкретный текст этого законопроекта - не поддерживает. Эту      
точку зрения разделяют и Правительство Российской Федерации, и Счётная          
палата, которая также предлагает этот законопроект отклонить.                   
                                                                                
Итак, на сегодняшний день речь идёт только и исключительно о налоге на землю,   
средства от поступлений по которому зачисляются в бюджеты органов местного      
самоуправления, в отношении налога на имущество технология иная, тем не менее   
на сегодняшний день (автор совершенно справедливо сказал) есть налоговый        
вычет в размере величины кадастровой стоимости шести соток земельного           
участка: если у вас 12 соток, то по шести соткам вы имеете вот этот налоговый   
вычет. Но самое главное, что предлагают авторы законопроекта, - статью 391      
НК, где предусмотрен вот этот вычет, эта льгота, ликвидировать, а всё, что в    
ней перечислено, включить в статью 395, где сказано, что земельный налог не     
взимается. Таким образом все, кто указан в законопроекте, перейдут в            
категорию тех, с кого земельный налог не взимается. Что касается десятков       
миллионов рублей выпадающих доходов, это, мягко говоря, неосторожная оценка     
авторов. Необходимо было хотя бы поточнее запросить, о какой сумме идёт речь,   
- в финансово-экономическом обосновании к законопроекту этой цифры нет.         
                                                                                
Скажем сразу, мы разослали текст законопроекта в субъекты Российской            
Федерации и получили заключение от 21 органа законодательной                    
(представительной) власти, из них два органа законодательной                    
(представительной) власти поддерживают, 19 - нет; и мы получили ответ от        
органов исполнительной власти 44 субъектов Российской Федерации: два            
опять-таки поддерживают, 42 - нет.                                              
                                                                                
Коллеги, мы в своё время договаривались, что не будем облагодетельствовать      
одних людей за счёт других. Если органы местного самоуправления считают         
возможным предоставить льготы, в том числе тем категориям, которые указаны в    
законопроекте, они могут это сделать, действующее законодательство такие        
возможности предоставляет в полном объёме, но принимать решения, которые для    
многих районов, для многих органов местного самоуправления будут означать       
финансовый крах, мы не можем. Комитет по бюджету предлагает данный              
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.                              
                                                                                
Задержитесь, пожалуйста.                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Сергей Михайлович, в финансово-экономическом обосновании вы написали, что       
возможны выпадающие доходы, но просчитать их объём не представляется            
возможным. В своём докладе вы сказали, что это будут всего лишь десятки         
миллионов рублей. Можно всё-таки конкретизировать, сколько будет выпадающих     
доходов в случае принятия этого закона?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Катасонову включите микрофон.                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Общая сумма, как я и сказал, порядка 40 миллиардов рублей,      
это поступления от земельного налога, который все физические лица сегодня       
платят. Мы же ведём речь только о самых незащищённых категориях людей,          
которые не имеют гигантских земельных участков, соответственно, по нашим        
экспертным оценкам, это составит не более 100 миллионов рублей.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня два вопроса.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич, у нас, как я понимаю, очень скоро начинается начисление     
земельного налога исходя из кадастровой стоимости, и в связи с этим             
анализировали ли вы, насколько эта цифра поменяется по сравнению с              
предыдущей, чтобы мы понимали, насколько вырастет нагрузка на обычное           
население и потребуется ли нам в связи с этим принять какие-то меры.            
                                                                                
К Сергею Михайловичу другой вопрос. Поскольку земельный налог относится к       
категории муниципальных платежей, то, соответственно, здесь возникает           
ситуация с выпадающими доходами бюджетов местного самоуправления. Каким         
образом предполагается это урегулировать, если эта норма будет отражена в       
законе?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Николай Николаевич Гончар.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Насколько в среднем изменятся платежи при переходе на расчёт по    
кадастровой стоимости, сказать сейчас невозможно. Первый налоговый период       
пройдёт, и тогда будет известна цифра. Сейчас авторами законопроекта названа    
сумма 40 миллиардов, на самом деле она несколько другая, непринципиально        
отличается, но чуть больше.                                                     
                                                                                
Дальше. Для одного органа местного самоуправления величина может быть           
незначительной, а для другого органа местного самоуправления - это будет всё,   
что он получает. Поэтому, особенно если речь идёт о районах Крайнего Севера     
или о Дальнем Востоке, это те расходы, выпадение которых может быть             
критичным. Именно по этой причине мы не поддержали законопроект, и именно по    
этой причине 44 субъекта Российской Федерации (остальные не ответили)           
высказались против данного законопроекта.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, ответ на вашу часть вопроса,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну, я понимаю логику, когда коллега Николай Николаевич          
говорит о совместном ведении, о том, что у субъектов и у муниципалитетов есть   
право устанавливать и ставки, и льготные категории, я понимаю. Но у меня        
простой вопрос: а когда мы полгода назад в соответствии с посланием             
президента освободили от уплаты десять категорий, почему тогда, Николай         
Николаевич, мы не сказали нашим коллегам из Кремля, что это могут сделать и     
сами субъекты? Я-то за что? Я за логику. Ну так нельзя! Мы живём в единой       
стране, мы все взрослые грамотные люди, пусть кто-то и не экономист, но         
кто-то инженер, кто-то педагог, кто-то врач, все занимались когда-то            
математикой, читали какие-то философские трактаты. Объясните, если мы           
освобождаем от уплаты налога на имущественные объекты по одному объекту, то     
почему от уплаты налога на землю под ним мы не освобождаем? Вот где логика?     
Нагрузка, как я сказал, примерно одинаковая и по земле, и по имуществу, надо    
просто быть последовательными. Если федеральный центр в лице Госдумы сначала    
освободил от налога на имущество один объект по выбору, потом частично          
освободил от уплаты налога на землю, то почему сейчас по этому вопросу мы       
говорим, что это не наши полномочия? Ну я не понимаю, зачем мы друг друга-то    
обманываем? Не надо друг друга обманывать!                                      
                                                                                
Дальше. У нас есть 15 льготных категорий, мы их выстрадали за 30 лет с нашей    
новой Родиной, зачем мы вводим новые категории? Мы зачем ввели десять           
категорий? А что, военнослужащие недостойны того, чтобы получить льготу по      
налогу на землю? Я этого понять не могу. Давайте регулировать, если мы хотим,   
размер, ставку, давать льготу не на всё, а на часть, но менять категории        
категорически нельзя!                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, на ваш вопрос Сергей Михайлович          
ответил?                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, вас, мне кажется, чуть-чуть            
отвлекли. Олег Васильевич вам задавал немножко другой вопрос.                   
                                                                                
Олег Васильевич, повторите, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы потом. У вас будет возможность выступить с           
заключительным словом, Николай Николаевич. Не надо сейчас дискуссии.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Сергей Михайлович, с выпадающими доходами у местного                 
самоуправления как мы решаем ситуацию?                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Я работал депутатом городского совета, кстати, был              
председателем комиссии по бюджету, мы всегда пытались найти вот этот            
компромисс. Но я вам хочу сказать, что при той ситуации, в которой сегодня      
находятся наши субъекты и муниципалитеты, они, я имею в виду законодательные    
органы, никогда не примут решение о снижении собственных доходов, их там и      
так нет. Я назвал сумму, которая в принципе абсолютно ничтожна, выпадает на     
субъект, условно говоря, несколько миллионов рублей, а если делить эту сумму    
на муниципалитеты, например, у нас в Оренбургской области их порядка 3 тысяч,   
то там вообще цифры, о которых нечего даже рассуждать.                          
                                                                                
Но главное здесь другое - принимая стратегическое решение и поддерживая         
льготные категории, мы должны быть последовательны, вот это главное. Нельзя     
делить категории людей, скажем так, уже определённые изначально законами о      
ветеранах, об инвалидах, говорить, что под действие закона, касающегося         
налога на имущество, вы подпадаете, а вот здесь - нет. Нам объяснить это        
людям на встречах физически невозможно.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Николай Николаевич.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Мой вопрос к Сергею Михайловичу.                        
                                                                                
Сергей Михайлович, на фоне продолжающегося обнищания граждан нашей страны       
ваша инициатива является своевременной, но я всё-таки хочу сказать: давайте     
выделим приоритеты. Россия за девять месяцев этого года потеряла 200 тысяч      
человек, демографическая ситуация катастрофическая, нужно стимулирование.       
Может быть, имеет смысл добавить в вашу инициативу такие категории, как         
многодетные семьи и семьи, воспитывающие приёмных детей? Это поможет            
простимулировать улучшение сразу по нескольким направлениям социальной сферы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Михайловичу включите микрофон.                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Николай Николаевич, согласен с вами. Вы как раз затронули ту    
часть вопроса, которую я не стал поднимать, выступая на трибуне и отвечая на    
вопросы. Мы действительно в новом законе о льготе по земельному порогу из 15    
категорий оставили десять, но интересно, что мы туда добавили две категории,    
в том числе многодетных. Я понимаю, что настрой - отклонить сегодня данный      
законопроект, но мы считаем, что нужно всё-таки учесть оставшиеся пять          
категорий и те две категории, для которых сегодня действует льгота по           
земельному налогу, но не действует льгота по налогу на имущество, их нужно      
туда тоже добавить, и в результате может получиться законопроект, в работе      
над которым мы можем вместе с вами поучаствовать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
У меня к Николаю Николаевичу вопрос.                                            
                                                                                
Когда вы докладывали позицию комитета, вы сказали, что вы не против             
концепции, вы против текста. Если исходить из текста законопроекта, коллега     
из ЛДПР предлагает распространить льготу по земельному налогу на земельные      
участки под тем имуществом, по налогу на которое уже существует льгота. Вот     
как вы, как человек, который согласен с концепцией проекта закона,              
порекомендовали бы оформить эту законодательную инициативу, чтобы данная        
категория граждан получила-таки льготу по налогу на землю, на которой           
находятся эти здания, это имущество, на которое они уже имеют налоговую         
льготу? Вот как правильно, с вашей точки зрения, надо это оформить?             
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Спасибо за вопрос. С нашей точки зрения, тот размер участка,       
льгота по которому уже есть, а именно 600 квадратных метров, вне всякого        
сомнения, превышает размер земельного участка (пятна застройки) под             
соответствующим строением. То есть если говорить говорить о том, что            
необходимо освобождать от налога на землю участок в 70 квадратных метров, где   
стоит дачное строение, так как на это дачное строение, как на объект            
имущества, не начисляется налог на имущество, то шесть соток, вне всякого       
сомнения, эту площадь перекрывают, согласитесь.                                 
                                                                                
Дальше, что касается текста. Обращаю ваше внимание, в перечне предложений,      
которые содержит законопроект, предлагается освободить от уплаты земельного     
налога физических лиц, осуществляющих профессиональную творческую               
деятельность, в отношении земельных участков, на которых расположены            
специально оборудованные помещения, сооружения, используемые ими                
исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий и далее по       
тексту. Мы считаем, что это неправильно. Вот когда речь идёт о Героях           
Советского Союза, о Героях Российской Федерации, так в их отношении эта норма   
и сейчас есть - по шесть соток, а вот что касается того, что я зачитал, и ещё   
ряда пунктов, мы считаем, что это неактуально.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, у меня к вам вопрос, который уже задавали          
Николаю Николаевичу. Скажите, а как вы оцениваете потенциальный рост налогов    
в связи с переходом на расчёт по кадастровой стоимости? Это первая часть        
вопроса.                                                                        
                                                                                
Вторая часть вопроса. Правильно ли я понимаю, что, вообще-то, художественные    
мастерские, мастерские художников, например, всегда освобождались от налогов    
в советский период?                                                             
                                                                                
И последняя часть вопроса. Можете ли вы привести возражения на возражения       
комитета?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, начните вы, если Николай Николаевич    
захочет добавить, такая возможность будет. Пожалуйста.                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Олег Николаевич, вы совершенно правы по поводу художников, я    
с маленького вопроса начну. Откуда взялся этот пункт? Ещё раз говорю, это       
категория, которая освобождается от налога на имущество. Если в помещении       
находится художественная мастерская, ателье либо это дома и квартиры -          
негосударственные музеи, открытые для общественного доступа (например, у нас    
в Оренбурге, в доме, где жил Ростропович, сделали дом-музей), то вот за эти     
объекты не уплачивается налог на имущество. Поэтому, Николай Николаевич, я      
этой нормой не художников (в кавычках) каких-то освобождаю, а тех граждан,      
которые уже имеют льготу по налогу в отношении здания, это льгота по налогу     
на землю под ним. Поэтому я считаю, что наша позиция как раз                    
последовательная: если государство на федеральном уровне дало такую льготу,     
то надо идти до конца и от налога на землю под этим зданием тоже освобождать.   
                                                                                
Вопрос по росту нагрузки. У нас в этом году все территории перешли на расчёт    
налогов для бизнеса исходя из кадастровой оценки. Это у нас начиналось в 2013   
году, мы принимали закон. Рост стоимости имущества в разных регионах оказался   
различным, примерно от 10 до 40 раз выросла кадастровая стоимость по            
сравнению с инвентаризационной, то есть десятикратно, не в 4 раза, а в 40, в    
среднем по России - в 20 раз. Когда я выступал, докладывал о проекте закона,    
я говорил, что нам нужно подкорректировать нагрузку на бизнес и впоследствии    
на физических лиц с помощью изменения ставки. Для чего была воплощена эта       
идея? Инвентаризационная стоимость уже не отвечала требованиям: часть - из      
прошлого века, часть - по-новому, и для соседей на одной лестничной клетке в    
одном доме, для тех, кто покупал пять лет назад и чуть позже, она отличалась    
в разы. Поэтому была задача всех выравнять с помощью кадастрового учёта, но     
ставкой срегулировать, то есть была задача не собрать больше, а собрать         
справедливо. В результате мы пришли к тому, что опять получили ставку для       
всего бизнеса 2 процента. То есть начинали с 0,5 процента и сегодня вышли на    
2 процента, вот вы посчитайте, то есть практически нагрузка на бизнес           
увеличилась кратно. То же самое может случиться и с физическими лицами,         
поэтому я считаю, что нужно защитить льготные категории, плюс две, о которых    
Николай Николаевич говорил, многодетные семьи, защитить людей хотя бы           
адресно, точечно, чтобы не было социального напряжения.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич, есть что добавить по этому поводу?                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уже было отмечено, что в данный момент сказать, насколько,         
подчёркиваю, для физических лиц вырастет нагрузка в связи с переходом на        
кадастр, невозможно, таких цифр нет. Что касается юридических лиц, цифры        
есть, и Сергей Михайлович их назвал, но то, что предлагается здесь и сейчас,    
касается прежде всего отдельных категорий физических лиц.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Наверное, начну с того, что ключевая вещь - это изменение самих      
налоговых объёмов, которые заложены у нас, в связи с переходом на кадастр.      
Пока трудно оценить, как это будет выглядеть по земельным участкам, Николай     
Николаевич сказал в своём ответе на мой вопрос, что соответствующих данных      
нет, но по налогу на имущество первые сведения, я полагаю, мы уже можем         
проанализировать.                                                               
                                                                                
В моём родном регионе ИП столкнулись с ростом налоговых начислений на отметке   
10, 15, 20 раз, что связано с переходом на другую налоговую ставку,             
исчисляемую с применением кадастровой стоимости 2012 года, и с отменой ряда     
понижающих коэффициентов. Надо понимать, что понижающие коэффициенты не         
постоянные - они уходящие, и если сейчас в отношении людей, живущих в           
многоквартирных домах либо в частных домах они применяются, то через пять лет   
применяться уже не будут. Рост реальной налоговой нагрузки есть, причём в       
условиях падения доходов населения, что ни для кого не является секретом. И в   
этих условиях мы говорим не о том, что мы ощущаем какие-то дополнительные       
бюджетные траты, а просто о том, что мы не увеличиваем эффективность            
фискальной политики в отношении тех, у кого и так сегодня много проблем.        
                                                                                
Далее, что касается идеологии законопроекта. Идеология вполне логична: если     
мы говорим про преференции в отношении имущества и объектов, то вполне          
разумно предположить, что такие же правила должны распространяться и на         
земельные участки, поэтому возражение комитета в контексте идеологического      
характера представляется, мягко скажем, спорным. Сергей Михайлович совершенно   
верно сослался на речь президента Путина в Гостином Дворе, после которой по     
аналогии парламентом были приняты другие решения.                               
                                                                                
Но, Сергей Михайлович, здесь есть другое обстоятельство - выпадающие доходы     
органов местного самоуправления. Кстати, относительно выпадающих доходов:       
почему местное самоуправление не может принять решение о налоговых льготах?     
По очень простой причине: оно всё дотационное. В соответствии с действующими    
правилами, которые Минфин России распространяет на субъекты, а субъекты вниз,   
на муниципалов, если какое-то руководство не выбирает полноценную налоговую     
ставку, то ему говорят: товарищи, какие вам дотации на выравнивание бюджетной   
обеспеченности, если вы не выбираете полноценные налоги, откуда вам должны      
быть дотации? Вот если вам при полноценных ставках не хватит налогов, мы к      
дотационной теме вернёмся. Это же разговор, известный всем, кто                 
непосредственно участвует в бюджетных процессах и на федеральном, и на          
местном уровнях. Поэтому муниципалы, конечно, не могут принять такое решение.   
                                                                                
Но я Сергею Михайловичу вопрос немножко о другом задавал, в части, связанной    
с тем, чтобы мы компенсировали... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: выступление от фракции.                   
                                                                                
ШЕИН О. В. Да, добавьте время, я от фракции.                                    
                                                                                
...чтобы мы компенсировали средства, направив их из федерального бюджета        
вниз, на места. Эти моменты, очевидно, всегда требуют регулирования, ведь у     
нас федеральное правительство часто склонно быть крайне щедрым за чужой счёт,   
подчас применяя социальные налоговые преференции, но при этом не осуществляя    
соответствующих адекватных компенсаций для регионов. Эти вопросы мы не вправе   
упускать, и мы не можем о них забывать, будь то дискуссия о прогрессивной       
шкале подоходного налога с отменой этого налога для людей, получающих меньше,   
чем, скажем, там 15 тысяч рублей, будь то дискуссия о налоге на имущество.      
Наверное, это одна из концептуальных вещей, которые мы должны обсуждать.        
                                                                                
Наша фракция, бесспорно, поддержит данный законопроект. Однако я взял слово     
не просто так, а по той причине, что тема налога на имущество, тема резкого     
увеличения фискальной нагрузки, тема необходимости внедрения гибкой и очень     
осмысленной модели вычетов и по отношению к людям, и по отношению к             
бизнес-сообществу, мелким предпринимателям, а не корпорациям - это то, что      
сегодня в связи с силой и логикой принятия решения о кадастровой стоимости и    
налоге, исчисляемом на основе кадастровой стоимости, очевидно, должно стать     
предметом для очень глубокого погружения российского парламента.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Ирина Михайловна Гусева, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, несколько раз автор законопроекта, уважаемый Сергей          
Михайлович, ссылался на Оренбург, тот самый регион, который он представляет.    
Вот здесь я с ним полностью соглашусь: всё должно быть дифференцировано. И      
если депутат из Оренбурга считает, что этот налог необходимо увеличить для      
той или иной категории граждан, то там это самостоятельно сделают, потому что   
это полномочие регионального парламента. Мы же с вами здесь несколько раз       
договаривались о том, что нам на федеральном уровне хватает проблем решения     
федеральных задач, не то чтобы ещё и "помогать" краям, областям, регионам.      
                                                                                
Действительно, муниципальный налог (и главы муниципальных образований скажут    
об этом) - это, по большому счёту, основной и порой единственный источник       
собственно доходной части бюджета, и в законопроекте не прописано, как          
бюджету будут компенсироваться выпадающие доходы. Кроме того, уважаемые         
коллеги, обратите внимание на то, что регионы (не все, конечно, но              
большинство) отрицательно отреагировали на это предложение, считая, что они     
сами внутри разберутся, повторяю, с собственно доходной частью бюджета.         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что мы должны законодательно, как сказал наш   
Председатель Думы, не подзаконными актами, а напрямую, законами прямого         
действия поддержать граждан, каждую категорию, о которой мы говорили, в том     
числе многодетных. И на федеральном уровне мы приняли целый ряд законов,        
которые уже действуют. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что представленный      
законопроект принимать не нужно, нужно его отработать, сверить часы с           
муниципалитетами, с регионами и тогда через какое-то время приступить к         
решению вопроса по налогам на землю не только относительно этой категории, а,   
может быть, более широкой категории граждан.                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, несмотря на то что законопроект              
большинством не поддерживается, я всех благодарю за ту дискуссию, которая       
прошла, она мне дала новые идеи, с которыми я выступлю уже на следующей         
неделе именно по этому вопросу. Всем спасибо! И тех, кто желает из фракций,     
которые нас поддерживают, присоединиться, я приглашаю урегулировать позиции,    
которые сегодня по инициативе президента приняты, но не полностью               
соответствуют налогообложению по имуществу. Я считаю, такой законопроект надо   
будет внести.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Николай Николаевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет.             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.