Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 466070-7 "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка исчисления имущественных налогов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4535 по 4601 из 9469
Теперь, коллеги, возвращаемся к пункту 11 повестки дня. О проекте               
федерального закона "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть      
вторую Налогового кодекса Российской Федерации", третье чтение.                 
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это тот        
законопроект, который докладывать легко и приятно. На самом деле мы реально     
делаем очень важное дело - выполняем поручение президента о том, чтобы налог    
на имущество людей, который исчисляется по кадастровой стоимости, был           
справедливым. Это указание дано президентом, и законопроект, авторами           
которого являются Председатель Государственной Думы и группа депутатов,         
решает эту задачу.                                                              
                                                                                
С одной стороны, мы фактически ограничиваем рост налога на 40 процентов,        
устанавливая вместо коэффициента 1 коэффициент 0,6, и одновременно решаем       
вопрос о компенсации регионам выпадающих доходов, потому что мы говорим о       
том, что 6 миллиардов рублей, которые будут выпадать из бюджетов регионов, мы   
им должны будем из бюджета компенсировать.                                      
                                                                                
С другой стороны, мы устанавливаем порядок, согласно которому остальные         
факторы, показатели, которые определяются на региональном уровне, а это и       
налог, рассчитываемый по кадастровой стоимости, и ставки, которые               
устанавливают непосредственно регионы, не могут повышаться больше чем на 10     
процентов. Это очень важный ограничитель, который устанавливается на            
федеральном уровне.                                                             
                                                                                
И наконец, очень важным обстоятельством является то, что мы создаём механизм,   
который позволяет гражданам защищать свои права. Как вы понимаете, и сейчас     
существуют комиссии, куда граждане могут обратиться; можно пойти в судебном     
порядке, но действующее законодательство определяет, что, если ты обратился в   
суд, налог тебе будет пересчитан только после того, как суд вынесет решение,    
и комиссии, пользуясь этим, просто направляют людей в суд, автоматически им     
отказывая. Мы придаём закону обратную силу и устанавливаем, что новая ставка    
налога, новая сумма налога будет действовать с того момента, когда он был       
установлен. Если люди обратятся в суд, им не только снизят за все эти годы      
платежи, но и их расходы, связанные с экспертизой и со всем остальным, будут    
вынуждены компенсировать те, кто их в суд послал.                               
                                                                                
Таким образом, мы создаём новый баланс интересов региональной власти,           
институтов, которые занимаются оценкой кадастровой стоимости, и людей; есть     
много и других положительных для людей моментов. Но нам ещё предстоит решить    
задачу, как сделать так, чтобы кадастровая стоимость была действительно         
справедливой: сегодня мы решаем только налоговую часть данной проблемы,         
основная работа впереди.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект, это   
результат работы всех депутатов Государственной Думы, главное, что мы           
выполняем поручение, которое дал нам президент страны.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 135

19.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 466070-7 "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка исчисления имущественных налогов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5162 по 5215 из 5849
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52 части    
первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".                 
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я понимаю, что главным достоинством доклада    
в этой ситуации будет его краткость, поэтому я хотел бы сказать только одно:    
это законопроект, который был внесён Председателем Государственной Думы и       
группой депутатов во исполнение послания президента, и это законопроект,        
который решает очень важную задачу - сделать справедливым налог, который        
граждане платят за имущество. Я напомню, была единая позиция палаты в первом    
чтении - я надеюсь, такой же единой она останется и после второго. Хотя три     
поправки комитет был вынужден отклонить.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект закона во втором чтении.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, просьба, если можно, поставить законопроект на 24-е      
число для рассмотрения в третьем чтении - всё подготовлено. Спасибо огромное.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   

Заседание № 124

19.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 466070-7 "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка исчисления имущественных налогов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6413 по 6690 из 8436
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52       
части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".           
Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект,         
который предлагается вашему вниманию, на самом деле очень важный, он связан с   
поручением, данным Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному     
Собранию. Я напомню, президент сказал, что необходимо внести в                  
законодательство изменения, которые будут, во-первых, совершенствовать          
порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а во-вторых,   
уточнять параметры расчёта налога на имущество физических лиц. Данный           
законопроект направлен на решение второй задачи, поставленной президентом.      
Кстати, президент установил сроки: 26 июня должно было быть обеспечено          
внесение данного законопроекта в Государственную Думу. И я хотел бы просто      
напомнить слова президента, он сказал: когда доказывали необходимость           
перехода на кадастровую стоимость, поскольку инвентаризационной стоимости       
больше не существует, мы договаривались о том, что это будет связано с          
рыночной ценой, но в целом ряде регионов кадастровая стоимость оказалась выше   
рыночной. И вот слова президента "так не договаривались" послужили основой      
для разработки данного законопроекта. Хотел бы обратить внимание на основные    
положения данного проекта закона, внесённого группой авторов во главе с         
Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным.           
                                                                                
Я напомню, что исчисление налога по кадастровой стоимости осуществлялось        
поэтапно: в год можно было увеличивать сумму налога на 20 процентов по          
сравнению с суммой налога по инвентаризационной стоимости. По 2017 году 28      
регионов страны вышли на коэффициент 0,6, а по 2018 году они должны были        
выйти уже на коэффициент 0,8, то есть при исчислении будет возможно, чтобы      
кадастровая стоимость превышала инвентаризационную на 80 процентов, это         
касается 28 субъектов Российской Федерации. Но мы видим, как увеличиваются      
суммы налога. Я могу сказать, что по 2017 году в ряде регионов суммы налога     
увеличились на 50 процентов. Почему это происходит? Потому что нехватка         
средств в регионах вызывает необходимость соответствующей оценки регионами (а   
мы отдали туда эти полномочия, по существу, даже передав государству), и        
регионы стараются максимально обеспечить - повысить кадастровую оценку. И       
самыми незащищёнными оказались люди. Так вот этим законопроектом мы             
останавливаем рост коэффициента на уровне 2017 года - 0,6, то есть              
коэффициента 0,8 уже не будет, максимальный коэффициент может быть только       
0,6.                                                                            
                                                                                
Это только первая важная часть, то, что связано с возможностью замещения, но    
мы понимаем, что существуют и два других фактора - сама кадастровая оценка и    
ставки, которые могут устанавливать регионы. Поэтому второй ключ к решению      
этой проблемы - мы устанавливаем, что рост суммы налога не может превышать 10   
процентов предыдущей суммы. Это очень важный, существенный вопрос.              
                                                                                
Кстати, по этому году предполагаются выпадающие доходы бюджетов регионов        
порядка 5,8 миллиарда рублей. Правительство, давшее положительное заключение    
по законопроекту, согласилось, что все эти выпадающие доходы должны быть им     
компенсированы из федерального бюджета. Сразу хочу сказать, что в 36 регионах   
страны, в которых при исчислении налога применяются коэффициенты 0,2 и 0,4,     
выпадающих доходов бюджетов не будет: они не дошли до коэффициента 0,6,         
поэтому для них ничего не меняется.                                             
                                                                                
Совершенствуется одновременно и механизм применения кадастровой оценки для      
целей налогообложения.                                                          
                                                                                
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это исключение возможности      
пересчёта. Вы знаете, что у нас осуществляется пересчёт кадастровой стоимости   
и людям просто в течение года присылают новую квитанцию с увеличившейся         
суммой. Законопроектом чётко устанавливается, что пересмотр возможен только в   
том случае, а если он приводит к снижению размера налога, а если он приводит    
к увеличению, то такой перерасчёт не допускается.                               
                                                                                
Второй вопрос связан с тем, что в настоящее время изменение характеристик       
объектов (площади и назначения), происходящее в течение налогового периода,     
не учитывается при исчислении налога, а мы говорим, что должны учитываться      
изменения, которые происходят в рамках этого периода.                           
                                                                                
Ещё один очень важный момент. Сейчас существует норма, согласно которой, если   
человек обжаловал в суд кадастровую оценку и принято решение о её изменении,    
то пересчёт налога произойдёт только с того момента, когда суд вынесет это      
решение. Мы говорим: нет, если оспорено и суд признал, то в данном случае       
возвращаемся к тому времени, когда эта оценка была сделана, то есть, по         
существу, мы предлагаем эти средства человеку вернуть.                          
                                                                                
Очень важный вопрос - это вопрос о некоторых дополнительных льготах, который    
связан с неточными формулировками в законе. Например, у нас к льготной          
категории граждан отнесены инвалиды с детства - всё замечательно, но тогда      
получается, что к данной категории относятся только лица, достигшие             
18-летнего возраста (так, как это сформулировано). Мы вводим новую категорию,   
которая охватывает тех, кто ранее выпадал, при этом, я сразу хотел бы           
сказать, мы выводим в самостоятельную категорию, поэтому проблемой это не       
будет. Другой вопрос, что необходимо предусмотреть льготы, существующие в       
законе, не только для владельцев жилья, но и для владельцев части жилья,        
которые также в законе не упоминаются. В законопроекте тоже предлагается это    
сделать. Ну и наконец, когда мы говорим о льготе по такому виду имущества,      
как гараж, машино-место, мы всё время говорим о том, что находится              
непосредственно в домах, но ведь очень многие покупают себе места на стоянках   
в каких-то центрах или на каких-то парковках - на них эта льгота не             
распространяется. Мы предлагаем её также распространить на этих лиц.            
                                                                                
Ну и наконец, хотелось бы обратить внимание на следующее: очень важно, что      
все эти улучшения предлагается распространить на правоотношения, которые были   
с 2015 года, то есть придать этим нормам обратную силу. Это законопроект для    
людей, законопроект, который во исполнение решения президента позволяет         
решить вот эти налоговые проблемы...                                            
                                                                                
Я прошу одну минуту, я и от комитета выступаю.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. В данном случае он позволяет решить вот те налоговые проблемы,    
проблемы с исчислением налога, о которых сказал президент. Но, как я уже        
говорил, президент сказал, что необходимо сделать кадастровую оценку более      
справедливой, - это не предмет Налогового кодекса, это задача, которую нам      
ещё предстоит решить. К сожалению, пока решения по этому поводу Министерством   
экономического развития не предложены.                                          
                                                                                
Если будут какие-то вопросы... Наверное, я могу ответить, привести те мысли,    
которые возникали у нас в ходе обсуждения этой проблемы, но, мне кажется, мы    
должны идти по такому пути: кадастровая стоимость в любом случае не должна      
превышать 70-80 процентов рыночной. То есть она должна быть меньше рыночной,    
должен быть коэффициент 0,7-0,8. И если эту норму установить, тогда и первая    
задача, поставленная президентом, тоже будет решена.                            
                                                                                
Хотел бы сказать, что это очень важный закон, его ждут люди, поэтому нам        
хотелось бы, чтобы он был принят в эту сессию.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Есть желающие выступить.    
Катасонов Сергей Михайлович. Ещё есть желающие? Есть. Тогда запись проведём.    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
От фракции, Сергей Михайлович?                                                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Постараюсь уложиться в три минуты.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь, а там как получится.                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Любой               
законопроект, который улучшает жизнь нашего населения, наших                    
налогоплательщиков, фракция ЛДПР всегда поддержит. Хочу обратить внимание,      
что в данном случае мы, останавливаясь на коэффициенте 0,6, практически на 40   
процентов снижаем максимально возможный размер налога на имущество,             
необходимость оплаты которого могла бы возникнуть у наших граждан.              
                                                                                
Вместе с тем, смотря на сегодняшний документ, должен сказать, что в             
совершенно разных ситуациях у нас оказались субъекты. В связи с этим я хотел    
бы задать вопрос Андрею Михайловичу: а как получилось, что часть субъектов      
перешли на индекс 0,6, 28 субъектов, но есть ещё 21 субъект Российской          
Федерации, в которых вообще используется ещё инвентаризационная стоимость?      
Если прибавлять по 0,2 - это практически три года, то есть разбег в движении    
субъектов не год, не полгода, а три-четыре года. Получается, где-то платят по   
инвентаризационной стоимости, а где-то уже коэффициент 0,6 и в этом году        
должен был быть коэффициент 0,8. Этот вопрос, к сожалению, не решается данным   
законопроектом.                                                                 
                                                                                
Кроме того, наличие индекса 0,1, в рамках которого не может быть увеличения,    
всё равно потихонечку все субъекты доведёт до этого индекса 0,6, но более       
медленными темпами, поэтому, на мой взгляд, всё-таки здесь существует           
определённая, скажем так, несправедливость в отношении граждан, которые живут   
в регионах, где не перешли на кадастровую оценку, и тех, кто живёт в            
субъектах, где достаточно быстро этот процесс проводили.                        
                                                                                
Я хочу напомнить 2014 год, когда я стоял на этой трибуне и как раз докладывал   
законопроект по кадастровой оценке. Я тогда сказал, что, если Министерство      
экономического развития не начнёт в ручном управлении работать с субъектами,    
мы получим колоссальный отскок по результату в разных регионах. Что я тогда     
имел в виду? Мы здесь вместе смотрели таблицы и приводили пример Татарстана,    
где в 40 раз увеличивается кадастровая цена, других регионов, где в 5 раз, и    
говорили, что необходимо обязательно настроить этот процесс, чтобы такой        
диспропорции не было. Мы понимаем, что у субъектов не хватает средств, а чем    
выше кадастровая стоимость, тем больше налогов идёт и так далее; здесь очень    
важно сохранить баланс интересов, чтобы и бизнес мог выживать, работать в       
этих условиях, при этой кадастровой стоимости, и граждане - а я напомню, что    
мы сегодня решаем вопрос только с физическими лицами, эта задача сегодня        
стоит, - могли платить налог, который соответствует их реальным доходам. В      
результате мы получили то, о чём тогда фракция ЛДПР предупреждала: мы           
говорили, что начнётся расхождение в субъектах, начнётся, скажем так,           
движение естественным путём, без управления, - и де-факто мы получили то, что   
ситуация дошла до президента и эта задача была поставлена.                      
                                                                                
Я хочу сказать, что примерно год назад эта тема была поднята в комитете по      
экономической политике. Сейчас у нас в Государственной Думе существует          
рабочая группа по совершенствованию законодательства именно в сфере             
кадастровой оценки, и эти и многие другие вопросы там рассматриваются. Это      
достаточно большая группа, приглашены эксперты практически со всей России,      
около 40 субъектов в ней представлено, и, конечно, эти вопросы мы тоже          
рассматриваем. Результатом работы нашей группы стал законопроект, который мы    
уже внесли, об освобождении от уплаты земельного налога на землю под теми       
объектами, по которым у граждан уже есть освобождение от уплаты налога на       
имущество, и я думаю, что мы к этому всё-таки придём, есть определённая         
категория граждан, - я напомню, что потом была симметричная президентская       
инициатива по шести соткам. То же самое и в отношении данного законопроекта:    
вот мы разработали альтернативный законопроект, касающийся того, о чём сказал   
Андрей Михайлович, - предложили определять кадастровую стоимость в размере 70   
процентов суммы оценки; это справедливо и с точки зрения рынка, и если мы       
посмотрим практику изменения цен в судебном порядке, то увидим, что в           
основном колебания могут быть плюс-минус 30 процентов, - мы считаем, решить     
вопрос таким образом было бы справедливо.                                       
                                                                                
Я всех приглашаю присоединиться к работе нашей группы и надеюсь, что            
результатом будут более качественные и важные законы именно в имущественной     
сфере.                                                                          
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николаев Николай Петрович, тоже от фракции.                                     
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Говорить после       
Андрея Михайловича просто о сложных вещах, наверное, дело абсолютно             
неблагодарное, поэтому я буквально на трёх моментах хотел бы остановить ваше    
внимание.                                                                       
                                                                                
Первое. Конечно, нам предстоит ещё много работы с точки зрения порядка          
определения кадастровой стоимости, с точки зрения разработки механизма          
ограничения кадастровой стоимости на уровне ниже рыночной цены. Это всё нам     
предстоит сделать, а сейчас мы решаем главный вопрос - мы начали пересмотр      
действующей системы и ограничиваем рост налоговых платежей граждан.             
                                                                                
Второй момент. В основе этого законопроекта - обеспечение справедливости. Он    
основан на фактическом материале, поступающем от наших избирателей, на          
жалобах, приходящих и в Государственную Думу, и на имя президента, и,           
конечно, он основан на воле президента, который дал соответствующее             
поручение.                                                                      
                                                                                
Ну и наконец, третье и, наверное, самое главное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",       
несомненно, будет поддерживать данный законопроект.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, хотелось бы просто выразить огромную           
признательность представителям всех фракций. Я думаю, сегодня в этом зале       
действительно не будет тех, проголосует против этого законопроекта. Не так      
часто принимаются налоговые законы, которые вызывают столь однозначную          
оценку, и вот этот законопроект, внесённый группой авторов во главе с           
Председателем Государственной Думы, относится как раз к таким законам.          
                                                                                
Конечно, мы будем смотреть, можно ли ещё что-то сделать в рамках второго        
чтения, хотя главное, чтобы закон быстрее уже дошёл до субъектов, быстрее был   
принят и вступил в действие. Единственное, на что хотелось бы обратить          
всеобщее внимание - сейчас, потому что через неделю мы все разъедемся по        
своим округам, будем встречаться с людьми и, естественно, с руководителями      
регионов, - так это на то, что у нас только 64 региона перешли на кадастровую   
оценку. И я напомню, что идёт уже четвёртый год изменения этой системы и        
проблема состоит в том, что если через год это решение не будет принято в       
регионах, то регионы утратят налог на имущество, это будут очень серьёзные      
выпадающие доходы. Очень хотелось бы, чтобы в данном случае депутаты не         
только инициировали решение этих вопросов в регионах уже в соответствии с       
этим законом, но и проконтролировали, чтобы ставки, которые устанавливают       
регионы, и оценка соответствовали духу данного президентом поручения. Это       
очень важно: с одной стороны, обеспечить отсутствие выпадающих доходов, а с     
другой стороны, сделать так, чтобы ни в коем случае не пострадали интересы      
граждан, - именно эту задачу перед нами поставил президент, и именно эту        
задачу решает закон.                                                            
                                                                                
Спасибо огромное за поддержку!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно.