Заседание № 70
28.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 465863-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за мелкое хулиганство, совершённое несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3305 по 3531 из 5102
Уважаемые депутаты, пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". У нас есть обращение представителя Липецкого областного Совета депутатов Александра Николаевича Никонова, что он доверяет рассмотреть данный законопроект без своего участия, поэтому Москалец Александр Петрович выступает от комитета с содокладом. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, законопроектом, внесённым Липецким областным Советом депутатов, предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой правовой нормой, устанавливающей административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за мелкое хулиганство, совершённое несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Что здесь можно сказать? Во-первых, исходя из практики рассмотрения подобных вопросов мы знаем, что необходимость внесения таких изменений требует всегда серьёзной аргументации или хотя бы приведения статистических данных о количестве совершаемых нарушений, отражающих их общественную опасность. Однако, к сожалению, в пояснительной записке к законопроекту такие данные отсутствуют, как нет и данных о неэффективности действующих законов. Кроме того, в связи со сказанным информирую вас, уважаемые депутаты, что в случае совершения несовершеннолетним правонарушения, в том числе и мелкого хулиганства, родители и иные законные представители и так уже могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующей статьёй 5.35 Кодекса об административных правонарушениях. Она ведь так и называется: "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Таким образом, предлагаемая рассматриваемым законопроектом норма может повлечь только конкуренцию с другой нормой права. Ещё должен отметить, что и предлагаемый законопроектом размер штрафа равен штрафу по действующей статье 5.35, которую я только что назвал, так что даже в этом плане смысл нововведения просто утрачивается. Да и усиливать уровень конфронтации между родителями и их детьми, вообще-то, не стоит. Воспитание - это процесс непростой, грубости он в любом случае не терпит, а такие подходы, кроме конфликта и его эскалации, ничего, на наш взгляд, не формируют. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Плетнёва, Решульский, Куликов. Пожалуйста, депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Петрович, вот это сегодня уже второй законопроект, связанный с проблемой, которую мы рассматривали, но тот мы приняли на ура. Вот вы сказали в своём выступлении, что нет данных. Ну неужели можно собрать данные о том, как себя ведут подростки? Разве мы этого и так не знаем? Мы все прекрасно знаем, что и сквернословят, и пьют, и совершают нападения, за что, кстати, по Уголовному кодексу они-то ещё и не отвечают, а отвечают родители, их ответственность усиливается, для того чтобы они смотрели за детьми. Я думаю, что депутаты законодательного собрания Липецкой области ведь не просто так этот законопроект вносили. Скажите, пожалуйста, на каком основании всё-таки - денег здесь не требуется вроде бы - отклоняется законопроект, который предусматривает очевидные вещи? Какие тут нужны данные, это всё очевидно, кроме того, законопроект даёт право должностным лицам составлять протокол. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Тамара Васильевна, давайте будем помнить, когда рассматриваем подобные вопросы, что субъектом административного правонарушения в принципе может быть только лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста, а здесь предлагается - от четырнадцати до шестнадцати лет, то есть уже вот тут есть вопрос, понимаете? Теперь следующий момент. Действующая на сегодня статья 5.35 предусматривает ответственность в виде штрафа до 500 рублей. Я считаю, что это немалый штраф, и воздействие его определённо тяжёлое. Что предлагают липчане? То же самое - штраф до 500 рублей. Ну слушайте, а в чём здесь тогда смысл? Мы тогда заставим не работать, уже очевидно не работать действующую статью, но ещё неизвестно, как будет работать предлагаемая статья. В то же время никакой информации ни в материалах к законопроекту, ни у нас о том, почему не работает статья 5.35 в этом регионе, совершенно нет. Поэтому, товарищи, я предлагаю всё-таки на уровне домыслов и догадок законопроекты не принимать. У нас в Российской Федерации правовое поле достаточно мощное сформировано, и если уж мы осознанно идём на какое-то изменение... а здесь вообще происходит перенос, заметьте, этого правонарушения из главы 5 кодекса в главу 20. А это с чем связано? Такие подходы мы не приемлем и предлагаем поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Александр Петрович, как всегда, очень убедительно доказывает и объясняет. Единственное только, всегда почему-то возникает мысль: закон что дышло, куда повернут... и так далее. И опять возвращаюсь к пункту 8. Мы приняли этот законопроект очень дружно, проголосовали четыреста сорок семь депутатов, ввели статью 14-1, пункт 6 зачитываю дословно: "Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований по обеспечению физического, духовного, нравственного развития детей и предупреждению причинения им вреда родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия..." - и так далее - "...может устанавливаться административная ответственность...". Почему в том законе можно? Наверное, потому, что президент предложил, а почему тогда Липецкому областному Совету этого делать нельзя? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Николаевич, вот тот законопроект, который мы рассматривали по инициативе президента, формирует общее правило и общий подход для всех нас - и местного самоуправления, и Государственной Думы, и законодательных собраний субъектов Российской Федерации к этой проблеме. Он не формирует ответственность, не закладывает какие-то нормы, которые затем переходят в Уголовный или же административный кодекс. И кто вам сказал, что там будет предусмотрена ответственность только в виде штрафа? А может быть, будет предупреждение, а может быть, ещё что-либо. Видов ответственности, в том числе и в административном законодательстве, ведь очень много. А то, что сегодня законодательно уже установлена ответственность и ещё штраф 500 рублей прибавлять... Если существующая санкция недостаточна, давайте докажем это, посмотрим, в чём причина несрабатывания этой санкции. Пока об этом речи нет, да я полагаю, что она вовсе и не маленькая, эта санкция. Если пройтись по административному законодательству, мы вообще там начинаем санкции со 100 рублей. Поэтому мы полагаем вполне уместным сегодня отклонить этот законопроект, тем более что законопроект, который мы приняли, - это, вообще-то, не дубинка, которая будет применяться и к несовершеннолетним, и к их родителям, и ко всем остальным. Нет, законопроект ставит совершенно другую цель: внимание и решительные действия всего общества, а не кого-то, отдельно взятого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Александр Петрович, честно говоря, аргументация, которую вы привели, выглядит профессионально, но, мне кажется, вы несколько здесь, простите за такое выражение, юридически лукавите. Если вы посмотрите диспозицию статьи 5.35, то увидите, насколько это расплывчато, насколько общо изложена ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних. Липчане же предлагают конкретную ответственность за конкретный вид нарушения, наносящий ущерб общественному порядку и влекущий, если своевременно не принимать меры к поведению несовершеннолетних, дальнейшие действия, вплоть до уголовно наказуемых деяний. Посмотрите, какая у нас преступность среди несовершеннолетних, какие тяжкие преступления они совершают! Но у нас сегодня практически не ведётся борьба с мелким хулиганством как таковым, в том числе и совершаемым несовершеннолетними, включая четырнадцатилетних. Неужели вы, как юрист, считаете, что нет необходимости сегодня в административный кодекс... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вот теперь, как юрист, скажу, ещё почему невозможно согласиться с тем предложением, которое мы сегодня рассматриваем. Вы прочитайте, что предлагает Липецкий областной Совет депутатов. Дополнить статью 20.1 частью третьей, такими словами: "Действие, предусмотренное частью первой, совершённое несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет...". То есть он вообще не формирует здесь ничего нового, а просто-напросто... В части первой ведь говорится о мелком хулиганстве, о том, что оно в себя включает. И таким образом получается, что за мелкое хулиганство отвечает уже взрослый человек, человек, имеющий жизненный опыт и всё остальное, и точно так же отвечает за такие же действия в принципе ещё ребёнок, который не полностью отдаёт себе отчёт, даже не является дееспособным. Он должен отвечать наравне со взрослым человеком, но, в связи с тем что он не субъект, как мы говорим, давайте его родителей сюда привлечём. Ну слушайте, нельзя на одну доску ставить ребёнка и взрослого! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялась процедура вопросов и ответов. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Останина. Других рук я не вижу. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Хочу обратиться прежде всего к Александру Петровичу, который высказал мнение, так сказать, против принятия этого законопроекта. Александр Петрович, когда обсуждали сегодня законопроект, который внёс президент, точнее, поправки в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка...", ведь, честно говоря, мы обсуждали только одну сторону. Мы говорили, что законопроект направлен на то, чтобы защитить детей. Но я думаю, что те, кто увидел только эту сторону законопроекта, были не совсем правы, потому что там есть и другая сторона. Дело в том, что преступность... Вы просили цифры по количеству преступлений, которые совершают наши несовершеннолетние, я называю: триста тысяч тяжких преступлений, семьсот тысяч административных преступлений ежегодно, количество убийств увеличилось на 20 процентов за год. Тяжесть этих преступлений заставляет уже общество принимать меры защиты от детей и подростков. Увы, от этого никуда не деться. Мы стали бояться своих детей, которые сбиваются стайками на улицах и представляют собой уже угрозу взрослым. Поэтому, когда вы сказали, что несовершеннолетний не является субъектом и не надо тогда ответственность перекладывать на родителей, думаю, вы не совсем правы. Даже по Конституции родитель обязан заботиться о воспитании своего ребёнка, и эта конституционная норма находит своё отражение в законопроекте. Что же касается конкретно статей, предложенных липецкими законодателями, то речь идёт только о возможности, о том, чтобы наделить органы внутренних дел, милицию правом составлять протоколы об административных правонарушениях и, второе, перенести вообще рассмотрение всех дел по месту жительства несовершеннолетнего. Вот и всё. Если до сих пор это можно было делать только комиссии по делам несовершеннолетних по месту расположения этой комиссии, то в соответствии с законопроектом нужно переносить туда, где живёт данный ребёнок. Я думаю, что это вполне нормально. И в любом случае кому, как не родителю, нести ответственность за воспитание своего ребёнка? Это не только не породит противоречий между детьми и родителями, а укрепит, наверное, связь между детьми и родителями. Всё-таки, я думаю, не только воспитательными мерами, но и вот такими строгими мерами можно заставить родителей воспитывать своих детей. Наша фракция поддержит этот законопроект, проголосует за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства не настаивают на выступлении? Александр Петрович? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 43 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4% Проголосовало против 21 чел.4,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.