Заседание № 236
26.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 465666-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о государственной регистрации средств индивидуальной мобильности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3919 по 4154 из 4337
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Михаила Геннадьевича Делягина. Пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые друзья! Это очень простой законопроект. У нас сегодня юбилей, мы его рассматриваем с 35-й попытки, как раз тогда, когда тема, с которой он связан, - это регистрация средств индивидуальной мобильности, то есть электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и всего остального, что имеет колёса, мотор, предназначено для передвижения одного человека, но не является традиционным средством передвижения, - в общем-то, в связи с завершением лета уходит с повестки дня. Будет время на доработку. Почему это необходимо? Мы на самом деле в июле сделали великое дело, мы молодцы, мы создали возможность наказания хулиганов, которые нарушают общественный порядок, пугают людей, калечат людей, иногда убивают людей на средствах индивидуальной мобильности. Дело в том, что у нас была потрясающая юридическая коллизия, когда правительство прописало средства индивидуальной мобильности в своём постановлении как отдельный вид транспорта, который участвует в дорожном движении, а в КоАП они были в категории "Другие средства передвижения", и, поскольку они были прописаны отдельно, они были выведены из КоАП. Мы прописали наказание некоторым из хулиганов, и это хорошо. Но как их идентифицировать? Мы имеем ситуацию, когда есть прокат и прокат человека идентифицирует по телефону, есть курьеры, которые как-то идентифицируются иногда в больших курьерских сетях, но приведу вам совершенно обычную бытовую ситуацию, когда интеллигентный вроде бы человек приезжает на электросамокате в пивную в десять часов вечера, выходит из этой пивной в час ночи, ломает этот электросамокат о проходящую мимо женщину и спокойно идёт домой и ему за это ничего нет, потому что, даже если он этот электросамокат бросил на месте правонарушения, идентифицировать его невозможно. Поэтому, как и все остальные транспортные средства, кроме велосипедов, нужно, соответственно, поставить их на учёт. Регистрационный номер - пожалуйста, через "Госуслуги", благо цифровизация. Пусть правительство разработает конкретную форму этого учёта - будет это штрихкод, будет это номер, - чтобы камера улавливала нарушителя. Мы имеем реальную проблему, когда электросамокаты стали массовой фобией горожан. Количество аварий и происшествий, о которых говорят ГИБДД и МВД, не отражает реальную ситуацию, потому что никто не фиксирует случаи испуга, когда детей пугают до заикания, когда родителей пугают до заикания, в том числе на детских площадках, в том числе во дворах, не обязательно на дороге, и никто об этом не знает. В результате мы имеем луддизм, мы имеем общественное движение, когда люди высказываются за полный запрет средств индивидуальной мобильности. На самом деле не нужно на кого-то кивать, показывать пальцем - вокруг Государственной Думы установлена зона, свободная от электросамокатов. У меня вопрос: почему я могу приехать на работу на автомобиле, но я не могу приехать на работу на электросамокате, не загрязняя окружающую среду, не занимая место, не создавая давку на парковке и так далее? Потому что мы не урегулировали соответствующую сферу. Нужно её урегулировать. На самом деле, пока этот законопроект был, так сказать, в обсуждении, пока он у нас вылёживался, Москва уже ввела регистрацию. Нам говорили, что нельзя, невозможно осуществить регистрацию, что на электросамокате нет места для того, чтобы разместить государственный номер. Ну, вероятно, это говорили счастливые люди, которые никогда не видели электросамокат. Москва, московские власти поставили на прокатных электросамокатах номера, да, в порядке эксперимента, сильно нас всех опередив в этом, показав нам пример. Да, и так понятно, кто управляет прокатным электросамокатом или кто им должен управлять, но тем не менее это возможно, это работает и это нормально. Какие серьёзные возражения против этого выдвигаются? Самое замечательное возражение заключается в том, что регистрация электросамокатов не решит всех проблем, связанных с их использованием, но вот когда-нибудь, в декабре правительство подготовит всеобъемлющий законопроект (декабрь - это дата по "дорожной карте"), и тогда всё будет хорошо. По тем документам, которые просачиваются, уже видно, что там будет не очень всё хорошо, потому что, скажем, гироскутеры и моноколёса выпадают из сферы регулирования, судя по всему, их хотят запретить полностью. Я понимаю негодование по поводу моноколёс, их изобретатель погиб на этом моноколесе, это очень травматичный вид передвижения, но кому помешает гироскутер, я понять правда не могу. Но самое главное, что это классическое проявление проблемы "системность в ущерб эффективности", когда мы хотим решить проблему целиком, решить её идеально и не устраняем в силу этого - уже год мы пропустили - совершенно очевидный недостаток. Если я позволяю себе лишнее на своём средстве индивидуального передвижения, на гироскутере, на колесе, на электросамокате, если я пугаю людей, я должен нести за это ответственность, инструмент ответственности - это регистрация. Остальные проблемы, менее острые, пожалуйста, можно решать в системном порядке. Но меня, честно говоря, страшно напугала фраза, которую я однажды услышал от наших замечательных специалистов по транспорту. Они сказали: "Вы не волнуйтесь, мы замечательно отрегулировали ситуацию с беспилотными летательными аппаратами, мы её идеально отрегулировали, и то же самое мы сделаем с электросамокатами". Коллеги, я напомню, что беспилотные летательные аппараты тяжелее 250 граммов были запрещены без лицензии, в результате их развитие было остановлено в нашей стране практически. И какой кровью нам сейчас это торможение прогресса обходится, страшно даже подумать! Вот не надо то же самое делать с электросамокатами. Давайте не будем заниматься луддизмом и не будем пытаться останавливать прогресс, а отказ от регистрации оборачивается остановкой прогресса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Михайловича Федяева. Пожалуйста. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, Александр Михайлович, Виктория Валериевна! Коллега Михаил Геннадьевич совершенно прав по многим из тезисов, которые он сегодня высказал, но по некоторым не совсем прав. Сегодня не в 35-й раз, может, я ошибаюсь, я насчитал, что с 39-й попытки, но мы сверим часы по данному вопросу. Также Михаил Геннадьевич сказал, что мы уже приняли изменения в КоАП, - к сожалению, не приняли, только в первом чтении, поэтому сегодня он пока ещё нам в этом вопросе не помогает. Абсолютно прав Михаил Геннадьевич в том, что это очень важная на сегодня сфера и нам её очень нужно урегулировать. И спасибо коллегам, кстати, за внимание к этому вопросу и внесение данного законопроекта. Мы обсуждали его на заседании комитета, приглашали Михаила Геннадьевича в нашу рабочую группу, её заседание, кстати, вскоре состоится снова, и мы будем обсуждать ещё один документ, к которому я вернусь, поэтому всех, кто заинтересован в решении данного вопроса, приглашаю к обсуждению. Если возвращаться к тексту законопроекта, по сути правильно, что нужно урегулировать, но метод, который предлагают коллеги, - это приравнять полностью в законе "О государственной регистрации транспортных средств...", после автомобилей написать "средства индивидуальной мобильности". В результате у нас регистрация средства индивидуальной мобильности становится точно такой же, как и регистрация автомобиля, но это совершенно разные вещи. Получается, по мнению коллег, надо идти в ГИБДД, а в ГИБДД для этого ничего нет, ни людей, ни... Автомобиль можно идентифицировать, там VIN есть, там на узлы, на агрегаты цифры нанесены, номера, а у самокатов ничего этого нет. Поэтому реализовать данный момент крайне проблематично. Мы действительно говорили, что сфера новая, сфера непростая. Мы провели совещания и с Министерством экономического развития, и с министерством промышленности, и с таможенниками, потому что это всё надо урегулировать, решить, как связать конкретно, ну, если регистрировать, надо понять, что регистрировать, а сегодня у нас просто... ну, не было, там, конкретно, что вот этот самокат, у него такой номер, мы его ставим на учёт. Это вот основное замечание по законопроекту, поэтому его мы рекомендуем, конечно же, отклонить. Но решение есть, мы его готовили всё это время, весь этот год, да, мы очень хотели успеть к началу сезона, но... Как я сказал, огромное количество совещаний мы провели, и не только с точки зрения регулирования в отношении частных самокатов. Действительно, Михаил Геннадьевич правильно отметил, мы большую работу и с прокатными сервисами провели, они шли навстречу, они внедряли номера, и квадратные, и прямоугольные, а они ломались, что-то получалось, что-то не получалось, через геопозицию пытались отслеживать, где-то работало, где-то не работало. Но у нас уже есть изъятые самокаты, причём по действующему законодательству уже есть изъятые самокаты. Это транспортное средство, на секундочку, и хотя у нас сегодня ответственность, так сказать, за пьянку за рулём самоката в КоАП ещё не ввели, но по факту в рамках... Человек нарушил - изъяли права, второй раз нарушил - изъяли у него сам самокат, а он почти 200 тысяч стоил. Сами прокатчики недавно выписали в рамках своих норм регулирования штраф аж на 100 тысяч рублей - это тоже очень серьёзно и весомо. Теперь о том, как предлагается решить всё-таки этот вопрос. Вот Михаил Геннадьевич сказал, что нет документа и он что-то слышал, что-то не слышал. На самом деле мы подготовили документ, совместно прорабатывали, он сегодня находится на "Регулировании". Мы все традиционно называем этот сайт "Regulation", но, наверное, нам не совсем правильно государственный ресурс называть иностранным словом, у этого слова есть конкретный перевод - регулирование. Так вот на сайте "Регулирование" есть проект данного документа, там предлагается регистрация через "Госуслуги", чтобы привязать средство к конкретному человеку. Я опережу возражения: это не решит всех вопросов. Кроме того, выполнение любого правила надо контролировать. А как их идентифицировать? Ну, в Москве есть эти камеры, которые прочитают этот номер, QR-код, а где-то их нет. Все эти моменты мы, конечно же, будем ещё прорабатывать. Ещё раз скажу, что на площадке Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры существует рабочая группа, в которую входят эксперты, представители Минтранса, ваш покорный слуга её возглавляет, и мы всех приглашаем к обсуждению данного законопроекта, комплексного и подготовленного. А законопроект коллег, который мы сейчас обсуждаем, мы рекомендуем отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Делягину включите микрофон. ДЕЛЯГИН М. Г. Просто две поправки. В этом законопроекте не предполагается регистрировать электросамокаты так же, как автомобили, предполагается регистрировать через "Госуслуги". Я с большим изумлением узнал из выступления коллеги, что, оказывается, у нас теперь автомобили тоже можно регистрировать на "Госуслугах". Ну, это хорошая новость. Это первое. И второе. Здесь говорилось, что прокатчики выписали штраф 100 тысяч рублей, но это внутренние документы прокатчиков, это их добрая воля. Данный законопроект направлен как раз на тех, кто имеет в первую очередь индивидуальные средства индивидуальной мобильности, кто имеет свои электросамокаты, потому что, если я что-то сотворил на прокатном электросамокате, повторюсь, меня найти можно, но, если я что-то сотворил на личном электросамокате, меня найти достаточно затруднительно без регистрационных номеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик - заключительное слово. ФЕДЯЕВ П. М. Я, наверное, совсем невнятно говорю к концу рабочего дня, но, мне казалось, я не говорил, что автомобили можно на "Госуслугах" регистрировать. А что касается замечания Михаила Геннадьевича по поводу того, что сегодня гораздо сложнее идентифицировать частные самокаты, да, это действительно так. И законопроект, который сегодня есть на "Регулировании" и который мы будем рассматривать, как раз этот вопрос тоже регулирует. Опять же, предвосхищая вопрос, решим ли мы все эти проблемы и вопросы, скажу: вероятно, нет, но надо с чего-то начинать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 47 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 74 чел. Не голосовало 376 чел.83,6 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.