Заседание № 225
09.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 465432-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части порядка предоставления общераспространённых полезных ископаемых в целях строительства магистральных трубопроводов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4372 по 4496 из 7155
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Доклад Зарифа Закировича Байгускарова. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается предоставить право пользования недрами для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых без аукциона компаниям, осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных трубопроводов, что приведёт к удешевлению и, конечно, к уменьшению срока строительства таких трубопроводов. Ко второму чтению поступила одна поправка юридико-технического характера. Прошу проголосовать за таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 33 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены. Прошу рассмотреть его сегодня на заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста. По мотивам, да, от фракции - поставьте время. БАЙГУСКАРОВ З. З. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. В 2022 году мы приняли аналогичный закон по строительству железнодорожных путей, и опыт показал, что данный закон помогает строить путепроводы быстрее и, конечно, удешевляет процесс. Процедура получения лицензии занимает от 12 до 16 месяцев, и, конечно, это тормозит строительство, материалы строители вынуждены покупать у посредников, что удорожает процесс, если же они будут получать лицензию без аукциона, то есть четыре-пять месяцев, это приведёт к удешевлению. Также четыре года назад мы с вами приняли закон о применении данной схемы при ремонте и реконструкции дорог, он тоже повлиял так, что дороги начали строиться быстрее и, конечно, это стало намного дешевле. Поэтому просьба поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, при рассмотрении в первом чтении фракция КПРФ не поддержала этот законопроект, свои умозаключения на тот момент мы тогда высказали. Поправка, о которой сегодня говорилось, носит, как уже было сказано, чисто редакционный характер и в принципе никаким образом не меняет концепцию. Одна из главных претензий к этому законопроекту - полное отсутствие каких-либо гарантий рекультивации земель после изъятия общераспространённых полезных ископаемых. Мы часто наблюдаем ситуацию, когда благие цели, о которых уже говорилось сегодня, в итоге приводят к полному отсутствию рекультивации и к нарушению природоохранного законодательства без каких-либо последствий для тех, кто это законодательство нарушает. Ну, в частности (я приводил уже этот пример), в Республике Коми, в районе станции Язель Сыктывдинского района, несмотря на прокурорские проверки и судебные решения, рекультивация карьера была проведена неправильно и не на всей территории. На наш взгляд, этот закон может только усугубить ситуацию, которая сегодня сложилась. В связи с этим фракция КПРФ не будет голосовать по данному законопроекту, не поддержит его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в третьем чтении, пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 52 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 204
02.04.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 465432-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части порядка предоставления общераспространённых полезных ископаемых в целях строительства магистральных трубопроводов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 3342 из 5185
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Доклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается предоставить право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых без проведения аукциона следующим лицам: субъектам естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам в части выполнения работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту и текущему ремонту магистральных газопроводов - в соответствии с реестром субъектов естественных монополий к таким лицам относятся ПАО "Газпром" и 17 его дочерних и зависимых хозяйственных обществ; субъектам естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в части выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и текущему ремонту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов - в соответствии с реестром субъектов естественных монополий к таким лицам относятся ПАО "Татнефть" и его 15 дочерних и зависимых обществ. Положения законопроекта распространяются только на компании, которые обладают исключительным правом эксплуатации магистральных газопроводов, и не распространяются на подрядные организации, в отличие от сходного регулирования в отношении автомобильных дорог, то есть передача ОПИ подрядным организациям будет осуществляться только по давальческой схеме. Перечень магистральных трубопроводов, в отношении которых может быть применён планируемый порядок, будет определяться Правительством Российской Федерации, что гарантирует использование добытых ОПИ в строгом соответствии с государственными целями и задачами и нивелирует риски злоупотребления указанными лицами предоставляемым правом на безаукционный порядок их приобретения. Объём добытых ОПИ ограничен объёмом выполняемых работ согласно проектной документации, в том числе прошедшей госэкспертизу. Срок выдачи лицензии ограничен сроком проведения соответствующих работ. Законопроект не меняет действующий порядок геологического изучения полученных участков недр, порядок рекультивации карьеров, порядок уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Аналогичный безаукционный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи ОПИ действует для строительства, реконструкции и капитального ремонта, содержания автомобильных дорог общего пользования, объектов инфраструктуры, железнодорожного транспорта общего пользования. Данный механизм, коллеги, позволит сократить сроки получения лицензии на право пользования недрами и добычи ОПИ до полугода против сегодняшнего срока, один-два года, и, как следствие, общие сроки строительства объектов и общую сметную стоимость строительства объектов. Законопроект будет способствовать реализации поручения Президента Российской Федерации, в том числе ускорению реализации инфраструктурных трубопроводных проектов, позволяющих перенаправить потоки нефти и газа с западного направления на перспективные рынки АТР, а также, коллеги, строительству газопроводов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, которые позволят ускорить максимальную газификацию удалённых регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Анатольевича Скачкова. СКАЧКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается разрешить предоставлять общераспространённые полезные ископаемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и текущем ремонте магистральных трубопроводов и их неотъемлемых технологических частей без аукциона. Перечень таких магистральных трубопроводов будет устанавливаться Правительством Российской Федерации с учётом приоритетности таких объектов, что предотвратит риск злоупотребления предоставленным правом пользования общераспространёнными полезными ископаемыми. Согласно положениям законопроекта добытые общераспространённые полезные ископаемые не могут использоваться в коммерческих целях, только в целях строительства, реконструкции и ремонта магистральных трубопроводов. При этом право получения лицензии без аукциона на добычу общераспространённых полезных ископаемых получат только компании с государственным участием, в частности ПАО "Газпром" и ПАО "Транснефть", а также их дочерние общества, которые имеют исключительное право на строительство магистральных трубопроводов. Аналогичный упрощённый механизм предоставления общераспространённых полезных ископаемых действует при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также железнодорожного транспорта общего пользования. За период действия механизм успешно себя зарекомендовал, позволил существенно сократить сроки получения разрешительных документов и оптимизировать процедуры по реализации транспортных проектов. Распространение данного механизма на проведение работ по строительству, реконструкции и ремонту магистральных трубопроводов позволит существенно ускорить реализацию значимых проектов, связанных с инфраструктурными трубопроводными проектами, позволяющими перенаправить поставку нефти и газа с Запада на перспективные рынки - на Юг и Восток, расширить экспортную инфраструктуру в страны Африки, Латинской Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществить строительство новых нефте- и газопроводов из месторождений в Западной и Восточной Сибири, модернизировать инфраструктуру Единой системы газоснабжения. Данные мероприятия закреплены в поручениях Президента Российской Федерации и в документах стратегического планирования. В текущих условиях, связанных с санкционным давлением со стороны недружественных стран, необходимы переориентация объёмов экспорта, выстраивание новых рынков сбыта со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Азии. Положения законопроекта будут способствовать достижению данных целей. Комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживают законопроект. Законопроект также поддержан Комитетом Государственной Думы по энергетике и Правительством Российской Федерации. С учётом изложенного предлагаю принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, отсутствие конкурентных процедур - это ведь не только отсутствие конкуренции, в конкурсных процедурах обычно прописываются ещё и условия освоения недр, то есть соблюдение каких-либо интересов и так далее. Как это защищено в законе? И второй момент: а регионы-то как к этому законопроекту относятся, те, в отношении которых будет применяться это всё? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, этот порядок не меняет условия недропользования, геологического изучения, платежей, которые происходят. Просто не будет конкурса на освоение этих участков. Сейчас часто так бывает, что компания-заказчик в районе газопровода, нефтепровода производит изыскания, значит, в интересах строительства данного объекта, но потом вынуждена (после изысканий, понеся затраты) выставлять это на аукцион, а потом уже с аукциона покупать право пользования недрами на этом участке. Всё это сдерживает процедуры, а там вокруг этого, вы сами знаете, сколько желающих поучаствовать в этом бизнесе. Что касается отзывов регионов, у нас нет статистики, потому что мы комитет не профильный, это надо спросить у профильного комитета. В то же время вот имеется практика строительства газопроводов, сейчас проводится изыскание перемычки Хабаровск - Владивосток и "Сила Сибири", чтобы газифицировать Еврейскую автономную область, Забайкальский край. Это приводит к удорожанию стоимости в 12 раз - с 10 миллионов (вот конкретный факт) до 120 миллионов. И когда разговариваешь с губернатором, выясняется, что власть сегодня не может изменить порядок, потому что он принят так, как принят, а когда появится закон, это значительно удешевит, уменьшит и сроки реализации этих проектов, и, главное, стоимость в интересах газификации целых территорий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Павел Николаевич, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что уже сейчас сложилась успешная, положительная практика предоставления права пользования недрами, - приведите, пожалуйста, примеры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Практически все федеральные проекты по строительству дорог используют этот механизм на протяжении последних трёх лет. И вот где-то год назад, даже чуть больше, такое решение было принято с целью реализации проекта по строительству железных дорог, по расширению пропускной способности в восточном направлении, на Дальний Восток. Вы знаете, такие проекты реализуются, такие решения уже приняты, они практически применяются, просто мы эту практику распространяем на перспективные газопроводы. По решению правительства, конечно, это можно будет сделать теперь, после принятия закона, в отношении таких проектов, как строительство газопровода Усть-Луга - Мурманск или "Сила Сибири - 2", то есть речь идёт именно о таких масштабных проектах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Павел Николаевич, всё-таки, если можно, назовите какие-то цифры общие, скажем, экономии для наших главных компаний. Ну и соответственно, если кто-то получает, значит, кто-то теряет - какие выпадающие доходы будут у регионов, у бюджета? Ну и, продолжая нашу дискуссию, скажу: понимаете, если вы получите какие-то плюсы, то за счёт кого, Павел Николаевич, за счёт кого? Как мы сбалансируем вот эти потери? Ну и я напоминаю, что есть другие отрасли очень важные, аграрная отрасль, которая тоже строится, развивается, и она тогда, может быть, по вашему прецеденту... ну, это уже не прецедент, по закону она может претендовать на подобные истории. Ну и строительство жилья, например, тоже гораздо быстрее... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, речь идёт только о магистральных нефтепроводах и газопроводах, то есть о трубопроводах федерального уровня, а эти газопроводы и нефтепроводы сегодня имеют нулевую ставку налога на имущество, имеют особые условия землепользования - через публичный сервитут либо одна сотая ставки от кадастровой стоимости аренды земли, - потому что в противном случае это ложится на стоимость транспортировки и на конечного потребителя. Поэтому сегодня освобождения такие есть, и любые освобождения, ну, даже не назову их льготами, в отношении магистральных газопроводов, нефтепроводов - это удешевление стоимости транзита от производства до потребления продуктов. Что касается новых газопроводов и нефтепроводов, ну, выпадающих доходов. Эти газопроводы ещё не построены, они находятся в разных стадиях проектирования, то есть о каких выпадающих доходах может идти речь, когда этого объекта просто сегодня нет? Но при этом строительство газопроводов решает проблему газификации целых территорий, решает проблему рабочих мест на стадии строительства, а потом эксплуатации. Это дополнительные налоговые доходы, при этом, как я сказал, действующая система налогов, как разовых и ежегодных взносов за право пользования недрами по тем ставкам, которые приняты в субъектах Федерации, не меняется, она остаётся прежней. Таким образом, будут только дополнительные доходы, выпадающих доходов мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Павел Николаевич, вы хорошо знаете позицию нашей фракции по вопросам недропользования: совершенно очевидно, не через "Транснефть" и "Газпром", где остаётся более 50 процентов доходов, а все доходы должны идти, конечно, в государственную казну. Судя по вашей пояснительной записке, речь идёт об исполнении поручений президента от 21 мая 2022 года, не стану всё перечислять, но как минимум их четыре. Скажите, пожалуйста, не единожды уже звучало это в вопросах коллег, какую конкретно пользу для граждан нашей страны принесёт принятие этого закона? В чём выгода для каждого жителя России, особенно для тех, кто проживает на названных вами территориях, а не для жителей стран Африки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Спасибо, очень хороший вопрос. Вот сегодня Мурманская область не имеет газа, отапливаются с помощью угля и мазута, это дороже в 4-5 раз, чем если бы там был природный газ. Вот принятие этого решения и принятие правительством решения, что газопровод от Усть-Луги до Мурманска (больше тысячи километров протяжённость) будет освобождён от этих процедур, сократит сроки реализации этого проекта, строительства этого газопровода как минимум на год, он быстрее появится, и затраты снизятся. А что касается, допустим, газопровода "Сила Сибири - 2"... Если сравнить, эти газопроводы строятся прежде всего в интересах газификации страны, это первый пункт - возможность газификации регионов в месте прохождения газопровода, и только потом экспорт как якорный потребитель. И то же самое касается "Силы Сибири - 2". Как я сказал, та же перемычка, которая сейчас уже находится в стадии проектирования... строительство газопровода, перемычки Владивосток - Хабаровск и "Силы Сибири - 2" нужно прежде всего в интересах газификации Забайкальского края и Еврейской автономной области, это новое качество жизни для людей. Вот в этом интерес, в экономическом развитии, социальном развитии целых регионов, вот что даёт возможность ускорения и удешевления стоимости строительства этих магистральных систем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новиков Владимир Михайлович. НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Николаевич, вот вопрос как раз из практической плоскости. Про газопровод Владивосток - Хабаровск вы говорите - смотрите, в случае если эти участки уже были предоставлены другим организациям и эти организации ведут на них хозяйственную деятельность, каким образом будет осуществляться отчуждение земель и есть ли механизмы компенсации затрат? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, ну, закон обратной силы не имеет: там, где конкурсы прошли и есть конкретные недропользователи, которые выиграли конкурс и имеют эти участки, только на коммерческой основе можно купить у них потом песок. Но должен вам сказать, что стоимость песка, если сравнить те участки, где тот же "Газпром" добывает песок и где коммерческие структуры, которые выиграли конкурс и потом предоставляют, у последних в 3-5 раз выше, есть конкретные факты. То есть они специально побеждают в конкурсах. Причём достаточно иметь трассу газопровода, и сразу скупаются все участки вдоль этой трассы, подступиться потом просто невозможно. Это приводит к удорожанию стоимости строительства. Вот если сделать анализ по "Силе Сибири - 2" и по "Силе Сибири" (строительство газопровода было без этого механизма), то удорожание, рост стоимости на 20 миллиардов рублей. Вопрос: кто заработал на этом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, к общераспространённым полезным ископаемым, применяемым при строительстве поименованных объектов, относят песчано-гравийные смеси, строительный камень, глины и грунты. Законопроект предусматривает предоставление права пользования участками недр, где залегают эти общераспространённые полезные ископаемые местного значения, без проведения аукциона субъектам естественных монополий в сфере транспортировки нефти и газа. Соответственно, цель законопроекта - способствовать стратегическому развитию страны, обеспечивая необходимые ресурсы для строительства масштабных инфраструктурных объектов, таких как газо- и нефтепроводы. С этим, конечно, нельзя не согласиться, мы должны сделать всё для развития нашей страны, однако принятие данного закона сопряжено с потенциальными негативными последствиями, о которых тоже следует сказать. Первое - это нарушение экологического баланса. Разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых приводят к нарушению естественных экосистем, загрязнению почв и водных объектов. Зачастую после завершения работ по созданию линейных сооружений нарушенные участки не рекультивируются должным образом. Это исключает возможность использования этих земель для сельскохозяйственных, рыбоводческих или рекреационных целей. Нерекультивированные территории превращаются в небезопасные заброшенные участки или просто в несанкционированные свалки. Ну, например, вот ситуация с песчаным карьером в районе станции Язель Сыктывдинского района Республики Коми, где рекультивация карьера выразилась просто в вываливании опилок и древесных остатков и присыпке всего этого грунтом. Второе - это уклонение от ответственности. Некоторые недобросовестные организации после завершения строительства объектов уклоняются от исполнения обязательств по рекультивации отработанных территорий. Соответственно, принятие этого закона, по-хорошему, должно быть сопряжено с обеспечением обязательной рекультивации земель, нарушенных в результате разведки, добычи полезных ископаемых, либо покрытием расходов на рекультивацию. Покрытие расходов возможно в том числе, например, за счёт включения в госконтракт резервной суммы на проведение работ по восстановлению территорий, получения залога ликвидных активов исполнителя работ, предоставления финансовых гарантий, поручительства третьих лиц или приостановки либо аннулирования лицензий, контрактов по другим участкам недр или объектам строительства в случае невыполнения требований по рекультивации. Третье - это влияние на конкуренцию. Предоставление без торгов права пользования участками недр субъектам естественных монополий может ограничивать конкуренцию на рынке добычи общераспространённых полезных ископаемых. Это не только негативно отразится на строительной отрасли, но также может привести к росту цен на стройматериалы. Таким образом, принятие этого закона должно сопровождаться комплексом мер по обеспечению экологической безопасности, ответственности за несоблюдение обязательств по рекультивации и сохранению экономической конкуренции. Если всё это не учесть, принятие закона может привести к негативным последствиям для окружающей среды, общества и экономики нашей страны, и благая цель развития обернётся просто созданием новых проблем. Фракция КПРФ не готова поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово. Завальному включите микрофон. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, вообще, я как-то раньше считал, что партия КПРФ - государственники. Вот этот проект закона направлен именно на укрепление позиции государства в отношении реализации таких проектов государственного значения. Экология. В законопроекте нет ни слова об экологии, потому что экологические требования остаются такими, как есть, независимо от того, кто недропользователь, какие процедуры проводятся при выделении участка. Поэтому при чём здесь экология - совсем непонятно. Что касается конкуренции, ещё раз было сказано, что эти возможности ограничены проектом и сроками выдачи лицензии на реализацию конкретного проекта. И ни на что другое это не направлено. И как будет ограничиваться конкуренция в том, чего нет, - вообще удивительно! Это же не просто будет дана возможность бесконкурсного получения права пользования участками недр, потом этим песком компании будут торговать направо-налево, подавляя конкуренцию и конкурентов. Нет, эти изыскания будут проводиться, и песок, ОПИ будут использовать только для реализации конкретных проектов и по срокам, и по объёмам, и потом в соответствии, кстати, с требованиями эти карьеры должны быть рекультивированы и сданы обратно государству. О чём идёт речь вообще?! То ли не читали законопроект, пояснительную записку, то ли вообще не понимают, о чём идёт речь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 04 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 28 чел.6,2 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.