Заседание № 222

08.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 465410-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1213 по 1589 из 7057
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 8-й вопрос.    
О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в   
Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года". У    
нас есть готовность? Доклад официального представителя Правительства            
Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и социального         
развития Российской Федерации Александра Львовича Сафонова.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САФОНОВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Протокол о внесении изменений в Соглашение      
таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года подготовлен в     
целях снятия административных барьеров на территории Таможенного союза,         
совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере         
санитарно-эпидемиологического благополучия потребительского рынка. Протокол     
одобрен решением Комиссии Таможенного союза от 16 апреля 2010 года № 230 и      
принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического          
сообщества от 21 мая 2010 года № 39.                                            
                                                                                
Предусмотренные протоколом изменения учитывают требования законодательства о    
техническом регулировании и принятые Российской Федерацией решения по           
сокращению административных барьеров в сфере обращения продукции,               
совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных     
отраслях. При этом из соглашения исключается санитарно-эпидемиологическое       
заключение как документ, подтверждающий безопасность продукции, а               
единственным документом, выдаваемым в целях подтверждения безопасности          
продукции, в соответствии с соглашением остаётся свидетельство о                
государственной регистрации, выдаваемое на строго ограниченный перечень         
подконтрольных товаров высокого риска, утверждаемый Комиссией Таможенного       
союза.                                                                          
                                                                                
Кроме того, во избежание двойного регулирования подконтрольных товаров в        
рамках санитарного законодательства и законодательства о техническом            
регулировании протоколом вводятся нормы, в соответствии с которыми единые       
санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования Таможенного союза       
действуют до вступления в силу регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС на       
данные виды подконтрольных товаров. В настоящее время все подзаконные акты      
Таможенного союза в сфере применения санитарных мер, вступившие в силу с 1      
июля 2010 года, уже приведены в соответствие с нормами, предусмотренными        
данным протоколом. Учитывая, что протокол включает нормы иные, чем              
предусмотренные российским законодательством (статья 15 Федерального закона     
от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии      
населения"), в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального    
закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской      
Федерации" протокол подлежит ратификации.                                       
                                                                                
В протоколе, направленном Секретариатом Комиссии Таможенного союза в            
Правительство Российской Федерации на ратификацию, в его заключительном         
положении, была выявлена ошибка технического характера: неверно указано место   
подписания протокола. Подписание протокола совершено 21 мая 2010 года в         
Санкт-Петербурге, а в тексте указан город Москва.                               
                                                                                
В связи с отсутствием возражений сторон относительно внесения исправлений       
технического характера в заключительное положение протокола данные              
исправления приняты Комиссией Таможенного союза. Таким образом, в тексте        
протокола, который включён в проект федерального закона "О ратификации          
Протокола о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по санитарным     
мерам от 11 декабря 2009 года", слова "в городе Москве" заменены на слова "в    
городе Санкт-Петербурге".                                                       
                                                                                
Реализация протокола не потребует дополнительных расходов из федерального       
бюджета. Изменения, предусмотренные протоколом, будут способствовать            
дальнейшему экономическому развитию стран - членов Таможенного союза при        
одновременном выполнении ими всех международных обязательств в области          
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.               
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Львович, присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского.                  
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прежде        
всего хочется ещё раз обратить ваше внимание на следующее.                      
                                                                                
Во-первых, данный протокол, заключённый в рамках Таможенного союза, призван     
совершенствовать правовые вопросы в сфере санитарно-эпидемиологического         
контроля. Особенно данная проблематика актуальна в последние годы, так как      
санитарная и эпидемиологическая обстановка не только в Российской Федерации,    
но и в государствах - членах Таможенного союза оставляет желать лучшего.        
                                                                                
Во-вторых, результатом его применения станет существенное увеличение            
товарооборота между государствами - членами Таможенного союза, но только при    
одном условии - соблюдении необходимых мер безопасности.                        
                                                                                
В-третьих, достигаться это будет путём изменения процедуры перемещения          
пищевых грузов и подобных товаров, её упрощения.                                
                                                                                
В-четвёртых, после вступления в силу протокола, предлагаемого к ратификации,    
стороны будут иметь возможность вносить изменения и дополнения в документы,     
регламентирующие осуществление необходимых контрольных функций.                 
                                                                                
Подчеркну ещё одну деталь. Реализация протокола послужит устранению             
препятствий в международной торговле товарами, подлежащими                      
санитарно-эпидемиологическому контролю, но при этом не пострадает система       
охраны таможенной территории Таможенного союза от ввоза и распространения       
возбудителей заразных болезней, а также товаров, не соответствующих             
санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом потери, причиняемые          
некачественной продукцией, будут минимальны, так как данный протокол            
предусматривает введение специального свидетельства о государственной           
регистрации производства пищевой продукции.                                     
                                                                                
Ратификация настоящего протокола и его применение в рамках Таможенного союза    
позволят существенно облегчить имплементацию правовых норм Таможенного союза    
в законодательство Российской Федерации с учётом имеющейся                      
нормативно-правовой базы и при безусловном соблюдении принципов                 
международного права.                                                           
                                                                                
Отмечу ещё один момент особой значимости данного документа. Он направлен на     
решение проблем создания и функционирования не только единой таможенной         
территории, но и единого экономического пространства, что крайне важно в        
ближайшей перспективе.                                                          
                                                                                
Выполнение российской стороной положений данного протокола не потребует         
дополнительных расходов из федерального бюджета. Cоисполнители поддерживают     
ратификацию данного протокола. У Правового управления Аппарата                  
Государственной Думы замечаний не имеется.                                      
                                                                                
Просим поддержать позицию комитета и ратифицировать данный протокол.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Львович, единственным документом, подтверждающим            
безопасность продукции, в соответствии с соглашением является свидетельство о   
госрегистрации, однако такое свидетельство будет выдаваться, как вы сами        
сказали в докладе, на ограниченный перечень подконтрольных товаров высокого     
риска. Чем будет подтверждаться безопасность других товаров?                    
                                                                                
И второй вопрос. Ратификация протокола потребует внесения изменений в           
российское законодательство. Скажите, а Белоруссия и Казахстан на сегодняшний   
день уже привели своё законодательство в соответствие с протоколом? В какой     
стадии эта процедура находится?                                                 
                                                                                
САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
По первому вопросу, по поводу того, как будет обеспечиваться безопасность.      
Первое. Документы Таможенного союза предусматривают несколько механизмов        
защиты потребителя от фальсификации, от некачественных товаров. В первую        
очередь это технические регламенты, которые как раз на уровне законов           
действуют на территории всех трёх стран, являющихся членами Таможенного         
союза, и включают обязательные требования как к производству, так и к           
обращению пищевых продуктов. Такими техническими регламентами являются законы   
о безопасности пищевых продуктов, о мясе, о мясожировой продукции, о молоке,    
о соковой продукции и так далее, и тому подобное. Эти законы более мощные -     
они предусматривают элементы административной или иной ответственности. Это     
первый момент.                                                                  
                                                                                
Второй момент. В своём докладе я сказал о том, что предполагается принять,      
даже уже приняты Таможенным союзом соответствующие документы второго уровня,    
содержащие обязательные для исполнения санитарно-эпидемиологические правила,    
в которых тоже установлены требования к обращению продукции, в частности это    
ПДК, ПДУ по вредным факторам. И в ходе проверок в процессе обращения, так       
сказать, выявляются фальсификаты.                                               
                                                                                
Ко всему прочему, предполагается помимо документа о государственной             
регистрации представлять ещё и документы в виде сертификатов, обязательных      
сертификатов. То есть производитель в независимой лаборатории производит        
оценку, экспертизу своего товара и представляет потребителю и торговым сетям    
этот документ, подтверждающий, что данный товар соответствует единым            
санитарно-эпидемиологическим правилам.                                          
                                                                                
Таким образом, как я уже сказал, потребитель не пострадает от внесения          
соответствующих поправок.                                                       
                                                                                
Теперь о том, что касается документов наших коллег в Белоруссии и Казахстане.   
Они ратифицировали соответствующее соглашение раньше нас, и на сегодняшний      
день синхронизирована работа по приведению законодательства в соответствие с    
требованиями Таможенного союза, только эта работа может быть завершена, когда   
все три страны ратифицируют данное соглашение.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Львович, конечно, очень важный               
законопроект, полезный, но в этом зале не раз звучало, что некоторые наши       
законы просто не работают. Вы можете конкретно сказать, к чему приведёт         
принятие данного закона? Скажем, в Россию не будут завозить таких кур, что,     
когда ешь их, боишься отравиться, или, скажем, мороженую рыбу, в которой воды   
в три раза больше, чем самой рыбы? Через год мы будем смотреть, работает этот   
закон или не работает. По каким конкретным критериям - сегодня вы их нам        
назовите - через год мы будем судить об эффективности этого закона? Только не   
просто слова, а конкретные позиции. Есть такие критерии или нет?                
                                                                                
САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Как я уже сказал, данным соглашением вводятся единые правила оборота пищевой    
продукции на территории трёх государств Таможенного союза. Это означает, что    
теперь по всему периметру границы - и казахстанской, и белорусской, и           
российской - применяются единые правила ввоза продукции. Это означает, что      
невозможно будет поступать так, как было раньше, когда некачественную           
продукцию разными окольными путями, через иную территорию ввозили на            
территорию Российской Федерации. Теперь это будет невозможно, потому что уже    
по периметру границы Таможенного союза будут единые правила, как вы правильно   
сказали, касающиеся выявления наличия каких-то вредных элементов в продукции,   
так сказать, несоответствия её тем требованиям, которые будут содержаться в     
технических регламентах.                                                        
                                                                                
Через год, безусловно, будут приняты все основные виды технических              
регламентов. Правительства планируют принять более сорока пяти регламентов,     
которые как раз защитят нас не только в области пищевой продукции, но и в       
целом, то есть и по другой продукции - и по технической, и по строительной, и   
так далее. Поэтому это очень серьёзная работа, которая ставит перед             
правительствами задачи организации единой информационной системы, быстрого      
реагирования на выявление фальсификатов и запрета оборота этой продукции на     
территории всего Таможенного союза, а не только на отдельных территориях.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Александр Львович, ну, трудно сегодня санитарно-эпидемиологическую    
обстановку хотя бы в какой-то части назвать удовлетворительной. Мы видим,       
сколько сегодня просто-напросто смертельных случаев отравления пищевыми         
продуктами, а особенно когда речь идёт об алкоголе, о продуктах молочной        
переработки и мясной переработки. В этом плане сама Российская Федерация, на    
мой взгляд, является наиболее опасной с точки зрения наших соседей, которые     
входят в наше общее, единое таможенное пространство.                            
                                                                                
Что дополнительно будет сделано для того, чтобы хоть как-то подавить пещерные   
заболевания от отправлений, которые сегодня выбрались наружу в нашей стране?    
Что делается для этого и будет делаться в ближайшее время дополнительно в       
соответствии с этим протоколом?                                                 
                                                                                
САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Я хочу сказать, что Правительство Российской Федерации разработало проект       
закона о техническом регламенте о безопасности пищевой продукции, который как   
раз отвечает на те вызовы, о которых вы сейчас сказали. В частности, вводится   
совершенно иная система защиты потребителя от вредного влияния той продукции,   
которая может быть по разным причинам некачественной и может оказаться в        
обороте.                                                                        
                                                                                
Что предполагается этой системой управления рисками? Всё производство пищевой   
продукции делится на четыре категории. По первой категории (это, например,      
производство мясной, молочной продукции, о чём вы сказали), по которой могут    
быть массовые отравления и наиболее серьёзные последствия, будет введена        
система обязательной регистрации производителя. Это означает ровно следующее:   
если площадка не прошла государственную экспертизу и на уровне именно           
процессов производства, персонала не сняты опасности, которые потом могут       
возникнуть в виде некачественной продукции и отравлений, то такое               
производство просто не будет существовать.                                      
                                                                                
Дальше. Вводится система обязательной сертификации в независимой лаборатории,   
вводится система декларирования на партии товаров, а также доказательства на    
основе собственных исследований - это в тех случаях, когда, например, бабушка   
производит сметану: сложно её, так сказать, загнать в систему каких-то          
экспертиз, да и последствия того, что кто-то съест её сметану, не такие         
мощные, как от отравленной продукции мясокомбината или молочного комбината.     
                                                                                
Кроме всего прочего, предусмотрены единые правила административного             
воздействия на лиц, которые нарушают технические регламенты, то есть мы         
ужесточаем в этом смысле, так сказать, политику ответственности,                
выстраивается внятная, стройная система регистрации, сертификации,              
производителю даётся чёткий перечень, в каких случаях какие процедуры он        
должен проводить. И ещё раз подчеркну: главное, мы переносим усилия наши по     
борьбе с фальсификатами сначала на уровень производственной площадки, а потом   
уже на уровень контроля за оборотом. Таким вот образом мы обеспечиваем          
решение той проблемы, о которой вы сказали.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна.                              
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое, Борис Вячеславович.                                            
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Владимировичу.                                          
                                                                                
Алексей Владимирович, вы очень опытный депутат, талантливый политик, но         
вызывает большое сомнение, что за счёт упрощения контрольно-надзорных функций   
и разрешительных мероприятий будет повышаться эффективность обеспечения         
безопасности санитарно-эпидемиологического состояния населения. Скажите,        
пожалуйста, кто будет нести ответственность за безопасность продукции? Готовы   
ли у вас поправки в 52-й федеральный закон и там ли пойдёт речь об              
уполномоченных органах? Кого собираетесь вы наделить этими полномочиями? И      
ещё раз повторю: кто понесёт ответственность за безопасность продукции?         
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Вера Александровна.                                   
                                                                                
Отвечу по порядку.                                                              
                                                                                
Первое. Уполномоченный орган определяет правительство, его руководство.         
                                                                                
Второе. Тот уполномоченный орган, который будет определён руководством          
правительства, и будет выполнять те надзорные функции, о которых вы говорили.   
                                                                                
Что касается главной составляющей, прозвучавшей в вашем вопросе, об упрощении   
различных надзорных функций, - речь идёт о том, чего необходимо достигнуть и    
в других сферах деятельности экономики, это равнозначно известному всем в       
этом зале принципу "одного окна". Чем меньше контроля и надзора, тем меньше и   
возможностей для коррупционной деятельности у чиновников, тем прозрачнее        
будут схемы, тем легче будет отследить качество той продукции, тех товаров,     
которые пересекают границу Российской Федерации.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли необходимость кому-то выступить? Кашин Владимир Иванович. Запись        
закончена.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо, Борис Вячеславович, я кратко.                              
                                                                                
Хотел бы обратить внимание наших докладчиков и всех депутатов на то, что        
санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране определяется, конечно, не этой   
ратификацией, этим постановлением, этим законопроектом, она определяется        
группой законов. Это законы о санитарно-эпидемиологической обстановке, об       
атмосферном воздухе, о сохранении плодородия почв, то есть целая группа         
законов. И если проанализировать, посмотреть, как работают эти законы, то мы    
с вами увидим огромные пробелы, огромные дыры, которые сегодня, по большому     
счёту, не позволяют нам, повторюсь, считать санитарно-эпидемиологическую        
обстановку в Российской Федерации хотя бы в какой-то степени                    
удовлетворительной. Мы во многом разорили те службы, которые определяли         
решение этого вопроса в положительной динамике, начиная от структур             
управления и кончая всеми научно-исследовательскими системными                  
подразделениями, которые работали в этой области, и поэтому не случайно, что    
сегодня у нас всё, что связано с переработкой молочной продукции, всё, что      
связано с переработкой мясной продукции... Посмотрите, каким образом у нас      
производятся напитки, от алкоголя до других напитков, - мы везде увидим         
сплошные проблемы. Мы связываем это в первую очередь со слабым                  
государственным регулированием этих процессов, и мы сегодня ещё раз             
обращаемся к министерству, к правительству: надо восстанавливать системы        
государственного контроля и управления блоком законов, которые выходят на       
санитарно-эпидемиологическую обстановку в целом, потому что, какое бы           
соглашение между группой стран ни было прописано, исходя из реально             
существующей ситуации, когда в любом полуподвале смешивают неизвестно какие     
ингредиенты и выдают продукцию на-гора в магазины эти нечистоплотные,           
непонятно какие люди, которые в жизни-то не проходили никаких нормативных       
санитарных обследований, которые они обязаны проходить... Огромные потери,      
гибель наших людей вот от этих отравлений - всё это, по большому счёту,         
говорит не о дежурности этого вопроса, а о том, что мы все обязаны подумать,    
каким же образом мы, в конце концов, выполняем одну из главных статей           
Конституции, которая обязывает нас всех, исполнительную и представительную      
власть, гарантировать комфортную среду обитания и качественную жизнь нашим      
гражданам. А получается так, что, по данным РАМН, у нас от экологической        
обстановки ежегодно погибают триста пятьдесят тысяч, гибнут от отравлений,      
начиная с детских садов и кончая военными гарнизонами и военными училищами, -   
каждый год. Как на фронте, это ЧП большое! Поэтому просьба ещё и ещё раз        
посмотреть, вернуться к детальному анализу и к детальному, предметному          
изменению тех статей, которые похоронили всё то, что определяло в отношении     
производителя государство в нормативных, гостовских документах, всё то, что     
предъявлялось, так сказать, с точки зрения технического понимания               
производственного процесса, когда действительно на производственной площадке    
отслеживалось то, что обеспечивало появление на выходе качественной             
продукции.                                                                      
                                                                                
Давайте мы вернёмся и к выделению средств нашим лабораториям, нашим             
конкретным подразделениям, которые всегда занимались предметно той              
продукцией, которая поступает в нашу страну, в том числе и растениями, и        
проводили в этом плане соответствующие работы. Сегодня, к сожалению, мы видим   
в этих системных законах, которые определяют санитарно-эпидемиологическую       
ситуацию, изъятие и финансирования, и тех главных статей, которые определяли    
государство как гаранта по многим направлениям вот этого нужного, важного       
дела.                                                                           
                                                                                
И просьба, конечно, к профильному министерству, к ведущим нашим                 
подразделениям и комитетам, которые отвечают за это, уделить этому вопросу не   
дежурное внимание, а самое пристальное, потому что речь идёт о жизни и          
здоровье людей.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нужно ли докладчику с заключительным словом выступить? Нет необходимости.       
Выносим 8-й вопрос на "час голосования".                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5678 по 5693 из 7057
Пункт 8, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении      
изменений в Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря      
2009 года". Голосуйте, коллеги.                                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.