Заседание № 124

19.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" (принят в первом чтении 9 декабря 2014 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6072 по 6113 из 8436
Переходим к 26-му вопросу. Это законопроект, принятый в первом чтении и         
предлагаемый к отклонению. Проект федерального закона "О внесении изменений в   
Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты          
Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к          
территориальному зонированию". Докладывает Николай Петрович Николаев.           
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был разработан         
правительством в рамках исполнения поручений 2012 года, он был внесён и         
принят в первом чтении в 2014 году. За эти четыре года было внесено 216         
поправок, тем не менее так и не были учтены и решены замечания и проблемы, о    
которых говорили депутаты и экспертное сообщество при принятии его в первом     
чтении. В то же время практически половина текста законопроекта, в части        
установления зон с особыми условиями использования территории, была учтена в    
тексте законопроекта, внесённого правительством в Государственную Думу.         
Следует констатировать, что законопроект утратил актуальность и дальнейшая      
работа над ним представляется нецелесообразной.                                 
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам,        
собственности и земельным отношениям предлагает законопроект отклонить.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства? Нет. Выступления от        
фракций? Нет.                                                                   
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       

Заседание № 202

09.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1635 по 1649 из 7627
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я предлагаю и вчера на         
Совете Думы несколько депутатов предлагали не торопиться с принятием в первом   
чтении законопроекта, обозначенного под пунктом 32. Нет времени объяснять,      
почему нельзя его принимать, хочу только сказать, что это будет примерно так,   
как со 122-м законом: мы сейчас поспешим, примем, а потом уже не ветераны с     
костылями пойдут перекрывать трамвайные пути, а крестьянство, хотя уже и        
подниматься там почти некому. Предлагаю не торопиться, ещё поработать над       
ним!                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете исключить 32-й вопрос из повестки дня,     
так? Спасибо.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1673 по 1691 из 7627
И Николай Михайлович Харитонов предложил исключить из сегодняшней повестки      
32-й вопрос.                                                                    
                                                                                
Ставлю предложение Николая Михайловича на голосование.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              202 чел.44,9 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    207 чел.                                          
Не голосовало                 243 чел.54,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение отклонено.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3354 по 4204 из 7627
На фиксированное время поставлен 32-й вопрос повестки, проект федерального      
закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и          
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от         
деления земель на категории к территориальному зонированию". Докладывает        
Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра экономического развития          
России.                                                                         
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона     
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель    
на категории к территориальному зонированию" разработан во исполнение ряда      
поручений Президента Российской Федерации, данных в том числе по итогам         
заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в октябре     
2012 года.                                                                      
                                                                                
Законопроект направлен на решение следующих задач: обеспечение комплексного     
подхода к развитию территорий за счёт перехода от точечных решений об           
изменении категорий по каждому участку к комплексным схемам функционального и   
территориального зонирования; повышение защиты сельскохозяйственных земель за   
счёт запрета на изменение границ особо ценных сельхозугодий; установление       
сельскохозяйственных регламентов, определяющих режим использования              
сельхозземель; обеспечение безопасной эксплуатации опасных инженерных           
производственных объектов, а также снижение риска инвесторов, осуществляющих    
строительство вблизи таких объектов, за счёт наведения порядка в процедурах     
установления охранных и защитных зон, обеспечения доступа к информации о        
таких зонах.                                                                    
                                                                                
Прежде всего необходимо отметить, что в отношении земель лесного фонда, особо   
охраняемых природных территорий, водного фонда законопроект полностью           
сохраняет все процедуры и ныне действующие ограничения, границы этих            
территорий никоим образом не определяются и не будут определяться в процессе    
территориального зонирования. Уже сегодня процедура перевода этих земель в      
другие категории и наоборот носит автоматический, формальный характер,          
например, изменение границы заповедника приводит к автоматической смене         
категории, изменение русла реки означает, что изменилась территория водного     
фонда, и в этой связи никаких решений о переводе не требуется.                  
                                                                                
Такую же защиту, как лесной фонд и особо охраняемые природные территории,       
получают особо ценные сельскохозяйственные земли: в соответствии с этим         
законом нельзя будет документами зонирования или генеральным планом изменять    
границы особо ценных сельскохозяйственных земель. Сегодня такие земли можно     
без ограничений включать в черту населённого пункта для застройки. Полномочие   
по установлению границ особо ценных земель сохраняется у субъектов Российской   
Федерации. Критерии отнесения земель к особо ценным сельхозземлям будут         
определены Правительством Российской Федерации.                                 
                                                                                
Что касается земель промышленности, земель запаса, земель населённых пунктов,   
земель сельхозназначения, кроме особо ценных, наличие процедуры перевода        
участков этих категорий в другие и обратно уже давно не защищает земли          
сельхозназначения и не обеспечивает комплексного развития населённых пунктов.   
Во-первых, решение о переводе земель из одной категории в другую в отличие от   
комплексных схем зонирования всегда принимается точечно, по одному участку,     
полномочия по переводу участков распределены между всеми уровнями власти, что   
размывает ответственность за конечный результат, ни одно ведомство сегодня не   
представляет, какой в итоге будет территория муниципального образования.        
Во-вторых, при наличии утверждённых территориальных зон наличие процедуры       
смены категорий также создаёт правовую коллизию и порождает вопрос: может ли    
решение об изменении категории противоречить решению о функциональном           
зонировании, предусмотренном генеральным планом, или нет?                       
                                                                                
Планирование развития любого муниципалитета - это прежде всего комплексное,     
взвешенное решение. За последние семь лет проделана колоссальная работа по      
территориальному планированию и градостроительному зонированию, в том числе и   
с вашей помощью как законодателей, но недостаток на сегодняшний день в том,     
что зонирование территорий у нас градостроительное, как справедливо             
отмечалось при рассмотрении этого вопроса в комитетах Государственной Думы, с   
уклоном в стройку, а это неправильно. Законопроект предусматривает переход от   
градостроительного зонирования к зонированию именно территорий. При             
определении границ территориальных зон необходим комплексный подход, нужно      
учитывать не только интересы сельского хозяйства, но и вопросы, связанные с     
охраной природы. Необходимо возрождать землеустройство как государственный      
институт и вводить мониторинг сельскохозяйственных земель, без этого            
зонирование территорий может остаться градостроительным либо неполным: если     
мы, допустим, завтра отменим категории, не останется земель                     
сельскохозяйственного назначения. Давайте посмотрим на сегодняшнюю ситуацию.    
Сегодня можно изменить черту населённого пункта в генеральном плане, и          
никакого перевода не нужно; сегодня можно строить жилые дома, вы знаете, на     
сельскохозяйственных землях под видом дачных и садовых домов, и в Московской    
области под видом садовых домов строят многоквартирные, это большая проблема    
для земельного надзора. Принятие предлагаемого вашему вниманию закона           
устранит существующие противоречия и пробелы законодательства, установит        
единое правовое регулирование в части порядка определения правового режима      
использования земельных участков, упростит систему управления земельными        
ресурсами, обеспечит комплексный подход к вопросам развития муниципальных       
образований.                                                                    
                                                                                
В заключение необходимо отметить, что законопроект предусматривает длительный   
переходный период - вступление в силу закона предполагается в 2018 году, - во   
время которого должны быть определены виды разрешённого использования для       
всех земельных участков, с тем чтобы полный переход к территориальному          
зонированию не повлёк правовой неопределённости.                                
                                                                                
Законопроект поддержан восемью федеральными органами исполнительной власти,     
Администрацией Президента Российской Федерации.                                 
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Уважаемые          
депутаты, это только начало работы.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Эдуардович, присаживайтесь.                
                                                                                
Андрей Леонидович Маркин.                                                       
                                                                                
МАРКИН А. Л., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Павел Эдуардович достаточно     
подробно остановился на основных положениях данного законопроекта, поэтому,     
чтобы не повторять, я подчеркну только суть: это не совсем отмена деления       
земель на категории - это прежде всего переход от деления земель на категории   
к территориальному зонированию.                                                 
                                                                                
Нельзя не признать, что в настоящее время деление земель на категории           
поставлено в жёсткую зависимость от территориального планирования и             
градостроительного зонирования, например, в соответствии с законом "О           
переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"             
невозможно перевести участок в другую категорию, если это противоречит          
документам территориального планирования или документации по планировке         
территории. В соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами            
утверждение генеральных планов поселений, городских округов, где определяются   
границы населённых пунктов, связано с автоматическим переводом земель всех      
других категорий в земли населённых пунктов. Аналогичным образом расширение     
лесничества или особо охраняемой природной территории является основанием для   
перевода земель иных категорий в земли лесного фонда или в особо охраняемые     
природные территории.                                                           
                                                                                
Напомню, что в настоящее время документы территориального планирования и        
градостроительного зонирования приняты на территории подавляющего большинства   
муниципальных образований. Кроме того, приняты схемы территориального           
планирования в субъектах Российской Федерации и схемы территориального          
планирования Российской Федерации в различных сферах, таких как транспорт,      
образование, энергетика, здравоохранение. Таким образом, органы власти и        
органы местного самоуправления с помощью именно этих инструментов планируют     
использование своих территорий. Однако во многих случаях, чтобы реализовать     
утверждённые документы, требуется перевод земельного участка из одной           
категории в другую, то есть фактически вместо одного решения мы принимаем       
два, а чаще три, поскольку нужно перевести участок из одной категории в         
другую и изменить разрешённое использование, и это при том, что всё заранее     
определено в документах территориального планирования и градостроительного      
зонирования. Это, конечно, не способствует созданию благоприятного отношения    
к этой процедуре ещё и с учётом того, что она является длительной и не до       
конца прозрачной, о чём свидетельствует судебная практика.                      
                                                                                
Законопроект, представленный правительством, безусловно, не идеален, об этом    
говорится в заключении нашего комитета, в документах оно есть, кто хочет,       
может ознакомиться более подробно, оно достаточно объёмное. Остановлюсь на      
некоторых принципиально важных моментах.                                        
                                                                                
Во-первых, новый принцип приоритета сохранения особо ценных земель              
пересмотрен, и непонятно, в связи с чем теперь перечень земель, которые         
нуждаются в особой охране, является закрытым. Во-вторых, никак не обосновано,   
почему зонирование должно определяться Земельным кодексом, ведь если            
посмотреть Градостроительный кодекс, то можно увидеть, что зонирование - это    
далеко не только земельные отношения. В-третьих, всё очень непонятно с зонами   
сельскохозяйственного назначения. Как предусмотрено частью 10 статьи 20         
законопроекта, со дня вступления в силу предлагаемого закона земли и            
земельные участки, отнесённые до вступления его в силу к категории земель       
сельскохозяйственного назначения и к территориальным зонам                      
сельскохозяйственного использования, признаются землями и земельными            
участками, находящимися в границах зон сельскохозяйственного назначения, за     
исключением земельных участков, предназначенных для ведения гражданами и их     
некоммерческими объединениями дачного хозяйства (осуществления дачного          
строительства), огородничества и садоводства. Комитет считает необходимым       
отметить, что порядок признания таких земель и земельных участков зонами        
сельхозназначения остаётся не вполне понятным, поскольку законопроектом         
указанный вопрос прямо не урегулирован. В частности, исходя из проектируемой    
статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и норм Градостроительного     
кодекса Российской Федерации границы зон сельскохозяйственного назначения       
должны определяться по общим правилам зонирования территории путём принятия     
правил землепользования и застройки либо внесения изменений в них. Кроме        
того, указанное положение не в полной мере соответствует подпункту 4 пункта 3   
проектируемой статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации,                
предусматривающему возможность использования земель и земельных участков в      
зонах сельскохозяйственного использования для ведения садоводства и             
огородничества.                                                                 
                                                                                
С подпунктом 4 пункта 3 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации       
также не в полной мере соотносится и абзац пятый части 10 статьи 20             
законопроекта, предусматривающий необходимость включения в зоны                 
огородничества и садоводства всех без исключения земельных участков,            
предоставленных садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям      
граждан.                                                                        
                                                                                
Предлагаемый новый подход к зонированию может привести к полному пересмотру     
принятых правил землепользования и застройки прежде всего из-за закрытого       
перечня зон, а также из-за появления новых зон, что ничем не обосновано. Есть   
ещё масса вопросов, на них я останавливаться не буду. Нужно признать, что       
вопросов сегодня очень много, я даже думаю, что вопросов больше, чем ответов,   
однако нам представляется, что законопроект может быть доработан и все          
имеющиеся противоречия и замечания могут быть сняты.                            
                                                                                
Данный законопроект поддерживают пятьдесят субъектов Российской Федерации, не   
поддерживают двенадцать. Государственно-правовое управление Президента          
Российской Федерации законопроект поддерживает при условии доработки ко         
второму чтению, у них тоже много замечаний. Законопроект поддерживается         
комитетами-соисполнителями - по культуре, по охране здоровья, по региональной   
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, по федеративному устройству и   
по аграрным вопросам, не поддерживает законопроект Комитет по природным         
ресурсам, природопользованию и экологии.                                        
                                                                                
Мы надеемся, что законопроект в случае его принятия в первом чтении будет       
существенно доработан, и приглашаем всех депутатов принять в этом активное      
участие.                                                                        
                                                                                
Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству рекомендует принять     
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Павел Эдуардович, мы все знаем, что операции с землёй являются очень            
коррупционной сферой. Скажите, пожалуйста, проверялся ли ваш законопроект на    
коррупциогенность? Ведь чем меньше, скажем так, чиновник имеет возможностей     
регулировать этот вопрос на местном уровне, тем, собственно говоря, меньше      
возможностей и взятки брать. Прокомментируйте, пожалуйста.                      
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос. Есть заключение              
Министерства юстиции относительно отсутствия коррупциогенных факторов в этом    
законопроекте. Что касается вашего тезиса относительно землепользования как     
вообще коррупционной сферы, то, безусловно, это так, и законопроект в том       
числе направлен и на борьбу с этим.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Васильевна Школкина.                                                    
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Павел Эдуардович, в своём выступлении вы очень подробно остановились на том,    
что отмена категорийности касается фактически только земель                     
сельхозназначения. В связи с этим вопрос: почему всё-таки отмена категорий      
предлагается для земель сельхозназначения и де-факто не распространяется на     
земли лесного фонда, на водный фонд и на особо охраняемые природные             
территории?                                                                     
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Надежда Васильевна, мы знаем, я упоминал об этом в своём          
докладе, что семь лет ведётся работа по территориальному зонированию, и,        
конечно, в первую очередь она коснулась положений, которые предусмотрены        
Градостроительным кодексом. Я отметил, что это является, скажем так,            
негативным фактором в наших земельных отношениях, то есть сегодня, по сути,     
существует параллельно два правовых режима использования земель: по             
категориям и по зонам. В итоге получилось следующее: ваш покорный слуга в       
течение одной недели может завизировать, скажем, два, а то и три проекта        
распоряжения правительства в рамках действующего законодательства о переводе    
земель из сельхозкатегории в земли поселений, а там они сразу попадают в        
разряд территориальных зон. Вот поэтому я специально акцентировал на этом       
вопросе своё внимание. Это раз.                                                 
                                                                                
Второе, как вы знаете, по инициативе Минэкономразвития мы приняли решение о     
том, что эти отношения будут регулироваться сельхозрегламентом, поэтому мы      
предполагаем ввести эту норму в закон "О землеустройстве". На сегодняшний       
день у нас на категории подразделяются не только сельхозземли, но и земли       
запаса, транспорта, промышленности, которые тоже следует вводить в зоны, то     
есть нормы надо пересматривать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Сергеевич Сикорский.                                                   
                                                                                
СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Павел Эдуардович, когда мы обсуждали этот законопроект на заседании комитета,   
у нас была очень серьёзная полемика именно по этой проблеме, и исходя из        
этого я хотел бы задать следующий вопрос: мы знаем, что сотни тысяч гектаров    
сельхозугодий уже выведены из оборота, не повлечёт ли тот закон, который        
предлагается, вывод из оборота ещё дополнительно десятков, а то и сотен тысяч   
гектаров?                                                                       
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Анатолий Сергеевич, спасибо за вопрос. Я приведу статистику: за   
истекшие десять лет из 40 миллионов гектаров сельхозземель переведено в земли   
поселений, под строительство менее 1 процента. На сегодняшний день необходимо   
защитить сельхозземли более серьёзными нормами, чем ныне действующий правовой   
режим, и наиболее полно обеспечить эту защиту должны сельхозрегламенты,         
которые предполагается ввести, в типовой форме они будут разрабатываться        
Министерством сельского хозяйства, а приниматься субъектами Российской          
Федерации применительно к своему агрорайонированию. И мы должны всё-таки        
земельному и сельскохозяйственному надзору дать в руки реальные правовые        
нормы для обеспечения этой защиты.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Павел Эдуардович, какие последствия будет иметь этот     
закон для добросовестных, а не мошеннических дачных и садоводческих             
товариществ, не усложнит ли он им жизнь и не приведёт ли к дополнительным       
затратам, к дополнительным бюрократическим барьерам, а также не усилит ли       
риски изъятия земель для каких-то иных целей?                                   
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо за вопрос, Андрей Дмитриевич. Дело в том, что по дачным   
и садовым участкам предполагается принимать ряд серьёзных правовых актов,       
которые будут регулировать землепользование в этой сфере, прежде всего в        
системе управления дачными участками, и на сегодняшний день мы ведём эту        
работу. На самом деле предлагаемые, проектируемые в этом законопроекте нормы    
призваны упростить порядок определения видов разрешённого использования         
земель, предусматривается установление правил землепользования и застройки      
только один раз, и тогда других решений для владения этими земельными           
участками уже не потребуется.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Павел Эдуардович, достаточно большая работа сегодня проведена у нас в           
регионах, в муниципалитетах: созданы и планы застройки, и генеральные планы,    
что позволяет комплексно развивать наши территории. Да, сложно, долго это всё   
переводится, но тем не менее началась работа, работа плановая, понятная, к      
которой муниципалитеты уже привыкли. Скажите, пожалуйста, принятием данного     
закона какой вопрос в первую очередь правительство хочет решить: скажем, это    
ускорит решение проблем землепользования или это необходимо для перевода        
сельхозземель в другие виды? Какие приоритеты в этом законопроекте?             
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Сергей Михайлович. Вы правильно сказали относительно     
приоритетов. На сегодняшний день принят комплекс законодательных актов: это     
171-й закон, по сути, новая редакция Земельного кодекса; это одобренный         
сегодня депутатами в третьем чтении, за что мы им очень благодарны, закон о     
комплексных кадастровых работах; это и 234-й закон о земельном надзоре,         
который впервые поднят на уровень федерального закона, в целом требуется        
слаженная и скоординированная система, законодательная и нормативная,           
управления земельными ресурсами.                                                
                                                                                
Кроме того, мы сегодня выходим, скажем так, на надведомственное управление      
земельными ресурсами, на единую методологию, потому что полномочиями по         
управлению земельными ресурсами у нас располагают, если мне не изменяет         
память, девять федеральных органов исполнительной власти, субъекты,             
муниципалитеты, а нам необходимы оптимизация управления землями, защита         
сельхозземель и упрощение определения разрешённого вида использования для       
всех случаев: и для стройки, и для сельского хозяйства, и для транспорта, и     
для сохранения окружающей среды и природопользования.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Павел Эдуардович, понятно, что переход от категорий к зонам потребует           
проведения огромной работы по установлению границ этих зон, для того чтобы      
кто-то отвечал за использование земель и прочее. В связи с этим у меня          
возникает вопрос: после принятия этого закона когда будет завершена работа по   
кадастровому учёту земель? Сегодня кадастровый учёт является, так сказать,      
самым узким местом и самой главной проблемой, которая отпугивает инвесторов и   
не даёт возможности рационально использовать землю, - скажите, как решается     
этот вопрос в вашем законопроекте?                                              
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Геннадий Васильевич, спасибо вам за вопрос, на него вы ответили   
сегодня, одобрив в третьем чтении законопроект о комплексных кадастровых        
работах, который и предусматривает в полном объёме необходимые меры.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Александрович Доронин.                                                   
                                                                                
ДОРОНИН С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Павел Эдуардович, в статье 20 данного законопроекта, пункт 3,         
говорится о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской          
Федерации до 1 июля 2016 года обязаны обеспечить установление границ особо      
ценных сельскохозяйственных земель, при этом для подготовки всех нормативных    
правовых актов, постановлений, проектов постановлений Правительства             
Российской Федерации по указанным вопросам для федеральных органов              
исполнительной власти установлен срок - второй квартал 2017 года. Каким         
образом эта проблема будет решаться?                                            
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Сергей Александрович, спасибо за вопрос. Вопрос абсолютно         
правомерный, вопрос непростой, он вызывает дискуссию не только в профильном     
ведомстве, скажем в Министерстве сельского хозяйства, и в субъектах, но и у     
нас, потому что мы полагаем, что необходимо определить более чётко само         
понятие особо ценных сельхозземель. Прежде всего эти сроки будут                
корректироваться с учётом прохождения самого законопроекта, сроки,              
естественно, можно будет уточнить, но, главное, как мне кажется, всё-таки       
надо определять более чёткие критерии, что является ценными землями, в          
соответствии с агрорайонированием в нашей стране. Для каждого региона они       
свои: где-то это пастбища, где-то это угодья для сельскохозяйственных           
технических культур, а где-то это чернозёмы, и одного, скажем, химического      
анализа почв здесь явно мало.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Павел Эдуардович, что касается земельных отношений, вообще в стране, конечно,   
так скажем, безобразие полнейшее, и это надо признать; много различных          
нормативных документов, но практика показывает, что не всегда можно решить      
проблемы. В частности, в сельском хозяйстве выделенный пай: если кто-то         
теряется, я имею в виду владельца, его даже нельзя никуда забрать. Или вот      
ещё один вопрос. Жители давно должны были получить в собственность земельные    
участки под своими домами, администрация, власть, должна была сделать всё       
это, а сегодня она делает что? Эти земельные участки, не оформив в              
собственность жителей, попросту забирает себе и начинает строительство домов    
в десятках метров от близлежащих жилых застроек, причём порой отбирает и        
земельные участки под домами. Не пора ли вообще... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Не пора ли всё-таки проанализировать все законы, связанные с        
земельным вопросом, и разработать дополнительно, я так скажу, новый кодекс о    
земле?                                                                          
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Николай Фёдорович, с одной стороны, очень многое призван          
исправить 171-й федеральный закон - это новая редакция Земельного кодекса,      
которая удешевляет и упрощает, скажем так, процедуру предоставления земельных   
участков, даёт больше полномочий. Ну а с другой стороны, вы упомянули           
правоотношения, связанные не только с землеустройством и с землепользованием,   
но и с правами собственности, - у нас на сегодняшний день есть ещё              
законодательный массив, связанный с регистрацией и кадастровым учётом, - и      
только вот на стыке этих норм мы сумеем упорядочить решение тех вопросов, о     
которых вы сейчас говорили.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Эдуардович, у меня вопрос. Вы информировали депутатов о том, что          
будущие сельскохозяйственные регламенты обеспечат более надёжную правовую       
защиту, чтобы земли сельхозназначения не уходили от нас. Скажите, пожалуйста,   
считаете ли вы, что данный законопроект в случае его принятия должен вступить   
в силу не раньше или как минимум одновременно с так называемыми                 
сельскохозяйственными регламентами?                                             
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Полагаю, что нормативные акты, во     
всяком случае их согласованные проекты, должны быть разработаны наряду с        
уточнением и согласованием норм данного законопроекта, безусловно.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть это можно учесть при втором чтении?               
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Полагаю, что да. И такая задача поставлена, вместе с              
Минсельхозом мы собираемся именно так действовать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Законопроект серьёзный, давайте по одному от фракции, чтобы сразу мнение        
фракции было высказано. Нет возражений, коллеги?                                
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин.                                            
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи, коллеги! Конечно, сегодня мы   
с вами рассматриваем особый закон, потому что если говорить о земельном,        
водном, лесном законодательстве, да и гражданском, то краеугольным камнем,      
безусловно, является существующее деление земель на категории и изъятие этого   
краеугольного камня, как основы закона, замена этого краеугольного камня вот    
тем сырым комом глины или непонятно чего ведёт, безусловно, к разрушению        
всего этого свода, который и так не очень крепок, как мы с вами хорошо знаем.   
Я не понимаю, почему выбрано вот именно это время - сегодня, когда Россия       
окружена экономическими санкциями, когда вообще очень напряжённая ситуация.     
Вопросы импортозамещения и решения продовольственной проблемы не терпят, на     
мой взгляд, грубого вмешательства, непонимания вообще задач и целей, для чего   
это делается, когда систему законодательно оставляют на период вне закона -     
переходный период не обозначен в законе. Это порождает сомнения у всех и вся.   
Возьмём только 2012-2013 годы: 52 тысячи случаев захвата земель -               
сельскохозяйственных, лесных, особо охраняемых природных территорий. Сейчас     
люди хоть что-то знают об этих границах, но ведь сегодня у нас всего 20         
процентов, допустим, лесных земель из 1 миллиарда 200 миллионов квадратных      
метров стоят на кадастровом учёте, и поэтому неправильно вот так вдруг          
вмешиваться! Вместо того чтобы действительно решить эту главную задачу          
сегодня, мы будем решать по-другому: усмотренчески будем решать,                
усмотренчески! Наверное, хотим поощрить тех, кто зарвался, как это было в       
новой Москве, где сегодня уже ничего не осталось от сельхозземель - всё         
застроили! А сегодня здесь уже на всю Россию бросают шапку Мономаха - в самом   
законе уничтожается правовой режим, исключается из Земельного кодекса           
правовой режим использования земли, уничтожается само понятие земли как         
особого природного объекта, как основных фондов, как средства производства!     
                                                                                
Когда можно будет достучаться, чтобы в конце концов услышали, что мы с вами,    
депутатский корпус, представляем власть?! Почему мы на эту трибуну позволяем    
выходить людям, которые никогда в жизни, может быть, и не занимались, и не      
хотят заниматься нашей родной матушкой-землёй, не хотят использовать её по      
назначению?!                                                                    
                                                                                
Снимаются ограничения по использованию земли. Извините, но ведь Земельный       
кодекс - тонкий инструмент, он увязывает в том числе абсолютное большинство и   
других законов, и снятие ограничений по использованию земли... Ну возьмите, к   
примеру, закон об охоте: ведь ограничения в использовании земли, независимо     
от формы собственности, предусматривают осуществление, допустим, охоты. И       
можно найти двадцать-тридцать таких законов, когда одним посылом взрываем всю   
законодательную составляющую!                                                   
                                                                                
Можно ли исправить этот законопроект ко второму чтению? Я в этом не убеждён,    
не убеждён. Мы давно говорили, предлагали: друзья, давайте в конце концов       
установим переходный период, давайте закрепим положение, во всеуслышание        
чётко скажем, что земли сельхозназначения мы будем только упорядочивать,        
будем следить за ситуацией и не допускать нарушений!                            
                                                                                
Про этот законопроект спрашивали, и правильно, есть ли тут коррупционная        
составляющая. На мой взгляд (к сожалению, думаю, не ошибаюсь), законопроект     
только будет их покрывать, этих нуворишей, - вспомните о 52 тысячах случаев     
захвата земель! - а ведь это только верхушка айсберга, на самом деле огромное   
количество тех людей, которые что-то прихватили, уже что-то построили, ещё      
кое-что приглядели, и вот именно для них сегодня создаётся эта мутная среда,    
чтобы ещё раз поделить наши земельные угодья, лесные и особо охраняемые         
природные территории.                                                           
                                                                                
Я, уважаемые коллеги, с авторами законопроекта, хотя их всегда очень трудно     
найти, в частности с докладчиком, не раз говорил на эту тему, говорил, что      
благими намерениями они мостят дорогу в ад, в земельную катастрофу! Мы          
убеждены, что уже сегодня многие будут думать не о том, как засеять поля        
яровыми, или кормовыми, или какими-то другими культурами, а о том, как сейчас   
- с учётом этого закона, с учётом завтрашней перспективы - всё сделать для      
того, чтобы земли прихватить и благодаря такой градостроительной политике их    
застроить, получить прибыль.                                                    
                                                                                
Друзья, я считаю, что мы не должны голосовать за этот законопроект, он          
растаптывает земельное, водное, лесное законодательство! И хотя здесь           
прописано, что границы всех этих зон будут урегулированы, в том числе это       
касается и лесных земель, и особо охраняемых территорий, но когда               
предлагается сначала эти земли в их границах поставить на кадастровый учёт, а   
потом уже решать задачу, а не наоборот, то в этом как раз мы видим умысел,      
желание вне кадастра поработать с этими границами и амнистировать               
захватчиков, - другой задачи, я думаю, этот закон не решает.                    
                                                                                
Законопроект не решает тех задач, которые сегодня ставит президент, в том       
числе по импортозамещению и по обеспечению продовольственной безопасности. Мы   
будем голосовать против.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!                 
Действительно, сегодня мы рассматриваем законопроект, который окажет            
существенное влияние на развитие наших территорий. Я не случайно задал          
представителю правительства вопрос, что всё-таки является приоритетом при       
принятии данного законопроекта. И, судя по концепции, я всё-таки понимаю, что   
есть попытка переложить... скажем так, при принятии решений учитывать больше    
интересы градостроителей, то есть мы даём больше полномочий главным             
архитекторам, тем людям, которые планируют застраивать территории там, где      
сегодня они испытывают какие-то трудности. Знаете, я, скажем так, не совсем     
далёк от проблем строительной отрасли, занимался этим много в прошлой жизни,    
и я хочу сказать, что сегодня нет такого напряжения, как раньше, сегодня уже    
генеральные планы муниципалитетов определены, определено зонирование, перевод   
земель из одной категории в другую не так много времени занимает сегодня, это   
не проблема, чтобы начать строить, у нас разработка и утверждение проектной     
документации осуществляются намного дольше, это год занимает, поэтому в         
рамках решения этих проблем сама земля не является приоритетной.                
                                                                                
Посмотрите, наша территория заселена всего на уровне 1 процента, всё            
остальное не относится к зоне, где осуществляется жилищное строительство, это   
действительно особо охраняемые зоны, зоны сельхозтерриторий. Так вот, на мой    
взгляд, правительство должно было ставить задачу не как больше, быстрее и       
проще построить или узаконить какие-то вещи, а задачу комплексного развития     
территорий, то есть вот эта задача является стратегической для нашей страны,    
и под развитием территорий здесь понимается, конечно, и сохранение земель       
сельхозназначения, и сохранение эталонных земель, и особо охраняемых            
природных территорий, но этого мы, к сожалению, в законопроекте не видим. То    
есть мы решаем какую-то маленькую, частную задачу, которая сегодня на           
территориях во многом уже решена в плане сроков.                                
                                                                                
Вот сегодня представитель правительства говорил о том, что будут ограничения    
по особо охраняемым природным территориям. Мне приходилось заниматься           
созданием национального природного парка. Ну, я застал последний период, года   
три, а вообще этим делом занимались тридцать лет, при Косыгине ещё начинали,    
и вот буквально три года как мы закончили, создали Бузулукский бор, причём      
усилиями законодательных собраний двух субъектов, с подключением Минприроды и   
так далее, то есть колоссальное количество времени и энергии было затрачено,    
для того чтобы выделить эту особо охраняемую природную территорию! Но           
говорить, что, создавая эти территории, мы сможем защитить... На самом деле     
это не так, потому что у нас очень много территорий, которые не подпадают       
сегодня под этот статус, но сохранение этих территорий как эталонных, имеющих   
особое видовое разнообразие, просто необходимо как раз с точки зрения           
правильного, поступательного развития нашей страны и, самое главное,            
сохранения экологии, это основное. Я вам могу сказать, что в России, которая    
сегодня является одной из самых больших стран, к сожалению, не так много        
осталось эталонных территорий, которые не разработаны, и вот этот               
законопроект не позволяет нам, скажем так, с оптимизмом смотреть в будущее и    
надеяться, что мы сможем защитить эти территории в дальнейшем от                
несанкционированных действий в процессе масштабного развития территорий нашей   
страны.                                                                         
                                                                                
Исходя из этих замечаний фракция ЛДПР не поддержит данный законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Васильевна Школкина.                                                    
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!     
Не скрою, что данный законопроект вызывает серьёзную озабоченность как у        
сельских жителей, так и у всего аграрного сообщества, прежде всего потому,      
что он не прошёл широкого публичного обсуждения именно в аграрном сообществе    
- я это подчёркиваю - именно среди сельхозпроизводителей, для которых земля     
является не инструментом наживы, а инструментом производства. Это во-первых.    
                                                                                
Во-вторых, как я уже говорила, данный законопроект фактически направлен         
только на отмену категорий для земель сельхозназначения и фактически не         
распространяется на земли лесного, водного фондов и так далее, то есть          
де-факто рекатегорийности, скажем так, подлежат только 23 процента земель,      
причём связанных именно с сельскохозяйственным производством.                   
                                                                                
В-третьих, предложенный законопроект фактически направлен на снятие             
административных барьеров в сфере строительства, но никак не на защиту земель   
сельхозназначения, по сути, он фактически снимает - это то, о чём говорил       
Владимир Иванович, - тот спецрежим в отношении земель сельхозназначения,        
который сейчас предусмотрен действующим законодательством.                      
                                                                                
В-четвёртых, спасибо большое, Сергей Евгеньевич, что вы подняли вопрос о        
разработке сельскохозяйственных регламентов, но отмечу, что на сегодняшний      
день разработка сельхозрегламентов находится в лучшем случае в начальной        
стадии, кроме того, на это, как вы все знаете, потребуется достаточно много     
средств не только из федерального бюджета, но и из региональных бюджетов, а     
мы с вами, каждый раз принимая федеральный бюджет, говорим о том, что денег у   
субъектов Российской Федерации нет.                                             
                                                                                
В-пятых, законопроектом предусматривается - об этом говорил и Геннадий          
Васильевич - определение границ в том числе земель особо ценных. Я отмечу,      
что сейчас только 15 процентов земель фактически, так сказать,                  
откадастрированы, понятно, что на это тоже потребуются определённое время и     
определённые затраты. А вы знаете, что если нет границ, то в мутной воде при    
переходе из одной категории в другую земли сельхозназначения рискуют попасть    
не в ту категорию.                                                              
                                                                                
Коллеги, мы, конечно, не можем не поддержать данный законопроект, мы            
понимаем, что нужно двигаться вперёд и что сегодня практически все переходят    
к территориальному зонированию. Вместе с тем мы считаем, что данный             
законопроект нуждается в существенной доработке, если не сказать в              
существенной переработке, именно с учётом необходимости обеспечения             
эффективной защиты земель сельхозназначения, чтобы они не попали в другие       
категории, потому что, вы знаете, - ещё раз подчёркиваю - земли                 
сельхозназначения для наших сельхозпроизводителей являются не инструментом      
наживы, не административным барьером, а самым главным инструментом              
производства.                                                                   
                                                                                
Я надеюсь, всё-таки будут проведены парламентские слушания, мы действительно    
данный законопроект, направленный на защиту земель сельхозназначения, уже       
публично обсудим и в следующий раз внесём в него серьёзные коррективы.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Два выступления от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но в рамках отведённых на     
фракцию семи минут.                                                             
                                                                                
Андрей Владимирович Туманов.                                                    
                                                                                
ТУМАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, всем в этом зале       
ясно, что земельная реформа не просто назрела - она уже давно перезрела! И      
если мы не проведём земельную реформу, у нас не будет нормального               
производства продовольствия, сколько бы мы ни вкачивали денег в сельское        
хозяйство. Давайте задумаемся, а решает ли проблему земельных отношений         
предлагаемый законопроект? Как сейчас характеризуют у нас земельные             
отношения? О земельных отношениях сейчас в основном говорят, что это            
коррупция, смешанная с анархией, и если мы начнём вот так упрощённо             
передёргивать в одну или в другую сторону, то будет либо больше анархии, либо   
больше коррупции.                                                               
                                                                                
В выступлении Павла Эдуардовича, по-моему, три раза прозвучало слово            
"упростим": давайте вот тут упростим, давайте вот там упростим... А я хочу      
привести пример из жизни садоводов. Как известно, садоводы сейчас находятся в   
такой ситуации, что дальше уже некуда: полная анархия в земельных отношениях    
внутри садоводческих товариществ! Что делалось все эти годы? Все эти годы       
жизнь садоводов упрощалась. Я приведу один конкретный пример: когда в прошлом   
созыве стало ясно, что люди не идут межевать свои земли, потому что             
государство решило провести межевание за счёт граждан, фактически их руками,    
решили упростить - была введена упрощённая форма постановки на кадастровый      
учёт участков для садоводов. Что в результате получилось? В результате мы       
решили одну маленькую проблему, то есть на 10 процентов садоводов стало         
больше регистрироваться, но зато мы получили другую грандиознейшую проблему:    
возникли межевые споры практически по каждому садовому участку, и они не        
решаются.                                                                       
                                                                                
Приведу ещё один очень простой пример, смотрите: вот если мы строим самолёт и   
он у нас не получается, сможем ли мы его построить путём упрощения или          
всё-таки надо искать оптимальные решения, а не проще и не сложнее? Вот к        
этому мы и призываем!                                                           
                                                                                
И ещё я хотел бы упомянуть то, о чём предыдущий оратор уже сказал: а вы с       
профессиональным сообществом-то посоветовались? Честно говоря, с нашими         
организациями садоводов никто не советовался, вы сами это как-то тихо-тихо      
разрабатываете и пытаетесь внедрить. В результате что получится? В результате   
мы наступим на очередные грабли, потому что из-за этого упрощения возникнут     
новые проблемы.                                                                 
                                                                                
Уважаемые господа, я предлагаю провести некий ликбез и, например,               
присмотреться к реформам Гая и Тиберия Гракхов, которые были проведены в        
Древнем Риме, и к земельной реформе Юлия Цезаря - это очень похоже, вот         
попробуйте об этом почитать, и вам сразу станет ясно, что сейчас вы не на       
совсем верном пути.                                                             
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против.                          
                                                                                
Передаю слово моему коллеге.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович Доронин.                             
                                                                                
ДОРОНИН С. А. Уважаемые коллеги, известен случай, когда правительство           
Германии, не самой бедной и маленькой страны, разбиралось в ситуации с          
выводом из оборота 1 гектара земли сельхозназначения, подчеркну: 1 гектара!     
То есть там действительно понимают ценность земли, а у нас об этом, к           
сожалению, только говорят.                                                      
                                                                                
Да, верно, сейчас ситуация с оборотом земли в России, мягко скажем, не самая    
благополучная, проблемы здесь есть, но что нам предлагается в качестве          
рецепта решения этих проблем? По существу, отказаться от централизованного      
контроля и передать полномочия по переводу земель в регионы и муниципалитеты,   
а дальше, что называется, хоть трава не расти - ответственность с себя сняли.   
Мы же все понимаем, вокруг чего ведётся борьба: речь идёт о землях вокруг       
мегаполисов и об их застройке. Да, от этого пострадает отнюдь не сельское       
хозяйство, да, на самом деле деление земли по категориям, может быть, не        
самая действенная мера, но посмотрите, уже сейчас на многих станциях метро в    
восемь утра в вагоны просто не попасть, не сесть, а что творится у нас со       
стоянками, с благоустройством территорий?! Бешеное уплотнение и скученность     
вызывают огромные экологические проблемы, и всё это связано с                   
неконтролируемой застройкой, а тут предлагается и те меры, которые еле          
работают, просто убрать!                                                        
                                                                                
Вызывает сомнение и процедура: к сожалению, законопроект пролежал без           
движения с марта; я знаю позицию многих аграриев по данному поводу,             
прислушиваться к ней, к огромному сожалению, не стали, а теперь вдруг мы        
должны этот законопроект в преддверии новогодних праздников срочно обсудить и   
принять в первом чтении! Уважаемые друзья, я предлагаю в весеннюю сессию        
спокойно обсудить все аспекты данного законопроекта со всеми                    
заинтересованными сторонами, и не для галочки, а реально, вслушиваясь в их      
аргументы.                                                                      
                                                                                
И повторю, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически против принятия      
данного законопроекта!                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Эдуардович, пожалуйста, вам слово.                                        
                                                                                
КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, спасибо за критику законопроекта. Я хотел бы тем не менее    
уточнить, во-первых, что парламентские слушания по территориальному             
планированию и зонированию земель проводились под эгидой профильного комитета   
в период весенней сессии и в них принимали участие, во всяком случае, могли     
принять участие все остальные комитеты палаты. Во-вторых, безусловно,           
существует необходимость в доработке законопроекта, и мы специально             
подчеркнули в своём докладе, что необходимо нормы Градостроительного            
кодекса... К сожалению, здесь я с вами согласен: Градостроительный кодекс       
является главным планировочным документом страны, и на сегодняшний день он      
нуждается в принятии сбалансированных правовых норм в части землепользования    
и землеустройства. Безусловно, есть проблема дачников и садоводов, но, с        
другой стороны, хочу отметить, что мы с ними предметно работаем в               
Минэкономразвития. И в Совете Федерации также проводили ряд мероприятий,        
"круглых столов" по обсуждению этого законопроекта - материалы на эту тему      
есть. Законопроект сложный, трудный, и я надеюсь на то, что в течение           
следующей сессии мы будем активно работать, в том числе и над подготовкой       
нормативных актов, о чём упомянул Сергей Евгеньевич, - безусловно, эта работа   
должна вестись параллельно, чтобы все понимали, как это будет осуществляться    
в правоприменении.                                                              
                                                                                
Что касается финансирования. Формально на сегодняшний день мы не передаём и     
не увеличиваем никаких полномочий органов местного самоуправления и органов     
исполнительной власти субъектов, эта работа остаётся за ними, но тем не менее   
часть работы мы уже начали делать. Речь прежде всего о выполнении работы по     
определению границ федеральных земель - она у нас обеспечена финансированием,   
о чём я неоднократно докладывал. Кроме того, предоставляется право ведения      
массовых кадастровых работ.                                                     
                                                                                
Что касается границ, то границы зон - это не кадастровые границы, но границы    
зон должны учитываться, коллеги, в кадастре, это верно.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Павел Эдуардович, ну, вы почувствовали   
высокую озабоченность депутатов вопросами, касающимися защиты земель            
сельскохозяйственного назначения, мы просим вам обратить внимание на это.       
                                                                                
Ради справедливости: я не могу сказать, что законопроект рассматривается в      
спешке.                                                                         
                                                                                
Алексей Юрьевич, когда правительством внесён законопроект в Государственную     
Думу?                                                                           
                                                                                
Микрофон включите Русских Алексею Юрьевичу.                                     
                                                                                
РУССКИХ А. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по земельным          
отношениям и строительству, фракция КПРФ.                                       
                                                                                
Сергей Евгеньевич, ну, вообще, работа над этим законопроектом шла три года.     
Изначально он был внесён группой депутатов - членов нашего комитета, два года   
мы его рассматривали, несколько раз выносили на Совет Думы с целью вынести на   
пленарное заседание. Через два года депутаты отозвали законопроект, и было      
принято решение внести его от правительства. Правительство внесло его в         
марте, по-моему. За эти три года раза два, если не ошибаюсь, мы проводили       
парламентские слушания по этому законопроекту, то есть в принципе была          
проведена достаточно серьёзная работа.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Юрьевич.                                 
                                                                                
Коллеги, я ещё раз прошу вас всё-таки воздержаться от заявлений о том, что      
работа шла в какой-то спешке, что в какой-то спешке мы рассматриваем его, но    
работать над законопроектом нужно.                                              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
По ведению выступает Геннадий Васильевич Кулик.                                 
                                                                                
КУЛИК Г. В. Сергей Евгеньевич, вам и нам, депутатам этой Думы, придётся         
принимать этот закон.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, нам с вами.                                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я очень хотел бы, чтобы мы были честны перед собой. Я хочу внести   
одно предложение, оно имеет принципиальное значение, и будет ошибкой, если мы   
сейчас примем в первом чтении этот законопроект, не сказав об этом. Мы за       
годы так называемых демократических реформ потеряли 18 миллионов гектаров       
пашни, сейчас под вопросом находится 45 миллионов гектаров. Мы сегодня          
обрабатываем 76 миллионов гектаров, тогда как в 1990 году в России было 132     
миллиона гектаров обрабатываемых земель. Я вношу предложение... Так было        
всегда, кстати говоря, и даже во времена Древней Руси. Так вот, я прошу         
предусмотреть в этом законе такой принцип: ни на гектар не уменьшить в          
результате этой... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
Завершайте, пожалуйста.                                                         
                                                                                
КУЛИК Г. В. ...не уменьшить площадь сельхозземли, пахотной земли. Для этого     
есть рычаги: в советское время право перевода пашни в другие виды земель имел   
только Совет министров СССР, Совет министров РСФСР мог перевести в другую       
категорию до 100 гектаров пашни. Примерно нечто подобное нам надо и сегодня     
установить, плюс экономические рычаги: вы взяли пашню для каких-то целей...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич, я не стал вас прерывать,    
но вы записались на выступление по ведению, а выступали по законопроекту. От    
фракции выступила Надежда Васильевна Школкина.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, были выступления от каждой           
фракции, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", повторяю, выступила Надежда Васильевна     
Школкина.                                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6525 по 6543 из 7627
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный        
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному    
зонированию".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против          151 чел.33,6 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.