Заседание № 174
О проекте федерального закона № 464776-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части, касающейся условий приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших после 1 июля 2002 года профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях, а также являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами или квалифицированными специалистами).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Ризван Даниялович Курбанов, пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект также прошёл все законодательные процедуры, необходимые для его сегодняшнего рассмотрения. Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Есть желающие выступить по мотивам - записал, спасибо. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Александр Георгиевич Тарнавский выступает по мотивам. Пожалуйста, Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Уважаемые коллеги, перед голосованием по настоящему законопроекту в третьем чтении в рамках выступления по мотивам от фракции считаю необходимым сказать следующее. Первое - о сроке, отведённом на подачу поправок к законопроекту. Этот правительственный законопроект был принят в первом чтении 18 апреля, 9 Мая, в День Победы, после парада пришёл сюда готовить поправки, чтобы предложить Думе версию законопроекта, близкую нашим партийным взглядам и убеждениям, - оказалось, опоздал: было дано всего лишь семь дней на поправки, то есть их нужно было внести до 25 апреля, а рассмотрела настоящий законопроект Дума только лишь вчера, 10 июня, то есть через 45 дней после первого чтения. Тогда почему такой короткий срок мы дали на поправки? При этом следует констатировать: фактически лишь один депутат успел внести содержательные поправки, один из четырёхсот пятидесяти - это и не совсем нормально, и несправедливо. Второе - о его содержании. Мой коллега по фракции Олег Нилов, выступая по законопроекту при обсуждении в первом чтении, уже сказал, что фактически это законопроект о продаже российского гражданства, а зачем это нужно, в чём нужда, какая тут выгода? Более того, согласно законопроекту российское гражданство в упрощённом порядке может быть предоставлено так называемому инвестору, даже не являющемуся носителем русского языка, а зачем - это не очень понятно. И наконец, третье. Неоднократно в этом зале уже выражалось беспокойство в связи с тем, что мы не знаем, что в головах у тех, кому мы готовы дать гражданство. Об этом очень точно с болью говорил Владимир Путин - помните его рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, шедших по Одессе в день 70-летия её освобождения от нацистов, в которых кидали тухлые яйца? Это делали не американцы, не немцы, а, к сожалению, граждане Украины, которым мы сейчас создаём самые льготные условия для получения российского гражданства. Мы должны помнить и о том, что у нас не только отдельные простые россияне, но и часть российской элиты серьёзно поражены западным вирусом, - об этом здесь уже говорилось и Михаилом Маркеловым из "ЕДИНОЙ РОССИИ", и Еленой Афанасьевой из ЛДПР, - и о непонятных поступках с уклоном, так сказать, поклонения проамериканским ценностям губернатора Кировской области Никиты Юрьевича Белых. Кстати, последний продолжает удивлять: на Петербургском экономическом форуме приближающиеся выборы обозвал трюкачеством, а неделю назад его близкий друг Алексей Венедиктов из "Эха Москвы", находясь в Кирове, публично на всю страну заявил собравшимся блогерам, что Никите Белых нужно валить отсюда, - вот такой у них сленг принят. Как мне кажется, сейчас в условиях амнезии у Запада пятой колонне нужно давать отпор, в том числе силами не только оппозиционных партий, но и правящей - "ЕДИНОЙ РОССИИ". Как говорил Владимир Путин, когда бьют по одной щеке, не нужно стремиться подставить другую. Мы будем голосовать против настоящего законопроекта. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 46 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Закон принят.
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Для стенограммы: по пункту 7, о проекте федерального закона № 464776-6, депутат Михеев Олег Леонидович голосовал против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 464776-6 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части, касающейся условий приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших после 1 июля 2002 года профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях, а также являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами или квалифицированными специалистами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад представителя правительства заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Елены Анатольевны Радочиной. Пожалуйста, Елена Анатольевна. РАДОЧИНА Е. А., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной миграционной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленный законопроект разработан Федеральной миграционной службой совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей деловых кругов России в целях реализации первого этапа Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая была утверждена в июне 2012 года. Основная цель законопроекта - это создание благоприятных условий для переселения на постоянное место жительства в Россию иностранных граждан, которые имеют востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, а также предпринимателей и инвесторов, в деятельности которых заинтересована российская экономика. С учётом зарубежного опыта законопроектом предлагается распространить предусмотренные частью второй статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" преференции по приёму в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания по виду на жительство на иностранных граждан, которые проживают на территории Российской Федерации и являются выпускниками российских образовательных учреждений профессионального образования, индивидуальными предпринимателями, инвесторами или квалифицированными специалистами. Принятие этого закона позволит восполнить дефицит квалифицированных кадров на российском рынке труда и благотворно скажется на экономике России. Принятие закона не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета. Законопроект прошёл общественное обсуждение, предложений и замечаний по нему не поступало. Он в установленном порядке согласован с федеральными органами исполнительной власти, получил положительные заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения, поддержан ГПУ Президента Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя комитета по конституционному законодательству Ризвана Данияловича Курбанова. Пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 4 марта 2014 года и прошёл все необходимые процедуры. Елена Анатольевна очень подробно изложила суть законопроекта, и, я думаю, повторяться не стоит. Единственное, хочется сказать, что данный законопроект является, своеобразно выражаясь, долгожданным. Почему? Потому что здесь идёт речь о категории лиц, которые являются инвесторами, спонсорами, то есть это именно та категория лиц, которая действительно будет востребована. У Правового управления Аппарата Государственной Думы к законопроекту замечаний нет. Законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также международным договорам нашей страны. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Елена Анатольевна, скажите, пожалуйста, здесь установлены суммы, так сказать, в контексте которых тех или иных предпринимателей будут относить к категории инвесторов. Вы знаете, эти суммы, если сравнивать со средними по России показателями, конечно, кажутся немалыми, но что касается Москвы, тут каждый павильон такие объёмы оборота имеет. Вы не боитесь столкнуться с тем, что просто заполонят, просто переедут всем Ташкентом сюда? Конечно, мы должны привлекать деньги на территорию Российской Федерации, но, на наш взгляд, заявленный объём всё-таки должен быть повышен, и повышен существенно. Прокомментируйте, пожалуйста. РАДОЧИНА Е. А. Я хотела бы сказать, что законопроект разделяет индивидуальных предпринимателей и инвесторов. Для индивидуальных предпринимателей установлена ежегодная выручка 10 миллионов рублей, притом что в среднем по Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей она составляет 4-5 миллионов рублей. Для инвесторов обязательно также условие трёхлетнего инвестирования в нашу экономику, то есть они вкладывают не менее 10 процентов от уставного (складочного) капитала при условии, что и размер уставного (складочного) капитала, и размер чистых активов составляют не менее 100 миллионов рублей каждый или что это юридическое лицо, в которое они вкладывают, инвестируют деньги, в течение трёх лет ежегодно уплачивает в бюджетную систему Российской Федерации налоги в сумме не менее 6 миллионов рублей. Я хотела бы сказать, что этот вопрос достаточно сложный, поэтому не случайно мы шли к этому долго: в июне будет уже два года с момента принятия концепции, то есть мы долго работали над этим законопроектом. Помимо федеральных органов исполнительной власти, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, к этой работе привлекались учёные. Поэтому была избрана такая формула. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Елена Анатольевна, хотел бы уточнить: вы сказали в докладе о том, что не потребуется дополнительных затрат, но появление любого человека несёт с собой затраты, когда он вырастает: это и затраты на образование, и пенсионные выплаты впоследствии, и так далее. Не до конца понимаю. И второй вопрос. Все ведомства, включая правительство в целом, взвешивают ли... имеем ли мы стратегический взгляд? Нас ведь всё время качает, как маятник: то мы вводим ограничения на доступ иностранцев в Россию, то мы вдруг открываем ворота - где чёткая программа, в которой эти потоки уравновешены? Опыт Франции и Великобритании ведь показывает, что такое избыточная масса граждан, которые несут с собой иную культуру, иные традиции и иное поведение. РАДОЧИНА Е. А. Представляемый сегодня законопроект - это вообще первый экономический закон в области гражданства, который позволит привлекать в нашу страну именно тех людей, которые необходимы нашей экономике, то есть это, во-первых, выпускники... И я ещё хотела бы сказать, что виды деятельности, куда будут привлекаться иностранцы или их инвестиции, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н. Елена Анатольевна, я здесь, слева от вас. Елена Анатольевна, я люблю в глаза смотреть, я здесь, слева от вас. У меня два вопроса. Первый: проходил ли законопроект антикоррупционную экспертизу? И второй момент. Вы говорите об участии в его подготовке органов федеральной власти, но мы понимаем, что главным субъектом на стадии его имплементации будут регионы Российской Федерации. Запрашивали ли вы мнения, позиции, взгляды региональной власти? РАДОЧИНА Е. А. Законопроект проходил обсуждение в Общественной палате, он был размещён для обсуждения как на сайте Федеральной миграционной службы, так и на правительственном сайте. И Минюст нам дал заключение антикоррупционное, положительное заключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Елене Анатольевне. У нас ещё со времён Советского Союза проживает очень много вьетнамцев, они живут здесь уже, может, десятилетия, у них здесь дети родились, выучились, знают русский язык, но никто не имеет гражданства, вот скажите, подпадут ли эти граждане под действие этого закона и могут ли они оформить гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке? РАДОЧИНА Е. А. Я бы хотела сказать, что послабления в этом законе устанавливаются только для тех лиц, которые законно находятся на территории Российской Федерации, которые уже имеют вид на жительство, а вы знаете, что получить вид на жительство, минуя процедуру получения разрешения на временное проживание, невозможно, в принципе этот закон лучших из лучших выбирает. Если вьетнамцы проживают здесь на законных основаниях и у них есть вид на жительство и разрешение на экономическую, предпринимательскую деятельность, которую они ведут, то, конечно, они будут приняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Вы сказали, что от общественных организаций замечаний правительство не получило по этому законопроекту, имея в виду, что общественность его поддержит. Я не знаю, с какой общественностью правительство общалось, но вот, например, если бы некоторые члены правительства ездили на метро, они бы увидели газету "Меtrо", которую читают миллионы москвичей, где 15 апреля было написано, что в Москве и в Петербурге по-прежнему, как и раньше, резко растёт национальная рознь, напряжённость. Почему? Потому что живут разные этносы, и мы не можем это перемолоть, и приезжают люди, которые по-разному мыслят, о чём сейчас говорил Романов Валентин Степанович. Не кажется ли вам, что упрощение порядка приёма в гражданство - это другая крайность, которая создаст дополнительную напряжённость в стране? РАДОЧИНА Е. А. Я ещё раз говорю, что здесь идёт речь об упрощении порядка приёма в гражданство для определённой категории граждан, а что касается национальной розни, о чём вы сказали, наша служба во взаимодействии с другими ФОИВами сейчас разрабатывает проект федерального закона об адаптации мигрантов, интеграции их в российское общество, то есть Федеральная миграционная служба работает над этим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Елена Анатольевна, я только что приводил данные Института национальной стратегии и слова Президента России о том, что у нас в стране уже 30 миллионов мигрантов, а к 2050 году половину населения страны будут составлять мигранты, - для кого мы сейчас создаём дополнительные условия? Нам что, нужно, чтобы полностью русских из России мигранты вытеснили?! Это и получится! Вы говорите, нам нужны квалифицированные специалисты, но у нас миллионы высококлассных токарей, фрезеровщиков, слесарей, инженеров безработные! Вы пишете, надо предпринимателей привлекать, но сколько нам нужно предпринимателей - мы своих в тень загоняем, а будем со стороны кого-то ещё привлекать?! Вообще нельзя такие законы принимать без расчётов! Скажите, вы просчитывали последствия: сколько дополнительно появится у нас безработных национальных высококлассных специалистов, что будет с нашими предпринимателями, когда придут предприниматели из других стран, не будет ли прямого ущерба нашей стране? Здесь нельзя считать на пальцах! РАДОЧИНА Е. А. По этому закону ориентировочно от 3 до 5 тысяч человек будет принято в гражданство при условии, если будет положительная правоприменительная практика. Что касается цифр, которые вы в предыдущем выступлении привели, якобы 12 миллионов мигрантов нелегально находятся в России, по данным нашей информационной системы, - я сегодня выезжала, брала цифры по группе риска - иностранцев, которые нарушили срок пребывания в 90 суток, чуть более 3,5 миллиона, а всего в России 11 миллионов мигрантов, но они находятся законно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Елене Анатольевне вопрос. Елена Анатольевна, вы сказали, что правительством будет, возможно, разработан некий перечень специалистов разных профессий, в отношении которых и будет, в общем-то, действовать этот закон. Не кажется ли вам, что это нужно делать параллельно? Во всяком случае огласите нам сейчас этот перечень, чтобы мы понимали, за что голосуем. А то, получается, мы сначала принимаем закон, а потом правительство будет думать, какое постановление принять к нему, - давайте-ка это делать параллельно! Можете назвать хотя бы основные отрасли и профессии? РАДОЧИНА Е. А. Этим вопросом сейчас занимается Минэкономразвития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г. Я так понимаю, что данный закон носит сугубо классовый характер, ибо вы отрицаете его национальный характер, но вместе с тем я хотел бы узнать, сколько человек стоит в очереди на получение гражданства и скольким людям этот закон позволит стать гражданами России. И какой всё-таки экономический эффект ожидается в пересчёте, скажем, на год (на пять лет, я понимаю, невозможно посчитать, простые арифметические действия здесь не подходят), прогноз какой? РАДОЧИНА Е. А. Во-первых, я бы хотела сказать, что в прошлом году приняли гражданство по всем основаниям 135 тысяч иностранных граждан, за первый квартал этого года - 32 тысячи. По действующему сегодня законодательству высококвалифицированные и квалифицированные работники уже имеют право получить гражданство, но только в общем порядке, и мы для них сейчас упрощаем эту процедуру. Я думаю, что неблагоприятных экономических последствий не будет - только позитивные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вчера мы с группой коллег из фракции вернулись из Крыма и находимся под впечатлением от общения с людьми: мы друг друга услышали и почувствовали, что мы единое целое. Почему? Потому что большинство из нас родились в одной стране, росли, воспитывались вместе, и мы понимаем друг друга с полуслова. Более двадцати лет прошло, а так называемое новое государство Украина не сумело людей перевоспитать, в Крыму только подступились к украинизации. Я почему об этом говорю уважаемому докладчику? Мне кажется, что правительство у нас действительно бросается из одной крайности в другую, пытаясь закрыть дыру то там, то здесь, что-то сказать, не видя или не желая видеть ситуацию в комплексе. Вот от докладчика мы сегодня услышали о том, что в страну могут прийти деньги, рабочая сила, но важно помнить, что мы говорим о предоставлении людям гражданства: мы их не приглашаем на работу, мы их хотим сделать гражданами! Когда мы даём гражданство крымчанам, например, то понятно, что эти люди нормально вольются в среду россиян, а вот другим людям, со своей культурой, со своим менталитетом, со своим пониманием жизни, предстоит ещё десятки лет прожить, чтобы мыслить... (Шум в зале.) Можно не отвлекать докладчика?! Александр Дмитриевич!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будьте добры, отойдите, пожалуйста, от правительственной трибуны. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Я говорю достаточно серьёзные, как мне кажется, вещи, потому что страдать потом будем все! Мы, ещё раз повторяю, легко к этому относимся, а между тем даже в Москве, которая, наверное, как Нью-Йорк, пытается перемалывать разные национальности и этносы, это не получается. Более того, мы говорим не о проживании людей в наших городах - мы говорим о том, что даём людям право быть гражданами, а это означает, что мы даём им право голосовать, означает делить народные деньги. Слушая докладчика, слушая о тех, как говорится, реперных точках, на которых она сконцентрировалась, я пришёл к выводу, что правительство либо не до конца понимает, что делает, либо не имеет базового подхода. В связи с этим не могу не сказать, что есть общественность, и очень серьёзная, которая категорически против упрощения получения гражданства, и мне кажется, что правительство на каком-то этапе эту общественность должно услышать! Могу с уверенностью сказать, что это очень неоднозначный законопроект и есть большие сомнения в необходимости его принятия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, который направлен на уточнение условий упрощённого порядка приёма в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших после 1 июля 2002 года профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях, при условии наличия у них трёхлетнего стажа трудовой деятельности в нашей стране на момент обращения с заявлением о приёме в гражданство. Помимо этого, законопроектом предлагается установить упрощённый порядок приёма в гражданство нашей страны в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами или квалифицированными специалистами, при соблюдении ряда условий, в частности касающихся срока осуществления деятельности на территории Российской Федерации, размера ежегодной выручки - для предпринимателей, доли вклада в уставном капитале российского юридического лица и размера собственного уставного капитала или совокупности уплаченных нашему государству налогов - для инвесторов. Полагаем, что принятие закона позволит решить ряд важных задач в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, несмотря на неоднозначность законопроекта, фракция Компартии Российской Федерации решила его поддержать. Решила поддержать, потому что весь мир гоняется сейчас за мозгами и за деньгами, и законопроект в этом смысле соответствует общемировой тенденции. Мы прекрасно помним, что, скажем, Соединённые Штаты более чем на 70 процентов ещё в советский период удовлетворяли свои потребности в математических разработках за счёт математиков из Советского Союза, мы помним, что рабочими языками в Силиконовой долине наряду с английским являются русский, корейский и индийский. В этом смысле, я думаю, законопроект соответствует общемировым тенденциям, но, как я уже сказал, он неоднозначен, и если правительство полагает, что этим путём решит все наши проблемы, то оно глубоко заблуждается. Как минимум, три позиции здесь необходимо обозначить. Первое. Привлечение высококвалифицированных работников вместо дворников с метлой - это правильно, но если этот законопроект не будет сопровождаться значительным ограничением нелегальной миграции, то результатов он не даст. Нам нужно уменьшать количество нелегальных мигрантов на территории нашей страны - это совершенно очевидно! Вторая позиция заключается в том, что наряду с упрощением порядка приёма в гражданство для высококвалифицированных специалистов нужно облегчать получение гражданства для людей русских и русскоговорящих. Приведу пример из жизни: человек, учившийся со мной в одной школе, блестящий музыкант, в советское время уехал на Украину - сейчас с огромным трудом смогли вернуть его, до сих пор он не получил гражданства. Коллеги, это что за законы у нас?! Далее, третья позиция, о которой нужно сказать отдельно, заключается в том, что нам, конечно, нужно проводить такую внутреннюю политику, чтобы резко уменьшить миграцию собственного населения. Напомню ещё раз данные Сергея Степашина: за три года 1 миллион 250 тысяч талантливых русских и русскоговорящих граждан Российской Федерации уехали за рубеж, 1 миллион 250 тысяч! Добавлю к этому ещё данные "Левада-Центра", здесь не раз уже звучавшие: 45 процентов российских студентов, если верить "Левада-Центру", предпочли бы жить и работать не в России, а в другой стране. Прежде всего нужно создать условия для своих, а потом уже думать о привлечении в том числе и высококвалифицированной рабочей силы из других стран! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич от фракции. Выступление семь минут. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, закон, проект которого сегодня рассматривается, я назвал бы законом о продаже российского гражданства. Принимается он, как и многие законы особой важности, скоропостижно, скоропалительно: 4 марта проект закона был внесён, а уже сегодня без серьёзного обсуждения, без серьёзной аргументации, без ответов на вопросы, кого это касается, каких профессий, каких специальностей, которые следовало бы задать правительству и на которые ответа нет, - мол, потом мы это доделаем - мы принимаем закон о продаже российского гражданства. Нам говорят: смотрите, это замечательная практика, она существует во многих странах мира! Да, это замечательная практика, но там получают за это серьёзные деньги. От ответа на вопрос, какие деньги получит российский бюджет за продажу гражданства, докладчица опять ушла, как-то так ушла от ответа, а в законопроекте, вы посмотрите, указано требование о десятках миллионов рублей выручки, сотнях миллионов рублей в качестве размера уставного капитала. Вопрос: сколько денег из этой выручки дойдёт до бюджета? Ответ: 12 тысяч евро в год, если посчитать, максимальный размер налогов - 12 тысяч евро в год. И для инвестора, и для малого или среднего предпринимателя планка выручки установлена одна - 10 миллионов рублей. Для сравнения: во всех странах, которые приняли такие законы, эти цифры на порядок, на два порядка больше - сотни тысяч долларов или евро, а то и миллионы должны поступить в казну для того, чтобы профинансировать то, что неизбежно будет затрачено государством на этого гражданина. Этот гражданин создаст семью, значит, нужно будет выплатить материнский капитал, обеспечить место в детском саду и в школе его детям, выплачивать пособия - вот они, эти 12 тысяч евро! Деньги, которые вы предложили сегодня в этом законе, не окупают затрат государства на этого гражданина и на его семью, поэтому, конечно, он выгоден тем гражданам, которые хотят приехать в Россию для того, чтобы улучшить своё материальное положение, это мы понимаем. Мы не понимаем другого, уважаемые члены правительства: впервые много раз повторяемые, предъявляемые к новым гражданам России требования знания русского языка в этом законопроекте отсутствуют напрочь, то есть продаём за копейки гражданство и впервые не требуем знания русского языка! Сегодня по этому закону человек, заплативший вот эти смешные деньги, официально будет обладать паспортом гражданина России и посылать всех вас в голубую даль, когда вы будете у него спрашивать, почему он не говорит на русском языке, почему в суде он, гражданин России, требует, допустим, себе переводчика и так далее, и так далее, и так далее. Я считаю, что ни в коем случае вот с такой недоработанной концепцией, с такими нюансами этот законопроект принимать нельзя! Что ещё хотелось бы отметить, так это то, что миллионы иностранных граждан, находящихся сегодня здесь, создают колоссальную проблему. Вопрос нелегальной миграции, да и легальной трудовой миграции, стоит на первом месте среди вопросов, которые волнуют, тревожат сегодня наших граждан, но вместо того чтобы решать этот вопрос, мы создаём проект закона, по которому мы её будем просто легализовывать: легализовали - и как будто сняли этот вопрос. Ничего подобного, это усилит напряжённость, которая уже есть! Я хочу спросить Елену Анатольевну, а знает ли она, что в конце февраля депутаты нескольких фракций в Государственной Думе внесли законопроект об упрощении процедуры приёма в гражданство граждан Украины? Этот законопроект почему-то лежит, он не рассматривался в комитете, как было обещано, ни на прошлой неделе, ни на позапрошлой неделе, а вот этот вопрос вы таким каким-то поспешным образом внесли, принимаете, как будто без этого никак не обойтись! Ну и в заключение я хотел бы, коллеги, сказать, что лозунг "Мы за русских, мы за бедных!", с которым выступают коллеги из фракции ЛДПР, сегодня, как уже фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечала, поддержан, но переиначен так: "Мы за нерусских, мы за богатых!" Я считаю, коллеги, что сегодня нет возможности и, самое главное, нет необходимости так спешить принимать данный закон, поэтому наша фракция не просто не поддержит этот законопроект - мы будем голосовать против. Мы будем вносить в случае принятия его в первом чтении поправки, которые эти якобы благие намерения поддержат хотя бы прежде всего финансовыми поступлениями в бюджет, и в обязательном порядке мы будем требовать полного перечня профессий и отраслей. Я, например, считаю, что в торговле - а там сегодня наибольшее количество таких инвесторов и предпринимателей - нужно продолжать ту линию, которая была начата: не должно быть иностранных торговцев ни на рынках, ни в других местах, потому что это создаёт сложности и напряжённость. А вот специалистам в сельском хозяйстве, где действительно сегодня можно и нужно прилагать и руки, и капитал, я думаю, необходимо предоставить возможность для получения гражданства в упрощённом порядке. Только производственные отрасли, и только там, где действительно нет рабочих мест, где их нужно создавать, а не в городах-миллионниках, и ни в коем случае не в тех регионах, где большая напряжённость в общении с мигрантами! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я думаю, не стоит так громко защищать интересы России, поскольку данным законопроектом мы в принципе ничего, никаких проблем не решим. Вы что думаете, огромное количество людей, подпадающих под эти критерии, стоят в очереди на получение российского гражданства? Нет, не стоят. Если какие-то граждане, имеющие долю в стомиллионном уставном капитале предприятия в 10 миллионов рублей, будут пытаться получить гражданство - ну, бога ради, не самый плохой вариант, по большому счёту. Если кто-то, кто закончил наше учебное заведение после 1 июля 2002 года, также будет пытаться получить российское гражданство - тоже не самый плохой вариант: эти люди учились у нас и по крайней мере за это время освоили государственный язык. Проблема в другом: данный законопроект вообще непонятно для чего, собственно, нужен. Те, кто учился, кто работал предпринимателем, уже давно получили наше гражданство - простояли пять лет и получили. Ну и потом, как же так: для одних мы устанавливаем требование знания нашей истории, наших традиций, а для других не устанавливаем, одних мы признаём носителями русского языка и при выполнении каких-то условий даём им гражданство в упрощённом порядке, а здесь таких оснований нет. То есть абсолютно непонятно, для чего такой законопроект внесён, а по большому счёту, ещё раз говорю, от него ни холодно ни жарко, и такого огромного наплыва, как нам тут говорят, мигрантов и их легализации по данному закону не будет. Также непонятно, что это такое - востребованное профессиональное образование. У нас огромное количество студентов учится, мы на это тратим миллиарды в год, а затем они выходят из вуза, между прочим, на государственные деньги обученные, и не могут работу найти, то есть мы такие богатые, что транжирим миллиарды на обучение, а потом имеем дипломированных, с высшим образованием продавцов в ларьках. Но это уже, так скажем, больше относится к тем, кто управляет нашим образованием. Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект, хотя и особого вреда в нём не видит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Представитель комитета? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 29 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.