Заседание № 258
О проекте федерального закона № 464542-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части увеличения страховых выплат).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктора Семёновича Опекунова. ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет по энергетике, транспорту и связи выносит на ваше рассмотрение для принятия в третьем чтении подготовленный к третьему чтению проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", который был принят Госдумой во втором чтении 9 ноября текущего года. Напомню, что данный законопроект определяет новую систему страхования жизни и здоровья граждан, которые пользуются авиационным транспортом, с точки зрения серьёзного повышения ответственности авиаперевозчиков за наносимый или возможный вред здоровью наших граждан. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Согласно заключению Правового управления Аппарата Госдумы замечаний к данному законопроекту нет. Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять данный федеральный закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу комитета? Нет. Выносим на "час голосования". Присаживайтесь, Виктор Семёнович.
Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 33 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 464542-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части увеличения страховых выплат; принят в первом чтении 16 октября 2007 года с названием "О внесении изменения в статью 133 Воздушного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Виктор Семёнович Опекунов доложит этот вопрос. Пожалуйста, Виктор Семёнович. ОПЕКУНОВ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, комитет представляет подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Воздушного кодекса Российской Федерации" с новым названием "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Законопроект внесён в Госдуму группой депутатов в июле текущего года, принят в первом чтении 16 октября 2007 года. Напомню, что концепция законопроекта заключается в повышении страховой защиты пассажиров воздушных судов. В частности, предусматривается увеличение страхового возмещения, выплачиваемого родственникам погибших пассажиров, а также пассажирам, пострадавшим при авиационных авариях, до уровня 2 миллионов рублей. Проектом устанавливается, что размер ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна не может быть, как я уже сказал, менее 2 миллионов рублей. В процессе подготовки законопроекта в тесном сотрудничестве с Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам текст был существенно доработан на основании поступивших поправок, направленных прежде всего на согласование этого законопроекта с действующим законодательством о страховом деле. Рабочая группа тщательно рассмотрела все поступившие поправки и сочла возможным большую часть их полностью или частично принять. Поправки, рекомендуемые к принятию - в количестве семи - и к отклонению - в количестве двух, - сведены в соответствующие таблицы. В целях согласования текста Воздушного кодекса с вносимыми изменениями дополнительно предлагается внести поправки ещё в две статьи - 117 и 119, что потребовало изменения названия закона. Существенно доработан с учётом международного опыта и отечественной страховой практики текст новой редакции статьи 133 Воздушного кодекса. Предусмотрено установление страхования ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна как обязательного вида страхования. Поправками устанавливается, что страховщики обязаны произвести страховую выплату не позднее тридцати дней с момента представления необходимых документов. Перечень таких документов установит Правительство Российской Федерации в типовых правилах обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами. Предполагается, что с учётом международной практики страхования в случае гибели пассажиров такой перечень будет включать минимальное количество документов. Контроль за исполнением перевозчиками обязанностей по страхованию будет осуществлять Росавиация в рамках лицензионного контроля за деятельностью перевозчиков. По тексту законопроекта была проведена работа и с ГПУ Президента России, и с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Замечаний у правовых служб нет. С учётом изложенного комитет просит утвердить поправки к принятию и отклонению и принять законопроект во втором чтении и в третьем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица состоит из семи поправок. Есть ли по ней замечания? Прошу проголосовать за таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 34 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7% Результат: принято Принято. Таблица отклонённых поправок состоит из двух поправок. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Прошу проголосовать за таблицу отклонённых поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 06 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел.36,0% Результат: принято Принято. Прошу проголосовать за законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 35 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 464542-4 "О внесении изменения в статью 133 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части увеличения страховых выплат).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Воздушного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Николаевича Белоусова. БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, перед тем как рассказать более подробно о причинах внесения данного законопроекта в Государственную Думу, я как бы проанонсирую главную его идею. Согласно проекту родственникам погибших в авиакатастрофах будет выплачиваться сумма в размере 200 тысяч рублей, а минимальный размер страховой суммы в отношении ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна не может быть менее 2 миллионов рублей. Чем это объясняется? В настоящее время размер страховой суммы в отношении ответственности определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и в случае смерти пассажира определяется как доля заработка (дохода) умершего, которую получали или имели право получать его родственники на своё содержание при его жизни. В случае если пассажир не имел самостоятельного заработка, его родственникам возмещался только моральный вред. Таким образом, выплата родственникам пассажиров может фактически составить незначительную сумму. При этом данная сумма выплачивается только после установления причин катастрофы и определения судом размера убытков или размера морального вреда, то есть не ранее чем через шесть месяцев после катастрофы. С учётом длительности судебного разбирательства на практике выплаты осуществляются через год и более после катастрофы. Данный проект предполагает немедленную выплату в размере 200 тысяч рублей. Теперь ещё буквально два слова. К большому сожалению, Воздушный кодекс в настоящий момент не регулирует порядок и размер возмещения вреда гражданам, всё целиком и полностью определяется Гражданским кодексом. Казалось бы, Гражданский кодекс предусматривает возмещение расходов в случае смерти и расходов на погребение; возмещение вреда, связанного с потерей кормильца, размер которого рассчитывается исходя из заработка погибшего (при этом на практике используется формула расчёта, действующая в законодательстве о соцстрахе); возмещение морального вреда (размер компенсации устанавливается судом). Таким образом, применительно к авиаперевозкам нормы Гражданского кодекса как бы полностью регулируют вопрос возмещения вреда. Однако остаётся самым главным и важным вопрос о гарантиях возмещения. При отсутствии какой-либо системы защиты авиационная катастрофа может привести и приведёт к банкротству авиаперевозчика, а следовательно, потерпевшие полностью или частично останутся без компенсации. Стандартным инструментом, гарантирующим наличие средств для возмещения вреда, является страхование ответственности за причинение вреда. Как было до этого? В 96-м году было принято решение выразить минимальный лимит страхования ответственности в размере тысячи МРОТ, это была сумма 100 тысяч рублей. В 98-м году произошёл обвал курса рубля и эта сумма составила, как вы понимаете... Да, в 96-м году сумма была где-то 16 тысяч долларов. В настоящий момент эта сумма колеблется в пределах 3,5 тысячи долларов. Для сравнения я вам хочу привести данные из таблицы, где определён размер ответственности, который утверждён в соответствующих документах: в России эта сумма - 3,5 тысячи долларов, по Варшавской конвенции эта сумма - 20 тысяч долларов, по монреальской конвенции 99-го года - 150 тысяч долларов, и постановлением Европейского Союза в 2004 году эта сумма определена в 375 тысяч долларов. То есть, по этим оценкам, стоимость жизни российского гражданина в сто раз ниже стоимости жизни граждан, проживающих в странах Европы. Это абсолютно недопустимо, тем более что наши авиакомпании возят очень много иностранных пассажиров, "вступают" в эту конвенцию и всё равно платят те страховые взносы, которые необходимы для покрытия рисков, которые связаны с полётами иностранных и российских граждан. Таким образом, в данном законопроекте предлагается следующее. Объектом страхования риска ответственности перевозчика является его обязанность возместить причинённый другим лицам вред. Страховым риском является причинение вреда жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также вреда багажу и находящимся при пассажире вещам. Размеры минимальных страховых сумм при выполнении внутренних воздушных перевозок установлены в отношении ответственности за вред, причинённый жизни и здоровью пассажира, - не менее 2 миллионов рублей на каждого пассажира воздушного судна; в отношении ответственности за вред, причинённый багажу пассажира, - не менее 600 рублей за каждый килограмм веса багажа; в отношении ответственности за вред, причинённый вещам, находящимся при пассажире, - не менее 11 тысяч рублей на каждого пассажира. В отношении международных воздушных перевозок предусмотрено, что размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства. Понятно, что отношение к данному законопроекту разное. Вот страховщики выступают за сохранение существующего порядка и поддерживают повышение минимальных лимитов ответственности, это, как я зачитал, 2 миллиона рублей. Авиакомпании опасаются дополнительных расходов на страхование, хотя ведущие авиакомпании, в частности "Аэрофлот", "Трансаэро", поддерживают введение стандартов страхования на уровне европейских стран, потому что они выполняют большой объём международных перевозок и вынуждены страховать свои воздушные суда и пассажиров по тем нормам, которые приняты Евросоюзом. В этой связи я предлагаю депутатам поддержать данный законопроект и проголосовать за него в первом чтении. Для информации скажу, что на этот законопроект получены положительные заключения двух комитетов - комитета по транспорту и комитета по кредитным организациям. Кроме того, есть положительное заключение правительства. Ну и есть ряд замечаний, которые можно учесть при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Николаевич. Содоклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктора Семёновича Опекунова. ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Александр Николаевич достаточно подробно изложил и историю вопроса, и концепцию законопроекта. Речь идёт о существенном увеличении ответственности авиаперевозчиков за жизнь пассажиров, которая оценивается коэффициентом 20, то есть не менее чем в двадцать раз повышается финансовая ответственность. Речь идёт, конечно, не только и, может быть, даже не столько о сумме выплат уже пострадавшим людям, сколько о наведении порядка в авиации путём резкого повышения ответственности авиаперевозчиков и соответствующих требований ко всем компаниям серьёзно пересмотреть своё отношение к вопросам безопасности авиаперевозок. Это самая основная, базовая цель данного законопроекта. Мы должны заставить авиаперевозчиков думать об ответственности и принимать все меры по поддержанию необходимого технического состояния судов, по обучению экипажей, поддержанию их постоянно в боевом, хорошем состоянии, с тем чтобы перевозки в России были действительно безопасные. Комитет рассмотрел этот законопроект, поддерживает его концепцию, в то же время мы отмечаем, так же как и комитет-соисполнитель - комитет по кредитным организациям, а также Правовое управление Аппарата Государственной Думы, необходимость существенной, в основном юридико-технической доработки данного законопроекта, приведения его в соответствие с нормами законодательства в области страховой деятельности, ряда других законодательных актов. Поэтому есть предложение принять этот законопроект в первом чтении и серьёзно поработать над его шлифовкой и доработкой для принятия во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть один вопрос. Депутат Бадалов, пожалуйста. БАДАЛОВ Р. М., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Фракция будет поддерживать этот законопроект... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос или выступление? БАДАЛОВ Р. М. Вопрос, но я чтобы уже не выступать по этому поводу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. БАДАЛОВ Р. М. Вопрос авторам законопроекта. Наверное, правильно, что увеличиваются выплаты, но хотелось бы узнать об источниках. И проводились ли актуарные расчёты, насколько увеличится стоимость билетов? Обращаю внимание, что у нас сегодня заграничные рейсы, пожалуй, дешевле, чем внутригосударственные, чем перелёты по нашей стране. И ещё один вопрос. Сколько стоит жизнь железнодорожного пассажира после его гибели или жизнь погибшего в автокатастрофе? Как-то это сопоставляется? Потому что в случае авиакатастроф мы признаём, что жизнь человека стоит действительно дорого, оцениваем её в какую-то сумму, и мы это будем поддерживать. А остальные? И шахтёров в случае, когда их убивает работодатель, может быть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто? Александр Николаевич, вам вопрос. БЕЛОУСОВ А. Н. Спасибо за вопрос. По первой части. Во-первых, здесь потребуются средства из федерального бюджета на реализацию этого законопроекта. В частности, налог на прибыль, как мы посчитали, составит примерно 37,8 миллиона рублей. То есть прибыль перевозчиков уменьшится на 37,8 миллиона рублей в год. Сумма эта, вообще говоря, для государства незначительная. И вы абсолютно правильно поднимаете вопрос о безопасности на других видах транспорта, правда, это не имеет отношения к Воздушному кодексу, а мы сейчас рассматриваем статью 133 Воздушного кодекса. Здесь существует на сегодняшний день та самая норма, о которой я сказал: тысяча МРОТ. Вот эта норма, вообще говоря, не является на сегодняшний день сколько-нибудь значимой. Поэтому, я думаю, что Министерством транспорта будет рассмотрен вопрос о страховании жизни пассажиров на любых транспортных средствах, включая морские и речные суда, железнодорожный транспорт, автобусные перевозки и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Депутат Бадалов уже как бы и выступил от фракции... Нет желающих. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Воздушного кодекса Российской Федерации". Комитет поддерживает. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 38 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято.