Заседание № 242

17.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 463058-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления запрета на предоставление субсидий компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4020 по 4240 из 6879
Так, давайте, рассмотрим 65-й вопрос, проект федерального закона "О внесении    
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Антон           
Анатольевич Ищенко.                                                             
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Ещё раз добрый день, уважаемые коллеги! Почти год уже лежит этот   
законопроект в Государственной Думе, к сожалению, несколько раз он              
переносился, поскольку был в конце повестки дня, и мы не могли его              
рассмотреть ранее, но, как мне кажется, это тоже один из очень важных           
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Суть его такова. Мы предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс Российской   
Федерации, согласно которым офшорным компаниям и компаниям с офшорной           
подконтрольностью не смогут больше предоставляться государственные субсидии,    
государственные гарантии и гарантии банков с преобладающим участием             
государства в уставном капитале. А также этим законопроектом вводится запрет    
на получение офшорными компаниями и компаниями с офшорной подконтрольностью     
государственных инвестиций, в том числе посредством внесения государственных    
и муниципальных бюджетных средств и средств государственных банков в уставный   
капитал таких компаний.                                                         
                                                                                
Актуальность нашего законопроекта была подтверждена и в Послании Президента     
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию, в    
котором было сказано, что "компаниям, зарегистрированным в иностранной          
юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки,         
включая кредиты ВЭБа и госгарантии". Вот именно такая формулировка и в нашем    
законопроекте. Единственно, есть небольшое расхождение в терминологии, потому   
что мы предлагали дать определения офшорной компании и компании с офшорной      
подконтрольностью в другом законопроекте, который вносили одновременно с        
этим, - о внесении изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии    
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём...". К             
сожалению, тот законопроект был отклонён по непонятным, если честно, для меня   
мотивам. Я считаю, что мы рано или поздно всё равно к этому законопроекту       
вернёмся и уже частично возвращаемся, когда принимаем, например, поправки в     
44-й федеральный закон, которые ограничивают участие офшорных компаний в        
государственных контрактах и конкурсных процедурах с государственным            
финансированием. Именно эти же положения были заложены в том самом              
законопроекте, который Государственная Дума отклонила уже почти год назад.      
                                                                                
Собственно, если потребуется небольшая модернизация, будем говорить,            
положений нашего законопроекта, а она потребуется, я уверен, это можно будет    
сделать при подготовке законопроекта ко второму чтению: правка будет касаться   
именно терминологии и определений офшорных компаний и компаний с офшорной       
подконтрольностью, так как вполне логично дать эти определения в самом тексте   
проекта федерального закона, которым будут внесены изменения в Бюджетный        
кодекс.                                                                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Анатольевич.                               
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы действительно рассматривали этот законопроект в           
комитете ещё в начале текущего года, когда не был принят целый ряд других       
законов, связанных с ликвидацией офшоров и созданием условий, при которых не    
могут существовать соответствующие компании. Прежде всего надо обратить         
внимание на то, что в целом мы поддерживали концепцию этого законопроекта и     
потом её в какой-то степени реализовали в последующих законах, однако в         
отношении именно конкретного законопроекта мы говорили, что его реализовать     
технически невозможно именно по той причине, о которой сказал докладчик: этот   
законопроект был представлен пакетом с другим законопроектом, где должны были   
появиться вот эти нормы и нормативы и должны были быть обозначены понятия       
"офшорная компания", "компания с офшорной подконтрольностью" и так далее.       
Законопроект был отклонён, и поэтому на сегодня такого юридического лица, как   
офшорная компания или компания с офшорной подконтрольностью, в                  
законодательстве просто не существует, применить этот закон будет нельзя.       
Комитет предлагает законопроект отклонить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Вопрос Антону Анатольевичу: можете ли вы привести примеры таких компаний,       
против которых направлен данный законопроект?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста.                     
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Ну, таких компаний на самом деле огромное количество. Мы с вами    
стали свидетелями целого ряда коррупционных скандалов, это касается,            
например, и вывода средств Росреестра, это ситуация вокруг "Росагролизинга",    
это ситуация с выводом земельных участков из состава государственной            
собственности в Подмосковье, это, скажем, опять же ситуация вокруг              
финансирования офшорных компаний со стороны института развития -                
Внешэкономбанка и многие-многие другие, их можно перечислять часами.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Надежде Сергеевне.                               
                                                                                
Надежда Сергеевна, законопроект, предложенный коллегой Ищенко, действительно    
корреспондирует с поручением Президента Российской Федерации, кстати, очень     
правильным в этом плане поручением. Мы ведь уже знаем, сколько было поручений   
президента, которые не выполняются, достаточно вспомнить о 25 миллионах         
инновационных рабочих мест. Если предлагается сегодня не поддерживать данный    
законопроект, который по концепции, в общем-то, правильный, то что взамен?      
                                                                                
Не постигнет ли это поручение снова участь попасть в длинный ящик? И год, и     
два, и три, и четыре проблема будет стоять, а решать-то её... Хоть с этого      
закона надо начать эту проблему решать! Будет лучший вариант закона -           
наверное, авторы этого закона не будут против заменить его на лучший, но пока   
другого варианта нет.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова.                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Ну, как я уже сказала, вы же понимаете, уважаемый Владимир      
Николаевич, что этот законопроект не может пройти просто по юридическим         
нормативам и нормам. Вы знаете, что совсем недавно, 8 июня по-моему, был        
подписан закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний    
и доходов иностранных организаций, где частично реализованы вот эти меры,       
которые предлагаются рассматриваемым законопроектом. Более того, мы с вами      
совсем недавно приняли закон об амнистии иностранных капиталов, который тоже    
способствует тому, чтобы всё, что сегодня находится в офшорах, было             
легализовано. И наверное, нельзя сказать, что при этом поручение президента,    
которое было изложено в послании, не исполняется, - оно как раз исполняется,    
и, наверное, даже в более строгом и жёстком режиме, чем предлагается в          
указанном законопроекте.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Антон Анатольевич, вы ещё раз хотите выступить?                                 
                                                                                
Пожалуйста, Антон Анатольевич Ищенко.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, ну, поскольку первое чтение при рассмотрении    
законопроекта в Государственной Думе предусматривает одобрение концепции, я     
думаю, что аргументация, которая была изложена комитетом, не совсем             
состоятельна, потому что мы, конечно же, можем подправить терминологию во       
втором чтении, - это с успехом делалось в отношении других законов. Зачастую    
в последнее время даже так получается, что, к сожалению, полностью пропадает    
первоначальный текст, который был в первом чтении, а во втором чтении           
появляются такие конструкции, которые вообще никак не соотносятся с             
первоначальным текстом, с первоначальной концепцией! Мне кажется, всё-таки      
здесь важна, конечно же, не форма, в какой преподнесён этот законопроект, а     
суть. Кроме того, если бы этот законопроект рассматривался одновременно с тем   
законопроектом, который мы внесли ещё в 2013 году, - замечу, ещё до послания    
президента, - то, конечно же, мы смогли бы тогда более логично, более           
аргументированно обсуждать саму его концепцию, а сейчас, спустя год после       
отклонения того законопроекта, получается, что мы рассматриваем всего лишь      
один сегмент, один из элементов пакета.                                         
                                                                                
Соглашусь с Надеждой Сергеевной, что в последнее время был принят ряд           
законов, которые так или иначе направлены на деофшоризацию страны, но они       
опять же вносят лишь небольшие изменения, производят лишь небольшую             
коррекцию, связанную, например, с налогообложением прибыли компаний, которые    
зарегистрированы за рубежом, предусматривают легализацию ранее выведенных       
активов, но не устанавливают запрет на вывод этих активов в будущем и           
ограничения, скажем, по использованию незаконных схем при легализации доходов   
в том случае, если эти средства были выведены на счета публичных должностных    
лиц. Именно эти положения были у нас прописаны в том самом законопроекте,       
который Государственная Дума, к сожалению, отклонила.                           
                                                                                
Там были ещё и другие пункты, которые касались, скажем, участия в поставках     
энергоносителей для нужд муниципалитетов и для нужд государства. Мы с вами      
уже неоднократно становились свидетелями вывода активов и управляющими          
компаниями, и энергоснабжающими компаниями: с населения собирают огромные       
средства, а потом активы выводятся за рубеж и пропадают сотни миллионов,        
миллиарды рублей! Очень жалко, конечно, что мы не сможем в будущем оперативно   
пресекать такие факты, которые стали уже обычными в нашей практике, в том       
числе в сфере ЖКХ.                                                              
                                                                                
Ещё раз подчеркну: мы считаем, что законопроект как минимум достаточно          
своевременный, правильный и должен всё-таки сработать в интересах именно        
нашего государства, он не даст выводить государственные средства и средства     
бюджетной системы Российской Федерации за рубеж в офшорные юрисдикции, откуда   
достать их потом практически невозможно, и послужит как раз для повышения       
эффективности управления государственными средствами в нашей стране.            
                                                                                
Прошу поддержать Президента Российской Федерации.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Анатольевич, не злоупотребляйте!.. (Оживление в     
зале.)                                                                          
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Антон Анатольевич, конечно, громко сказано последнее. Тем       
более мне помнится, что, когда мы рассматривали на заседании комитета этот      
законопроект, вы согласились всё-таки с нашей позицией, что принятие двух       
последних законов действительно в значительной степени способствует             
деофшоризации нашей экономики и надо посмотреть, во всяком случае, что будет    
после 31 декабря, когда сработает последний закон - об амнистии иностранных     
капиталов.                                                                      
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание: посмотрите, какая сейчас реакция за рубежом. Да,   
в течение многих лет выводились денежные средства, а вклады размещались в       
зарубежных банках. Посмотрите на реакцию наших зарубежных партнёров, друзей,    
которые тоже заинтересовались, откуда берутся эти доходы, сейчас этот вопрос    
тоже ими поставлен. Таким образом, вот этими двумя законами, которые мы         
приняли, мы всё-таки поставили граждан и фирмы, которые вывели свои ресурсы     
за рубеж, в такие условия, когда их иностранные партнёры тоже                   
заинтересовались происхождением этих доходов и ставят вопрос о том, чтобы они   
были соответствующим образом легализованы.                                      
                                                                                
Что касается отдельных положений вашего законопроекта, никто не говорит, что    
они не имеют права на существование, но они должны быть отражены в              
соответствующих отраслевых законах. Пожалуйста, давайте продолжать работать     
дальше! Кстати говоря, когда мы рассматривали закон о контролируемых            
иностранных компаниях, с вашей стороны таких поправок к нему не было внесено,   
а в то время можно было бы их рассмотреть.                                      
                                                                                
Комитет считает и наша фракция считает, что законопроект нужно отклонить,       
потому что, во-первых, он в значительной степени потерял свою актуальность, а   
во-вторых, по технике он нереализуем.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5847 по 5863 из 6879
И 65-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений   
в Бюджетный кодекс Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 240

10.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 463058-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления запрета на предоставление субсидий компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1273 по 1280 из 6944
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, в связи с проведением заседания трёхсторонней          
рабочей группы в 16 часов и, соответственно, отсутствием содокладчика просьба   
перенести на 17-е число рассмотрение вопросов 30, 44, 45, 46 и 47.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1324 по 1325 из 6944
Надежда Сергеевна Максимова просит перенести вопросы 30, 44, 45, 46 и 47.       
                                                                                

Заседание № 219

25.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 463058-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления запрета на предоставление субсидий компаниям, находящимся в оффшорной юрисдикции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1315 по 1322 из 6583
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба перенести 22-й вопрос в связи со        
служебной командировкой докладчика и 48-й в связи с необходимостью его          
рассмотрения совместно с законопроектом № 367829-6, как альтернативным.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1353 по 1355 из 6583
И наконец, депутат Сухарев Иван Константинович предложил перенести 22-й и       
48-й пункты. Нет возражений? Согласились.