Заседание № 182
16.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 463008-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся административной ответственности в сфере пожарной безопасности и охраны окружающей среды).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2566 по 3101 из 4647
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в целях реализации ряда поручений Президента Российской Федерации в части совершенствования административной ответственности за правонарушения в сфере пожарной безопасности в лесах и охраны окружающей среды. Законопроектом предлагается, во-первых, установить административную ответственность за неисполнение пользователями лесных участков обязанностей по участию в мероприятиях сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации; во-вторых, ввести наказание для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за непредставление данных учёта охотничьих ресурсов и объёмов их изъятия в закреплённых за ними охотничьих угодьях; в-третьих, повысить эффективность пресечения административных правонарушений органами, осуществляющими отдельные виды государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды и природопользования, за счёт наделения их дополнительными полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в названной сфере. Просим поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Андрей Викторович суть законопроекта доложил, повторять, я думаю, нет необходимости. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагаемые изменения считает актуальными и обоснованными. По проекту представленного вам проекта федерального закона есть определённые замечания, но они касаются правильности изложения проектных норм, их соответствия положениям отраслевого законодательства. Также есть вопрос обоснованности предложенных размеров - я думаю, это вопрос второго чтения, что нашим Регламентом предусмотрено. В целом концепцию поддерживаем. Я думаю, замечания будут проработаны и учтены. С учётом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает поддержать данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Викторович, законопроектом мы устанавливаем ответственность для физических лиц в размере от 5 до 15 тысяч рублей за воспрепятствование пропуску пожарных машин на горящий лесной участок или неоказание содействия в тушении пожара. При этом министр МЧС сообщил президенту, что в 2023 году площадь природных пожаров в России превысила 4 миллиона гектаров, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году. Не считаете ли вы, что размер штрафа несущественный по сравнению с последствиями пожаров. Может, нам стоит подумать о его кратном увеличении? ЛОГИНОВ А. В. Благодарю за вопрос. Вы говорите именно о первой новелле, которую содержит наш комплексный законопроект. И действительно, нарушения, которые мы делаем составом административного правонарушения, включают воспрепятствование пропуску пожарных машин на горящий участок, непредоставление инвентаря для тушения лесного пожара, неоказание содействия в локализации, ликвидации лесного пожара - эти действия осуществляются или не осуществляются пользователями и владельцами лесных участков. Но вся наша система борьбы с лесными пожарами налагает ответственность всё-таки на специальные органы, на то же МЧС, которое отвечает за их тушение. И в данном случае мы наказываем физических лиц - владельцев и пользователей именно за неоказание помощи и поддержки в тушении этих пожаров. Вот почему ставить вопрос таким образом, ну, не совсем правомерно. На органы, которые занимаются пожаротушением, ответственность возложена и административным кодексом, и Уголовным кодексом, и она весьма и весьма серьёзная, внушительная. Здесь же мы говорим о тех лицах, обязанностью которых, по сути дела, является недопущение лесных пожаров. Но если пожар разгорелся или перешёл на данный участок с соседнего участка, то владелец этого участка обязан произвести достаточно понятные и ясные действия. Более того, в его отсутствие эти действия будут осуществляться либо его работниками, сотрудниками, либо же, собственно говоря, сами пожарные машины проедут по его территории. А вот если им там будут чинить препятствия при проезде - вот это действительно нарушение. Но, естественно, мы наказание за это нарушение, санкцию, вводим, не исходя как бы из соотношения с потерями для страны, для лесов, которые несёт данный конкретный пожар, а мы всё-таки исходим из соразмерности его с наказаниями за другие правонарушения в логике самого, в общем-то, административного правонарушения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арапов Георгий Константинович. АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Андрей Викторович, каким актом на сегодняшний день предусмотрены перечень сил и средств граждан, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, основания и порядок привлечения и использования таких сил и средств, а также ответственность за их непредоставление или несвоевременное предоставление с учётом того, что согласно правилам разработки нового сводного плана, утверждённым правительством, в такой сводный план не включается данная информация? Вот если не в сводном плане, то где её найти гражданам? ЛОГИНОВ А. В. В сводном плане это должно обязательно находиться. Сводный план устанавливается в каждом субъекте, и там это всё перечислено в условиях как бы с учётом специфики лесов и их сохранения в данном регионе. Это всё в сводном плане, если будут отсутствовать эти данные... на самом деле мы бы не разрабатывали и поручения президента о разработке соответствующего законопроекта не последовало, если бы отсутствовали сами требования. Эти требования прописаны и утверждены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, законопроектом предусмотрена ответственность в случае неосуществления мероприятий по тушению лесных пожаров для лиц, которым лесные участки предоставлены в бессрочное, безвозмездное пользование или в аренду. Конечно, мера оправданная, позволит усилить охрану лесных насаждений. В связи с этим вопрос: как вы считаете, может быть, предусмотреть аналогичную ответственность за отсутствие проведения лесопатологических обследований и предупреждения распространения вредных насекомых в границах таких территорий? ЛОГИНОВ А. В. Ну, я понял, о чём идёт речь. Я хочу сказать, что в принципе надо ввести обязанность по проведению этих работ, если эта обязанность будет установлена федеральным законодательством, то тогда и непроведение этих работ будет подлежать административной ответственности. Безусловно, это всё будет действовать в общей логике Кодекса об административных правонарушениях и санкции будут соразмерны санкциям за аналогичные правонарушения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, я совершенно согласна с фактической оценкой правительства, что новые эффективные собственники (конечно, это в кавычках), как правило, лишены государственного подхода к вопросу лесоохраны и оказались совершенно неспособны обеспечить пожарную безопасность и пожаротушение. Но поясните мне, пожалуйста, вот каким образом всё-таки увеличение штрафов решит вопросы пожаротушения, а также решит ли это вопрос ликвидации дефицита специальной техники, имеется в виду пожарных машин, гусеничной техники, вертолётов, и вообще дефицита профессиональных кадров? ЛОГИНОВ А. В. Ну, полностью поддерживаю ваше отношение к этой весьма острой проблеме, потому что каждый из нас каждое лето, безусловно, не может без боли в сердце смотреть на то, как сгорают, превращаются в дым сотни и тысячи гектаров наших лесов. Правда, надо отметить: статистика показывает, что ежегодно приростаемая зелёная масса наших лесов всё-таки больше, чем то, что погибает во время пожаров или во время вырубки. Это данные, которые нам предоставляет Рослесхоз, и ситуацию, конечно, не стоит излишне драматизировать. Безусловно, связь между техническим оснащением органов министерства чрезвычайных ситуаций, отвечающих за тушение лесных пожаров, и штрафами, которые мы накладываем на владельцев, собственников участков за непредоставление... за несодействие в осуществлении мероприятий, конечно же, эта связь, ну, если она и существует, то она весьма, как бы сказать... она не подлежит логическому объяснению. Мы в данном случае закрываем ту позицию, которой в нашем законодательстве в принципе в идеале не должно быть. Если введена какая-то ответственность, то за неисполнение этих обязанностей должно следовать наказание. Вот мы как раз восстанавливаем такую связь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Викторович, в представленной пояснительной записке сказано, что внесение предлагаемых законопроектом изменений не приведёт к увеличению нагрузки на должностных лиц, осуществляющих производство по делам о правонарушениях, и затрат, необходимых для осуществления указанного производства. Но всё-таки вопрос: если круг привлекаемых к ответственности субъектов расширяется, то почему никаких дополнительных затрат-то не будет? ЛОГИНОВ А. В. Круг не расширяется. В данном случае, безусловно, будет расследование возникновения того или иного лесного пожара и процедур, связанных с его тушением. Если в результате этого расследования будет установлено, что владельцы, собственники лесных участков не содействовали тушению пожара, то тогда будет составляться протокол об административном правонарушении. Это не требует дополнительного увеличения штатной численности лиц, которые осуществляют эту работу. И потом, скорее всего, это не на всей территории нашей страны. Я не могу назвать это массовым преступлением, понимаете, какой-то особой болезнью или поветрием. Если у человека горит лес на его участке, а на этом участке этот человек, будучи его собственником, владельцем или пользователем, уже сделал какое-то благоустройство, безусловно, он заинтересован в его тушении. Но на тот крайний случай, когда в силу каких-то обстоятельств, несобранности, непонимания остроты ситуации не откроют шлагбаум или скажут, что проезд запрещён, не будут проинструктированы сторожа или не будет предоставлен инвентарь, который имеется у владельца, вот в этих конкретных ситуациях... поверьте, они будут единичны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Викторович, ну, понятно, что законопроектом предлагается дополнить кодекс новой статьёй, установить ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но хотелось бы сказать, что корреспондирующая данной норме обязанность установлена в том числе в законе № 209-ФЗ, в части 9 статьи 36, при этом есть разночтение между законом № 209-ФЗ и законопроектом. Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 36, учёт охотничьих ресурсов представляет собой наблюдение "за численностью охотничьих ресурсов и объёмами их изъятия". Однако в проектируемой статье 8.37-1 противоправное деяние формулировано как "непредставление данных учёта охотничьих ресурсов и объёмов их изъятия", что не в полной мере корреспондирует терминологии, на наш взгляд. Как вы считаете, может быть, для правильной квалификации проектируемого деяния, а также для устранения неоднозначного применения нормы термина "учёт охотничьих ресурсов"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СУХАРЕВ И. К. ...термин "учёт охотничьих ресурсов" в проектируемой статье требует уточнения и приведения в соответствие с формулировкой, изложенной в пункте 1 части 2 статьи 36 закона № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов..."? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое, Иван Константинович. Мы в курсе этого замечания, учтём его ко второму чтению. Безусловно, надо поправить и именно с учётом того варианта, который вы предлагаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Андрей Викторович, данный законопроект направлен на усиление нагрузки на пользователей и собственников лесных участков и на создание благоприятных условий должностным лицам, осуществляющим контроль и надзор. Действующим законодательством и так предусмотрена ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности и охраны окружающей среды. Термин "повышение эффективности осуществления отдельных видов государственного контроля" становится нарицательным, так как стал основанием для множества законопроектов в угоду определённым категориям лиц. Вопрос у меня такой: какова статистика выявленных правонарушений пользователями и собственниками лесных участков, чтобы предлагать данную инициативу, данный законопроект? ЛОГИНОВ А. В. Да, мы вводим новый состав, поэтому о статистике говорить, к сожалению, не приходится. В статистике такие правонарушения не фиксировались. Это первое. Второе. Я не воспринимал бы это как дополнительную нагрузку или попытку чем-то обременить собственника и владельца. Ваш вопрос, ну, диаметрально противоположен недавно прозвучавшему вопросу о том, зачем мы, почему мы этих собственников и владельцев ещё сильнее не прижимаем в части борьбы с лесными пожарами. Вы как раз говорите, что эта нагрузка для них излишняя, но, повторяю, излишней ли будет нагрузка на вас по тушению собственного дома, когда у вас загорится собственный дом? Вот вы поставьте себя на место человека, у которого начинает гореть собственный дом, - следует ли упрекать нас в том, что мы заставляем его предпринимать какие-то шаги, направленные на его тушение, например открыть ворота, чтобы на участок заехала пожарная машина. Коллеги, законопроект ровно об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемый Андрей Викторович, может быть, в развитие предыдущего вопроса, потому что вы не сказали, а я тоже хотел спросить по поводу масштаба, так сказать, подобных правонарушений. Ну хотя бы оценочно вы можете назвать? То есть сам законопроект не вызывает никаких сомнений, безусловно, ответственность за сохранность лесов и за сохранность животного мира необходимо ужесточать. Вот каково примерно хотя бы количество, так сказать, вот этих индивидуальных пользователей, на которых мы распространяем действие этих вновь вводимых норм? И вот второе. Я думаю, что непредставление, так сказать, информации, объёмов учёта, - да, то есть там есть какие-то цифровые показатели? ЛОГИНОВ А. В. Да, по первому вопросу. Несодействие, неоказание содействия при тушении лесных пожаров - здесь статистика незначительна. Если сейчас мы введём эту санкцию, у нас в принципе... Вопрос ведь в том, ещё раз скажу, что, вводя новый состав и предлагая за него санкцию, мы исходим из того, что существует такая обязанность, но никаким образом несоблюдение этой обязанности предусмотренным законодательством не отмечено. То есть мы делаем такое действие опять же, которое родилось из поручения президента, вот это движение. Что касается вопроса, связанного с непредставлением информации о состоянии животных ресурсов в соответствующие органы субъектов Российской Федерации, то здесь, можно сказать, действовали по аналогичной логике. Дело в том, что на чиновников, которые должны в субъекте Федерации обобщать всю эту информацию (о количестве животных, о выбытии этих животных из этого количества, из этого списка), уже возложена административная ответственность за непредставление соответствующих сводных отчётов, но как он, чиновник, сможет представить сводный отчёт, если ему не представили отчёт охотпользователи? На охотпользователей наложена эта обязанность, но она тоже не подкреплена административной ответственностью. Поэтому здесь мы говорим о необходимости логического доведения схемы административного решения, административного управления до конца, до своего конца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Андрей Викторович, есть мнение, что всё-таки штрафов недостаточно для тех, кто игнорирует соблюдение пожарной безопасности. Как вы считаете, скажите ваше мнение, может быть, целесообразно изучить, посмотреть, внести поправки на предмет изъятия у них земельных участков, если пользователи или арендаторы ставят под угрозу общественную безопасность, либо хотя бы в какой-то мере компенсации затрат на ликвидацию этих лесных пожаров, которые государство понесло? А что касается того, вы сказали, что собственник заинтересован, ну, здесь я хотел бы с вами поспорить. Приведу в пример Екатеринбург: когда собственник складировал мусор и не смотрел за земельным участком, произошёл лесной пожар, перерос в торфяной пожар, и город Екатеринбург, полуторамиллионный город, полтора месяца задыхался от этой гари, а собственнику просто штраф в несколько десятков тысяч. ЛОГИНОВ А. В. Согласен. Но в данном случае, если действия собственника, - я обращаюсь к вашему примеру в Екатеринбурге - если действия собственника стали причиной лесного пожара, конечно же, будет несопоставимое наказание, наказание будет не только по линии административного правонарушения. Вы понимаете, там возникает гражданская ответственность, может возникнуть и уголовная ответственность. Это совсем другой вопрос, и это не относится... нельзя это соотносить с ситуацией, которую мы предлагаем рассматривать. Речь идёт именно о неоказании содействия в мероприятиях, которые осуществляются службами пожаротушения. Что касается того, чтобы на собственников и владельцев лесных угодий возлагать дополнительные обязанности, все обязанности на них и так возложены: все несут ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности на вверенных им лесных участках, это всё уже давным-давно предусмотрено, такие обязанности на них возложены. Мы сейчас говорим о конкретных случаях, когда не может проехать пожарная машина или когда нужны топоры, а они лежат на складе у собственника и их не предоставляют пожарным, которые выехали бороться с огнём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Андрей Геннадьевич, вот вы затронули вопрос об изъятии - это совершенно другая концепция и другая инициатива, она не относится к этому проекту нормативного акта, который мы пытаемся принять. Если злостно нарушают и неоднократно по КоАП были наказаны за какие-то вещи... Наверное, этот вопрос нужно рассмотреть, но это уже 290-й и другие федеральные законы, которые предусматривают уже владение охотничьими хозяйствами. Теоретически это возможно, наверное, ну а при данном концептуальном рассмотрении это как бы не является предметом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. В тексте законопроекта, точнее, в представленных документах написано, что не нужно вносить изменения в нормативные правовые акты правительства, хотя у нас есть соответствующий нормативный правовой акт - 378-е постановление "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации". Вот там прописано, что используются только силы и средства юридических лиц, а в законе - и гражданских лиц, то есть силы и средства граждан, поэтому, скорее всего, придётся изменения в постановление вносить. И в связи с этим вопрос: будут ли заключаться дополнительные соглашения с гражданами к договорам аренды и безвозмездного использования земельных участков? ЛОГИНОВ А. В. Насчёт необходимости внесения изменений в подзаконные нормативные акты: я не могу отказывать, то есть говорить вам "нет". Мы должны этот вопрос ещё дополнительно рассмотреть. Я думаю, ко второму чтению всё в комплексе мы доложим на заседании комитета. Если возникнет такая необходимость, если мы признаем, что есть необходимость прописать содействие физических лиц в сводных планах, то, конечно же, это мы обязательно сделаем. Более того, ко второму чтению, может быть, уже концептуально подготовим проект о внесении соответствующих изменений в сводные планы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Андрей Викторович, в продолжение вопроса Сергея Дмитриевича. В законопроекте предлагается привлекать к административной ответственности, штрафовать именно физических лиц за неучастие в тушении лесных пожаров. Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ только с их согласия. Налицо явное противоречие, ведь необученные пожаротушению и не являющиеся спасателями граждане будут штрафоваться за неучастие в тушении. Думаю, что это противоречие надо устранить ко второму чтению. Вы согласны? ЛОГИНОВ А. В. У нас в законопроекте, сразу скажу, речь идёт о неоказании содействия в осуществлении мероприятий по тушению лесных пожаров. Осуществление мероприятий по тушению лесных пожаров - это и есть тушение. Таким образом, речь идёт не об участии в тушении лесных пожаров, а именно о неоказании содействия. Всё же я думаю, что эти формулировки с юридической, юридико-технической стороны достаточно выверены, но мы дополнительно обсудим их в комитете (там, согласитесь, очень высокий уровень компетенции специалистов в части административного кодекса, административных правонарушений), а также с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Мы возьмём на заметку ваше замечание, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Андрей Викторович всё правильно сказал, просто добавлю. Почитайте внимательно статью 8.32-3. Что предлагает сегодня правительство в лице Минюста? Ответственность граждан, поскольку в настоящее время она установлена в отношении должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юрлиц, вот и всё. В чём вопрос-то здесь? Я вот, честно говоря, не могу понять. Прежде чем нам рассматривать вопрос, надо норму читать, и по норме всё понятно будет: кому, сколько и за что. А когда мы расширяем толкование определённых административных норм, уголовных норм, выходя за рамки какой-то правовой нормы, мы просто сами становимся не очень компетентными. Нужно просто... Посмотрите, пожалуйста, повнимательнее, что предлагает Минюст, там всё ровно. Есть вопросы, связанные с разночтениями, и мы о них говорим. Сегодня не проработаны вопросы, связанные с увеличением штрафов должностных лиц. Они должны быть дифференцированы, бесспорно, соотнесены с ответственностью по другим статьям, и это нормальная рабочая ситуация. У всех есть возможность ко второму чтению внести свои поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Евгений Владимирович. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые Андрей Викторович, Николай Гаврилович! Ну, концептуально по нормам предлагаемого законопроекта всё правильно. Я хотел бы обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. У нас с вами есть и действует законодательство, касающееся защиты озера Байкал, и на сегодняшний день возникают достаточно серьёзные сложности у местных органов власти, связанные с созданием так называемых лесозащитных полос вокруг населённых пунктов. Мы не можем вырубить ни одного дерева. Это создаёт огромные сложности в том числе с тушением лесных пожаров. Соответственно, и граждане, и предприниматели, и органы власти на данной территории находятся в очень уязвимом положении, особенно в свете проектируемых норм, которые мы сейчас рассматриваем. Вот я хотел бы на это обратить ваше внимание, поскольку нам совместно нужно найти какое-то решение этого вопроса. Прошу на это обязательно обратить внимание. ЛОГИНОВ А. В. Это не относится к тексту законопроекта, но обеспокоенность мы, безусловно, услышали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, ну, в своё время одним из доводов увеличения площади закреплённых охотничьих угодий в регионах стало то, что конкретный охотпользователь в границах своего участка будет более продуктивно содействовать воспроизводству, увеличению численности охотничьих животных, их охране. Кроме того, он обязан организовывать биотехнические, охотхозяйственные мероприятия, рационально использовать охотничьи ресурсы. Ну, по факту в некоторых муниципалитетах, в том числе, например, в Республике Коми, которую я представляю в Государственной Думе, уже не осталось общедоступных охотничьих угодий, и единственное, что мы порой наблюдаем, - это лишь резкое подорожание путёвок для граждан в границах таких участков, либо простые охотники вообще не могут на них попасть. А я обращу ваше внимание, что с учётом стоимости продуктов в магазинах в некоторых местностях до сих пор охота является одним из способов, что называется, прокормиться, ведь стоимость охотничьего патрона существенно ниже, чем цены на продукты в магазине. Естественно, охотпользователь может небрежно или некачественно учитывать объекты животного мира в границах своих участков. Соответственно, представленный законопроект ужесточает ответственность охотпользователей, что, по мнению КПРФ, будет способствовать решению первоначальных задач, которые ставило перед собой правительство, увеличивая площадь закреплённых угодий в границах регионов. Возложение на охотпользователей обязанностей по осуществлению мероприятий по тушению лесных пожаров и ужесточение ответственности за их невыполнение с учётом количества лесных пожаров и ущерба, который они наносят и окружающей природной среде, и людям, естественно, необходимые меры для усиления защиты наших лесов и охотничьих ресурсов, поэтому фракция КПРФ поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." тоже поддержит этот законопроект. И ещё хотелось бы отметить, правильно, что с самого начала, с января, мы поставили в повестку дня вопрос о лесных пожарах. Вот за это, пожалуй, стоит поблагодарить, ну и обратить внимание, что, к сожалению, год за годом мы занимаемся латанием так называемого тришкина кафтана - основных решений как не принималось, так и не принимается. Уважаемые коллеги из профильного комитета, Андрей Викторович! Давайте же настоящим образом наказывать наконец тех горе-пользователей и горе-арендаторов! Собственников-то нет - слава богу, их пока нет. Андрей Викторович, вы оговорились, сказав, что у нас есть собственники лесов; нет их - есть пользователи и арендаторы, причём безответственные в основном. Если горит - значит, там нет профилактики и нет своевременного пожаротушения очагов. Так давайте их наказывать настоящим образом! Вот вы говорите: ну, это другое, этим занимаемся. Скажите, сколько договоров аренды было прекращено вот по этой причине? Это первый вопрос. Я думаю, что немного разорвано таких договоров. И второй: сколько таких горе-арендаторов, горе-пользователей заплатили полным рублём за потерю нашего богатства? Теряет государство, а пользователи и арендаторы, знаете, говорят: ну не смогли... Опять не смогли - заплатите полным рублём! Андрей Викторович, вот эти решения нужно принимать! Штрафы должны быть не 10, 15, там, 100 тысяч, а кратны убыткам многомиллиардным, если не триллионным России. Вот это давайте принимать! Это можно поправками внести? Я готов внести такую ответственность для горе-пользователей и горе-арендаторов. Далее. Я много лет назад предлагал, спрашивал, почему в договорах аренды и пользования не введена страховка. Почему, когда берём автомобиль, дом, квартиру в пользование, нам владелец, ответственный владелец говорит: "Застрахуй-ка эту собственность. Если что, значит, заплатишь мне полным рублём". Давайте вносить в договоры аренды и пользования страховку от пожара, тогда не будет вот этих, знаете, дурачкавключателей. А так, конечно, закон о стрелочниках, извините за грубое выражение: шлагбаум не открыл - стрелочника накажем, 5, 15 тысяч. Для чего? Галочку поставить, что мы боремся с этим опаснейшим явлением, ещё раз говорю, приносящим колоссальные убытки и лесной отрасли, и гражданам, и государству? Давайте настоящим образом наконец ставить этот вопрос и реальные предложения вносить! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 55 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.