Заседание № 57
О проекте федерального закона № 462911-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части специального указания на установление нового основания для приобретения гражданства Российской Федерации лицами, имевшими гражданство СССР, прибывшими в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и получившими от одного из полномочных государственных органов, ведавших (или ведающих) вопросами российского гражданства, паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий наличие российского гражданства, но не прошедшими при этом необходимые процедуры по приобретению гражданства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на предоставление возможности приобретения российского гражданства двум категориям лиц и их детям - тем, кто не прошёл процедуру приёма в гражданство, но получил до 1 июля 2002 года российский паспорт либо иной ранее действовавший документ, а также прибывшим в Россию до 1 ноября 2002 года. Могу сказать, что данный законопроект касается более шестидесяти тысяч наших соотечественников, которые, по сути дела, являются нашими гражданами, но их паспорта не признаны в силу различных бюрократических проволочек и ошибок. Мы его рассмотрели в первом и во втором чтениях. Появилась необходимость внести в него ещё три поправки, которые носят чисто технический характер, поэтому я прошу палату вернуть этот законопроект к процедуре второго чтения, принять эту таблицу поправок, ещё раз принять законопроект во втором, а затем в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Он предлагает сейчас вернуть законопроект во второе чтение. Нет. Кто за то, чтобы вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 27 сек.) Проголосовало за 233 чел.51,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 233 чел. Не голосовало 217 чел.48,2 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Три поправки носят юридико-технический и лингвистический характер. Просим принять данную таблицу и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 10 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 245 чел. Не голосовало 205 чел.45,6 % Результат: принято Принимается. Выносится на "час голосования".
10-й пункт повестки дня. Напоминаю, мы вернули законопроект к процедуре рассмотрения во втором чтении, приняли таблицу поправок, сейчас законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 31 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Проект закона принят во втором чтении. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 01 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 462911-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части специального указания на установление нового основания для приобретения гражданства Российской Федерации лицами, имевшими гражданство СССР, прибывшими в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и получившими от одного из полномочных государственных органов, ведавших (или ведающих) вопросами российского гражданства, паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий наличие российского гражданства, но не прошедшими при этом необходимые процедуры по приобретению гражданства России; внесён депутатами Государственной Думы В. Н. Плигиным, М. В. Бабичем, М. Л. Шаккумом, а также А. П. Москальцом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 34, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Докладчик - Плигин Владимир Николаевич. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона направлен на решение достаточно застарелой, ставшей, как отмечают некоторые наши специалисты, притчей во языцех проблемы так называемого изъятия паспортов. Изъятие паспортов - это процедура, возникшая в 2000-е годы в связи со случаями выявления уполномоченными подразделениями Федеральной миграционной службы Российской Федерации или её территориальными органами выдачи отдельным лицам паспортов гражданина Российской Федерации или иных основных документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, с нарушением установленного порядка. До настоящего времени достаточно часто возникали ситуации, когда отдельным гражданам, бывшим гражданам СССР, проживавшим на момент расформирования Советского Союза не в России, а на территориях других союзных республик, получившим в уполномоченных государственных органах нашей страны документы о приобретении гражданства Российской Федерации в период после 6 февраля 1992 года, то есть после вступления в силу прежнего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации", отказывалось в выдаче новых общегражданских паспортов граждан Российской Федерации во время очередной замены этих основных документов, например по достижении лицом двадцати или сорока пяти лет, при смене фамилии при заключении или расторжении брака. Ситуация, конечно, получалась достаточно драматическая. Число такого рода лиц - примерно шестьдесят пять тысяч. Естественно, данные вопросы неоднократно ставились правозащитными организациями, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, советом при президенте по правам человека. И конечно же, без боли невозможно было читать те письма, которые приходили в комитет. Собственно говоря, на решение данной проблемы и направлен законопроект. Подробное заключение находится в настоящее время в вашем распоряжении. Самое главное хотел бы отметить: фактически все лица, которые в первый раз получили паспорт гражданина Российской Федерации и в отношении которых в настоящее время возникают вопросы наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации, в случае если данный закон будет принят, будут считаться гражданами Российской Федерации с момента выдачи первого основного документа. Поверьте, пожалуйста, уважаемые коллеги, что законопроект принципиально решит судьбу многих десятков тысяч людей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос, пожалуйста. А, два вопроса - и Романов. Пожалуйста, Иванов. ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, вот у меня была такая ситуация в моей практике, когда человеку, который на тот момент проживал в союзной республике, в консульстве Российской Федерации поставили штамп о том, что он принял гражданство, есть соответствующая надпись и так далее, всё заверено печатью, однако при смене паспорта возникли вопросы: у паспортного отдела такого образца нет. Ну, в общем, вопрос, конечно, решили, но тем не менее... Я не очень понимаю, в какой момент возникают сложности. Если первый раз гражданину уже выдали российский паспорт нового образца, то на каком основании могут предъявляться к нему претензии? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, кроме выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, данный факт должен был быть внесён в соответствующие реестры учёта граждан Российской Федерации. В ряде случаев возникали ситуации, когда при выдаче паспорта гражданина Российской Федерации на территории бывших союзных республик или консульскими учреждениями Российской Федерации, в том числе на территории иностранных государств, например Германии, такого рода процедуры осуществлены не были, то есть в дальнейшем при исследовании этих документов проблема оказывалась нерешаемой. Вот, собственно говоря, на решение этой проблемы направлен данный закон. Гражданин не отвечает за действия государственных органов, поэтому мы считаем абсолютно справедливым то, что его гражданство возникло с момента выдачи в первый раз российского паспорта. Хочу сказать, что в законопроекте есть ещё, конечно же, нормы, которые касаются возможных случаев злоупотребления или совершения преступлений, но это отдельные, исключительные случаи, все иные лица не должны страдать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Владимир Николаевич, я хочу уточнить термин, может быть, я чего-то не понимаю. В повестке у нас так: об установлении специального указания закона и так далее. Почему вдруг применена такая формулировка: специальное указание закона? Мы вносим поправки и изменения в десятки, сотни законов, но я ни разу не сталкивался с таким определением. Что здесь? ПЛИГИН В. Н. Ситуация носила неординарный характер, и в этой связи возникло несколько предложений, например предложения, связанные с так называемой условной амнистией в отношении всех этих граждан, однако вряд ли это было бы точно, поэтому мы отметили, что для этой категории лиц делается специальное указание на то, что они являются гражданами Российской Федерации. Если мы не сделаем такого рода указание, они вынуждены будут проходить традиционные процедуры получения гражданства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он спрашивает про другое: почему не сказано, что это норма закона, а написано, что это специальное указание закона? В этом смысл вопроса, как я понял. Почему такой термин используется? ПЛИГИН В. Н. Это в подназвании документа. Естественно, что в названии документа при его доработке останется: о внесении изменений в закон "О гражданстве...". Или, я здесь хотел бы подчеркнуть, вполне возможно, что мы выйдем, сохраняя полностью концепцию законопроекта, вообще на специальный закон по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дано разъяснение. Коллеги, нет других желающих обсуждать данный вопрос? Нет. Выносим его на "час голосования".
34-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 37 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Принимается.