Заседание № 218
О проекте федерального закона № 462632-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" (в части уточнения порядка представления сведений в единую информационную систему электронных путёвок, а также правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности
экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". Доклад
сделает Сангаджи Андреевич Тарбаев.
Пожалуйста, Сангаджи Андреевич.
ТАРБАЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и
развитию туристической инфраструктуры, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Нашим комитетом -
Комитетом по туризму и развитию туристической инфраструктуры подготовлен
законопроект. Он поддержан Государственно-правовым управлением Президента
Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и получил
положительное заключение от Правового управления Аппарата Государственной
Думы. Всего между первым и вторым чтениями нам поступило пять поправок,
четыре из них включены в таблицу № 1 и предлагаются к принятию, одна поправка
включена в таблицу № 2 и предлагается к отклонению. Просьба поддержать
законопроект, потому что он очень важен для туристической отрасли.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок №
1? Нет.
Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет просит поддержать.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 55 сек.)
Проголосовало за 401 чел.89,1 %
Проголосовало против 0 чел.0,0 %
Воздержалось 0 чел.0,0 %
Голосовало 401 чел.
Не голосовало 49 чел.10,9 %
Результат: принято
Принимается единогласно таблица поправок № 1.
По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.
Ставится на голосование таблица поправок № 2.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 31 сек.)
Проголосовало за 326 чел.72,4 %
Проголосовало против 0 чел.0,0 %
Воздержалось 19 чел.4,2 %
Голосовало 345 чел.
Не голосовало 105 чел.23,3 %
Результат: принято
Таблица поправок № 2 принимается.
Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки. Второе
чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 05 сек.)
Проголосовало за 399 чел.88,7 %
Проголосовало против 0 чел.0,0 %
Воздержалось 0 чел.0,0 %
Голосовало 399 чел.
Не голосовало 51 чел.11,3 %
Результат: принято
Законопроект во втором чтении принят единогласно.
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Васильевна, у вас сомнения были?
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Убедили.
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
ТАРБАЕВ С. А. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку.
Законопроект подготовлен для принятия в третьем чтении. Материалы
представлены в Совет Думы. Прошу рассмотреть законопроект сейчас же в третьем
чтении.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, рассмотрим данный
законопроект в третьем чтении? Возражений нет.
Начинаем рассмотрение законопроекта в третьем чтении.
Кто хотел бы высказаться по мотивам от фракции? Нет желающих.
Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки. Третье
чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 26 сек.)
Проголосовало за 403 чел.89,6 %
Проголосовало против 0 чел.0,0 %
Воздержалось 0 чел.0,0 %
Голосовало 403 чел.
Не голосовало 47 чел.10,4 %
Результат: принято
Федеральный закон принят единогласно.
Спасибо, Сангаджи Андреевич.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 462632-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения порядка представления сведений в единую информационную систему электронных путёвок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад и
содоклад по этому законопроекту сделает Наталья Васильевна Костенко.
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В прошлом созыве Государственная
Дума одобрила предложение правительства и Ростуризма по созданию
информационной системы в туристической сфере, которая получила название
"Электронная путёвка". Цели создания "Электронной путёвки", как всегда,
назывались благие - это и повышение прозрачности работы туроператоров и
турагентств, поскольку они должны будут представлять в электронном виде в
единый реестр туристских продуктов информацию обо всех своих проданных турах;
это и предупреждение обмана туристов со стороны, собственно, этих турагентов
и туроператоров путём предоставления туристам и Роспотребнадзору доступа к
этой системе, чтобы человек, который купил тур, мог тут же зайти на сайт (или
по запросу к туроператору) и получить информацию, а передал ли турагент
туроператору деньги за купленный продукт и действительно ли он стоил тех
денег, которые с него турагент взял. И конечно, это нужно было для того,
чтобы мы имели возможность сбора информации об объёмах и направлениях, по
которым перемещаются потоки наших туристов как за рубежом, так и внутри нашей
страны, ну и, естественно, для повышения эффективности мер госрегулирования в
данной сфере.
Иван Иванович, я от комитета тоже буду выступать, добавите время тогда?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
КОСТЕНКО Н. В. Но, честно сказать, коллеги, как это часто бывает с
информационными системами, к сожалению, благие цели были компенсированы не
очень эффективным исполнением этой "Электронной путёвки", она оказалась
далека от совершенства и, собственно, тормозит развитие туристической отрасли
в этой части.
Ну вот чтобы было понятно, масштаб трагедии. У нас с 1 сентября вступила в
силу норма об ответственности туроператоров за некачественное и
несвоевременное представление информации в "Электронную путёвку", а сама
"Электронная путёвка" не заработала. И мы обращались, ну, понятно, в
Министерство экономического развития, там при участии лично министра
запускали в ручном режиме "Электронную путёвку". Мы в комитете тоже держим
этот вопрос на контроле, потому что ответственность очень жёсткая: фактически
три нарушения - дисквалификация туроператоров и уход из системы, то есть с
рынка. У нас сегодня, по данным Минэкономразвития, в системе работает уже
около 300 туроператоров, а с сентября должны будут работать все туроператоры
по всем направлениям. Сейчас это только выездной туризм, но дальше будет и
внутренний, и въездной туризм.
К сожалению, система "Электронная путёвка" устроена таким несовершенным
образом, что часть турпродукта, который продают туроператоры, не может быть
размещена в "Электронной путёвке" по объективным причинам, как раз из-за тех
несовершенств, которые изначально были заложены в законодательство. Речь идёт
о так называемых горящих турах. Горящие туры продаются оперативно и исходя из
текущей конъюнктуры: произошли какие-то стихийные бедствия, наводнения или
какие-то политические события в той или иной стране (сейчас у нас сложная
геополитическая ситуация в мире) - всё это сказывается на стабильности работы
туроператоров. Как отмечают туроператоры, сейчас в связи с дестабилизацией
экономики изменились условия, например, происходит стопроцентное бронирование
отелей или мест в самолётах, поэтому количество таких туров увеличивается.
Туроператор тянет, до последнего момента продаёт эти туры, но, когда он
понимает, что уже не может их продать, он сбрасывает цену и продаёт горящие
туры в течение 24 часов. А в законодательстве у нас написано, что турагент,
который продал тур туристу, должен в течение пяти дней представить информацию
туроператору, который погружает все эти данные в "Электронную путёвку". Ну, в
принципе, может в течение месяца, но не позднее 24 часов непосредственно до
оказания услуги. Горящие туры, которые, собственно, в период 24 часов и
продаются, никак не размещаются, и это стопроцентное наказание для
туроператора: либо он должен скрыть факт продажи продукта и надеяться, что
это не выявится, но тогда страдают туристы, которые не могут получить
информацию, проверить, правда ли их не обманули, продали действительно
релевантный тур и им окажут услугу, либо он представляет эту информацию с
нарушением сроков и тоже, получается, нарушает порядок представления - и в
том и в другом случае туроператор должен вылететь вообще с рынка и из реестра
туроператоров.
Вот вроде бы такая маленькая история, но на самом деле она несёт глобальные
последствия. Конечно, мы сейчас не можем знать, сколько у нас туров
продаётся, потому что эту информацию мы как раз из "Электронной путёвки" в
дальнейшем будем получать. И каков масштаб, количество горящих туров в общем
числе, мы не знаем; по экспертным оценкам, примерно 5-6 процентов было в
стабильное время, допандемийное, сейчас - до 10 процентов общего числа
продаваемых туров.
Можно от комитета?..
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две минуты добавьте.
КОСТЕНКО Н. В. Понятно, что в этой ситуации мы должны защищать и наших
туроператоров, потому что в принципе мы создали такую систему вместе с
исполнительной властью, и наших туристов, потому что факты обмана туристов у
нас повторяются и люди теряют огромные деньги. Вы, я думаю, регулярно
сталкиваетесь с сообщениями в соцсетях и в СМИ о том, как очередной
туроператор обманул клиентов, в том числе тех, кто много лет у него
обслуживался, - а это происходит в том числе по неким объективным причинам,
как раз из-за дестабилизации ситуации.
Наша законодательная инициатива предложена туристической отраслью, поддержана
и правительством, и комитетом. Я тоже предлагаю поддержать. Замечания
правительства носят технический характер.
Мы предлагаем вносить информацию в эти 24 часа, которые будут проходить до
оказания услуги непосредственно туристу. Например, ему продали за 18 часов -
вот есть 18 часов, чтобы турагент передал информацию и туроператор её внёс.
Тогда человек, вылетая, будет понимать, что его продукт зафиксирован и, если
что, он сможет с помощью Роспотребнадзора взыскать деньги и защитить себя,
свои интересы.
Прошу поддержать, коллеги.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна.
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет.
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 376 чел.83,6 %
Проголосовало против 0 чел.0,0 %
Воздержалось 1 чел.0,2 %
Голосовало 377 чел.
Не голосовало 73 чел.16,2 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.