Заседание № 195
21.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 462632-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения порядка представления сведений в единую информационную систему электронных путёвок).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3565 по 3691 из 5099
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад и содоклад по этому законопроекту сделает Наталья Васильевна Костенко. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В прошлом созыве Государственная Дума одобрила предложение правительства и Ростуризма по созданию информационной системы в туристической сфере, которая получила название "Электронная путёвка". Цели создания "Электронной путёвки", как всегда, назывались благие - это и повышение прозрачности работы туроператоров и турагентств, поскольку они должны будут представлять в электронном виде в единый реестр туристских продуктов информацию обо всех своих проданных турах; это и предупреждение обмана туристов со стороны, собственно, этих турагентов и туроператоров путём предоставления туристам и Роспотребнадзору доступа к этой системе, чтобы человек, который купил тур, мог тут же зайти на сайт (или по запросу к туроператору) и получить информацию, а передал ли турагент туроператору деньги за купленный продукт и действительно ли он стоил тех денег, которые с него турагент взял. И конечно, это нужно было для того, чтобы мы имели возможность сбора информации об объёмах и направлениях, по которым перемещаются потоки наших туристов как за рубежом, так и внутри нашей страны, ну и, естественно, для повышения эффективности мер госрегулирования в данной сфере. Иван Иванович, я от комитета тоже буду выступать, добавите время тогда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. КОСТЕНКО Н. В. Но, честно сказать, коллеги, как это часто бывает с информационными системами, к сожалению, благие цели были компенсированы не очень эффективным исполнением этой "Электронной путёвки", она оказалась далека от совершенства и, собственно, тормозит развитие туристической отрасли в этой части. Ну вот чтобы было понятно, масштаб трагедии. У нас с 1 сентября вступила в силу норма об ответственности туроператоров за некачественное и несвоевременное представление информации в "Электронную путёвку", а сама "Электронная путёвка" не заработала. И мы обращались, ну, понятно, в Министерство экономического развития, там при участии лично министра запускали в ручном режиме "Электронную путёвку". Мы в комитете тоже держим этот вопрос на контроле, потому что ответственность очень жёсткая: фактически три нарушения - дисквалификация туроператоров и уход из системы, то есть с рынка. У нас сегодня, по данным Минэкономразвития, в системе работает уже около 300 туроператоров, а с сентября должны будут работать все туроператоры по всем направлениям. Сейчас это только выездной туризм, но дальше будет и внутренний, и въездной туризм. К сожалению, система "Электронная путёвка" устроена таким несовершенным образом, что часть турпродукта, который продают туроператоры, не может быть размещена в "Электронной путёвке" по объективным причинам, как раз из-за тех несовершенств, которые изначально были заложены в законодательство. Речь идёт о так называемых горящих турах. Горящие туры продаются оперативно и исходя из текущей конъюнктуры: произошли какие-то стихийные бедствия, наводнения или какие-то политические события в той или иной стране (сейчас у нас сложная геополитическая ситуация в мире) - всё это сказывается на стабильности работы туроператоров. Как отмечают туроператоры, сейчас в связи с дестабилизацией экономики изменились условия, например, происходит стопроцентное бронирование отелей или мест в самолётах, поэтому количество таких туров увеличивается. Туроператор тянет, до последнего момента продаёт эти туры, но, когда он понимает, что уже не может их продать, он сбрасывает цену и продаёт горящие туры в течение 24 часов. А в законодательстве у нас написано, что турагент, который продал тур туристу, должен в течение пяти дней представить информацию туроператору, который погружает все эти данные в "Электронную путёвку". Ну, в принципе, может в течение месяца, но не позднее 24 часов непосредственно до оказания услуги. Горящие туры, которые, собственно, в период 24 часов и продаются, никак не размещаются, и это стопроцентное наказание для туроператора: либо он должен скрыть факт продажи продукта и надеяться, что это не выявится, но тогда страдают туристы, которые не могут получить информацию, проверить, правда ли их не обманули, продали действительно релевантный тур и им окажут услугу, либо он представляет эту информацию с нарушением сроков и тоже, получается, нарушает порядок представления - и в том и в другом случае туроператор должен вылететь вообще с рынка и из реестра туроператоров. Вот вроде бы такая маленькая история, но на самом деле она несёт глобальные последствия. Конечно, мы сейчас не можем знать, сколько у нас туров продаётся, потому что эту информацию мы как раз из "Электронной путёвки" в дальнейшем будем получать. И каков масштаб, количество горящих туров в общем числе, мы не знаем; по экспертным оценкам, примерно 5-6 процентов было в стабильное время, допандемийное, сейчас - до 10 процентов общего числа продаваемых туров. Можно от комитета?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две минуты добавьте. КОСТЕНКО Н. В. Понятно, что в этой ситуации мы должны защищать и наших туроператоров, потому что в принципе мы создали такую систему вместе с исполнительной властью, и наших туристов, потому что факты обмана туристов у нас повторяются и люди теряют огромные деньги. Вы, я думаю, регулярно сталкиваетесь с сообщениями в соцсетях и в СМИ о том, как очередной туроператор обманул клиентов, в том числе тех, кто много лет у него обслуживался, - а это происходит в том числе по неким объективным причинам, как раз из-за дестабилизации ситуации. Наша законодательная инициатива предложена туристической отраслью, поддержана и правительством, и комитетом. Я тоже предлагаю поддержать. Замечания правительства носят технический характер. Мы предлагаем вносить информацию в эти 24 часа, которые будут проходить до оказания услуги непосредственно туристу. Например, ему продали за 18 часов - вот есть 18 часов, чтобы турагент передал информацию и туроператор её внёс. Тогда человек, вылетая, будет понимать, что его продукт зафиксирован и, если что, он сможет с помощью Роспотребнадзора взыскать деньги и защитить себя, свои интересы. Прошу поддержать, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 03 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.