Заседание № 195

21.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 462632-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения порядка представления сведений в единую информационную систему электронных путёвок).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3565 по 3691 из 5099
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад и     
содоклад по этому законопроекту сделает Наталья Васильевна Костенко.            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В прошлом созыве Государственная    
Дума одобрила предложение правительства и Ростуризма по созданию                
информационной системы в туристической сфере, которая получила название         
"Электронная путёвка". Цели создания "Электронной путёвки", как всегда,         
назывались благие - это и повышение прозрачности работы туроператоров и         
турагентств, поскольку они должны будут представлять в электронном виде в       
единый реестр туристских продуктов информацию обо всех своих проданных турах;   
это и предупреждение обмана туристов со стороны, собственно, этих турагентов    
и туроператоров путём предоставления туристам и Роспотребнадзору доступа к      
этой системе, чтобы человек, который купил тур, мог тут же зайти на сайт (или   
по запросу к туроператору) и получить информацию, а передал ли турагент         
туроператору деньги за купленный продукт и действительно ли он стоил тех        
денег, которые с него турагент взял. И конечно, это нужно было для того,        
чтобы мы имели возможность сбора информации об объёмах и направлениях, по       
которым перемещаются потоки наших туристов как за рубежом, так и внутри нашей   
страны, ну и, естественно, для повышения эффективности мер госрегулирования в   
данной сфере.                                                                   
                                                                                
Иван Иванович, я от комитета тоже буду выступать, добавите время тогда?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Но, честно сказать, коллеги, как это часто бывает с              
информационными системами, к сожалению, благие цели были компенсированы не      
очень эффективным исполнением этой "Электронной путёвки", она оказалась         
далека от совершенства и, собственно, тормозит развитие туристической отрасли   
в этой части.                                                                   
                                                                                
Ну вот чтобы было понятно, масштаб трагедии. У нас с 1 сентября вступила в      
силу норма об ответственности туроператоров за некачественное и                 
несвоевременное представление информации в "Электронную путёвку", а сама        
"Электронная путёвка" не заработала. И мы обращались, ну, понятно, в            
Министерство экономического развития, там при участии лично министра            
запускали в ручном режиме "Электронную путёвку". Мы в комитете тоже держим      
этот вопрос на контроле, потому что ответственность очень жёсткая: фактически   
три нарушения - дисквалификация туроператоров и уход из системы, то есть с      
рынка. У нас сегодня, по данным Минэкономразвития, в системе работает уже       
около 300 туроператоров, а с сентября должны будут работать все туроператоры    
по всем направлениям. Сейчас это только выездной туризм, но дальше будет и      
внутренний, и въездной туризм.                                                  
                                                                                
К сожалению, система "Электронная путёвка" устроена таким несовершенным         
образом, что часть турпродукта, который продают туроператоры, не может быть     
размещена в "Электронной путёвке" по объективным причинам, как раз из-за тех    
несовершенств, которые изначально были заложены в законодательство. Речь идёт   
о так называемых горящих турах. Горящие туры продаются оперативно и исходя из   
текущей конъюнктуры: произошли какие-то стихийные бедствия, наводнения или      
какие-то политические события в той или иной стране (сейчас у нас сложная       
геополитическая ситуация в мире) - всё это сказывается на стабильности работы   
туроператоров. Как отмечают туроператоры, сейчас в связи с дестабилизацией      
экономики изменились условия, например, происходит стопроцентное бронирование   
отелей или мест в самолётах, поэтому количество таких туров увеличивается.      
Туроператор тянет, до последнего момента продаёт эти туры, но, когда он         
понимает, что уже не может их продать, он сбрасывает цену и продаёт горящие     
туры в течение 24 часов. А в законодательстве у нас написано, что турагент,     
который продал тур туристу, должен в течение пяти дней представить информацию   
туроператору, который погружает все эти данные в "Электронную путёвку". Ну, в   
принципе, может в течение месяца, но не позднее 24 часов непосредственно до     
оказания услуги. Горящие туры, которые, собственно, в период 24 часов и         
продаются, никак не размещаются, и это стопроцентное наказание для              
туроператора: либо он должен скрыть факт продажи продукта и надеяться, что      
это не выявится, но тогда страдают туристы, которые не могут получить           
информацию, проверить, правда ли их не обманули, продали действительно          
релевантный тур и им окажут услугу, либо он представляет эту информацию с       
нарушением сроков и тоже, получается, нарушает порядок представления - и в      
том и в другом случае туроператор должен вылететь вообще с рынка и из реестра   
туроператоров.                                                                  
                                                                                
Вот вроде бы такая маленькая история, но на самом деле она несёт глобальные     
последствия. Конечно, мы сейчас не можем знать, сколько у нас туров             
продаётся, потому что эту информацию мы как раз из "Электронной путёвки" в      
дальнейшем будем получать. И каков масштаб, количество горящих туров в общем    
числе, мы не знаем; по экспертным оценкам, примерно 5-6 процентов было в        
стабильное время, допандемийное, сейчас - до 10 процентов общего числа          
продаваемых туров.                                                              
                                                                                
Можно от комитета?..                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две минуты добавьте.                                      
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Понятно, что в этой ситуации мы должны защищать и наших          
туроператоров, потому что в принципе мы создали такую систему вместе с          
исполнительной властью, и наших туристов, потому что факты обмана туристов у    
нас повторяются и люди теряют огромные деньги. Вы, я думаю, регулярно           
сталкиваетесь с сообщениями в соцсетях и в СМИ о том, как очередной             
туроператор обманул клиентов, в том числе тех, кто много лет у него             
обслуживался, - а это происходит в том числе по неким объективным причинам,     
как раз из-за дестабилизации ситуации.                                          
                                                                                
Наша законодательная инициатива предложена туристической отраслью, поддержана   
и правительством, и комитетом. Я тоже предлагаю поддержать. Замечания           
правительства носят технический характер.                                       
                                                                                
Мы предлагаем вносить информацию в эти 24 часа, которые будут проходить до      
оказания услуги непосредственно туристу. Например, ему продали за 18 часов -    
вот есть 18 часов, чтобы турагент передал информацию и туроператор её внёс.     
Тогда человек, вылетая, будет понимать, что его продукт зафиксирован и, если    
что, он сможет с помощью Роспотребнадзора взыскать деньги и защитить себя,      
свои интересы.                                                                  
                                                                                
Прошу поддержать, коллеги.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет.          
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.