Заседание № 160

04.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 462391-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от воздушной перевозки; принят в первом чтении 1 апреля 2014 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2433 по 2474 из 6573
Следующий, 9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в       
Воздушный кодекс Российской Федерации". Андрей Анатольевич Андреев.             
                                                                                
АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был   
принят в первом чтении 1 апреля, в нём предлагается уточнить условия возврата   
денежных средств пассажирам при отказе от авиаперевозки.                        
                                                                                
В процессе подготовки ко второму чтению поступило 20 поправок, они все          
предлагаются комитетом к принятию. Законопроект прошёл правовую экспертизу,     
предлагается принять его во втором чтении. Таблица поправок прилагается.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Анатольевич.                                                 
                                                                                
АНДРЕЕВ А. А. В случае принятия законопроекта во втором чтении, комитет         
предлагает принять его в третьем, соответствующее заключение получено.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5240 по 5275 из 6573
9-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в      
Воздушный кодекс Российской Федерации". Ставится на голосование во втором       
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           22 чел.4,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           26 чел.5,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 159

01.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 462391-6 "О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от воздушной перевозки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2767 по 3224 из 6332
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 103,     
107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей          
Алексеевич Аристов.                                                             
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи   
103, 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях     
реализации принимаемых Правительством Российской Федерации мер по развитию      
конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики.                       
                                                                                
Законопроектом в статьи Воздушного кодекса, регулирующие условия договора о     
воздушной перевозке пассажира, вносятся изменения, направленные на              
детализацию прав и обязанностей сторон договора (перевозчика и пассажира), в    
частности устанавливающие условия возврата провозной платы в случае             
прекращения договора как по инициативе перевозчика, так и по инициативе         
пассажира. Впервые вводятся две формы договора сторон: договор воздушной        
перевозки, предусматривающий условие о возврате провозной платы при             
расторжении договора, каковой существует и сегодня; договор воздушной           
перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при           
расторжении договора, - это новая форма.                                        
                                                                                
В настоящее время воздушное законодательство не предусматривает возможности     
применения авиакомпаниями тарифов, когда провозная плата не подлежит возврату   
пассажиру при его отказе от авиаперевозки, и в связи с этим риски, связанные    
с отказом пассажиров от перевозки, закладываются российскими авиакомпаниями в   
тарифы, что приводит к увеличению стоимости перевозки для пассажиров. Таким     
образом, значительная часть пассажиров, которые не отказываются от перевозки,   
вынуждены, покупая авиабилеты, оплачивать указанные риски, поскольку            
авиакомпании просто закладывают их в стоимость билета.                          
                                                                                
Законопроектом предусматривается возможность установления тарифов двух видов:   
тарифов, которыми учитываются риски, связанные с отказами пассажиров от         
перевозки, и тарифов, которыми не учитываются такие риски, так называемых       
невозвратных тарифов. Важно отметить - и я хочу это, уважаемые депутаты,        
подчеркнуть, - что пассажиру предоставляется право самостоятельно сделать       
выбор исходя из своей выгоды и заключить договор перевозки либо по              
возвратному тарифу, подстраховав себя на случай отказа от перевозки, на         
случай возникновения причин для отказа от перевозки, если пассажир не уверен,   
что воспользуется такой перевозкой, либо по невозвратному тарифу, если есть     
уверенность в том, что отказываться не будет, и купить более дешёвый билет.     
Такая форма договора воздушной перевозки принята сегодня в абсолютном           
большинстве развитых авиационных держав, таких как Соединённые Штаты, Канада,   
Великобритания, Германия, Франция, ну, во многих странах Европы, не буду их     
здесь все перечислять, - при приобретении билетов в этих странах пассажиры      
обладают правом выбора более подходящего им по условиям и по цене тарифа на     
перевозку - возвратного или невозвратного. Законопроектом и гражданин           
Российской Федерации наделяется таким правом выбора.                            
                                                                                
Таким образом, законопроектом расширяются возможности для пассажиров по         
выбору условий и цен на авиаперевозку, создаются условия для снижения           
стоимости перевозки. Кроме того, законопроект позволит обеспечить равные        
конкурентные условия российским и иностранным перевозчикам, поскольку сейчас    
иностранные перевозчики, продающие в нашей стране свои билеты, продают их с     
учётом наличия невозвратного тарифа, соответственно мы видим, как различаются   
цены на одном и том же маршруте у российских и иностранных авиакомпаний.        
Также законопроект позволяет создать условия для развития лоукостеров в         
Российской Федерации, что полностью отражает потребности авиационной отрасли    
и самих пассажиров, которые, повторяю, самостоятельно смогут выбирать ту или    
иную форму договора.                                                            
                                                                                
Реализация законопроекта не повлечёт выделения дополнительных ассигнований из   
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Андрей Анатольевич Андреев.                              
                                                                                
АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По поручению Комитета               
Государственной Думы по транспорту хотел бы доложить о заключении комитета.     
                                                                                
Основные причины и мотивы, побудившие Правительство Российской Федерации        
внести законопроект, были подробно изложены официальным представителем, и мы    
понимаем, что в условиях постоянного и последовательного роста объёмов          
воздушных перевозок использование эффективных механизмов снижения стоимости     
перевозок обеспечит их рентабельность. Очевидно, что уточнение порядка и        
условий возврата уплаченных пассажиром за авиаперевозку денежных средств при    
его отказе от полёта, а также внедрение практики применения так называемых      
невозвратных тарифов позволит отечественным авиаперевозчикам на равных          
конкурировать с иностранными коллегами. Вместе с тем Комитет по транспорту      
отмечает следующее: наличие невозвратных тарифов не должно исключать наличия    
иных видов тарифов; пассажир сам должен определять, каким из тарифов он         
воспользуется; соотношение количества билетов, продаваемых по тем или иным      
тарифам, должно регулироваться данным законопроектом. Увы, из выступления       
представителя правительства не следует, что есть гарантия, что одновременно с   
введением так называемых невозвратных тарифов мы на следующий день получим      
удешевление авиабилетов, снижение цен на них.                                   
                                                                                
С учётом изложенного, а также с учётом актуальности данного законопроекта       
Комитет по транспорту предлагает Государственной Думе принять законопроект в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Алексеевичу.                                             
                                                                                
Цена этого законопроекта, судя по вашей пояснительной записке, - 22 миллиарда   
рублей, и я хотел бы уточнить: как вы подсчитывали, какой будет разница в       
стоимости возвратных и невозвратных билетов, и каким будет удельный вес         
невозвратных билетов в общем объёме? Скажем, лайнер имеет двести                
пассажиромест, и что, все билеты могут быть невозвратными? Вот, скажем,         
пришли двести человек и говорят, что хотят купить билеты по невозвратному       
тарифу, по сниженной цене, - можно это будет сделать или нет?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                            
                                                                                
АРИСТОВ С. А. В пояснительной записке однозначно определено, как                
рассчитывалась эта сумма в 22 миллиарда рублей, - учитывались суммы возвратов   
при отказах пассажиров от поездок. Я для примера хочу сказать, что весь объём   
субсидирования перевозок с Дальнего Востока и из отдельных районов Сибири у     
нас составил всего 2,5 миллиарда рублей, и это позволило на 25 процентов        
увеличить рост перевозок из этих регионов. Это просто для понимания, чтобы      
сопоставить суммы.                                                              
                                                                                
Что касается того, сколько человек может прийти. В законопроекте,               
предлагаемом сейчас для рассмотрения в первом чтении, ограничений по            
процентному соотношению нет, и мы, в общем-то, считаем, что так и должно        
быть.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы действительно считаете, как    
сказали в своём докладе, что именно вот эти возвраты билетов являются           
причиной того, что тарифы на перевозки в Лондон ниже, чем на перевозки на       
аналогичные расстояния в сторону Сибири, или что тарифы на перевозки в          
Хургаду или в Турцию значительно ниже, чем на перевозки до Ростова-на-Дону?     
Мне кажется, вы заблуждаетесь или не точны.                                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я не заблуждаюсь и точен, только, видимо, надо ещё раз            
акцентировать внимание на том, что разница в тарифах у разных авиакомпаний      
зависит не от одного фактора, но в том числе и от этого фактора. Система        
ценообразования, естественно, очень сложная, цена зависит от многих вещей,      
это один из сегментов, но не единственный.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Алексеевич, скажите, пожалуйста, когда наконец     
Минтранс направит в Государственную Думу отзыв относительно идеи фракции ЛДПР   
о введении чёрных списков авиапассажиров? Ведь регулярно происходят дебоши на   
бортах самолётов! Есть мировая практика существования таких чёрных списков.     
Вы, я имею в виду министерство, в своё время поддержали нас, но потом вас       
попросил кто-то, и как-то процесс затормозился.                                 
                                                                                
Что касается законопроекта, мы его поддержим. Действительно, авиакомпании       
закладывают в стоимость билета и риски, и стоимость багажа, и стоимость         
питания - кормят, кстати, гадким питанием или вообще не кормят: только вчера    
получил ответ из прокуратуры относительно одной очень известной авиакомпании    
в России, которая шестнадцать часов морила пассажиров голодом и, так сказать,   
с улыбкой на лице всё это делали. Надо наводить порядок, учитывая мировую       
практику, и мы, конечно, этот законопроект поддержим.                           
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Это не совсем относится к предмету законопроекта, но я,           
естественно, отвечу: положительный отзыв с учётом необходимости доработки       
определённых сегментов мы в правительство внесли. Но самый главный и сложный    
момент - и я уже с этой трибуны это отмечал - это противоречие между            
принципом публичности перевозки и правом компании на отказ гражданину в         
перевозке. В целом мы, высказав несколько замечаний, касающихся улучшения       
законопроекта, в принципе нашли возможным его поддержать, при условии           
доработки, повторяю.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, хотел бы уточнить, обсуждался ли с Министерством   
финансов при согласовании этого законопроекта с учётом их нормативных актов     
такой момент: например, бюджетная или другая организация посылает в             
командировку сотрудника, он покупает дешёвый билет, но командировка, так        
скажем, срывается? Возможно ли эти расходы отнести на издержки в разумных       
случаях?                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Безусловно, этот законопроект, как и любой другой, с              
Министерством финансов согласовывался. В части, касающейся командировок,        
вопрос, естественно, не обсуждался, он не ставился в такой плоскости, но        
исходя из концепции закона, если невозвратный тариф выбирается пассажиром,      
всё равно - чиновник это или обычный гражданин, естественно, должен             
применяться невозвратный тариф.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Сергей Алексеевич, каждый раз рады видеть вас в               
Государственной Думе, потому что у вас всегда очень рациональные и правильные   
идеи и профессиональные ответы. Вот в связи с этим хотелось бы спросить,        
потому что знаю, что, кроме вас, никто не ответит более грамотно, более         
правильно: скажите, пожалуйста, каким образом будет происходить реализация      
данного закона, каков механизм? Будет ли это как-то привязываться к             
временным нормативам? Допустим, я 1 июня вылетаю в отпуск, за какой период      
мне нужно приобрести авиационный билет, чтобы была гарантирована максимальная   
скидка? Например, если за полгода, то одна цена, за четыре месяца - другая      
цена, за три месяца - третья, то есть как это технически будет                  
реализовываться?                                                                
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Ну, у нас начиная с 92-го года ценообразование в авиации          
является рыночным, поэтому система установления тарифов относится к             
компетенции самих авиакомпаний. В принципе чем раньше вы приобретаете билет,    
то есть авансируете авиакомпанию, тем дешевле, естественно, он должен быть,     
однако не всегда это, к сожалению, происходит, но это уже не относится к        
данному законопроекту. Мы говорим о том, что при невозвратном тарифе не         
возвращаются те средства, которые вы внесли при приобретении, и не имеет        
принципиального значения, когда вы купили билет - за четыре месяца, за неделю   
или за день.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Сергей Алексеевич, я уже частично получил ответы, но тем не менее... Я понял    
так, что ваше министерство совершенно не участвует в установлении тарифов       
авиакомпаний, и получается, что цена билета в один и тот же город, скажем, из   
Москвы, у разных авиакомпаний различная. Это первое.                            
                                                                                
Второе. Вот вы говорите, что с введением в действие этого закона тарифы         
изменятся в сторону уменьшения, потому что появятся так называемые возвратные   
тарифы. А какая сумма возврата будет - сто процентов или это будет зависеть     
от времени: опоздал на час - 80 процентов, пришёл через сутки - вообще ничего   
тебе не выплатят и так далее? Или всё-таки так: не полетел - возврат            
стопроцентный?                                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Возвратный тариф не появляется, он и сегодня существует. Что      
касается сумм, обратите внимание, в законопроекте, в новой редакции статьи      
108, чётко прописано, какова сумма возврата, если вы возвращаете билет не       
позднее чем за сутки, если вы возвращаете за определённое время, допустим за    
час, или возвращаете после вылета, то есть здесь всё очень подробно             
прописано.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Вопросы все. Есть ли желающие выступить? Есть.                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич. От фракции, да? Семь минут.                    
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно,    
очень важный законопроект. Мы с вами неоднократно в Государственной Думе        
говорили о малой подвижности населения, при том что территория Российской       
Федерации огромная. Естественно, это не добавляет оптимизма нашим гражданам,    
ведь, проживая на расстоянии полторы-две тысячи километров друг от друга, они   
не могут видеть друг друга, даже в летний период, по пять, по семь, по десять   
лет! И это вызывает, конечно, негодование. У них нет денег на билет, хотя нам   
каждый раз докладывают губернаторы, докладывает Президент Российской            
Федерации о том, что средняя зарплата в регионах составляет от 20 до 25         
тысяч, где-то до 30 тысяч. Вот сегодня уже говорили о том, что поезд ЛДПР       
продолжает движение по регионам Российской Федерации, и на каждой остановке     
мы пытаемся найти кого-нибудь с зарплатой в 25 тысяч рублей, которая в          
принципе могла бы позволить нашим гражданам абсолютно спокойно покупать         
билеты раз в год, для того чтобы навестить родственников или съездить в         
отпуск, - билет за 10 тысяч рублей или даже за 15 тысяч рублей с такой          
зарплатой можно было бы позволить себе, но людей с такой зарплатой мы не        
встречаем, чаще всего мы слышим: зарплата в размере 5-7 тысяч рублей плюс       
отсутствие каких-либо социальных гарантий.                                      
                                                                                
Мы согласны с тем, что в целом данный законопроект направлен на то, чтобы       
понизить плату за авиаперевозки, ведь абсолютно очевидно, что раз               
авиаперевозчики из-за возврата билетов теряют в год порядка двадцати с лишним   
миллиардов, - по-моему, такая цифра звучала, - то эта сумма лежит на плечах     
тех людей, которые летают, не сдают билеты, потому что ни одна коммерческая     
структура - собственно, это законы рынка, законы бизнеса, - не настроена        
нести какие-то убытки.                                                          
                                                                                
Не так давно, кстати, готовясь к командировке по линии комитета                 
парламентского сотрудничества с Евросоюзом, я смотрел в Интернете стоимость     
билетов, и что мне попалось на глаза? Я считаю, что это достаточно интересный   
момент, и фракция ЛДПР в целом рекомендует всей Государственной Думе обратить   
внимание на то, что существует такой механизм, как страхование от невылета.     
Почему появляются достаточно низкие цены на авиабилеты? Если ты застраховал     
себя от невылета - а страховка, если перевести в российские рубли, обойдётся    
приблизительно в 500 рублей - и если ты не полетел, то ничего не теряешь, а     
разбираться со всеми участниками процесса будет страховая компания. Мы          
направили запросы в авиационные компании, в Российский союз страховщиков.       
Может быть, конечно, кто-то подумает, что мы пытаемся пролоббировать интересы   
страховых компаний, но, поверьте, это абсолютно не так. Предположим, мы         
получим вразумительный ответ от Российского союза страховщиков, в котором       
будет сказано, что их устроит сумма, допустим, в размере от 300 до 500          
рублей, полученная при каждой авиаперевозке, при каждом фрахте от каждого       
пассажира в качестве страховки от невылета. В этом случае авиационные           
компании смогли бы снизить стоимость перевозок в два-три раза, поскольку        
имели бы гарантии сохранения своих финансовых вложений, и тогда, я считаю,      
можно было бы предусмотреть и такой механизм для решения данного вопроса.       
                                                                                
В целом фракция ЛДПР, конечно, положительно относится, ещё раз подчёркиваю, к   
принятию данного законопроекта, но мы предлагаем пойти дальше.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я скажу, что идея, заложенная в данном законопроекте, очень интересная, но      
хотел бы напомнить вам, уважаемые коллеги, что сегодня в действующей 108-й      
статье Воздушного кодекса предусмотрено, что пассажир имеет право не позднее    
чем за двадцать четыре часа отказаться от полёта и ему вернут сто процентов     
стоимости билета, а в случае отказа от полёта менее чем за двадцать четыре      
часа с него будет удержан сбор, но не более 25 процентов от стоимости билета.   
Казалось бы, чего проще, однако теперь нам предлагают ввести невозвратные       
билеты, что позволит их вроде бы по сниженной цене продавать. Как, почему -     
никаких объяснений нет ни в пояснительной записке, ни в самом тексте            
законопроекта. Как пример указано, что 8 процентов в общей массе всех           
реализованных грузо- и пассажироперевозок составляют отказники, в денежном      
выражении это 22 миллиарда рублей в год, но почему-то не приведена структура    
этих 8 процентов, а там ведь не только пассажиры. Вот вы часто летаете, почти   
каждую неделю или два раза в месяц, вы когда-нибудь видели, чтобы в лайнере,    
скажем, на сто пятьдесят - двести мест шестнадцать пассажирских мест было       
свободно? Только в том случае бывает недокомплект пассажиров, когда мало кто    
летает в этом направлении, обычно же все наши лайнеры переполнены, всегда       
полностью загружены. Наверное, в этих 8 процентах учитываются и какие-то        
грузоперевозки, и другие обстоятельства. Таким образом, этот подход, на мой     
взгляд, не совсем верен, по крайней мере в пояснительной записке надо было      
раскрыть полностью, из чего складываются эти 8 процентов.                       
                                                                                
Следующий момент. Вот Сергей Алексеевич сказал, что с учётом обсуждения и в     
комитете, и здесь надо, конечно, законопроект ко второму чтению доработать.     
Уважаемый Сергей Алексеевич, а каким образом мы его сможем ко второму чтению    
доработать, если в проекте постановления - я думаю, вы в курсе, и хотелось      
бы, чтобы в курсе были и все депутаты Государственной Думы, - записано, что     
поправки подаются в однодневный срок? Друзья мои, вы знаете, у меня опыт        
работы довольно приличный здесь, в Государственной Думе, но даже я не помню     
такого, чтобы поправки к законопроектам подавались в течение суток. Наверное,   
должна быть какая-то чрезвычайная ситуация, чтобы за ночь написать поправки и   
на следующий день успеть, скажем, к 17 часам сдать их в комитет. Я чувствую,    
что этот законопроект, как бы кто тут ни голосовал, будет принят уже 4-го       
числа во втором чтении и в третьем, поэтому, Сергей Алексеевич, если у вас      
уже есть готовые поправки, в которых учтены те маленькие замечания, которые     
мы успели за это время высказать, мы были бы рады их посмотреть. Ещё раз        
подчеркну, в целом - а я внимательно этот законопроект изучил - идея мне        
нравится, но это опять перекладывание бремени и тяжести тарифов, стоимости      
билетов на плечи наших пассажиров. К сожалению, мы, какой ни возьми закон,      
радеем за развитие бизнеса, конкурентной среды, но почему-то очень мало         
радеем о нуждах нашего населения, в данном случае - наших пассажиров.           
                                                                                
Наша фракция не поддержит в этом варианте предложенный законопроект.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Васильев Александр Николаевич.                                                  
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемые Иван Иванович, Сергей Алексеевич! Принятие         
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108       
Воздушного кодекса Российской Федерации" является важным шагом на пути          
создания в Российской Федерации системы низкотарифных авиаперевозок             
пассажиров, или лоукостеров. Создание такой системы - это уже насущная          
необходимость, и причина этого - значительное повышение цен на перевозки в      
так называемые высокие сезоны. В декабре 2013 года экспертами Общероссийского   
народного фронта был проведён предновогодний мониторинг цен на                  
железнодорожные и авиационные билеты, и в результате было установлено, что      
перед праздниками у большинства авиакомпаний цены на билеты повысились в        
два-три раза, у ОАО "Российские железные дороги" стоимость проезда              
увеличилась на 30-85 процентов в зависимости от направления.                    
                                                                                
В целях выявления причин такого серьёзного повышения цен на авиа- и             
железнодорожные перевозки мною были направлены запросы в Федеральную            
антимонопольную службу и Генеральную прокуратуру. ФАС в своём ответе            
пояснила, что рост цен в этой сфере вызван тем, что более дешёвые билеты        
распродаются при раннем бронировании, и соответственно, чем ближе к дате        
вылета, тем выше цены. Кроме того, ФАС полагает, что проблема дороговизны       
авиабилетов в России обусловлена нехваткой лоукостеров - низкотарифных          
перевозчиков.                                                                   
                                                                                
В настоящее время появление таких перевозчиков на российском рынке              
невозможно, так как в основе их деятельности как раз и лежит принцип            
применения невозвратных тарифов, то есть продажа авиабилетов, стоимость         
которых в случае их возврата пассажиру не возмещается. Невозвратные билеты      
широко распространены в мировой практике, благодаря этому иностранные           
компании продают значительное количество билетов по сниженным ценам даже на     
самые востребованные направления и даты, у российских же перевозчиков до сих    
пор такой возможности нет. Данный проект федерального закона позволит           
внедрить систему лоукостеров и у нас.                                           
                                                                                
В процессе обсуждения противники данного законопроекта не раз обращали          
внимание на его несоответствие Закону "О защите прав потребителей". Тем не      
менее хочу отметить: проектом федерального закона предусмотрено, что при        
отказе пассажира от воздушной перевозки плата не возвращается, за исключением   
сборов за те услуги, которые пассажиру до отказа от перевозки фактически не     
были оказаны, то есть часть денежных средств при покупке невозвратного билета   
всё-таки можно будет вернуть.                                                   
                                                                                
Положение пассажиров не ухудшается, поскольку они будут заранее располагать     
информацией о том, что можно приобрести право на перевозку как по               
невозвратному тарифу, так и по возвратному, и смогут сделать свой выбор в       
соответствии со своими намерениями, так что аргументы о несоответствии Закону   
"О защите прав потребителей"... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ А. Н. По сути, тут надо разобраться, на стороне ли потребителей        
стоят противники этого законопроекта?                                           
                                                                                
Безусловно, одним лишь решением о внедрении невозвратных тарифов ситуация на    
рынке авиаперевозок не изменится, ведь ещё в основе деятельности лоукостеров    
за границей лежит использование ими неосновных аэродромов. У нас в стране по    
несколько аэропортов в городах только в центральном регионе, но тем не менее    
принятие данного закона заложит основу для развития лоукостеров и в             
долгосрочной перспективе позволит снизить стоимость авиаперевозок.              
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный проект федерального закона и        
предлагает принять его в первом чтении.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Рябов Николай Фёдорович.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Сергей Алексеевич, я не случайно вам задал вопрос о сумме           
возврата, потому что со мной лично был такой случай. Как-то я опаздывал в       
связи с пробкой и прибыл в аэропорт ещё до окончания посадки, но пока сыр да    
бор... в общем, успел практически, но попасть на рейс не получилось. И тогда    
я стал выяснять, какая возможность возврата денег существует, - да, возврат     
денег за билет на сегодняшний день существует, но, оказывается, всё очень       
хитро: если в течение месяца полететь этой авиакомпанией, то вам обеспечат      
бесплатный перелёт по билету, который не был использован на данный рейс. Если   
эта система будет так же работать, как работает на сегодняшний день, и не       
изменится в связи с принятием этого закона, то, как говорится, стоит ли         
принимать закон, ведь он не улучшает взаимоотношений авиакомпаний со своими     
пассажирами, то есть авиакомпании как выигрывали, так и будут выигрывать?       
                                                                                
Вот всё-таки в заключительном слове поясните, что даёт данный законопроект      
конкретно пассажирам, а не авиакомпаниям? Авиакомпании всегда выигрывали,       
выигрывают и будут выигрывать!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Сергей Алексеевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4925 по 4941 из 6332
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 103,     
107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           90 чел.20,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.