Заседание № 256
11.12.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 462337-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконное осуществление следственных, иных процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий на территории Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4814 по 4945 из 6183
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. Эрнест Абдулович, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Группой сенаторов и депутатов предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, дополнив его статьёй 294-1 и установив ответственность за незаконное осуществление иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации, в которой не участвует Российская Федерация, следственных и иных процессуальных действий или оперативно-разыскных мероприятий на территории России. В чём проблема? В соответствии с правилами, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в статьях 49 и 50, доказывание виновности в совершении тех или иных деяний возможно только в пределах процесса, который регламентирован федеральным законом - Уголовно-процессуальным кодексом. Доказательства, которые добыты вне этой процедуры, не признаются как факты, которые подтверждают виновность того или иного лица. Порядок взаимодействия с иностранными государствами, с международными организациями при доказывании виновности тех или иных лиц возможен в пределах регламентации именно процессуального кодекса. Этому посвящена глава 53 Уголовно-процессуального кодекса, где чётко регламентирован порядок, каким образом это взаимодействие осуществляется. Нарушение этого порядка повлечёт за собой, по нашему предложению, уголовную ответственность. Чем это вызвано? Сегодня, на современном этапе, Международным уголовным судом, правоохранительными и судебными органами недружественных государств осуществляется сбор доказательств о якобы совершённых российскими военнослужащими и должностными лицами преступлениях в связи с проведением специальной военной операции на Украине. Для этого за рубежом созданы межгосударственные следственные группы. В условиях возникновения трудностей с официальным сотрудничеством с правоохранительными органами участились факты, когда иностранные должностные лица, должностные лица международных организаций пытаются в одностороннем порядке собирать нелегитимно доказательства, включая электронные, и получать другие сведения, вопреки существующему, установленному порядку. Объектом преступления, предусмотренного проектируемой статьёй, в этом случае является порядок осуществления уполномоченными органами взаимодействия с зарубежными и международными правоохранительными и судебными органами. Предложенные изменения направлены на усиление защиты суверенитета и интересов России, защиты от вмешательства в её внутренние дела. Кроме предложения внести саму статью 294-1, мы предлагаем данную статью указать в примечании к статье 290, в котором даётся определение иностранного должностного лица и должностного лица международной организации. Кроме того, надо определить подследственность: эти дела будут расследоваться Следственным комитетом Российской Федерации. Вносятся соответствующие изменения в статью 151, пункт 1 части второй, - подследственность будет Следственного комитета. У нас имеются отзывы правительства и Верховного Суда, которые законопроект поддерживают. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Уважаемый Эрнест Абдулович Валеев максимально подробно объяснил суть и содержание данной законодательной инициативы. Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел данную законодательную инициативу, подчёркивает её направленность на укрепление и защиту нашего суверенитета и противодействие вмешательству в наши внутренние дела извне, а также на защиту наших должностных лиц и граждан с точки зрения внутреннего законодательства и наших международных обязательств. Комитет поддерживает принятие данной законодательной инициативы. Имеющиеся замечания могут быть учтены ко второму чтению. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Гартунг Валерий Карлович. Ещё есть вопросы? Валерию Карловичу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Честно говоря, вызывает недоумение - а что, у нас такого запрета сейчас нет? То есть сейчас представители правоохранительных органов других государств могут приехать и проводить следственные действия на территории Российской Федерации? Для меня это откровение, если честно. Может быть, я чего-то не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит на этот вопрос? ВЯТКИН Д. Ф. Я отвечу. Уважаемый Валерий Карлович, в соответствии с международными соглашениями и нашими обязательствами порядок юридической помощи, в том числе по уголовным делам, урегулирован в отношении, скажем так, ряда государств, с которыми у нас оформлены данные договорные отношения. Что касается международных инстанций, тем более тех, деятельность и вообще существование которых мы не признаём, юрисдикцию которых мы не признаём, то данная мера уголовной ответственности направлена на ограничение любых попыток проводить следственные действия в отношении наших сограждан, в том числе и попыток проводить их на территории Российской Федерации, включая использование участия наших граждан, например, в качестве свидетелей. Это первое. Ну и второе - это введение ответственности, о чём мы сегодня и говорим. Это будет, скажем так, некой профилактической мерой для всех тех, кто попытается на территории нашей страны неким образом содействовать проведению так называемых расследований, которые мы не признавали и не признаём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 46 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.