Заседание № 189
10.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 461325-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребёнка (детей)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3528 по 3948 из 6804
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле... в присутствии ребёнка (детей)". Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня я буду говорить о самом дорогом, что у нас есть, по крайней мере для меня, - о наших детях. Я отец четверых детей, а кроме того, для депутата любой ребёнок в России является родным, и для меня дороже всего здоровье моих детей. Почти каждый из вас является матерью или бабушкой, отцом или дедушкой и неоднократно, к сожалению, сталкивался с такой ситуацией, когда, глядя в кроватку больного младенца, у которого температура, думаешь об одном: лучше б я болел. Но ситуация в Российской Федерации такова, что за последние пятнадцать лет число заболевших бронхиальной астмой детей увеличилось в три раза. Это страшная тенденция! И одной из причин этого является то, что дети попадают в среду, где курят, являются пассивными курильщиками, заложниками несознательных граждан, зачастую родителей. Причём, повторяю, это заболевание прогрессирует, а мы отворачиваемся от проблемы! А вот для примера скажу, что в Великобритании в 2007 году, после того как ввели ограничительные меры, только лишь за один год снижение числа заболевших бронхиальной астмой детей составило 12 процентов - за один год, повторяю! Неужели нам не дорого здоровье наших детей? Я хотел бы отметить вот ещё что. Всё-таки если говорить абстрактно о курении дома или в ресторане, то это не так опасно, потому что не каждый поведёт своих маленьких детей в ресторан, где курят, но когда человек попадает в замкнутое пространство, где курят, например в автомобиль, воздействие табачного яда на взрослого увеличивается ровно в двадцать три раза, а на ребёнка - во все сто раз! Когда курят при ребёнке, это пагубно, просто убийственно для него, и таких примеров достаточно. Законы, содержащие ту идею, которую я предлагаю, приняли многие страны, в том числе Великобритания, Греция, Арабские Эмираты, Австралия, США, Финляндия, Канада, даже Южная Африка приняла такой закон, разница только в подходах и размерах штрафов, а в принципе все сошлись во мнении, что такие меры действительно нужны. Когда мы принимали закон об ограничении курения, я предлагал эту поправку, и Николай Фёдорович Герасименко даже и не пытался искать какие-то аргументы, а просто совершенно честно сказал, что подход верный и закон надо принимать, но в перспективе. Полагаю, что времени подумать было достаточно, эта перспектива уже наступила, мы подошли к этому моменту. У нас закон об ограничении курения стал работать эффективно: на 7 процентов сократилось количество курильщиков в нашей стране. Те люди, которые курят, всё-таки испытывают дискомфорт, курить - это их право, но тем не менее становится больше здоровых людей. Я считаю, что пора поддержать мою инициативу и обращаюсь не ко всем, а лишь к тем, кому дорого здоровье наших детей: поддержите, пожалуйста, этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович. Ольга Георгиевна Борзова, пожалуйста. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён группой депутатов Государственной Думы, и он был рассмотрен 18 сентября на заседании Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Авторы законопроекта устанавливают запрет на курение в присутствии детей в автомобиле. Казалось бы, кто против этого будет возражать? Кроме того, они также предлагают установить административную ответственность за данное правонарушение. Что касается концепции данного законопроекта, комитет разделяет позицию авторов, но вместе с тем - я просила бы вас вслушаться - есть существенные замечания, и я хотела бы начать с главного. Дело в том, что правовые основы охраны здоровья детей регулируются нормами законодательства об охране здоровья граждан, в том числе Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", нормы этого закона направлены на реализацию защиты детей от воздействия окружающего табачного дыма. Исходя из концептуальных положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность устанавливается в соответствии с нормами профильных актов федерального законодательства. Рассматриваемый законопроект по предмету правового регулирования прямо относится к Федеральному закону "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма...", но авторы при построении концепции и структуры данного законопроекта в качестве профильного закона приняли закон "Об основных гарантиях прав ребёнка...". Нарушена юридическая техника построения законопроекта в связи с апелляцией к закону, который не является профильным в данном случае. С данной позицией комитет согласиться, конечно, не может. Кроме того, я хотела бы остановиться на некоторых замечаниях, которые, на мой взгляд, помогут авторам законопроекта, которые, я уверена, будут стремиться переработать его и внести новую редакцию данного законопроекта. Прежде всего, у членов комитета возникли вопросы касательно самого факта установления данного правонарушения, то есть факта курения в автомобиле в присутствии ребёнка. Возможно ли это сделать без расширения и уточнения полномочий контролирующих органов, таких как санэпиднадзор, например, и государственный пожарный надзор? В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации правом останавливать автотранспортное средство с целью обеспечения безопасности движения обладает Государственная инспекция безопасности дорожного движения, но авторы законопроекта не планировали внести изменения в законодательство, которое определяет работу этой инспекции. Кроме того, некоторые нормы носят избыточный характер. Имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в данной редакции. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Золочевский Виталий Сергеевич. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Михаил Иванович, вы знаете, по моему глубокому убеждению, люди, которые курят в машине в присутствии детей, идиоты. Как вы считаете, вот на такую категорию людей могут повлиять какие-то дополнительные меры, внесённые в административный кодекс? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста. СЕРДЮК М. И. Да, Виталий Сергеевич, я разделяю ваше мнение по этому поводу и приведу простой пример, но не буду давать оценок. Я сегодня ехал с водителем думским на машине на работу, впереди ехала пассажирская "Газель", маршрутка, так вот там сидел паренёк смугленький за рулём и он два раза проехал на красный свет. Он вёз девятнадцать пассажиров, но ему абсолютно плевать на всё, он имеет право сегодня ездить как угодно, он может курить, и ему всё равно, пусть хоть одни дети в салоне сидят, - он может это делать, ему закон не запрещает, даже замечание нельзя сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Михаил Иванович, мы видим, что ваш действительно нужный законопроект комитет отклоняет исключительно по каким-то техническим причинам - всегда можно найти зацепку, на что обратить внимание, и комитет, так сказать, пустит законопроект под откос. Вот вы, когда выступали, привели статистику по той же Англии, где применение подобного закона привело к существенному снижению лёгочных заболеваний среди детей. Кроме того, в пояснительной записке вы ссылаетесь на зарубежный опыт, но не очень его раскрываете. А как вообще обстоят дела с применением подобных законов в других странах? Вот опыт Англии действительно потрясает, и это должно, в общем-то, любого сидящего здесь депутата убедить, но почему-то не убеждает. Вот расскажите, как в других странах подобные законы применяются и каковы последствия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И. Дмитрий Иванович, вот такая статистика была приведена в пример, поскольку это был давний опыт. Другое дело, что большинство стран, которые я сегодня назвал, приняли этот закон год назад, там ещё не успели дать полную оценку, нет статистических данных, и здесь будет нерелевантная выборка, но тенденция очевидна, она понятна всем законодателям - достаточно было опыта одной страны, чтобы тиражировать в дальнейшем, так сказать, эти здравые мысли. Но у нас, к сожалению, получается так, что мы знаем, как не сделать, - это пожалуйста, мы расскажем одно, второе, третье, пятое, десятое: вроде все за советскую власть, но в соседнем колхозе. Вот то же самое с этим законопроектом: идею, что называется, на экспериментальной площадке обкатали в одной стране, все люди посмотрели - да, статистика хорошая, польза есть, безусловно, а всякие корешки, зацепки какие-то, запятые расставить - это дело техники, это два часа работы, мы можем всё поправить, поменять местами. Но главное-то результат: что нам дороже - здоровье наших детей действительно либо вот тот формализм, который, подчёркиваю ещё раз, всё-таки можно исправить? С этой инициативой выступали не раз, но тем не менее, несмотря на положительный опыт ряда стран, всё-таки мы остаёмся на формальной позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Носов Дмитрий Юрьевич. НОСОВ Д. Ю. У меня вопрос к Ольге Георгиевне. Ольга Георгиевна, мы сейчас видели, как вы всем сердцем, всей душой лично поддерживали этот законопроект, но сослались на различные технические неувязки, что действительно имеет место. В связи с этим у меня к вам вопрос: поддержит ли комитет в будущем этот законопроект, когда мы его видоизменим, и готов ли комитет стать соисполнителем и до конца поддерживать этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Борзовой включите микрофон. БОРЗОВА О. Г. Уважаемые коллеги, я хотела бы сказать, что, как депутат, который работает третий созыв в Государственной Думе, я с большим уважением отношусь к юмору, к сарказму, которые порой звучат в этом зале, вместе с тем в своём выступлении я стремилась убедить депутатов Государственной Думы в том, что комитет разделяет идеи законодательной инициативы. Кроме того, я хотела бы отметить, что существует определённая культура законотворчества, и нельзя, предлагая законопроект, перечёркивать в действующем федеральном законодательстве положения, которые определяют построение и реализацию различных юридических норм. Я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что идеи, изложенные в законодательной инициативе, комитет разделяет. Это первое. Второе, что касается того, что будет внесено, формы, в которой это будет внесено. Мы это обязательно рассмотрим на заседании нашего комитета, и, полагаю, рациональные зёрна, конечно, должны быть учтены в нашем федеральном законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня тоже вопрос к Ольге Георгиевне. Вот вы, выступая, говорили, что авторы законопроекта то ли не знают, то ли не учли, что у нас уже есть законы, которыми эта проблема, в общем-то, решается, но давайте выйдем на улицу, постоим около здания Государственной Думы, вот на проспекте Маркса или на улице Горького: водитель буквально каждой второй-третьей машины ну обязательно курит! Значит, видимо, законы-то наши несовершенны, не работают. В пояснительной записке указано, что в Латвии действует, в Британии действует, в Объединённых Арабских Эмиратах действует, в Финляндии действует, а у нас есть, но не действуют - значит, закон не тот! Не кажется ли вам, что здесь надо не упрекать авторов, а радоваться новым инициативам, направленным на решение довольно трудной и очень важной проблемы? Может, следует поддержать и доработать ко второму чтению? По-моему, это будет полезнее, чем просто отрубить и ничего взамен не получить! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Георгиевна Борзова. БОРЗОВА О. Г. Уважаемый Владимир Николаевич, дело в том, что доработать в данной конструкции законопроект по юридической технике невозможно. Что касается правоприменения закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", хочу отметить: он работает меньше одного года, и, бесспорно, статьями этого закона определены нормы по защите граждан, в том числе и детей, от окружающего табачного дыма. Действительно, можно решать эту проблему путём расширения списка объектов, где запрещено курение, и в соответствии с этим, возможно, усилить административную ответственность при наличии этих правонарушений, но это право авторов. А что касается самой идеи, изложенной в законодательной инициативе, то кто же скажет нет или будет её оспаривать? Я полагаю, что вы очень вдумчивый депутат, и я полагаю, что нужно не только, наверное, ссылаться на аргументы, приведённые в пояснительной записке, но и на ту законодательную базу, которая уже существует по данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Лысаков Вячеслав Иванович. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я понимаю доводы Ольги Георгиевны, в данном случае это доводы фракции, но я возьму на себя смелость свою скромную репутацию положить на чашу весов авторов законопроекта, возьму на себя смелость поддержать авторов, и прежде всего потому, что три года назад я эту идею высказывал, и мы её обсуждали на одной из площадок Госдумы, в Газетном переулке. Учитывая, что детское здоровье, здоровье наших детей - это святое, я думаю, что нам к этой теме надо вернуться. Это во-первых. Во-вторых, мне не очень понятно, почему в качестве комитета-соисполнителя по этому законопроекту не был расписан профильный комитет, который как раз отвечает за административную ответственность, за правоприменение и так далее. Я думаю, что если бы это было сделано, то мы сообща всё-таки выправили бы законопроект таким образом, чтобы он с точки зрения юридической техники и так далее был годен к реализации. Ещё раз подчёркиваю, что тема крайне актуальна, и лично я буду голосовать за этот законопроект, чтобы всё-таки придать значимость этой теме. И предлагаю и авторам, и комитету профильному, и руководству Госдумы вернуться к этой теме в ближайшее время, может быть, в весеннюю сессию, и два-три комитета должны работать над этой проблемой, с тем чтобы её разрешить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Хочется поблагодарить Вячеслава Ивановича, многих коллег из других фракций за участие, именно за неформальное участие в решении этой проблемы. Я думаю, что, может быть, вместе с Вячеславом Ивановичем комитет может и должен рассмотреть и другие последствия курения за рулём. Я, например, считаю, что курение за рулём точно ухудшает качество управления автомобилем. Согласитесь, что когда одной рукой управляют автомобилем, а другой то ли сигарету держат, то ли ещё, не дай бог, прикуривают как-то, то это точно отвлекает внимание, это занимает доли секунды, но иногда приводит к страшным, к катастрофическим последствиям. Я не берусь здесь учитывать воздействие табачного дыма на самого водителя, но это тоже, мне кажется, надо учесть при доработке этого законопроекта. Я тоже предлагаю голосовать за и дорабатывать уже во втором чтении, но, если не случится такого, предлагаю учесть и эти моменты. Коллеги, мы с вами уже не раз демонстрировали - как известно, вода камень точит, - что наши законы всё-таки минимизируют количество курящих людей, ситуация заметно изменилась с принятием известного антитабачного закона, и здесь, я уверен, мы сможем изменить ситуацию, во всяком случае оградить детей, женщин от этого яда. Мы просто обязаны это сделать, поэтому предлагаю поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, ну, конечно, очень хочется любую проблему, тем более такую важную, решить одним махом, сразу и навсегда. Кто же против этого? Но когда это сделать невозможно, мы должны радоваться каждому, даже небольшому шагу, который приблизит нас к разрешению этой очень серьёзной проблемы. Я думаю, что принимать надо. Будет лучшее предложение, будет законопроект лучше - всё в наших силах, мы вполне сможем действие этого закона остановить, приостановить, изменить его и сделать второй шаг, но было бы от чего идти. Ну и теперь два замечания, два момента. Вот здесь речь идёт о защите детей от курящих родителей. Ну товарищи, мы же прекрасно знаем, это неоднократно отмечалось, в том числе по результатам опросов: у нас уже в десять лет дети пьют и курят, в десять лет! Это уже неоднократно отмечалось и в записках, и в выступлениях в Государственной Думе, и на страницах газет, тревогу бьют и журналисты, и врачи. То есть что получается? Может, порой надо одновременно и родителей защищать от детей, если родители не курят, а ребёнок и выпить может, и закурить - ему десять, одиннадцать, двенадцать, четырнадцать, пятнадцать лет? Наверное, это проблема не меньшая, потому что водитель начнёт отвлекаться на ребёнка, делать ему замечания, спорить с ним, пререкаться, а ему нужно машину вести. И второй момент. Я согласен с Олегом Анатольевичем Ниловым, я тоже об этом подумал, о безопасности. Этот вопрос, может, даже важнее, чем тот, который поднимается данным законопроектом. Вы, наверное, неоднократно видели: сидит за рулём девушка или парень, курит, разговаривает по сотовому телефону и одновременно ведёт машину. Естественно, случись что, у него ни реакции, ни внимания не хватит - у него и руки заняты, и слушает он того, с кем по телефону говорит. Может, правильнее будет постановить, что водителям за рулём вообще запрещается курить, есть ли дети, нет ли детей - по-моему, это в интересах самого водителя, ну, и тех, кто находится в данный момент на дороге. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Юрьевич Носов. НОСОВ Д. Ю. Уважаемые коллеги, в первую очередь Ольга Георгиевна, вы, наверное, меня не так поняли, потому что я искренне порадовался вашему порыву, вашему, скажем так, желанию поддержать этот законопроект. Если вы меня поняли не так, то я прошу у вас прощения, потому что действительно не хотел вас задеть. Что касается непосредственно законопроекта. Сейчас мы услышали очень много версий, пожеланий, Владимир Николаевич Федоткин вообще предлагает внести такие изменения, чтобы оградить родителей от курящих детей. Я думаю, что всё это можно решить очень просто: детей, конечно, надо ограждать от табачного дыма, как и вообще любого человека надо ограждать от табачного дыма. Законопроект очень правильный, мы его поддерживаем, но в связи с тем, что в нём имеются различные технические неувязки, складывается ощущение, что, скорее всего, к сожалению, он не пройдёт. У меня есть предложение к Михаилу Ивановичу и к Вячеславу Ивановичу: если этот законопроект не пройдёт, давайте объединимся и внесём этот законопроект уже в правильный комитет, с правильными техническими расстановками, и, я думаю, представители всех фракций его поддержат, потому что в любом закрытом помещении (а машина - это почти помещение, это закрытое пространство) люди не должны страдать от табачного дыма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста. СЕРДЮК М. И. Я совершенно искренне, от всей души благодарю всех коллег, кто участвовал в этой дискуссии. Лично меня Ольга Георгиевна убедила в том, что разделяет эту позицию, в её глазах, в первую очередь глазах матери, я действительно прочитал понимание, и не формальное, а настоящее, увидел, что она готова поддержать. Ну, как говорится, если техника не позволяет... Сегодня, как представитель комитета, она выразила его мнение, хотя я, к сожалению, должен напомнить, что по иронии судьбы председатель комитета высказала совершенно обратное мнение, когда я вносил этот законопроект, раскритиковав его, сказав, что это всё равно, что запретить пользоваться туалетом, - как говорится, Бог ей судья, но все фракции понимают, у всех есть ясное, чёткое представление о том вреде, который наносит курение. Поэтому, ещё раз поблагодарив за дискуссию, я хотел бы всё-таки пожелать, чтобы эта тема, так сказать, не просто дала импульс, а мы смогли действительно объединить усилия и в самое ближайшее время, не откладывая дела в долгий ящик, принять этот законопроект, чтобы не пришлось возвращаться к нему через год и вспоминать, что мы не поставили какие-то запятые, что фракция не та, а значит, нажимали не те кнопки и что здоровье детей нашей страны нам существенно дороже, чем межфракционные разногласия, тем более формального характера. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Георгиевна Борзова. Включите микрофон. БОРЗОВА О. Г. Я хотела бы сказать, что мотивация, по которой фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект в данной редакции, была изложена в моём выступлении. Вместе с тем я хотела бы особо подчеркнуть, что позиция авторов законопроекта разделяется членами Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, но, к сожалению, несоблюдение предмета правового регулирования данной законодательной инициативы не позволяет сегодня положительно проголосовать по этому законопроекту. Я хотела бы предложить авторам законопроекта или изменить предмет правового регулирования, или вернуться к вопросу о необходимости уточнения положений статьи 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма...", в которой определены помещения, территории, объекты, где запрещено курение, - может быть, целесообразно подумать и об этом. Я желаю всем удачи и объединения усилий в решении данной проблемы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5742 по 5760 из 6804
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.