Заседание № 38

05.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 46105-5 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (о расширении перечня лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1888 по 2053 из 4313
Переходим к пункту 10. О проекте федерального закона "О внесении изменения в    
статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части      
участия органов власти в деле о банкротстве). Докладчик по этому вопросу -      
Демченко Иван Иванович - просил рассмотреть законопроект без его участия.       
Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Евгения Исааковича    
Богомольного.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! В статье    
35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указан перечень      
лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.                  
Законопроектом, внесённым Законодательным Собранием Краснодарского края,        
предусматривается дополнение указанного перечня лиц двумя новыми                
представителями органов власти: представителем уполномоченного органа           
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителем органа     
местного самоуправления по месту нахождения должника.                           
                                                                                
В настоящее время согласно Федеральному закону "О несостоятельности             
(банкротстве)" и соответствующему постановлению Правительства Российской        
Федерации в качестве представителя кредитора по обязательным платежам в         
федеральный бюджет, в бюджет субъекта Российской Федерации, в местный бюджет,   
в государственные внебюджетные фонды выступает Федеральная налоговая служба,    
которая выражает консолидированную позицию всех исполнительных органов          
государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении       
дела о банкротстве конкретного должника. Таким образом, комитет отмечает, что   
при наличии задолженности по обязательным платежам (на практике таковая         
имеется более чем в 60 процентах случаев банкротства) представитель             
государства в обязательном порядке участвует в собрании кредиторов и в деле о   
банкротстве.                                                                    
                                                                                
Действительно, с точки зрения комитета представляется разумным разделить        
упомянутую задолженность по соответствующим уровням бюджетной системы и         
предоставить возможность субъектам Федерации и органам местного                 
самоуправления выступать в качестве кредиторов при её взыскании через           
механизм банкротства. Но для этого необходим специальный механизм, над          
разработкой которого в настоящее время идёт работа в Комитете по                
собственности и Правительстве Российской Федерации. Однако без разделения       
общей задолженности должника перед государством простым введением в             
арбитражный процесс по делу о банкротстве представителей органов                
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного        
самоуправления решить эту проблему невозможно по следующим основаниям.          
                                                                                
Принятие законопроекта в представленной редакции создаст правовую коллизию      
законодательства о банкротстве с федеральными законами "Об общих принципах      
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах    
организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в        
перечень функций соответственных органов государственной власти субъектов       
Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленных           
указанными федеральными законами, не входят функции по участию в деле о         
банкротстве, а также по анализу финансово-экономического положения              
организаций-должников, необходимые для участия в деле о банкротстве.            
                                                                                
В законопроекте отсутствует механизм участия органов государственной власти     
субъектов Федерации и органов местного самоуправления в деле о банкротстве. В   
частности, остаётся неясным, выступают ли указанные органы в качестве           
кредиторов по обязательным платежам только в бюджет субъекта Российской         
Федерации или также и в местный бюджет, должен ли орган власти субъекта         
Российской Федерации либо орган местного самоуправления участвовать в деле о    
банкротстве при отсутствии у организации-должника задолженности в бюджет        
субъекта Российской Федерации. То есть невозможно определить объём полномочий   
органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного           
самоуправления как участников дела о банкротстве.                               
                                                                                
Комитет отмечает, что статья 34 действующей редакции Федерального закона "О     
несостоятельности (банкротстве)" уже предусматривает обязательное привлечение   
к участию в деле о банкротстве представителей федерального органа               
исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской         
Федерации и органа местного самоуправления, например, при банкротстве           
градообразующих предприятий, а также при наличии у суда необходимости           
привлечь их к участию по собственной инициативе. В этой связи представляется    
нецелесообразным включать представителей указанных органов в перечень лиц,      
участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, поскольку объём       
процессуальных прав участников дела о банкротстве превышает объём таких прав    
участников только арбитражного процесса по делу о банкротстве.                  
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по собственности не поддерживает законопроект и    
рекомендует Государственной Думе его отклонить.                                 
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Исаакович.                               
                                                                                
Пожалуйста, вопросы к докладчику. Нет вопросов. Есть ли желающие выступить?     
Один, да? Беляков Антон Владимирович, пожалуйста.                               
                                                                                
Присаживайтесь, Евгений Исаакович.                                              
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, в своё время Государственная Дума приняла решение и вывела   
из состава возможных участников арбитражного процесса прокуратуру, что в свою   
очередь привело практически мгновенно к увеличению числа рейдерских захватов.   
Так вот, речь может идти не только о том, что федеральное законодательство не   
предусматривает полномочий органов местного самоуправления по участию в         
арбитражном процессе (так сказать, что не запрещено, то разрешено), это, на     
мой взгляд, слабый аргумент, но у любого банкротства - а чаще всего именно      
через процедуру банкротства сегодня осуществляются рейдерские захваты -         
всегда есть и социальные последствия, которые больше всего интересуют именно    
органы местного самоуправления. И поэтому, на мой взгляд, всё-таки стоит        
более внимательно к этому законопроекту подойти. Никакого глубокого             
противоречия с федеральным законодательством у него нет. Мы говорим не об       
обязательном участии, мы говорим о праве органа местного самоуправления и       
органа исполнительной власти субъекта Федерации участвовать в арбитражном       
процессе по делу о банкротстве. Это может касаться крупных предприятий, когда   
банкротство вызывает потерю рабочих мест, не только потери федерального или     
местного бюджета или бюджета субъекта Федерации. Это может касаться,            
повторяю, рейдерских захватов.                                                  
                                                                                
Сегодня келейно в арбитражном суде банкротят предприятия, меняют                
собственника. В этом зале некоторое время назад премьер России Владимир Путин   
говорил о комплексе мер по борьбе с рейдерством. Так вот, введение в            
арбитражный процесс во время процедуры банкротства прокуратуры - естественно,   
при необходимости и по желанию этих органов, если они видят фактуру для         
своего участия, - введение в арбитражный процесс по делу о банкротстве          
органов местного самоуправления, субъектов Федерации может послужить хорошим    
поводом для того, чтобы снизить количество рейдерских захватов и                
недружественных поглощений собственности.                                       
                                                                                
Я предложил бы об этом подумать, возможно, этот законопроект всё-таки следует   
поддержать, к следующему чтению внести в него поправки. Не всё так              
однозначно, и то, что, повторяю, в федеральном законодательстве нет прямого     
указания на то, что органы местного самоуправления могут принимать участие в    
арбитражном процессе, - это не аргумент для того, чтобы его отклонить.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович.                              
                                                                                
У содокладчика есть нужда в заключительном слове? Пожалуйста, Евгений           
Исаакович.                                                                      
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Я достаточно коротко.                                         
                                                                                
Антон Владимирович, ваши замечания - и я уже говорил об этом в своём            
выступлении - достаточно справедливые. Поэтому в плане работы на осеннюю        
сессию пакет антирейдерских законопроектов - поправки в закон о банкротстве -   
предусмотрен. Это первое.                                                       
                                                                                
Второе. Я уже сказал, что и комитет, и правительство работают именно над тем,   
как разделить задолженности и как привлечь органы местного самоуправления и     
субъекты Федерации к процессам по делам о банкротстве. У прокуратуры            
надзорные функции, как говорится, никто не забирал. И в то же время я хочу      
отметить, что благодаря тем поправкам, которые были приняты в закон о           
банкротстве, последним поправкам, сегодня практически чёрное рейдерство и       
прочие вещи, захват через закон о банкротстве достаточно усложнены.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении      
изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"   
в первом чтении?                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за               59 чел.13,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     59 чел.                                          
Не голосовало                 391 чел.86,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.