Заседание № 38
05.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 46105-5 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (о расширении перечня лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1888 по 2053 из 4313
Переходим к пункту 10. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части участия органов власти в деле о банкротстве). Докладчик по этому вопросу - Демченко Иван Иванович - просил рассмотреть законопроект без его участия. Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Евгения Исааковича Богомольного. Пожалуйста. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! В статье 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указан перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Законопроектом, внесённым Законодательным Собранием Краснодарского края, предусматривается дополнение указанного перечня лиц двумя новыми представителями органов власти: представителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителем органа местного самоуправления по месту нахождения должника. В настоящее время согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" и соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации в качестве представителя кредитора по обязательным платежам в федеральный бюджет, в бюджет субъекта Российской Федерации, в местный бюджет, в государственные внебюджетные фонды выступает Федеральная налоговая служба, которая выражает консолидированную позицию всех исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении дела о банкротстве конкретного должника. Таким образом, комитет отмечает, что при наличии задолженности по обязательным платежам (на практике таковая имеется более чем в 60 процентах случаев банкротства) представитель государства в обязательном порядке участвует в собрании кредиторов и в деле о банкротстве. Действительно, с точки зрения комитета представляется разумным разделить упомянутую задолженность по соответствующим уровням бюджетной системы и предоставить возможность субъектам Федерации и органам местного самоуправления выступать в качестве кредиторов при её взыскании через механизм банкротства. Но для этого необходим специальный механизм, над разработкой которого в настоящее время идёт работа в Комитете по собственности и Правительстве Российской Федерации. Однако без разделения общей задолженности должника перед государством простым введением в арбитражный процесс по делу о банкротстве представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления решить эту проблему невозможно по следующим основаниям. Принятие законопроекта в представленной редакции создаст правовую коллизию законодательства о банкротстве с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в перечень функций соответственных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленных указанными федеральными законами, не входят функции по участию в деле о банкротстве, а также по анализу финансово-экономического положения организаций-должников, необходимые для участия в деле о банкротстве. В законопроекте отсутствует механизм участия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в деле о банкротстве. В частности, остаётся неясным, выступают ли указанные органы в качестве кредиторов по обязательным платежам только в бюджет субъекта Российской Федерации или также и в местный бюджет, должен ли орган власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления участвовать в деле о банкротстве при отсутствии у организации-должника задолженности в бюджет субъекта Российской Федерации. То есть невозможно определить объём полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления как участников дела о банкротстве. Комитет отмечает, что статья 34 действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уже предусматривает обязательное привлечение к участию в деле о банкротстве представителей федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, например, при банкротстве градообразующих предприятий, а также при наличии у суда необходимости привлечь их к участию по собственной инициативе. В этой связи представляется нецелесообразным включать представителей указанных органов в перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, поскольку объём процессуальных прав участников дела о банкротстве превышает объём таких прав участников только арбитражного процесса по делу о банкротстве. С учётом изложенного Комитет по собственности не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Исаакович. Пожалуйста, вопросы к докладчику. Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Один, да? Беляков Антон Владимирович, пожалуйста. Присаживайтесь, Евгений Исаакович. БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, в своё время Государственная Дума приняла решение и вывела из состава возможных участников арбитражного процесса прокуратуру, что в свою очередь привело практически мгновенно к увеличению числа рейдерских захватов. Так вот, речь может идти не только о том, что федеральное законодательство не предусматривает полномочий органов местного самоуправления по участию в арбитражном процессе (так сказать, что не запрещено, то разрешено), это, на мой взгляд, слабый аргумент, но у любого банкротства - а чаще всего именно через процедуру банкротства сегодня осуществляются рейдерские захваты - всегда есть и социальные последствия, которые больше всего интересуют именно органы местного самоуправления. И поэтому, на мой взгляд, всё-таки стоит более внимательно к этому законопроекту подойти. Никакого глубокого противоречия с федеральным законодательством у него нет. Мы говорим не об обязательном участии, мы говорим о праве органа местного самоуправления и органа исполнительной власти субъекта Федерации участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Это может касаться крупных предприятий, когда банкротство вызывает потерю рабочих мест, не только потери федерального или местного бюджета или бюджета субъекта Федерации. Это может касаться, повторяю, рейдерских захватов. Сегодня келейно в арбитражном суде банкротят предприятия, меняют собственника. В этом зале некоторое время назад премьер России Владимир Путин говорил о комплексе мер по борьбе с рейдерством. Так вот, введение в арбитражный процесс во время процедуры банкротства прокуратуры - естественно, при необходимости и по желанию этих органов, если они видят фактуру для своего участия, - введение в арбитражный процесс по делу о банкротстве органов местного самоуправления, субъектов Федерации может послужить хорошим поводом для того, чтобы снизить количество рейдерских захватов и недружественных поглощений собственности. Я предложил бы об этом подумать, возможно, этот законопроект всё-таки следует поддержать, к следующему чтению внести в него поправки. Не всё так однозначно, и то, что, повторяю, в федеральном законодательстве нет прямого указания на то, что органы местного самоуправления могут принимать участие в арбитражном процессе, - это не аргумент для того, чтобы его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. У содокладчика есть нужда в заключительном слове? Пожалуйста, Евгений Исаакович. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Я достаточно коротко. Антон Владимирович, ваши замечания - и я уже говорил об этом в своём выступлении - достаточно справедливые. Поэтому в плане работы на осеннюю сессию пакет антирейдерских законопроектов - поправки в закон о банкротстве - предусмотрен. Это первое. Второе. Я уже сказал, что и комитет, и правительство работают именно над тем, как разделить задолженности и как привлечь органы местного самоуправления и субъекты Федерации к процессам по делам о банкротстве. У прокуратуры надзорные функции, как говорится, никто не забирал. И в то же время я хочу отметить, что благодаря тем поправкам, которые были приняты в закон о банкротстве, последним поправкам, сегодня практически чёрное рейдерство и прочие вещи, захват через закон о банкротстве достаточно усложнены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 43 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Законопроект не принят.