Заседание № 181
15.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 460843-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка выхода из состава учредителей некоммерческих организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1438 по 1527 из 2819
Переходим к рассмотрению 21-го вопроса, это у нас заключительный вопрос в повестке. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает Ольга Викторовна Тимофеева. Пожалуйста, Ольга Викторовна. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект - это результат совместного труда депутатов и межведомственной рабочей группы Минюста. Мы дополняем, вносим две очень важные новеллы. Первое, мы даём право 200 НКО (некоммерческим организациям), которые действуют в стране, без судебных решений исключать из состава учредителей в разных случаях своих учредителей. И второе, не могут стать учредителями лица, которые включены в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной в стране, сегодня это достаточно важная новелла. К законопроекту поступило 11 поправок, все они включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 43 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 21-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 15 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, спасибо огромное за поддержку. Законопроект полностью прошёл все согласования и готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. Всем спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть законопроект в процедуре третьего чтения? Нет возражений. По мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, пункт 21 нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 16 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 174
30.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 460843-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка выхода из состава учредителей некоммерческих организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4043 по 4267 из 5370
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Артёма Павловича Метелева. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы сегодня вам представляем, - про учредителей некоммерческих организаций, он направлен на совершенствование правового регулирования включения и исключения лиц из числа учредителей НКО. В этом созыве по инициативе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы с вами приняли уже ряд законов, которые помогают некоммерческим организациям, повышают устойчивость их работы. Данный закон затронет все некоммерческие организации в нашей стране. Какую проблему мы решаем? У нас в стране 210 тысяч НКО, их учредителями являются физические и юридические лица, я сам являюсь соучредителем ряда НКО, уверен, многие из вас также в своей жизни учреждали организации. До 2016 года выйти из состава учредителей в принципе было невозможно, потом соответствующую норму ввели, однако сегодня процедура выхода из состава учредителей - это, согласитесь, организационно крайне сложный процесс. В январе этого года Владимир Путин по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека поручил проработать вопрос о внесении изменений в законодательство, чтобы упростить этот процесс, чтобы по инициативе органов управления можно было исключать лиц из числа учредителей, сейчас такая возможность отсутствует. Зачастую учредители НКО теряют связь с самой организацией, причины могут быть разные, и в таких ситуациях собрать кворум, там, ликвидировать НКО, изменить какие-то учредительные документы просто невозможно. Авторами совместно с Минюстом России был разработан законопроект, который предлагает ряд изменений. Первое изменение. Мы предлагаем установить возможность исключения человека из числа учредителей по решению высшего органа управления НКО по конкретным причинам, они указаны в законопроекте: первое - в случае смерти; второе - в случае признания недееспособным; третье - в случае признания безвестно отсутствующим или объявления умершим, а также возможно исключение юридического лица, если оно прекратило свою работу. Сами учредители также смогут, если мы примем этот закон, выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных, направив сведения в уполномоченный орган и ЕГРЮЛ. Второе изменение. Мы предлагаем установить право на вхождение в состав учредителей НКО, если согласны другие учредители, такая возможность сегодня также не предусмотрена. Третье. Предлагается ввести запрет быть учредителями, членами или участниками НКО лицам, включённым в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории страны. Законопроект даёт возможность по решению суда - это важно - исключать из состава учредителей иностранных физических и юридических лиц, признанных нежелательными. Хочу обратить внимание, что речь идёт не об иностранных агентах, наше законодательство не ограничивает их участие в работе НКО, речь именно о тех организациях, которые признаны Генеральной прокуратурой экстремистскими, террористическими, или о лицах, создающих угрозу конституционному строю и безопасности. Таких организаций 112 - мы считаем, что их деятельность необходимо ограничить, понятно почему. Мы обсуждали этот законопроект подробно, он поддержан некоммерческими организациями. Просим вас, уважаемые коллеги, поддержать его в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Викторовны Тимофеевой. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Один из авторов законопроекта только что рассказал, о чём он. Если можно, несколько акцентов. Прежде всего, он подготовлен во взаимодействии с межведомственной рабочей группой при Минюсте - то есть большим количеством людей, - которая включала в себя представителей и Минюста, и Минэкономразвития, и Федеральной налоговой службы, и Росстата, и Общественной палаты России, и совета при президенте, и во исполнение поручения президента, которое было дано на заседании СПЧ. Человек умер, человек уехал, юридическое лицо прекратило существование - что делать, если это учредитель? Суды сегодня буквально завалены работой, и некоммерческие организации просто били в набат: ну дайте нам, пожалуйста, право самостоятельно, решением учредителей менять состав учредителей. И именно такое право сегодня, разгружая суды, мы и даём организациям. Более того, я ещё акцентирую, кто-то уехал за рубеж, кто-то прекратил связь с организацией - сегодня мы актуализируем деятельность наших социально ориентированных НКО, даём им возможность действовать очень оперативно. Ну а теперь, если можно, несколько акцентов. В законопроекте есть право учредителей религиозных организаций на выход из таких организаций. Но когда мы уже внесли законопроект, мы ещё раз подробно отработали это с правовым управлением Московской патриархии, и было принято решение отказаться от такого положения, потому что их самостоятельный выход может привести к расколу или вообще к ликвидации целой религиозной организации. Мы договорились, что исключим эти положения и внесём их самостоятельным законопроектом, тщательно проработав с религиозными организациями и структурами. Кроме того, мы считаем целесообразным проработать ещё два пункта. Есть такое понятие, как исключение единственного учредителя. Мы считаем, что должны в законе предоставить право, механизм замены учредителя, потому что если единственный человек выходит, то организация или юридическое лицо полностью прекращают существование. Конечно, мы должны предоставить более конкретный перечень некоммерческих организаций, из которых может быть свободный выход, потому что от этого будет зависеть, из каких форм НКО будет возможен такой упрощённый способ выхода. Ну и конечно же, при подаче заявления о выходе лица из состава учредителей некоммерческой организации... Они будут подавать это заявление в Минюст, но нам нужен очень чёткий механизм, как будет отрабатываться между Минюстом и налоговой службой бумагооборот, потому что мы можем таким образом вызвать путаницу в государственных органах. Ну и есть ещё одна формулировка, которую мы увидели уже во внесённом законопроекте. Сегодня есть формулировка, что должен быть документ, подтверждающий согласие учредителей, - мы заменим это на "решение учредителей", потому что ровно так это прописано в законодательстве и иная формулировка может, опять же, привести к затруднениям в правоприменительной практике. Хочу сказать, что более двух сотен некоммерческих организаций постоянно говорят: дайте нам такой упрощённый порядок и механизм. Кроме судебного, до сегодняшнего дня механизма не существовало. Мы считаем, что это упрощение работы и на самом деле актуализация деятельности. Ну, в частности, когда мы говорим, что не смогут стать учредителями некоммерческих организаций лица, включённые в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, мы понимаем, что это сегодня важно, как никогда, потому что это лица, деятельность которых признана нежелательной на территории России. Я прошу поддержать. Все нюансы, о которых я сказала, мы уже дорабатываем ко второму чтению. Законопроект в высокой степени готовности. Прошу поддержать его сегодня, всех коллег, кто сегодня представляет общественные организации, прошу подключаться к совместной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Новичков Николай Владимирович. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос, наверное, к Ольге Владимировне. Вот вы сказали про единственного учредителя НКО. А у нас есть общественные организации, в которых минимальное число учредителей три, по-моему, для общественных организаций, - если один уйдёт, то организация рушится. Как быть в этом случае? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТИМОФЕЕВА О. В. Мы как раз это указываем: в случае, когда исключается единственный учредитель или... сроки исключения у нас тоже в законопроекте установлены. Мы будем предлагать механизм замены учредителей, чтобы как раз и не сложилась ситуация, когда организация просто прекратит своё существование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соболев Виктор Иванович. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. Вопрос докладчику. Я услышал, что вот в некоммерческих организациях нужно всё это упорядочить и так далее. Но 112 из них носят антироссийский характер и в условиях гибридной войны занимаются деятельностью, направленной против России. И что, мы вот так с ними и будем мириться? Или как? Я не совсем это понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Нет, наоборот, законопроект как раз решает эту проблему. Тем организациям или лицам (там физические лица тоже есть), которые признаны Генеральной прокуратурой нежелательными, - это экстремисты, террористы, те, кто расшатывает конституционный строй, - будет запрещено в любых формах участвовать в деятельности НКО. Ни учреждать их, ни быть членами, ни вообще каким-то образом влиять на развитие гражданского общества в нашей стране они не смогут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Артём Павлович, основанием для исключения из состава учредителей физических лиц является признание физлица недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление его умершим. Но признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим не всегда означает физическую смерть гражданина. Для такого рода случаев есть положения Гражданского кодекса. Ну, предположим, в Семейном кодексе (статья 26, пункт 1) прописано, что в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов. В законопроекте у вас последствия явки гражданина, который признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, никак не прописаны. Планируете ли вы внести соответствующие изменения ко второму чтению? И сможет ли лицо, которое ранее было объявлено умершим или признано безвестно отсутствующим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Нина Александровна, спасибо за то, что заметили такой интересный жизненный нюанс. Ну, сегодня безвестно отсутствующим будет признавать суд. То есть, если организация, другие учредители представили соответствующие документы и суд примет такое решение, человек будет признан безвестно отсутствующим. Я уверен, что человек сможет и восстановиться по суду при необходимости, если вдруг он появится. Но мы вместе с Ольгой Викторовной тоже подумаем на эту тему, проработаем, необходимо ли это будет ко второму чтению как-то учесть. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 53 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.