Заседание № 208

26.01.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 460535-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 768 по 778 из 7578
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, в повестке дня, пункт 2, предусмотрена ратификация          
соглашения между Правительством России и Правительством Республики Беларусь.    
Важнейшая проблема - поставки продукции военного и другого назначения. Я бы     
просил, чтобы представитель правительства первый замминистра иностранных дел    
одновременно дал комментарий, как это связывается: сегодня нас приглашают       
ратифицировать важнейшее соглашение и в то же время правительство               
попустительствует бесконечной волне нападок на руководство Беларуси, искажая    
волю избирателей и ломая основы нашего стратегического взаимодействия.          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 988 по 992 из 7578
Депутат Романов - пункт 2, ратификация. Коллеги, наверное, нельзя увязывать     
эти темы, но, если у вас возникнет необходимость, вы можете задать              
соответствующий вопрос представителю правительства, может быть, он ответит на   
него.                                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1122 по 1676 из 7578
Переходим к обсуждению вопросов из порядка работы. Пункт 2. О проекте           
федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской   
Федерации и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимных          
поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период        
нарастания угрозы агрессии и в военное время". Доклад представителя             
Правительства Российской Федерации первого заместителя министра иностранных     
дел Андрея Ивановича Денисова.                                                  
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И., представитель Правительства Российской Федерации, первый         
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Республики Беларусь об обеспечении взаимных поставок продукции военного,        
двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в      
военное время было подписано в Москве 10 декабря 2009 года. Статьёй 14 этого    
соглашения предусмотрено его временное применение с даты подписания, то есть    
оно уже применяется, а вступает в силу после выполнения установленных           
внутригосударственных процедур. Практическую разработку этого документа по      
согласованию с другими заинтересованными ведомствами, включая Министерство      
иностранных дел, вёл Департамент Правительства Российской Федерации по          
обеспечению деятельности Военно-промышленной комиссии при Правительстве         
Российской Федерации. Функции же по реализации соглашения будут возложены на    
Военно-промышленную комиссию, Министерство обороны, Федеральную службу по       
военно-техническому сотрудничеству и Министерство промышленности и торговли     
Российской Федерации. Соглашение подлежит ратификации, поскольку затрагивает    
вопросы обороноспособности нашей страны.                                        
                                                                                
Чем вызвана необходимость принятия такого документа, этого соглашения? Этот     
международный документ позволяет укрепить правовую базу                         
российско-белорусского взаимодействия в военно-экономической и в                
военно-технической областях. Кроме того, он устанавливает конкретный механизм   
взаимных поставок продукции для вооружённых сил и других воинских               
формирований обеих стран в период нарастания угрозы внешней агрессии, а также   
непосредственно в военное время. Поскольку финансовое обеспечение расходов,     
связанных с закупкой продукции по данному соглашению, осуществляется за счёт    
национальных бюджетов России и Белоруссии, его реализация каких-либо            
дополнительных расходов из федерального бюджета не предполагает.                
                                                                                
Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством       
России. Оно не дублирует ранее заключённые международные договоры. Кроме        
того, не потребуется и внесения изменений в действующие акты федерального       
законодательства, равно как и принятия новых актов.                             
                                                                                
Как представляется, вступление этого соглашения в силу подчеркнёт стремление    
обеих союзнических стран, России и Белоруссии, к продолжению всестороннего      
взаимодействия в сфере военного и военно-технического сотрудничества.           
                                                                                
Белорусская сторона уже выполнила необходимые внутригосударственные             
процедуры, и мы получили соответствующее уведомление белорусской стороны в      
июле прошлого, 2010 года.                                                       
                                                                                
Правительство Российской Федерации 30 октября одобрило данное соглашение и      
приняло решение внести его на ратификацию в Государственную Думу.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович, присаживайтесь.                 
                                                                                
Содоклад от Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с     
соотечественниками сделает председатель комитета Островский Алексей             
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!            
Предлагаемый к ратификации законопроект является в значительной степени         
дополнением к ратифицированному ранее, 8 декабря предыдущего года, Договору     
между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии                   
военно-технического сотрудничества. В основе обсуждаемого соглашения лежит      
несколько положений, на которых базируется данный законопроект. Первое: в       
экономике государств, наших стран должны занять достойное место вопросы         
военного обеспечения в случае возникновения особого периода жизнедеятельности   
государства и общества. Второе: в этих условиях возникают, как известно,        
дополнительные потребности в обеспечении современными видами вооружений и       
военной техники соединений, воинских частей и специальных подразделений из      
состава силовых структур и ведомств, которые требуют дополнительного            
оснащения. Третье: возможность сохранения специализации и производственных      
циклов предприятий, организаций и учреждений в условиях угрозы агрессии и в     
военное время. Четвёртое: эти обстоятельства, как никогда, требуют              
взаимозависимости, производственной кооперации двух стран по выпуску в рамках   
гособоронзаказа систем вооружения и образцов военной техники для военных нужд   
и безопасности. И пятое: соглашение предусматривает необходимый комплекс        
работ по эксплуатации и техническому обслуживанию, ремонтным работам,           
авторскому надзору и военно-техническому сопровождению принятых на вооружение   
объектов систем и изделий. Данные базовые принципы лежат в основе настоящего    
соглашения, что и подчёркивает актуальность проблемы.                           
                                                                                
Как известно, эти меры находятся в основе российско-белорусских планов          
взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения для    
проведения необходимых мобилизационных мероприятий на территории наших          
государств в период нарастания угрозы агрессии и в военное время. Хочу          
заметить, что белорусская сторона в рамках установленных планов осуществляет    
поставки продукции по номенклатуре товаров, не производимых в нашей стране.     
                                                                                
Настоящее соглашение в соответствии с международными нормами создаёт            
необходимые правовые условия и механизмы по реализации планов взаимных          
поставок, определяет мобилизационную готовность наших государств и в целом      
Союзного государства. Это отвечает национальным интересам Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
В соответствии с Регламентом Государственной Думы нашим комитетом и             
комитетами-соисполнителями проведена необходимая экспертная работа, и           
согласно нашему совместному решению с учётом поддержки позиции Правового        
управления мы просим вас ратифицировать настоящее соглашение.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопросы. Прошу вас записаться, уважаемые коллеги.         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Пока оставайтесь на трибуне, Алексей Владимирович.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Андрей Иванович, вопрос формулирую не как первому       
заместителю министра иностранных дел, а как представителю Правительства         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Предлагаемое к ратификации соглашение, несомненно, требует поддержки.           
Геополитические факторы, военно-стратегические, экономические и иные не         
ставят под сомнение то, что нам надо с Беларусью укреплять все виды связей.     
Но, будьте добры, объясните, почему в октябре правительство говорит "добро",    
в декабре проходят выборы, в январе - инаугурация Президента Белоруссии, и в    
это время по команде неведомых сил все СМИ, особенно телевидение, обрушивают    
на руководство Белоруссии вал очернения, клеветы и всего остального. Как это    
вяжется?..                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте.                                     
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Наши отношения с Белоруссией развиваются во всех областях как     
отношения партнёрские, союзнические, и совершенно правильно отмечалось, что     
это соглашение - один из элементов именно такого характера отношений между      
нашими странами.                                                                
                                                                                
Что касается всего остального, я полагаю, это вопрос не ко мне. Никакого        
отношения к российско-белорусским связям как таковым во всех областях это,      
мне кажется, не имеет.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, у меня к вам два вопроса.                            
                                                                                
Первый. В соглашении с российской стороны определено целых четыре               
уполномоченных органа, но не указаны их полномочия. Каким образом будут         
разграничены их полномочия и какой орган возьмёт на себя координирующую         
функцию по практической реализации настоящего соглашения? Может быть, это       
стоило сразу отразить?                                                          
                                                                                
И второй вопрос связан непосредственно с сегодняшними реалиями. К сожалению,    
мы видим, что сегодня более реальна угроза не столько военных международных     
конфликтов, сколько проявлений международного терроризма. Будет ли соглашение   
распространяться на случаи международного терроризма, и если да, то почему      
это не нашло отражения в данном соглашении?                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. По первому вопросу. Мы исходим из того, что практическую, как я   
уже говорил, разработку этого соглашения под руководством соответствующего      
департамента правительства осуществляла Военно-промышленная комиссия. Это и     
есть координирующий орган, и соответствующие функции, а также порядок,          
регламентация этого координационного процесса прописаны в его документах. И     
по крайней мере мне неизвестно, чтобы возникали какие-то проблемы в этой        
области.                                                                        
                                                                                
Что же касается несовпадений, ну, это вполне естественно: у нас своя            
структура органов исполнительной власти в данной сфере, в Белоруссии - своя.    
И опять-таки мне не приходилось слышать, чтобы между нами и белорусами были     
какие-то несовпадения - уж в этой-то области мы механизмы работы отладили.      
                                                                                
Что касается второго момента, то взаимодействие России и Белоруссии в           
контртеррористической области происходит как по двусторонним каналам - и оно    
достаточно эффективно осуществляется, - так и в рамках ОДКБ, Организации        
Договора о коллективной безопасности, в уставных документах которой прописан    
порядок взаимодействия силовых структур обеих стран во всех случаях, скажем     
так, внешней угрозы, включая и терроризм, и борьбу с организованной             
преступностью, и борьбу с наркотрафиком, и так далее.                           
                                                                                
Данный документ определяет конкретный порядок действий в одной, достаточно      
узкой сфере - в сфере обмена продукцией военного назначения в период            
возрастания угрозы агрессии и в период военных действий, поэтому здесь просто   
немножко в разных плоскостях...                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович.                                 
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Иванович, вопрос, может быть, косвенно, но всё-таки       
связан с данным законопроектом.                                                 
                                                                                
Насколько нам известно, на территории Белоруссии расположены две российские     
военные базы и какие-то воинские части специального слежения и в отличие от     
принятых международных правил Белоруссия с России никаких денег за их           
нахождение на своей территории не берёт, о чём у нас неоднократно давали        
другую информацию. Уточните, действительно ли Россия за содержание своих        
воинских частей на территории Белоруссии не платит в белорусскую казну          
никаких денег, чтобы уж раз и навсегда этот вопрос как-то вот разрубить,        
чтобы ясность была.                                                             
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. У нас действительно существует ряд военных объектов на            
территории Белоруссии, оставшихся от военной инфраструктуры Вооружённых Сил     
СССР и в основном связанных с противоздушной обороной, радиолокацией, дальней   
связью и так далее. Там находятся наши гарнизоны и служат офицеры Вооружённых   
Сил Российской Федерации. Действительно, каких-либо дополнительных, скажем      
так, сумм, расходов, сверх необходимых для содержания, функционирования этих    
объектов, мы не несём. Это элемент наших союзнических отношений в области       
обороны, совместной обороны.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович.                                 
                                                                                
Москалькова Татьяна Николаевна, ваш вопрос.                                     
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! У меня вопрос к Андрею      
Ивановичу.                                                                      
                                                                                
Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и я, как член Комитета по делам СНГ и        
связям с соотечественниками, безусловно, поддержим этот законопроект, потому    
что это важный документ, важное соглашение, но вопрос у меня следующий: каков   
юридический механизм и каким документом должен определяться период нарастания   
угрозы агрессии?                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну, в данном соглашении, в статье 1, как это обычно бывает в      
соглашениях, в международно-правовых документах такого рода, прописаны          
основные понятия: определяется и период нарастания угрозы агрессии              
(угрожаемый период), в течение которого действует это соглашение,               
определяется и категория "военное время". Ну, например, военное время - это     
период от объявления в Российской Федерации и (или) Республике Беларусь         
состояния войны или фактического начала военных действий до объявления о        
прекращении военных действий, но - это оговаривается - не ранее их              
фактического прекращения. Таким образом, эти понятия вписываются в уже          
известные, действующие международно-правовые категории и ни у белорусской, ни   
у российской стороны не возникает каких-то вопросов в отношении того, как их    
определять.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Кашин       
Владимир Иванович и Багдасаров. И от "ЕДИНОЙ РОССИИ" ещё один выступающий.      
                                                                                
Владимир Иванович Кашин, пожалуйста.                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, наша фракция, безусловно, поддерживает           
законопроект о ратификации. В четырнадцати статьях этого соглашения подробно    
расписана сущность предлагаемого документа, и мы, безусловно, отмечаем, что     
экономическая составляющая и международная составляющая прописаны в             
соответствии с существующими нормативами.                                       
                                                                                
Вместе с тем мы хотели бы высказать несколько пожеланий, и первое из этих       
пожеланий... Конечно, для того чтобы эффективно решать проблемы, прописанные    
в данном соглашении, с точки зрения поставки военной техники, продукции         
двойного назначения, гражданского назначения, необходимо прежде всего усилить   
моменты, связанные с военно-политическим сотрудничеством, с                     
военно-техническим сотрудничеством и экономическим сотрудничеством. Сегодня     
мы все отмечаем, что именно на направлениях военно-политического                
сотрудничества наблюдается такая, как говорится, напряжённая составляющая       
между двумя главнокомандующими, и возникают у нас у всех по этому поводу        
вопросы и пожелание, чтобы не было этого напряжения, чтобы                      
военно-политическое сотрудничество было соответствующим, чтобы оно работало     
не только в период, допустим, до мобилизационного, в период военной угрозы,     
или в период мобилизационный, уже объявления войны, но и в обычное, мирное      
время.                                                                          
                                                                                
Мы сегодня живём в непростое время, когда действительно требуется усиление      
этой составляющей. В этом документе есть как бы ссылка на необходимость         
укрепления военно-политического сотрудничества. Нам думается, и комиссия, и     
соответствующие ведомства на этом направлении должны более активно работать.    
                                                                                
Сегодня наш коллега, депутат нашей фракции Романов не случайно говорил о том,   
что прошедшие выборы как раз выявили весь негатив вот на этом направлении.      
Действительно, не только средства массовой информации действовали, но и         
конкретно лица, по существу, типа боевиков были направлены из России в          
дружественное государство, в единое Союзное государство. Непонятно, к кому на   
помощь эти боевики шли, для того чтобы осуществить там "оранжевую революцию",   
и что бы это дало нашим военным базам, или новому укреплению                    
военно-политического сотрудничества, или военно-техническому сотрудничеству?    
Понятно, кто бы пришёл, какая бы власть пришла и какое бы отношение у неё       
было, допустим, к нашему сегодняшнему руководству в том числе, я уж не говорю   
в целом о наших отношениях.                                                     
                                                                                
Военно-техническая составляющая. Мы с вами в этом плане сегодня испытываем,     
ну, я сказал бы, ущербность большую в нашем оборонном комплексе, в вопросах     
перевооружения, темпах перевооружения по результатам реализации                 
государственной программы вооружения до 2020 года.                              
                                                                                
Вчера при обсуждении этого вопроса как-то мельком было сказано (ну, не          
обратили, может быть, на это серьёзного внимания депутаты): всё, что касается   
ядерного щита, наша обороноспособность сегодня, по экспертным оценкам,          
снижена в пять раз. В пять раз! Мы в состоянии за два года поставить одну       
систему носителей ядерного оружия. Это, по большому счёту, большая катастрофа   
в плане военно-технического сотрудничества. Что касается Белоруссии и их        
научного потенциала, КБ, их военно-техническая составляющая не утрачена, она    
действительно не сравнима была, безусловно, с нашей, российской составляющей,   
но тем не менее в этом направлении сегодня есть над чем работать, прилагать     
общие усилия, потому что закупать беспилотники в Израиле, винтовки в Англии     
или "Мистрали" во Франции... Кстати, ведомство Франции, работающее в этом       
направлении, сегодня в международном плане считается одним из самых             
коррумпированных, и отсутствие технологических, управленческих систем,          
электронных и так далее на том же "Мистрале" превращает эту технику             
просто-напросто в посудину на воде.                                             
                                                                                
Вот в этом направлении, безусловно, нужна другая работа: не просто прописать    
в этом соглашении, а разработать конкретный план, который действительно         
сегодня мог бы быть тем документом, тем механизмом, на который мы могли бы      
рассчитывать.                                                                   
                                                                                
Экономический аспект. Нас, конечно, беспокоит, что в данном документе           
написано, что дополнительных затрат из нашего бюджета не будет. Это плохо.      
Если мы со стратегическим союзником в этом направлении действительно            
выстраиваем важную системную работу, надо на это тратить и деньги. Мы           
убеждены, что на этих направлениях сотрудничества с Белоруссией деньги не       
были бы разворованы, они бы эффективно использовались, потому что в             
Белоруссии нет тех откатов, нет тех изощрённых коррупционных схем и других      
всевозможных негативных коррупционных явлений, которые сегодня есть в нашей     
стране. Мы хотели бы пожелать и комиссии, и нашим профильным комитетам, и       
министерствам успешной работы в этом направлении.                               
                                                                                
В целом ещё раз хочу сказать, что та ситуация, которая сложилась у нас          
сегодня в нашей реформированной армии, высвечивает необходимость расширения     
сотрудничества с армейскими подразделениями, частями, бригадами, дивизиями,     
полками Белоруссии, которые представляют собой образец функционирования,        
потому что наша армия, к сожалению, проявила себя как неспособная даже в        
обычной ситуации: когда надо было помочь тушить пожары, она спалила даже свои   
материальные ценности.                                                          
                                                                                
Второй момент - ледяной дождь в центральных районах, много миллионов людей      
пострадали, а армия не в состоянии была что-либо сделать для того, чтобы        
помочь нашим людям в этой беде, в первую очередь в крупных городах, в           
Подмосковье. Даже выехать, как говорится, с кухней-то и то проблема, они        
завтракать заканчивают... Слушайте, ни одна беременная женщина в такое время    
не заканчивает завтракать, как армия наша! Она сегодня оказалась                
небоеспособной, по большому счёту, даже в этом направлении.                     
                                                                                
И вот мы хотели бы, учитывая замечательный, положительный пример Белоруссии,    
укрепить конкретные механизмы сотрудничества в рамках этой ратификации.         
Фракция поддерживает этот законопроект.                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Ненашев. Секундочку, раньше Багдасаров, Ненашев был         
третий, поэтому на трибуну прошу Багдасарова. Вы записались вторым.             
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, будем говорить прямо, что данное соглашение отвечает         
интересам обеих сторон. Правда, у нас зачастую оценка даётся какая-то           
странная. С одной стороны, нам господина Лукашенко выставляют таким розовым,    
хорошим человеком, который только и думает, как бы помочь России, а есть        
прямо противоположная точка зрения, которая заключается в том, что этот         
руководитель, в общем-то, мягко говоря, не очень озабочен развитием             
сотрудничества с Россией.                                                       
                                                                                
Почему мы вынуждены идти на это соглашение и почему это выгодно России? Ни      
для кого не секрет, что Белоруссия является поставщиком ряда комплектующих      
для наших оборонных предприятий, в частности комплектующих для бронетанковой    
техники, начиная от танков Т-90С и заканчивая разными модификациями Т-72. Ни    
для кого не секрет, что даже наш "Тополь-М" базируется на автомобильном         
шасси, которое производится в Беларуси. И этот список можно продолжать. Я уже   
не говорю о том, что для нас сотрудничество с Белоруссией интересно и по        
вопросу боеприпасов. Это самый болезненный вопрос для нашей армии. Дело в       
том, что давным-давно у нас истёк срок хранения основных боеприпасов -          
пятнадцать лет. То есть, проще говоря, в нашей армии огромный дефицит по        
боеприпасам. Если начнётся что-то более или менее крупномасштабное, у нас       
рано или поздно нечем стрелять будет из ракетно-космических систем. А в         
Белоруссии и производство есть этих боеприпасов, и, самое главное,              
сохранились достаточно хорошие запасы со времён Белорусского военного округа,   
который, будучи западным округом, по сути, приграничного плана, достаточно      
неплохо снабжался в том числе и последними моделями того, что делалось в        
Советском Союзе.                                                                
                                                                                
В то же время я должен сказать, что и Российская Федерация не просто нужна      
нынешнему белорусскому руководству и в целом Белоруссии, а они без нас просто   
не смогут существовать, и дело не в экономике, а как раз в военной политике.    
Я хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что на самом деле у нас вместе с       
белорусами есть так называемая Военная доктрина Союзного государства. Я вам     
скажу, если бы не было этого Союзного государства, то для господина Лукашенко   
наступили бы очень тяжёлые времена, и по очень простой причине. Вы знаете       
реакцию Запада и Евросоюза на то, что происходит в Белоруссии. Ни у кого нет    
гарантии, что НАТО завтра не поступит с Белоруссией, с Лукашенко, так, как      
они поступили в своё время с Сербией. И только благодаря союзу с нами... То     
есть мы, проще говоря, даём гарантии того, что этого никогда не произойдёт,     
ни при каких обстоятельствах, потому что мы с белорусами - Союзное              
государство. Это огромный плюс для белорусского руководства.                    
                                                                                
В то же время я согласен с вопросом, который задал господин Селезнёв: а         
почему тут нет борьбы с терроризмом и так далее? Вот когда нам говорят "ОДКБ"   
- у меня просьба к представителю правительства: давайте забудем эту             
организацию. Эта организация напоминает розовые очки, только с очень плотными   
розовыми стёклами: она вводит нас в иллюзию, самообман. Вклад многих стран,     
входящих в ОДКБ, больше отрицательный, чем положительный, это вы знаете (я не   
хочу называть эти государства, я их в прошлый раз называл, когда мы             
ратифицировали соглашение по КСОР ОДКБ), потому что их политика - прямая        
противоположность той концепции, которая обозначена в документах, подписанных   
по линии ОДКБ. Нам пора подумать о совершенно новой военно-политической         
структуре. Я не знаю, может быть, это будет в рамках Таможенного союза,         
Белоруссия, Казахстан, Россия, может, ещё как-то, но пора избавляться от этих   
гирь - гирь, которые наносят нам огромный ущерб. А нам не помешала бы           
поддержка, хотя бы символическая, со стороны Белоруссии. Вспомните наш          
конфликт, который был на Южном Кавказе - нам никто не прислал даже одного       
ящика с боеприпасами, хотя бы символически, не сказали: может быть, вам         
пригодится. Нет, этого никто не сделал. Та же Белоруссия, она никогда не        
участвовала - несмотря на то, что ряд документов был подписан, в том числе по   
линии ОДКБ, - в миротворческих операциях ни на Кавказе, ни в Центральной        
Азии. Подписывал Лукашенко очень много документов, но они не выполняются.       
Поэтому давайте будем объективно оценивать ситуацию, не впадать в крайность,    
считая, что это такой розовый, хороший руководитель, который о нас думает.      
Надо сказать, что он в долгу не остаётся. Может, кто-то забыл, как мы с вами    
принимали решение о предоставлении белорусской стороне в Адлере резиденции      
для господина Лукашенко, где он отдыхал бы, в долгосрочную аренду, на сорок     
девять лет, а он за сутки до этого дал первый канал белорусского телевидения    
господину Саакашвили, который там много чего рассказывал. Поэтому не надо       
думать, что он такой розовый, пушистый, хороший, а у нас тут есть такие         
плохие люди, которые на него нападают.                                          
                                                                                
Другое дело, что нам на сегодняшний день военное сотрудничество с Белоруссией   
на западном направлении действительно выгодно: оно разгружает часть наших       
средств, особенно противовоздушной обороны, позволяет использовать их в         
других местах. Вот тут говорят: но ведь за Барановичи (там, где стоит РЛС) мы   
же ничего не платим - вот он такой хороший. Да, не платим, только мы тоже       
идём им навстречу, и не только в плане нефти, газа, нет, мы поставили им        
целый ряд вооружений, в том числе по линии ПВО, если не ошибаюсь, С-300 по      
цене в пятнадцать раз дешевле, чем стоит этот С-300. А что, это не деньги?      
Если вы посидите посчитаете - у вас много экономистов, - то поймёте, что мы     
на самом деле таким образом проплатили за эту РЛС на многие годы вперёд.        
Поэтому представлять, что вот, с одной стороны, там всё очень хорошо, а вот     
мы не понимаем, не надо. Я вам скажу: белорусская сторона будет с нами          
сотрудничать только на западном направлении, потому что господин Лукашенко      
понимает, что мы ему обеспечиваем безопасность, в том числе ему лично. Если     
мы откажемся когда-нибудь - всё... Но никогда господин Лукашенко нам не         
поможет ни на кавказском театре военных действий, ни на среднеазиатском. Не     
поможет, потому что это ему не надо, он неоднократно это демонстрировал. И      
его позиция в рамках ОДКБ равна позиции Каримова на самом деле, когда там       
что-то обсуждается и многие вещи просто блокируются. Поэтому союзник этот,      
знаете, по такому принципу: вы нам нужны, вы меня "закрышуйте", а то, не дай    
бог, что-то там случится. Поэтому надо реально оценивать ситуацию.              
                                                                                
Конечно, надо ратифицировать это соглашение, потому что оно нам тоже выгодно,   
мы сейчас не сможем в короткое время выстроить противовоздушную оборону на      
западном направлении. Кроме того, белорусская армия - это небольшая армия,      
семьдесят - восемьдесят тысяч человек, но в принципе это пять-шесть дивизий,    
которые, может быть, пригодятся в случае возможной, гипотетической агрессии     
со стороны стран НАТО. Надо ратифицировать соглашение, но при этом занимать     
жёсткую, конкретную позицию. Неплохо было бы, если бы здесь была изложена       
позиция по антитерроризму и так далее, тогда мы могли бы сказать: вот мы тебе   
окажем поддержку на западном направлении, без нас сейчас не устоишь. Это        
реальность, уважаемые депутаты, кто этого не понимает, тот сильно ошибается.    
Запад за него взялся сильно. Единственным сдерживающим моментом является        
Российская Федерация, позиция Российской Федерации по отношению к Белоруссии,   
мы не можем их допустить к нашим границам, поэтому мы вынуждены идти на эту     
политику, в противном случае это было бы и для нас очень плохо, да? А раз       
так, ты, пожалуйста, возьми на себя вопросы терроризма. Нам нужны боеприпасы,   
которые изготовляются в Белоруссии, нам нужно из запасов, оставшихся со         
времён Белорусского военного округа, спецснаряжение. Почему оно нам не нужно?   
Кто гарантирует, что завтра не будет конфликта на Южном Кавказе? А в            
Центральной Азии нам давно пора оперировать, так сказать, особенно перед        
лицом угрозы терроризма и наркотрафика. У нас от наркотиков каждый день         
умирают сто - сто пятьдесят человек, практически почти каждый день теракт       
какой-то совершается. Я уж не говорю, что рано или поздно мы столкнёмся с       
терроризмом с той стороны, точнее, мы уже столкнулись, поэтому неплохо было     
бы завязать на это дело... Но в этом соглашении этого нет. Ну хотя бы, что      
называется, такое соглашение.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ненашев.                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П. Соглашение, которое сегодня рассматривает Государственная Дума,   
важно по нескольким ключевым направлениям - и в сфере военной политики, и в     
сфере военно-технического сотрудничества, но это соглашение особенно важно      
ещё тем, что мы народу Белоруссии говорим, что союзнические отношения мы        
наполняем действительным содержанием.                                           
                                                                                
Здесь коллеги из соседних фракций почему-то всё время делают упор на все        
моменты, которые можно обсуждать в зале пленарных заседаний, кроме основного.   
Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", хотели бы вернуться именно к повестке дня. В       
первую очередь, соглашение, которое мы сегодня рассматриваем (и я вижу          
настрой всех фракций: поддержим), нам необходимо для реализации планомерной     
политики нашего государства по всем направлениям.                               
                                                                                
Здесь приводились аргументы, которые не выдерживают критики, с нашей точки      
зрения: вот мы вынуждены. Извините, в этом зале мы ратифицировали соглашение    
по обеспечению транзита грузов для стран НАТО, которые ведут войну с            
террористами в Афганистане. Если уж мы ратифицируем соглашение, оказывая        
помощь натовским странам, - а мы в целом знаем, как блок НАТО ведёт себя с      
точки зрения защиты своих интересов, - то почему вопросы поддержки, развития    
отношений с союзнической страной у нас вызывают кучу оговорок и аргументов?     
                                                                                
Да, мы можем по-разному оценивать тех или иных руководителей Белоруссии,        
здесь никто на это не собирается закрывать глаза, но народ белорусский - это    
наш вековой собрат, и независимо от того, какие политические ветры дуют в       
головах или в центрах тех или иных политических сил Белоруссии, мы чётко        
говорим народу Белоруссии (тем более, что в этом соглашении говорится о         
случаях нагнетания военной опасности в отношении России и Белоруссии): мы с     
вами. Поэтому это реальное наполнение союзнических отношений действительным     
содержанием.                                                                    
                                                                                
Второе. Когда мы говорим о том, что мы должны поставлять продукцию, мы должны   
поставлять оружие, мы имеем в виду в первую очередь не лоббирование тех или     
иных предприятий и заводов, поставлять не то, что кто-то может продавить, тот   
или иной, скажем, набор продукции, вооружения и техники, а поставлять лучшее.   
И этим соглашением мы эту тему уже регулируем на основе права, то есть чтобы    
поставлять не то, что пролоббируют, - возьмите то, что мы предлагаем для        
оборудования всей нашей оборонной инфраструктуры, - а то, что необходимо.       
                                                                                
И следующий момент, я хотел бы также обратить на него особое внимание, - это    
подготовка кадров. Это соглашение не только просто необходимо для работы        
наших дипломатов, для работы наших служб и организаций, которые занимаются      
сферой военно-технического сотрудничества, оно необходимо и для того, чтобы     
мы заранее готовили кадры для работы вот в этих секторах, в этих сегментах      
сотрудничества. Так что это соглашение по цепочке вытягивает за собой те        
вопросы, решение которых необходимо для взаимодействия, для укрепления          
взаимодействия. Может быть, кому-то и не хочется этого взаимодействия иметь и   
видеть, а мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", считаем это необходимым условием всего   
комплекса сотрудничества в целом.                                               
                                                                                
И в заключение я хотел бы сказать о том, что в Комитете по обороне мы на этот   
год запланировали ряд вопросов, которые будем изучать, - вопросов о контроле    
за выполнением тех или иных соглашений, тех или иных договорённостей, которые   
были нами ранее заключены. Так что это соглашение должно служить реальным       
рабочим инструментом по развитию наших отношений и в других секторах нашего     
сотрудничества. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает это соглашение и   
готова способствовать тому, чтобы это соглашение реально было воплощено.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли представитель президента на выступлении? Представитель            
правительства? Нет. Докладчик нуждается в заключительном слове? Не настаивает   
докладчик, содокладчик тоже не настаивает.                                      
                                                                                
Выносим данный вопрос на "час голосования" и переходим к пунктам 3 и 4,         
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5997 по 6015 из 7578
Пункт 2, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между             
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об     
обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского       
назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.