Заседание № 33
О проекте федерального закона № 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает поддержать принятие закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выступления по мотивам от фракций - есть желающие? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович от фракции ЛДПР. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Прежде всего, маленькое замечание: я не совсем понимаю, почему нам воду поставили на рабочие столы, - мы что, 450 бутылок выпиваем в день? Это будет перерасход. И стаканы опустили на грязные колпачки бутылок - я, естественно, не буду стаканом этим пользоваться. Пусть подумают, правильно ли они сделали. Теперь по 3-му пункту. Мы не будем поддерживать принятие закона, потому что он направлен на то, чтобы оказать материальную поддержку самым богатым гражданам нашей страны: почти все они в списке "Форбс". И потом, при обсуждении проекта закона нам приводили доводы, говорили, что вроде бы никакого ущерба для бюджета не будет, - как же не будет, если мы снижаем поступления в бюджет, задним числом освобождаем от налогов и, естественно, должны будем вернуть деньги за период начиная с 2014 года? То есть они чуть-чуть обеднели, при этом их количество увеличилось и количество денег в целом у них увеличилось, а мы им ещё и такой подарок делаем! Ну я не знаю... у них вообще совесть есть?! Они могли бы сами это всё остановить! Нам говорят, санкции... Слушайте, я под санкциями с декабря 93-го года - почему мне никакой помощи государство не оказывает?! С 93-го года! Две недели назад визу не дали заместителю Председателя Госдумы Лебедеву и председателю комитета Дегтярёву (Дегтярёв вообще ни в какие списки не входит) - почему этим не занимается государство, не занимается Государственная Дума, наши структуры?! Мы все мучаемся, на нас давят, - за нашу позицию давят! - но я ни разу не слышал, чтобы эти наши великие миллиардеры что-нибудь сказали в пользу России, в пользу Крыма, в пользу ещё чего-то, а вот деньги свои они, видимо, любят считать! Им бы отдать все деньги на развитие страны, на дороги, на образование, а они хотят ещё у нас забрать! А какая сумма? Почему от нас сумму-то скрывают?! Сотни миллиардов, наверное, мы им вернём, это же, наверное, 2-3 процента бюджета! Ну надо же цифры называть: какая задолженность теперь будет за три года - за 2015, 2016 и 2017-й?! Да ещё и освобождаем их наперёд: вот у нас тут санкции, ребята, но вы спокойно работайте, неважно, где вы живёте, налоги платить не будете!.. Мы и так шли навстречу - если там, за границей, они платят меньше 13 процентов, то здесь с них добирали до тринадцати, это послабление, мы им давали такую возможность, ну а теперь, получается, мы полностью... ничего практически с них брать не будем! А у них все капиталы там, всё имущество там, да и живут они, наверное, по большей части там, я их вообще никогда не видел, всех этих людей, чьи фамилии каждый раз в списке "Форбс"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич, фракция КПРФ. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Тут говорили, что выступать по мотивам надо с трибуны, поэтому я сюда специально вышел. Фракция КПРФ уполномочила меня заявить, что мы этот законопроект не только не поддерживаем, но и будем голосовать против. Какие мотивы? Первое. Действительно, олигархи и близкие к ним группы собственников выходят из-под контроля российского Налогового кодекса: они заявляют, что являются, по сути дела, заграничными резидентами и отказываются платить здесь. Написали заявление, освободились - и всё, привет: привет российскому бюджету, привет российскому обществу, мы живём, мы процветаем, но России ничем помогать не будем! Второе. Те самые офшорные предприятия, которые называют "КИК" - контролируемые иностранные компании, - полностью закрывают все сведения о своих доходах, и для нас, для российского бюджета это абсолютно, исключительно плохо, потому что мы не можем их контролировать, не можем контролировать и, собственно, направлять средства, которые должны быть направлены на развитие экономики Российской Федерации и на решение вопросов социальной политики. Вот в прошедшие выходные везде в субъектах состоялись протестные акции: пенсионеров, беднейших пенсионеров, которые 7-8 тысяч получают, лишили индексации. И в то же самое время тех, кто красиво живёт за границей и при этом, самое главное, пользуется всеми условиями жизни в Российской Федерации, так как проживает здесь, в России, более 183 дней и поэтому должен являться действительно нашим резидентом, освобождают от налогов! Мы отменили все льготы сельским учителям, сельским медработникам, работникам сельского хозяйства, пенсионерам, которые по тридцать лет и более отработали в сельском хозяйстве, мы, по сути дела, закрыли индексацию до 2020 года, а этим олигархам в то же самое время предоставляем полную свободу, возможность обогащаться прежде всего за счёт экономики Российской Федерации, - ведь это неразрывно связано с нашей экономикой! Ну и третье. Вообще не укладывается в голове, что это может иметь обратную силу, то есть что можно ввести в действие все эти положения с 1 января 2014 года: получается, что за 2014 год налоги нужно будет им вернуть, за 2015 год надо будет вернуть, за 2016-й тоже нужно будет возвращать - в конечном итоге в каком же положении окажется бюджет Российской Федерации?! А самое главное - выпадают доходы всех регионов, так каким же образом регионы будут жить и каким образом будут решать социально-экономические задачи?! Фракция КПРФ проголосует против! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Шеин Олег Васильевич. Подготовиться Макарову. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макаров записался в секретариате, поскольку выступал с трибуны, и вы видели, как сотрудник секретариата подошёл. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, он не мог быть в двух лицах. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". На самом деле есть три ярко выраженные категории тех, кто из-за санкционных решений не может выехать за границу: политики - но российские политики, кроме некоторых лиц, которые сегодня здесь упоминались, и так более половины года проводят у себя на родине, никогда с этим не было вопросов; представители крупных госкомпаний - но и они тоже находятся здесь; и наконец, представители крупного российского капитала, которые очень часто зарабатывают деньги здесь и переводят их туда. Я напомню официальные данные по объёмам утечки капитала из России: в 2014 году - 150 миллиардов долларов, в 2015 году, когда упали цены на нефть, - 58 миллиардов долларов, то есть достаточно большие объёмы. Вот сегодня эти люди не могут уехать за пределы Российской Федерации, и этим законопроектом предлагается решение, по которому они, вместо того чтобы платить налоги в Российской Федерации, должны быть, по сути дела, избавлены от этого - мы считаем такое решение нечестным, несправедливым и неверным по отношению к российскому бюджету. Более того, если посмотрим свежие сводки, то увидим, что обычный гражданин, который не то что 180 дней, а и неделю-то не проводит за границей в течение года, теряет только в связи с ростом цен на продукты питания порядка 4 тысяч 400 рублей ежегодно - вот, казалось бы, где должны поработать наши изобретательные коллеги из профильного комитета: нужно рассмотреть возможность изменения системы подоходного налога, чтобы в том числе освободить от его уплаты, как это делается во всех других странах мира, людей, имеющих самые низкие доходы и заработную плату на уровне прожиточного минимума либо на границе с ним. Вместо этого нам предлагают пойти навстречу и помочь финансово, по сути дела освободив от дополнительных платежей в российский бюджет, тем людям, которые в деньгах особенно не нуждаются и не относятся к категории бедных и малосостоятельных граждан России. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" полагает, что такой подход является неправильным, нечестным, несправедливым, мы за это предложение голосовать, естественно, не будем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макаров Андрей Михайлович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКАРОВ А. М. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, можно выйти с белой ленточкой на митинг вместе с теми, кто выступает против государства, считая, что в этот момент они побеждают, а потом повторять все их доводы; можно вкладывать в выступление по любому законопроекту попытки элементарного дешёвого популизма, вместо того чтобы говорить о конкретном законопроекте, который рассматривается; можно поделить страну на части и сказать: вот этих страна будет защищать, потому что они нам нравятся, потому что это выгодно, потому что это даёт голоса на выборах, а вот этих мы не будем защищать, потому что это не принесёт выгоды на выборах... Но именно в налоговом законодательстве популизм власти дороже всего обходится людям. Суть законопроекта, который представлен вам, предельно проста - создать механизм, с помощью которого государство сможет защищать своих граждан в налоговой сфере. Я напомню: санкции, которые вводились в отношении граждан нашей страны, не имеют к экономике никакого отношения, вводились они в первую очередь по политическим мотивам теми самыми людьми, которые пытались поставить страну на колени, и вы все на словах вроде бы возражали... Сегодня из-за этих санкций сложилась ситуация, когда в отношении тех, кто попал в санкционные списки, стало невозможно решать проблемы в области налогообложения, которые раньше в полном соответствии с международным законодательством, с договорами об исключении двойного налогообложения решались на уровне переговоров в Министерстве финансов, - посмотрите любое из соглашений, и вы увидите, что это именно так: это устанавливается законами, которые мы с вами принимаем. То есть политика побежала впереди экономики, и это сделали те люди, которые мечтают только об одном - создать ситуацию неустойчивости в экономике нашей страны. О чём этот законопроект? Давайте прочитаем его: люди, которые оказались в такой ситуации, сообщают в налоговую службу о том, резидентами какой страны они были по европейскому законодательству начиная с 2014 года, - всё! Обратите внимание, что сказали те самые эксперты - эксперты в кавычках, - слова которых вы цитируете: "Да нет... вроде бы тут нет... но, наверное, может быть... вот тут нет... может быть..." - ничего конкретного! Ни одного конкретного слова, что же всё-таки бюджет из-за этого потеряет, сказано не было - посмотрите, что вы здесь сегодня говорили! Так вот, я ещё раз хочу сказать: бюджет не потеряет ни одной копейки, ни одной! Никакого механизма, допускающего неуплату налогов, нет, те, кто заявит, что они резиденты другого государства, уплатят 30 процентов вместо тринадцати! А на вашем месте я бы подумал об ответственности за судьбу страны! "ЕДИНАЯ РОССИЯ" несёт эту ответственность, мы будем голосовать за этот закон! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вопрос 3 нашей повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 54 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 85 чел.18,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Федеральный закон принят. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Я хотел попросить, чтобы Андрей Михайлович прокомментировал пункт 4 статьи 2 - прокомментировал текст начиная с первого чтения. Ну что же он нам рассказывает, что не будет задолженности, а она на самом деле в пункте 4 заложена?! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это не по ведению.
Заседание № 32
О проекте федерального закона № 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций; принят в первом чтении 15 февраля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле законопроект очень важный, он связан с реализацией послания президента в части стимулирования инвестиций физических лиц в обращающиеся облигации российских предприятий. Казалось бы, вот именно этот вопрос и стоило бы обсудить, однако уже прошла неделя, после того как комитет подготовил данный законопроект к рассмотрению во втором чтении и предложил его к рассмотрению, но как-то вопросы поддержки инвестиционной активности отошли на второй план, а обсуждается только один вопрос - о том, как же мы всё-таки хотим поддержать олигархов, освободив их от налогов? Причём сразу хочу сказать, речь идёт о поправке, которая внесена в данный законопроект мной, поэтому в данном случае как бы другом олигархов, естественно, являюсь я. Хотелось бы на самом деле, чтобы это всё-таки подтвердилось хотя бы на 10 процентов, тогда я надеялся бы хоть на какое-то пенсионное вспомоществование впоследствии. Так вот, уважаемые коллеги, возвращаемся к законопроекту. Итак, два обвинения по этой поправке - что мы освобождаем от налогов и что даём уходить от ответственности. А теперь о том, что же на самом деле было предложено. Все мы прекрасно знаем, что введены санкции в отношении граждан Российской Федерации. Санкции эти не имеют никакого экономического основания, имеют конкретный политический подтекст, но люди, которые подпали под эти санкции, не могут выехать, скажем, в Европу (они живут в Российской Федерации), а дальше наступают абсолютно технические последствия. О чём идёт речь? Лицо, проживающее в Российской Федерации больше ста восьмидесяти трёх дней в год, автоматически становится резидентом Российской Федерации (кстати, эти люди - резиденты, вопрос этот не обсуждается). А вот в европейском налоговом законодательстве действует другой принцип - принцип домицилия, то есть так называемых жизненных интересов: достаточно иметь какое-то имущество, достаточно иметь фирму, достаточно иметь какие-то доходы - и вы можете быть признаны конкретной страной её резидентом. В нормальной ситуации эти вопросы - то, что мы сейчас предлагаем принять законом, - решаются двусторонними договорами об исключении двойного налогообложения по итогам переговоров между министерствами финансов стран. Мы считаем, что в отношении лиц, подпавших под санкции, переговоры помогут решить проблемы, если они возникают? Нет. А само по себе расхождение в налоговых системах стран даёт возможность привлекать этих лиц к ответственности в тех странах, где они могут быть автоматически по их законодательству признаны резидентами. Что в данном случае предлагается? Предлагается, чтобы это лицо в течение всего срока действия санкций могло подать заявление в нашу налоговую службу, то есть никто не будет скрываться, они подадут заявление о том, резидентами какой страны по своим доходам являются. Вот единственное, что определит законопроект в этой части. Что это позволит сделать? Это позволит государству защитить своих граждан. Это первая часть того, о чём я хотел сказать. А теперь второе, по поводу обвинений в том, что мы кого-то освобождаем от налогов. Если лицо подаёт заявление, что оно является резидентом любого другого государства, - а я напоминаю, что всеми этими лицами основные доходы получены в Российской Федерации, - оно платит подоходный налог не 13 процентов, а 30 процентов, поэтому, когда мы говорим, что мы кого-то от чего-то освобождаем, это полное враньё! Когда нам говорят, что мы освобождаем этих людей от необходимости подавать декларации по тому имуществу или доходам, которые они имеют за границей, это тоже абсолютное враньё, потому что это регулируется другим законодательством! Но главное не в этом. Помните, когда здесь рассматривался законопроект об амнистии капиталов, мы предупреждали, что в 2017 году в тестовом режиме получим информацию от всех стран о том, что находится за границей, а с 2018 года эту информацию мы будем получать официально. Строго говоря, начиная с этого года мы можем вообще не получать от граждан никакой информации - мы её получаем от налоговых органов тех стран, где у этих людей имеется имущество, счета, интересы, компании и так далее. Тогда зачем была развёрнута вся эта кампания - чтобы сказать, что мы пытаемся кого-то от чего-то освободить?! Уважаемые коллеги, я заканчиваю своё выступление. Мне хотелось бы назвать всего три, наверное, основных тезиса. Первый тезис. Любое государство, если оно, конечно, себя уважает, должно защищать своих граждан по всему миру. Второй тезис. Защита государства - это не желание, это обязанность государства. И третий. Обязанность парламента - создать все необходимые законодательные инструменты, чтобы государство эту функцию защиты могло выполнить. Та поправка, которая сейчас обсуждается в самых разных вариантах, как раз и направлена на то, чтобы создать такой механизм. А все разговоры о том, что мы кого-то от чего-то освобождаем, являются просто откровенной ложью. Вопрос состоит в том, как же надо не любить свою страну, чтобы использовать такие поводы для разжигания в очередной раз недоверия граждан к своему государству? Но это вопрос риторический, боюсь, что он повиснет в воздухе. Комитет по бюджету предлагает поддержать как сам законопроект, который решает важнейшие задачи, поставленные президентом, так и эту поправку. Предлагаю перейти к таблице поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к рассмотрению поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи на вопросы. Напоминаю, сейчас не надо ничего обосновывать, только назовите номер поправки, которую вы хотите вынести на отдельное обсуждение. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Я прошу вынести на отдельное голосование как раз вот эту спорную поправку 2, с помощью которой государство должно защитить граждан, проживающих за границей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо сейчас ничего обосновывать. Поправка 2. Коллеги, ставлю на голосование таблицу поправок № 1, за исключением поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 05 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Таблица принимается. Переходим к обсуждению поправки 2. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, теперь обоснование. КУРИННЫЙ А. В. У меня пара вопросов. Первый. Эта поправка, на мой взгляд, в корне меняет концепцию законопроекта: здесь речь идёт уже не просто об облигациях, не о каких-то там процентах, не о стимулировании инвестиционной деятельности - это совсем другой подход. Я думаю, Андрей Михайлович пояснит нам, почему это произошло, на каком основании? И второй вопрос, который всё-таки является основным. Государство, конечно, обязано защищать своих граждан, но я думаю, что те граждане, которые сегодня находятся за границей, которые имеют там бизнес, дополнительные доходы, далеко не самые бедные люди, а государство также обязано защищать стариков, детей и прочие не защищённые сегодня социальные категории. Вот какие-то налоговые потери для Российской Федерации предполагаются в результате действия этой поправки или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Итак, уважаемые коллеги, мы возвращаемся к обсуждению этой поправки. Наверное, мне придётся сказать о ней ещё. Ни одной копейки налоговых потерь для бюджета Российской Федерации, региональных бюджетов, для консолидированной бюджетной системы нет и быть не может даже теоретически! Следующий момент. Вы сказали о гражданах, проживающих за границей, но эта поправка к ним не имеет отношения. Она касается людей, которые проживают у нас в стране, и они просто физически не имеют возможности никуда уехать. Риск ведь в данном случае не в бюджетных потерях, а в том, что санкции, которые имели очевидный политический подтекст, могут для усиления давления перейти в совершенно другую плоскость - не запрещение въезда, а привлечение к ответственности на основании того, что эти люди являются там налоговыми резидентами. И если вдруг человек в силу этих причин придёт и скажет, что он налоговый резидент этой страны, проживает здесь, то доходы бюджета будут только увеличиваться, потому что эти люди получают основные доходы здесь, но платить с них налог они будут по ставке не 13 процентов, а 30 процентов. Так что в данном случае, я повторю, речь идёт о том, чтобы исключить возможность чисто политического давления на нашу страну через санкционные списки. Никакого другого контекста эта поправка не имеет. А теперь отвечу на ваш вопрос по поводу того, что это меняет концепцию законопроекта. Я хотел бы обратить внимание на то, что законопроектом вносятся изменения в статью, которая определяет подоходный налог, - я говорил о 13 и 30 процентах, - это та самая статья, которая определяет эти вопросы. У нас с вами существует, к сожалению... Помните, когда вводились санкции, говорили: "Это ненадолго, это пройдёт, это смешно"? Сейчас уже все понимают, что никто не собирается ничего снимать, это будет продолжаться. И как раз в момент подачи декларации возникают те самые риски, о которых мы говорим. То есть когда они у нас возникают? 1 апреля. И естественно, мы хотим, внося изменения в статью, которая регламентирует данные вопросы, решить и этот вопрос. Скажу сразу: на сегодняшний день пока ни одной проблемы по этому поводу нет, более того, вы прекрасно знаете, что те люди, кого называли, уже заявляют, что они этой нормой никогда не воспользуются, - конечно же, не воспользуются. Это вопрос... Мы создаём защитный механизм, который может включить государство в случае неправомерного - я подчёркиваю: неправомерного, - политически мотивированного наезда, строго говоря, на нашу страну, ничего другого здесь нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование поправку 2 из таблицы поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 09 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 39 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, председатель комитета просит, чтобы была обозначена позиция правительства по той поправке, которую мы отдельно обсуждали. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, правительство поддерживает поправку, которая сейчас обсуждалась, так как считает, что она снимает неопределённость и создаёт условия для защиты в такой сложной ситуации, в какой оказались некоторые наши граждане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 32 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 38 чел.8,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Включите микрофон. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо Уважаемые коллеги, поскольку, как я уже сказал, в соответствии с данным законом требуется подача заявления в налоговые органы, это абсолютно публичная процедура, она в данном случае определяется законом, соответственно, речь не идёт о включении в этот список лиц, подпавших под любые санкции, - мы имеем в виду совершенно конкретные санкции, и в законе содержится поручение правительству разработать перечень тех санкций, которые к ним относятся, то есть, проще говоря, это санкции по Крыму, по "закону Димы Яковлева", который мы с вами здесь так подробно обсуждали и за который мы все так ярко голосовали. Правительство дало нам информацию о подготовке указанных документов, поэтому я просил бы в следующую среду вынести законопроект для рассмотрения в третьем чтении, для голосования. Честно говоря, вы знаете, коллеги, голосование по этому законопроекту очень о многом говорит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство выносит на рассмотрение парламента проект федерального закона, направленный на исполнение поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Напомню, что положение этого послания, которое было выпущено ещё в 2015 году, предусматривало поручение освободить от налогообложения доходы физических лиц, полученные в виде купонных выплат по обращающимся облигациям. Правительство достаточно долго работало над этим законопроектом и в прошлом году внесло его в Думу. Законопроект предусматривает, чтобы на купонные выплаты по обращающимся облигациям распространялся тот же режим налогообложения, что и на проценты, получаемые физическими лицами по вкладам в российских банках, то есть от налогообложения предлагается освободить купонный доход в пределах ключевой ставки Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов. При этом, напоминаю, есть общая стратегия правительства, которая поддерживается и Государственной Думой, предполагающая временный характер введения новых льгот, поэтому правительство предлагает распространить льготный режим налогообложения лишь на выпуски обращающихся облигаций, эмиссия которых произойдёт в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно. Также законопроект предусматривает полное освобождение от налогообложения выплат дохода в виде дисконта по дисконтным облигациям. Это объясняется прежде всего тем, что в отличие от купонного дохода ставку дисконта по сравнению с ключевой ставкой Банка России достаточно сложно рассчитать и сейчас Налоговый кодекс не предусматривает подобного механизма. Впрочем, таких облигаций сейчас выпущено немного, это очень небольшая доля рынка. Поскольку предполагаю, что будут вопросы в ходе обсуждения, сразу хотел бы сказать о финансово-экономическом обосновании представленного законопроекта. По нашим оценкам, которые производятся на основании данных Московской биржи за последние два-три года, исходя из средней ставки купонного дохода по обращающимся облигациям российских эмитентов порядка 10 процентов годовых и средней доли дохода в виде купона, который получен физическими лицами за предыдущие годы, мы оцениваем объём освобождаемых доходов, купонных доходов физических лиц, в среднем в 500 миллионов рублей в год по каждому году эмиссии новых облигаций. Соответственно, в первый год применения этой нормы, если она будет одобрена, недополученные доходы составят порядка полумиллиарда рублей, в следующем году - миллиард рублей, через год - ещё полтора миллиарда и так далее до 2020 года, когда эта сумма, если льгота прекратит своё действие, перестанет расти. Однако мы рассчитываем, что в силу того, что ставки будут уменьшаться, в том числе из-за введения льготы по налоговым доходам физических лиц, эти выпадающие доходы также будут снижаться. В целом мы считаем, что законопроект направлен на выполнение названного положения послания президента, и просим поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, концепцию законопроекта Илья Вячеславович доложил полностью, поэтому я на ней останавливаться не буду, я, наверное, остановлюсь только на следующем. Комитет на своём заседании 23 января поддержал представленный законопроект в первом чтении, вместе с тем есть некоторые моменты, на которые следует обратить ваше внимание. Действительно, законопроект очень важный, вытекает из поручений, сделанных во исполнение положения послания президента, но хотелось бы отметить следующее: в послании президента говорилось об освобождении доходов по облигациям, покупаемым не только физическими лицами, но и юридическими лицами, представленный же законопроект сузил высказанное президентом поручение, и в итоге мы видим, что предлагается освобождение от налогообложения доходов только в отношении физических лиц. Это первый момент. Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание, - это то, что полностью освобождён доход, получаемый в виде дисконта. На это тоже при подготовке законопроекта ко второму чтению, наверное, следует обратить внимание, поскольку такой подход позволяет создать схемы, при применении которых государство может лишиться большой части поступаемых налоговых платежей. Это может быть довольно простая схема: если в начале года вы выпустите облигацию с дисконтом 80 процентов, то есть за 20 процентов цены, то в конце года при её погашении 80 процентов налогом облагаться не будет. Понятно, что это можно использовать при выплате бонусов и во многих других случаях. Это второй момент, на который нужно обратить внимание, целесообразно это ещё раз обсудить. И третий момент. В соответствии с предлагаемой редакцией статьи 2 этот федеральный закон вступает в силу не ранее 1 января 2018 года. При этом, отмечу, налоговые льготы будут в отношении доходов, получаемых по облигациям, эмитированным с 1 января 2017 года, то есть уже сейчас, по 31 декабря 2020 года включительно. Ну и с учётом того, что выпуск этих облигаций уже происходит, в любом случае закон надо принимать максимально быстро. Пожалуй, это все замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что налоги будут уплачиваться с доходов тех организаций, которые приобрели облигации ранее, а льготы будут для тех, кто сейчас приобретёт уже новые облигации? Если это так, то как же это понимать, ведь закон обратной силы вроде бы не имеет, а мы за прошедшие годы будем брать налог? Или я всё-таки неправильно поняла? ТРУНИН И. В. Тамара Васильевна, тут, может быть, действительно есть некоторое недопонимание. О доходах организаций говорил Владислав Матусович в своём выступлении: их тоже неплохо было бы освободить от налогообложения, но правительство этого не предлагает. Правительство предлагает, по сути, выравнять режим налогообложения доходов физических лиц в отношении процентных доходов по вкладам в банках и купонного дохода по облигациям, но только по ограниченному перечню выпусков этих облигаций - тех, которые произойдут с 1 января 2017-го по 31 декабря 2020 года. То есть просто для облигаций определённых выпусков устанавливается специальный режим налогообложения, который, если закон вступит в силу с 1 января 2018 года, будет применяться именно с этой даты, чтобы не пришлось компенсировать выпадающие доходы регионов. Те, кто купит такие облигации после вступления закона в силу, и те, кто держит такие облигации, купленные до вступления закона в силу, будут освобождаться от уплаты налога, ну а для тех, кто купит облигации предыдущих выпусков, если такие ещё есть в обращении, соответственно, льгота не будет действовать. Это позволит протестировать данный режим и посмотреть, каков будет эффект от его применения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Илья Вячеславович, тоже вам вопрос: какой всё-таки может быть потенциальный эффект от этой меры? Прямые потери мы видим - минус полтриллиона рублей в первый год и так далее, а какой будет экономический эффект по остальным налогам, с вашей точки зрения, в плане роста основного налогового потенциала, в плане увеличения вложений в экономику России в целом? Я думаю, у вас есть эти расчёты, раз вы идёте на такие меры. ТРУНИН И. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Прежде всего я хотел бы сказать, что потерь в полтриллиона мы не прогнозируем, я говорил о 500 миллионах - это полмиллиарда. Президент поручил правительству внести такие изменения в законодательство, и мы до и после дачи этого поручения обсуждали данную меру - речь идёт о том, чтобы повысить привлекательность обращающихся облигаций российских эмитентов для физических лиц по сравнению с вкладами в банках, то есть чтобы российские физические лица также присутствовали на облигационном рынке напрямую либо через индивидуальные инвестиционные счета и соответственно служили источником дополнительных ресурсов напрямую через этот рынок, а не через посредников в виде банков. У нас ставка налога, к сожалению или к счастью, низкая, поэтому, конечно, это не такой большой стимул, как если бы ставка была 35 или 30 процентов, как в других государствах, но освобождение от налогообложения купонного налога очевидно повышает привлекательность таких ценных бумаг - именно на этот эффект мы и рассчитываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Вопрос Илье Вячеславовичу. Понятно, что мы пытаемся активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних сбережений, и в связи с этим два маленьких вопроса. Первый: не считаете ли вы возможным включить в проект закона нормы, направленные на освобождение от налогообложения доходов в виде процентов (купона, дисконта) от операций по реализации облигаций и для юридических лиц? И второй: не считаете ли вы возможным установить какой-то минимальный срок владения акциями, облигациями, для того чтобы нивелировать спекуляции на рынке ценных бумаг? ТРУНИН И. В. Спасибо, Андрей Константинович, за вопросы. Значит, по порядку. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что доходы организаций на порядок выше, чем доходы физических лиц в виде купонного дохода, раз в десять больше. Соответственно, первым "эффектом" от этого станут очень большие выпадающие доходы бюджетов субъектов, поскольку налог на прибыль зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это первое. Второе. Мы понимаем, что привлечение финансирования путём выпуска облигаций одними организациями и приобретения их другими - это некий аналог привлечения финансирования не с помощью ценных бумаг, а с помощью кредитов, то есть это прямая альтернатива. Освобождая от налогообложения доходы организаций в виде купонного дохода, мы таким образом делаем привлечение финансирования в виде облигаций на облигационном рынке менее выгодным, чем банковские кредиты. Хорошо это или плохо - отдельный вопрос, но вряд ли такая цель перед нами стоит, потому что доходы банков, получаемые по займам в виде процентного дохода, не освобождаются от налогообложения, а если принять норму о освобождении от налогообложения доходов по облигациям, то получится, что в общем-то аналогичные им доходы будут освобождаться от налогообложения, и это, мы считаем, приведёт к искажениям на финансовом рынке, поэтому вряд ли это нужно делать. По поводу минимального срока владения хотел бы сказать следующее. Нам кажется, что освобождение купонного дохода от налогообложения в зависимости от минимального срока - это не связанные между собой вещи. Я напомню, что уже есть льгота по налогу на доходы физических лиц: при сроке владения обращающимися ценными бумагами более трёх лет доходы в виде реализованного прироста капитальной стоимости, то есть доходы от реализации минус расходы на их приобретение, освобождаются от налогообложения в размере, если я не ошибаюсь, не более 3 миллионов рублей за каждый год владения. В общем, такая льгота уже есть в режиме НДФЛ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Александр Дмитриевич, извините, я не ту кнопку нажал. Можно вопрос задать? Уважаемый Илья Вячеславович, я понимаю, что вы хотите как бы повысить привлекательность ОФЗ и других ценных бумаг, но не могли бы вы сказать, используя терминологию Николая Ивановича Рыжака, сколько добросовестных олигархов сегодня в этом списке есть? ТРУНИН И. В. Николай Васильевич, сколько добросовестных олигархов в каком-то списке есть, сказать, естественно, не могу, поскольку не совсем представляю, о каком списке вы говорите. А привлекательность ОФЗ мы не хотим повысить, потому что доходы от ОФЗ уже освобождаются много лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня не раз звучало, что президент в Послании Федеральному Собранию в декабре поручил продолжить работу по настройке налоговой системы, а на месяц раньше, в ноябре 2016 года, он поручил правительству изучить вопрос о том, возможно ли доходы от процентов, которые получают наши граждане, владеющие обращающимися облигациями российских организаций, освобождать от налогообложения. С нашей точки зрения, законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, как раз делает шаг в направлении реализации поручений президента. Действительно, меры по снижению налогообложения, которые предлагаются, в принципе дают возможность гражданину сделать выбор при прочих равных условиях, куда понести свои временно свободные средства: либо в банк на счёт положить, открыть вклад, либо купить обращающиеся облигации российских организаций, то есть инвестировать свои средства. А мы всё-таки заинтересованы в том, чтобы средства шли именно на инвестиции. И ещё о чём идёт речь в предложении, которое правительство внесло, - об освобождении от налогообложения и тех доходов, которые владельцы облигаций получают в виде дисконта, когда они погашают эти облигации. Вопрос достаточно спорный, поэтому мы говорим, что в первом чтении принимаем этот законопроект, чтобы ещё раз поработать над этой темой. Но в принципе, конечно, закон направлен на то, чтобы ёмкость нашего внутреннего рынка ценных бумаг расширялась, увеличивалась, чтобы у нас было более чёткое и, так сказать, расширенное управление финансами, которыми располагает государство. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет. Будет ли заключительное слово? Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Спасибо большое за обсуждение. Я хотел бы сказать, что действительно есть ряд вопросов (в том числе то, о чём говорила Надежда Сергеевна, - об освобождении от налогообложения дисконтного дохода), которые правительство на своём заседании, поручило нам проработать при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе, поэтому я ещё раз прошу поддержать в первом чтении, с тем чтобы при подготовке ко второму чтению все эти вопросы ещё раз обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли заключительное слово докладчика от комитета? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.