Заседание № 41
О проекте федерального закона № 45969-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о предоставлении субъектам Российской Федерации права самостоятельно принимать законы, определяющие условия и порядок представительства коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 34, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Валентины Николаевны Пивненко, председателя комитета. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законодательная инициатива связана с тем, что сегодня представительство коренных малочисленных народов в парламентах субъектов Российской Федерации, где проживают эти народы, практически отсутствует. На сегодня в Государственной Думе, несмотря на то, что есть определенная законодательная база для представительства коренных малочисленных народов, впервые представителей коренных малочисленных народов нет. У нас есть практика, когда некоторые субъекты Российской Федерации, учитывая, может быть, влияние общественных организаций, объединений, общин коренных малочисленных народов, такую норму у себя, в законодательной базе субъектов, ввели. В пример можно привести Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий, Республику Саха (Якутия). И учитывая многочисленные обращения представителей коренных малочисленных народов, мнение по этому поводу Ассоциации коренных малочисленных народов, учитывая сложившуюся международную практику (например, в Финляндии существует специально саамский парламент, который представляет интересы коренных малочисленных народов в органах представительной власти), комитет Государственной Думы вышел с законодательной инициативой о внесении дополнения в статью 4 следующего содержания: "В целях установления квоты представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления, предусмотренной Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", условия и порядок выдвижения кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления определяются и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации". Таким образом, мы хотели бы внести как механизм исполнения данного закона вот именно эту норму о квотировании представительства в органах субъектов Российской Федерации на основе региональных законов. Вы можете сказать, и об этом говорится сегодня в заключениях, данных профильным комитетом и Правительством Российской Федерации, что определенные привилегии для данных представителей при нарезке избирательных округов есть. Но когда абсолютное большинство населения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов представлено другими народами, конечно, возможность быть представленными в местных парламентах, по сути дела, сегодня ограниченна. На наш взгляд, наша инициатива не нарушает конституционных прав граждан Российской Федерации, а, наоборот, показывает уважение к коренным малочисленным народам, стремление гарантировать им в местах их традиционного проживания право представлять свои интересы в местных парламентах. С этой целью такая законодательная инициатива и вносилась. Мы знаем об отрицательном заключении на этот законопроект, но вынесение его сегодня на пленарное заседание является для нас предметом для дальнейших размышлений и дальнейшей работы, поскольку сегодня эта тема звучит и на международном уровне. Нам часто бывает нечего ответить на вопрос, почему у нас отсутствует вот такое квотирование, которое есть во многих странах мира, где живут коренные малочисленные народы. Спасибо. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна, присаживайтесь. Содоклад Александра Петровича Москальца - первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Авторы данного законопроекта помимо пояснительной записки, по сути, и в тексте проекта закона указывают мотив своего предложения, и он состоит в том, что необходимо установить квоту представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах. Чтобы решить эту задачу, предлагается дополнить статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пунктом 11, в котором бы в целях установления такой квоты субъекты Российской Федерации имели право определять и устанавливать законами самих субъектов условия и порядок выдвижения кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов и органов местного самоуправления. И вот тут сразу же следует отметить, что вроде бы инициатива не предвещает ничего особенного, однако ее принятие может иметь самые негативные и малопредсказуемые последствия. Вот представьте себе: каждый субъект Российской Федерации сам будет устанавливать условия и порядок выдвижения кандидатов, а в проекте закона закладывается именно такая идея. Что мы можем иметь в итоге? Восемьдесят девять разных подходов в этой области, и при этом квота будет как бы и ни при чем. Не знаю, как это сможет обеспечить порядок, но нам представляется, что войну между федеральным и региональным законодательствами мы получим точно. Мы будем иметь постоянную конкуренцию норм и ситуацию избыточного правового регулирования. О политических последствиях я не говорю, вы их все, я думаю, прекрасно себе представляете. Вполне очевидно, что рассматриваемый проект закона по своей сути находится в нише законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина, и вот тут мы должны обратиться уже к Конституции Российской Федерации. Вот в статье 71 Конституции устанавливается, что регулирование и защита прав и свобод человека находятся в ведении Российской Федерации. Так правильно ли будет лишать Российскую Федерацию этого полномочия? Комитет полагает, что этого делать нельзя, в том числе и по формальным основаниям. Кроме того, мы с вами уже имеем немалый объем норм регулирования условий и порядка выдвижения кандидатов в депутаты. При этом необходимо отметить, что эти вопросы регулируются не только законами субъектов Российской Федерации, а и федеральными конституционными законами и федеральными законами. На это направлен пункт 3 статьи 1, а также статьи 32, 33, 34 и 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...". И представьте себе ситуацию: в законе об основных гарантиях статья 33 определяет условия выдвижения кандидатов, а по предложению авторов рассматриваемого законопроекта пункт 11 статьи 4 этого же закона предоставил бы еще и субъектам право самим устанавливать такие же условия. И что мы можем получить в итоге, не буду повторять - выше я уже об этом сказал. Безусловно, особенности коренных малочисленных народов имеются, но это учитывается в пункте 4 статьи 18 действующего закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", где допускается отклонение средней нормы представительства избирателей на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - превышение предела, но не более 40 процентов. То есть эти народы не остаются без внимания в этой части, а дальнейшее предлагаемое движение в этом направлении в варианте, указанном авторами законопроекта, может реально создать ситуацию, не соответствующую требованиям еще одной статьи Конституции - статьи 19. По нашему мнению, практическая реализация законопроекта может вступить в противоречие с провозглашенным в этой статье Конституции принципом равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и других обстоятельств. Анализируя законопроект, мы подробно остановились на решении вопроса об условиях выдвижения кандидатов. Но еще мы отмечаем, что полномочия субъектов в немалой степени касаются и избирательной деятельности. Так, статья 5 закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти..." допускает законом субъекта Российской Федерации устанавливать порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, в законодательные органы власти, а также высшего должностного лица субъекта. Ну и вообще, если говорить о квоте - авторы говорят, что в целях установления квоты нужны эти полномочия субъектам, - то в статье 13 закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." написано, что такие квоты могут устанавливаться законами субъектов. То есть здесь существует разрешительный порядок и нет необходимости таким образом менять закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". Учитывая изложенное и в целях сохранения единого порядка и условий выдвижения кандидатов в депутаты по всей территории Российской Федерации, сохранения приоритета в этой части федерального законодательства, недопущения явной избыточности правового регулирования, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, Александр Петрович. Спасибо. Будут ли вопросы? Кузнецов Виктор Егорович. Пожалуйста, вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Александр Петрович, вот вы сказали, что есть разрешительный порядок установления этих квот. А как он может выглядеть? Потому что то, что можно продекларировать норму, - это понятно, а как ее реализовать, если не механизмом, изложенным в законе о выборах? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вообще, есть Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Но прошу иметь в виду, что статья 3, пункт 3, этого закона распространяет положения настоящего закона и на лиц, которые не относятся к малочисленным народам. Вот это тоже надо учитывать. То есть закон имеет более широкое применение, то есть и другие лица, не относящиеся к малочисленным народам, могут постоянно проживать в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. А поэтому следующая статья этого закона, статья 8, пункт 7, и еще одна статья, 13-я, говорят, что вот в определенных целях законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты, то есть тут не написано, что квоты устанавливаются как безусловная обязанность, а только то, что могут устанавливаться. Каждый субъект Российской Федерации решает вопрос, устанавливать или не устанавливать, потому что ситуации могут быть, вообще-то, разные. И мы ведь знаем, что есть такие субъекты Российской Федерации, где коренного населения... Например, возьмем Республику Хакасию, не буду брать иные примеры, возьмем целую республику. Там проживает 11 процентов хакасов, остальные - другое население. Как тут тогда быть? Так что закон подошел к вопросу достаточно дифференцированно, и мы полагаем, что с учетом совокупности требований и закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", и закона, который я только что вам назвал, и закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов...", этот вопрос решается достаточно емко. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Считаю, что когда комитет предлагает отложить закон, то можно очень подробно не объяснять это. Достаточно было сказать, что данный закон противоречит Конституции Российской Федерации, которая не предусматривает никаких дополнительных прав по национальному признаку, поэтому исключается принятие. Не знаю, почему Правовое управление здесь не отреагировало соответствующим образом. У нас есть комитет по делам Севера, комитет, который курирует регионы Севера. Надо, наоборот, постараться защитить малые народы в том плане, что не надо их трогать, их образ жизни. Они не хотят в выборах участвовать, не хотят своих детей отправлять в города для учебы. У них свой, кочевой, какой-то иной образ жизни, там тундра, и мы как раз мешаем им нормально жить. Когда мы их перетягиваем в большие города, нарушается их режим питания, образ жизни и так далее. Нам докладчик в пример приводит, что в Финляндии есть шведское меньшинство и вот эти вот саами, но у нас-то сто семьдесят народов! Если мы пойдем по этому пути, то мы практически будем заниматься только тем, что пересчитывать, сколько у нас еще неохваченных народов и как их права защитить, то есть нужно будет менять Конституцию. И вот пример с Хакасией как раз говорит, что мы перегнули палку. У нас есть регионы, где титульный народ является меньшинством и почему-то имеет целую республику. В этом смысле нужно, конечно, стремиться нам к укрупнению территории, всё это как бы южная часть Красноярского края, а на севере Таймыр и эвенки - это тоже северная часть Красноярского края. Надо укрупнять территории, а там, где компактно проживают граждане какой-то национальности, они должны иметь право выдвинуть кандидата в депутаты этой национальности, и, если они проведут хорошо агитационную работу и у них хватит голосов, он пройдет в какой-то парламент, в местный или федеральный. Поэтому ни в коем случае нельзя вот таким законом эти вопросы регулировать. Это будет только мешать. Мы и так с 17-го года очень много ошибок совершили по вопросу национальных меньшинств и малочисленных народов. И всё, что мы делаем для них якобы хорошее, приводит, наоборот, к их вымиранию, потому что мы нарушаем их традиционный образ жизни. Наши коренные малочисленные народы на Севере представляют собой отдельную цивилизацию, которая в науке называется "языческая цивилизация", в основном они у нас проживают и в нескольких регионах Африки. То есть это совершенно другая цивилизация, и не надо вмешиваться в их жизнь. Самое главное, они этого не хотят! Я не понимаю, почему мы пытаемся им что-то навязать, ибо они ничего этого не требуют абсолютно. Я вас уверяю: если мы прекратим летать туда на самолетах, они только будут рады, потому что олени пугаются шума самолетов. Там нет железной дороги, ничего там нет. У них свой, особый уклад жизни, а мы в него вмешиваемся. Это политика большевиков, так сказать, чтобы перепрыгнуть из первобытнообщинного строя в социализм, минуя рабство, феодализм, капитализм. Вот мы в этом плане только лишь помешали народам нормально развиваться. Не нужен Интернет в тех домах, где они живут, в чумах, в тундре, им нужны тишина, спокойствие и то питание, которое у них есть. Им не нужно лечение в наших больницах, ибо эти лекарства им просто-напросто не подходят, это их губит. А мы делаем всё наоборот. Нужно оставить в покое наши коренные народы, и они нам будут благодарны. И никакой власти им не надо. Я бы даже, наоборот, ввел бы ограничения на полеты вертолетов с избирательными урнами, когда огромные деньги тратятся на то, чтобы пролететь сотни километров, чтобы три человека проголосовали. Лучше эти деньги им передать, им деньги нужны. Бросают избирательные бюллетени в урну, а потом в вертолете посмотрят, за кого проголосовали, да заменят эти бюллетени. Впустую летают по всем нашим северным краям и регионам. Поэтому желательно перейти к укрупнению, чтобы у нас было пятьдесят географических территорий: сибирская, хабаровская, рязанская, московская и так далее. И прекратить будировать этот вопрос, а тем более пытаться связывать это с другими странами, где якобы этот вопрос каким-то образом решен. Там речь идет об одном - двух народах. В Македонии два народа - македонцы и албанцы, в Бельгии два народа - валлоны и фламандцы, а у нас - огромное количество. Если мы будем пытаться стандарты Европы прилагать к России, мы получим то, что мы с вами получили в 17-м, 91-м и до сих пор не можем расхлебать. И вот непонятно - кто-то продолжает всё равно поднимать эти вопросы. Они нас просят оставить их в покое. Давайте мы их оставим в покое. Им хорошо живется без тех законов, которые мы пытаемся им навязать. Они ни в какой парламент не поедут, им он не нужен, так сказать. И что они будут отстаивать? У них всё есть, всё решается через охоту, через разведение скота, что позволяют условия Севера, сбор ягод, и всё. Что мы им можем навязать? Что они будут отстаивать? Это просто желание некой администрации получить дополнительные деньги и использовать их для себя в крупных городах за Уралом. А эти малочисленные народы ничего не получали, и им ничего этого не нужно. Считаю, что нужно отклонить и на будущее в повестку дня не ставить. И при позиции комитета "отклонить" содоклад ограничивать всего одной-двумя минутами. Поэтому предлагаю ограничиться моим выступлением, проголосовать за отклонение данного проекта закона и перейти к "часу заявлений". Депутаты ждут очень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, складывается мнение, что те, кто выступает, в том числе Владимир Вольфович, абсолютно не ориентируются в тех процессах, которые происходят в национальных республиках, где не одна, а несколько народностей проживают. Как только объявили демократическую систему выборов, каждый народ, независимо от его численности, подал свой голос и заявил о желании направлять своих представителей во все органы власти. Это тоже демократическая норма, которую они могут и должны реализовать. И это тоже надо учитывать. И я вот не понимаю, когда комитет докладывает и ссылается на то, что, если такую норму дать регионам, это повлечет конкуренцию федерального и региональных законодательств. В Конституции это отмечено, уважаемые товарищи: верховенство федерального законодательства, все нормы российских законов обязательны для регионов. Но если вы регионам дадите право самим, зная ситуацию, зная обстановку, чтобы не сталкивать народы, определять, каким образом эти народы представлять, что тут такого плохого? О каких-то экзотических вещах, Владимир Вольфович, вы здесь говорите. Вы побывайте на Кавказе, в Дагестане перед выборами и сами поймете, что очень существенна норма, которая здесь предлагается, и обойти это никак нельзя. Это надо решать, сегодня отклоните - всё равно перед выборами этот вопрос национальные республики опять здесь будут поднимать. Я считаю, по неправильным мотивам отклоняется этот законопроект, нормы представленного здесь законопроекта совершенно правильные и его надо поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Полномочному представителю президента? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Нет. Ставится на голосование: принять проект федерального закона в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 59 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8% Проголосовало против 18 чел.4,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2% Результат: не принято Не принято.