Заседание № 206
09.04.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки данных дистанционного зондирования Земли из космоса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2091 по 2221 из 6575
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Денис Борисович Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике при подготовке ко второму чтению рассмотрел данный законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее. Законопроект направлен на создание условий для дальнейшей коммерциализации деятельности Государственной корпорации "Роскосмос" и совершенствование рынка закупок данных дистанционного зондирования Земли. Ко второму чтению законопроект был доработан в соответствии с заключениями профильных комитетов Государственной Думы, а также предложениями и замечаниями представителей бизнес-сообщества в сфере космической деятельности. На площадке экспертного совета Комитета по экономической политике по законодательному обеспечению космической деятельности проделана большая работа совместно с представителями Государственной корпорации "Роскосмос", заинтересованными представителями сферы частной космонавтики, а также с заинтересованными коллегами из других комитетов. Таким образом, предлагается к принятию семь поправок. Среди них поправки, которые касаются определения термина "продукты дистанционного зондирования Земли из космоса", ограничения статуса Государственной корпорации "Роскосмос" как единственного поставщика - только в отношении данных дистанционного зондирования Земли, исключая такую возможность в отношении сервисов, предоставляемых на основании данных ДЗЗ (это было пожелание частных игроков), уточнения порядка и условий использования данных ДЗЗ частными компаниями, передающими также данные в федеральный фонд данных ДЗЗ. Кроме того, в законопроект внесены юридико-технические поправки уточняющего и корреспондирующего характера. 20 поправок предлагается к отклонению, основная их часть уже учтена в поправках, которые предлагаются к принятию. В основном эти поправки также касаются уточнения понятийного аппарата. Вместе с тем часть поправок, предлагаемых к отклонению, содержит изменения, не соответствующие концепции законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении. Уважаемые коллеги, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет, Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации законопроект поддерживают. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике предлагает утвердить таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 49 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок № 2 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 17 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 42 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. Денис Борисович Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемые коллеги, спасибо большое за поддержку. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу рассмотреть возможность принятия данного законопроекта в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 30 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 172
28.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки данных дистанционного зондирования Земли из космоса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3864 по 4583 из 5453
Тогда 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замгенерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Валерия Витальевича Шерина. Пожалуйста. ШЕРИН В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится законопроект, разработанный во исполнение указания Президента Российской Федерации о предоставлении данных дистанционного зондирования Земли из космоса на платной основе и об определении Госкорпорации "Роскосмос" единственным поставщиком данных ДЗЗ для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Законопроект, в частности, предусматривает, что предоставление данных ДЗЗ осуществляется корпорацией на платной основе всем пользователям, в том числе органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления. При этом законопроект сохраняет возможность предоставления на безвозмездной основе данных ДЗЗ из федерального фонда данных отдельным пользователям в конкретных случаях, которые будут определены Правительством Российской Федерации, в большинстве своём это федеральные органы, обеспечивающие функции обороны и безопасности государства. Кроме того, в соответствии с законопроектом корпорация наделяется полномочиями единственного поставщика данных ДЗЗ для государственных и муниципальных заказчиков, то есть только для той категории потребителей, которые осуществляют закупки в соответствии с 44-м федеральным законом о контрактации для государственных нужд. Во всех остальных случаях закупка данных ДЗЗ осуществляется потребителями у любых поставщиков в рамках стандартных конкурентных процедур. Аналогично, на конкурсной основе, закупаются и услуги сервисов, созданных на основе данных ДЗЗ. Подход, предлагаемый правительством, обусловлен следующим. Первое - необходимо обеспечить бюджетную эффективность и исключить возможность приобретения госзаказчиками одних и те же данных дважды. Второе - необходимо обеспечить закрытость отдельных данных для нужд обеспечения национальных интересов в сфере обороны и безопасности. И третье - поскольку данные ДЗЗ используются при осуществлении государственного контроля и надзора, необходимо сохранить систему валидации данных. Кроме того, законопроект сохраняет действующую систему оборота данных ДЗЗ, полученных как с государственных, так и с негосударственных космических аппаратов: по-прежнему всё, что закуплено у частных компаний за бюджетный рубль, должно храниться в федеральном фонде данных ДЗЗ и быть доступным за плату любым потребителям. Исключительные права на данные ДЗЗ сохраняются у правообладателя, но с ограничениями, связанными с их покупкой за счёт бюджета. Законопроект согласован всеми заинтересованными федеральными органами - основными заказчиками данных дистанционного зондирования Земли, включая Министерство обороны, МЧС, ну и, конечно, получено согласование Минфина России. Ответственными комитетами Госдумы законопроект рекомендован к принятию в первом чтении с комментариями и предложениями, которые, безусловно, будут нами дополнительно проработаны. Учитывая, что в 2024 году средства на закупку данных ДЗЗ органами государственной власти не предусмотрены, предлагается предусмотреть вступление законопроекта в силу с 1 января 2025 года. Принятие законопроекта позволит сформировать условия для развития отечественного рынка данных ДЗЗ и простимулировать привлечение внебюджетных инвестиций в этот сегмент космической деятельности, нарастить численность аппаратов российской орбитальной группировки. Уважаемые депутаты, прошу поддержать рассматриваемый законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Кравченко Дениса Борисовича. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно остановился на концепции законопроекта, поэтому перейду сразу к моментам, на которые следует обратить внимание при доработке этой законодательной инициативы ко второму чтению. Комитет поддерживает законопроект и необходимость создания условий для коммерциализации космической деятельности и развития рынка закупок данных ДЗЗ. При этом в рамках обсуждения законопроекта к первому чтению частным сектором космонавтики были высказаны опасения по предполагаемой процедуре передачи данных дистанционного зондирования Земли, что и стало предметом обсуждения на заседании экспертного совета по законодательному обеспечению космической деятельности под моим руководством. По результатам этого обсуждения были достигнуты некоторые договорённости по ряду принципиальных вопросов. Так, мы договорились, что ко второму чтению будет необходимо определить порядок и условия использования данных ДЗЗ частными компаниями, нам важно предусмотреть создание конкурентных условий для частных компаний по предоставлению заинтересованным заказчикам данных ДЗЗ, а также уточнить терминологию, используемую в законопроекте. Данные замечания не затрагивают концепцию законопроекта. Законопроект поддержан Комитетом по промышленности и торговле, а также Комитетом по защите конкуренции. По законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые также не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть учтены при подготовке этого документа ко второму чтению. Уважаемые коллеги, Комитет по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Валерий Витальевич, вот возникающий финансовый механизм такой: то, что было для государственной власти бесплатным, теперь станет платным, но, как вы нам объясняли в комитете, будет возвращаться обратно от "Роскосмоса" в федеральный бюджет. Где здесь рост бюджетной эффективности, о которой вы говорили? Ну, если, конечно, забыть о фактически отсечении от космических данных региональных и тем более местных властей. И вы сказали, что это вводится для того, чтобы не было повторов, чтобы не было дублирующих заказов. Но разве Роскосмос сам не в состоянии проконтролировать, чтобы не было дублирующих заказов, лучше, например, того же самого Минфина? ШЕРИН В. В. Михаил Геннадьевич, спасибо за вопрос. Как я уже сказал в начале своего выступления, законопроект в целом направлен на развитие рынка. Рынок возникает там, где возникают коммерческие взаимоотношения заказчика и исполнителя, то есть сохранение на рынке субъекта, который кому-либо предоставляет данные на безвозмездных началах, коим в настоящее время является "Роскосмос", убивает саму идею возникновения рынка данных ДЗЗ, поэтому вводить институты возмездного предоставления данных, с нашей точки зрения, необходимо, для того чтобы обеспечить формирование рынка ДЗЗ. Кроме того, возврат денег в федеральный бюджет предполагается только за предоставление данных с государственных космических аппаратов, с тех, которые созданы за бюджетные средства, что нам видится абсолютно логичным. Частные инвестиции предполагается как раз возвращать за счёт покупки данных ДЗЗ у владельцев частных космических аппаратов - здесь, разумеется, ни о какой возвратности речь идти не будет. Так что капиталоёмкость рынка абсолютно понятна, механизм возврата инвестиций понятен. Мы полагаем, что в данном случае в полной мере может идти речь о капитализации формирования рынка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Валерий Витальевич, ну, платные услуги для коммерческих организаций не вызывают возражений, но в продолжение вопроса, заданного коллегой Делягиным: вот Министерство обороны, МЧС, ФСБ, госкорпорации, которые уже финансируются из федерального бюджета, - по сути дела, мы перегоняем бюджет из одного института в другой. А смысл какой в этом? Для того чтобы потом потерять эти деньги где-то на пути их следования? ШЕРИН В. В. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Вы совершенно правильно расставили акценты на тех федеральных заказчиках, которые обеспечивают интересы государства в сфере обороны и безопасности. Законопроект предполагает принятие подзаконного акта - постановления правительства, которое закрепит перечень таких федеральных заказчиков и перечень случаев, при которых они продолжают получать данные безвозмездно. Безусловно, базовым получателем является Министерство обороны, в отношении которого данный законопроект не предполагает на текущем этапе никаких изменений. Соответствующий проект постановления правительства уже разработан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Валерий Витальевич, вопрос такой. Через день Комитет по экономической политике будет рассматривать изменения в закон № 215-ФЗ, согласно которым "Роскосмос" будет финансировать дефицит федерального бюджета. Вот не для этого ли сегодня мы рассматриваем законопроект, который переводит на коммерческие рельсы "Роскосмос", - для того, чтобы деньги не возвращать вам, а как раз финансировать дефицит бюджета? То есть "Роскосмос" превращается в дойную корову для Министерства финансов. Не опасаетесь ли вы, что "Роскосмос" погибнет при этом? ШЕРИН В. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос и спасибо за обеспокоенность финансово-экономическим состоянием Госкорпорации "Роскосмос" и всей ракетно-космической отрасли. Нет, законопроект, который будет рассматриваться завтра, - это, по сути, гармонизация бюджетного законодательства и непосредственно законодательства о Госкорпорации "Роскосмос". На сегодняшний день мы в рамках бюджетного процесса уже являемся администратором источника финансирования дефицита бюджета, но соответствующие полномочия пока не нашли своего отражения в законе о госкорпорации, что с точки зрения юридической техники является неправильным. Мы, по сути, устраняем недоработку в этой части, то есть нет взаимосвязи между сегодняшним законопроектом и тем, что будет рассматриваться завтра. Вместе с тем, Николай Васильевич, мы, напротив, предполагаем, что принятие законопроекта, который мы сегодня представляем, создаст дополнительные стимулы для развития ракетно-космической отрасли, в том числе не только за счёт бюджетного финансирования. Нам сегодня критически важны внебюджетные инвестиции в развитие ракетно-космической техники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Валерий Витальевич, ну, в целом, конечно, поддерживаем направление, то, на что направлен законопроект, но я хотел бы открыть вам глаза. Рынок ДЗЗ есть - вы сказали, что его нет, - он существует уже много лет (я различной картографической деятельностью занимался в своё время). Проблема, скорее, в другом: мы отрезаны от этого рынка и отрезаны в том числе через санкции. Послужит ли законопроект тому, что у "Роскосмоса" вдруг неожиданно получится сформировать большое количество данных, он будет накапливать данные и выдавать их всем по потребностям. Мне кажется, спрос формирует предложение. Детализация, стоимость, сроки, качество - вот сможет ли "Роскосмос" обеспечить это, после того как появится возможность получать эти деньги? Вот в этой плоскости, наверное, лежит вопрос. Я почитал ряд заключений на законопроект. Очень много на самом деле вопросов, которые ещё надо посмотреть, детализировать ко второму чтению. Вот просто так оголтело говорить о том, что рынка нет... рынок есть, есть частные поставщики. Если мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШЕРИН В. В. Спасибо за вопрос. Безусловно, в мире есть рынок данных ДЗЗ, но мы в данном случае говорим о развитии российского рынка данных ДЗЗ. Я думаю, все, кто обладает определённым экспертным знанием относительно сегодняшнего состояния российской орбитальной группировки, понимают, что сегодня возможности российской орбитальной группировки в части дистанционного зондирования Земли весьма ограниченны. О какой-либо частной группировке, негосударственной, говорить, к сожалению, не приходится совсем. Что касается возможности "Роскосмоса" удовлетворять запросы конкретных федеральных заказчиков, ну, сразу скажу, что, например, запрос федерального Росреестра мы удовлетворяем на сто процентов. Конечно, возникают вопросы к качеству съёмки, есть большой запрос на съёмку высокого разрешения, высокодетальную съёмку, в чём наши возможности ограниченны, но как раз в данной сфере мы и рассчитываем на привлечение частных инвестиций. В рамках федерального проекта о развитии перспективных космических систем и сервисов как раз предполагается заключение форвардных контрактов с частными разработчиками космических аппаратов. Мы, как едпоставщик, по сути, будем закупать у них для федеральных заказчиков весь объём данных ДЗЗ, который они смогут воспроизвести. Сегодня дефицит данных в Российской Федерации колоссален, и мы всё, что они смогут воспроизвести в рамках форвардных контрактов, у них заберём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Валерий Витальевич, мы подробно этот законопроект обсуждали на заседании комитета, я выжимку приведу. Три замечания - и ваша позиция, как представителя правительства, поддерживаете ли вы эти наши предложения ко второму чтению? Первое, при закупке "Роскосмосом" у частных компаний данных ДЗЗ предусмотреть возможность покупки как с исключительными правами, так и с неисключительными правами. Второе, при продаже снимков всем потребителям чтобы исключительным, единственным поставщиком "Роскосмос" был только по снимкам, которые не прошли высокую степень обработки, над которыми, скажем так, как раз возможна работа частных компаний. И третье. Уровень цен, который будет диктовать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дополнительно включите микрофон Гартунгу, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. И третье. Уровень цен, который "Роскосмос" будет диктовать всем участникам рынка, должен быть таким, чтобы действительно рынок появился, рынок обработки данных. Потому что если уровень цен на данные ДЗЗ будет запредельным, то рынок никогда в жизни не появится. Вот три момента, по которым хотелось бы услышать вашу позицию. ШЕРИН В. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. В вашем лице я хотел бы поблагодарить сразу все комитеты Госдумы, которые рассматривали наш законопроект, - и ваш комитет, и комитет по промышленности, и, конечно, наш базовый комитет, по экономике, - за очень тщательную экспертизу законопроекта и за очень взвешенные, очень аргументированные, очень рациональные комментарии. На ваш вопрос я отвечаю да. Все три предложения, которые вы сейчас... все три вопроса, которые вы сейчас озвучили, ко второму чтению будут доработаны. В отношении ценообразования: как мы и обсуждали на заседании комитета, методика определения закупочной цены будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, что исключает возможное монопольное влияние "Роскосмоса". В отношении полномочий, наших полномочий как едпоставщика - да, они будут распространяться только на данные ДЗЗ, прошедшие, условно, первые два уровня обработки, чтобы не происходило смешения с сервисами на основе данных ДЗЗ. При приобретении таких данных у частных операторов, конечно, мы будем делать отсылку на лицензионные договоры, которые и определят, собственно говоря, объём прав - будут они исключительные либо неисключительные, это будет отнесено к переговорной позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Картаполов Андрей Валериевич. КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Витальевич, у меня нет сомнений, что при подготовке законопроекта интересы Министерства обороны были учтены и что Министерство обороны будет первым в списке, в перечне потребителей, которым эти данные будут поставляться безвозмездно. У меня иной вопрос. Вы говорили, что у нас сегодня состояние частной группировки, ну, коммерческих космических аппаратов, назовём это так, весьма и весьма печальное, хотя наши бывшие партнёры как раз большую часть данных берут именно с коммерческих спутников. Вот как, по-вашему, этот законопроект будет расширять возможности, будет давать возможности для появления коммерческих спутников не только "Роскосмоса" или нет? Это первое. И второе. Ну, слушайте, 1 января 2025 года - это достаточно далёкий срок. У нас есть корректировка бюджета... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШЕРИН В. В. Андрей Валериевич, спасибо за вопросы. Как я уже сказал, в рамках федерального проекта о развитии перспективных космических сервисов и продуктов предусматривается формирование государством долгосрочного устойчивого спроса на покупку данных ДЗЗ, в чём выражают крайнюю заинтересованность производители, перспективные производители частных космических аппаратов. На сегодняшний день в расчётах фигурирует цифра около 80 миллиардов рублей до 2030 года - это те средства, которые правительство как раз направит на выкуп данных с частных аппаратов. Это как раз и есть те стимулы, которые позволят частным компаниям пройти так называемую коммерческую долину смерти, для того чтобы выйти уже на устойчивый рынок, где понятен спрос, понятны его характеристики, и частные компании смогут существовать и развиваться уже, скажем, без вот таких долгосрочных государственных контрактов на выкуп данных. Собственно говоря, законопроект решает две ключевые задачи: первое, он исключает существование на рынке субъекта, который обязан предоставлять данные безвозмездно, за исключением узкой категории потребителей; второе, он позволяет частным компаниям продавать свои данные и предусматривает механизм выкупа данных у этих компаний. Мы в горизонте до 2030 года предполагаем, что не менее 100 аппаратов, частных аппаратов ДЗЗ будут созданы нашими коммерческими производителями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Валерий Витальевич, согласно данному законопроекту "Роскосмос" получает право быть единственным поставщиком данных ДЗЗ для государственных и муниципальных заказчиков, но по идее должны возникнуть и обязанности, в частности обязанность быстро и удобно предоставлять эти данные. Особенность рынка данных ДЗЗ в том, что нужны данные высокой степени актуальности на сегодня, а лучше прямо на сейчас и должна быть витрина цифровых данных очень удобная, которой у "Роскосмоса" сейчас нет, Геопортал "Роскосмоса" такой быть не может, в частности потому, что он не работает с мобильными устройствами. Есть ли планы у "Роскосмоса" сделать такую удобную цифровую витрину данных до 1 января 2025 года? ШЕРИН В. В. Спасибо за вопрос. Александр Дмитриевич, со мной сегодня здесь присутствует мой коллега Хайлов Михаил Николаевич, заместитель генерального директора по автоматизированным космическим комплексам и системам. Я попросил бы коллегу прокомментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, конечно. ХАЙЛОВ М. Н., заместитель генерального директора по космическим комплексам и системам Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Спасибо за вопрос. Коллеги, докладываю, что Геопортал "Роскосмоса" работает в цифровом виде. Да, к сожалению, он не работает с устройствами фирмы "Apple", на Android он работает. Он работает в режиме реального времени, и, если нужно, там человек может общаться, получать заказ, данные ставить и получать данные. Но с большинством ФОИВов мы уже работаем по IP, когда автоматизированные системы министерств и ведомств сами заказывают съёмки и автоматизированно получают их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Валерий Витальевич, с учётом того, что законопроект, точнее, закон, если он будет принят, будет вступать в действие с 1 января 2025 года, планируется ли к этому времени сокращение финансирования Госкорпорации "Роскосмос", ввиду того что часть денег вы будете получать за счёт вот этих заказов, ну, фактически от тех же бюджетных организаций? Это первое. И второй момент. Как обстоят дела в части конкуренции, особенно в отношении частных компаний, которые потребляют или могут быть потребителями ваших данных, с иностранными поставщиками? Ну, по предварительным данным, они как бы на шаг впереди идут и с точки зрения цены, и с точки зрения качества предоставляемой информации. Единственное, что сейчас останавливает, - это санкции там какие-то, дополнительно вводимые. Каковы перспективы в части конкуренции, которую "Роскосмосу" и его подразделениям придётся в данном случае выдерживать? ШЕРИН В. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопросы. С точки зрения сокращения финансирования - сокращения не предполагается. Финансирование закупки данных ДЗЗ с частных аппаратов, ну, скажем, предполагается по другой статье федерального бюджета, не захватывая ресурсы Федеральной космической программы, космической деятельности России. А что касается конкуренции, ну, здесь с вами сложно не согласиться. Действительно, да, конкуренция высокая, многие иностранные производители действительно ушли далеко вперёд. Поэтому мы совместно с частными компаниями, в общем-то, работаем в этой части неразрывно, формируя такие технологические задания на производство космических аппаратов, чтобы они были универсальны, современны и в том числе конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Ну а что из этого получится, покажет время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос докладчику. Уважаемый Валерий Витальевич, важный законопроект. Цитирую: "...соответствующая закупка может осуществляться у иных поставщиков". Не могли бы вы привести пример, у каких "иных", и являются ли "иные" российскими компаниями? ШЕРИН В. В. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. Сразу оговорюсь, что данная формулировка появилась как раз по итогам проведения согласительных совещаний с Минобороны, когда нам коллеги задали вопрос, который, что называется, может возникнуть в жизни: вот технические возможности "Роскосмоса" не позволяют обеспечить ту или иную потребность, приобрести данные с коммерческих аппаратов по каким-либо причинам вам не удалось, но мы знаем, что такие данные можно купить у какого-то отдельного производителя, - оставьте, пожалуйста, нам возможность осуществить такую закупку самостоятельно. Вот, собственно говоря, мы сделали эту оговорку как раз по итогам проведения согласительных совещаний с Минобороны. А будет ли это российская компания или удастся закупку осуществить у какого-либо иностранного поставщика - для нужд обороны, я думаю, возможны любые варианты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, перед тем как начнутся выступления - по сегодняшней повестке. Значит, мы с вами договорились рассмотреть 28-й вопрос, после этого предлагается рассмотреть ещё один вопрос, 21-й, а дальше законопроекты по 118-й статье Регламента и по особой процедуре. Не будет возражений? Принимается. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция приняла решение поддержать в первом чтении этот законопроект. Да, у нас есть к нему вопросы, я их озвучил, и эти же вопросы были заданы на заседании комитета. На заседании комитета кроме "Роскосмоса" присутствовали практически все участники рынка, и абсолютно консолидированная позиция всех участников рынка заключается в том, что если три вопроса, о которых я сказал, будут сняты ко второму чтению, то ни у кого возражений принятие этого закона не вызовет. Первое. Для чего вообще нужен этот закон? Ну, смотрите, цели, которые были озвучены, цель принятия этого закона - это создание рынка данных дистанционного зондирования Земли, и не только данных, но и сервисов, которые позволяют их обрабатывать, и соответствующих услуг, которые на основе этих сервисов могут быть в дальнейшем предоставлены. Это абсолютно разнообразные сервисы, абсолютно разнообразные услуги, о некоторых из них мы даже, может быть, и не догадываемся, потому что возможности искусственного интеллекта по обработке больших баз данных постоянно совершенствуются. Но нужны две вещи, чтобы этот рынок в России развивался. Во-первых, должен быть платёжеспособный спрос, и, собственно говоря, одна из заявленных целей - это то, что сегодня... Ну, смотрите, сегодня этого рынка нет. Почему? Нам вот представители КПРФ говорят: ну как же, сегодня государство бесплатно получает, а теперь будет за плату? Да нет, государство сегодня бесплатно ничего не получает, потому что сначала государство из бюджета дотирует "Роскосмос", а потом что-то из этого "Роскосмос" возвращает. Сейчас предлагается поставить всё на ноги, то есть "Роскосмос" на конкурентном рынке, подчёркиваю, на конкурентном рынке (я сейчас об этом скажу) развивает свои технологии, возможности, получая финансирование из бюджета в основном... ну, сейчас пока в любом случае оно будет бюджетное, но в дальнейшем "Роскосмос" будет переходить на финансирование своих программ просто за счёт того, что будет предоставлять услуги государству, и он будет себя окупать, это самоокупаемость будет. При этом, во-вторых, чтобы "Роскосмос", скажем так, не задирал цены, должен быть рынок. Здесь некоторые противоречия есть, да? То есть, с одной стороны, мы вроде рынок создаём, с другой стороны, у нас есть норма в законопроекте, где говорится, что "Роскосмос" будет единственным поставщиком. Так вот оговорка, что он будет единственным поставщиком только по предоставлению первичных данных либо с небольшой степенью обработки, снимает это противоречие, потому что основные технологии, конкуренция, скажем так, развитие как раз будут на более высоких уровнях обработки данных зондирования Земли. И вот если мы эту часть оставим вне закупок у единственного поставщика, этим самым мы создадим условия для развития рынка. Это значит, что не только "Роскосмос" будет отбивать свои затраты, но и частные компании смогут развивать все данные, которые собираются сегодня не только спутниками "Роскосмоса", но и частными компаниями. Вместе с тем "Роскосмос" получает легитимную возможность закупать... Ну, он и сейчас, кстати, закупает у частных компаний данные, но сегодня он единственный закупщик, и, собственно говоря, развития у частных компаний здесь нет. Условно говоря, Илон Маск здесь не добился бы того, чего он добился в Соединённых Штатах Америки, вот не смог бы этого сделать. Если мы хотим, чтобы у нас российский Starlink появился, мы должны для этого создавать рынок. Если мы хотим, чтобы у нас многоразовые ракеты летали, не только у "Роскосмоса"... Я знаю, что они этим занимаются, но почему у нас частные компании не могут этого сделать? Они бы подгоняли "Роскосмос". Поэтому, на мой взгляд, это движение в абсолютно правильном направлении. Ну и самое главное - это задача, которую поставил президент: нужно создавать условия для развития высоких технологий. Следующее замечание. (Шум в зале.) Тише, коллеги, пожалуйста. Второй вопрос. Участники рынка абсолютно правомерно ставили вопрос: если "Роскосмос" собирается закупать исключительные права, то есть он фактически... Если ты продаёшь исключительные права, то всё, это исключительное право принадлежит тому, кто его купил. Но не исключаю, что может быть так, что, например, какая-то компания разрабатывает кучу продуктов и какие-то продукты она готова "Роскосмосу" вместе с исключительными правами продать, а какие-то нет. И вот это право выбора у компании, которая поставляет эти данные "Роскосмосу", должно быть. Представитель правительства согласился, что да, этот выбор будет. Тогда у нас не будет монополии, а если вы будете закупать только исключительные права и не будете закупать неисключительные права, то фактически никакой конкуренции не будет, вы будете единственным поставщиком всех данных. И третье замечание. Искусственный интеллект развивается только на основе наличия огромных баз данных - всё, это как бы аксиома. И для того чтобы сервисы на основе искусственного интеллекта развивались, эти базы данных должны быть доступны. Это значит, что цена входа должна быть достаточно низкая для большого количества стартапов. Ну, условно говоря, собрались программисты, что-то придумали, какую-то программу по обработке снимков, но чтобы её отработать им нужно купить эти данные и её проверить. И вы знаете, может так случиться, что покупка базы данных, на которых они будут свою программу отрабатывать, просто будет им не по карману и они просто не смогут войти на этот рынок. Вот третье замечание, о котором я сказал. Если все три замечания будут учтены, я думаю, что за этот закон можно и нужно будет голосовать. И мы двигаемся в правильном направлении, а уж что получится у нас во втором чтении, мы увидим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Максимов Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Валерий Карлович Гартунг настолько подробно осветил все проблемы этого законопроекта, что, честно говоря, даже добавить нечего. Мы с вами сегодня вот довольно-таки буднично, я бы сказал так, принимаем очень важный законопроект, который открывает совершенно новую отрасль для частного капитала, для частной инициативы. Вот мы сегодня говорим: чего у нас не хватает? У нас не хватает частного бизнеса в масштабных, серьёзных проектах. И вот этот законопроект не то что форточку, он окошко, ворота широкие открывает для частного бизнеса: вкладывайтесь и развивайте важное для нашей страны направление! "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает законопроект и будет голосовать за него, голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы против закона, но за "Роскосмос". Дело в том, что "Роскосмос" на сегодняшний день уже не "Роскосмос", а "Росракета", потому что космическими исследованиями он фактически не занимается. А сегодня, когда мы рассматриваем финансовое положение этой структуры государственной... Я ещё не знаю такого закона, когда бы мы приняли закон и какая-то структура не получила бы дополнительные ассигнования из бюджета. А здесь получается наоборот. Вот я не зря задал вопрос о ещё не рассмотренном законопроекте, но он будет рассматриваться через день в нашем комитете. И в пояснительной записке написано так: корпорация "Роскосмос" полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета не была наделена. То есть не была, а с принятием этого закона предлагается закрепить за Госкорпорацией "Роскосмос" полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета. Не платили, а теперь будут платить, для того чтобы компенсировать дефицит бюджета. Вот и всё. Именно поэтому действовать этот законопроект начнёт с 1 января 2025 года - потому что речь идёт о десятках миллиардов рублей и они не заложены в тот бюджет, который мы с вами приняли. Значит, что предлагается вот этим законопроектом? А этим законопроектом предлагается "Роскосмос" перевести на коммерческую основу, чтобы он теперь не бесплатно отдавал свои продукты, а продавал. За какие деньги, законопроект не говорит, это будут определять в правительстве, но речь-то идёт о десятках миллиардов. Поэтому получается так, что Минфин обсчитает доходы "Роскосмоса". Значит, с этим расчётом он должен Минобороны, ФСБ, МЧС и другим государственным структурам дать деньги, для того чтобы они заплатили "Роскосмосу" за их продукт, а у "Роскосмоса", естественно, финансирование снимут (как выяснилось, это около 70 процентов): поскольку вы получите коммерческие деньги, мы у вас государственные снимаем. А вот выживет "Роскосмос" при этом или нет? Мы не должны забывать, что идёт спецоперация, что мы под санкциями и что бюджет у нас дефицитный. Если мы не хотим, чтобы "Роскосмос" исчез совсем, этот закон принимать не надо, потому что он погубит "Роскосмос". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста. ПЛЯКИН В. В. Уважаемые коллеги, законопроект, который мы сегодня обсуждаем, в таком виде не поможет развитию космической отрасли. Вместо этого он фактически устанавливает монополию "Роскосмоса" на работу с космическими снимками, а любая монополия - это, скорее, высокие цены, ухудшение качества, ну и, конечно, в целом, наверное, тормоз для развития, а не наоборот. Вы знаете, что представители бизнеса из космической отрасли уже направляли коллективное обращение с просьбой не поддерживать этот законопроект. В чём же основные разногласия между авторами закона и бизнес-сообществом? В том, что "Роскосмос" получает за бюджетные средства снимки с коммерческих космических систем, изготовленных на частные деньги российских компаний, и при этом бесплатно получает исключительные права на все полученные данные, то есть, если компании захотят ими пользоваться, нужно будет выкупать собственные снимки обратно. Выкуп исключительных прав увеличивает стоимость данных в несколько раз. Кроме того, у "Роскосмоса" просто может не хватить денег, чтобы выполнять обязательства по форвардным контрактам. Обратный выкуп переданных данных не только ведёт к удорожанию услуг и сервиса, он исключает возвратность инвестиций для частных компаний, делая их бизнес попросту невыгодным. Космическая деятельность должна быть конкурентной, иначе, при отсутствии рынка, прозрачных и справедливых условий для конкуренции, частные компании будут не заинтересованы вкладывать средства в создание новых космических проектов. Сегодня у России всего несколько спутников дистанционного зондирования Земли, в мире таких больше 540 аппаратов. У России на орбите 220 аппаратов против 7,6 тысячи аппаратов в мире. По оценкам экспертов, больше 300 аппаратов работают только по заказу американских и европейских компаний в зоне СВО против нас. У США уже 250 космических систем дистанционного зондирования Земли, у Китая - 240, в Европе - 45. Годовой объём рынка за рубежом составляет порядка 22 миллиардов евро, а в следующем году он вырастет минимум в 2 раза и достигнет 45 миллиардов евро, при этом участие России в международном рынке в настоящее время близко к нулю. Мы до сих пор не провели ни одного частного пуска космического аппарата. Если мы ограничим доступ частных компаний, ситуация не изменится. Мы не можем поддержать этот законопроект в такой редакции, но готовы будем его поддержать при условии доработки ко второму чтению, с учётом интересов бизнеса и устранения основных разногласий. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Валерий Витальевич, есть необходимость в заключительном слове? Пожалуйста. ШЕРИН В. В. Иван Иванович, спасибо за возможность прокомментировать. Я ещё раз хочу поблагодарить всех за вопросы, за очень взвешенные и аргументированные комментарии. Сразу хочу сказать, что у Соединённых Штатов, например, государственных спутников ДЗЗ всего 17, у нас - 12, так что какой-то пропасти в развитии нет. Да, у них очень много частных аппаратов, но сегодня вся дискуссия, собственно, и развернулась вокруг того, что нам необходимо формировать условия для создания рынка, российского рынка данных ДЗЗ. Что касается "Роскосмоса", мы говорим о том, что у нас нет монополии, у нас есть лишь консолидация государственного заказа на то, чтобы обеспечить частным компаниям долгосрочный устойчивый спрос. И на самом деле три из четырёх частных компаний, которые являются участниками федпроекта "Перспективные космические системы и сервисы", как раз не имеют никаких возражений против того, чтобы "Роскосмос" выполнял полномочия единственного поставщика, - наоборот, им это удобно. Мы полагаем, что в этой части как раз "Роскосмос" как единственный поставщик будет удобен как государственным заказчикам, с точки зрения обеспечения данными, так и частным компаниям, поскольку обеспечит долгосрочный устойчивый спрос. Спасибо за возможность прокомментировать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, Денис Борисович Кравченко. Включите микрофон на рабочем месте. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые коллеги, спасибо за дискуссию. И я очень рассчитываю, и комитет рассчитывает, что принятие этого закона позволит увеличить группировку, повысить конкурентоспособность нашей ракетно-космической отрасли, в том числе в области дистанционного зондирования Земли, и привлечь дополнительные средства на развитие этой группировки. Как известно, более трети этой группировки будет состоять из частных спутников, частных аппаратов. Но нам очень важно - подытожу дискуссию, я специально не выступал от комитета, не стал отвечать на вопросы - не выплеснуть с водой ребёнка, поэтому тот небольшой рынок частной космонавтики нам необходимо поддержать и, ну, в хорошем смысле подстраховать. Мне импонирует позиция представителей Государственной корпорации "Роскосмос" и Правительства Российской Федерации - коллеги готовы на компромиссы ко второму чтению, поэтому то, что Валерий Карлович Гартунг сказал об исключительности прав на снимки и возможности выбора для частных компаний, мы поддерживаем. Я рассчитываю, что мы придём к формулировкам, которые снимут беспокойство частного сектора. Спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 16 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.