Заседание № 259

16.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 458646-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся терминологии закона, размера страховой суммы, правил и порядка страхования и возмещения убытков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 941 по 965 из 2913
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев       
транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и    
дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в       
Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных    
актов Российской Федерации". Доклад члена Комитета по кредитным организациям    
и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста.                    
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вносимые изменения позволят    
более полно гарантировать защиту интересов страхователей и потерпевших в        
случае дорожно-транспортных происшествий, учитывая позицию Конституционного     
Суда Российской Федерации по вопросам обязательного страхования гражданской     
ответственности владельцев транспортных средств. Законопроект прошёл правовую   
и лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной      
Думы замечаний не имеет. Предлагается принять законопроект в третьем чтении.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час   
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1159 по 1180 из 2913
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". Ставится на голосование        
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской         
Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов         
Российской Федерации" в третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 257

13.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 458646-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части, касающейся терминологии закона, размера страховой суммы, правил и порядка страхования и возмещения убытков; принят в первом чтении 9 октября 2007 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2397 по 2586 из 5814
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев       
транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и    
дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в       
Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных    
актов Российской Федерации". Доклад члена Комитета по кредитным организациям    
и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля.                                
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению были   
внесены сущностные поправки, направленные на усиление социальной                
ответственности страховщиков перед страхователями и потерпевшими.               
                                                                                
Так, если изменения, предложенные в первом чтении, решали задачу увеличения     
размера страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причинённый       
жизни и здоровью каждого потерпевшего, до 160 тысяч рублей независимо от        
числа потерпевших, то в процессе доработки законопроекта внесена также норма,   
устанавливающая, что в случае нанесения вреда жизни потерпевшего, то есть его   
смерти, устанавливается фиксированная сумма страховых выплат для иждивенцев в   
размере 135 тысяч рублей.                                                       
                                                                                
Изменения коснулись и норм в части предоставления льгот по ОСАГО инвалидам.     
Если в законопроекте к первому чтению предлагались компенсации в размере 50     
процентов от страховой премии только инвалидам, получившим транспортные         
средства по медицинским показателям, то в законопроекте, предложенном к         
рассмотрению во втором чтении, предлагается указанную компенсацию выдавать      
всем инвалидам, имеющим транспортное средство по медицинским показателям,       
независимо от того, каким образом это транспортное средство было ими            
приобретено.                                                                    
                                                                                
Далее. Проработаны нормы законопроекта, касающиеся упрощённой процедуры         
получения потерпевшим страховой выплаты, в части оформления документов о        
дорожно-транспортном происшествии без привлечения сотрудников ГИБДД.            
                                                                                
Уточнён порядок осуществления прямого урегулирования убытков, и установлен      
финансовый источник осуществления указанных выплат.                             
                                                                                
Кроме того, внесены нормы в части интеграции, вступления России в               
международную систему страхования гражданской ответственности владельцев        
транспортных средств, именуемую "Зелёная карта". Основная цель международной    
системы "Зелёная карта" - урегулирование претензий пострадавших в ДТП,          
совершённых при участии иностранных владельцев транспортных средств, в          
соответствии с национальным законодательством страны происшествия. Это          
означает, что в случае участия России в международной системе страхования       
гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зелёная карта"     
система будет покрывать ответственность российских владельцев транспортных      
средств при поездке за границу.                                                 
                                                                                
В целом вносимые изменения, предлагаемые законопроектом, позволяют более        
полно гарантировать защиту интересов страхователей и потерпевших в случае       
дорожно-транспортного происшествия, а также обеспечить беспрепятственное        
трансграничное передвижение автотранспортных средств.                           
                                                                                
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам      
предлагает принять указанный законопроект во втором чтении с учётом поправок,   
рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению, сформированных в     
две таблицы.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы. Таблица 1, в ней         
двадцать девять поправок, которые комитет рекомендует принять. Будем ли         
обсуждать данную таблицу? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1,      
рекомендованных к принятию.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Таблица 2, двадцать девять поправок. Вижу, есть желание обсуждать.              
Пожалуйста, депутат Кибирев.                                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование из таблицы поправок, рекомендуемых к   
отклонению, поправку 5.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли другие предложения по этой таблице? Нет, больше   
рук не вижу. Ставится на голосование таблица 2 (это поправки, которые комитет   
рекомендует отклонить), за исключением поправки 5.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Приняли таблицу.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Кибиреву.                                
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
В статье 7 предусматривается возмещение вреда, причинённого жизни или           
здоровью каждого пострадавшего, не более 160 тысяч рублей. Жизнь показывает,    
что в особенно сложных условиях выплата не более 160 тысяч рублей совершенно    
неадекватная: она не позволяет компенсировать ущерб, который несут              
пострадавшие. По нашему мнению, страховые компании могли бы выплачивать         
большую сумму, средства у них для этого имеются в силу их рентабельной          
работы, а надо сказать, что случаи с такими максимально тяжёлыми                
последствиями не такие уж и частые.                                             
                                                                                
Поэтому я вношу предложение: вместо 160 тысяч рублей записать на 80 тысяч       
больше - 240 тысяч рублей каждому пострадавшему вот в таких сложных случаях,    
то есть не более этой цифры. Прошу меня поддержать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Борис Григорьевич, в базовом тексте у нас 240 тысяч      
распределялось при ДТП, когда есть несколько пострадавших, и вся эта сумма,     
независимо от их числа, делилась на всех. Если это автобус, то это может быть   
и сорок человек, и понятно, какая это была мизерная сумма. Комитет предлагает   
(и кстати, правительство тоже, мы обсуждаем правительственный законопроект),    
независимо от количества пострадавших, каждому выплачивать 160 тысяч рублей,    
то есть мы уже пошли на достаточно значительное увеличение.                     
                                                                                
Надо сказать ещё и о том, что медицинская помощь оказывается пострадавшим в     
ДТП и в рамках программы обязательного медицинского страхования, то есть        
когда мы говорим о 160 тысячах на каждого, то речь идёт о дополнительных        
выплатах. Ну а я, безусловно, согласен с тем, что эта сумма, конечно, мала,     
и, наверное, было бы целесообразным увеличить её, как мы с вами сделали,        
принимая изменения в статью 133 Воздушного кодекса, когда мы за причинение      
вреда жизни и здоровью увеличили сумму компенсации, установив её в размере 2    
миллионов рублей, но совершенно очевидно, что это приведёт к увеличению         
страхового тарифа. Вот сейчас просто так увеличить выплаты невозможно.          
                                                                                
Тем не менее и правительство, и комитет поддерживают позицию об увеличении      
страховой суммы в случае причинения вреда жизни и здоровью до 160 тысяч         
рублей, независимо от количества пострадавших. Такова позиция комитета.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиции ясны.                                             
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Кибирева поддержать поправку 5     
из таблицы отклонённых. Комитет считает, что она должна быть отклонена.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               58 чел.12,9%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     63 чел.                                          
Не голосовало                 387 чел.86,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка остаётся в таблице отклонённых.                                        
                                                                                
Я ставлю на голосование во втором чтении обсуждаемый законопроект.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект принят во втором чтении.                                  
                                                                                

Заседание № 251

09.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 458646-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части, касающейся терминологии закона, размера страховой суммы, правил и порядка страхования и возмещения убытков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3219 по 3541 из 6153
Переходим к пункту 12 порядка работы. Я приглашаю на трибуну официального       
представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря -              
заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича           
Шаталова. Он доложит о проекте федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности      
владельцев транспортных средств".                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект, который            
представлен правительством, призван решить несколько задач. Во-первых, за       
прошедшие четыре года, с того момента, когда было введено обязательное          
страхование гражданской ответственности автовладельцев, закон потребовал        
определённых уточнений, прежде всего в отношении понятийного аппарата. И        
такие проблемы здесь решаются. В частности, уточняются понятия страхового       
случая, территории преимущественного использования транспортных средств и       
другие, что сделает более понятной процедуру, уменьшит количество споров, и в   
итоге этот механизм страхования станет более чётким.                            
                                                                                
Но главное, пожалуй, даже не в этом, главное направление закона - это защита    
интересов граждан и организаций, которые пострадали в результате                
дорожно-транспортных происшествий. Для того чтобы реализовать эти идеи,         
правительство предлагает следующие меры.                                        
                                                                                
Во-первых, это сокращение периода ограниченного использования транспортных      
средств для физических лиц. Сегодня минимальный срок, на который можно          
застраховать транспортное средство, а точнее, свою гражданскую                  
ответственность, составляет шесть месяцев. Предлагается этот срок сократить     
до трёх месяцев. Это очень важно для тех лиц, которые пользуются                
транспортными средствами в течение ограниченного периода времени, например,     
для пенсионеров, которые выезжают на дачу.                                      
                                                                                
Второе. Предусматривается специальная мера ответственности для страховщиков в   
тех случаях, когда они несвоевременно исполняют обязанности, предусмотренные    
законом, и не выплачивают страховое возмещение. Сегодня, к сожалению,           
складывается практика, когда на урегулирование вопросов требуется от трёх до    
шести месяцев, в то время как закон требует урегулировать эти вопросы в         
течение пятнадцати дней. Закон предусматривает, что если нарушаются сроки, то   
в этом случае уплачивается неустойка или пеня в размере одной семьдесят пятой   
ставки рефинансирования Центробанка. В пересчёте на годовые проценты это        
примерно 49 процентов годовых. То есть это достаточно серьёзная мера, для       
того чтобы призвать страховщиков к более чёткому исполнению закона. При этом    
мы, конечно, понимаем, что технически выполнить в течение пятнадцати дней все   
требования закона достаточно сложно, потому что требуется иной раз несколько    
экспертиз и у страховщиков иногда остаётся один день, иногда даже они просто    
не укладываются в процедурные рамки, для того чтобы принять окончательное       
решение осуществить выплату. Поэтому предлагается увеличить срок, в течение     
которого должно быть принято решение, до тридцати дней. Много это или мало,     
если сравнивать с международной практикой? Скорее, мало. Обычно три месяца      
или даже больше в отдельных государствах. В некоторых государствах              
предусматривается обязательная судебная процедура.                              
                                                                                
Кроме того, предусматривается возможность при определённых условиях оформлять   
документ о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников милиции.   
Этот упрощённый порядок оформления дорожно-транспортных происшествий            
чрезвычайно важен, потому что люди теряют огромное количество времени,          
дожидаясь, когда приедут сотрудники ГИБДД. Кроме того, транспортные средства,   
оставленные на дороге, создают затруднения для движения. Упрощённая             
процедура, конечно же, для всех является благом. Описываются и условия, при     
которых такая упрощённая процедура возможна. Главное здесь, чтобы не был        
причинён вред жизни или здоровью участников дорожно-транспортного               
происшествия, то есть если это касается только железа, и, второе, стороны       
согласны с тем, что ущерб в пределах 25 тысяч рублей, и это самое главное       
условие. И кроме того, в этом происшествии должно участвовать не более двух     
транспортных средств. То есть если авария групповая, конечно, сотрудников       
ГИБДД придётся вызывать.                                                        
                                                                                
И ещё одна важная позиция - это возможность прямого возмещения убытков, то      
есть фактически европейский протокол, который впервые предлагается внедрить в   
России. Что это означает? Пострадавший обращается в ту компанию, в которой      
застрахован именно он, а не в ту компанию, в которой застрахован виновник       
дорожно-транспортного происшествия, после чего компания, в которой он           
застрахован, выплачивает ему страховую сумму, а взаимоотношения между           
компаниями уже регулируются соглашениями между этими компаниями. Это тоже мы    
предлагаем ввести для удобства и для защиты наших граждан.                      
                                                                                
Немаловажно и то, что предлагается существенно во многих случаях увеличить      
сумму страховых выплат, в случае когда причинён вред жизни и здоровью           
граждан. Сегодня есть норма, которая предусматривает, что если количество       
пострадавших более одного, то в этом случае общая сумма компенсации не может    
превышать 240 тысяч рублей. И эти 240 тысяч рублей делятся на всех              
пострадавших. Понятно, что при большом количестве пострадавших компенсация      
может быть чисто символической. Предлагается установить, что независимо от      
числа пострадавших выплаты по каждому такому пострадавшему будут в пределах     
до 160 тысяч рублей, то есть так, как сегодня, когда пострадавший всего         
только один.                                                                    
                                                                                
Для страховщиков и участников дорожно-транспортного происшествия важно также    
и то, что предлагается отказаться от обязательности проведения независимой      
экспертизы, которую должна организовать страховая компания. Часто стоимость     
этой экспертизы превышает даже размер ущерба, который нужно выплатить. И в      
том случае, если пострадавший и страховая компания по взаимному согласию        
готовы отказаться от этой экспертизы и, скажем, воспользоваться каталогами,     
для того чтобы определить стоимость тех или иных деталей (например, если        
пострадал бампер или фара), то в этом случае такой обязательной экспертизы      
тоже не требуется.                                                              
                                                                                
Отмечу также, что уточняются нормы, касающиеся компенсации инвалидам            
страховых взносов, которые они должны осуществлять. 50 процентов тарифа им      
оплачивает государство в тех случаях, когда транспортное средство               
приобретается ими по медицинским показаниям. Это значительно более точная и     
аккуратная формулировка, чем существующая сегодня в законе, когда               
предполагается, что такая компенсация возможна лишь в случае, если              
транспортное средство получено через органы социальной защиты.                  
                                                                                
Вот таково общее содержание законопроекта. Добавлю ещё, что через два дня       
Государственная Дума наметила рассмотрение ещё одного законопроекта, который    
идёт пакетом с сегодняшним и касается урегулирования налоговых вопросов:        
налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в тех случаях, когда        
компании вынуждены урегулировать в соответствии с европейским протоколом        
отношения между собой.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад от Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам сделает      
Александр Павлович Коваль. Пожалуйста.                                          
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, правительственный     
законопроект направлен на повышение защиты интересов граждан, юридических       
лиц, страхователей и потерпевших, и в нём достаточно много тех позитивных       
моментов, которые в значительной степени облегчат жизнь автовладельцев. В том   
числе сюда относится и та позиция, о которой Сергей Дмитриевич не сказал: не    
обязаны теперь страховать свою ответственность граждане - владельцы прицепов    
к легковым автомобилям. То есть в том случае, когда гражданин, положим, два     
раза в год пользуется прицепом - первый раз весной, переезжая на дачу, и        
второй раз осенью, когда он с дачи вывозит собранный урожай, - ему не нужно     
будет страховать ответственность за свой прицеп.                                
                                                                                
Безусловно, самыми важными и самыми революционными нормами являются нормы,      
касающиеся прямого урегулирования возмещения убытков и оформления ДТП без       
участия сотрудников милиции.                                                    
                                                                                
В части прямого урегулирования возмещения убытков комитет отмечает, что эти     
нормы необходимо дополнить порядком осуществления указанной выплаты, перечнем   
документов, которые нужно собрать, установить срок рассмотрения этих            
документов, срок осуществления страховой выплаты страховщиком, а также          
перечень оснований для отказа в этой выплате, если вы обратились к своему       
страховщику. По мнению комитета, дополнительному обсуждению подлежит            
следующий вопрос: почему можно обращаться к своему страховщику в том случае,    
если вред нанесён автомобилю, а в том случае, когда вред причинён жизни и       
здоровью, нужно искать страховщика причинителя вреда? То есть насколько же      
негуманная позиция: понимая, что, когда человек покалечен, у него, возможно,    
переломаны руки и ноги, он может быть в инвалидной коляске, мы осложняем ему    
жизнь, заставляя искать страховщика причинителя вреда, хотя проще, конечно,     
было бы обратиться к своему страховщику.                                        
                                                                                
Что касается оформления документов о ДТП без участия сотрудников милиции,       
безусловно, это сократит количество пробок, особенно в крупных городах, но      
тем не менее здесь есть что и дополнить. Положим, у страховщика остаётся        
право на основании представленных документов принимать решение об               
осуществлении или неосуществлении страховой выплаты. То есть мы должны здесь    
внести ясность, и в этой связи мы считаем необходимым дополнить законопроект    
нормами, устанавливающими основания для отказа в страховой выплате при такой    
процедуре.                                                                      
                                                                                
Комитет считает, что законопроект необходимо дополнить нормами,                 
устанавливающими требования к водителям сообщать о ДТП своим страховым          
компаниям, требование к водителям не покидать место ДТП, пока водители не       
обменялись необходимой страховой информацией, не заполнили бланки извещений и   
не сообщили данные о своих страховых компаниях друг другу.                      
                                                                                
Дополнительному обсуждению подлежат также вопросы, кто будет определять         
виновную сторону, кто будет определять размер нанесённого ущерба: то ли это     
будет устанавливать страховая компания, то ли сами водители - участники ДТП.    
Международная практика показывает, что возможен и тот и другой вариант.         
                                                                                
С точки зрения комитета, обсуждению подлежит также и размер предельной суммы    
возмещения убытка, сейчас он установлен в законопроекте в 25 тысяч рублей.      
Вряд ли можно считать целесообразным на первоначальном этапе упрощённого        
регулирования убытков устанавливать сумму, соизмеримую с суммой средних         
выплат по стране, которая составляет сегодня 23 тысячи рублей, тем более        
понимая, что после ДТП в состоянии стресса водители не всегда смогут верно      
определить размер ущерба, что позднее могут обнаружиться и скрытые дефекты, а   
документы будут уже подписаны и водители не смогут предъявить претензии         
страховщикам. С точки зрения комитета, необходимо отработать на первом этапе    
законодательное нововведение, а затем уже поэтапно повышать предельную сумму    
возмещения убытков.                                                             
                                                                                
Представляется необходимым при подготовке законопроекта уже ко второму чтению   
дополнительно рассмотреть вопрос о возможности увеличения страховой суммы в     
части возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью потерпевших, или об       
установлении фиксированных сумм страховых выплат потерпевшим в зависимости от   
тяжести вреда, причинённого жизни и здоровью.                                   
                                                                                
По мнению комитета, следует пересмотреть перечень случаев исключения из         
страхового риска. В данном проекте есть положение о том, что к страховому       
случаю не относится причинение вреда водителем управляемому транспортному       
средству, и формулировка "а также иному имуществу", таким образом, возникает    
неопределённость относительно права на возмещение вреда, причинённого           
имуществу, не принадлежащему водителю. Такое положение может привести к тому,   
что к страховому риску не будет относиться гражданская ответственность за       
причинение вреда любому имуществу, а не только установленному на транспортном   
средстве.                                                                       
                                                                                
Законопроект вносит ряд изменений, касающихся международных систем              
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,        
однако, по мнению комитета, этот вопрос нуждается в более детальной             
проработке. В новой редакции подпункта "г" пункта 3 статьи 4 предлагается       
освободить от обязанности страховать свою ответственность владельцев            
транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если       
гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств               
застрахована в рамках международных систем страхования, участником которых      
является профессиональное объединение страховщиков или уполномоченная им        
организация. При этом в проекте отсутствует определение понятия международной   
системы страхования, и в этой связи представляется некорректным обуславливать   
установление обязанности по страхованию участникам некоммерческой организации   
в неопределённой международной системе. Мы полагаем, что должна быть            
установлена обязанность владельцев транспортных средств страховать свою         
гражданскую ответственность при въезде в страну, страховщики которой            
участвуют в международной системе обязательного страхования, как временная      
мера, необходимая на начальном этапе введения такой системы. И именно такой     
путь введения международной системы обязательного страхования был выбран        
нашими соседями - Украиной и Белоруссией.                                       
                                                                                
Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам считает, что имеющиеся    
замечания и предложения можно учесть при подготовке ко второму чтению, и        
поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, пока не присаживайтесь.                          
                                                                                
Первое чтение. Вопросы есть ли у депутатов? Есть одна рука - депутат Иванов     
Сергей Владимирович, подводим черту. Пожалуйста.                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Вопрос к тому, кто сможет ответить.                                             
                                                                                
Я, честно говоря, не понимаю: вот одна семьдесят пятая ставки                   
рефинансирования Центрального банка... Не могли бы вы сказать конкретно,        
сколько в день на сегодняшний момент, допустим, - вы наверняка знаете ставку    
рефинансирования Центробанка - будет платить в рублях страховая компания в      
случае просрочки, вот сегодня за один день просрочки?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Павлович, можете ответить, да?                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.                           
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Ставка рефинансирования составляет 10,5 процента в год, то есть    
если просрочка, положим, год, то это 50,4 процента годовых. И всё это зависит   
от суммы... то есть мы делим на триста шестьдесят пять дней. Если мы возьмём    
среднюю выплату по стране, это 23 тысячи рублей на одну страховую выплату, то   
за месяц просрочки примерно 950-960 рублей.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, конкретный ответ. Присаживайтесь.                
                                                                                
Теперь я обращаюсь к залу с вопросом: есть ли желающие выступить? Есть. Также   
депутат Иванов, больше нет желающих. Пожалуйста, выступление депутата Иванова   
Сергея Владимировича.                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, как тут не вспомнить Макаревича: "Ты помнишь,     
как всё начиналось?.." И кстати, вот представитель комитета замечательную       
фразу сказал, что этот закон облегчает положение автовладельцев. То есть мы     
приняли закон, который загнал автовладельцев в ситуацию настолько               
непотребную, что вот теперь мы какими-то поправками пытаемся немножко эту       
ситуацию улучшить. Помните, нам обещали, что эта страховка будет стоить не      
дороже одной заправки? Сколько она сейчас стоит, вы прекрасно знаете. Теперь    
посмотрите: вот одна семьдесят пятая - что это за ставка такая? Значит,         
получается 950 рублей, как нам сейчас посчитали, за месяц просрочки, а          
человек не сможет выехать, если у него страховки нет, его остановит сотрудник   
ГАИ и какой ему штраф выпишет? Тоже наверняка знаете.                           
                                                                                
О том, что ремонт машины в полной мере оплачиваться не будет, это уже комитет   
сказал. Действительно, они молодцы, хорошие замечания сделали. Я вот только     
удивляюсь... вернее, сомневаюсь, будут ли они учтены при подготовке ко          
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Мы так и не устанавливаем в этом законе основания для отказа, то есть, как      
справедливо заметил Александр Павлович, в стрессовой ситуации водитель не так   
в бумажке крестик поставит, и всё, и потом ему имеют право отказать: вы не то   
сделали, вы не так поставили... Поэтому, вы знаете, автогражданка... Я не       
знаю, за что мы их так любим? Вот за что, я не представляю себе. Даже если      
сейчас мы вводим норму, что ладно, не надо вызывать сотрудников ГАИ, если мы    
оценили, что размер ущерба около 25 тысяч рублей, то всё равно на составление   
этих бумажек, на оформление грамотного, спокойного, вдумчивого заключения       
может уйти, допустим, минут двадцать, а может быть, даже полчаса. Представьте   
себе, какая пробка возникнет за полчаса на Ленинском, или на Кутузовском, или   
на любом другом проспекте. То есть проблему это абсолютно не решает.            
                                                                                
Грубо говоря, законом об ОСАГО нас всех просто обманули, и если, как Сергей     
Дмитриевич сказал, мы страхуем именно железо, вернее, не железо, а свою         
ответственность, то почему мы до сих пор не отменим страхование каждого         
автомобиля? Вот я на уазике езжу, допустим, на рыбалку или на охоту, а на       
легковой машине езжу по городу, и каждую я должен страховать. Вот это мы до     
сих пор не сделали, не отменили. А эти вот вещи... Да, мы, конечно, немножко    
облегчаем положение автовладельцев, но, вообще, надо всё это просто-напросто    
отменять. Раньше было проще, когда люди сами смотрели, договаривались,          
разъезжались и делали... недостатки устраняли. Сейчас нас просто-напросто       
загоняют в кабалу, эти компании получают бешеные прибыли, просто-напросто       
бешеные, и ещё нам нервы портят.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить с заключительным словом у       
представителя правительства? Представителя комитета? Нет. Ставится на           
голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев       
транспортных средств".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.