Заседание № 235

25.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 458231-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (в части совершенствования координации деятельности органов, осуществляющих управление гражданской обороной).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3489 по 3678 из 5347
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О гражданской обороне". Доклад сенатора Российской Федерации Сергея      
Николаевича Муратова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МУРАТОВ С. Н., сенатор Российской Федерации.                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! В целях совершенствования гражданской обороны с учётом    
опыта ведения специальной военной операции сенаторами Российской Федерации      
совместно с МЧС России подготовлен и внесён в Государственную Думу              
законопроект № 458231-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О            
гражданской обороне". Законопроектом предлагается следующее.                    
                                                                                
Первое. Предлагается предоставить право главам субъектов Российской Федерации   
вводить в действие планы гражданской обороны и защиты населения                 
соответствующих субъектов Российской Федерации на основании представления МЧС   
России, что позволит повысить оперативность принятия решений в области          
гражданской обороны и эффективность действий органов государственной власти и   
местного самоуправления, а также организаций.                                   
                                                                                
Второе. В целях совершенствования организации и ведения гражданской обороны     
предлагается координацию деятельности органов публичной власти и организаций    
при выполнении ими мероприятий по гражданской обороне возложить на              
Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных          
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и соответствующие комиссии         
субъектов Российской Федерации, поскольку в настоящее время указанные           
полномочия законодательно не урегулированы.                                     
                                                                                
Третье. Предлагается впервые предоставить на законодательном уровне механизм    
компенсации расходов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета     
на выполнение отдельных мероприятий по гражданской обороне регионального        
уровня, которые носят экстренный и непредвиденный характер.                     
                                                                                
Предлагаемые изменения позволят обеспечить согласованность и эффективность      
действий органов государственной власти, повысить оперативность принятия        
решений в области гражданской обороны.                                          
                                                                                
И в заключение хотелось бы добавить. Для выработки этих предложений была        
создана группа в составе сенаторов Российской Федерации и представителей МЧС    
России, которые посетили Белгородскую область, Курскую область, а также все     
новые регионы, в том числе город Энергодар и Запорожскую АЭС. Но самое          
главное, что был изучен опыт именно Донецкой Народной Республики по             
организации гражданской обороны в условиях вооружённого конфликта, при этом     
Донецкая Народная Республика ещё на тот период времени не вошла в состав        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, учитывая изложенное, прошу принять законопроект в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.                                            
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами в последние годы   
активно совершенствуем законодательство, касающееся чрезвычайных ситуаций.      
Законодательство о гражданской обороне, к сожалению, сегодня отстаёт от         
современных требований, а реалии таковы, что это законодательство нуждается в   
срочном совершенствовании. Именно вот на эти вызовы времени попытались          
ответить сенаторы.                                                              
                                                                                
Сергей Николаевич подробно изложил суть законопроекта, причины, почему он был   
разработан. Он направлен на совершенствование координации деятельности          
органов, осуществляющих управление гражданской обороной. Предлагаемые           
изменения позволят обеспечить согласованные, эффективные действия органов       
государственной власти в условиях военного времени и в условиях мобилизации.    
Законопроектом уточняются полномочия высших должностных лиц субъектов           
Федерации, вопросы координации деятельности органов власти и организаций при    
выполнении мероприятий по гражданской обороне, уточняются полномочия            
Правительства Российской Федерации, и серьёзно дополняется понятийный аппарат   
с учётом современных реалий. Уточняется само понятие "гражданская оборона",     
уточняются требования в области гражданской обороны с указанием на              
специальные условия эксплуатации убежищ, иных объектов гражданской обороны,     
создания, реконструкции и поддержания состояния постоянной готовности           
специальной техники и многие другие вопросы. То есть законопроект отвечает на   
все вопросы, которые современными реалиями поставлены перед органами власти.    
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний                  
концептуального характера по законопроекту нет, есть замечания                  
юридико-технического характера, и они будут учтены при подготовке ко второму    
чтению. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает.           
Комитеты Совета Федерации по обороне и безопасности, по федеративному           
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, по   
бюджету и финансовым рынкам поддерживают концепцию законопроекта.               
                                                                                
Учитывая, что принятие законопроекта будет способствовать повышению уровня      
безопасности людей и позволит обеспечить согласованные действия органов         
государственной власти в период мобилизации, в период действия военного         
положения, в военное время, Комитет по безопасности и противодействию           
коррупции предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
По этим же основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе будет      
поддерживать законопроект.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна.                                                      
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сергей Николаевич, речь идёт о системе мероприятий.   
Скажите, пожалуйста, конкретизация того, что входит в эту систему, где-то       
будет или нет? В частности, очень много сейчас обращений по поводу убежищ -     
это подвалы, которые относились раньше к системе гражданской... ну, сейчас к    
МЧС относятся, но они сейчас заняты коммерческими структурами. Идут обращения   
граждан, а им предлагают: ну, вот через километр у вас метро, можете туда       
сбегать. Естественно, у граждан возникают вопросы, и они боятся вот таких       
ситуаций. Скажите, вот такие вопросы, как подготовка подвалов в качестве        
убежищ в тех регионах, где есть прилёты, это уже совершенно очевидно, входят    
в эту систему... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
МУРАТОВ С. Н. Да, Галина Петровна, большое спасибо за вопрос. Это, конечно,     
входит в этот закон. Более того, есть ряд подзаконных актов, которые сегодня    
эту систему разграничивают. Вот вы правильно отметили, да, у нас очень          
много... ну, я сейчас не хочу делать работу над ошибками, это о том, что было   
наделано, у нас, к сожалению, было предприятие "Экран", которое продано, оно    
раньше владело всеми бомбоубежищами. Самое главное вот в этом законе то, что    
есть ещё ряд подзаконных актов, которые и регулируют эти процессы. Мы к этому   
очень внимательно подходим, есть понятие "убежище" и есть понятие "укрытие",    
то есть вот чтобы в такие моменты, вот как вы говорите, не надо было идти,      
там, за километр куда-то... при отсутствии убежища можно будет                  
воспользоваться укрытием. Вот это всё этот закон однозначно предусматривает,    
но дальше будет продолжаться глубокая, системная работа.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соболев Виктор Иванович.                                  
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня такой вопрос. Вот в своё время, ну, будем так говорить, в советское      
время за гражданскую оборону у нас отвечали Вооружённые Силы, в каждом          
военном округе даже был заместитель командующего войсками округа по             
гражданской обороне, и был целый набор соответствующих частей и даже            
соединений, которые в случае необходимости должны были эту гражданскую          
оборону осуществлять. В настоящее время что-нибудь осталось от этого или        
только укрытия и убежища? И какие меры принимаются для того?.. Ведь на самом    
деле очень серьёзная обстановка, и не исключена, всё больше и больше об этом    
говорят, серьёзная война. Что-нибудь, какие-нибудь меры принимаются в этом      
направлении?.. (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
МУРАТОВ С. Н. Спасибо за вопрос, Виктор Иванович. Я услышал, что вы не успели   
сказать в микрофон. Вот то, что осталось, это сейчас всё как раз у нас... Да,   
был целый род войск, было целое направление, которое как раз обеспечивало       
гражданскую оборону, но сейчас всё это передаётся МЧС, этим будет заниматься    
МЧС. Я не просто так сказал о том, что мы изучили опыт работы ДНР, которая      
как раз ещё не входила в состав Российской Федерации, но все эти меры там       
очень хорошо работали. И вот, знаете, на местах, где руководители такого        
сильного склада, с сильным характером, как в ДНР... Я вот просто не могу не     
похвалить этого товарища, это Герой ДНР Кострубицкий Алексей Александрович,     
генерал-лейтенант, он, конечно, эту систему организовал, и вот опять же,        
основываясь на его опыте работы, нам сегодня предстоит всё это делать в         
рамках закона, который мы принимаем. А всё, что осталось, сегодня находится     
на балансе МЧС.                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МУРАТОВ С. Н. Ну конечно, осталось, техника осталась.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители      
президента, правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Нет.          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О гражданской обороне", пункт 14.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.