Заседание № 197
О проекте федерального закона № 458158-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о создании и деятельности объединений работодателей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. На месте включите микрофон. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению. Замечания Правового управления лингвостилистического характера учтены. Просьба принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 39 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 458158-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о создании и деятельности объединений работодателей; принят в первом чтении 27 апреля 2012 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о создании и деятельности объединений работодателей)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающийся законодательного обеспечения деятельности объединений работодателей, подготовлен ко второму чтению. Все поступившие поправки, их тринадцать, сведены в таблицу поправок № 1, которую комитет рекомендует принять. Просьба утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 30 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Принимается. Михаил Васильевич, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Если законопроект будет принят во втором чтении, просьба его поставить в повестку дня на завтра, на 12-е число, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на "час голосования".
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 52 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 458158-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о создании и деятельности объединений работодателей)" (внесён депутатами Государственной Думы Е. В. Паниной, И. Н. Габдрахмановым, а также В. Г. Драгановым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о создании и деятельности объединений работодателей)". Доклад депутата Государственной Думы Елены Владимировны Паниной. Пожалуйста. ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации...". С момента принятия в 2002 году Федерального закона "Об объединениях работодателей" существенно возросла роль этих объединений в регулировании социально-трудовых отношений, в формировании и реализации социально-экономической политики. Объединения работодателей действуют во всех субъектах Российской Федерации в большинстве отраслей экономики. В отличие от других некоммерческих организаций законом и Трудовым кодексом им делегировано право заключать соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения в целом по России, в субъектах Российской Федерации, а также устанавливать в субъектах Российской Федерации размер минимальной заработной платы, и члены объединений несут ответственность за невыполнение этих соглашений. Вместе с тем десятилетняя практика применения данного закона и работы объединений показала, что есть необходимость уточнения сферы их деятельности, критериев создания по территориальному и отраслевому признакам, прав и ответственности за невыполнение условий подписанных соглашений. В связи с этим предлагается внести изменения в ряд законодательных актов и в первую очередь в Федеральный закон "Об объединениях работодателей". Первое. Предлагается привести положения закона в полное соответствие с Конвенцией № 87 МОТ "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" в части права объединения работодателей, так же как и объединения работников, самостоятельно определять программы своих действий, а также оставить открытым список тех организаций, которые взаимодействуют с объединениями работодателей, представляя интересы своих членов. Второе. Законопроект не только сохраняет, но и развивает положение закона об участии объединений работодателей в социальном партнёрстве. Например, при отсутствии соответствующих отраслевых объединений устанавливается возможность заключения отраслевых соглашений общероссийскими и региональным объединениями работодателей. В обязанности объединения работодателей этим законопроектом вводится контроль за выполнением принятых соглашений. Объединения работодателей также будут в обязательном порядке вести реестры своих членов, что сейчас делается в добровольном порядке. Это позволит более чётко видеть их представительность при ведении переговоров с целью заключения соглашений в рамках работы трёхсторонних комиссий на всех уровнях. Также для различных видов объединений работодателей уточняются критерии их отнесения к общероссийскому уровню, региональному, межрегиональному, отраслевому, межотраслевому и территориально-отраслевому уровням. Кроме того, предлагается уточнить права и обязанности объединений, в том числе по их участию в разработке нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Добавляются также права и усиливается ответственность, расширяется круг обязанностей объединения работодателей в части формирования требований к подготовке кадров, требований к профессиям и квалификациям в системе профессионально-технического образования. Законопроектом также предлагается внести изменение в часть третью статьи 33 Трудового кодекса, уточнив само понятие "объединение работодателей". Также предлагается внести изменение в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", которое приведёт в соответствие положения этого закона и положения докладываемого закона. Таким образом, вносимые изменения позволят повысить роль объединений работодателей в формировании и реализации социально-экономической политики, расширить круг работодателей, участвующих в системе социального партнёрства, повысить ответственность объединений и их членов за выполнение подписанных соглашений. Законопроект рассматривался в Российском союзе промышленников и предпринимателей, региональных объединениях работодателей, Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, а также, как требует Регламент, на заседаниях Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Концепция законопроекта была поддержана. Поступившие предложения и замечания будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, представленный Еленой Владимировной Паниной, предполагает внесение ряда изменений как непосредственно в закон "Об объединениях работодателей", так и в связанную с ним 33-ю статью Трудового кодекса. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает в своём заключении всё то позитивное, что несут новеллы этого законопроекта, об этом подробно рассказала коллега Панина, и я не вижу необходимости повторять всё это. Остановлюсь на тех положениях законопроекта, которые у многих участников социального диалога вызывают вопросы. Комитет Совета Федерации по социальной политике, а также профсоюзная сторона Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обращают внимание на вольную трактовку авторами законопроекта положений Конвенции Международной организации труда № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию. В частности, буквальное прочтение права организаций, работников и работодателей самостоятельно формулировать свои программы и определять сферы своей деятельности привело к тому, что законопроектом предлагается исключить из действующего закона положение о том, что объединения работодателей создаются в целях представительства законных интересов и защиты прав их членов в сфере социально-трудовых отношений, а также иных связанных с ними экономических отношений. В то же время, если исходить из смысла конвенции МОТ, право работодателей на объединение устанавливается именно для обеспечения им возможностей коллективных действий в сфере трудовых отношений. Точка приложения - это трудовые отношения, и имеется в виду свобода выбора программы действий именно в этой сфере. На это обращено внимание и в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Кроме того, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций выражает сомнение в целесообразности предлагаемой авторами с учётом сложившейся практики нормы о возможности членства в объединениях работодателей иных некоммерческих организаций - союзов, ассоциаций, некоммерческих партнёрств, саморегулируемых организаций и так далее. Авторы полагают, и об этом говорила докладчик, что это позволит существенно расширить круг представляемых объединениями юридических и физических лиц - работодателей как ассоциированных членов объединений, но здесь, по мнению указанного комитета Государственной Думы, образуется определённая коллизия с законом "О некоммерческих организациях". С учётом изложенного авторы всех заключений, кроме профсоюзной стороны, которая не поддержала концепцию данного законопроекта, сочли возможным поддержать законопроект в первом чтении, полагая, что указанные недостатки не носят концептуального характера и могут быть устранены ко второму чтению. На законопроект получены отзывы законодательных (представительных) органов государственной власти тринадцати субъектов Российской Федерации и от высших исполнительных органов тридцати четырёх субъектов Российской Федерации. От органов государственной власти шести субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать невыраженным. Сторона работодателей российской трёхсторонней комиссии, естественно, поддерживает законопроект. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы есть ряд юридико-технических замечаний, которые также могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует, уважаемые депутаты, принять указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Депутату Ярославу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Вопрос Елене Владимировне. Я ваш законопроект полностью прочитал, в целом понял его, но некоторые моменты остаются не совсем ясными. Вот, к примеру, есть у нас ассоциация межрегиональных банков, в случае если будет принят ваш закон и он вступит в законную силу, она может быть трансформирована, к примеру, в общероссийскую организацию межрегиональных банков - какие дополнительные права и возможности появятся у этой организации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Паниной включите микрофон. ПАНИНА Е. В. Ассоциация банков не является объединением работодателей. И я в своём выступлении подчеркнула, что объединения работодателей - это особая форма некоммерческих организаций, которые действуют в системе социально-трудовых отношений и заключают на федеральном уровне (в рамках российской трёхсторонней комиссии) и на региональном уровне (в рамках региональных трёхсторонних комиссий) соглашения о социальном партнёрстве, а также соглашения о минимальной заработной плате в том или ином регионе, федеральным законодательством дано такое право, и эти организации несут ответственность за выполнение этих соглашений. Это специальный тип организаций, которые действуют в рамках конвенции МОТ в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов? Нет. Пожалуйста, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносится законопроект на "час голосования".
Пункт 19, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о создании и деятельности объединений работодателей)", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 06 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.