Заседание № 259

03.12.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 457801-7 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу об использовании грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных и гидротехнических работ; принят в первом чтении 25 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 52-1 Водного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2223 по 2346 из 6761
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс    
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
Докладывает Александр Николаевич Ищенко.                                        
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом    
чтении 25 июля 2018 года и касается регулирования порядка использования         
добытых донных грунтов и нераспространения на них требований законодательства   
об отходах производства и потребления.                                          
                                                                                
Изменения в Водный кодекс предусматривают в том числе, что решение об           
использовании донного грунта принимается органами местного самоуправления,      
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской            
Федерации - городов федерального значения. Это позволит оперативно вовлекать    
донный грунт в хозяйственный оборот при проведении мероприятий по               
предотвращению негативного воздействия вод и охране водных объектов, такие      
мероприятия широко проводятся в целях защиты населения от наводнений и          
улучшения экологического состояния водных объектов. Предлагаемые изменения      
будут способствовать увеличению общей протяжённости участков расчистки русел    
рек и восстановлению экосистем водных объектов. Эти изменения имеют             
существенное значение для реализации нацпроектов, в том числе будут             
способствовать удешевлению мероприятий по оздоровлению Волги и сохранению       
уникальных водных объектов.                                                     
                                                                                
Законопроект был доработан ко второму чтению с учётом поправок, поступивших     
от Правительства Российской Федерации, и уточняющей поправки депутатов          
Государственной Думы. К законопроекту поступило 13 поправок, 11 из них          
рекомендованы к принятию и две поправки - к отклонению. Представленная          
редакция законопроекта прошла все необходимые согласования.                     
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным   
отношениям просит поддержать таблицы поправок и принять законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По таблице № 2 есть вопросы?                                                    
                                                                                
Константин Фёдорович Затулин, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я приношу извинения, на самом деле я должен был, конечно, задать вопросы по     
таблице № 1. Самый главный вопрос заключается в следующем. Считает ли           
комитет, что предлагаемые поправки позволяют снять проблему, которая очень      
обострилась в последнее время и связана с тем, что Водный кодекс не разделяет   
разные регионы нашей страны. Есть реки, которые текут быстро, и реки, которые   
текут медленно. Вот я могу сказать, что в Кавказском регионе, в том числе и в   
моём округе, проблема состоит в том, что очень быстро происходит подъём         
уровня рек в случае каких-либо стихийных бедствий - наводнений, селей и тому    
подобного, а между тем местные органы самоуправления, например городская        
администрация в Сочи, не имеют права (только если в режиме чрезвычайной         
ситуации) чистить русла рек, до сих пор это остаётся прерогативой               
федерального правительства, и пока федеральное правительство заметит эту        
проблему... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Фёдорович, вы опытный депутат - у нас нет      
вопросов при рассмотрении во втором чтении.                                     
                                                                                
Поправки из таблицы № 2 не выносятся, и я ставлю её на голосование.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект во втором чтении.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Александр Николаевич, вы хотели что-то сказать?                                 
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект           
полностью подготовлен к третьему чтению, комитет просит включить его в          
порядок работы на 4 декабря этого года.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                

Заседание № 137

25.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 457801-7 "О внесении изменений в статью 52-1 Водного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об использовании грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных и гидротехнических работ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5346 по 5650 из 9206
60-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью       
52-1 Водного кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель министра    
природных ресурсов и экологии Сергей Николаевич Ястребов.                       
                                                                                
ЯСТРЕБОВ С. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый     
законопроект разработан во исполнение поручения Председателя Правительства      
Российской Федерации, данного по итогам состоявшегося в августе 2017 года       
совещания в Волгограде, и направлен на установление порядка использования       
донного грунта, часто имеющего характеристики нерудных полезных ископаемых,     
извлечённого при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых   
и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.           
                                                                                
В законопроекте предусматривается установление актом Правительства Российской   
Федерации порядка использования извлечённого грунта по аналогии с нормами       
Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и         
прилежащей зоне Российской Федерации" и принятого в его реализацию              
постановления Правительства Российской Федерации. Данными актами установлен     
механизм распоряжения извлечённым грунтом для целей создания во внутренних      
морских водах и в территориальном море искусственных островов или земельных     
участков, установок и сооружений. Законопроект направлен на установление        
порядка использования донного грунта, попутно извлечённого при осуществлении,   
например, дноуглубительных работ как одного из мероприятий по предотвращению    
негативного воздействия вод.                                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Александр Николаевич Ищенко.                             
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Целью законопроекта является        
установление возможностей использования донного грунта, извлечённого при        
строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных              
сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании             
внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного        
воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего           
санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей     
среды. Вопрос об использовании грунта, извлечённого при проведении              
дноуглубительных и гидротехнических работ, часто имеющего характеристики        
нерудных полезных ископаемых, требует дополнительного нормативно-правового      
регулирования. Внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации в        
рассматриваемом законопроекте предлагается осуществить по аналогии с            
имеющейся в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних      
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"     
нормой о делегировании полномочия по установлению порядка использования         
донного грунта Правительству Российской Федерации.                              
                                                                                
В целом комитет поддерживает целесообразность предлагаемых изменений, но        
отмечает наличие ряда замечаний по законопроекту у Правового управления         
Аппарата Думы Российской Федерации, а также у Государственно-правового          
управления Президента Российской Федерации. Однако эти замечания вполне могут   
быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.       
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным   
отношениям предлагает принять законопроект в первом чтении.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Как минимум депутат Савельев           
поднимал руку.                                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна.                                                        
                                                                                
ГУСЕВА И. М. Я хотела бы задать вопрос представителю правительства.             
                                                                                
С моей точки зрения, законопроект нужный, важный, я буду его поддерживать, но   
я не увидела в тексте формулировки, определяющей цель использования донного     
грунта. Какова цель?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич.                            
                                                                                
ЯСТРЕБОВ С. Н. Цель одна, очень простая - защита от негативного воздействия     
вод, то есть устройство защитных сооружений, выполаживание берега, ну и         
решение, если так можно выразиться, некоторых санитарных проблем, если грунт,   
который мы достаём из реки, несоответствующего качества.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста.                            
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Я хотел бы добавить: мы в заключении комитета тоже указали среди   
замечаний, что не раскрыты цели (порядок известен, цели - нет), поэтому ко      
второму чтению они должны быть прописаны.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, спасибо.                                            
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Сергей Николаевич, в законопроекте предлагается альтернатива существующим       
способам обращения с изъятым донным грунтом, однако эксперты указывают, что     
существующее законодательство уже крайне неоднозначно, значительно усложняет    
процедуру и увеличивает стоимость проектирования дноуглубительных и             
гидротехнических работ, особенно если речь идёт о ремонтном дноуглублении.      
Предлагая ещё один вариант, но не прописывая чётких критериев, в каких          
случаях он может быть использован в экологических целях реконструкции           
акваторий, не имея реестра данных о границах мест, где возможно использование   
изъятого грунта для обозначенных целей, мы можем только ещё больше осложнить    
реализацию проектов. Прокомментируйте, пожалуйста.                              
                                                                                
ЯСТРЕБОВ С. Н. Дмитрий Иванович, мы как раз подчёркиваем, что данный документ   
подразумевает разработку соответствующего правительственного акта, который      
будет регулировать порядок использования, виды использования грунта,            
извлекаемого при производстве работ на реках, по аналогии с уже упомянутым      
федеральным законом № 155-ФЗ от 31 июля 1998 года, который решает те же самые   
вопросы при работах в территориальном море и в прибрежных водах Российской      
Федерации. Порядок использования грунта обязательно будет разработан.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста.                            
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Я хотел бы сказать вот о чём: этот закон вступит в силу через      
180 дней после его официального опубликования, потому что - то, о чём говорил   
Сергей Николаевич, - Правительством Российской Федерации будет                  
разрабатываться подзаконный акт, порядок.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Николаевичу: а местные органы как смогут решать          
вопросы использования? Очень часто получается так: наделали этих островов, на   
местах решать какие-то вопросы не имеют права, а правительство далеко,          
правительство в Москве. Как вы к этому относитесь?                              
                                                                                
ЯСТРЕБОВ С. Н. Наталья Дмитриевна, во-первых, эта инициатива, это поручение     
Дмитрием Анатольевичем было сформировано по просьбе именно губернаторов, в      
частности губернатора Ивановской области, и именно в интересах местных          
органов власти. Будет написан подзаконный акт, о котором мы уже говорили, в     
нём будет прописан порядок использования грунтов в интересах опять же в         
первую очередь региональных органов власти, так как река протекает на           
территории конкретной области, соответственно, извлекаемый грунт может быть     
использован прямо на берегу реки или в некотором удалении от места выемки.      
Именно в этом смысле есть интерес у региональных органов власти.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Сергей Николаевич, в подавляющем большинстве случаев    
грунт, извлекаемый со дна акваторий действующих портов, содержит вредные        
вещества, поступающие в морскую среду в результате выпуска неочищенных          
сточных вод с территорий населённых пунктов, от предприятий, из-за              
несанкционированных сбросов сточных и балансовых вод с судов, при аварийных     
разливах нефтепродуктов и по другим причинам, а вопросы захоронения этих        
донных грунтов, изымаемых со дна портовых акваторий, не решаются, федеральный   
закон № 155-ФЗ не предусматривает возможности размещения во внутренних          
морских водах и в территориальном море загрязнённых грунтов. Какие меры         
принимаются для решения этой проблемы?                                          
                                                                                
ЯСТРЕБОВ С. Н. Уважаемый Игорь Андреевич, грунты также будет запрещено          
размещать на берегах и использовать в качестве, будем так говорить, нерудных    
материалов для берегоукрепления и других работ. Загрязнённый грунт, то есть     
отходы будут утилизироваться в существующем порядке. В законопроекте речь       
идёт о грунте, который после соответствующей проверки может быть использован    
повторно для защиты от негативного воздействия вод.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня вопрос к обоим докладчикам, не знаю, кто сможет ответить.                
                                                                                
Я услышал, что после принятия закона будет дано 180 дней якобы для того,        
чтобы были подготовлены подзаконные акты, - а разве не действует положение,     
по которому именно ко второму чтению уже должны быть соответствующие            
подзаконные акты, чтобы, принимая закон в целом, мы понимали, что же будет в    
итоге? Почему вы считаете, что подзаконные акты должны появиться после          
принятия закона, а не наоборот?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит?                                              
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Мы говорим о том, что ко второму чтению в законопроекте будут      
раскрыты цели - сейчас не раскрыты цели, - а сам порядок будет определяться     
подзаконным актом Правительства Российской Федерации. Есть замечания ГПУ - мы   
должны внести в законопроект уточнения в связи с изменениями в                  
Градостроительном кодексе, с изменениями в законодательстве о строительстве в   
целом. Цели будут указаны в законе, а порядок будет разрабатывать               
правительство.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть что добавить, Сергей Николаевич? Пожалуйста.         
                                                                                
ЯСТРЕБОВ С. Н. Нет, всё сказано верно.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, с виду абсолютно    
безопасный, полезный законопроект о том, чтобы мы имели возможность             
использовать добываемые песок, гравий, грунт при строительстве каких-то         
дополнительных укрепительных сооружений, дорог, при отсыпке и так далее, но,    
услышав в ответе, что цели будут сформулированы ко второму чтению, я            
насторожился. Предлагаю вам тоже, что называется, поставить флажок напротив     
этого законопроекта, потому что, скорее всего, появятся какие-нибудь цели,      
которые при рассмотрении в первом чтении сочли не очень правильным называть,    
то есть тут какой-то секретный план.                                            
                                                                                
В чём я подозреваю авторов идеи? Уже есть такая практика, когда создаётся       
новая первая линия. Первая линия у любого водного объекта, будь то залив или    
река, для строителей, для инвесторов является самым лакомым кусочком. Кто-то    
считает, что создал себе и своим детям счастье на века, а потом приходит        
инвестор и говорит: так, мы вам сейчас здесь очень важные, необходимые          
дноуглубительные работы осуществим, заодно и первую линию намоем заново и       
будем строить там для других счастливых, кто сможет заплатить. Вот если такая   
цель будет у этого законопроекта, то его, конечно же, нельзя во втором чтении   
обсуждать, нельзя за него голосовать, потому что это поменяет концепцию         
проекта закона. Если вы по концепции законопроекта закладываете создание        
защитных сооружений, соответствующих строительных объектов, то так и            
говорите, а если предполагается создание островов, строительство                
недвижимости, то разрабатывайте и приносите сюда отдельный законопроект, а не   
лукавьте и не пытайтесь таким вот образом обмануть депутатов. Мы запомнили      
этот законопроект - только попробуйте внести туда такие цели! Я считаю, что     
если это произойдёт, то нужно будет, согласно нашему Регламенту, ставить        
вопрос о концептуальном несоответствии таких поправок, которые полностью        
меняют смысл законопроекта.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Щаблыкин Максим Иванович.                                                       
                                                                                
ЩАБЛЫКИН М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У нас сегодня день обсуждения экологии и безопасности. Фракция "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ" всегда последовательно придерживается позиции предотвращения            
экологических катастроф, предупреждения рисков. Мы все прекрасно знаем, что     
Краснодарский край, Ростовская область в последнее время страдают от того,      
что не проводятся дноуглубительные работы, а когда проводятся, то нет           
возможности использовать этот грунт для укрепления берегов. Я считаю, что       
именно эти моменты и будут уточнены в законопроекте ко второму чтению, это к    
тому, что сейчас сказал Олег Анатольевич.                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать законопроект в первом чтении и        
гарантирует, что именно это будет сделано ко второму чтению.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Синяговский Владимир Ильич.                                        
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Я думаю, что, наверное, Сергей Николаевич, вы не сумели доказать, рассказать,   
зачем это нужно делать.                                                         
                                                                                
Первое. Правильно было сейчас сказано, что когда-то - в том числе на            
территории Краснодарского края, в особенности это касается горных рек, -        
субъекты и муниципальные образования самостоятельно занимались                  
дноуглублением, очисткой и этот материал использовался при строительстве        
дорог и так далее. Это первый момент, и его необходимо выделить: зачем, с       
какой целью, если это будет позволено.                                          
                                                                                
Второе. При проведении работ на водохранилище, при проведении работ по          
дноуглублению полученный материал никуда нельзя использовать, и здесь опять     
же возникает проблема: только один транспорт, чтобы вывезти и захоронить        
грунт, извлечённый при реконструкции, обходится очень дорого, и этот вопрос     
тоже не решён.                                                                  
                                                                                
Надо всё-таки обозначить, чего мы хотим достичь, принимая этот проект закона,   
хотя сейчас было сказано правильно.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ильич. Важное добавление по существу,   
но не по ведению.                                                               
                                                                                
Докладчик, будете выступать с заключительным словом? Нет. Александр             
Николаевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено.                            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.