Заседание № 111
О проекте федерального закона № 457178-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации" (принят в первом чтении 18 июля 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроекта, принятого в первом чтении, предлагаемого к отклонению. 13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Правительственный законопроект был принят в первом чтении почти пять лет назад, в июле 2018 года. Законопроект предусматривает осуществление транзитных перевозок грузов с применением навигационных пломб. В октябре 2018 года появилось понимание, что необходимо установить единое регулирование по использованию пломб на всём евразийском пространстве - это Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения и Киргизия. Для принятия такого соглашения необходимо время, поэтому в 2018 году вышел указ президента о том, чтобы электронные пломбы работали на территории Российской Федерации, и продолжилась подготовка евразийского соглашения. Российской Федерацией соглашение было ратифицировано в 2022 году федеральным законом № 401-ФЗ, в остальных республиках всё было сделано 15 марта 2023 года. Комитет обратился в Правительство Российской Федерации с предложением об отклонении данного законопроекта, как утратившего актуальность. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Коллеги, тогда ставится на голосование. Кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 13 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 134
О проекте федерального закона № 457178-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 37, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра экономического развития Российской Федерации Азера Муталимовича Талыбова. Пожалуйста. ТАЛЫБОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации". Законопроект подготовлен во исполнение поручения правительства по созданию и введению в действие механизма контроля международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным видами транспорта с использованием технологий и средств электронной идентификации. Речь не идёт о новом виде контроля, речь идёт о повышении эффективности контроля, осуществляемого в настоящее время, о внедрении новейших технологий, позволяющих прослеживать каждую транзитную перевозку через страну разных видов грузов. В январе 2016 года указом президента № 1 был введён специальный порядок транзитной перевозки грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через российскую территорию. Порядок предусматривает использование средств идентификации, а именно пломб, в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, для отслеживания перемещения транзитных грузов по территории Российской Федерации. В отношении особой группы сельскохозяйственных товаров из отдельных государств и товаров, для которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, отличные от нуля, указом президента № 1 от 2016 года был введён запрет на перевозку. За период действия указа № 1 применение средств идентификации, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, доказало свою эффективность, в том числе, по информации Федеральной таможенной службы, это существенно сократило число случаев незаконной выгрузки грузов и выпуска в обращение товаров на территории Российской Федерации. Сейчас мы констатируем технологическую готовность начать отслеживание всех международных транзитных перевозок через территорию Российской Федерации на базе уже развёрнутой и функционирующей инфраструктуры системы "Платон" с применением усовершенствованных электронных идентификаторов ГЛОНАСС. Закон позволит снять запрет на осуществление международного транзита через территорию Российской Федерации. Условием для транзита будет наличие на транспортном средстве электронного идентификатора, передающего информацию в систему отслеживания международных транзитных перевозок. Эти электронные идентификаторы будут выполнять одновременно функции трекера, предоставляющего возможность отслеживания движения транспортного средства по всему маршруту, и средства контроля доступа, что очень важно, к грузам, перевозимым автомобильными транспортными средствами и железнодорожным подвижным составом. Формируемая электронными идентификаторами информация будет передаваться в систему отслеживания транзитных перевозок. Доступ к системе будет предоставляться всем участникам перевозочного процесса - собственникам груза, транспортных средств - и контролирующим органам, в частности Минтрансу и ФТС России. Таким образом будет обеспечиваться их информирование о наложении, снятии, активации, деактивации, повреждении либо утрате электронных идентификаторов и о доступе к перевозимым грузам. Механизм позволит не только исключить возможность неконтролируемого перемещения и незаконного выпуска в обращение товаров, не предназначенных для продажи на нашем рынке, но и повысить эффективность государственного контроля за счёт внедрения новых цифровых технологий и предоставить возможность грузоотправителям и перевозчикам осуществлять мониторинг за перевозкой соответствующих грузов. Положения законопроекта предусматривают внесение изменений в действующие федеральные законы, которые уже регулируют правоотношения в связи с осуществлением международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок. В законопроекте также предусматривается право правительства определять исключения, когда устанавливаемый порядок организации транзитной перевозки не применяется. В настоящий момент мы исходим из того, что таковыми могут быть случаи транзита особых категорий грузов, например для гуманитарной помощи, ликвидации стихийных бедствий, либо продукции, подлежащей экспортному контролю. Мы допускаем, что по мере развития системы отслеживания транзитных перевозок и присоединения к ней других государств ЕАЭС перевозки могут осуществляться с электронным идентификатором и других государств. Согласно законопроекту правительство также должно будет определить порядок создания системы отслеживания и обеспечения её функционирования, требования к электронным идентификаторам, предельные размеры стоимости этих идентификаторов и услуг за операции с ними, правила приобретения, наложения, снятия и использования электронных идентификаторов, а также регламент взаимодействия с оператором системы отслеживания. Для эффективного управления транспортными потоками предусматривается право правительства определять пункты пропуска, через которые не будут осуществляться транзитные международные перевозки. Кроме того, механизм, созданный с целью организации контроля за транзитными перевозками грузов, по истечении шести месяцев планируется начать применять уже и для отслеживания перевозок, осуществляемых с целью ввоза товаров на территорию Российской Федерации, то есть не только для транзита, но и для ввоза. В целях обеспечения соблюдения надлежащего порядка организации транзитных международных перевозок грузов также подготовлены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующий законопроект был разработан и внесён в Государственную Думу. Как я уже отметил, предусматривается установление предельного размера стоимости электронных идентификаторов, при этом реализацию закона в части контроля за выполнением новых правил транзитных перевозок предполагается осуществлять в рамках средств на содержание федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в этой сфере. Разумеется, с учётом того обстоятельства, что законопроект рассматривается в весеннюю сессию и не может вступить в силу с 1 июля 2018 года, как планировалось изначально, нам потребуется скорректировать заложенный в законопроекте срок вступления его в силу с учётом продления срока действия указа № 1. Сейчас мы исходим из того, что федеральный закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, продолжим обсуждение этого вопроса после перерыва.
Мы продолжаем рассмотрение 37-го вопроса повестки дня. Содоклад Владимира Игорьевича Афонского. Пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несомненно, законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, нужен, и это важный законопроект: мы с вами должны законодательно установить барьер для недобросовестных участников рынка. Что хотелось бы отметить? О сути законопроекта уже подробно рассказал в зале пленарных заседаний официальный представитель правительства Азер Муталимович Талыбов, хотелось бы отметить буквально несколько концептуальных вещей. В частности, механизм контроля, предусмотренный в законопроекте, конечно, призван обеспечить сокращение фиктивных транзитных перевозок, тем самым мы не позволим незаконным перевозчикам провозить товары в Российскую Федерацию. На взгляд членов Комитета по транспорту и строительству, реализация закона приведёт к росту поступления таможенных пошлин и существенно уменьшит количество незаконных грузов на территории Российской Федерации, доставляемых транзитом. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Яхнюк Сергей Васильевич, пожалуйста. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Азер Муталимович, два коротких вопроса вам. Первый - законопроект не содержит информации относительно статуса системы, порядка выбора её оператора, будут ли эти полномочия закреплены за Правительством Российской Федерации? И второй - всё же какая, по вашему мнению, потребуется сумма для создания системы электронной идентификации для обеспечения отслеживания перевозок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТАЛЫБОВ А. М. Спасибо большое за вопросы. Хотел бы сказать, что порядок выбора соответствующей организации будет установлен правительством. А в отношении суммы, которая потребуется на создание системы, - сейчас уже функционирует система "Платон", и мы исходим из того, что новая система будет создана на базе этой системы, поэтому речь идёт о доработке этого программного обеспечения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Азер Муталимович, надеюсь, вы не скажете, что мой вопрос не имеет отношения к этому законопроекту. Вы мне, пожалуйста, разъясните: система "Платон" уже охватывает иностранных перевозчиков, взимается с них плата или нет? И если взимается, то сколько мы собрали? Если мы уже собираем, значит, уже есть электронная фиксация, о чём сейчас идёт речь, хотя судя по тем новшествам, которые вы предлагаете принять, получается, что до сих пор их никак не фиксировали. А если не фиксировали, то как платежи в системе "Платон" с них собирали? Вот это разъясните мне подробнее, пожалуйста. ТАЛЫБОВ А. М. Спасибо большое за вопрос. Система "Платон" действует, сборы осуществляются, но только с грузового транспорта тоннажностью свыше 12 тонн и только на федеральных дорогах. Задачи, которые мы хотим решить этим законопроектом, несколько иные, хотя мы согласны с вами в том, что есть некие пересечения. Мы технологически готовы отслеживать транзит непосредственно от границы до границы, но система "Платон", собственно говоря, это полностью не охватывает: не осуществляется контроль пломбы и именно защищённости самого грузового отсека. Вот здесь принципиальная разница, это следует из законопроекта, и данным законом всё это будет установлено и урегулировано. Конечно же, подзаконные акты будут детализировать весь этот механизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Азер Муталимович, вы не ответили на вопрос коллеги, который первым вопрос задавал. Скажите, пожалуйста, каковы будут дополнительные расходы грузоперевозчиков на установку этих специальных пломб? И вы, наверное, в курсе, что у нас, вообще-то, в группировке ГЛОНАСС не хватает спутников, - это тоже за счёт пломб будем делать или как? ТАЛЫБОВ А. М. В отношении группировки спутников. Сегодняшней группировки достаточно для решения этой задачи, у нас есть подтверждение от соответствующих органов исполнительной власти, которые за этот блок вопросов отвечают. Что касается предполагаемой стоимости, хочу отметить, что стоимость пломбы будет установлена соответствующим решением правительства. Если есть необходимость, я готов сказать о тех приблизительных параметрах, из которых мы исходили, когда готовили финансово-экономическое обоснование. Эта плата будет определяться, собственно говоря, исходя из текущих тарифов на транзитном участке. Сегодня стоимость одного идентификатора может составлять порядка 10 тысяч рублей, арендная плата за использование этого устройства - до 80 рублей в сутки, а стоимость услуги по активации и деактивации идентификатора на транзитный рейс для транспортного средства - до 1 тысячи рублей. Ну, предварительные оценки такие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Мой вопрос, в общем-то, перекликается с тем, о чём коллеги спрашивали. Насколько известно, имеющиеся механизмы отслеживания грузов по сети ОАО "РЖД" являются в принципе достаточными, и относительно финансовой нагрузки, которую вынуждены будут понести все хозяйствующие субъекты, вы так и не дали точного ответа. По нашим подсчётам, оснащение одного вагона стоит порядка 20 тысяч рублей, аренда может обойтись от 3 до 5 тысяч. Делали вы вообще оценку регулирующего воздействия на этот счёт и каковы, по вашим меркам, будут расходы на реализацию данного закона? Не считаете ли вы, ещё раз подчёркиваю, всё-таки достаточными те системы отслеживания, которые уже есть у "РЖД"? ТАЛЫБОВ А. М. Значит, ещё раз мы вынуждены вернуться к целям законопроекта. Законопроект направлен на обеспечение безопасного транзита, особенно с учётом того, что мы говорим о необходимости выполнения указа президента № 1, в связи с этим необходим усиленный контроль, обеспечивающий при этом требуемый уровень качества транзита по нашей территории. Нагрузка, о которой вы говорите, не ложится на "РЖД", она ложится непосредственно на грузоотправителей. Мы проводили оценку регулирующего воздействия, анализировали наличие разного рода сложностей, с которыми могут столкнуться организации, и разработали перечень узких, рисковых моментов, в том числе в него входят и те, о которых вы сейчас говорите, - это будет урегулировано в подзаконных актах, которые правительство примет для реализации этого закона. Что касается дополнительной финансовой нагрузки, о которой вы говорите, - это цена, которую нужно заплатить, для того чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности транзита этих грузов и их сохранность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ефимов Виталий Борисович, пожалуйста. ЕФИМОВ В. Б. Уважаемые коллеги, любая система, конечно, требует каких-то затрат, но давайте их всё-таки сопоставим. Что такое ложный транзит, когда остаётся у нас на территории импортный груз? Это более тяжёлые экономические последствия. Ну, контейнер перевезти стоит примерно около 200 тысяч рублей, расходы в связи с этой электронной пломбой, конечно, лягут не на наши хозяйствующие субъекты, они повлекут увеличение стоимости транзита. А электронная пломба - это необходимая, очень нужная вещь, без которой мы в настоящее время, когда у нас есть ограничения по товарам ряда стран, транзит обеспечить не можем. Ваши вопросы, касающиеся экономики, правильные, но я ещё раз говорю: 200-250 тысяч стоит перевезти один контейнер и 10 тысяч рублей стоит пломба, а можно вообще взять её в аренду, и речь уже пойдёт о сотнях рублей. Я просил бы, и комитет по транспорту, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже предлагают поддержать этот проект, он нормальный, технический, необходимый для транзитной системы России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле мне непонятно, почему не Министерство транспорта предлагает этот законопроект, - ну, чувствовалось, что докладчик от правительства не до конца проникся проблематикой. У нас сегодня уже есть проблема: так называемый новый Шёлковый путь строится мимо России, мы в транзите сегодня не задействованы, у нас дорожная сеть... Казахстан и тот пытается перевезти по тому же самому Шёлковому пути, понимаете? Виталий Борисович, я с вами согласен, что это, может быть, недорого, но нам всё-таки надо экономической целесообразностью привлечь, чтобы грузы через нас пошли. Это первое. Второй момент, который меня беспокоит. Вот вы уже заставили купить два раза так называемые валидаторы на пассажирские автобусы. Автобусники, несмотря на колоссальные проблемы с экономикой - нищие местные бюджеты перестали субсидировать, - купили, в итоге им не субсидируют, и сама система не работает. Не окажется ли так, что ваших электронных пломб нет в достаточном количестве, а ответственность за отсутствие пломбы будет нести тот, кто взялся перевезти груз? Понимаете вопрос? Это же не одна пломба, не две и не три! Предусмотрели вы такие мощности или опять будем покупать в Китае и платить дополнительные деньги? По поводу ГЛОНАСС. Я не знаю, насколько вы специалист в этом деле, но я общался с теми, кто понимает, что такое спутниковая группировка, и они говорят, что четырёх спутников не хватает в системе ГЛОНАСС для того, чтобы она более-менее устойчиво работала, а если везти с Дальнего Востока, то, я думаю, и больше не хватает. Нам же надо обеспечить транзит от Владивостока до Калининграда! Мне кажется, что в должной мере законопроект не проработан. Тем более, что у нас ведь есть сейчас такое требование, что вы должны, вообще-то, подзаконные акты дать ко второму чтению, а у меня большие сомнения, что вы эти подзаконные акты дадите. Ваш бывший начальник, к сожалению, таким образом похоронил закон о стратегическом планировании, принятый ещё в 2014 году, - уже его нет сколько времени, но к тому закону пока я не видел ни одного подзаконного акта. Уважаемые коллеги, благими намерениями вымощена дорога в ад. И вообще-то, представителям правительства надо быть более подготовленными. С моей точки зрения, вы не ответили ни на один сущностный вопрос, который вам задавали по законопроекту, а не получив ответов, сложно сказать, что даст этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Докладчик, хотите с заключительным словом выступить? Нет. Содокладчик? Нет. Тогда ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 22 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.