Заседание № 255

07.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 456987-4 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1469 по 2450 из 4975
Переходим к ратификации международных договоров Российской Федерации. Пункт     
8. О проекте федерального закона "О приостановлении Российской Федерацией       
действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе". Доклад официального   
представителя Президента Российской Федерации заместителя министра              
иностранных дел Российской Федерации Сергея Ивановича Кисляка.                  
                                                                                
КИСЛЯК С. И., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! В     
соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона "О международных         
договорах Российской Федерации" Президентом Российской Федерации внесён на      
ваше рассмотрение законопроект "О приостановлении Российской Федерацией         
действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе". Он предусматривает    
два основных положения. Первое касается приостановления действия Договора об    
обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), а второе предоставляет президенту   
право возобновления его действия.                                               
                                                                                
Военные аспекты рассматриваемого вопроса осветит в своём выступлении            
начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый      
заместитель министра обороны Юрий Николаевич Балуевский. Я же остановлюсь в     
основном на политическом аспекте.                                               
                                                                                
Прежде всего хочу сказать, что на протяжении многих лет Россия неукоснительно   
соблюдает свои обязательства по ДОВСЕ, даже несмотря на то, что этот договор,   
отражающий реалии конца холодной войны, безнадёжно устарел. Он создавался для   
урегулирования отношений двух военно-политических союзов - НАТО и Варшавского   
договора, для урегулирования отношений в области контроля над вооружением.      
Одного из этих союзов давно нет, а другой радикально меняется, в том числе в    
результате двух волн расширения. Более того, в результате расширения на         
Восток этот альянс приписывает себе право на предусматриваемые в России         
образца 90-го года разрешённые уровни обычных вооружений стран, относившихся    
к другой группе государств-участников - так в ДОВСЕ называются Варшавский       
договор и НАТО, - а также физически превышает уровни для так называемого        
флангового района, включающего север и юг Европы.                               
                                                                                
В 1999 году было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Оно по-новому         
регулирует взаимоотношения участников этого договора на основе национальных и   
территориальных предельных уровней обычных вооружений, предотвращающих          
возможности их концентрации. Как и всякий договор, это соглашение стало         
результатом компромисса, но оно делает ситуацию в Европе более предсказуемой,   
предусматривает возможность дальнейшей модернизации и, таким образом,           
отвечает нашим интересам. Исходя из этого Россия ратифицировала соглашение об   
адаптации в 2004 году. Так же поступили Белоруссия, Казахстан и Украина.        
Однако для вступления адаптированного договора в силу требуется его             
ратификация всеми участниками.                                                  
                                                                                
Мы продолжали осуществление старого договора в расчёте на выполнение нашими     
партнёрами принятого в 99-м году политического обязательства о скорейшей        
ратификации соглашения об адаптации. Если бы это обязательство было корректно   
выполнено, то адаптированный договор давно уже действовал и его можно было бы   
модернизировать дальше по мере происходящих на континенте изменений. Но         
ничего этого не происходит, поскольку страны НАТО увязывают ратификацию         
соглашения с искусственными требованиями выполнения Россией так называемых      
стамбульских обязательств в отношении сокращения нашего военного присутствия    
в Грузии и Молдавии.                                                            
                                                                                
Я хочу особо подчеркнуть: на деле все относящиеся к ДОВСЕ положения о           
стамбульских обязательствах нами давно выполнены. Видимо, некоторые наши        
партнёры рассчитывали извлечь дополнительное преимущество из ситуации, когда    
старый договор Россией выполняется, а они, произвольно трактуя его положения,   
кладут в карман квоты вооружений бывших участников договора по мере             
расширения НАТО.                                                                
                                                                                
Более того, с присоединением к альянсу стран Прибалтики обнажилась проблема     
сложившейся у наших границ договорной серой зоны. Проблема в том, что после     
выхода из состава Советского Союза Прибалтика вообще не охвачена режимом        
контроля над обычными вооружениями. Мы неоднократно обращали внимание           
участников ДОВСЕ на неприемлемость такого положения дел, действуя предельно     
открыто, предупреждали их, в том числе и на специально созданной нами           
чрезвычайной конференции, что такой курс способен нанести непоправимый ущерб    
договору. Нас не хотели слушать.                                                
                                                                                
Такая ситуация продолжаться не может, она становится неприемлемой для нас как   
с военной, так и с политической точки зрения. Старый договор не только не       
отвечает нынешним реалиям, но входит в противоречие с целым рядом наших         
интересов.                                                                      
                                                                                
13 июля Президентом Российской Федерации было принято решение о                 
приостановлении действия ДОВСЕ. Практически реализация этого решения должна     
начаться 12 декабря. Подчеркну, что речь идёт о старом договоре образца 90-го   
года, а не о его адаптированном варианте, который в силу не вступил. При этом   
мы ставим задачу не наносить ущерб контролю над вооружением как таковому, а,    
напротив, придать импульс восстановлению жизнеспособности договорного режима.   
Это вынужденное решение о введении моратория - ясный сигнал партнёрам, что      
обязательства должны выполняться всеми сторонами, а не только Россией.          
                                                                                
Наши требования в этом отношении были изложены на чрезвычайной конференции      
государств - участников ДОВСЕ в июне этого года. К ним относятся и требования   
о ратификации договора всеми странами, и ликвидация так называемых фланговых    
ограничений для России, и возврат стран Прибалтики в лоно договорных            
ограничений, и ряд других.                                                      
                                                                                
Президент Российской Федерации, поставив 26 апреля вопрос о введении            
моратория, предложил обсудить проблему ДОВСЕ в Совете Россия - НАТО. С тех      
пор мы провели несколько раундов консультаций в СРН, созвали чрезвычайную       
конференцию участников договора, продолжаем диалог в различных многосторонних   
и двусторонних форматах. После обнародования указа Президента Российской        
Федерации видим, что западные партнёры начинают серьёзнее относиться к тому,    
что им говорит российская сторона. Однако для того, чтобы стал возможен выход   
из нынешней ситуации, участникам ДОВСЕ, прежде всего странам НАТО, необходимо   
предпринять целый ряд важных шагов, о которых мы говорим, а по сути, принять    
необходимые политические решения, которые удовлетворительно отвечали бы на      
поставленные Россией вопросы.                                                   
                                                                                
Законопроектом предусматривается предоставление президенту возможности          
возобновить действие ДОВСЕ. Такая гибкость необходима на тот случай, если       
наши западные партнёры действительно создадут условия для эффективного          
введения в действие и функционирования модернизированного договора.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, принятие положительного решения по находящемуся на          
рассмотрении Государственной Думы законопроекту политически полностью           
оправданно и юридически необходимо. Просим его поддержать.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
С докладом выступит начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской     
Федерации - первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал    
армии Балуевский Юрий Николаевич.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Николаевич.                                                    
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н., начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской       
Федерации - первый заместитель министра обороны Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Разрешите мне продолжить начатое Сергеем Ивановичем Кисляком с акцентом на      
военную сторону этого вопроса. Я повторю примерно те слова, которые сказал      
Президент Российской Федерации, Верховный главнокомандующий, в своём            
обращении 26 апреля. Суть сказанного следующая: до тех пор пока все страны      
НАТО без исключения не ратифицируют Соглашение об адаптации ДОВСЕ и не начнут   
исполнять его так, как это сегодня делает Россия фактически в одностороннем     
порядке, мы объявляем мораторий на исполнение Россией этого договора.           
                                                                                
Можно задаться вопросом: а почему Россия сегодня приняла это решение? Здесь     
Сергей Иванович сказал уже и я хочу также сказать, что ответ надо искать в      
истории заключения договора и в истории его реализации. Я напомню, что          
договор был подписан в 1990 году. Тогда его главными целями и задачами были     
следующие: первое, сдерживание от применения силы или угрозы силы против        
территориальной целостности или политической независимости любого               
государства; второе, переход от военной конфронтации к новому характеру         
отношений безопасности между всеми государствами - участниками договора на      
основе мирного сотрудничества и предотвращения раздела Европы; третье,          
установление безопасного и стабильного баланса обычных вооружённых сил в        
Европе на более низких уровнях, ликвидация потенциала для внезапного            
нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе;       
четвёртое, предотвращение любого вооружённого конфликта в Европе и, пятое,      
достижение большей стабильности и безопасности на европейском континенте.       
                                                                                
Тогда, в начале 90-х годов, договор фактически подводил черту под эпохой        
межблокового противостояния, устанавливал равновесие сил Организации            
Варшавского договора и НАТО на пониженных уровнях, ограничивал возможности      
размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения двух этих          
военно-политических союзов. Данный документ, подчёркиваю, на то время           
позволял осуществлять военное планирование и строительство исходя не из         
худшего сценария, а из реальных тенденций развития обстановки. Но в             
последующем произошёл ряд событий, а именно: первое, прекратили существование   
сама Организация Варшавского договора, а затем и Советский Союз; второе, был    
осуществлён вывод советских, а затем и российских войск из Центральной и        
Восточной Европы, стран Балтии и республик Содружества Независимых              
Государств; третье, возникли очаги конфликтов в ближайшем зарубежье, да и не    
только в ближайшем зарубежье; четвёртое, произошло расширение НАТО на Восток.   
                                                                                
Все эти события кардинально изменили ситуацию. Договорные механизмы,            
положенные в основу договора, предназначенные для поддержания баланса сил,      
фактически перестали соответствовать современным европейским реалиям и в        
полной мере отвечать требованиям военной безопасности России. Но и тогда        
Россия, выполняя свои международные обязательства, добросовестно выполняла      
договор, причём, подчёркиваю, в условиях, когда так называемые фланговые        
ограничения препятствовали передислокации сил в пределах Российской Федерации   
в ущерб интересам, связанным с суверенитетом и территориальной целостностью     
нашего государства.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вам сегодня на этом заседании          
предстоит рассмотреть и принять решение по внесённому Президентом Российской    
Федерации, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской           
Федерации, проекту закона "О приостановлении Российской Федерацией действия     
Договора об обычных вооружённых силах в Европе", поэтому разрешите              
акцентировать ваше внимание на сегодняшней оценке Министерством обороны         
Российской Федерации этого договора.                                            
                                                                                
Первое. Действующий договор полностью устраивает Соединённые Штаты и НАТО.      
Договор позволяет им практически без всяких ограничений реализовывать           
стратегию продвижения НАТО на восток, осуществлять так называемую               
реконфигурацию американского военного присутствия в Европе, осуществлять        
постоянный мониторинг состава и состояния российской группировки вооружённых    
сил в европейской зоне. Вся активная квота инспекций со стороны государств      
НАТО ежегодно используется в отношении России, а это - вдумайтесь в цифру! -    
сорок шесть инспекций территории Российской Федерации и пять инспекций          
территории Беларуси. И вот эти все, грубо говоря, более чем пятьдесят           
инспекций ежемесячно практически контролируют, что мы делаем на нашей           
территории. Кроме того, западные партнёры пытаются использовать                 
принципиальную позицию нашего государства в отношении соблюдения и выполнения   
своих международных обязательств в сфере военной безопасности и контроля над    
вооружением, в частности по этому договору, в качестве рычага давления на       
Россию.                                                                         
                                                                                
Второй момент. Подписанное в 99-м году соглашение об адаптации договора было    
призвано, я бы так сказал, в определённой мере снивелировать несоответствие     
ряда положений действующего договора в связи с тем изменением                   
военно-политической обстановки, которое прошло за десятилетие с момента его     
подписания, но в силу это соглашение так и не вступило. Соглашение              
ратифицировали только Беларусь, Казахстан, Украина и Россия. Остальные          
государства даже не приступали к процессу ратификации. Более того, я думаю,     
что тут не надо быть крупным специалистом, чтобы понять, что уже и этот         
адаптированный договор сегодня подвергается коррозии после так называемой       
второй волны расширения НАТО.                                                   
                                                                                
Третье. На протяжении восьми лет после подписания Соглашения об адаптации       
ДОВСЕ Соединённые Штаты и НАТО постоянно выдвигали всё новые и новые условия    
для вступления его в силу. При этом - здесь уже Сергей Иванович сказал, а я     
повторю - действительно получался парадокс, когда при расширении НАТО бывшие    
страны бывшего Варшавского договора фактически уходили со своими вооружениями   
в другую группу стран. И сегодня сумма национальных квот стран альянса          
превышает установленные действующим договором групповые лимиты почти на шесть   
тысяч танков, почти на десять тысяч боевых бронированных машин - девять тысяч   
восемьсот двадцать две единицы, более чем на пять тысяч артиллерийских          
единиц, почти на полторы тысячи боевых самолётов и более чем на пятьсот         
ударных вертолётов. На Западе, да и в России отдельные эксперты (в кавычках)    
говорят, что это, мол, только виртуальное превышение и что расширение НАТО на   
восток, как и реализация планов США по размещению своих войск в Болгарии и      
Румынии, не направлено против России, однако позвольте мне, перефразировав      
известное изречение Бисмарка, сказать следующее: Генеральный штаб России        
сегодня предпочитает брать в расчёт не намерения, а реальные потенциалы. А      
реальные потенциалы я вам назвал.                                               
                                                                                
Четвёртое. Особое отношение к ДОВСЕ у стран Балтии. Руководствуясь              
общенатовским подходом, они не присоединяются к режиму договора. И сегодня      
(это уже звучало и в предыдущем докладе) остаются так называемые серые зоны с   
точки зрения контроля над вооружениями. В то же время прилегающие российские    
территории охвачены ограничениями по ДОВСЕ, в том числе и фланговыми.           
                                                                                
Кроме того, сегодня Латвия, Литва и Эстония, вышедшие из ДОВСЕ в 91-м году      
под предлогом полной своей демилитаризации, стремительно вооружаются. Вот       
некоторые цифры по состоянию на начало текущего года в сравнении с 99-м         
годом. Общее увеличение боевых бронированных машин составляет четыреста         
тридцать единиц - это почти десятикратное увеличение. По артиллерийским         
системам калибра более 100 миллиметров - на триста двадцать единиц, более чем   
трёхкратное увеличение.                                                         
                                                                                
И пятое. Своё нежелание принимать на себя дополнительные ограничения прежде     
всего по размещению тяжёлых вооружений на территориях иностранных государств,   
что особенно, подчёркиваю, актуально для Соединённых Штатов, Запад прикрывает   
выдвижением в качестве обязательного условия для начала процесса ратификации    
соглашения об адаптации договора полное выполнение Россией так называемых       
стамбульских обязательств по Грузии и Молдавии. Однако все эти так называемые   
обязательства, имевшие хоть какое-либо отношение к договору, Россией давно,     
подчёркиваю, выполнены.                                                         
                                                                                
Вот лишь некоторые моменты. Из Грузии выведены обычные вооружения,              
расформированы и выведены три военные базы (Вазиани, Гудаута, Ахалкалаки).      
Последняя, четвёртая, в Батуми, согласно соглашению с Грузией от 31 марта       
2006 года будет выведена до конца текущего года. Однако сегодня выдвигаются     
новые требования - это вывод миротворцев и вывоз семей военных пенсионеров с    
территории бывшей, подчёркиваю, уже закрытой военной базы в Гудауте.            
                                                                                
В отношении Молдавии. Там Россия также выполнила свои обязательства             
полностью. Мы досрочно, в середине ноября 2001 года, довели количество          
обычных вооружений до нуля. Всего было сокращено более трёхсот пятидесяти       
единиц техники. С 99-го года в Россию вывезено почти шестьдесят, а если быть    
точным, пятьдесят девять эшелонов военного имущества, и сегодня в               
Приднестровье находятся только миротворцы и подразделения охраны складов с      
боеприпасами.                                                                   
                                                                                
И последний момент - это так называемые фланговые ограничения. Наверное, уже    
не раз звучало в этом зале и сегодня, возможно, также будет звучать (но это     
ещё один парадокс действующего договора): сегодня только Российская Федерация   
несвободна в выборе конфигурации своих Вооружённых Сил, так называемые          
фланговые ограничения требуют от нас не перемещать, не размещать, не            
дислоцировать войска на своей территории. Семнадцать лет назад эти              
ограничения были установлены для НАТО и Варшавского договора, которые сегодня   
объективно... и я думаю, здесь нет ни одного человека, который не согласился    
бы со мной в том, что они объективно потеряли свой смысл для России.            
                                                                                
Сегодня Соединённые Штаты и НАТО пытаются нам объяснить, что отмену             
флангового режима для России категорически не приемлет Турция. Но, во-первых,   
у нас с Турцией нет даже общей границы. Как говорят, о чём здесь ей             
беспокоиться? Если посмотреть соотношение на флангах конкретно на этом южном    
фланге, то разница по танкам - в 4,6 раза, по артиллерии - в 3,5 раза. Если     
же посмотреть на сегодняшнее соотношение между НАТО и Россией, то на юге оно    
фактически будет по танкам почти 12 к 1, а по артиллерии - 8,3 к 1. Вывод,      
как говорится, прост и однозначен: фланговые ограничения на размещение          
вооружения и техники на территории России в современных условиях носят          
дискриминационный характер и для России должны быть отменены.                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, учитывая складывающуюся с адаптированным договором          
ситуацию, Россия неоднократно предупреждала Запад о наших шагах. Сегодня        
объективно ресурс доброй воли исчерпан, и поэтому Россия должна предпринять     
необходимые шаги, в том числе и правового характера, сначала по                 
приостановлению своих обязательств по договору, а если этот процесс не          
сдвинется... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько времени ещё нужно?                                
                                                                                
Добавьте время.                                                                 
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Я вижу, что моё время истекло, завершая своё выступление,      
хочу сказать следующее.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, у России есть достаточный арсенал сил, средств и способов   
обеспечения своей безопасности и национальных интересов. Разрушение ДОВСЕ,      
если таковое произойдёт, произойдёт не по вине России и не будет                
невосполнимой потерей для нашего государства, а вот для государств Европы это   
будет масштабная и чувствительная потеря. Россия готова сыграть свою роль, но   
не в ущерб собственной безопасности.                                            
                                                                                
Прошу вас решение Президента Российской Федерации поддержать.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич, присаживайтесь.                 
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по международным делам Косачёва Константина      
Иосифовича.                                                                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция "Единая Россия".                                                 
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Столь подробные доклады     
официальных представителей президента избавляют меня от необходимости ещё раз   
излагать суть вопроса, который мы сегодня рассматриваем. В дополнение хотел     
бы подтвердить, что депутаты Государственной Думы, учитывая необычный           
характер этой ситуации и предлагаемого решения, очень тщательно подошли к       
этому вопросу: было проведено несколько совещаний с ведомствами, были           
проведены широкие публичные парламентские слушания и, разумеется, вопрос был    
рассмотрен на заседаниях как Комитета по международным делам, так и Комитета    
по обороне. И все - и комитеты, и до этого участники парламентских слушаний -   
пришли к общему выводу о целесообразности того решения, которое предложил       
Государственной Думе и в целом российскому обществу Президент Российской        
Федерации. Если коротко, то согласие всех, кто принимал участие в обсуждении,   
- а согласие, пожалуй, было доминирующим - сводилось к четырём основным         
позициям, и я хотел бы обратить ваше внимание на эти позиции.                   
                                                                                
Первое. Мы согласились с тем, что действия России находятся в полном            
соответствии с международным правом, с общими принципами права и, в             
частности, осуществляются на основе положений Венской конвенции о праве         
международных договоров 1969 года, самого Договора об обычных вооружённых       
силах в Европе, а также в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 37 нашего   
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".           
                                                                                
Второе. Мы подчёркиваем, что решение России - это не наша инициатива, это       
решение носит вынужденный характер ответных мер. Это решение не готовилось и    
не принималось в Москве, оно в своё время было принято в каких-то               
брюссельских, а скорее всего, в вашингтонских кабинетах. Это попытка выжать     
из нынешней ситуации правовой неопределённости, когда так и не вступил в силу   
адаптированный ДОВСЕ, из явно устаревшего базового договора максимум            
возможного, и объектом вот этих устремлений оказалась наша страна.              
                                                                                
Третье. Наше решение очевидно не носит агрессивного либо деструктивного         
характера, оно не направлено на то, чтобы разрушить систему существующих        
договорённостей. Оно направлено на то, чтобы привлечь внимание партнёров к      
нашим озабоченностям. Мы пытались делать это другими средствами в течение       
почти восьми лет, но оставались неуслышанными и только поэтому вынуждены        
прибегать к таким крайним мерам.                                                
                                                                                
Россия безусловно выполнила все свои обязательства по базовому ДОВСЕ, Россия    
выступила с инициативой адаптации ДОВСЕ к изменившимся условиям, Россия         
ратифицировала адаптированный ДОВСЕ и, таким образом, является практически      
единственным государством - участником ДОВСЕ, которое на сто процентов и, я     
бы сказал, с перевыполнением исполнило все свои обязательства как               
юридического, политического, так и, разумеется, военного характера в рамках     
имеющихся договорённостей.                                                      
                                                                                
И наконец, последнее. Наше решение не носит необратимого характера. Ключ к      
развязыванию, разблокированию этой ситуации совершенно точно не в Москве, он    
опять же в Вашингтоне, в Брюсселе, в других натовских столицах, которые         
сейчас могут вынести адаптированный ДОВСЕ на ратификацию в соответствующих      
национальных парламентах, провести её в сжатые сроки и тем самым создать        
необходимые предпосылки для того, чтобы Президент Российской Федерации в        
соответствии с принимаемым нами сегодня законом отменил сегодняшнее решение и   
возвратил ситуацию в то состояние, в котором она находилась до июля этого       
года и которое, безусловно, отвечает интересам и России, и всех других          
европейских государств, но только при условии адаптации ДОВСЕ и безусловного    
соблюдения его положений всеми государствами-участниками.                       
                                                                                
Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять закон   
"О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных           
вооружённых силах в Европе". Просьба эту позицию поддержать.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться на вопросы.                                   
                                                                                
Присаживайтесь. Тогда с места будете отвечать.                                  
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Алкснис Виктор Имантович.                                                       
                                                                                
АЛКСНИС В. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском         
объединении.                                                                    
                                                                                
У меня вопрос к заместителю министра иностранных дел Российской Федерации       
Сергею Ивановичу Кисляку.                                                       
                                                                                
Вот здесь начальник Генерального штаба заявил о том, что Россия этим            
договором была поставлена на колени и стоит сейчас на коленях. В связи с этой   
ситуацией у меня вызывает недоумение позиция МИДа и нашего Комитета по          
международным делам: налицо факт предательства, и в то же время мы заявляем,    
что только приостанавливаем действие этого договора, но если страны НАТО        
ратифицируют адаптированный ДОВСЕ, то мы тоже будем согласны его выполнять.     
Тогда непонятно... Это двойственная позиция, сидение на двух стульях: с одной   
стороны, мы говорим, что этот договор наносит огромный стратегический ущерб     
России, а с другой стороны, мы готовы, если Запад ратифицирует адаптированный   
ДОВСЕ, его выполнять, и всё будет хорошо. Как понимать эту позицию МИДа?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович.                              
                                                                                
КИСЛЯК С. И. При всём моём уважении, вы немножко исказили позицию МИДа.         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КИСЛЯК С. И. При всём моём уважении, вы исказили позицию МИДа, поскольку, как   
мы объясняли, речь идёт о замораживании старого ДОВСЕ, а новый,                 
модернизированный ДОВСЕ Россией ратифицирован.                                  
                                                                                
Заморозка старого ДОВСЕ означает, что в условиях старого ДОВСЕ Россия           
действовать больше не собирается. Если для России будет восстановлен режим      
ДОВСЕ, то это будет режим нового, модернизированного ДОВСЕ, который мы          
ратифицировали. До тех пор, пока новый не вступит в силу, я не вижу             
возможности нам продолжать жить в условиях договора, который ущемляет наши      
интересы.                                                                       
                                                                                
Поэтому я хотел бы ещё раз обратить ваше внимание на то, что предлагаемое       
сегодня решение, которое мы просим вас поддержать, направлено на то, чтобы      
заморозить действие старого ДОВСЕ. Вместе с тем если будет ратифицировано       
всеми нашими партнёрами соглашение об адаптации, то будет действовать           
созданный с учётом старого ДОВСЕ новый, модернизированный ДОВСЕ. Вот Россия     
уже фактически выполнила свои обязательства, а все западные страны своих        
обязательств по модернизации не выполнили, поэтому если они выполнят все наши   
требования, а эти требования были недавно изложены совершенно чётко на          
чрезвычайной конференции участников ДОВСЕ, созванной по нашей инициативе, и     
будут созданы условия для эффективного осуществления нового ДОВСЕ, то в новый   
ДОВСЕ Россия, естественно, вернётся.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глотов Сергей Александрович, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, вопрос, конечно, к Сергею         
Ивановичу.                                                                      
                                                                                
Вот очень хорошо мы помним, как в этом зале представители МИДа и частично       
военные убеждали нас в необходимости ратификации Договора СНВ-2. Было очень     
много сказано тёплых слов в связи с тем, что мы дружим с Америкой, с другими    
государствами. Потом стали даже выкручивать руки отдельные товарищи, которые    
здесь говорили: если не ратифицируете, тогда Луна обязательно упадёт на         
Землю. Поэтому возникает вопрос: когда же наконец эта прогностическая функция   
МИДа будет осуществляться надлежащим образом и не попадём ли мы в ту историю,   
о которой только что Алкснис сказал и вы сказали? Россию всё время              
обманывают, Россия всё время кому-то верит, а НАТО уже у наших границ.          
Пожалуйста, объясните: то, что вы сейчас говорите, это действительно            
просчитано, это чем-то обосновано?.. (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович.                              
                                                                                
Поменьше эмоций.                                                                
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Простой ответ на этот вопрос: да, просчитано, да, обосновано, и    
мы вместе с Юрием Николаевичем вам изложили аргументы в пользу решения,         
которое мы принимаем.                                                           
                                                                                
Что касается СНВ-2. Договор отвечал нашим интересам, но он не был               
ратифицирован американской стороной, и, таким образом, он не вступил в силу,    
этого договора фактически сейчас не существует. И я думаю, что это большой      
просчёт наших американских партнёров, потому что Договор СНВ-2 был направлен    
на укрепление стратегической стабильности, а всё, что, происходит сейчас, как   
мы видим, только создаёт дополнительные вопросы о будущем этой стабильности.    
ДОВСЕ - договор многосторонний, мы настаивали на необходимости его адаптации,   
и эта адаптация была проведена. Мы вместе с нашими друзьями - Белоруссией,      
Казахстаном, Украиной - были среди тех, кто его ратифицировал. Наши натовские   
партнёры пока до сих пор не приняли важного политического решения эффективно    
ввести это соглашение в действие, и раз это так, то мы, если хотите, посылаем   
очень сильный сигнал, что так продолжаться не может: либо мы действуем          
корректно, исполняя свои обязательства, - все, а не только Россия, - либо в     
таких условиях соглашение действовать не будет.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Юрий Петрович.                                   
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина - Патриоты России".                             
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Николаевичу Балуевскому.                                   
                                                                                
При заключении ДОВСЕ за рамки договора был выведен военно-морской флот, где     
страны НАТО и США имели почти десятикратное преимущество, - этого договор, к    
сожалению, не учитывает. Это первое.                                            
                                                                                
И второе: повлияет ли вот наша приостановка действия договора на процесс        
развёртывания ракет малой и средней дальности, производство их в нашей стране   
или американцы снова притащат свои системы в Европу? И с этим же связанный      
вопрос: будете ли вы вносить изменения в государственную программу вооружения   
(ГПВ), поскольку сегодня эта программа является не программой вооружения        
России, а программой разоружения России по соотношению сил, которые мы будем    
иметь в 2015 году?                                                              
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Спасибо, Юрий Петрович, за ваш вопрос.                         
                                                                                
Начну, наверное, с конца отвечать. Государственная программа вооружения - я     
бы не согласился с вами, что она является программой разоружения, - это         
программа, в которой 70 процентов финансовых средств сегодня выделяется на      
закупку вооружения для Российской армии. Да, действительно, нам хотелось бы     
много и сразу. Дайте больше денег - будем больше заказывать.                    
                                                                                
Теперь что касается договора о ракетах средней и меньшей дальности. Вы          
знаете, что сегодня этот договор действует, договор фактически действует в      
отношении двух стран - Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, и     
договор этот бессрочный. Вопрос: надо ли выходить из этого договора? Как        
военный, скажу, что России нужны такие ракеты средней и меньшей дальности, но   
вы знаете, что этот договор пока ещё хрупко, но сдерживает отдельные            
государства от создания подобных ракет. Более того, было бы правильно, если     
бы к этому договору присоединились и другие государства и целые классы          
вооружения, такие, как ракеты средней и меньшей дальности, не были бы приняты   
на вооружение другими государствами и другими армиями мира.                     
                                                                                
Что касается кораблей. Действительно, в Договоре об обычных вооружённых силах   
в Европе нет кораблей. И если мы пойдём на детальное, я бы сказал, вскрытие     
Договора об обычных вооружённых силах в Европе, то, возможно, надо думать и о   
таком классе вооружения, как морские вооружения. Сегодня это не предмет этого   
договора, поэтому что-то желать... желание, конечно, есть, но тогда             
потребуется полное вскрытие договора.                                           
                                                                                
Я буквально два слова скажу о том, что нам нужно от нового,                     
модернизированного договора. Нужно, по большому счёту, практически немного:     
надо уйти от так называемых фланговых ограничений. И я, как военный, буду на    
всех уровнях говорить, что если и Договор об обычных вооружённых силах в        
Европе должен модернизироваться, он должен модернизироваться в первую очередь   
отменой фланговых ограничений, так как в адаптированном договоре эти            
фланговые ограничения сохранены.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Купцов Валентин Александрович, ваш вопрос.                
                                                                                
КУПЦОВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция            
Коммунистической партии Российской Федерации.                                   
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Ивановичу больше, наверное, чем к Юрию Николаевичу.      
Сергей Иванович, подскажите, пожалуйста, раскройте в рамках возможного          
характер пакетных соглашений, которые предлагают западные страны для России.    
В рамках возможного.                                                            
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Я не думаю, что есть чётко сформированный пакет, который бы нам    
предложили и который решал бы все наши вопросы, скорее, есть процесс, в         
рамках которого идёт обсуждение по пунктам тех требований, которые мы           
выдвинули на чрезвычайной конференции. Есть ощущение, что наши партнёры         
понимают, что Россия сказала о неприемлемости этой ситуации серьёзно. Есть      
ощущение, что некоторые из них и готовы искать решения, но сказать, что         
сегодня, на данный момент по всем ключевым проблемам, которые мы поставили,     
есть уже готовые решения или эти решения содержатся в предложениях, которые     
мы получили, я не могу. Процесс переговоров продолжается, и, как сказал наш     
президент, разумеется, мы будем его вести честно и конструктивно, но, как мы    
сказали и уже повторяли сегодня с Сергеем Николаевичем здесь, для нас           
главное, чтобы это в точности решало проблемы, связанные с ущемлением           
интересов Российской Федерации в контексте режима ДОВСЕ.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бабурин Сергей Николаевич, ваш вопрос.                                          
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Ивановичу Кисляку.                                       
                                                                                
Сразу скажу, что "Народный Союз", который давно говорит об абсурдности          
Договора об обычных вооружённых силах в Европе в сегодняшнем его виде,          
безусловно, поддержит ратификацию, вернее, принятие федерального закона о       
приостановлении действия ДОВСЕ, но ведь это полумеры, Сергей Иванович. Почему   
бы нам не прекратить полностью действие этого договора через механизм его       
денонсации и не провести не перекройку одежды, из которой выросла Европа, не    
латание дыр, которое может быть не до конца эффективным и не до конца           
просчитанным, а полномасштабные переговоры о подписании нового договора? Не     
редактирование старого, а новый договор, который соответствует реалиям ХХI      
века.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович.                              
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Спасибо за вопрос. В идеале это, конечно, хорошая мысль -          
сделать новый большой договор, который на десятилетия вперёд отвечал бы всем    
возможным вариантам развития ситуации в сфере безопасности вокруг России, но    
мы живём в реальном мире. Есть соглашение, которое было уже достигнуто, это     
было сделано путём довольно трудных многолетних переговоров. Есть соглашение    
о модернизации, которое было согласовано по настоянию российской стороны. Как   
сказал Юрий Николаевич, это соглашение будет отвечать нашим интересам, если     
его подвергнуть небольшой модернизации, касающейся фланговых ограничений для    
России, и это позиция, которую разделяют все соответствующие российские         
ведомства. И поэтому прежде чем думать о новых больших соглашениях, лучше       
было бы, чтобы наши партнёры выполнили то, о чём мы договорились.               
                                                                                
Во-вторых, я думаю, что с потерей ДОВСЕ условия для начала новых переговоров    
будут созданы не скоро. Поэтому та линия, которую мы сейчас выбрали,            
просчитана, продумана, и я надеюсь, что она может дать результаты. Если она     
результатов не даст, Россия будет поставлена перед новым выбором в отношении    
договора.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фоменко Александр Владимирович, ваш вопрос.                                     
                                                                                
ФОМЕНКО А. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском         
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
В связи с впечатляющей картиной ущемления наших национальных интересов этим     
договором у меня, как у большого сторонника русско-американского партнёрства,   
вопрос: почему мы так долго ждали, прежде чем сделать этот шаг, о чём мы        
думали в течение восьми лет, почему это сделано только сейчас? Год назад        
обстоятельства были другие, два года назад - другие. У меня вопрос к обоим      
представителям, и МИДа, и Генерального штаба.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович.                              
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Спасибо за вопрос. Я хотел бы сказать, что мы не ждали, мы вели    
энергичную работу по всем фронтам: и в двустороннем российско-американском      
контексте, и в переговорах с нашими натовскими коллегами по линии Россия -      
НАТО. Мы прошли каждую тропинку, которая доступна, для того чтобы донести до    
наших партнёров нашу позицию о неприемлемости складывающейся ситуации. Нас не   
слышали. И я думаю, настал момент, когда больше терпеть это уже невозможно.     
Мы исчерпали все переговорные возможности, для того чтобы донести степень       
нашей озабоченности. Когда мы убедились в том, что прогресса нет, мы приняли    
решение действовать.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Николаевич, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
БАЛУЕВСКИЙ Ю. Н. Я могу лишь добавить, что если говорить о 99-м годе, то надо   
сказать, что, наверное, и условия были другие. Тогда Российская армия по        
большому счёту стояла на коленях, а сейчас с этой трибуны я могу сказать, что   
сегодня Российская армия встала с колен и по крайней мере достаточно твёрдо     
стоит на ногах, благодаря той работе, которая проводится в том числе и          
депутатами Государственной Думы. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Представителю МИДа вопрос. Почему сразу в договор не была     
заложена норма, что он теряет свою силу, как только вторая сторона прекращает   
его выполнение? Мы заключили в 90-м году, если в 91, 92, даже 93-м годах та     
сторона не производила сокращений, договор сразу потерял бы свою юридическую    
силу. Вот в чём здесь проблема: слабость юристов МИДа или это была              
политическая воля кремлёвских чиновников ельцинской эпохи? Почему нельзя было   
сразу сделать договор, действие которого мы сегодня не приостанавливали бы,     
он бы потерял свою юридическую силу давно-давно не из-за наших побуждений, а    
из-за того, что та сторона просто-напросто его не выполняет, и                  
соответствующая норма статьи была бы приведена в действие, то есть они были     
бы виновны в том, что они прекратили действие договора. Что здесь - слабые      
юристы рабоче-крестьянской власти нашей? Или кто виноват?..                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович.                              
                                                                                
КИСЛЯК С. И. Во-первых, в новом, модернизированном договоре чисто формально,    
с правовой точки зрения нет двух сторон - там тридцать пять членов, это         
многостороннее соглашение.                                                      
                                                                                
Второе. Сегодня мы говорим даже не о новом, модернизированном договоре,         
который был согласован в 1999 году. Мы живём в старом договоре, который         
регулировал отношения между двумя группами государств, - это терминология       
договора - одной из которых нет. Жизнь оказалась куда богаче, чем воображение   
юристов начала 90-х годов, когда делалось это соглашение, когда существовали    
НАТО и Варшавский договор. Варшавского договора больше нет, Советского Союза    
больше нет, ситуация коренным образом меняется, жизнь её меняет, и именно       
поэтому мы и настаиваем на том, что должен действовать адаптированный           
договор, а не тот, в котором мы сейчас существуем и действие которого для       
России мы сегодня предложили приостановить.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Я предлагаю выступить            
представителям депутатских объединений. По сколько минут предложим? Пять        
минут, до пяти минут. Будем голосовать за это предложение? Нет.                 
                                                                                
Фракция "Единая Россия". Заварзин Виктор Михайлович, пожалуйста.                
                                                                                
ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,          
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хочу сказать об очень     
качественных и ёмких выступлениях начальника Генерального штаба и заместителя   
министра иностранных дел: дана обстоятельная информация об этом договоре,       
соглашении о его адаптации и военно-политической обстановке в Европе в связи    
с незавершённостью ратификации соглашения. И мы благодарны, что были очень      
чёткие ответы.                                                                  
                                                                                
В первую очередь это касается Соединённых Штатов Америки и государств зоны      
ответственности этого договора, которые, я бы сказал, слепо придерживаются      
военно-политического фарватера Соединённых Штатов Америки. Причина нам          
понятна. Замораживание вступления соглашения в силу в течение уже восьми лет    
вполне устраивает Запад. Это позволяет без каких-либо ограничений двигать       
НАТО на Восток, проводить реконфигурацию американского военного присутствия в   
Европе, в том числе такого важного элемента их стратегических наступательных    
сил, как ПРО, кроме того, использовать договор в качестве одностороннего        
военно-политического инструмента для ограничения возможностей наших             
Вооружённых Сил в европейской зоне страны. Это, а также курс Соединённых        
Штатов Америки на односторонний демонтаж механизмов контроля над                
вооружениями, необоснованный прессинг в отношении стамбульских обязательств     
не дают нам оснований полагать, что в ближайшей перспективе соглашение          
вступит в силу.                                                                 
                                                                                
Все эти годы, ответственно заявляю, тоже как участник этого процесса, фракция   
"Единая Россия", наши депутаты на международных встречах как здесь, в Думе,     
так и за рубежом неоднократно предлагали сдвинуть с мёртвой точки процесс       
ратификации. Дали нашим партнёрам длительное время, чтобы взвесить все          
преимущества этого соглашения для обеспечения равной безопасности европейских   
государств. Поскольку наши предложения, в том числе предупреждение о            
возможных последствиях, остались без внимания, фракция полагает, что            
внесённый Президентом Российской Федерации законопроект является в этой         
ситуации своевременным, обоснованным с политической и с военной точек зрения.   
Мы уже не имеем права оставлять без соответствующей реакции ущербную для        
безопасности России военно-политическую трансформацию НАТО в Европе. Вместе с   
тем фракция считает, что приостановление договора не возврат к конфронтации.    
Главный мотив нашей позиции - это очередной посыл, я бы сказал, сигнал          
Государственной Думы парламентам, правительствам, президентам и народам всех    
стран-участниц ещё раз взвешенно оценить ситуацию и ратифицировать              
соглашение. Кроме того, я призываю страны, не участвующие в договоре,           
присоединиться к нему. Что же касается военного аспекта приостановления         
договора, это не означает, что мы немедленно станем наращивать группировки      
обычных сил в нашей зоне ответственности. У нас, как было заявлено Юрием        
Николаевичем, и без этого есть достаточно других средств для сдерживания        
различного рода агрессивных помыслов.                                           
                                                                                
Фракция "Единая Россия" готова в любой момент рассмотреть вопрос о              
возобновлении договора, если государства-участники предпримут конкретные шаги   
по ратификации соглашения об адаптации. Сегодня же фракция будет голосовать     
за этот закон.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович.                               
                                                                                
Фракция КПРФ, кто будет выступать? Макашов Альберт Михайлович, пожалуйста.      
                                                                                
МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Сколько раз нас, дураков, обманывали? Много раз. Могу привести некоторые        
примеры. Договор СНВ-1 американцы не выполнили. Договор СНВ-2 - нам здесь       
выламывали руки, бегали по рядам, говорили, как это выгодно, - они даже не      
ратифицировали. Всё, что делает Америка - депутаты Америки, Конгресс, - это     
им выгодно. Они боятся своего избирателя, они голосуют за свою страну. Мы же    
часто голосуем по приказу или по принуждению. Что, мы действительно такие       
дурные? Когда нас здесь уговаривали ратифицировать соглашение по минному        
разоружению... А где это новое минное разоружение... Юрий Николаевич, новое     
оружие есть, есть у нас новые мины? Да, в портфеле есть. Но то, что заставили   
сделать парламент, а парламент по своей слабости, из-за отсутствия              
принципиальности продолжает выполнять волю наших заклятых друзей, - это         
неправильно!                                                                    
                                                                                
Прошло семнадцать лет. Ещё в 90-м году те, кто был посмелее, выступали против   
этого договора, за что меня, как командующего войсками округа, единственного,   
в 91-м году уволили вчистую, чем я и горжусь, остальные промолчали. На          
главном военном совете 18 октября 89-го года все кричали сначала: да, нам       
выгодно, когда мы сокращаем в Западной группе войск две-три танковые дивизии.   
И даже соотношение после этого стало в нашу пользу. Я вспоминаю, ну,            
резковато, грубо выступал, по-своему, но после этого все, буквально те же,      
кто говорил: "Михаил Сергеевич, какой вы умный", стали выступать и              
рассказывать правду. Американцы ни одного своего авианосца не утопили, ни       
одного своего линкора не разрезали на иголки, на утюги, а поставили на          
хранение, перевооружили, и у них есть до сих пор ещё какая-то сила, а мы        
десятки тысяч танков Т-55 сдали на переплавку. Конечно, это позорище. И когда   
сейчас вы говорите о том, что у нас что-то... Да у американцев, у Запада        
абсолютное превосходство на всех флангах, в центре по всем видам! Ведь          
американцы подарили нам гильотину, и она в Энгельсе, под Саратовом, рубила      
хвосты нашим самолётам до тех пор, пока у нас ничего не осталось. Теперь ни     
лётчиков настоящих, ни авиации нет.                                             
                                                                                
Я призываю парламент наш думать, прежде чем принимать какие-то неведомые,       
безрасчётные, без обсуждения решения. Скажите, зачем мы свой последний БЖРК     
(баллистический железнодорожный комплекс) уничтожили? Что это нам дало? Кроме   
вреда, это ничего не дало. Так же, как и минное разоружение, так же, как        
подписанный шестнадцать лет назад этот договор, так же, как сегодняшний,        
половинчатый - вот то ли будет, то ли нет...                                    
                                                                                
Конечно, ратифицировать надо, но это половинчатое решение, а надо полностью     
от него отказаться. Нам нужно немедленно приступить... поставить вопрос,        
подсказать Верховному главнокомандующему, что наши ядерные боеприпасы, они      
просят испытаний, они просто сегодня... мы не уверены, наши учёные не уверены   
в них... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альберт Михайлович.                              
                                                                                
Фракция ЛДПР. Жириновский Владимир Вольфович.                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Все всё вроде бы правильно говорят, но как плохие врачи не    
ставят правильный диагноз, так и... Значит, и дальше, Альберт Михайлович, нас   
будут обманывать. Дураки мы? Да, дураки. Вот давайте поставим вопрос: откуда    
дурость наша? А стонать, когда семнадцать лет не действует договор и наконец    
решили приостановить действие несуществующего договора, - это позор. Договора   
нет никакого! Мы в дурацком положении, мы сокращаем, выполняем, а они смеются   
над нами. И ещё сюда выходят и нас уговаривают: пожалуйста, давайте мы это      
прекратим. Ну детская наивность! Или говорят: а давайте направим посыл им,      
они испугаются и немедленно ратифицируют. И снова будут смеяться в Брюсселе и   
в Вашингтоне, скажут: чего-то русские вообще... это наивные дети. Семнадцать    
лет они не выполняли, а сейчас, 7 ноября 2007 года побегут: всё, выполняем,     
ой, всё, русские решили приостановить действие. Позор! Причина? Причина в том   
что у нас государство всегда было государством чиновников - царских,            
советских, сегодня демократических. Поэтому не призывайте вы, чтобы депутаты    
думали головой. В России тысячу лет думают чиновники. Народ - жертва действий   
всех этих чиновников. А настоящего парламента никогда не было у нас. И не       
надо говорить глупостей, что американские конгрессмены учитывают мнение         
избирателей по таким договорам. Им наплевать, американцам: какой-то там         
договор с Россией, где-то какие-то танки - они не знают, где мы вообще          
находимся! Это всё делается... Внешняя политика в руках президента в любой      
стране, и это была ошибка Горбачёва, а главная ошибка, причина - фамилия        
неважно какая - рабоче-крестьянское происхождение. Не было во главе нашего      
государства уже сто лет нормального, мощного, сильного лидера, не было. Все     
из деревень, все не имели образования. Какое образование было у Хрущёва? Три    
класса окончил. Брежнев - техникум, и все остальные... И они ничего не          
понимали и не знали. Этот актёришка Рейган в Рейкьявике одно попросил у         
Горбачёва: убери советский режим, режим - не страну, не экономику, не армию,    
только режим убери, десоветизацию проведи, пусть будет не Верховный Совет, а    
Государственная Дума, не ЦК КПСС, а администрация президента, всё! А этот       
ставропольский мужичишка что сделал? С Ельциным всю страну вообще убрали, всю   
армию убрали, всю экономику! Вот в чём причина - причина в генетическом коде.   
Пока там профессора, а здесь шариковы, мы будем в дураках. Там - отличники,     
здесь - двоечники. Вы спрашиваете, почему мы двоечники? Профессора - там,       
здесь-то некому учить, и это главная причина.                                   
                                                                                
А сегодня как раз дата, когда шариковых привели к власти внаглую ночью          
девяносто лет назад. (Шум в зале.) Вот ведь в чём проблема. Ведь вы сегодня     
празднуете как раз то, что является причиной всех наших бед. Почему?            
Революции везде происходили, но меняли режим, людей, вы же страну поменяли,     
вы уничтожили полностью всё! Чиновники, церковь, армия, полиция, инженеры,      
конструкторы, заводы, крестьяне, кулаки - всё вырезали! Вы сделали пустыню из   
страны, пустыню! Вы хуже Гитлера сделали, хуже Чингисхана, хуже Наполеона!      
Хуже! Вы понимаете? И вы сегодня это празднуете и выходите сюда и говорите: а   
что нас за дураков держат? Вы нам дураков поставили у власти 7 ноября 17-го     
года и до сих пор празднуете эту страшную катастрофу. Вот в чём причина. И      
всё будет продолжаться. Мы убираем базы с Кубы, из Вьетнама, пропускаем их в    
Афганистан. А они в ответ что? Тбилиси, Киев, Бишкек. И сегодня уже Грузия      
вышла на улицы Тбилиси. Демократия проваливается. Они тоже нас с вами           
"кидают". Даже "оранжевая революция" им не помогает, и Киев уже голосует не     
так, как надо. Вот это всё звенья одной цепи.                                   
                                                                                
Заключать, господа из МИДа, не надо было таких договоров. На вас лежит          
ответственность. Горбачёв малограмотный мужичишка был, а где были ваши          
дипломаты, где были ваши генералы? Вы почему разрешили заключение такого        
договора? Вот в этом причина - причина в том, что и МИД не работает, и          
генштаб, а чиновник из администрации президента звонит: надо. Чиновники         
командуют в России! Вот пока мы не создадим государство, где чиновник будет     
знать своё место, мы всегда будем проигрывать, потому что чиновникам нужно      
сегодня получить деньги за какое-то действие и им наплевать на                  
государственные интересы, всем, начиная от декабристов и кончая сегодняшними,   
теми, которые срывают со столбов наши билборды. Сегодня они нарушают            
демократию и Конституцию, чиновники командуют, прокуроры и губернаторы, а не    
народ, не демократия, не выборы. Это что... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Фракция "Справедливая Россия". Павлов Николай Александрович, пожалуйста.        
                                                                                
ПАВЛОВ Н. А., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                          
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, что был такой Версальский договор, после          
подписания которого Германия оказалась в тяжелейшей ситуации - фактически       
побеждённая страна: ей запретили иметь армию, флот и так далее. Разумеется, у   
нас такого не было, у нас это проходило в адекватных формах, поскольку          
страна, в общем, формально, юридически сохраняла свой суверенитет, - я имею в   
виду Российскую Федерацию после распада СССР, - и с нами вынуждены были         
де-факто считаться, потому что ядерный потенциал у нас сохранялся.              
                                                                                
Но мы прекрасно понимаем, что весь период начала 90-х годов, время после        
распада Союза, а точнее, правильнее говорить, разрушения (надо прямо сказать    
наконец, глядя друг другу в глаза, фактически это был элемент капитуляции       
верховной власти, не народа, народ не был побеждён, побеждена была, и           
частично добровольно, верховная власть, мы должны это чётко понимать), весь     
период 90-х годов, эпоха Ельцина - Черномырдина - Козырева, был эпохой          
диктата и односторонних уступок по всем, так сказать, азимутам, по всем         
направлениям. Достаточно вспомнить знаменитую сделку Гора - Черномырдина, за    
которую ещё придётся господину Черномырдину посидеть в тюремной камере, я       
надеюсь.                                                                        
                                                                                
Так вот, в связи с этим возникает главный, концептуальный вопрос. Мы            
понимаем, что ДОВСЕ - это абсурд (наш президент сказал: по нему я должен        
назначать командующего Прибалтийским военным округом). И подписанный в 90-м     
году договор после распада Советского Союза, по моему мнению, не юриста, а      
разумного человека, конечно, должен был быть автоматически денонсирован,        
потому что государства, которое подписало договор, нет, военного потенциала,    
который на тот момент существовал, нет, что президент в своей парадоксальной    
манере и выразил, когда сказал: я должен по нему назначать командующего         
Прибалтийским военным округом. Поэтому понятно, что в данном случае так         
называемый мораторий, воздержание, так сказать, и так далее - это просто        
смехотворно. Я вынужден с Владимиром Вольфовичем здесь согласиться, что,        
конечно, это позор для наших юристов, для нашего МИДа, для нашего               
юридического сообщества и для нашего политического класса в целом, потому что   
это абсурд, абсурд и абсурд.                                                    
                                                                                
Но главное не в этом, главное в другом. Мы должны воспользоваться...            
оттолкнуться вот от этого факта и посмотреть правде в глаза: вся система        
международных договоров, заключённых Российской Федерацией после 91-го года,    
должна подлежать пересмотру, как крайне невыгодная для Российской Федерации.    
Я вас отошлю к утопической политической фантазии известного человека, который   
в Думе сидел вот здесь, за этим столом, - потом он плюнул и ушёл, - фамилия     
его Юрьев, он написал книгу "Третья империя. Россия, которая должна быть". Он   
прогнозирует будущую войну двенадцатидневную, США - победу, образование новой   
российской империи. И один из пунктов политики этой новой российской империи    
- не подписывать никаких международных договоров. Мне десятки раз приходилось   
говорить: господин Косачёв, зачем вы ездите в этот самый Страсбург? Что вы      
там делаете? Зачем Россия платит? Я вам напомню, была такая Джин Кирпатрик,     
представитель США в Организации Объединённых Наций, неоконсерватор. Будучи      
представителем США в ООН, она говорила: зачем нам, США, эта ООН, зачем мы       
этих дармоедов кормим? И они несколько лет не платили взносы в Организацию      
Объединённых Наций, и те, так сказать, застонали. Давайте мы на один год        
прекратим платить взносы в ПАСЕ, давайте мы пять-шесть раз туда не съездим и    
посмотрим, как они прибегут вот сюда и будут восхищаться защитой прав           
человека в Российской Федерации. А мы стоим до сих пор на позициях психологии   
Ельцина - Козырева: Ельцина по плечу Буш похлопал - он от счастья чуть не       
описался.                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПАВЛОВ Н. А. Нет, нельзя, потому что это принципиальный вопрос. Я здесь         
последний раз у вас выступаю. Слушайте умного человека, может, чего-нибудь      
поймёте.                                                                        
                                                                                
Так вот, я хочу сказать следующее. Дорогие друзья, нужно понять, что новая      
Дума должна начать работу с пересмотра, с ревизии, с анализа всех               
международных договоров, потому что данный пример - это только маленькая        
вершина айсберга. Вы вспомните, что у нас на Дальнем Востоке. Американцы        
считают, что то, что подписали Бейкер и Шеварднадзе, действует, но мы ведь      
это не ратифицировали, а наших рыбаков арестовывают. Вот вам, МИД, новый        
участок работы.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фракция "Родина - Патриоты России", Безбородов Николай Максимович.              
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты            
Государственной Думы! Фракция "Родина - Патриоты России" принятие               
федерального закона "О приостановлении Российской Федерацией действия           
Договора об обычных вооружённых силах в Европе" поддерживает. Обстоятельства    
для такого решения сложились исключительные, поскольку они напрямую             
затрагивают безопасность России, а именно: первое, уклонение Болгарии,          
Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии от оформления изменений в составе     
групп в связи со вступлением этих стран в НАТО; второе, превышение странами     
НАТО групповых ограничений Договора об обычных вооружённых силах в Европе в     
два с половиной - три с половиной раза; третье, реализация Соединёнными         
Штатами Америки планов по размещению баз своих войск в Болгарии и Румынии по    
пять тысяч человек; четвёртое, невыполнение обязательства, принятого в          
Стамбуле по ратификации адаптированного соглашения; пятое, неучастие Латвии,    
Литвы, Эстонии в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе (по сути        
дела, как здесь уже говорилось, это серая, неконтролируемая зона), и, шестое,   
назрела настоятельная необходимость отмены фланговых ограничений для России.    
Всё это требует от России принятия безотлагательных мер по обеспечению своей    
безопасности.                                                                   
                                                                                
Будем голосовать за. Спасибо.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович.                              
                                                                                
Все выступили. Есть ли желание выступить с заключительным словом у              
докладчиков? У представителей МИДа, генерального штаба? У представителей        
комитета? Нет. Коллеги, ставим на голосование в рамках "часа голосования":      
кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу проголосовать.              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.