Заседание № 180
О проекте федерального закона № 456651-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях строительства жилья экономического класса).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Балаш Курбанмагомедович Балашов, пожалуйста. БАЛАШОВ Б. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 2 июля 2014 года. Он прошёл все необходимые экспертизы, замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 16 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 456651-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях строительства жилья экономического класса; принят в первом чтении 20 сентября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Доклад Балаша Курбанмагомедовича Балашова. Пожалуйста. БАЛАШОВ Б. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 20 сентября 2011 года. К законопроекту поступило всего двадцать четыре поправки, из них четырнадцать поправок рекомендуется к принятию, десять - к отклонению. Комитет поддерживает законопроект, рекомендует принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 31 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 59 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования". Микрофон на центральной трибуне включите. БАЛАШОВ Б. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на 4 июля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ## (17 час. 34 мин. 23 сек.) Проголосовало за 270 чел.60,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 270 чел. Не голосовало 180 чел.40,0 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 456651-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Выносим данный законопроект на "час голосования" и переходим к пункту 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса". Докладывает Мартин Люцианович Шаккум. Обращаюсь к депутатам: через четыре минуты у нас будет объявлен "час голосования", прошу всех депутатов пройти в зал, занять свои рабочие места. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, законопроект направлен на стимулирование строительства социально ориентированного жилья экономкласса. Законопроектом предложен принципиально новый подход, направленный на снижение стоимости жилья, на возможность сократить затраты застройщика и зафиксировать цену продажи жилых помещений. Так, предусматриваются новые механизмы заключения договоров о развитии застроенной территории или о комплексном освоении земельного участка. Для этих целей могут вовлекаться земельные участки, находящиеся как в государственной, так и муниципальной собственности. Застройщик обязан реализовать построенные жилые помещения по фиксированной цене, определяемой по результатам аукциона, при этом стоимость такого жилья будет ниже цены, установленной Министерством регионального развития. Это достигается за счёт бесплатного предоставления застройщику - победителю аукциона земельного участка, обеспеченного инженерной инфраструктурой. При этом вводится новый вид аукциона, победителем которого признаётся участник, предложивший наименьшую цену стоимости жилья. Принятие законопроекта будет способствовать развитию массового строительства жилья экономкласса и обеспечению граждан доступным и комфортным жильём. Законопроект поддержали практически все субъекты Российской Федерации. На законопроект поступило положительное заключение Государственно-правового управления, он поддержан правительством. Комитет рекомендует палате принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Вопросы есть, давайте запишемся. Что-то я вижу, по-моему, четыре руки из ЛДПР, вся фракция хочет. Ну, запишитесь, коллеги, посмотрим, сколько будет вопросов. Включите режим записи. Покажите список. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Мартин Люцианович, вот как-то очень сложно это всё звучит - цена будет ниже. А кто же заплатит за бесплатно подготовленную на территории инженерную сеть? Это что, не часть цены? Надо прямо называть тогда, кто платит за это. Например, бюджет местный. И тогда надо называть общую цену. Из вашего выступления я всё-таки не увидел механизмов снижения цены. Я увидел перераспределение цены: за личного покупателя, конкретного покупателя часть цены уплачивают, скорее всего из бюджета. ШАККУМ М. Л. Да, совершенно верно, Валерий Михайлович. Часть стоимости будущего жилья выплачивает муниципалитет, но он же и определяет очерёдность приобретения этого жилья. В первую очередь именно очередники муниципалитета будут пользоваться этим правом, и именно муниципалитет при необходимости определяет очерёдность приобретения этого жилья. Кроме того, муниципалитет вообще вправе приобрести это жильё по данной цене и распределить его среди очередников данного муниципального района. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мартин Люцианович, присаживайтесь, продолжим после "часа голосования".
Мартин Люцианович, прошу вас на трибуну. У нас следующий вопрос задаёт Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Мартин Люцианович, я не очень понимаю, почему вы так уверены в том, что подобный закон позволит обеспечить граждан дешёвым и качественным жильём. Скажите, пожалуйста, не случится ли так, что на этом участке земли, работая, так скажем, на понижение на конкурсе, установят армейские палатки по цене 1 рубль, грубо говоря, а потом окажется, что хотели как лучше, а получилось как всегда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Ну, я думаю, такого не будет, поскольку любое, даже дешёвое (если перейти на такой простонародный сленг) жильё должно соответствовать в первую очередь всем требованиям безопасности, а также всем требованиям благоустройства - это понятие сейчас будет отдельно внесено в 131-й закон, - в противном случае такое жильё просто не будет принято в эксплуатацию, никто не позволит его сдать. Более того, любое жильё, скажем так, не отвечающее этим требованиям, ещё на стадии проектирования не пройдёт экспертизу. Поэтому таких опасений не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Мартин Люцианович, вот вы всегда докладываете такие законопроекты... Мне так и хочется сказать - и, собственно, это действительно так, - что более коррупционного закона придумать невозможно. Вы понимаете, что это такое: коммуникации подвели к площадке, а потом по минимальной цене выигрывается конкурс? Это значит, руководство муниципалитетов, городов обязательно сдаст эти площадки своим - я не знаю, сват, брат этой строительной компанией будет заниматься, - родственным, так сказать, строительным организациям. Это первое. Второе. Никогда в жизни по минимальной цене здание построено не будет, тем более что, вы прекрасно понимаете, постоянно идёт инфляция и в ближайшие десятилетия не просматривается остановка инфляции. К концу строительства всегда цена вырастает. Как из этой ситуации будет выходить строительная компания, даже если она честно выиграла конкурс? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Николай Фёдорович, уважаемые коллеги! В самом законопроекте никаких коррупционных норм не заложено. Совершить правонарушение можно только выходя за рамки данного законопроекта, за рамки гражданского законодательства, для этого уже нужно уголовное законодательство, по сути дела, нарушить. Сам законопроект к этому ни в коей мере не подталкивает. Что касается вашего опасения относительно уровня инфляции, который повлияет на цену, то мы предусмотрели возможность ежегодной индексации цены в соответствии с уровнем инфляции, поэтому цена будет фиксированной, но, естественно, с учётом поправки на инфляцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нилов. НИЛОВ Я. Е., фракция ЛДПР. Решать вопрос с жильём для наших граждан - правильная, своевременная и нужная вещь, и фракция ЛДПР неоднократно на самом высшем уровне поднимала этот вопрос. Жириновский на встрече с высшим руководством страны предлагал решить его путём выделения бесплатных земельных участков под индивидуальное строительство и предоставления кредитов по низкой процентной ставке под это строительство. В связи с этим при анализе вашего законопроекта, поддержанного комитетом, всё-таки возникает опасение, что строительные компании, гонясь за тем, чтобы победить в данном аукционе, будут потом экономить на строительных материалах, использовать низкокачественные материалы, в фундамент подкладывать строительный мусор, использовать б/у материалы, использовать в бетонной смеси больше песка, что впоследствии будет приводить к понижению качества, что может опять же привести к тому, что пострадают наши граждане. Как всё-таки вы собираетесь с этим бороться? И почему бы не учесть механизмы, предложенные фракцией ЛДПР? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, не существует таких опасений. У нас для того, чтобы не происходили все те нарушения, которые вы перечислили, - я не буду их ещё раз перечислять - существует строительный надзор. За соответствие здания проектной документации отвечает строительный надзор. Кроме того, приёмку осуществляет муниципалитет. Муниципалитет вкладывает в данный проект обеспеченный инфраструктурой земельный участок и тоже контролирует качество жилья. На стадии проектирования качество этого жилья контролируется государственной экспертизой, комплексной государственной экспертизой. Поэтому никаких специальных нарушений в рамках этого закона произойти не может, то есть в данном случае он подчиняется всем тем нормам законодательства, которые касаются непосредственно контроля качества построенного здания. В этом плане никаких отклонений от действующего порядка не существует, и если такая опасность и есть, то не более чем во всех других случаях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. У меня несколько вопросов. Я имею уже опыт, знаю, как осуществляется комплексная реконструкция застроенных территорий и как одна компания, имеющая 100 тысяч в оффшоре, реконструирует двадцать два квартала в Санкт-Петербурге, поэтому у меня вопрос следующий. Как может быть такое: комплексное освоение земельного участка предполагает, что есть проект планировки, но при этом можно делать комплексное освоение земельного участка, даже если нет проекта планировки? Как это вообще совместить? У вас это два последовательных пункта в статье 46-5. Следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, как будет предоставляться жильё переселяемым гражданам, если они являются собственниками и если они... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Что касается переселяемых граждан, то для того, чтобы их переселить, если речь идёт о переселении, допустим, из аварийного жилья, эти квартиры должен выкупить муниципалитет. Выкупить и переселить. То есть совершенно... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШАККУМ М. Л. Нет, застройщик строит, а муниципалитет выкупает. При этом, выкупая, он оплачивает исключительно затраты на строительство плюс вот эта минимальная маржа по результатам проведённых торгов. Что касается проекта планировки территорий, то никакого особого порядка в данном случае не вводится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Мартин Люцианович, к вам вопрос. Вот здесь у нас в Думе неоднократно звучало: если сохранить нынешние темпы строительства жилья в Российской Федерации, то чтобы всем, кто стоит на очереди, дать жильё, нужно двести тридцать лет. Вы сказали, что с принятием этого закона начнётся массовое строительство экономжилья. Расшифруйте, пожалуйста, что такое "массовое"? Что там, 100 миллионов квадратных метров, 200, 300, 400 в год будет? Что, мы очередь ликвидируем не за двести, а за пять лет? Что вы понимаете под словами "массовое строительство экономжилья"? ШАККУМ М. Л. По поводу двухсот тридцати лет сначала, уважаемый Николай Фёдорович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич. ШАККУМ М. Л. Да. Ну, на мой взгляд, это некорректно, потому что весь жилой фонд в Российской Федерации можно обновить за двести тридцать лет, а не только дать жильё тем, кто стоит сегодня на очереди как нуждающийся. Это у нас люди, которые социально не обеспечены и не могут себе приобрести жильё. Что касается того, насколько возрастут темпы строительства жилья или темпы ввода жилья экономкласса в результате принятия данного закона, могу сказать, что они возрастут, но расчёты такие мы не проводили, потому что, ну, мы сегодня не в состоянии, наверное, Министерство регионального развития в случае принятия данного закона сможет это оценить. Но думаю, возрастут процентов на десять, на мой взгляд, процентов на десять объёмы должны возрасти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Черкасов Кирилл Игоревич - последний вопрос. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Мартин Люцианович, безусловно, закон очень нужный, но, на мой взгляд, очень сильно хромает. Вы сказали, что собираетесь вносить по поводу инфраструктуры в 131-й закон изменения, но мы с вами прекрасно понимаем, что муниципалитеты сегодня в большинстве своём не имеют бюджетных средств, чтобы выкупить эти квартиры, как вы говорите. А вот если в законе не будет чётко прописано, каков порядок выкупа этого жилья, то здесь налицо прямая коррупционная составляющая, потому что любой глава сегодня будет играть этой возможностью, и застройщик добросовестный, который действительно строил экономжильё, никогда не сможет продать свои квартиры, а тот, который в сговоре с главой, безусловно, получит приоритет, и у него будут покупать. Вот как вы собираетесь в 131-й закон это перенести? Спасибо. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Кирилл Игоревич, во-первых, мы, когда законопроекты пишем, вообще-то, предполагаем добросовестное поведение нашей власти, поскольку эта власть избирается, особенно муниципальная, - она избирается прямым всенародным голосованием, и, естественно, это уже одна из гарантий и залог честного и правильного поведения. Квартиры... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо... А, я думал... ШАККУМ М. Л. Сейчас, одну секундочку. Квартиры, безусловно, будут приобретаться, но распределение их в рамках данного законопроекта возможно только среди очередников. И очередники, которые встали на очередь до 1 апреля 2005 года, - эти очередники в соответствии с данным законом имеют уже приоритет, поэтому никак в силу этой нормы допустить злоупотреблений глава района не сможет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Мартин Люцианович. Есть ли желающие выступить? Есть. Коллеги, тогда я вношу следующее предложение. Смотрите, у нас осталось тридцать пять минут фактически до конца пленарного заседания, без пятнадцати шесть я должен буду выполнить пожелание депутата Федоткина и рассмотреть протокольные поручения, поэтому есть предложение: выступления до пяти минут, после этого рассмотреть законопроекты, четыре законопроекта, которые у нас сегодня идут по сокращённой процедуре, мы на это затратим, ну, может быть, пять - семь минут, а потом перейти к протокольным поручениям. Согласны с таким вариантом? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Успеем. Если по пять минут будут выступать, успеем. Согласны все или надо голосовать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно. Возгласы "Правильно!" дают мне повод считать, что все со мной согласны. Пожалуйста, кто первый? Рябов. Пятиминутный режим. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Трёхминутный? Но вы не внесли такое предложение, я мог бы поставить на голосование. В три минуты собирается Рябов уложиться, мы его будем приветствовать за это. РЯБОВ Н. Ф. Поблагодарим, да. Спасибо. Я всегда, когда Мартин Люцианович докладывает какой-либо законопроект, говорил и сегодня утверждаю уверенно, что более коррупционный закон придумать вообще сложно, - изо всех щелей валит коррупция здесь! Давайте посмотрим. Первое. Кто будет заказчиком застройки этого дома? Если это физические лица, то они будут платить до бесконечности за минимальную цену. Заканчивается год, собираются с жителей деньги, начинается новое строительство в новом году, с месяц пошарахается эта строительная организация, потом в конце года будет докладывать, что денег нет, и снова жители будут собирать денежки на строительство этих домов. Если заказчиком будет муниципалитет, что маловероятно, то стройка будет продолжаться до бесконечности. Почему? Потому что Мартин Люцианович сказал, что на 10 процентов ежегодно будет повышаться цена этой застройки. И строители будут ждать, когда закончится год, чтобы увеличили на 10 процентов сметную стоимость, и будут снова продолжать строить не по часам, а по дням. Далее. Если только мы с вами установим, что цена будет минимальная, я утверждал и буду утверждать, что эти площадки будут получать свои застройщики, именно свои, тот, кто близок к руководству города - муниципалитету или к кому-то ещё, никто другой площадки не получит. А раз получат свои, значит чемодан с деньгами будет принесён туда, куда положено. Более того, только что отклонили законопроект с поправками, которые я предлагал внести в закон № 94-ФЗ, где как раз предусматривалась ликвидация этой составляющей. Отклонили, сказали: нет, мы готовим новый закон взамен 94-го. Но всё-таки подобный законопроект вносится, для того чтобы сохранить эту коррупционную составляющую. Возникает ещё один вопрос: кто будет вкладывать денежки в инфраструктуру подготовительной площадки? Мы услышали, что муниципалитет. Значит, часть цены можно будет перенести как раз на инфраструктуру, то есть опять же предоставить возможность будущему застройщику, тому, кто выиграет этот конкурс, перетащить часть денег с физических объёмов самого здания на физические объёмы инфраструктуры. Этот закон просто с ярко выраженной коррупционной составляющей! Фракция Коммунистической партии голосовать за подобные законы не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вы уложились во время. Пожалуйста, Оксана Генриховна Дмитриева. И третья рука была, прошу прощения, я запамятовал, чья. Кто был третий желающий? Только двое, да? Пожалуйста, Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, вообще, с приближением к концу работы нынешнего созыва законопроекты становятся всё более и более наглыми. Я вот жду, когда будет внесён от представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ" законопроект, чтобы всю землю за бесценок отдать одному депутату и поимённо ближайшим его друзьям, а все деньги отдать другому депутату и поимённо его друзьям. Этот законопроект тоже не выдерживает никакой критики. Смысл этого закона в том, что государство, муниципалитет осуществляют инженерную подготовку территории, передают застройщику бесплатно подготовленную территорию, при этом за счёт средств муниципалитета либо субъекта Федерации обязуются переселить всех граждан, которые живут на этой территории, без учёта каких-либо норм, что указано в данном законопроекте. То есть государство или муниципалитет берут на себя огромные расходы по переселению граждан и по подготовке территории вокруг земельного участка. А что делает застройщик, который получил бесплатно эту землю? Он обязуется, может быть, строить согласно нормам дешёвое жилье экономкласса. То есть жильё дешёвое не потому, что он дёшево построил, а потому, что оно соответствующего качества, вот и всё. И в законе написано, что всё это легально. Далее. Фактически прописаны нормы о том, что после того как заключается договор о комплексном освоении территории, переселение граждан идёт уже не в соответствии с действующим законодательством, не в соответствии с нормами Градостроительного кодекса об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а в соответствии с этим законом. А поскольку на момент принятия решения нет проектов планировки и межевания земельных участков, то, как правило, ни у кого земля под многоквартирными домами не оформлена в собственность, поэтому людей будут просто выселять без всяких условий и без соблюдения каких-либо норм предоставления, ухудшая качество их проживания. Если кто-то ещё не знает, я могу вам в красках рассказать, как переселяют граждан в Санкт-Петербурге. Их намерены переселять из двадцати двух кварталов Санкт-Петербурга, при этом никто не сказал, что будет подпадать под категорию ветхого или аварийного жилья. Здесь предполагается, что всё, что попадёт в ареал земельного участка, который будет назван участком развития застроенной территории, является ветхим или аварийным жильём. У нас в Санкт-Петербурге это отнюдь не так, но под категорию ветхого жилья на застроенных территориях попали прекрасные сталинские дома, прекрасные дома малоэтажной застройки, которые, условно говоря, строили пленные немцы, дома исторической застройки. Все эти кварталы названы застроенными территориями, и всё идёт как ветхое или аварийное жильё. На самом деле, на мой взгляд, это просто оформление достаточно коррупционной схемы, которая уже задействована в некоторых регионах. Но пока она действовала незаконно и мы можем её как-то останавливать, опираясь на Градостроительный кодекс и на местные законы, а теперь, с принятием этого закона, создаётся гораздо более плохая схема, ущербная, которая влечёт за собой дополнительные расходы муниципалитетов и субъектов Федерации и большие лишения для граждан, которых будут переселять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот, есть третий выступающий - депутат Зубов. Просьба уложиться в четыре минуты, потому что иначе мы не успеем. Все уложились в четыре, Валерий Михайлович. Пожалуйста. ЗУБОВ В. М. Первое, что я хотел бы сказать. Расчёты здесь делаются элементарно: есть средняя цена на жильё и есть цена стоимости подготовки земли, от средней цены отнимаете цену подготовки земли - вот вам примерная цена, а дальше вы умножаете с учётом того, сколько имеют местные бюджеты на то, чтобы проводить такую работу, и примерную цифру можно получить. Прогноз: никакого увеличения не будет, будет понижение. Следующий момент. Когда написано в пояснительной записке, что участки для застройки будут получать отдельные граждане, - и в закон это перенесено - то не только участки для застройки будут получать специальные, отдельные граждане, но ещё и жильё по очереди будут получать отдельные люди, потому что на очередь ставит тот же самый муниципалитет. И третье, самое главное, наверное. Есть несколько моделей решения жилищной проблемы. У нас никак не получается массовая ипотека из-за доходов населения, выше 5-6 процентов никак не поднимается. У нас огромная проблема с социальным жильём, доставшимся нам в наследство, и она пока в принципе не решается. Но у нас появилась новая проблема, и здесь требуется подумать о перераспределении бюджетных средств, - это проблема молодёжи, которая должна перемещаться по стране, для того чтобы получить рабочие места, так как у нас по-разному развиваются регионы. И вот как она, эта молодёжь, как она может хоть получить ипотечный кредит, хоть встать на очередь, но получить жильё? Пора задуматься о том, как этот вопрос решался до революции с помощью доходных домов. Вполне вероятно, что более эффективная схема помощи в приобретении жилья для трудоспособного, активного населения, которое будет формировать доходы для бюджетов, - это аренда, то есть сначала выкуп жилья муниципалитетом или регионом, а потом сдача в аренду. Надо переходить максимально на арендное жильё, вот что самое главное и что принципиально не учтено в данном законопроекте. Голосовать за этот законопроект по всем обстоятельствам нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Минуту для ответного слова просит Мартин Люцианович. Как заключительное слово докладчика. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы напомнить, в первую очередь Николаю Фёдоровичу, о том, что площадки получат не те из строителей, кто наиболее близок к руководителю муниципального района, а те, кто предложит наименьшую цену. Теперь хотел бы сказать Оксане Генриховне. Ну вот, мне кажется, не совсем парламентское выражение - "наглые законы". И я попросил бы вас, Оксана Генриховна: ознакомьтесь внимательно с законопроектом. Вы, видимо, ввиду занятости даже не удосужились его прочитать. Потому что законопроект вообще совершенно о другом, он не подразумевает переселение и предлагается не с целью переселения граждан из аварийного или ещё какого-либо жилья, он совершенно о другом - он в первую очередь о продаже жилья экономкласса по цене ниже цены, устанавливаемой Минрегионом, широкому кругу граждан. При этом приоритетным, так сказать, правом устанавливать эту очередь обладает муниципалитет, но опять в отношении тех граждан, тех социально значимых категорий, которые будут определены правительством или данным муниципалитетом, но никак не персональное какое-либо определение возможно в рамках данного законопроекта. Законопроект имеет явно выраженную социальную направленность. Я попрошу, коллеги из оппозиции, повнимательнее ознакомиться с данным законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что случилось, Оксана Генриховна? По ведению могу дать, но, если вы будете говорить про закон, я вам выключу микрофон. Пожалуйста, Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Вы знаете, должна быть грань. Закон посвящён застроенным территориям, на застроенных территориях люди живут, значит, их куда-то будут отселять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, я вынужден отключить вам микрофон. Я как-то уже проводил такой эксперимент. Если мы продолжаем дискуссию по закону, тогда потом по ведению Шаккум, потом по ведению ещё раз кто-нибудь из фракции КПРФ, каждый хочет высказаться по вновь открывающимся обстоятельствам, поэтому Регламент нас строго ограничивает в этом. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 82 чел.18,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принято.