Заседание № 195
21.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 456510-8 "О внесении изменений в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части защиты земель от произрастания инвазивных растений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4100 по 4763 из 5099
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает Тимофей Тимофеевич Баженов. БАЖЕНОВ Т. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня мы с вами должны принять решение о том, чтобы начать длинный и тернистый путь по избавлению нашей земли от борщевика Сосновского. Наверное, все вы знаете, что это за растение, потому что я про него много рассказывал по телевизору, да и кроме меня ещё есть у вас другие источники информации. Возможно, вы ходили за грибами или отправлялись на любимое озеро, чтобы искупаться, и вдруг выяснялось, что вы не можете продраться через ядовитые заросли. Это абсолютно нормально, потому что борщевик Сосновского действительно ядовитое растение. Ядовитое лишь в жаркие и солнечные дни, в дождливую погоду ядовитые эфиры перестают испаряться, и он превращается в пищевое растение. Собственно, так он и стал инвазивным видом, то есть видом, переселённым на нашу территорию: из него думали варить борщ и делать силос для коров. Но борщ из него получается невкусный, а коровы почему-то дохнут. Когда выяснили, почему это происходит, попробовали с ним бороться, но боролись недолго, всего три года, а потом бросили, было это в 70-х годах, и с 70-х годов началось лавинообразное расселение этого инвазивного вида по территории нашего государства. В год борщевик Сосновского прибавляет примерно 10 процентов аннексированной территории, что может говорить о том, что за ближайшие десять лет он увеличит территорию своего пребывания на 100 процентов. Я думаю, что каждый человек, который берёт на себя ответственность за землю (а земля наша русская - это наша мать Россия, все мы берём за неё ответственность, а если не берём, то мы просто негодяи), должен каким-то образом с борщевиком Сосновского бороться. Сегодня мы делаем первый шаг (и я думаю, что вы меня поддержите): мы вносим борщевик Сосновского в список инвазивных растений, то есть признаём, что это растение для нас, для этих территорий чужое, и после этого мы вносим ещё изменение, дополняем, как бы прописываем, что мы должны защищать нашу землю от инвазивных растений. Хочу сказать вам, что инвазивные растения ведут себя примерно так же, как и другие инвазивные виды. Вы знаете, что многие переселенцы ведут себя хамски по отношению к местному населению, - вот так же происходит и в ботанике: существует понятие "стеснительность растений", то есть сформированная экосистема сама себя защищает, большие деревья в солнечную погоду опускают веточки, чтобы маленькие могли насытиться солнцем, и так они друг другу помогают, а инвазивный вид борщевик распускает свои огромные листья, и вся экосистема внизу, всё разнотравье дохнет. Это нехорошо, мы должны дать данному врагу инвазивному укорот, и я надеюсь, что ни у кого из вас это предложение не вызовет возражений. Всё, наверное, закончил я на сегодня про борщевик. Спасибо, коллеги. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимофей Тимофеевич. С содокладом выступает Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, я, конечно, не могу столь же красочно, как Тимофей Тимофеевич, описывать борьбу со столь опасным растением. Законопроект был очень подробно рассмотрен в нашем комитете. Если говорить сухим языком, то он, по большому счёту, о том, чтобы ввести в Земельный кодекс понятие защиты от инвазивных растений, а Правительство Российской Федерации наделить полномочиями по разработке перечня мероприятий по борьбе с инвазивными растениями и определению перечня инвазивных растений. Борщевик коллега Баженов приводил в качестве примера такого растения - разумеется, это растение не единственное. В ходе рассмотрения в комитете мы достаточно подробно ознакомились с заключениями правительства и Правового управления Аппарата Государственной Думы и видим, что ко второму чтению необходимо достаточно крепко поработать над терминологией в законопроекте, над понятием инвазивного растения, ну, например, приблизить его к тому понятию, которое фигурирует в утверждённых Президентом Российской Федерации основах госполитики в области экологии до 2030 года. Это во-первых. Во-вторых (и на это нам тоже указали и правительство, и Правовое управление), речь идёт о полномочиях Правительства Российской Федерации, которые законопроектом предлагается на него возложить, в части определения мероприятий по борьбе с инвазивными растениями на тех или иных земельных участках. Здесь также требуется определённая коррекция, вследствие того что в законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" № 101-ФЗ прямо указано, существует норма по поводу того, что мероприятия проводят непосредственно человек или юридическое лицо, которые используют земельный участок, то есть речь идёт о том, что всё-таки они сами принимают решения по борьбе с инвазивными растениями, сорными растениями и так далее. Подробно не буду, там есть ещё ряд технических моментов, которые необходимо ко второму чтению доработать. Ещё раз повторю, что заключение Правительства Российской Федерации положительное с учётом доработки полномочий именно самого правительства. От имени комитета прошу поддержать указанный законопроект в первом чтении, в рамках разработки его концепции. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игоревич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, только у меня просьба по законопроекту вопросы задавать. Покажите список. Оглоблина Юлия Васильевна. Коллеги, по законопроекту, а не в целом, так сказать. ОГЛОБЛИНА Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, спасибо огромное за законопроект - защищать наши земли от борщевика важно и нужно. Норма вносится в Земельный кодекс, но всё-таки волнует вопрос об ответственности за нарушение мероприятий по защите земель. Короткий вопрос: обсуждали ли с правительством выделение господдержки субъектам на эти мероприятия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. САМОКИШ В. И. Юлия Васильевна, спасибо большое. Действительно, сегодняшний законопроект - об этом коллега Баженов уже сказал - является первым шагом к достаточно большой и серьёзной работе. То есть то, что касается изменений в административное законодательство, - это предмет отдельного обсуждения, который, по сути дела, должен быть прицепом впоследствии к этому законопроекту. Что касается выделения средств. Безусловно, у соавторов законопроекта это в мыслях имеется. Тем не менее вот несколько цифр назову: сегодня более чем в 30 субъектах Федерации уже действуют региональные те или иные программы либо подпрограммы, которые связаны с выделением ассигнований на борьбу с борщевиком конкретно, потому что понятие инвазивных растений мы с вами ещё не ввели. Ещё раз, точнее: более чем в 30 субъектах изучается влияние борщевика, а в 12 субъектах у нас сегодня уже действуют программы, которые связаны с выделением средств на борьбу с борщевиком. Надо ли работать над тем, чтобы из федерального бюджета помогать субъектам, из субъектовых - муниципалитетам для этой борьбы? Безусловно да, поскольку, как уже сказал коллега Баженов, у нас, по сути дела, темпы развития борщевика, его популяции, захвата площадей настолько велики, что если мы быстро не будем принимать те или иные меры, то, по сути дела, ну, получим просто страну, заросшую борщевиком. По данным ряда, скажем так, специалистов, они так считают, до 80 процентов территории в нескольких субъектах Российской Федерации вообще может быть полностью поглощено этим растением. Поэтому, коллеги, вопрос очень важный. Спасибо большое, Юлия Васильевна, за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Ну, безусловно, дальше последует введение, я так понимаю, штрафов и какой-то ответственности за то, что на земельном участке, неважно какого, так сказать, вида использования... То есть будут штрафы. Включены - я читал пояснительную записку - земли населённых пунктов. Соответственно, муниципалитеты тоже должны будут бороться с борщевиком. Вопрос: где они возьмут деньги? Потому что все и сейчас понимают, что с борщевиком надо бороться. Это первый вопрос. И второй вопрос. Функцией земельного контроля муниципалитеты наделены, то есть они будут сами же за собой следить и себя же, наверное, штрафовать. Потому что, ну, кто управляет земельным контролем? Муниципалитеты - земли населённых пунктов в муниципалитетах. Ну, понятно, что они себя штрафовать не будут, и фактически закон не будет действовать. Вот разъясните этот момент, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Игоревич. САМОКИШ В. И. Спасибо большое. Вопросы абсолютно разумные. Что касается выделения финансирования, я в ответе на вопрос Юлии Васильевне, надеюсь, всё-таки логику в отношении этой темы уже довёл. Ещё раз, есть субъекты, где средства на это выделяются в программах или подпрограммах субъекта Федерации. Что касается земельного контроля, я хотел бы сказать, что у нас муниципалитеты - это всё-таки не единственный источник земельного контроля, этими вопросами может заниматься как федеральный орган в виде Россельхознадзора, так и иные органы. С точки зрения того, насколько будет муниципалитетам выгодно сегодня контролировать, вы совершенно правы, то есть давать право муниципалитетам принимать в отношении себя какие-то акты, ну, разумеется, не стоит. Это у нас вопрос как раз второго этапа, который связан с изменением законодательства административного. Мы на этот вопрос сегодня уже отвечали. Действительно, прицепом к сегодняшнему законопроекту необходимо будет разрабатывать изменения в административное законодательство, и тогда мы с вами обязательно эти вопросы обсудим, с радостью будем с вами по этой теме сотрудничать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Владимир Игоревич, вы упомянули уже про то, что был законопроект-прицеп. Вопрос первый: что случилось со сцепкой? То есть где вот тот второй законопроект, в котором прописана ответственность? И второе. Чтобы истребить борщевик, надо его истреблять прямо... ну, он погибает только тогда, когда погибает корень, соответственно, нужна химия для этого. Вот отечественная химия для борьбы с борщевиком у нас есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Баженову включите микрофон. БАЖЕНОВ Т. Т. Я про химию, а про сцепку - коллега Самокиш. Нет, борщевик погибает вовсе не тогда, когда уничтожается корень. Борщевик погибает в случае физического на него воздействия на третий год, если косить его до цветения, и погибает в первое же лето, если после вспашки использовать естественные гербициды. Естественные гербициды - это рожь и пшеница, даже если они не будут колоситься и давать злаки на вспаханных и засеянных территориях, борщевик всё равно не вырастет. Это первое. И второе. Применение отечественных химических гербицидов ничем не хуже применения заграничных, даже лучше. Гербициды у нас исключительно щадящие. Например, если сравнивать их с гербицидами производства Соединённых Штатов Америки, то могу вам сказать, что схожие дефолианты применялись на территории Российской Федерации и, насколько я помню, Узбекистана в советские времена и не вызывали никаких физических изменений в анатомии и физиологии человека, тогда как "Агент Оранж", применённый, например, для дефолиации джунглей во Вьетнаме и Камбодже, стал причиной колоссальных физиологических изменений и даже изменения генома местного населения. Так что, я думаю, наших производителей удобрений здесь ни в коем случае не нужно третировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите на трибуне, пожалуйста. САМОКИШ В. И. Мне очень сложно на подобном уровне продолжить отвечать на ваш вопрос, но тем не менее я постараюсь. Что касается закона-спутника к этому законопроекту. При его прохождении, получении заключений как от целого ряда федеральных ведомств, так и от самого Правительства Российской Федерации мы договорились о том, что всё-таки сначала отработаем понятийный аппарат, поймём, кто что делает, а потом уже приступим к моментам, связанным с административным законодательством. Потому что, ещё раз повторю ответ на предыдущие вопросы, нам действительно предстоит огромная работа, связанная ещё и с тем, чтобы мы понимали, и как субъекты финансируют эту деятельность, потому что бесплатно она идти не может, и как, возможно, Федерация будет помогать субъектам софинансировать подобные расходные обязательства. Здесь диалог на самом деле есть, он идёт, и я думаю, что при доработке ко второму чтению вот этого законопроекта мы будем видеть уже подходы к изменению административного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валенчук Олег Дорианович. ВАЛЕНЧУК О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вот в подробном докладе Тимофея Тимофеевича я не услышал ни одного слова про то, что борщевик - это биологическое оружие. Вы знаете об этом, скажите мне? Это одна часть вопроса. Вторая часть вопроса. Какие бы бюджеты мы сейчас ни выделили, непонятно, зачем это будет: нам будут красиво отчитываться, сколько миллионов, миллиардов закопано. Ну нет сегодня у нас на территории Российской Федерации технологии, способной побороть эту "братскую помощь" Америки, которую они нам организовали в прошлом столетии! Тогда это якобы была братская помощь, сегодня мы прекрасно понимаем, что это была закладка такой долгоиграющей мины, которую на сегодняшний день нам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Баженову включите микрофон. БАЖЕНОВ Т. Т. Олег Дорианович, вы абсолютно правы, и это моё большое упущение - не указать в речи с трибуны, что это действительно "подарок", преподнесённый нам нашими стратегическими соперниками. Так получается, что на территории Российской Федерации, в том числе и сейчас, произрастает ещё несколько видов борщевиков, но мы сражаемся сейчас именно с растением инвазивным, приехавшим к нам из Америки. Действительно, повышенная сахаристость и повышенное содержание целлюлозы когда-то очень обольстили руководителей Советского Союза, и семена этого растения оказались у нас на территории. Точно так же, как, например, рыбки груперы, которые сейчас пожирают черноморскую ихтиофауну, - они тоже были подарены нам Соединёнными Штатами Америки. Не согласен с вами в части того, что борьба с этим растением бесполезна, она очень даже полезна. Если вы вспомните те времена, когда эта борьба худо-бедно, но проводилась, то есть до 91-го года, вы поймёте, что тогда такого лавинообразного засилья борщевика не было. И связано это было в первую очередь со вспашкой земель вдоль дорог, вдоль лесных вырубок, вдоль линий электропередачи и, конечно же, со вспашкой полей. Поля, простоявшие под паром более трёх лет, автоматически зарастают борщевиком, и говорить об этом во взрослом сообществе можно только как об общем месте. Также хочу вам сказать, что пустыри, кладбища и всё это долгое время находившееся в заброшенном состоянии земельное хозяйство покрылись борщевиком, и я не исключаю, что это было частью биологической войны Соединённых Штатов, направленной против нас, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Тимофей Тимофеевич, ну, и для себя, и для наших граждан мы всё говорим о том, что боремся с англицизмами, а вот в комментариях к этому законопроекту, я смотрю, снова говорится об инвазивных растениях, а не о чужеродных растениях. Мы можем назвать русским языком то явление, с которым будем бороться? Это первое. Второе. К полномочиям правительства относится установление перечня этих самых чужеродных растений, но закон вступает в силу 1 сентября 2024 года - когда правительство представит этот перечень, для того чтобы у органов местной власти было понимание, с какими растениями бороться? Не случится ли так, как вот произошло 9 февраля, когда правительство дополнило перечень наркотических и психотропных веществ знакомым нам с детства вьюнком, - теперь вдруг за то, что больше ста растений таких на участке, человек получит два года срока уголовного наказания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала включите микрофон на трибуне. А потом вам, Тимофей Тимофеевич. Пожалуйста. САМОКИШ В. И. Нина Александровна, спасибо большое за ваш вопрос. Что касается терминологии, я в своём докладе упомянул, потому что у нас действительно в утверждённых президентом основах госполитики есть термин "чужеродное (инвазивное) растение". Мы действительно на заседании комитета тоже этот вопрос отмечали, поэтому необходима будет доработка даже не с точки зрения англицизмов (хотя в этом вопросе я, наверное, вас тоже поддержу), а именно с точки зрения того, чтобы у нас очень чётко различались виды растений, с которыми мы хотим тем или иным образом бороться: сорные, карантинные, чужеродные (инвазивные) и так далее. Там везде есть особые режимы, своё правовое регулирование. Так, я прошу прощения, вторая часть?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САМОКИШ В. И. Да, что касается вступления в силу. Вот смотрите, мы, по большому счёту, в 2022 году, если я не ошибаюсь, в конце того года внесли первоначальный текст законопроекта, поэтому говорить о том, что его судьба будет решаться настолько быстро, что он вступит в действие в те сроки, которые там написаны... сейчас пока речи об этом нет. Мы понимаем прекрасно, что и муниципалитетам, и субъектам надо будет готовиться, в том числе с учётом бюджетных процедур, которые будут на территории субъекта Федерации, потому что, ну, банальное выделение средств всё-таки, наверное, надо летом планировать на следующий год. Ну, коротко так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич... Что-то добавить хотели, Тимофей Тимофеевич? Депутату Баженову включите микрофон, пожалуйста. БАЖЕНОВ Т. Т. Нина Александровна, абсолютно с вами согласен. Значит, в части слова "инвазия" - оно не английское, и если мы будем бороться с принятыми латинскими и греческими терминами в биологии и ботанике, то далеко зайдём. Например, энцефалопатия может у нас превратиться в оболочно-нервное уродство. Что касается борьбы с вьюнком, конечно, я бы вас поддержал на 250 процентов, потому что нормальному человеку не придёт в голову поедать садовые цветы. А если рассуждать о том, чем можно отправить человека на тот свет, то так можно и столовые вилки с ножами запретить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тимофей Тимофеевич, спасибо за закон. У меня вопрос такого характера, не про деньги, хотя про деньги - это тоже важно, но у меня вопрос ближе к понятийному аппарату. Понятно, что это беда. Борщевик, как растение, не выбирает земельные участки и тем более, как говорится, не смотрит на собственника, он растет везде - и в лесу, и на землях поселений, и в полосах отвода, и на полях, везде-везде. У нас есть две структуры - Россельхознадзор и Рослеснадзор. Всё-таки есть понимание, какая структура - либо созданная, либо одна из двух - будет отвечать за борьбу с этим злом? Есть понимание, как говорится, кто будет?.. У нас есть проблема межведомственного согласования, потом на ком будет лежать ответственность - на собственниках земельных участков? То есть мы скинем это на собственников, предположим на "РЖД", чтобы они там... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игоревич Самокиш, пожалуйста. САМОКИШ В. И. Андрей Геннадьевич, вопрос понятен, он звучал в том числе у нас в комитете. Мы понимаем, что места, где борщевик может произрастать, действительно никак не связаны с формой собственности на те или иные земельные участки. Когда говорим про дороги и про придорожные полосы, мы понимаем, что этим занимаются дорожники, более того, в заключении правительство учитывало и позицию Минтранса на эту тему. Что касается земель частных, ещё раз повторюсь, в ответе уже это звучало, земельный контроль - это не только муниципальный земельный контроль, Россельхознадзор тоже может такими вопросами заниматься. Вопрос, кто именно будет заниматься контролем по конкретным земельным участкам, их видам, типам, зонам, мы в любом случае должны будем обсуждать с Правительством Российской Федерации - скорее всего, оно будет определять соответствующие органы. И я понимаю, что совершенно справедливо здесь уже звучал вопрос, не придётся ли муниципалитетам самим себя контролировать. Этот вопрос тоже необходимо будет решать в тот момент, когда будет наступать правоприменение, чтобы мы не ставили в дурацкую ситуацию районные и городские власти, когда им надо самим себя штрафовать за то, что у них растёт борщевик. Вопрос правильный, мы его держим на контроле. Мы понимаем, что после принятия закона будет целый перечень подзаконных актов о том, кто чем в этой части будет заниматься. Там есть ещё более тонкие вопросы, сейчас на них не буду останавливаться, но вот распределение ответственности уполномоченных органов действительно важно. Если хотите, пожалуйста, присоединяйтесь к нашей команде по доработке этого законопроекта, поскольку разработка именно подзаконных актов - это очень тонкий и важный момент в будущей работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Владимир Игоревич, в продолжение. Всё-таки, наверное, подзаконные акты, во всяком случае их проекты, в соответствии с нашим Регламентом должны появиться уже ко второму чтению, а не потом как-нибудь. Представлять, кто будет штрафовать, кто будет следить за соблюдением обязанностей, мы должны уже на этапе второго чтения. Может быть, поторопить правительство либо авторы расскажут? Я сомневаюсь, что неспециалисты, те, кто не имеет какого-то образования, отличат один вид борщевика от другого, могут ещё какие-то накладки возникнуть. Но самый главный вопрос - сущностный: конечно, можно переложить ответственность на собственника и забыть, штрафовать его за всё это дело, но в целом как оценивает комитет стоимость подобного рода работ? Ну, так, грубо, посмотреть, там, на гектары, не знаю, на тысячу гектаров, заросших борщевиком, - сколько это будет стоить в масштабах страны? САМОКИШ В. И. Тимофей Тимофеевич дополнит меня. В тот момент, когда мы силами авторов и комитета изучали законопроект, мы, по большому счёту, не собрали полную информацию, потому что сегодня даже учёта по этой теме на уровне субъектов и тем более муниципалитетов в принципе нет. У нас есть такая информация примерно из 40 субъектов Федерации: "У вас произрастает?" - "Да, произрастает". - "Является ли проблемой?" - "Да". Некоторые даже выделяют на это какие-то деньги, но говорить, что у нас есть какая-то сквозная статистика по этой теме, невозможно. Вот я приведу в пример свой субъект Федерации: лет семь назад я ехал по дороге - было болото, растительность очень низкая; год назад летом проезжаю - там уже трёхметровые палки торчат, вот эти джунгли борщевика. И я понимаю, что их вот в этом месте точно никто не учитывает. Поэтому и с точки зрения ассигнования очень сложно к этому вопросу подойти. Я думаю, скорее всего, необходимо будет начинать эту работу с тех регионов, субъектов, где есть альтернатива и где используются естественные гербициды в виде пшеницы, ржи и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Баженову включите микрофон. БАЖЕНОВ Т. Т. Полностью согласен с коллегой Самокишем. Действительно, довольно сложно подсчитать эти затраты, но можно некоторым образом экстраполировать площадь, поражённую борщевиком Сосновского, на стоимость солярки. Получается примерно 9 литров солярки на гектар обработки - вот это затраты, такие примитивные, по непосредственным вложениям для уничтожения растения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Прошу прощения, кнопка не сработала. Уважаемый Тимофей Тимофеевич, какие ещё растения кроме борщевика включены или будут включены в перечень инвазивных растений? Например, клён ясенелистный наряду с борщевиком является одним из главных инвазивных растений, его пыльца является сильным аллергеном, он характеризуется обильным самосевом и быстрым ростом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Баженову включите микрофон. БАЖЕНОВ Т. Т. Полностью с вами согласен, так и есть, крупные города засаживались клёном американским в 60-70-е годы прошлого века, теперь он стал расти повсюду. Но всё-таки я не стал бы сравнивать его с действительно ядовитыми инвазивными растениями. Настоящее инвазивное растение - это ясенец кавказский, сильно распространённый, очень ядовитый, клещевина очень ядовита, во многих регионах считается инвазивной, борщевик Сосновского за счёт ядовитости распыляемых эфиров считается контактно ядовитым растением. Всего этого нельзя сказать о клёне американском, или ясенелистном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросов было много, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Игоревич, я вам в заключение дам слово. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, у меня в руках текст законопроекта, он состоит из двух коротеньких пунктов. Пункт первый: подпункт 2 пункта 2 после слов "защите земель" дополнить словами "от произрастания инвазивных растений". Пункт второй: дополнить пунктом 10 следующего содержания: "10. Перечень инвазивных растений, а также мероприятия по защите земель от произрастания инвазивных растений устанавливаются Правительством Российской Федерации". Как мы поняли, понятия "инвазивные растения" сегодня в юриспруденции, в нашем законодательстве нет. Прежде всего насчёт первого шага. У нас эта тема обсуждалась и в Большом зале, и многократно в комитетах. Есть постановление Государственной Думы № 4711-8 ГД, в котором говорится о борьбе с борщевиком Сосновского, он отнесён к разряду вредных, карантинных, сорных растений. Что касается регулирования, оно осуществляется. Есть постановление правительства № 1482, и в статье 8.7 КоАП тоже идёт регулирование ответственности. Что касается этого законопроекта, внесения изменений в статью 13 Земельного кодекса. В статье Земельного кодекса как раз отрегулированы меры борьбы в первую очередь с такими видами сорной и карантинной растительности, как борщевик Сосновского, на землях сельскохозяйственного использования, назначения. Так что здесь, в этих трёх словах, в этом законопроекте, который мы так долго обсуждаем, единственная тема - она связана с тем, что борщевик Сосновского распространяется не только на землях сельхозназначения и сельхозугодий, но и на других землях. Здесь об этом говорили, и ко второму чтению можно будет системно в этом плане уточнить норму. Вот и весь разговор, такой большой разговор, который занял у нас всех много времени и первым шагом обозначен. Его можно не первым шагом обозначить, а поставить далеко в шеренгу той работы, которая ведётся. У нас отработана система агротехнических мер борьбы с борщевиком, отработана система химических мер борьбы с борщевиком. Тот, кто хочет иметь чистые поля и угодья, их имеет, потому что борщевик... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАШИН В. И. От фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАШИН В. И. Можно придумать, что борщевик - это ядерное оружие. Это плод бесхозяйственности! Правильно, он не выдерживает многоукосности, много чего другого в агротехническом плане не выдерживает. И меры борьбы на других категориях земель, о которых мы говорим, в том числе на землях, принадлежащих муниципальным образованиям и регионам, безусловно, требуют финансовой поддержки. А в финансовом обосновании говорится, что средств не требуется, - это опять-таки по воде вилами... ну, просто несерьёзное заявление. В принципе ещё раз хочу сказать: давайте повнимательнее готовить законопроекты; если вводим какое-то новое понятие, какое-то слово, понятийный аппарат, давайте его определять так, чтобы было, в общем-то, понятно. Повторяю, мы поддержали законопроект, исходя только из того, что необходимо в статью 13 внести изменения с точки зрения других земельных категорий, кроме земель сельскохозяйственного назначения, всё остальное надумано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. Выступление от фракции - поставьте время, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, ну, вообще, понятен смысл принятия данного закона. Фактически в дальнейшем будет введение определённых штрафных санкций в отношении тех, кто не будет бороться с борщевиком. Сейчас у нас в законодательстве только сельхозземли прописаны как объект борьбы с борщевиком, но сюда будут ещё включены иные земли, в том числе, наверное, ИЖС, населённых пунктов, промышленности, линейных объектов. В этом отношении понятна концепция, понятно, что будет дальше. Мне хотелось бы обратить внимание на другое. Вот возьмём те же сельхозземли. В Смоленской области, Кардымовском районе, деревне Шокино, находится научно-исследовательский институт лубяных культур, точнее, раньше находился, его земли - 3,5 тысячи гектаров. Научно-исследовательский институт принадлежит Минобрнауки. Три года я пишу письма в Россельхознадзор, в Министерство сельского хозяйства, в Минобрнауки, с тем чтобы хотя бы один раз перепахать это поле. Ноль реакции, хотя обязаны поддерживать сельхозземли в надлежащем состоянии. Почему не делают? Потому что федеральная земля. Если федеральная земля, значит, можно ничего не делать. Соответственно, борщевик распространяется, он уже идёт на близлежащие сёла, там жителям приходится бороться с борщевиком, глава сельского поселения бьёт тревогу. Администрация региона говорит, мол, давайте мы эту землю заберём у федерального собственника и отдадим людям, которые будут её обрабатывать. Нет, мораторий, нельзя земли и вообще имущество научно-исследовательских институтов передавать даже в аренду. Получается, у нас есть закон о том, что нужно в надлежащем виде, так скажем, землю содержать, но он не исполняется, потому что Федерация этого не делает. Я представляю, что будет дальше: нормы об ответственности примут, но будут кошмарить частных лиц на ИЖС, будут кошмарить производственные предприятия, дорожников, всех подряд, кроме федералов. Соответственно, если будет на федеральной земле, федеральном поле борщевик или другие, неважно какие, растения, никто даже пальцем не пошевелит. То же самое и с лесом: если будет там борщевик, тоже никто с ним бороться не будет, потому что если лес государственный, федеральный, то за ним фактически никто не ухаживает. Зарастает валежником, всё что угодно происходит - никто его не опахивает. Как только в аренду берёшь, например, под пчеловодство, десять бумажек отчётов нужно оформить, даже если ты ещё пчёл не привёз в этот лес. Потом нужно опахать, нужно поставить пожарный щит и ещё кучу всего нужно сделать, потому что ты взял гектар федерального леса. Но до этого на этой земле вообще никто ничего не делал! Мне кажется, после принятия тех или иных законов государству в лице министерств и ведомств необходимо начинать с себя - заняться лесом, заняться теми землями, которые Федерации принадлежат, и навести там порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валенчук Олег Дорианович. На рабочем месте включите микрофон. ВАЛЕНЧУК О. Д. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить тех, кто подготовил этот законопроект, за то, что обратили внимание на очень серьёзную, болевую точку, которая сегодня влияет отрицательно на всё. В первую очередь садоводы, с которыми я много лет общаюсь, ревут от Калининграда до Дальнего Востока и пока ещё никаких даже народных методов не накопали, для того чтобы найти противоядие. Поэтому я и попросил вас отнестись внимательнее, не то что не надо бороться, в мыслях такого не допускаю, но борьба штрафами не даст нам результата. Здесь нужно обратиться к военным, у нас мощнейшие институты микробиологии, которые смогут разработать противоядие. И в понятийном аппарате, может быть, чётко назвать эти вещи: если мы назовём это ядом, значит, нужно противоядие. Вот что я предлагаю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тимофей Тимофеевич, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста, докладчик, Баженов Тимофей Тимофеевич. БАЖЕНОВ Т. Т. Уважаемые коллеги, спасибо вам большое за то, что вы так живо реагируете на эту тему, она и меня тоже заботит сильно, и я рассчитывал на то, что вам понравится об этом разговаривать. Безусловно, говорить о том, что это прямо яд, против которого нужно разрабатывать тем более микробиологическое оружие как вариант борьбы, я бы не стал. Это одно из ядовитых растений, причём ядовитых контактно, и бороться с ним надо на уровне, наверное, макробиологии и макроботаники, не микробиологии. Но ход ваших мыслей мне очень нравится, я с вами полностью согласен. Теперь что касается того, ради чего мы всё это затеяли. Прежде всего, идея внесения поправок в законодательство предложена нам регионами, то есть не надо предполагать, что это мы здесь, в Москве, значит, сидели-сидели и выдумали, на самом деле вся страна ждёт этих решений. И, самое главное, скорость распространения борщевика такая, что если мы не начнём заниматься им сегодня, то есть не сделаем первый шаг, то он начнёт в ближайшее время заниматься нами, и нам это очень сильно не понравится, потому что яды бывают разные. Вот, например, бывает яд, связанный с растением, о котором только что говорила коллега Останина, так он такой, тихий, помрёшь и не заметишь, а вот борщевик отправляет перед неприятными последствиями в пенную кроватку ожогового центра. Поэтому нам с вами, я думаю, надо всё-таки начать с ним разбираться. Благодарю вас. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас проголосовать за эти изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимофей Тимофеевич. Содокладчик, Самокиш Владимир Игоревич, пожалуйста. САМОКИШ В. И. Уважаемые коллеги, от фракции уже Тимофей Тимофеевич выступил, я не хотел бы дополнительно ваше внимание занимать. Просто хотел бы выразить огромную благодарность всем, кто высказал свои критические замечания, - обязательно доработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 04 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.