Заседание № 112

05.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 45650-8 "О мерах социальной поддержки в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей в отношении родителя, осуществляющего воспитание ребёнка и являющегося неработающим гражданином Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3325 по 3502 из 4949
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О мерах социальной поддержки в      
связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей в отношении        
родителя, осуществляющего воспитание ребёнка и являющегося неработающим         
гражданином Российской Федерации". Докладывает Андрей Анатольевич Кузнецов.     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тяжёлое рассмотрение вот таких      
законопроектов, когда все понимают, но ничего сделать не могут, ну или не       
хотят.                                                                          
                                                                                
Мы уже довольно долгое время и достаточно регулярно обращаемся к такой          
проблеме, как демографическая проблема в России, снижение численности           
населения нашей страны и вообще падение интереса к такому институту, как        
семья с детьми, падение интереса прежде всего у людей, которые принимают        
решение, рожать им детей или не рожать, создавать им вот такую семью или не     
создавать. И вроде бы все разделяют озабоченность этой проблемой.               
Действительно, коллеги, давайте вот задумаемся, ведь мы же на первом месте      
стоим по убыли населения. Мы с вами стоим на первом месте. И два года уже наш   
состав парламента как бы вот на этом первом месте тоже топчется, и что-то       
каких-то прорывных таких решений нет ни у нас, ни у правительства. Ну вот       
сейчас мы предлагаем очередной законопроект из набора, так скажем,              
инструментов и механизмов, с помощью которых можно и нужно стимулировать рост   
населения, решение демографической проблемы в нашей стране.                     
                                                                                
О чём идёт речь? Законопроектом предлагается установить основания и порядок     
назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением или          
усыновлением первого и последующих детей в отношении родителя,                  
осуществляющего воспитание ребёнка, являющегося гражданином и признанного в     
установленном законодательством порядке безработным. Мы что предлагаем? Мы      
предлагаем, в случае когда среднедушевой доход семьи, где один из родителей     
является безработным и при этом занимается воспитанием детей, не превышает      
трёх прожиточных минимумов, назначить ежемесячную денежную выплату при          
рождении детей, которая выплачивалась бы государством до достижения ребёнком    
возраста 18 лет. И речь идёт о детях, которые рождаются с 1 января 2022 года.   
                                                                                
Конечно, по этому законопроекту есть замечания, схожие с замечаниями по         
предыдущему, который касался инвалидов. В первую очередь это, конечно,          
деньги. Вот мы провели расчёты - правительство таких расчётов, видимо, не       
проводит, они в таком доступном месте не лежат, чтобы мы с вами могли           
принимать такие решения. Тем не менее мы посчитали, что порядка 80              
миллиардов, до 80 миллиардов, будут стоить вот такие выплаты. Есть замечания    
комитетов, в которых говорится, что, ну, мы где-то дублируем меры, которые в    
отношении семей с детьми уже принимаются, вот ежемесячные выплаты.              
                                                                                
Коллеги, я хочу подчеркнуть: в данном законопроекте говорится о                 
дополнительных мерах поддержки, которые дополнят те, которые уже сегодня        
есть. Почему мы считаем, что это важно? Потому, что это будет стимулировать к   
рождению детей, это будет давать уверенность в завтрашнем дне, это будет        
давать уверенность в том числе и материальную. Люди будут понимать, что и       
государство их поддерживает, и они поддерживают государство. У нас сегодня      
огромная трещина в отношениях между государством и народом: народ,              
значительная его часть, считает, что он живёт своей жизнью, а государство       
живёт своей жизнью и их траектории очень слабо пересекаются.                    
                                                                                
Да, мы с вами принимаем много непростых, сложных решений, да, мы принимаем      
эти решения в условиях беспрецедентного давления, которое сегодня оказывается   
на нашу страну и которое, наверное, никогда в истории не оказывалось. Так не    
это ли является и поводом, чтобы мы с вами всё-таки рассматривали решения-то    
предметные, решения, которые действительно сдвигали бы ситуацию, а не были      
косметическими. Вот мы с вами вчера рассматривали законопроект о том, что       
молодёжи нужна работа, детям и так далее, о том, что вот давайте им один        
медосмотр на другой медосмотр поменяем. То есть вот мы занимаемся какими-то,    
знаете, пуговицами, а самого платья-то нет, каркаса, на котором это всё         
должно как-то расти.                                                            
                                                                                
Здесь есть механизмы, которые отсылают к тому, что и Минтруд будет определять   
определённые вещи, и региональные власти будут иметь возможность делегировать   
эти выплаты, в том числе уполномоченным органам государственной власти,         
которые находятся у них в распоряжении. Почему мы настаиваем на принятии и на   
рассмотрении дополнительных мер? Потому что совершенно очевидно... Если         
судить вот только по тому исследованию, которое мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...",   
заказывали Российской академии наук, у нас с вами минимальный размер оплаты     
труда, прожиточный минимум, к которому надо было бы стремиться, в декабре       
2019 года составлял 31 тысячу рублей. У нас с вами сегодня прожиточный          
минимум, ПМ, по стране - 14 с небольшим тысяч. Прошло уже практически четыре    
года, а у нас с вами прожиточный минимум, который уже в 2019 году не            
соответствовал ничему, и мы делаем вид, что мы осуществляем какую-то            
социальную поддержку и социальное регулирование какое-то. Да ничего мы с вами   
не осуществляем, если мы не принимаем соответствующих мер!                      
                                                                                
Данным законопроектом предлагаются конкретные меры поддержки рождаемости в      
нашей стране - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." настаивает на его принятии.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Нины Александровны Останиной.                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К             
сожалению, и авторы законопроекта, и мой коллега Алексей Куринный правы:        
многое меняется у нас в Государственной Думе, не меняется только отношение      
правительства к социальным законопроектам. Иногда руки опускаются, потому что   
понимание, что эти законы нам сегодня нужны, есть у всех, мне кажется, даже у   
тех, кто нажимает на кнопку "Против" или просто не голосует. Мы поставили       
себя в такое положение, что вроде бы по Конституции мы орган власти и           
независимы, но одновременно всё равно ждём кивка со стороны правительства.      
                                                                                
Председатель Думы говорит о необходимости конструктивной работы. Отмечу, что    
как-то этот конструктив у нас не очень получается, судя по тому что и на этот   
законопроект получено отрицательное заключение. Хотя попытка отчасти,           
каким-то образом урегулировать этот вопрос уже была, но она настолько           
неловкая и неуклюжая, что привела к ухудшению положения семей с детьми - с      
Андреем Анатольевичем мы на эту тему говорили, - это введение единого           
социального пособия, тоже мера дополнительной поддержки, которая коснётся       
всех семей: и тех, где работают, и тех, где один из родителей безработный. Но   
ваш критерий - три прожиточных минимума, - конечно, был отвергнут, более        
того, был введён такой критерий, как один прожиточный минимум, да ещё и с       
учётом движимого и недвижимого имущества. И невзирая на все уверения, что       
число получателей этого единого пособия не уменьшилось (раньше было пять        
пособий), у нас, в том числе и у депутатов нашего комитета, возникло            
устойчивое убеждение, что это далеко не так: каждый из нас получает             
многочисленные письма от своих избирателей, что по такой-то причине (на 12      
рублей больше доход) отказали в получении пособия, ещё какие-то причины нашли   
(старая квартира или старый автомобиль). Иными словами, будем проводить         
парламентские слушания, дали поручение Счётной палате всё-таки промониторить    
в регионах, кто получил отказ на выплату этого единого пособия.                 
                                                                                
К сожалению, юридико-техническое исполнение этого законопроекта, Андрей         
Анатольевич согласился с нами, не самое безупречное вышло. Во-первых, сам-то    
законопроект называется "О мерах социальной поддержки... в отношении            
родителя...", а в тексте говорится, что ежемесячная выплата осуществляется в    
отношении каждого ребёнка. Мы кого поддерживаем - ребёнка всё-таки или          
родителя? Ну и во-вторых, критерий выплаты - всё-таки родитель безработный      
или рождение каждого последующего ребёнка? До какого времени выплачивается      
это пособие: до 18 лет или до того момента, когда родитель будет                
трудоустроен? К сожалению, это в законопроекте не прописано. Что же касается    
финансово-экономического обоснования, я не соглашусь с позицией, что не         
указан источник: есть Фонд национального благосостояния, есть резервный фонд,   
на что наши коллеги резонно указали.                                            
                                                                                
Правительство не поддержало законопроект, не поддержал профильный комитет       
Совета Федерации - по социальной политике. По отзывам регионов: 69 субъектов    
прислали свои отзывы, только 13 поддержали, остальные 56 отказали.              
                                                                                
Мы, конечно, понимаем, что с введением единого социального пособия проблема     
не исчезла. Предлагаем коллегам всё-таки поработать над тем, чтобы убрать по    
единому социальному пособию критерий "один прожиточный минимум", вообще         
убрать, поставить хотя бы два прожиточных минимума и убрать имущественный       
ценз. Я думаю, это будет, ну, хотя бы одним из вариантов решения проблемы       
бедности. По данным Росстата, за 2022 год у нас таких семей вместо 11           
процентов стало 10,5 процента, но мне кажется, что эти 0,5 процента просто не   
почувствовали, что стали жить лучше.                                            
                                                                                
К сожалению, в комитете этот законопроект большинством голосов был              
рекомендован к отклонению, хотя мнения наши разделились, я докладываю позицию   
нашего комитета.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О мерах            
социальной поддержки в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих   
детей в отношении родителя, осуществляющего воспитание ребёнка и являющегося    
неработающим гражданином Российской Федерации", пункт 17.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              111 чел.24,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    112 чел.                                          
Не голосовало                 338 чел.75,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.