Заседание № 88

21.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 45616-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления государственного контроля за оборотом оружия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2368 по 2407 из 8401
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".       
Докладывает Василий Иванович Пискарёв.                                          
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию        
законопроект принят нами во втором чтении вчера, 20 декабря. Напомню, что в     
нём идёт речь об усилении госконтроля в сфере оборота оружия, а также о мерах   
по обеспечению безопасности метрополитена и объектов метрополитена.             
                                                                                
Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые    
согласования, экспертизы. Замечаний правового, юридико-технического,            
лингвистического характера не имеется.                                          
                                                                                
Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в         
третьем, окончательном чтении.                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 87

20.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 45616-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления государственного контроля за оборотом оружия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8330 по 8386 из 10778
51-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".       
Докладывает Василий Иванович Пискарёв.                                          
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке       
законопроекта ко второму чтению поступило 14 поправок. Все они рекомендованы    
профильным комитетом к принятию, в том числе поправки Осадчего и Куринного.     
Поправок к отклонению не имеется, равно как и замечаний Правового управления    
Аппарата Государственной Думы.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба утвердить таблицу поправок и принять законопроект    
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    9 чел.2,0 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Василий Иванович.                                                   
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, просьба поставить законопроект в порядок      
работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 48

08.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 45616-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления государственного контроля за оборотом оружия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4135 по 4811 из 5730
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".       
Доклад Александра Евсеевича Хинштейна.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается            
законопроект, подготовленный группой депутатов: вашим покорным слугой,          
Василием Ивановичем Пискарёвым и коллегой Выборным - и направленный на          
ужесточение оборота огнестрельного оружия в нашей стране. Эта инициатива        
является не первой и, надеюсь, не последней в системной работе парламента,      
направленной на то, чтобы навести наконец порядок в этой очень непростой        
сфере.                                                                          
                                                                                
Всех нас, безусловно, волнуют и тревожат, к сожалению, чрезвычайные ситуации,   
происшествия, когда в результате попадания оружия к людям сомнительным,         
странным, с неустойчивой психикой и тому подобное жертвами оказывается          
большое число людей, в том числе, к сожалению, и детей. Законопроект, который   
сегодня предложен вашему вниманию, устанавливает новые требования к             
кандидатам на получение оружия, а также к лицам, уже такое разрешение           
имеющим. Задача этого законопроекта - повысить госконтроль в сфере оборота      
оружия и ограничить доступ к нему лиц, чьи действия могут создавать угрозу      
общественной безопасности и представлять опасность для жизни и здоровья наших   
людей.                                                                          
                                                                                
Законопроект предусматривает механизм, при котором в лицензии на приобретение   
оружия гражданам может быть отказано в случае, если в их отношении имеются      
данные о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы              
общественной безопасности, связанной с причастностью гражданина к               
организованной преступной группе и намерением использовать оружие в             
противоправных (преступных) целях.                                              
                                                                                
Хочу сразу отметить, понимая, что эта тема возникнет, что огнестрельное         
оружие является не просто мужским аксессуаром, как считают некоторые, - это     
источник повышенной опасности, техническое средство, конструктивно              
предназначенное для поражения живой цели. Бесконтрольный оборот оружия,         
безусловно, создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, которые       
гарантированы Конституцией нашей страны. И это требует от федерального          
законодателя установления особого механизма защиты этих важнейших               
конституционных ценностей в рамках правового режима оборота оружия.             
                                                                                
По нашему замыслу, в отношении кандидатов на получение оружия уполномоченные    
органы - субъекты оперативно-разыскной деятельности будут проводить проверки.   
В случае, если в отношении кандидатов будет иметься информация, о которой я     
сказал ранее, будет выноситься соответствующее заключение, оно будет            
направляться в Росгвардию, как в орган госконтроля в сфере оборота оружия.      
Кроме того, у уполномоченных органов - субъектов оперативно-разыскной           
деятельности появляется право в случае, если в отношении владельца оружия       
появилась достоверная и доказательная информация о его причастности к           
организованной преступности, об иных угрозообразующих моментах, доводить эту    
информацию до Росгвардии, и лицо может быть лишено лицензии на хранение         
оружия.                                                                         
                                                                                
Ну представим себе ситуацию, при которой в результате реализации тех или иных   
материалов задерживается экстремистская группа, группа, вынашивавшая            
террористические устремления, и в составе этой группы есть лица, имеющие        
законно выданные лицензии на право владения оружием. Мы полагаем, что в такой   
ситуации такой человек должен быть лишён этого права. При этом срок действия    
отказа в получении лицензии имеет свои пределы, он устанавливается на срок до   
одного года.                                                                    
                                                                                
Законопроектом предусматривается, что у гражданина будет право опротестовать,   
в том числе и в судебном порядке, выданный ему отказ.                           
                                                                                
Порядок и механизм определения всей этой работы мы предлагаем передать на       
уровень Правительства Российской Федерации, которому исходя из текста           
законопроекта и предлагается соответствующий нормативный документ выпустить.    
                                                                                
Коллеги, завершая своё выступление, хочу сказать, что эта инициатива,           
повторяю, не первая и, надеюсь, не последняя в ряду законопроектов, уже         
принятых Государственной Думой и направленных на ужесточение государственного   
контроля за оборотом оружия и на наведение порядка в этой очень непростой       
сфере, заложниками которой являются наши граждане. Наш с вами долг - защитить   
их от любого преступного посягательства, от любой угрозы.                       
                                                                                
Также хотелось бы отметить, коллеги, что предлагаемый механизм принятия         
решения о выдаче разрешительных документов на оружие по результатам             
проведённой правоохранительными органами проверки не является новацией:         
сегодня в действующем законодательстве аналогичный порядок уже закреплён в      
отношении частных детективов и частных охранников. Мы запросили данные у        
уполномоченного органа, у Росгвардии: за последние пять лет по результатам      
проверок указанной категории было вынесено всего 274 отрицательных              
заключения, из них лишь 12 в дальнейшем были признаны необоснованными и         
отменены. Для понимания: количество частных охранных детективов и частных       
охранников в нашей стране идёт на сотни тысяч, при этом 274 отказа за пять      
лет.                                                                            
                                                                                
Мы надеемся на то, что этот уже отработанный механизм позволит эффективно и     
качественно реализовать предлагаемые нами нормы, не ущемляя прав наших          
граждан. Рассчитываем на вашу поддержку.                                        
                                                                                
На все вопросы, безусловно, готов ответить.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже было отмечено в      
докладе, законопроект усиливает государственный контроль за оборотом оружия и   
вводит новые основания для отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия.     
Комитет рассмотрел законопроект, и мы отмечаем, что принятие закона должно      
способствовать наведению порядка в этом вопросе. Кроме того, делается изъятие   
для коренных малочисленных народов Севера: в отношении их не будут              
проводиться такие проверки, так как владение оружием для них является одним     
из факторов традиционного образа жизни.                                         
                                                                                
Таким образом, внося изменения в закон "Об оперативно-розыскной                 
деятельности", в закон "О полиции", в закон "О федеральной службе               
безопасности", в закон "Об оружии", мы принимаем дополнительные меры по         
наведению порядка в обороте оружия.                                             
                                                                                
Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Правительство также   
поддерживает законопроект.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Эрнест Абдулович, вот вы говорили об исключении для малочисленных     
коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но в тексте написано        
просто "малочисленных коренных народов" - наверное, ко второму чтению нам       
нужно будет всё-таки это уточнить: я считаю, что это как раз должно касаться    
именно малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а не   
всех малочисленных коренных народов.                                            
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Все эти вопросы, безусловно, предмет рассмотрения во втором        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня к Александру Евсеевичу вопросы.                                          
                                                                                
Вот в пояснительной записке говорится, что проверки не будут проводиться в      
отношении военнослужащих, всяких лиц, имеющих звания, и так далее, - а что, у   
нас данная категория лиц с применением своего табельного оружия преступлений    
не совершает?                                                                   
                                                                                
И второй вопрос: всё-таки какова доля тех людей, которые, имея                  
зарегистрированное охотничье оружие, осознавая, что по нему, особенно по        
нарезному, можно сразу определить владельца, идут с ним и совершают             
преступления, по сравнению с теми, кто совершает преступления с применением     
оружия, которое существует на теневом рынке?                                    
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы.                                              
                                                                                
По второму вопросу, Михаил Николаевич, я вам статистику не приведу, но готов    
её подобрать, хотя, полагаю, вы в состоянии, так же как и мы, запросить эти     
цифры.                                                                          
                                                                                
Что касается первого вопроса, мы предлагаем освободить от этих обязательных     
проверок лиц, которые уже и без того проходят сегодня существующие проверки.    
Вы называете военнослужащих - ну, военнослужащие и сотрудники                   
правоохранительных органов и так сегодня имеют право, доступ к табельному       
оружию, которым они пользуются. Повторно направлять на проверки людей,          
которые без того проходят проверки, нам кажется избыточной нормой.              
                                                                                
Могут ли быть какие-то эксцессы? Ну, к сожалению, коллеги, у всех могут быть:   
у кого-то сотрудник совершил преступление, у кого-то из депутатов помощников    
задержали на антигосударственном шествии. К сожалению, бывают эксцессы,         
Михаил Николаевич.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, упорядочение оборота оружия - это очень важно    
для Российского государства, и вы знаете, что у нас с 1 марта ужесточился       
порядок прохождения медицинского осмотра для получения оружия: там              
психологическая, психиатрическая экспертизы, анализ на наркотики, выявление     
хронического алкоголизма и так далее. В связи с этим у меня два коротких        
вопроса.                                                                        
                                                                                
Первый вопрос: как вы считаете, не приведёт ли дополнительное ужесточение к     
росту доли незарегистрированного оружия, просто люди не будут обращаться за     
получением лицензий?                                                            
                                                                                
И второй вопрос: у нас довольно большое количество граждан последнее время      
попадают под административную ответственность по статье 20.2 КоАП - по логике   
авторов данного законопроекта действия этих лиц могут иметь общественную        
опасность, поэтому вообще исключено получение ими оружия, так?                  
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Кому вопросы?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Ну, по первому вопросу. Присутствующие в этом зале хорошо        
знают об изменении порядка прохождения медицинских исследований и об иных       
мерах, направленных на недопущение к оружию лиц сомнительных, поскольку это     
была инициатива группы депутатов, в том числе и вашего покорного слуги,         
принятая и находящаяся в общем комплексе работы, о которой я сегодня сказал.    
                                                                                
Приведёт ли это к увеличению нелегального оборота оружия? Нет. Мы убеждены в    
том, что это не приведёт к росту нелегального оборота, потому что человеку,     
имеющему все основания для получения лицензии, не находящемуся на каких-либо    
оперативных учётах, не связанному с организованной преступностью и не           
вынашивающему преступных намерений, обычному среднестатистическому гражданину   
бояться нечего.                                                                 
                                                                                
Я в выступлении привёл вам статистику: на 700 тысяч частных охранников          
вынесено всего-навсего 274 отрицательных заключения, поэтому речь идёт именно   
о точечной, системной работе. И принципиально важно, вновь подчеркну, что у     
гражданина в случае отказа ему в лицензии на получение оружия есть право        
оспорить это, в том числе в судебном порядке, когда придётся обосновывать       
принятое решение.                                                               
                                                                                
Что касается следующего вашего вопроса, то это вопрос, на который каждый раз    
уполномоченные на это правоохранительные органы будут отвечать детально и       
точечно. Говорить о том, что все, кто привлечён к ответственности по этой       
статье, лишаются права на оружие, неверно. Но если человек, подозреваемый в     
каких-либо противоправных действиях, участвующий в незаконных и                 
несанкционированных акциях, имеющий экстремистские намерения, подаёт            
заявление о получении оружия, наверное, это повод для более детального          
рассмотрения этого явления.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Александр Евсеевич, в законе "О полиции" достаточно полномочий для проведения   
оперативно-разыскных мероприятий. Прошу пояснить, какая необходимость во        
введении новых полномочий по оперативно-разыскной деятельности? Не кажется ли   
вам, что эта норма избыточная?                                                  
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Ну, не в законе "О полиции", а в законе "Об   
оперативно-розыскной деятельности". Также в законе "О полиции", в законе "О     
федеральной службе безопасности" перечисляются полномочия, которыми наделены    
эти ведомства. Но полномочия проводить проверки в части выдачи оружия,          
разрешений на оружие сегодня у упомянутых органов отсутствуют. Ровно по этой    
причине, для того чтобы законы были сбалансированы и полностью                  
соответствовали требованию единого подхода к законодательству, мы и вносим      
корреспондирующие поправки. Они ни в коем случае не расширяют полномочия        
субъектов ОРД и упомянутых вами конкретных двух ведомств, поскольку носят       
сугубо предметный характер, здесь чётко прописано, какие полномочия на них      
возлагаются: это касается только проведения проверок по оружию, ну и            
алгоритма действий, которые будут следовать за проведёнными проверками, если    
информация подтвердится.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Александр Александрович.                         
                                                                                
МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Александр Евсеевич, вопрос вот какой. Закон "Об оружии" и тот закон, который    
мы сейчас принимаем, привязаны к тому, что всё - лицензии, проверки, хранение   
оружия и так далее - должно быть по месту жительства. Закон о передвижении      
граждан подразумевает, что местом жительства гражданина может быть место как    
его постоянной регистрации, так и временной. Например, у большинства            
депутатов сейчас в Москве временная регистрация. Но Росгвардия трактует         
однозначно: разрешение, лицензию ты можешь получить только по месту             
постоянной регистрации. Насколько это справедливо, на ваш взгляд, и не надо     
ли в этом законе, скажем, уточнить, что местом жительства может быть место      
как постоянной, так и временной регистрации гражданина?                         
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Александр Александрович, за вопрос. Полагаю, что в      
этом законопроекте эта проблема не должна быть отмечена, поскольку              
концептуально она касается совершенно другой тематики. На сегодняшний день      
регистрация оружия гражданина происходит по месту его постоянного жительства,   
а дальше человек при перемещении по территории страны вправе это оружие         
перевозить, уведомляя органы лицензионно-разрешительной работы и госконтроля    
о своём перемещении. Но если вы поехали на дачу и взяли с собой оружие,         
понятно, что вы в выходные это оружие можете у себя на даче держать, - не       
нужно доводить до абсурда.                                                      
                                                                                
Скажу вам, что мы с Росгвардией эту проблему обсуждали и, возможно, в           
ближайшее время к её решению подойдём, но это предмет совершенно иного          
законодательного акта.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Евсеевич, у меня два вопроса.                               
                                                                                
Первый. Не считаете ли вы, что введение дополнительной процедуры этих           
запросов - это попытка одного ведомства, ну, в данном случае Росгвардии,        
переложить ответственность в случае каких-то там происшествий, которые          
произошли с этим оружием, на другие ведомства, в данном случае - на МВД и       
ФСБ? На самом деле, вот получили дополнительную бумажку - и, мол, мы здесь ни   
при чём: проверки проводили другие ведомства. Это первый вопрос.                
                                                                                
И второй вопрос. Не считаете ли вы, что размытость формулировок, по которым     
можно в принципе отказать, - это дополнительный коррупциогенный фактор? Этим    
могут воспользоваться недобросовестные сотрудники разрешительной системы в      
соответствующих целях.                                                          
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы.                                              
                                                                                
Первое. Нет, я не могу с вами согласиться, причём категорически, в том, что     
эта инициатива - способ сотрудников Росгвардии уйти от ответственности.         
Напоминаю, что Росгвардия не является субъектом оперативно-разыскной            
деятельности, а следовательно, не имеет механизмов и возможностей, для того     
чтобы провести необходимые мероприятия, даже элементарные, которые у нас с      
вами, как вы хорошо знаете, в законе об ОРД зафиксированы, такие как            
наведение справок. Поэтому логично, что такого рода проверки должны вестись     
субъектами оперативно-разыскной деятельности, наделёнными необходимым           
комплексом полномочий.                                                          
                                                                                
К слову отмечу, что в каждой чрезвычайной ситуации, повлёкшей гибель людей, в   
Росгвардии проводятся служебные проверки, которые определяют законность и       
обоснованность выдачи в каждом конкретном случае разрешения на оружие тому      
или иному гражданину. Но если человек, достигший определённого возраста, не     
имеющий каких-либо проблем с законом, прошедший медицинские исследования, в     
организме которого не содержится следов запрещённых препаратов, приходит с      
заявлением, то у государства нет оснований ему в этом отказать.                 
                                                                                
Второй вопрос, про коррупционный фактор. Ну, честно говоря, я не очень          
понимаю логику, коллега, вы сами себе противоречите. В первом вопросе вы        
спрашиваете, не хочет ли Росгвардия снять с себя ответственность, перевалив     
её на другие службы, которые будут проверять, а гвардейцы, дескать, при этом    
потом ни при чём, и в то же время говорите, что это повлияет на рост            
коррупциогенности внутри подразделений лицензионно-разрешительной работы        
именно Росгвардии. Но если проверять будут другие ведомства, как, каким         
образом рост коррупционности произойдёт? В третий раз обращаю внимание, что у   
гражданина есть право в том числе в судебном порядке оспорить вынесенное        
решение. И это решение не является бессрочным, а действует только на            
протяжении одного года.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Александр Евсеевич, три момента.                       
                                                                                
Первый момент - это то, что касается изъятий из данного закона. Это не только   
коренные малочисленные народы, которые охотятся, это ещё и чиновники, лица,     
замещающие государственную должность, состоящие на государственной службе, -    
вот почему они не должны подвергаться такой проверке? Мне кажется, это очень    
болезненно будет.                                                               
                                                                                
Второй момент, всё-таки в отношении критериев: вот что это такое - намерение    
применить оружие в противоправных целях? Что значит "намерение"? В части        
возможной причастности - как это должно выражаться: в рамках уже                
возбуждённого уголовного дела в случае его привлечения в качестве               
обвиняемого, подозреваемого или просто по данным ОРД? Потому что у нас иногда   
останавливают машину, пытаешься озвучить или оспорить это, а на это говорят:    
это данные секретные, они закрытые, поэтому имели право сотрудники              
остановить, всё остальное вас не касается, оно закрыто.                         
                                                                                
И третий момент - эффективность. Вы говорите, что 274 человека всего были       
выявлены вот из 500 тысяч. Если эта мера будет обладать подобной же             
эффективностью, неужели она будет способна повлиять на те ситуации, которые     
мы имеем?                                                                       
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Алексей Владимирович. Постараюсь на все вопросы         
ответить. Начну с конца.                                                        
                                                                                
Я не знаю, слава богу, и надеюсь, что мы никогда не узнаем о чрезвычайных       
ситуациях, когда оружие было незаконно применено сотрудником частной охранной   
организации или частным детективом, когда в результате стрельбы, открытой       
людьми этой категории, погибли люди. Это говорит о том, что существующий        
сегодня механизм контроля работает хорошо. И то, что относительно небольшому    
числу было отказано в разрешении на лицензию - это скорее позитивный пример,    
чем негативный. Количество владельцев оружия выше, безусловно, чем количество   
частных охранников и частных детективов, но в этом и заключается задача -       
максимально упорядочить оборот оружия и установить механизм госконтроля.        
                                                                                
Термин "намерения" присутствует у нас в действующем законодательстве, в целом   
ряде законов, в частности даже в законе "О полиции", где описывается            
применение сотрудником оружия и специальных средств, поэтому формулировки,      
заложенные сегодня в законопроекте, на наш взгляд, являются корректными.        
Кроме того, вновь повторю, правительству предстоит издать отдельный             
распорядительный акт, где будут более чётко и детально прописаны все            
основания, по которым гражданину может быть отказано в лицензии на оружие.      
                                                                                
Что касается лиц, проходящих службу в государственных военизированных           
организациях либо замещающих государственные должности Российской Федерации,    
федеральной государственной службы, госдолжности субъектов и должности          
госслужбы субъекта Российской Федерации: все эти категории лиц перед            
назначением проходят соответствующие проверки в тех же самых органах -          
субъектах оперативно-разыскной деятельности. Мы полагаем, что проводить в       
отношении человека двойную проверку по одним и тем же основаниям неразумно.     
Если у органа - субъекта ОРД в отношении кандидата на замещение должности по    
перечисленному мною списку есть информация об их причастности к                 
организованной преступности, к экстремистским организациям, о вынашивании ими   
каких-либо террористических и иных планов, то, не сомневайтесь, эти люди не     
будут назначены на предлагаемые должности. И опять же, слава богу, я не знаю    
и, надеюсь, не узнаю о примерах, когда эта категория лиц использовала оружие    
для какого-либо массового убийства. Мы с вами должны исходить не из теории, а   
из практики, и законопроекты, которые пишутся и которые вносятся, - я           
признателен коллегам за поддержку этих инициатив - они, извините, написаны      
кровью. Мы исходим из того печального опыта, который сегодня, увы, имеем и      
который анализируем.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Александр Евсеевич, судя по пояснительной записке,       
сейчас, в данный момент могут выдаваться лицензии людям, которые причастны к    
ОПГ, и об этом знают правоохранительные органы. Это, конечно, чудовищно.        
                                                                                
Вопрос в следующем. Сколько времени будет занимать проверка на сопричастность   
того или иного лица? Ведь проверять можно один день, а можно и год, вот здесь   
как раз и может быть тот коррупциогенный фактор, о котором говорили коллеги.    
Чем это будет регламентироваться?                                               
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Дмитриевич, за вопрос. Вновь повторю, что        
порядок проведения проверки, регламенты её будут определены нормативным актом   
Правительства Российской Федерации, в том числе будет установлен срок. Срок     
любой проверки не может превышать один месяц.                                   
                                                                                
Что касается ремарки о том, как же может лицам, подозреваемым или находящимся   
на оперативном учёте в качестве членов ОПГ, выдаваться оружие. Если эти лица    
не привлечены к уголовной ответственности, не поражены в правах, если они       
прошли медицинское обследование, то сам факт наличия оперативной информации     
об их причастности к преступной группировке не является препятствием.           
                                                                                
Я вам, коллега, даже скажу по секрету: я помню, когда в этом зале заседаний     
находились, избирались депутаты, имевшие прямую причастность к организованным   
преступным группировкам, потому что причастность депутатов (в основном они      
были сконцентрированы в одной фракции, не будем показывать пальцем) к ОПГ не    
является препятствием к их включению в избирательные списки и к выборам. Один   
такой бывший депутат потом стал губернатором, сейчас находится под стражей.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Александр Евсеевич, ну, чтобы не выступать больше, сразу скажу,     
что я поддерживаю эту инициативу, но считаю, что можно найти и ещё ряд таких    
причин либо для отказа в выдаче разрешения на покупку оружия, либо для          
изъятия такого разрешения. Например, многие убийцы, массовые убийцы, для того   
чтобы купить оружие, получали охотничий билет, но они даже, что называется, и   
в мыслях не собирались охотиться, совершенствоваться именно как охотники. Или   
можно было сказать, что они будут охранять своё жилище, а у них и жилища-то в   
помине не было, они жили на съёмных квартирах. Вот эту фиктивность, вот это     
фиктивное основание - нет ли смысла это тоже каким-то образом проверять,        
ужесточить такие требования, чтобы не было возможностей... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Олег Анатольевич, во-первых, спасибо за поддержку. Во-вторых,    
отчасти с вами соглашусь, хотя, если у человека нет постоянного места           
жительства, он не сможет получить оружие, поскольку ему негде будет его         
зарегистрировать. Но вопрос такой есть, вместе с коллегами из Росгвардии мы     
работаем и в этом направлении, и не исключаю, что в ближайшее время подобная    
инициатива будет подготовлена. Приглашаем вас присоединиться к этому            
процессу. Согласен, что, когда человек получает охотничье ружье, он должен      
быть охотником и это должно быть действительно в целях охоты. У нас             
существуют сегодня иные средства для самообороны. Люди говорят: "Мы хотим       
себе купить охотничий карабин, чтобы защищать свой дом". Но сегодня             
существует множество других способов это сделать: короткоствольное оружие,      
оружие ограниченного поражения, которое позволит защитить свой дом.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В нашей памяти навсегда      
останутся страшные трагедии в Керчи, в Казани, в Перми, когда преступники       
открыли стрельбу в учебных заведениях. Чтобы защитить сограждан от подобных     
преступлений, от их повторения, мы с вами комплексно и последовательно          
усиливаем госконтроль в сфере оборота оружия, так как оно представляет собой    
источник повышенной опасности.                                                  
                                                                                
Представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вынесли на наше обсуждение ещё один       
законопроект по этой теме. В нём, в частности, предлагается ограничить доступ   
к огнестрельному оружию для тех, чьи действия представляют угрозу для           
окружающих. Правовые барьеры, прописанные в новеллах, направлены на защиту      
таких важных конституционных гарантий, как здоровье и жизнь. Они помогут        
государству предотвратить преступления с использованием оружия.                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. И надеемся на поддержку других     
фракций.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, вот такие формулировки, как "намерение",       
конечно, очень обтекаемые: по ним можно будет запрещать всем и всё.             
                                                                                
Я полагаю, что многие политики и люди, занимающиеся общественной                
деятельностью, и так понимают, что наличие оружия у них является постоянным     
основанием для возможных провокаций, и отказываются от него. Я помню, как       
Альберт Михайлович Макашов мне рассказывал о том, что он сдал все свои          
карабины, на всякий случай, чтобы случайно какой-нибудь из патронов, которые    
он отстреливает, где-нибудь не нашли.                                           
                                                                                
В то же время полагать, что вот при таких формулировках не будут нарушаться     
права граждан, я бы не стал. Вы знаете, года два назад был случай. Раздаётся    
звонок в мою дверь. Открываю - стоит милиционер и вручает мне предупреждение:   
они меня предупреждают о возможных противоправных действиях - у них были        
предположения, что я собираюсь организовать несанкционированную акцию. Я        
оспорил это в суде. Вы знаете, было просто поразительно: ничего не было в       
основе, просто взяли пальцем показали и пришли вот с такими предположениями,    
что есть какие-то у кого-то намерения.                                          
                                                                                
Мы видим бесконечное количество таких вот спекуляций на тему того, что нужно    
ужесточить контроль оборота оружия, потому что оно является основным            
источником, причиной криминогенной ситуации. Да нет, сейчас, к сожалению, в     
мире существует миллион вариантов убийств и совершения террористических         
актов, которые происходят без огнестрельного оружия и приводят к куда большим   
жертвам. В США, в других странах мира идёт постоянная дискуссия о том,          
защищает людей право на наличие оружия или здесь нужно ужесточение. Да,         
конечно, кого-то могут задержать на каком-то митинге, у кого-то могут найти     
поддельное удостоверение сотрудника уголовного розыска, кто-то может быть       
причастен к каким-то преступным группировкам, но мы закон-то пишем для          
граждан, для всей страны.                                                       
                                                                                
На мой взгляд, при таких вот формулировках, очень абстрактных и обтекаемых,     
которые позволяют принимать решение о лишении гражданина права на оружие... Я   
не соглашусь с тем, что травматическим пистолетом можно защитить свою семью и   
свой дом от нападения вооружённых преступников, допустим, с огнестрельным       
оружием, это, ну, как бы так, предположения только могут быть. Не важно, для    
чего человек собирается приобретать оружие, - если он законопослушный           
гражданин, то никакие домыслы и предположения о возможности нарушения им прав   
граждан не должны быть в основе отказа в его законном праве на наличие          
оружия.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, проблема бесконтрольного владения оружием,    
его незаконного применения, безусловно, есть, никто её не отрицает,             
периодически возникают резонансные случаи. Другое дело, насколько наш           
законопроект позволит эту ситуацию исправить.                                   
                                                                                
Ну, первое, что бросается в глаза, - это список изъятий, тех, кто не подлежит   
проверке. Несмотря на то что Александр Евсеевич сказал, что все лица,           
замещающие государственные должности, подлежат проверке, я вам скажу, что все   
лица, которые... Все депутаты, которые находятся в этом зале, - это лица,       
замещающие государственные должности, то есть вас проверять не надо, исходя     
из того что вы не могли бы быть избраны депутатами Государственной Думы, если   
бы вас не проверили где-то, не вынесли какое-то заключение в специальных        
органах. Это, безусловно, не так. Так же как и огромное количество депутатов    
регионального уровня - это тоже лица, замещающие государственные должности.     
То есть фактически закон выводит их из-под проверок. Ну и сразу представьте     
завтрашние заголовки: "Депутаты освободили себя от проверок и возложили новую   
обязанность на тех, кто хочет иметь оружие". Это депутаты и, кстати,            
чиновники, то есть лица, замещающие государственные должности.                  
                                                                                
Теперь что касается критериев, мой коллега уже об этом говорил. Вот             
намерения, сведения о причастности... Есть вполне понятные процессуальные       
действия: был человек подозреваемым или является человек подозреваемым -        
оружие изымается: осуждён он по каким-то статьям - оружие не выдаётся (в        
принципе это и так действует); привлечён он к административной                  
ответственности по некоторым статьям, которые надо чётко перечислить            
(хулиганка или ещё что-то такое), в алкогольном опьянении много раз какие-то    
действия совершал - то же самое. Вот если всё это чётко прописать, в этом       
смысл есть, я согласен, но когда вот так: возникло намерение, есть какие-то     
подозрения обоснованные... Я приводил пример. Вот точно так же была             
незаконная остановка автомобиля, пытались мы потом в судебном порядке           
выяснить, на каком основании сотрудники остановили, говорят: это данные         
закрытые, данные оперативно-разыскной деятельности, вот они есть - всё. И       
здесь может возникнуть то же самое. Я сомневаюсь, что человек, идя обжаловать   
в суд, получит вдруг секретную справку из соответствующего личного дела, где    
написано, что Иванов Иван Иванович принадлежит к тамбовской преступной          
группировке, находится в разработке или ещё что-нибудь подобное, - нет, он      
этого не получит. А если не будет открытой информации, соответственно, и        
обжаловать человек, получивший отказ, не сможет.                                
                                                                                
Ну и эффективность, мы про неё тоже говорили. Там, 200 человек на 500 тысяч,    
ну, здесь может быть чуть побольше: больше владельцев оружия - чуть больше      
будет тех, кому откажут за много лет, несколько сот человек. Предотвратит это   
или не предотвратит, повлияет или не повлияет - это большой вопрос.             
                                                                                
Несмотря на то что смысл, может быть, заложен правильный, реализация, на наш    
взгляд, сегодня никудышная, в связи с этим мы не будем поддерживать             
законопроект в первом чтении. Свои поправки ко второму представим.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик?                             
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, я постараюсь очень коротко, но тема правда важная. И    
я поражён и удивлён тем, как определённые политические силы пытаются            
перевернуть, казалось бы, для всех понятную, очевидную вещь.                    
                                                                                
Вы сказали, коллега Куринный: периодически случаются какие-то происшествия.     
Они, к сожалению, случаются не периодически. К нашему глубокому сожалению, за   
прошлый год произошло порядка 800 происшествий с применением оружия, в том      
числе и вызвавшие огромный резонанс, когда в результате применения оружия       
гибли люди, в том числе дети, это касалось детских учреждений,                  
образовательных.                                                                
                                                                                
Закон, который мы предлагаем сегодня, не первый, я это уже который раз          
повторяю, и не последний. Только за последние полтора года мы с вами            
установили дополнительные основания, исключающие возможность владения оружием   
для отдельных категорий граждан: тех, кому нет 21 года, тех, у кого есть        
снятая или погашенная судимость; мы с вами ввели новые основания для отказа     
по медицинским противопоказаниям; мы с вами ужесточили уголовную                
ответственность за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом     
оружия, мы увеличили санкции и сроки давности за эти правонарушения, ввели      
административную ответственность за распространение инструкций по незаконному   
изготовлению или переделке оружия. Это всё начиная с лета 2021 года.            
                                                                                
Но всякий раз, выходя с этими инициативами, обращаясь к парламенту, мы слышим   
от определённой группы людей - не знаю, лоббистов ли оружейного комплекса,      
или они какими-либо другими мотивами руководствуются, - дескать, да вы          
ужесточаете, вводите неконституционные нормы, вы ограничиваете людей в их       
правах.                                                                         
                                                                                
Когда сегодня мы, депутаты, получаем гневные обращения от людей со всей         
страны, где просят: сделайте так, чтобы завтра наши дети не оказались           
жертвами нового безумного стрелка, - мы и разрабатываем эти законы, которые     
кто-то называет здесь никудышными. Я автор этого законопроекта, и я не          
принимаю на свой счёт подобных упрёков, и я отвечаю за то, что этот             
законопроект направлен на то, чтобы не было новых чрезвычайных ситуаций и не    
было новых чрезвычайных происшествий.                                           
                                                                                
Нам тут говорят, мол, люди с табельным оружием... Приведите нам примеры         
последних трёх-пяти лет, когда люди, носящие погоны, с табельным оружием        
устроили где-либо массовую бойню. Таких примеров нет. Это популизм.             
                                                                                
Законопроект, который мы предлагаем, носит совершенно конкретный и предметный   
характер. Не только в судебном порядке сможет обжаловать человек отказ, но и    
в ином предусмотренном законом, в том числе через жалобу прокурору. А           
прокурор вправе оценить и изучить материалы оперативно-разыскной деятельности   
того или иного субъекта, в том числе обоснованность вынесения заключения. Не    
может быть такого, что просто пальцем показали, когда человек выходит, и        
сказали: "Вы собираетесь провести несанкционированную акцию". Может, вы         
просто до этого регулярно что-то подобное проводили, называя это прогулками     
по городу?                                                                      
                                                                                
Уважаемые друзья, хочу отметить, что законопроект находится в комплексе тех     
инициатив, которые депутатами - членами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"                 
разрабатываются. Кроме того, его подготовка осуществлялась во исполнение        
протокола оперативного совещания Совета Безопасности, утверждённого             
президентом нашей страны. Этот законопроект проработан со всеми сторонами, с    
теми, кому предстоит эти нормы реализовывать. Мы очень рассчитываем на то,      
что принятие этого законопроекта снизит уровень негативности в обороте          
оружия, поможет защитить людей, в первую очередь наших детей, от действий       
преступников и злоумышленников.                                                 
                                                                                
Что касается депутатов, полагаю, что ко второму чтению мы можем эту норму       
оттуда исключить по просьбам коллег. Но что касается людей, носящих погоны,     
повторю, повторно заставлять их проходить эти проверки считаем                  
нецелесообразным.                                                               
                                                                                
Коллеги, это не политический законопроект, это законопроект, касающийся         
безопасности наших людей, и мы очень рассчитываем на то, что его поддержат      
все, для кого эти слова не пустой звук.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты      
Российской Федерации", 24-й пункт.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.