Заседание № 213
О проекте федерального закона № 455930-8 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части устранения правового пробела в регулировании упрощённой идентификации клиента - физического лица).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад Аркадия Николаевича Свистунова. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект в первом чтении был принят 24 января текущего года. Он направлен на уточнение способов упрощённой идентификации. Дело в том, что в законе перечислен ряд финансовых организаций, которые эту упрощённую идентификацию могут проводить, и, соответственно, физическое лицо должно направлять им в электронном виде определённые данные о себе. Кроме того, - вот это уже пробел - в законе указаны и другие финансовые организации и тому подобное, которые по поручению банков могут также проводить упрощённую идентификацию клиентов - физических лиц. Ну, например, это организации федеральной почтовой связи, банковские платёжные агенты. Предлагается не перечислять указанные организации, а просто написать: любой организации, осуществляющей операции с денежными средствами, или любому лицу, которому такой организацией в соответствии с законом № 115-ФЗ поручено её проведение. К этому законопроекту поступило две поправки. Одна поправка поддержана Комитетом по финансовому рынку и включена в таблицу № 1, она носит кодификационно-лингвистический характер. Вторая поправка не поддержана Комитетом по финансовому рынку и рекомендуется к отклонению, она включена в таблицу № 2. Коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 11 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 39 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 04 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку полностью подготовил настоящий законопроект к рассмотрению в третьем чтении. Получены все необходимые экспертизы и согласования, замечаний нет. И Комитет по финансовому рынку просит поддержать настоящий законопроект в третьем чтении. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть данный законопроект в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 186
О проекте федерального закона № 455930-8 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части устранения правового пробела в регулировании упрощённой идентификации клиента - физического лица).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад и содоклад сделает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на то, чтобы упорядочить нормы федерального закона, регулирующего положения, связанные с противодействием легализации капиталов, полученных преступным путём. В соответствии с действующим законодательством в одной из статей этого закона предусмотрены положения по упрощённой легализации при проведении финансовых операций путём представления информации кредитным организациям, негосударственным пенсионным фондам, профучастникам рынка ценных бумаг и так далее. Ну и в других статьях этого же закона опять возвращение к теме упрощённой легализации, там говорится о представлении информации другим организациям - почте, банковским платёжным агентам, операторам связи, удостоверяющим центрам и так далее. И вот этим законопроектом эту разбросанность норм, связанных с упрощённой легализацией, предлагается упорядочить, сделать более системной, понятной для тех, кто эти нормы применяет в своей работе. Банк России, правительство данный законопроект поддерживают, не имеют замечаний. Прошу вас также поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Депутат Мархаев. Ещё есть? Есть ещё вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, о любых вариантах упрощения идентификации личности можно говорить при условии достижения гарантированной защиты данных. У нас каждый год происходит рост дистанционной преступности, таких преступлений, а раскрываемость по ним, к сожалению, падает. Вопрос: не приведёт ли упрощение идентификации личности, предлагаемое в рамках данной инициативы, к совершению противоправных деяний всякого рода мошенниками и преступными элементами? АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Борьба с легализацией, борьба с использованием информации, которая, к сожалению, уходит, в том числе из финансовых институтов, обсуждалась вчера очень серьёзно у нас в Государственной Думе на пленарном заседании, но нормы этого законопроекта к тому, что мы вчера обсуждали, отношения не имеют. Эти нормы касаются уже существующих правил представления информации, и они в принципе не увеличивают и не уменьшают доступ к той информации, которая должна представляться при осуществлении финансовой операции. Просто о другом законопроект, а то, что вы говорите, мы обязательно, конечно, будем учитывать, будем дорабатывать при подготовке того законопроекта, который вчера обсуждался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, с принятием данного закона получается так, что клиент может направить информацию о себе или в организацию, которая осуществляет операции с денежными средствами и так далее, или лицу, которому эта организация поручила проведение упрощённой идентификации. Отсюда вопрос. Уточните, пожалуйста, по каким критериям будут определяться эти организации, смогут ли они обеспечить конфиденциальность и тем более нести ответственность за утечку информации? АКСАКОВ А. Г. Те лица, которые получают соответствующую информацию, уже определены в законе, и требования ко всем этим лицам уже чётко и жёстко прописаны в законе. Вот предыдущий вопрос касается, я бы сказал, ответственности, а эти лица, нормы их работы, правила работы, то, что они должны хранить соответствующую информацию, - это всё уже в законе прописано. Другое дело, что, исходя из предыдущего вопроса в том числе, бывают случаи, когда через тех же банковских работников, лиц, которые работают с этой информацией, к сожалению, она и уходит. Надо установить ответственность для этих банковских работников или для других лиц, которые работают с денежными средствами, но это нормы другого закона, не этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в продолжение вопроса моих коллег. Мы только вчера бурно обсуждали, рассматривали законопроект, усиливающий ответственность за раскрытие персональных данных. Скажите, как согласно вашему законопроекту человеку, который передаёт сведения для упрощения идентификации уполномоченному организацией лицу, понять, быть уверенным в том, что этот человек не мошенник, что он действительно уполномочен провести упрощённую идентификацию, ему можно доверять и передать персональные данные? Конкретизируйте, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. В законе чётко прописано, кто является: банк является, негосударственный пенсионный фонд является, микрофинансовая организация является - всё это уже чётко прописано в законе, и, соответственно, должна быть лицензия банка, лицензия или разрешение Центрального банка на ведение соответствующих операций. Вот только таким образом. Вы что, каждому на улице будете предоставлять свои деньги и так далее? Если вы это делаете, то, очевидно, вы сами отдаёте деньги преступнику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 38 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.