Заседание № 196

27.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 455876-8 "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за совершение правонарушений в сфере продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3791 по 3928 из 5055
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад       
Михаила Николаевича Матвеева.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, настоящий законопроект направлен на усиление   
административной ответственности за совершение правонарушений в области         
правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в    
том числе если в результате сбыта опасной для жизни и здоровья граждан          
алкогольной и спиртосодержащей продукции наступила смерть людей. Этот           
законопроект был разработан мною с коллегами Куринным и Алимовой после          
трагедии с так называемым "Мистером Сидром", когда несколько десятков           
человек, в основном в регионах Поволжья, погибло от этого пойла, которое не     
имело никакого отношения к сидру и которое предприимчивые дельцы с              
использованием спирта, украденного со складов МВД, превратили в смертельное     
зелье.                                                                          
                                                                                
В настоящий момент административная ответственность, которая установлена в      
КоАП в отношении нарушений, связанных с оборотом этилового спирта,              
алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов,       
удостоверяющих легальность их производства и оборота, определённых              
федеральным законом, влечёт за собой наложение административного штрафа на      
должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей, на юридических лиц - от     
200 до 300 тысяч. Мы с коллегами предлагаем увеличить кратно, в 10 раз,         
данные штрафы, потому что они явно недостаточны. И случаи с массовым            
отравлением, с летальным исходом свидетельствуют о том, что действующие меры    
правового регулирования неэффективны.                                           
                                                                                
С учётом особого порядка рассмотрения законопроекта я сразу прокомментирую      
поступившие официальные отзывы, о которых наверняка скажет коллега -            
содокладчик от комитета, точнее, отзыв правительства и заключение Счётной       
палаты. Здесь указывается... Вот Счётная палата знакомую нам песню поёт - о     
том, что любое ужесточение может привести к массовому нелегальному              
производству и обороту спирта, способствовать распространению                   
самогоноварения, возникновению коррупционных факторов и так далее. Ну, мне      
кажется, эта песня вообще не из ХХI века, это пели во времена Горбачёва, про    
увеличение самогоноварения, если начинали что-то ужесточать. Сейчас шаговая     
доступность алкоголя огромная, и никакой необходимости переходить к             
самогоноварению, когда есть такой огромный рынок алкоголя, не существует. Что   
касается отзыва правительства, то в нём отмечено, что отсутствует детальный     
анализ статистических данных правоприменительной практики. И кроме того,        
правительство считает, что главным является не увеличение штрафов, а принцип    
неотвратимости наказания.                                                       
                                                                                
Коллеги, о какой неотвратимости наказания может идти речь, когда штраф 10-15    
тысяч рублей для должностных лиц? Да заплатил ты эти 10-15 тысяч и пошёл        
дальше зарабатывать сотни тысяч, миллионы. Да плевать на такой штраф! Какая     
неотвратимость?! Неотвратимость заключается в том, что в результате             
привлечения к ответственности ты больше так делать не будешь. А штраф 10-15     
тысяч рублей никого не остановит, поэтому, да, они неотвратимо будут            
продолжать платить, но делать своё дело.                                        
                                                                                
Что касается статистики, то статистика имеется, и, к сожалению, она             
свидетельствует о том, что происходит постоянный рост нарушений, связанных с    
оборотом алкогольной продукции: использование поддельных специальных или        
акцизных марок - за год рост в 2 раза, использование поддельного товарного      
знака - в 2 раза, нарушение правил торговли алкогольной продукцией - в 2        
раза, нарушение условий, предусмотренных специальной лицензией, - в 3 раза,     
незаконное изготовление алкогольной продукции - в 3 раза, отсутствие лицензии   
- в 2 раза. И в целом по Российской Федерации рост общего количества            
преступлений, связанных с тем предметом, которому посвящён наш законопроект,    
в 2 раза в 2023 году - с 17 680 до 33 500.                                      
                                                                                
Я полагаю, что, конечно, такого рода трагедии, как с "Мистером Сидром",         
должны для Государственной Думы быть однозначным маркером того, что             
необходимо вносить соответствующие изменения. Мы с коллегами и внесли этот      
законопроект для того, чтобы оперативно отреагировать на те лакуны, которые     
используют недобросовестные дельцы, в результате чего происходит массовое       
отравление людей. Я призываю коллег ответственно отнестись к голосованию по     
данному законопроекту и поддержать его.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина.                     
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Михаил         
Николаевич доложил, что группой авторов предлагается в 10 раз увеличить         
размер административного штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц   
по части 2 статьи 14.16 КоАП, которая предусматривает ответственность за        
оборот (кроме розничной продажи) алкогольной продукции без сопроводительных     
документов. Как пояснил Михаил Николаевич, по мнению авторов, нововведение      
прежде всего направлено на создание более эффективного механизма борьбы с       
продажей некачественной, контрафактной алкогольной продукции, которая           
приводит к многочисленным жертвам.                                              
                                                                                
Я буду аргументировать с точки зрения юриспруденции. Вот в чём заключается      
эта позиция? В данном случае я хотел бы обратить внимание на несоответствие     
заявленной цели предлагаемым изменениям, и вот почему. Во-первых, часть 2       
статьи 14.16, куда пытаются внести это, предполагает ответственность за         
оборот алкогольной продукции, за исключением розничной продажи, то есть         
продажи физическим лицам. Во-вторых, ответственность за оборот                  
некачественной, контрафактной алкогольной продукции, включая её розничную       
продажу, предусмотрена уже действующей сегодня статьёй 14.17 Кодекса об         
административных правонарушениях. В частности, по части 2 данной статьи         
ответственность наступает за оборот алкогольной продукции с грубым нарушением   
лицензионных требований, под которым понимается в том числе оборот              
спиртосодержащей непищевой продукции, а также реализация алкогольной            
продукции с содержанием этилового спирта, произведённого из непищевого сырья.   
Помимо этого, часть 3 позволяет привлекать к ответственности за производство,   
оборот алкогольной продукции без лицензии. То есть мер, мы видим, в статье      
14.17 достаточно. Именно поэтому усиление ответственности за оборот             
алкогольной продукции без сопроводительных документов - ну, мы понимаем, что    
под этим подразумевается товарно-транспортная накладная, извещение об уплате    
акциза, - не направлено, по мнению комитета, на решение проблемы продажи        
алкогольной продукции суррогатного или контрафактного происхождения.            
                                                                                
Также я хотел бы обратить внимание, что авторами не обоснован предлагаемый      
значительный размер штрафа по части 2 статьи 14.16, в результате установления   
которого будет нарушен принцип справедливости и соразмерности. Например, за     
оборот без сопроводительных документов ответственность будет гораздо выше,      
чем за оборот с грубым нарушением лицензионных соглашений, - ну, согласитесь,   
это нонсенс.                                                                    
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по госстроительству и законодательству             
рекомендует отклонить законопроект в первом чтении.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных       
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              115 чел.25,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    115 чел.                                          
Не голосовало                 335 чел.74,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.