Заседание № 29

06.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 455549-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (об установлении для граждан и юридических лиц обязанности зарегистрировать в шестимесячный срок свои права на недвижимость, а также о введении соответствующей административной ответственности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3215 по 3467 из 5268
Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с    
ним" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".             
Законодательное Собрание Краснодарского края просит рассмотреть законопроект    
без участия своего представителя. Содоклад от комитета сделает Ольга            
Дмитриевна Гальцова, член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному    
и процессуальному законодательству.                                             
                                                                                
ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Как уже вам известно,      
данный законопроект был внесён в Государственную Думу 18 июля 2007 года         
Законодательным Собранием Краснодарского края.                                  
                                                                                
Что предусматривают авторы данного законопроекта? В первую очередь установить   
предельные сроки, в течение которых граждане и юридические лица должны          
исполнить обязанность по представлению в орган, осуществляющий                  
государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества,              
необходимый в соответствии с законодательством пакет документов на              
государственную регистрацию и, в случае если изменены характеристики данного    
объекта недвижимого имущества, внести в обязательном порядке запись в единый    
государственный реестр прав.                                                    
                                                                                
Второе предложение в данном законопроекте касается административной             
ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление          
документов для государственной регистрации прав и невнесение записи в единый    
государственный реестр прав.                                                    
                                                                                
И третье предложение, которое вносят депутаты Законодательного Собрания         
Краснодарского края, касается наделения органов местного самоуправления         
полномочиями по контролю за соблюдением правообладателями устанавливаемых       
сроков для регистрации прав или внесения изменения в единый государственный     
реестр прав.                                                                    
                                                                                
Я думаю, что выражу общее мнение, сказав, что проблема наполнения бюджетов      
всех уровней за счёт налогов на объекты недвижимого имущества не может не       
волновать сегодня ни органы исполнительной власти, ни органы представительной   
власти. Однако следует обратить ваше внимание на то, что в соответствии с       
пояснительной запиской к законопроекту предлагаемые изменения концептуально     
направлены только на решение проблем, связанных с пополнением бюджетов. По      
мнению комитета, не вызывает сомнения необходимость разрешения этой проблемы,   
но анализ работы по данному направлению в Российской Федерации показывает,      
что граждане и юридические лица не исполняют свои обязанности по                
государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества отнюдь не     
всегда потому, что они не хотят этого делать. Часто складываются объективные    
причины, не позволяющие собрать пакет документов для государственной            
регистрации прав и внести запись в единый государственный реестр прав.          
Комитет считает, что избранный законопроектом правовой подход к решению         
данной проблемы нужно считать концептуально неверным.                           
                                                                                
Представляется тревожной и опасной тенденция, связанная с постоянными           
попытками оправдать вмешательство государства в свободу экономических и иных    
отношений, являющихся сферой личных интересов граждан, юридических лиц,         
необходимостью решения задач по обеспечению публичных интересов в сфере         
налогообложения, поэтому недопустимо проблему несовершенства налогового         
законодательства решать гражданско-правовыми средствами, ограничивая            
автономию, волю участников гражданско-правовых отношений. Следует также иметь   
в виду, что налоговое законодательство в большинстве своих положений уже не     
обусловливает возникновение обязанностей по уплате налога государственной       
регистрацией возникшего права на соответствующий объект недвижимого             
имущества.                                                                      
                                                                                
Приведу пример. Согласно статье 388 части второй Налогового кодекса             
Российской Федерации плательщиком земельного налога признаются организации и    
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,        
праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненно наследуемого     
владения, то есть в том числе и те, которые не зарегистрировали свои ранее      
возникшие права. Аналогичным образом решён также вопрос и применительно к       
случаям уплаты налога на доходы физических лиц, в том числе полученные в        
порядке наследования в виде объектов недвижимого имущества.                     
                                                                                
Ответственность же за нарушение налогового законодательства должна носить       
самостоятельный характер, в том числе в случае, когда граждане не               
регистрируют права на возведённые жилые дома с целью неуплаты налогов на        
имеющиеся объекты недвижимого имущества.                                        
                                                                                
Защита публичных интересов, в данном случае связанных с уплатой налогов,        
может также обеспечиваться наряду с установленными уголовной и                  
административной ответственностью дополнительными специальными мерами           
административного характера. Такие меры могут быть включены в другие            
специальные законодательные акты, регулирующие соответствующие                  
административные отношения. Приведу пример. Федеральный закон № 229-ФЗ "Об      
исполнительном производстве" предоставляет судебным приставам право             
обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для        
проведения регистрации прав на имущество, принадлежащее должнику. В целом       
следует иметь в виду, что в Российской Федерации до вступления в силу           
Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое           
имущество и сделок с ним" фактически отсутствовали как единая система           
государственной регистрации прав, так и единый государственный реестр прав.     
При этом требования, предъявляемые к правоустанавливающим документам на         
объекты недвижимого имущества и порядку учёта таких объектов, как вы знаете,    
постоянно претерпевали изменения и претерпевают их до сегодняшнего времени.     
Сохранялась определённая сложность и неоднозначность внутренней организации в   
органах учёта и в регистрирующих органах.                                       
                                                                                
В настоящее время граждане вынуждены заниматься сбором всех необходимых для     
государственной регистрации прав документов, неоднократно обращаясь в           
различные органы и архивы, а в отдельных случаях уточнять учётные сведения об   
объектах недвижимости, разрешать споры со смежными правообладателями, к         
примеру, при уточнении местоположения границ земельных участков. Поэтому в      
большинстве случаев отсутствие государственной регистрации возникших прав на    
объекты недвижимости обусловлено большими временными и финансовыми              
издержками, связанными с такой регистрацией.                                    
                                                                                
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному             
законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить данный              
законопроект. Не поддерживают данный законопроект и другие комитеты - по        
конституционному законодательству и государственному строительству, по          
вопросам местного самоуправления и по бюджету и налогам. На законопроект        
поступил также отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Кроме    
того, имеется отрицательный отзыв Высшего Арбитражного Суда.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Дмитриевна.                                
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич Локоть.           
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Ольга Дмитриевна, с вами, с вашими аргументами можно     
было бы согласиться, если бы речь шла прежде всего о частном секторе и о        
сельской местности, о тех, кто по причине нерадивости чиновников и              
несовершенства системы регистрации не сумел зарегистрировать имущество, для     
кого это очень дорого сегодня и так далее, и так далее, ну, целый перечень      
проблем. Но речь-то идёт о другом, как я понимаю. Речь идёт как раз о тех       
элитных коттеджах, о тех кварталах элитных коттеджей, которые сегодня как       
грибы появляются и владельцы которых не желают платить за них налоги. А уж за   
юридическими лицами, тут уж, извините, государство, на мой взгляд, должно       
очень строго следить. И обратите внимание, кто выходит с этой законодательной   
инициативой, - Краснодарский край, то есть тот субъект Федерации, у которого    
всё Черноморское побережье, где были здравницы раньше... (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ГАЛЬЦОВА О. Д. Я думаю, что вы, уважаемые депутаты, со мной согласитесь, что    
это касается не только Краснодарского края и побережья Чёрного моря, это        
касается также, например, и водоохранной зоны реки Волги, и других ситуаций,    
которые складываются в субъектах Федерации.                                     
                                                                                
Вы абсолютно правы, что на сегодняшний день очень трудно обязать, например,     
тех, кто имеет коттеджи, проводить государственную регистрацию, а тем, кто      
имеет индивидуальные дома или другие объекты недвижимого имущества, разрешить   
не проводить обязательную государственную регистрацию. Поэтому комитет,         
рассматривая этот вопрос, предлагает внести изменения об ответственности за     
уклонение от уплаты налогов на объекты недвижимого имущества как раз в          
налоговое законодательство, а не только в административное и уголовное          
законодательство и не обязывать граждан, не ограничивать их сроками по          
государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Мы с вами    
прекрасно понимаем, что зачастую граждане и юридические лица не регистрируют    
свои права на объекты недвижимого имущества ввиду отсутствия необходимого       
пакета документов и вынуждены обращаться в судебные органы, в архивы за         
правоустанавливающими документами.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ольга Дмитриевна, вы очень содержательно доложили    
по законопроекту и, как я понял, вы в принципе поддерживаете этот               
законопроект, вы признали, что комитет также видит здесь проблему. Но вот мне   
кажется, что вы берёте неправильный пример с комитета по конституционному       
законодательству и, признавая проблему, не даёте её решения. Вы же понимаете,   
что местное самоуправление и местное поселение живут за счёт земельного         
налога и налога на имущество. То есть им это важно, у них нет других            
источников пополнения бюджета. Поэтому они, увидев такой источник, предлагают   
вам решить вопрос. Вы же, признавая проблему, говорите... Может, это потому,    
что многие из тех, кто даёт отрицательное заключение, как раз сами живут в      
этих посёлках, десятилетиями специально не оформляя свои особняки? Понимаете,   
в чём проблема? Может, всё-таки стоит поддержать законопроект?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ГАЛЬЦОВА О. Д. Я думаю, вы несколько неправильно поняли трактовку проблемы, с   
которой согласился Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и          
процессуальному законодательству. Мы говорим о проблеме наполнения бюджета, а   
не о проблеме государственной регистрации прав. И если говорить о проблеме      
наполнения бюджета, то давайте посмотрим, сколько налогов уже взыскано          
сегодня с зарегистрированных прав, которые включены в единый государственный    
реестр прав.                                                                    
                                                                                
Налоговые органы отнюдь не всегда пользуются единым государственным реестром    
прав для налогообложения ввиду отсутствия информационных систем у них.          
Давайте хотя бы в этом наведём порядок, прежде чем обязывать наших граждан      
стоять в очередях, собирать документы, а также установим предельные сроки,      
для того чтобы они в обязательном порядке зарегистрировали свои права. Это      
должно быть их правом, но не обязанностью. А вот право уплачивать налог у       
всех нас, у правообладателей, есть. Поэтому давайте введём ответственность не   
по обязательной государственной регистрации, а за неуплату налогов на объекты   
недвижимого имущества. И это будет справедливо и правильно.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Было только два вопроса.                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Ольга Дмитриевна.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Коломейцев Николай Васильевич.       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, вот    
этот закон и формулировка комитета не соответствуют реальности, вообще-то,      
дают возможность и дальше не платить налоги за колоссальное имущество,          
которое сегодня есть, эксплуатируется, но умышленно не регистрируется. И об     
этом нам говорят региональные законодатели, просят это изменить, видя эту       
проблему и проблему наполнения местных бюджетов. Мы же с вами вместе с          
комитетом пытаемся проблему как бы замылить и забыть о ней. Почему? Я           
спрашиваю, если вы видите проблему, то почему раньше, до внесения               
законопроекта Законодательным Собранием Краснодарского края, комитет не внёс    
такой законопроект? Безальтернативные законопроекты, так сказать, сюда          
включаем, взяли бы и как альтернативные вместе ещё с одним законопроектом       
рассмотрели. Тогда было бы понятно, что комитет не просто отвергает             
инициативу региона, решающую реальную проблему, а предлагает своё решение       
этой проблемы.                                                                  
                                                                                
Именно поэтому, мне кажется, у нас и получается, что Центробанк может 22        
процента золотовалютных резервов вложить в чужую ипотечную компанию и           
обесценить эти деньги за год с её помощью и в то же время на провозглашённую    
национальным проектом программу "Доступное жильё..." выделять в сотни раз       
меньше. Именно поэтому мы с вами живём как бы в разных измерениях с             
субъектами. Мы передаём им всё больше полномочий, но не даём им финансового     
обеспечения. Мне кажется, что это неправильно и недальновидно.                  
                                                                                
Поэтому я предложил бы принять в первом чтении этот законопроект, а ко          
второму чтению доработать и все те недостатки, которые видит комитет,           
устранить. И тогда закон будет добротным, будет помогать местным органам        
власти нормально исполнять свои функции. А недобросовестных товарищей, или      
господ... Вы имейте в виду, я убеждён, что у 99 процентов владельцев            
коттеджных посёлков нет проблем с очередями. Они решают это на раз-два, как     
говорится, весь пакет документов оформляют. Мне кажется, не очень               
основательны вот эти утверждения, что мы заставим людей стоять в очереди.       
Нет, мы улучшим учёт, контроль и пополнение местного бюджета с помощью этого    
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто ещё хотел бы выступить? Нет больше желающих. Представители правительства    
и президента? Не желают.                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.