Заседание № 138
О проекте федерального закона № 455221-7 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса. Проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Сергея Викторовича Чижова. Пожалуйста, Сергей Викторович. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как вы помните, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу 1 января 2018 года. Кодекс определяет нормы и правила работы в области международной торговли пяти государств союза. Также этот кодекс отнёс значительную часть норм на национальное регулирование государств - участников этого союза. Собственно говоря, адаптация международного законодательства к российскому, безусловно, с учётом интересов России и отечественных участников таможенного дела отразилась в законопроекте, который сегодня вам представлен для рассмотрения в третьем чтении. Он называется "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он преследует те же цели, что и Таможенный кодекс союза, - это безусловное дальнейшее экономическое развитие государств союза, это дальнейшая интеграция других государств союза - и, конечно, вносит существенный вклад в достижение нашей национальной задачи, сформулированной президентом Путиным как вхождение Российской Федерации в число крупнейших экономик мира. Была проведена серьёзная работа, комитет подготовил законопроект к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые экспертизы. Комитет предлагает Государственной Думе поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 9-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 43 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 455221-7 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 19 июня 2018 года с наименованием "О таможенном регулировании").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сергей Викторович Чижов, пожалуйста. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, многоуважаемый Александр Дмитриевич! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Комитетом было проработано более 400 поправок, 314 поправок сегодня выносится на ваше рассмотрение. Хотелось бы отдельно остановиться на некоторых поправках, рекомендованных к принятию, потому что реализованные ключевые решения, которые вызвали наибольшую дискуссию среди экспертного сообщества, участников внешнеэкономической деятельности, также были отражены в заключениях комитетов-соисполнителей и в поправках депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Первое. Предусмотрено право на получение от Министерства финансов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о таможенном регулировании. В предложенной редакции закон будет гарантировать таможенным органам, декларантам и иным лицам таможенного дела получение своевременных разъяснений по наиболее сложным и комплексным вопросам, обеспечивая принцип единообразного понимания и применения таможенного законодательства на всей территории Российской Федерации. Второе. У таможенного представителя появится право уплачивать таможенные платежи в отношении товаров, ввозимых физическими лицами. Это в большей степени относится как к нашим гражданам, так и к гражданам иностранным, туристам, а также к иностранным специалистам, которые работают в интересах отечественной экономики. Третье. Поправками урегулирован вопрос, касающийся условий приостановки деятельности таможенного представителя. Минфину предоставляется право устанавливать упрощённый порядок, в кратчайший срок включать обратно в реестр таможенного представителя в случае, если им устранены нарушения. Четвёртое. Приведён в соответствие с Таможенным кодексом вопрос о ввозе многокомпонентных товаров в рамках одной внешнеэкономической сделки. Принятие предложенной поправки допустит возможность упрощения процедуры ввоза многокомпонентного оборудования российскими промышленными компаниями для особо важных отраслей экономики, в том числе оборудования, которое не производится в Российской Федерации. Пятое. Приведены в соответствие с Таможенным кодексом вопросы маркировки товаров, более детально прописаны полномочия таможенных органов по проверке маркировки ввозимых товаров. Проверка будет проводиться только в отношении акцизных марок, контрольных знаков и иных средств идентификации, в том числе в целях обнаружения признаков их подделки. В предлагаемой редакции закон позволит чётко определить предмет проверки и исключит правовую неопределённость в этом вопросе. Кроме того, представленными поправками смягчены нормы в отношении участников таможенных правоотношений. Например, в целях защиты права проверяемого лица на своевременное получение информации предлагается срок получения корреспонденции увеличить - предусмотреть шесть рабочих, а не календарных дней по аналогии с тем, как установлено в Налоговом кодексе. Ряд поправок направлен на приведение норм законопроекта в соответствие с нормами Федерального закона "О национальной платёжной системе". И в заключение отмечу, что общей тенденцией законопроекта, которая подкрепляет поправки ко второму чтению, является приоритет электронного документооборота над бумажным, что ускорит проведение таможенных операций. Уважаемые коллеги, предлагаю перейти непосредственно к рассмотрению поправок. Вашему вниманию предложено 314 поправок: 273 комитет предлагает принять, 41 отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Ветлужских Андрей Леонидович, пожалуйста. ВЕТЛУЖСКИХ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Викторович, в третьем пункте вы отразили, что предполагается упрощённый... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какую поправку вы предлагаете вынести на отдельное голосование? ВЕТЛУЖСКИХ А. Л. Нет, не на отдельное... Сейчас вопросы? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЕТЛУЖСКИХ А. Л. Тогда я снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 27 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 51 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ЧИЖОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Комитет предлагает рассмотреть данный законопроект в третьем чтении 26 июля. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 455221-7 "О таможенном регулировании".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О таможенном регулировании", первое чтение. Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию правительство предлагает проект нового федерального закона "О таможенном регулировании", который призван заменить действующий закон. Его разработка и внесение обусловлены принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который был подписан в Москве в 2017 году и введён в действие с 1 января 2018 года. Напомню, что Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает целый ряд нововведений: это базовые условия для упрощения таможенных процедур, это приоритет автоматизированных электронных технологий перед бумажным документооборотом, это стимулы для применения в таможенном администрировании механизмов единого окна, совершенствование института уполномоченного экономического оператора и так далее. При этом в Таможенном кодексе, а он уже функционирует, содержится ряд отсылочных норм со ссылками на национальные законодательства стран - участниц Евразийского экономического союза. Собственно, для реализации этих норм, а также в целях определения законодательных основ функционирования таможенных органов в новых условиях и был разработан рассматриваемый сегодня законопроект. Основными целями разработчиков, Правительства Российской Федерации, было упрощение таможенных процедур, снижение издержек при осуществлении трансграничной торговли и одновременное повышение эффективности функционирования таможенных органов. Исходя из этого в законопроекте отдан приоритет следующим положениям. Прежде всего, это оформление товаров: процессы таможенного оформления предполагается осуществлять в основном посредством электронных технологий и установить их приоритет перед оформлением в бумажном виде. Предлагается установить возможность отсрочки уплаты таможенных платежей всеми лицами на один месяц, то есть уплачивать таможенные платежи фактически можно будет уже после введения товаров в экономический оборот при импорте, естественно, при предоставлении необходимого обеспечения и уплаты процентов по этой рассрочке. Значительно расширяются возможности для применения автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. В законопроекте последовательно выдерживается заданный Таможенным кодексом ЕАЭС вектор на сокращение сроков совершения отдельных таможенных операций. Например, с 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений о классификации и о происхождении товаров. С десяти до одного дня сокращён срок проведения таможенного досмотра. Впервые по аналогии с налоговым законодательством установлены предельные сроки проведения таможенных экспертиз, это четыре месяца, и камеральных таможенных проверок - 90 дней, то есть три месяца, как и в Налоговом кодексе. Впервые в российской практике предлагается реализовать возможность принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости. Это положение международных конвенций, которое направлено на упрощение таможенных процедур, и мы предлагаем его реализовать в национальном законодательстве. Предлагается ввести норму, допускающую исполнение обязанностей по уплате таможенных платежей третьими лицами, что создаст возможности для применения ряда новых технологий уплаты таможенных платежей, например при трансграничном перемещении товаров, приобретённых физическими лицами для личного пользования. Разработка законопроекта осуществлялась в тесном взаимодействии не только с таможенными органами, но и с бизнес-объединениями, были проведены многочисленные дискуссии и обсуждения. Считаем, что в случае принятия федеральный закон не только позволит значительно упростить и повысить эффективность таможенного администрирования, но и послужит снижению издержек бизнеса и существенному улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Сергей Викторович Чижов. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О таможенном регулировании". Несколько слов о его сути. После того как был создан Евразийский экономический союз и Государственной Думой был ратифицирован Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, большинство полномочий по таможенному регулированию и таможенному контролю было передано союзу, а оперативное управление - Евразийской экономической комиссии, которая является постоянно действующим регулирующим органом. В соответствии с Таможенным кодексом союза ряд норм должны быть урегулированы на российском национальном уровне. Это касается уточнения полномочий Российской Федерации, актуализации терминологии, регулирования структуры таможенных органов, взаимодействия с иными государственными органами и многого другого, о чём сейчас рассказал докладчик Илья Вячеславович, официальный представитель правительства. В дополнение я, как содокладчик от профильного комитета, добавлю, что в соответствии с Регламентом Государственной Думы, а также со статьёй 53 действующего закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Комитетом по бюджету и налогам законопроект был рассмотрен при активном участии негосударственных общественных организаций, таких как Российский союз промышленников и предпринимателей, "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия" и Торгово-промышленная палата России, а также представителей научных организаций и экспертов от участников бизнеса, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Работа в таком составе на площадке комитета проходила в течение двух месяцев, поступило более 200 замечаний, и все они вошли в итоговое заключение комитета. Особенно остро обсуждались такие темы: решение о классификации товаров при ввозе компонентов комплектных объектов не в рамках одной сделки; возможность приостановления деятельности таможенных представителей взамен более категоричного варианта - исключения их из реестра, - если ими были допущены незначительные технические нарушения; право таможенных представителей уплачивать таможенные пошлины, налоги и сборы в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного использования; полномочия таможенных органов при проверке маркировки товаров в рамках таможенного контроля. Вот основные темы, которые вызвали наибольшую дискуссию. По предложению комитета и по решению Совета Думы были назначены комитеты-соисполнители по этому законопроекту. Четырнадцать комитетов представили свои заключения: семь комитетов внесли замечания и предложили принять законопроект в первом чтении с учётом этих замечаний, остальные комитеты замечания не внесли, но поддержали предложение принять законопроект. Получены замечания Банка России, они также включены в заключение. У Счётной палаты замечаний и предложений нет. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие рассматриваемого федерального закона не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О таможенном регулировании". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Илья Вячеславович, вне всякого сомнения, мы поддерживаем создание единого пространства, мы понимаем, что это даёт определённые экономические плюсы нашей стране, это свободное перемещение товаров. Вместе с тем есть целый ряд подакцизных товаров (алкоголь, табачная продукция), с которыми мы в последние годы не можем навести порядок, и это связано с тем, что не гармонизированы ставки акцизов в странах Таможенного союза, и, если этот аспект учитывать, конечно, российский бюджет терпит убытки из-за недопоступления доходов от реализации акцизных и подакцизных товаров. Скажите, в рамках этого законопроекта каким образом планируется всё-таки решать эту проблему: либо ставятся сроки гармонизации ставок акцизов, либо вводятся аналогичные объёмы для личного пользования, как и по другим территориям, чтобы не было злоупотреблений в этой сфере? ТРУНИН И. В. Спасибо, Сергей Михайлович, за вопрос. Вы мне его постоянно задаёте при обсуждении любого таможенного закона. К сожалению, этот законопроект не касается ставок акцизов, это не Налоговый кодекс, а ставки акцизов устанавливаются законодательством о налогах и сборах. Что касается гармонизации ставок акцизов в Евразийском экономическом союзе, это отдельный процесс, и, к сожалению, он пока затормозился: с некоторыми странами очень сложно прийти к договорённости о том, что они должны хотя бы в течение некоторого времени достаточно существенно поднять свои акцизные ставки. Поэтому мы идём по несколько другому пути: мы настраиваем своё внутреннее регулирование в Российской Федерации. Недавно мы ввели в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...", № 171-ФЗ, норму, которой запрещается любое перемещение по территории Российской Федерации алкоголя, не маркированного в соответствии с нашим законодательством (а это именно то, о чём вы говорите), обложенного акцизами по более низким ставкам, в объёме более 10 литров на одного человека. Считаем, что если мы возьмёмся за рынок табачных изделий (а это надо делать, потому что там сейчас ситуация не самая лучшая), то примерно такую же норму надо вводить и там. И я думаю, с учётом комплекса этих мер мы сможем как-то наладить ситуацию на этом рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Илья Вячеславович, вопрос касается ограничения солидарной обязанности таможенного представителя. Законопроектом устанавливается, что если при подаче декларации полученные от декларанта документы будут признаны поддельными или полученными незаконным путём, то таможенный представитель должен доказать, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через границу. По действующему административному кодексу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность - получается, в законопроекте изначально устанавливается презумпция виновности таможенного представителя. К тому же ему будет достаточно сложно доказать свою невиновность. Поясните, пожалуйста, позицию правительства по данному вопросу. ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Дело в том, что действующее законодательство вообще не содержит такой нормы. В принципе солидарная ответственность потому и называется солидарной, чтобы не надо было ничего доказывать, и та особенность, на которую вы указали (если таможенный представитель докажет, что он не знал и не должен был знать о том, что его клиентом нарушен закон, то солидарная ответственность не применяется), - это уже некоторого рода послабление. По-хорошему, поручительство, или солидарная ответственность одного лица вместе с другим, подразумевает, что не должно быть никаких условий, но, повторяю, этой нормы сейчас нет, мы рассматриваем её как улучшение для бизнеса, поскольку совершенно очевидно, что для участников внешнеэкономической деятельности и для таможенных представителей в такой ситуации совокупный размер обеспечения снизится. Поэтому посмотрим, как она будет работать, и если там будут злоупотребления и реализуются опасения, о которых вы говорили, то, наверное, можно будет это скорректировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо. У меня к уважаемому Илье Вячеславовичу вопрос. Коллега Чижов уже отметил, что физическим лицам таможенные представители будут продолжать... Хотя ко мне обратились представители общества с ограниченной ответственностью "Таможенный портал" и указали, что в части 5 статьи 346 проекта закона, который мы сегодня обсуждаем, содержится норма, запрещающая таможенным представителям производить оплату таможенных платежей в отношении товаров физических лиц. Они беспокоятся, из-за того что многие иностранцы, которые приезжают к нам в страну, не знают русского языка, соответственно, допускают много ошибок, из-за этого процесс затягивается. Как вы считаете, сможем ли мы восстановить действовавшую норму, в какой-то мере вернуть, чтобы решить вопрос в части обеспечения физических лиц возможностью получать помощь таможенных представителей? ТРУНИН И. В. Валентин Сергеевич, спасибо за вопрос. Мы эту тему детально обсуждали - Сергей Викторович может подтвердить - на заседаниях рабочей группы, которая готовила заключение комитета, и этот вопрос, если я не ошибаюсь, в заключении отражён. Мой ответ: да, его возможно решить; может быть, не в полном объёме, а в какой-то части, но его необходимо решить при подготовке законопроекта ко второму чтению, я думаю, правительство эту тему отразит в своих поправках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нам представлен достаточно большой документ, объёмом более тысячи страниц, из сопроводительных документов ясно, что порядка 190 нормативных правовых документов утратят силу, будут приняты и изменены в связи с принятием данного закона и на всё это даётся шесть месяцев. Скажите, при такой серьёзной перенастройке Федеральной таможенной службы не произойдёт ли каких-либо сбоев, если принять во внимание, что таможенная служба - один из основных администраторов доходов федерального бюджета. ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Я могу заверить, что сбоев не произойдёт. Что касается подготовки проектов нормативных правовых актов, из 400 порядка 300 уже готовы, по некоторым уже идёт процедура общественного обсуждения. В целом новый Таможенный кодекс, во исполнение которого подготовлен законопроект, отличается тем, что там очень много норм, большая их часть, прямого действия. Собственно, мы живём в условиях нового таможенного законодательства уже почти полгода, никаких сбоев не происходило. Есть норма, которую мы вместе с Государственной Думой сформулировали в конце прошлого года: если возникают экстренные случаи, то они разрешаются приказами Министерства финансов. До этого момента с начала года потребовалось всего два таких приказа, они сейчас действуют, зарегистрированы Минюстом и некоторые вопросы регулируют. Собственно говоря, все механизмы есть, поэтому никаких сбоев ни при подготовке нормативных правовых актов, ни в ходе функционирования таможенного администрирования, таможенных органов мы не предвидим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Викторович, присаживайтесь. Вопросы завершены. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 04 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.