Заседание № 246
О проекте федерального закона № 454878-4 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (принят в первом чтении 5 сентября 2007 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 2. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад Юрия Александровича Липатова. ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", который был единогласно поддержан депутатами в первом чтении 5 сентября. Кратко напомню, что предлагаемые изменения гарантированно обеспечивают достижение государством предусмотренной законодательством Российской Федерации доли участия в уставных капиталах "Федеральной сетевой компании...", "Системного оператора..." и "ГидроОГК". Законопроект не вызвал концептуальных разногласий, но при его обсуждении были высказаны замечания по юридико-техническому оформлению, которые были также изложены в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. С целью устранения этих недостатков внесены четыре поправки, все они носят технический характер, в частности по изменению наименования законопроекта. Поправки сведены в таблицу 1 поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи к принятию. Других поправок к законопроекту не поступало. Прошу поддержать решение комитета и проголосовать за таблицу 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть таблица 1, которая состоит из четырёх поправок. Есть ли по ней вопросы? Кто за то, чтобы принять данную таблицу, согласившись с комитетом? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 17 мин. 51 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2% Результат: принято Принято. Прошу проголосовать за принятие данного законопроекта во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 22 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 52 чел.11,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Юрий Александрович. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы - замечаний нет. Все необходимые заключения имеются. Прошу рассмотреть законопроект в третьем чтении с новым наименованием - "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы у представителей депутатских объединений? Жириновский Владимир Вольфович, по мотивам? Хорошо, по мотивам тогда. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы принимаем данный закон в третьем чтении, но мы должны чётко осознать, что данным законом мы разрешили администрации на местах превышать те пределы тарифов на электроэнергию, которые устанавливает Правительство России. Это в первый раз мы такое делаем. Никогда ни один орган местной власти не имел права обходить решение правительства. И если мы с вами приедем в регионы и нам скажут, что там выросли тарифы на электроэнергию, мы им скажем, что до принятия закона чиновникам такого права не давали, но с сегодняшнего дня мы с вами дали это право на местах некоторым ретивым чиновникам резко поднять тарифы на электроэнергию. Конечно, можно поднять, но при этом пускай одновременно на этот же процент поднимут доходы граждан. Мы понимаем законы экономики. Электроэнергия должна стоить столько, сколько требует мировая экономика, чтобы нас нормально воспринимали, но параллельно и, может быть, даже с опережением должно идти повышение доходов граждан, именно на этот же самый процент. Ведь энергетики заработают на повышении тарифов, а тем более при экспорте электроэнергии за рубеж. Так давайте повысим экспортные цены, когда мы продаём Китаю, Турции, Грузии, и за счёт дополнительных прибылей от экспорта немедленно компенсируем нашим гражданам повышение тарифов в определённых регионах страны. Это нужно сделать. Никто не возражает против того, чтобы было правильное экономическое регулирование ценообразования в стране - с учётом и себестоимости продукции, и производительности труда и так далее, но мы каждый раз забываем, что это отражается на наших гражданах. И доходы есть, чтобы компенсировать эти потери. Раз повысят тарифы на электроэнергию, естественно, у них появятся дополнительные доходы. Так пустите эти доходы и доходы за счёт экспорта в том числе на компенсацию. Я понимаю, что РАО "ЕЭС..." нужны деньги для строительства новых станций, модернизации действующих. Тогда возьмите деньги с зарубежных потребителей нашей энергии, с зарубежных! Они обязаны нам платить больше. Мы продаём в пять - десять раз дешевле наши энергоносители всем нашим зарубежным друзьям, особенно Грузии, Прибалтике, Украине, Белоруссии. Почему немцы нам платят больше, а наши соседи меньше? С какой стати?! Экономика должна быть отдельно. Мы можем им помочь в чём-то, но товар должен идти по мировым ценам, чтобы нас никто не мог обвинять. Поэтому мы должны иметь в виду, принимая данный закон, что это будет наша вина, если цены поползут вверх, поскольку мы этим законом позволяем перекрывать установленный предел повышения цен. Если раньше не имели права превышать предельные тарифы, то сегодня, если проголосуем за него, - я лично не голосовал, и большинство... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Александрович, у нас не предусмотрены ответы на вопросы. Вы хотите прокомментировать? Это же не вопрос, это выступление по мотивам голосования. Включите на одну минуту микрофон. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый Владимир Вольфович, я должен сказать, что ваш комментарий к этому закону никакого отношения не имеет. То, за что мы будем голосовать сейчас, - мы даём право менеджменту РАО "ЕЭС России" 26 октября этого года во время проведения годового собрания акционеров привести в государственное русло "Федеральную сетевую компанию...", "Системного оператора..." и "ГидроОГК", выполняя закон "Об электроэнергетике", который мы приняли в 2003 году. Тот законопроект, о котором вы сейчас говорили, мы будем рассматривать где-то через полтора месяца, сейчас идут поправки. Поэтому тема для разговора есть. 8 октября будут парламентские слушания на эту тему, мы вас приглашаем, мы обсудим этот вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих высказаться нет. Представители правительства и президента не желают. Я объявляю "час голосования". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в третьем чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 47 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 454878-4 "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Липатова Юрия Александровича. Пожалуйста, Юрий Александрович. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". По поручению авторов хочу довести до вас те соображения, на основании которых мы посчитали необходимым срочно внести данный законопроект. Реформа электроэнергетики, для законодательного обеспечения которой Государственной Думой в мае 2003 года был принят целый пакет законов, вступила в завершающую стадию. Структурная реформа практически завершена. В соответствии с законом созданы и работают акционерные общества "ФСК ЕЭС", "Системный оператор - ЦДУ ЕЭС", "ГидроОГК" - компании, которые с момента ликвидации РАО "ЕЭС России" будут обеспечивать развитие и функционирование единой энергетической системы страны. Депутаты Государственной Думы третьего созыва, понимая исключительную важность данных структур для обеспечения безопасности и надёжности электроэнергетической отрасли, настояли на том, чтобы государственная доля участия в уставных капиталах акционерных обществ "ФСК ЕЭС" и "Системного оператора..." составляла не менее 75 процентов, а в компании, объединяющей все гидроэлектростанции страны, - 50 процентов плюс одна голосующая акция. Наступило время привести эту компанию в лоно государства. Для окончательного юридического оформления необходимо провести ряд корпоративных процедур. 26 октября этого года состоится собрание акционеров РАО "ЕЭС России", на котором и предполагается принять решение об их проведении. И нас, как законодателей, прежде всего интересует вопрос соблюдения принятого нами решения в 2003 году об обеспечении доли участия государства в этих компаниях в соответствии с действующим законодательством. К сожалению, эта задача не может быть решена без внесения изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...". Действующая редакция закона не позволяет воспользоваться решением общего собрания основной массе пассивных миноритарных акционеров, которые, как правило, не принимают участия в годовых собраниях акционерного общества, но в целом доверяют менеджменту компании. В этой связи авторы законопроекта предлагают внести изменения в статью 4 указанного федерального закона, конкретизировав порядок принятия решений о реорганизации РАО "ЕЭС России". В частности, предлагается предусмотреть, что акционерам Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", не принимавшим участие в голосовании по вопросам его реорганизации, акции создаваемых при реорганизации акционерных обществ распределяются в том же порядке, что и акционерам, голосовавшим за решение о реорганизации, и уточняется порядок принятия решений по вопросам реорганизации компании на общем собрании акционеров. Предлагаемые изменения гарантированно обеспечивают достижение государством предусмотренных законодательством Российской Федерации долей участия в уставных капиталах "ФСК ЕЭС", "Системного оператора..." и "ГидроОГК". Для того чтобы эти нормы закона получили юридическую силу до 26 октября, так как дата собрания акционеров уже объявлена, вносится предложение о том, чтобы настоящий федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Кроме того, что немаловажно, изменения позволяют обеспечить на завершающем этапе структурных преобразований в электроэнергетике Российской Федерации соблюдение прав всех акционеров РАО "ЕЭС России" при принятии решений о его реорганизации. Необходимо, чтобы 26 октября решение принималось не простым, а квалифицированным большинством голосов. Мне поручено также довести до вас и позицию Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи по данному вопросу: комитет пришёл к заключению о необходимости внесения предлагаемых изменений в действующий закон и поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. На закон имеется официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором отмечается, что предлагаемые изменения позволяют решить стоящие задачи реформирования электроэнергетической отрасли. Правительство поддерживает принятие представленного законопроекта. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержится ряд юридико-технических замечаний по оформлению законопроекта, которые могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу и вас поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть два желающих задать вопросы. Первый, пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Юрий Александрович, вы доложили законопроект, я вижу, что там все такие, я бы сказал, организационные моменты, связанные с тем, чтобы всё-таки государство в большей степени контролировало РАО "ЕЭС...". А вот вы не рассматривали проблемы, связанные с тарифной политикой РАО "ЕЭС...", исходя из того, что мы принимали? Потому что есть вот такой перегиб или парадокс, я не знаю: в Хабаровске предприятия промышленности получают электроэнергию по 2 рубля 19 копеек, в Биробиджане - по 2 рубля 30 копеек, Центральная Россия - значительно дешевле. Больше того, сейчас готовится соглашение с Китаем о продаже с Бурейской ГЭС электроэнергии по цене от 2 до 4 центов, то есть 50 копеек - рубль. Когда же мы сделаем-то в единой системе энергоснабжения страны так, чтобы тарифная политика была в интересах наших предприятий, в том числе и на Дальнем Востоке? ЛИПАТОВ Ю. А. Я не буду сейчас отвечать на этот вопрос, потому что он никакого отношения к данному законопроекту не имеет. Единственное, ещё раз хотел бы акцентировать внимание на том, что "Системный оператор - центральное диспетчерское управление..." и "Федеральная сетевая компания..." - это основные компоненты, с помощью которых в целом проходит работа мощнейшей отрасли - электроэнергетики. Да, мы действительно принимали решение о том, что эти структуры должны быть в руках государства. Я даже больше скажу: послезавтра, когда мы будем докладывать о большом законопроекте о реформировании электроэнергетики, мы будем настаивать на том, что "Системный оператор...", как мозг такого действующего большого технического механизма, должен быть на сто процентов в руках государства и этот вопрос должен быть решён до окончания реформирования электроэнергетики. Вопрос серьёзнейший. Прошу поддержать те предложения, о которых я высказался в докладе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И депутат Чаплинский, пожалуйста, ваш вопрос. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Юрий Александрович, в пояснительной записке есть ссылка на некие особенности электрореформирования. Поясните всё-таки, правильно ли я понимаю, что речь идёт об акциях, которые принадлежат зарубежным физическим и юридическим лицам, они не принимают участия при проведении собраний акционеров и так далее, и именно этот вопрос и регулирует данная поправка в законодательство. ЛИПАТОВ Ю. А. Нет. Первое. Я должен доложить депутатам как человек, который курирует эту отрасль и был на всех годовых собраниях РАО "ЕЭС России". На самих собраниях присутствует не очень большое количество физических и юридических лиц, которые в целом представлены в уставном капитале. Для того чтобы понять в принципе, о чём идёт речь, я могу вам привести структуру на сегодняшний день уставного капитала РАО "ЕЭС России": Российская Федерация - 52,68 процента, "Газпрому" принадлежит 10,49 процента, "Норильскому никелю" - 3,52 процента, "Сибирской угольной энергетической компании" - 0,97 процента, далее (вот здесь будьте очень внимательны), шестьсот шестьдесят три юридических миноритарных лица владеют 29,93 процента и в руках физических лиц, трёхсот восемнадцати тысяч девятисот девяноста девяти человек, находится 2,41 процента акций. Дело в том, что согласно существующему законодательству если акционеры голосуют против, то акции распределяются пропорционально их доле во все реорганизуемые структуры, а их на сегодняшний день создано двадцать девять. И если мы представим себе такую ситуацию, которая в принципе может быть, что часть акционеров проголосовала против, а основная масса, о которых я говорил, на собрание не пришла, то на основании ныне действующего закона мы не можем обеспечить в "Федеральной сетевой компании..." 75 процентов, в том числе и в компании "Системный оператор...". Но закон мы обязаны выполнять, и тогда мы встанем перед фактом, что мы должны будем выкупать эти акции уже у тех акционеров, которые в избыточном плане стали акционерами "Федеральной сетевой компании...", из бюджета. А когда акционер понимает, что государство обязано выкупить те акции, которые у него есть, поверьте, миноритарные акционеры взвинтят так цены на акции, что они будут абсолютно непредсказуемыми. Вот, собственно, в чём основной вопрос. И учитывая, что собрание будет 26-го числа, мы в руки менеджмента РАО "ЕЭС России" должны дать вот эти новые изменения, чтобы закрыть эту тему и привести эти структуры в лоно государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть. Овсянников Владимир Анатольевич. С места. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Любовь Константиновна. Действительно, важнейшая сфера - это электроэнергетика. И сегодня действительно констатируем факт, что она отстаёт от мощностей строительства, от развивающихся отраслей, от других отраслей экономики, и это печально. Более того, печально, что мы не можем насытить свою собственную страну с помощью тех мощностей, которые уже существуют, продолжаем гнать по линиям электропередач за границу, в то время как соседние регионы не получают достаточного количества электроэнергии: оказывается, нет просто элементарно ЛЭП. Значит, за границу есть ЛЭП, а в своей стране ЛЭП нет. Ну, бог с ним. В самом законопроекте не говорится о том, что у нас будет хорошо, а что будет плохо, а говорится о порядке реформирования в переходный период, то есть о том, как выжить в переходный период. Хотелось бы просто отметить, что мы поддержим, я думаю, мы поддержим фракцией этот законопроект, но констатирую, что он подготовлен всё-таки с некоторыми нарушениями юридико-технического характера. И не определено - наверное, это существенно, - при каких условиях эта норма будет действовать, в том числе при принятии решений квалифицированным большинством голосов. Хотелось бы, чтобы это было во втором чтении более прозрачно, более понятно, чтобы была понятна, вообще, сама стратегия, то, куда же будет двигаться государство в развитии электроэнергетики. Я помню, как Борис Вячеславович Грызлов на открытии "Арены-Омск" заявлял, что страна скоро чуть ли не столкнётся с планом ГОЭЛРО, путинским планом ГОЭЛРО, так сказать, каким-то историческим таким планом. Поэтому хотелось бы, чтобы этот кирпичик лёг в основу этого плана ГОЭЛРО. И всё-таки имеется желание дикое насытить свою страну собственной дешёвой электроэнергией, а не уподобляться тому, что продаём по дешёвке, а потом у них же покупаем нашу же электроэнергию втридорога. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Требуется ли заключительное слово, Юрий Александрович? Не требуется. Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 47 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2% Результат: принято Принято.