Заседание № 74

18.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 453987-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нецелевое использование вступительных и иных взносов членов товариществ собственников жилья, а также за нарушение срока передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4905 по 5184 из 6527
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях". Госсовет             
Республики Татарстан просит рассмотреть данный законопроект без участия         
своего представителя, поэтому доклад сделает Александр Петрович Москалец.       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый   
законопроект предусматривает установление административной ответственности      
должностных лиц товариществ собственников жилья за нецелевое использование      
обязательных платежей, вступительных и иных взносов, а также должностных лиц    
управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищных и иных          
специализированных кооперативов, уполномоченных представителей собственников    
за нарушение срока передачи технической документации и иных документов на       
многоквартирный дом.                                                            
                                                                                
Как указано в пояснительной записке, внесение законопроекта обусловлено         
правовой незащищённостью собственников жилых помещений от недобросовестных      
действий должностных лиц, являющихся распорядителями финансов в товариществе    
собственников жилья. Однако, по мнению комитета, предлагаемый законопроект не   
способствует решению поставленных авторами задач и подлежит отклонению по       
следующим основаниям.                                                           
                                                                                
Первое. Вызывает возражение предлагаемая редакция статьи 7.34 кодекса, так      
как отношения между должностными лицами товарищества собственников жилья и      
его членами относятся преимущественно к области регулирования гражданского      
законодательства, а правовой механизм осуществления контроля за целевым         
использованием средств товариществ предусмотрен статьёй 150 Жилищного кодекса   
Российской Федерации. В рамках указанного механизма общее собрание имеет        
возможность принять решение о прекращении полномочий органов и лиц,             
допустивших нецелевое использование средств. Имеется также и возможность        
возмещения в судебном порядке вреда, причинённого нецелевым использованием. А   
если уж нецелевое использование носит характер хищения, то ответственность      
должна наступать по соответствующим статьям или Уголовного кодекса, или         
Кодекса об административных правонарушениях. Если мы согласимся с таким         
предложением Госсовета Татарстана, то дополнение кодекса предлагаемой нормой    
может только породить конкуренцию с указанными правовыми нормами и затруднить   
их применение на практике.                                                      
                                                                                
Теперь далее. Предлагаемая редакция статьи 7.35 кодекса не соответствует        
статье 162 Жилищного кодекса, в соответствии с которой обязанность передать     
техническую документацию лежит только на управляющей организации, с которой     
договор управления многоквартирным домом прекращён. Предложение авторов         
законопроекта о возложении ответственности за невыполнение указанной            
обязанности на должностных лиц товарищества собственников жилья, жилищных или   
иных специализированных кооперативов, а также уполномоченных представителей     
собственников, вообще-то, лишено достаточных правовых оснований.                
                                                                                
И третье. Предлагаемые авторами законопроекта нормы, устанавливающие            
подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных     
предлагаемой статьёй, существенно затрудняют применение указанной статьи на     
практике. Рассмотрение дел об административных правонарушениях,                 
предусмотренных указанной статьёй, предлагается отнести к исключительной        
подведомственности судей, однако при этом не определено, какие же органы и      
должностные лица предлагается наделить правом составлять протоколы о таких      
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
И в заключение информирую, что Комитет по гражданскому, уголовному и            
процессуальному законодательству, являющийся соисполнителем, также рассмотрел   
законопроект и не поддерживает его, а Правовое управление Аппарата              
Государственной Думы представило столь объёмное и обстоятельное заключение со   
своими замечаниями, что в сочетании с отзывом правительства, изложенным на      
четырёх листах, не даёт нам возможности представить на ваше рассмотрение        
никакого другого предложения, кроме одного: рассматриваемый законопроект        
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Депутат        
Федоткин, депутат Лебедев.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Александр Петрович, о том, что создание ТСЖ породит массу        
острейших проблем, порой неразрешимых, мы, коммунисты, говорили много раз.      
Сегодня мы, к сожалению, уже констатируем это на практике. И вот данный         
законопроект, я думаю, авторы уже вынуждены были сюда внести.                   
                                                                                
Вы говорите, что в случае нарушения целевого использования средств, - а это     
могут быть взятки, например, чтобы кому-то быстрее крышу отремонтировали, -     
пусть разбираются сами жильцы. Но вы знаете, что многие ТСЖ созданы по          
подписке, там не соберёшь жильцов. То есть проблема останется, а решать её      
будет некому, и она разрастётся до того, что уже придётся заводить уголовные    
дела. Так, может, всё-таки депутаты из Татарстана правы, что эту проблему       
надо упреждать, решать на начальной стадии, а не когда гром грянет? Я думаю,    
что они правильно поставили эту проблему и надо поддержать, а не отвергать      
инициативу. Будем отвергать - проблема вырастет.                                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Владимир Николаевич, я вынужден только высказать       
своё сожаление, что коммунисты остаются опять-таки на своей позиции.            
                                                                                
Но если говорить о взятках, то нет проблем: и за взятку-подкуп, и за            
взятку-вознаграждение, и за подстрекательство к взятке, и за дачу взятки, и     
за получение взятки - за всё это предусмотрена уголовная ответственность. И     
ничего тут нового нет, ответственность была в Советском Союзе и сохраняется     
сейчас. То, что вы предлагаете сформировать и для этой ситуации                 
административную дубину, - тут я вас вообще перестаю понимать. Давайте          
всё-таки, уважаемые товарищи, будем идти в направлении правового государства,   
в направлении формирования гражданского общества. А вы, напрочь отрицая         
гражданское общество, говорите: нет, только административный ресурс, только     
рычаги влияния! Это какая-то зубодробилка, и ничего другого! Совершенно         
неправильный подход, тут я с вами вынужден не согласиться.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось...               
                                                                                
А, Лебедев ещё, прошу прощения. Извините, ради бога. Пожалуйста.                
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, вот ситуация: собственники жилья объединились,    
образовали так называемое ТСЖ, внесли вступительный взнос, ещё какие-то         
взносы вносят в течение существования этого ТСЖ и своего проживания в нём, но   
должностные лица, ответственные за трату этих средств, используют их не по      
назначению. Присвоением или растратой это считать нельзя, мелким хищением или   
мошенничеством - тоже. По какой статье и какого кодекса вы тогда предлагаете    
квалифицировать данные деяния, если мы отказываем в рассмотрении этого          
вопроса в Кодексе об административных правонарушениях?                          
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Понимаете,      
вот мы постоянно и не только по этому законопроекту, а и по другим допускаем    
одну и ту же ошибку: мы полагаем, что должны таким вот фронтом развернуться     
на 180 градусов, обеспечить жёсткое реагирование на всё то, что кому-то         
где-то не нравится, на какие-то отклонения в нашей общественной, социальной,    
да и государственной жизни. Вы знаете, вообще, человек живёт так, как живёт,    
и если постоянно говорить: влево нельзя, вправо нельзя, здесь стой, туда иди!   
- ну, прекратить жизнь нужно тогда.                                             
                                                                                
А как действовать в этом случае, я же уже говорил: это преимущественно          
гражданско-правовые отношения, и нужно использовать Гражданский                 
процессуальный кодекс, нужно использовать гражданское законодательство. Ведь    
административное законодательство и рядом не стояло, когда формировалось это    
общество, товарищество. Как они строят свои отношения? Да это, по сути дела,    
вот та самая махалля, если кто помнит её по Средней Азии, которая решала все    
вопросы в том или ином жилом квартале, жилом доме и так далее.                  
                                                                                
Ещё раз, уважаемые коллеги, призываю вас всё-таки изменить свой ментальный      
подход и вообще отношение к тому, каким должно быть административное            
законодательство и какие вопросы оно должно решать в нашей стране.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть желающие выступить, я знаю. Депутат Федоткин и         
депутат Шеин.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин, ваше выступление.                                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я задал один вопрос, но, к сожалению, ответ   
услышал совершенно другой - не по существу, а типа нравоучения, с               
приписыванием того, что я и не говорил.                                         
                                                                                
Вы вспомните, когда мы принимали закон "О Фонде содействия реформированию       
жилищно-коммунального хозяйства", там уже был целый ряд оговорок: чтобы         
получить деньги, надо, чтобы в этих домах обязательно было создано ТСЖ. Вот     
вам уже, уважаемый Александр Петрович, администрирование: нет ТСЖ - не          
получишь деньги.                                                                
                                                                                
Второе. Мы оговаривали, что эти дома должны обслуживать коммерческие            
структуры, а не муниципальные. Вот вам вторая дубина, о которой вы говорили,    
и это так тщательно вы хотели обойти. Нет ТСЖ, нет коммерческой структуры -     
нет тебе денег из Фонда содействия реформированию ЖКХ, хоть трижды крыши        
текут, хоть три года нет тепла, хоть три года нет воды, ни копейки не           
получишь. Где же тогда та демократия, о которой вы с этой трибуны так громко    
говорили? Вы же сами голосовали за этот фонд, не мы, а вы голосовали. А         
теперь вы, загнав в угол, говорите: давай-ка, дорогой мой, не перекладывай на   
нас свои внутренние проблемы. Но ведь мы же им создали эти проблемы! У нас      
через коленку сейчас ломают жильцов, чтобы создали ТСЖ, и тогда им обещают      
хоть какую-то копейку дать, не добровольно, а через коленку благодаря вашему    
же голосованию.                                                                 
                                                                                
Я подчёркиваю, само по себе ТСЖ - это удавка для большинства россиян, потому    
что дома, как правило, старые, не ремонтировались, живут в этих старых домах,   
как правило, малоимущие люди, и мы им ещё говорим: ты отдай свой последний      
рубль на ремонт. Да ещё в той ситуации криминальной, которая сложилась в        
стране, рубль уйдёт не туда, три года будут ждать ремонта водопровода или       
канализации, и будем ещё деньги собирать. У нас огромный поток жалоб будет,     
потому что ещё хуже станет: и деньги уйдут, и ремонта не будет, и виновных не   
найдём. Тогда, наверное, никто из нас и в регион не поедет, потому что стыдно   
будет показаться любому этому жильцу на глаза, а виновны будем мы, не закон,    
а мы - те, кто голосовал.                                                       
                                                                                
Я просто прошу ещё раз: когда уж вопросы задаются коротко, наверное, отвечать   
надо по существу. Плохо или хорошо - это другой ответ, положительно,            
отрицательно - это другая сторона, но отвечать-то надо честно, по существу.     
Но я считаю, что данным законом мы породим такой вал проблем, который, не дай   
нам бог, потом кому-то из нас разбирать, а разбирать кому-то придётся.          
                                                                                
И я думаю, что в Татарстане, тут правильно говорили, те же ваши единороссы      
сидят, и они, наверное, вынуждены были этот закон поднять, а вы отрицаете.      
Так вы хоть у себя-то разберитесь, в какую сторону вы идёте-то, а потом уже     
призывайте нас голосовать.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин.                                         
                                                                                
ШЕИН О. В. Я имею честь быть председателем, сопредседателем, вернее,            
ассоциации "Союз жителей", которая как раз объединяет в себе и ТСЖ, и дома с    
непосредственным управлением, и активистов жилищного движения. Вот этот         
законопроект, который предложили, - вредный. И комитет Москальца абсолютно      
правильно предлагает данный законопроект отклонить, и вот почему.               
                                                                                
Люди берут на себя ответственность за свой дом. Это означает, в частности,      
что они перестают кормить управляющие компании, которые ежегодно с              
девятиэтажки собирают по 800-900 тысяч рублей, а то и по миллиону, и пытаются   
этими деньгами распоряжаться самостоятельно. И если они заключают договора не   
с теми, с кем нравится местной власти, в данном случае татарстанской, в         
отношении этих людей предпринимается попытка возбуждения разного рода дел,      
административных и уголовных. И последнее, самое плохое, что можно              
поддерживать, так это как раз удар по тем активистам жилищного движения,        
которые пытаются хоть как-то свои дома приводить в порядок.                     
                                                                                
Почему может быть нецелевое расходование денег? По одной-единственной           
причине. Нецелевое расходование (вот коллега Лебедев вопрос правильный          
затронул, но я просто хочу здесь немножко ситуацию разъяснить) - это не         
хищение. Почему может быть нецелевым расходование денег ТСЖ? Потому что по      
нашему законодательству - и его надо на самом деле менять, оно не меняется      
уже три года подряд, спасибо Крашенинникову, - в ТСЖ введена коллективная       
ответственность по коммунальным услугам. То есть если кто-то в доме, в          
квартире не заплатил деньги за электроэнергию, то это долг не квартиры, а       
долг дома, и за это дом может быть отключён энергоснабжающей организацией от    
подачи энергоресурсов. И соответственно, председатель ТСЖ в этих условиях,      
хочет он того или нет, будет вынужден забрать деньги, которые люди собирали     
на ремонт подъездов или на замену стояков, и перенаправить эти деньги на        
погашение долгов перед энергетиками. Это целевое расходование денег? Нет, не    
целевое. Оно необходимо? Необходимо. Нужно за это преследовать председателя     
ТСЖ? Наверное, нужно местной власти, но только в том случае, если               
председатель делает не то, что она хочет, и не с теми фирмами, которые этой     
власти нужны, заключает договора на ремонтные работы. Поэтому такой закон,      
конечно, принимать нельзя.                                                      
                                                                                
Нужно - о чём мы много говорим в этом зале и что не делается - освободить       
товарищества собственников жилья от коллективной ответственности по             
коммунальным услугам, чтобы граждане напрямую платили за воду, за отопление,    
за энергоснабжение, а применительно к дому собирали деньги и тратили их         
только на ремонтные работы - крыши, стояки, подвал, нижняя разводка и так       
далее.                                                                          
                                                                                
Нужно отменять налоги, которые государство умудрилось ввести в отношении        
товариществ собственников жилья. Народ собрал деньги на ремонт собственного     
дома, а 6 процентов по упрощёнке необходимо отдать государству. Вот у нас,      
оказывается, главный налоговый контрагент какой! То есть мы освобождаем от      
налогов крупные корпорации, крупные компании, а люди, последние копейки         
собравшие, чтобы дом привести в порядок, как когда-то десятину, а теперь чуть   
поменьше - 6 процентов обязаны отдать в государственные налоговые службы. Это   
неправильно. И нужно менять правила, предусмотренные 307-м постановлением, в    
частности отношения между товариществами собственников жилья и ресурсно         
снабжающими организациями. По всей стране ТСЖ находятся под постоянным          
давлением со стороны ресурсно снабжающих организаций, в первую очередь          
энергосбытовых компаний, когда ТСЖ насильственно пытаются навесить внешние      
сети, наружные сети протяжённостью по 50, по 100 метров и предлагают людям      
платить за ремонт не только их собственного дома, но и того, что находится за   
порогом их здания. И вот эти законы, меняющие сегодняшние дурные правила,       
требуется принимать, и в сжатые сроки. А вот эту вредную вещь, которую          
предложили коллеги из Татарстана и которая является, естественно, удавкой на    
шее активистов жилищного движения, пытающихся приводить в порядок собственные   
дома, принимать не надо.                                                        
                                                                                
Я хотел бы поблагодарить комитет за абсолютно правильное решение.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, настаиваете на заключительном         
слове? Нет. Представители президента и правительства? Не настаивают на          
участии в обсуждении.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.