Заседание № 209
06.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 453077-8 "О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3410 по 3804 из 4967
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности". Доклад Михаила Геннадьевича Делягина. Пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Настоящий законопроект всего лишь обобщает опыт почти трети российских регионов, главы которых (кстати говоря, в отличие от нас) принимают меры по защите населения своих регионов от потока ничем и никем не контролируемой, но очень эффективно направляемой миграции, которая прямо сейчас стирает нашу страну и нас с вами с лица земли в прямом смысле этого слова. Даже по официальной статистике, а она запаздывает, в 2021 году только с целью работы - без воссоединения семей, без так называемого туризма, без переезда - к нам въехало 2,6 миллиона иностранцев только легальных, в 2022-м их было уже 3,5 миллиона - рост более чем на треть. Если брать тех иностранцев, кто встал на учёт в России, в 2022 году их было 13,4 миллиона, в прошлом году их было уже 16,9 миллиона - рост более чем на четверть. Повторю, это без нелегальной миграции, это без нелегального пребывания. Их уже почти 15 процентов населения, даже по официальным данным, так что нас стирают с лица земли в прямом смысле этого слова при нашем с вами попустительстве. Учитывая имеющийся позитивный опыт - ни в одном регионе, который ввёл ограничения на труд так называемых трудолюбивых соотечественников, никаких реальных проблем не наблюдалось, только улучшались условия жизни местного населения, - в законопроекте предлагается запретить использование труда иностранных граждан, во-первых, в розничной торговле, кроме магазинов, во-вторых, на сухопутном пассажирском транспорте, при перевозках легковым такси и арендованными легковыми автомобилями, на автомобильном грузовом транспорте, в строительстве, в государственном здравоохранении и государственных социальных услугах, подчёркиваю, только государственных, в начальном и среднем образовании. Это не так много. В отношении остальных видов деятельности по ОКВЭД предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать квоты для иностранных граждан, но не более 5 процентов занятых в каждой сфере услуг. Дорогие коллеги, мы сейчас присутствуем при чудовищном провале нашей миграционной политики и чудовищной катастрофе нашей политики национальной. Мы видим массовую этническую преступность, в том числе носящую характер абсолютно национальный, националистический. Мы носители русской культуры, которая интернациональна по своей природе, но к нам применяют абсолютно этнические представления. Уже задерживаются банды "трудолюбивых соотечественников", которые избивают и глумятся над гражданами России по национальному признаку, то есть просто за то, что они русские, в том числе в городе Санкт-Петербурге. Мы видим террор против себя, который носит этнический характер: не потому, что кому-то человек не понравился, а потому, что он в России неправильной, русской национальности. Мне офицеры ФСБ говорят, что они понимают, что они абсолютно бесправны и беззащитны перед той или иной этнической группировкой. Если на улице офицер ФСБ случайно поссорится с выходцами из соответствующих государств, то шансы на правовую защиту у него практически нулевые. Это их мнение, они с этим сталкиваются достаточно давно, и мы с вами с этим сталкиваемся достаточно давно. Если кто-нибудь из нас на улице опять-таки зацепится с бандой, или стаей, соответствующего происхождения, шансов на правосудие у нас с вами практически нет, насколько я могу судить. Мы видим смену этнокультурного баланса. Мы видим миллионы тех, кто не просто не хочет, а, даже если захочет, не может интегрироваться в наших школах. В наших школах ад, причём далеко не только в мигрантских гетто, в которые превратились не только Котельники, не только Бирюлёво в Москваба... в Москве, извините, просто Москву очень часто называют уже другим словом, более, так сказать, аульным. Раздача паспортов, раздача гражданств вертолётным способом - скажем так, чтобы не сказать самосвалами, - привела к тому, что у нас уже прямо сейчас... Вот мои знакомые, которые в начале 90-х приехали сюда из одной из республик Северного Кавказа, родили здесь детей, нормально живут, нормально интегрированы, вынуждены возвращаться обратно, потому что у их детей в московской школе, в обычной московской школе, которая на хорошем счету, в классе такое количество детей - выходцев из Средней Азии, что в классе просто не понимают по-русски и не хотят понимать по-русски, не хотят слушать учительницу, потому что она женщина, а как можно подчиняться женщине и вообще обращать на неё внимание? Мои знакомые вынуждены забирать детей обратно на Северный Кавказ, потому что там они могут их хоть чему-то научить, а в Москве в некоторых местах это уже физически невозможно. И это сделали мы, потому что мы отказываемся от гарантий прожиточного минимума, получаем ценовую конкуренцию, получаем отсутствие возможностей работать у тех, кто должен платить ЖКХ и кредиты, получаем наплыв когда-то дешёвой рабочей силы, а сейчас уже в силу власти этнических группировок дорогой, мы получаем ликвидацию технологического прогресса. Мы сами видели, я думаю, все видели в роликах людей, которые за обещание не таких уж и больших денег готовы убивать нас с воплем восторга, и все, кто хотел, этот вопль слышал своими ушами. Мы видим людей, которые не понимают никакого другого языка, кроме отрезания ушей в прямом эфире, потому что они просто не воспринимают язык, который им непонятен, русскую речь. Они здесь, они среди нас, они, так сказать, здесь прекрасно себя чувствуют, и они считают, что это их земля, задача некоторых из них - вытеснить нас отсюда. Большинство из них хорошие люди, большинство из них прекрасные люди, действительно трудолюбивые и добросовестные, но это мы своей неосмысленной политикой, точнее, отсутствием политики превратили их в реальную угрозу для России. И время терапевтических мер кончилось, поздно пить "Боржоми", дорогие друзья! Нужно применять во всей России те меры, которые в своих регионах уже применяют наиболее ответственные руководители. А если кому-то не хватает рабочей силы... Простите, гражданства столько раздали, что рабочей силы хватит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Данный законопроект предполагает внесение изменения в статью 18-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности. Комитеты Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по экономической политике, по социальной политике, по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживают законопроект, 38 законодательных органов, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законопроект также не поддержали. Законопроект дублирует существующий более глубокий механизм установления Правительством Российской Федерации предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, который позволяет оперативно реагировать на возникшую потребность в трудовых ресурсах с учётом обеспечения приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также не поддерживает данный законопроект. Комитет по делам СНГ предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Михаил Геннадьевич, идейное решение, которое вами закладывается в законодательную инициативу, понятно, а скажите, пожалуйста, как вы видите механизм реализации проектируемых новелл с точки зрения контроля и надзора в том числе? ДЕЛЯГИН М. Г. Вы знаете, мы с вами здесь заслушивали министра внутренних дел, который весьма убедительно, успешно говорил о том, что миграционная служба работает. И действительно, уровень легализации растёт, хотя можно обсуждать конкретный уровень этой легализации, но доля легализации увеличивается. И говорить, что мы не видим ничего... нет, мы довольно много видим. Да, у нас драматически расходятся данные Следственного комитета и МВД, насколько можно судить по масштабам мигрантской преступности. Но тем не менее, так сказать, силовые, административные возможности у нас есть, тем более в условиях всеобщей цифровизации, и применить к уважаемым гостям те меры, которые действуют в отношении граждан Российской Федерации, вполне возможно и технологически нормально, тем более что согласно законопроекту правительство может устанавливать сроки введения тех или иных квот и тех или иных ограничений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Михаил Геннадьевич, скажите, пожалуйста, а вот есть ли у миграционной службы какой-то анализ, какова сейчас, на данный момент, доля занятых мигрантов, в каких конкретно отраслях и какой там уровень заработной платы? Действительно ли там такой низкий уровень заработной платы, что соглашаются только мигранты, или она уже дошла до такого уровня, что и наши соотечественники, наши граждане вполне могут занять эти рабочие места? ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемая Оксана Генриховна, средний объём переводов трудовых мигрантов в месяц составляет примерно 48 тысяч рублей. В то время, когда был сделан этот анализ, среднемесячная медианная зарплата граждан Российской Федерации была оценена Росстатом в 32 422 рубля. Эти данные запаздывают, но тем не менее. Средний мигрант посылает домой примерно в полтора раза больше, чем зарабатывает средний гражданин России. Так что речь идёт не о том... Безусловно, есть рабочие места с низкой оплатой труда, с ужасными условиями существования, но в среднем мигранты зарабатывают больше граждан России. Это связано, на мой взгляд, с политической властью, которой обладают в нашей стране соответствующие этнические группировки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Туров Артём Викторович, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, добрый день! Слушайте, ну, к сожалению, мы опять слышим и видим открытый популизм. Наши коллеги выступают в поддержку проекта закона с притянутыми, к сожалению, цифрами, которые... Хотелось бы узнать, где они берут их, откуда эта информация, особенно в части заработка нашего гражданина и, там, мигранта и пересылки, отправки денег в другие страны. Это первое. Второе. Знаете, попахивает таким дешёвым, махровым национализмом. Слушайте, мы все здесь должны относиться очень бережно к той мультикультурности, которая сформировалась за тысячелетия нашего государства. Нашу страну населяют разные этносы, разные народы, и мы всегда жили мирно, несмотря на различия в вероисповедании, на различия в каких-то культурных вопросах. У нас намного больше общего, и наши традиционные ценности как раз подтверждают это. Правильно сказал мой коллега по комитету, это попытка продублировать уже действующий механизм, который достаточно гибок и даёт возможность оперативно реагировать на нужды нашей экономики, на потребности в трудовых ресурсах в разных отраслях экономики. Этот механизм уже есть, и он оперативно может влиять на решения в той или иной отрасли экономики по увеличению или уменьшению квот в отношении трудовых мигрантов. Ну и давайте не забывать, что у нас в рамках законодательства действует приоритетное право на трудоустройство граждан Российской Федерации, мы должны от этого отталкиваться и опираться на это. Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает против данного законопроекта, просит не голосовать за него, потому что он дублирует уже существующие нормы, установленные Правительством Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н. Ну, Михаил Геннадьевич, здесь, конечно, такой наезд на вас не из-за того, что тут спор идёт, что лучше, мультикультурализм... это, кстати, западный термин, а до чего доигрался западный мир, и Соединённые Штаты Америки, и Западная Европа, где горят целые посёлки в результате вот этого мультикультурализма, наверное, все уже знают. А у нас это дружба народов, причём народов Российской Федерации. И здесь не нужно делать подмену понятий. Толпы мигрантов, которые на самом деле никакими трудовыми не являются, просто переселяются и заселяют нашу землю, точно так же отбирают работу и у якутов, и у бурят, и у татар, и у русских, и везде. И когда мы говорим о том, что здесь экономика-то, в общем-то, на самом деле построена на глубоко серых схемах... Вот это лобби, которое не позволяет ввести экономический порядок - именно защиту рынка труда россиян, - оно, собственно, и выступает под разными личинами, обвиняя то в национализме, то в разжигании, то ещё в чём-то. На самом деле выкачиваются огромные деньги из страны, огромные деньги, которые могли бы работать в экономике нашей. Мы на эти средства дотируем иностранные государства, которые сегодня дружественные, завтра не очень, а пройдёт какое-то время, может быть, окажется, что они совсем недружественные. Так что абсолютно, на мой взгляд, разумное предложение, тем более что у регионов сейчас такие полномочия есть, но не все губернаторы быстро думают и быстро созревают. Есть опыт ряда регионов, Амурской области в частности, насколько я помню, там отказались от труда мигрантов - стала расти заработная плата. Ведь что такое, в общем-то, неконтролируемая миграция, которая ничем не ограничена, никакими процентами? Это целая дивизия штрейкбрехеров, которые не позволяют собственному, российскому пролетариату повышать заработную плату и повышать производительность труда. И сложились целые сетевые структуры, включая различных, там, агрегаторов такси и так далее, которые полностью заточены на вот эту этническую экономику, и туда уже просто не может попасть местный житель. Это происходит в Москве с МУП "Жилищник", это происходит с различными структурами, которые связаны с системой доставки, и так далее. Если мы этой системой не займёмся очень серьёзно, то в конечном счёте эта теневая экономика станет соизмеримой с экономикой обычной, которая у нас существует. Возникает параллельное государство, целая сетевая структура, в которую вложены огромные деньги, поэтому борьба здесь идёт не за идеологические какие-то вещи, а за то, чтобы те средства, которые есть в экономике нашей страны, работали на Россию и на наш российский народ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. С места? ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Сразу хочу сказать, что я поддерживаю законопроект Михаила Геннадьевича и считаю, что он абсолютно правильный. Как и вообще постановка вопроса об анализе структуры использования трудовых мигрантов: в каких отраслях они заняты, какую долю они составляют в рабочей силе, какую заработную плату они получают и насколько привлекательны эти рабочие места для наших граждан. И прошу разделять граждан и неграждан - это принципиальная разница. Да, Россия - многонациональная страна, но представители всех наших разных национальностей - это граждане. А в законопроекте Михаила Геннадьевича речь идёт о трудовых мигрантах, то есть о негражданах, которые к нам приехали по определённым квотам. В целом неправильная была установка в миграционной политике: всё время говорилось о том, что нам нужен прирост населения за счёт мигрантов, что у нас естественный прирост отрицательный и что мы за счёт мигрантов, за счёт миграционного прироста обеспечиваем рост численности населения. Это неправильная постановка вопроса, надо исходить из того, что мы должны минимизировать количество мигрантов, в целом минимизировать и строить экономику таким образом, чтобы потребность в миграционной рабочей силе была минимальной. Как это сделать? Во-первых, развитие высокотехнологичных отраслей. Вот я всё время обхожу предприятия - практически ни на одном промышленном предприятии в Санкт-Петербурге, особенно на тех, которые работают на оборонный заказ, не заняты мигранты, там нужны высокопрофессиональные специалисты, причём заработная плата там меньше, чем у доставщиков или у тех, кто занят на стройке. Во-вторых, действительно требуется анализ тех отраслей, которые преимущественно используют труд мигрантов, - это ЖКХ, это строительство, это дорожные работы. И тоже вопрос: они что, настолько там необходимы, что мы не можем их заменить специалистами - гражданами Российской Федерации? Мы можем, только, конечно, должна быть другая оснащённость трудовая, другая производительность труда - но она будет, потому что трудовые навыки... пусть меня обвиняют в чём угодно, но трудовые навыки и способность к труду у них разные, причём у наших граждан рабочих профессий выше, поэтому, объективно говоря, если они будут работать в том числе в системе ЖКХ, в сфере строительства, у них производительность труда будет больше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, ещё одна цифра: у нас в стране патентов иностранным рабочим выдано 2,1 миллиона. Все остальные либо работают нелегально, либо просто сидят на социальных пособиях, разрушая нашу и так изнемогающую систему социальной помощи. Мультикультурализм, извините, умер на Западе, поэтому сейчас его тащат сюда к нам и внедряют его здесь всеми силами. Я очень болезненно отношусь к национальной проблематике. Так получилось, что у меня очень много друзей самых разных национальностей. И межнациональную рознь разжигают не те, кто пытается защитить интересы России, а те, кто Россию уничтожает. Межнациональную рознь разжигает в нашей стране сегодняшняя политика: родителям ребёнка, который учится в школе, где, повторюсь, 30 процентов учеников в классе по-русски говорить не хотят, многие не могут и не хотят учиться и занимаются просто этнической преступностью, объяснять про дружбу народов, про интернационализм, про мультикультурализм совершенно не имеет смысла, потому что тот быт, в который они погружены нашей сегодняшней политикой, рождает абсолютную национальную ненависть. Это является, строго говоря, тем, что предусмотрено статьёй 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, - разжиганием ненависти к социальной группе "власть". Мы своей политикой здесь сейчас ненависть к самим себе - в первую очередь к самим себе - и разжигаем. С дискриминацией по национальному признаку граждане Российской Федерации сталкиваются каждый день, особенно граждане русской национальности. В Москве в 2009 году, когда был кризис, по заявкам на бирже труда не брали на работу русских многие фирмы. Это было в 2009 году, были этнические фирмы, люди с биржи труда приходили к ним, и им говорили: ребята, вы русские, идите отсюда по-хорошему или уйдёте по-плохому - очень честно, внятно объясняли. Мне таксист, кстати говоря, с Кавказа, две недели назад рассказывал, - и это не первый случай, когда мне такое рассказывают, - что он попал в Котельники, привёз пассажира в Котельники, а выехать оттуда с заказом не может, потому что заказы делают выходцы из Средней Азии, судя, так сказать, по именам, и они видят, что не их соплеменник, не их, так сказать, соотечественник, и сбрасывают заказы, чтобы не платить чужим. Уже людей с Кавказа дискриминируют по национальному признаку в Москве, а мы говорим: ой, какая реальность, это же пропаганда ЦИПсО. Почему такие речи возникают? Во-первых, есть недобросовестный бизнес, который завозит, по сути дела, рабов. Это остаётся, несмотря на то что у нас уже и врачей завозят из Африки и так далее. Во-вторых, что очень важно, у нас некоторая часть чиновников, по непонятной мне причине, ведёт себя так, как будто они искренне считают коррупцию основой государственного строя. Значит, нужно заместить для них (даже если они лично честные) людей, носителей культуры, которые воспринимают коррупцию как преступление, и это в первую очередь русская культура, носителями других культур, которые в силу большей социальной катастрофы воспринимают коррупцию как нормальную деловую транзакцию. И наконец, в-третьих, то, что я сказал мельком, отвечая на вопрос: у нас уже сегодня есть политическая власть диаспор. Потому что если помидор из Ташкента до Москвы растёт в цене в 5-7 раз и государство не занимается протекционизмом, не занимается защитой своих производителей и не забирает основную часть этих денег в виде таможенных пошлин, то эти деньги отдаются этнической диаспоре, и диаспора направляет их не на социальную защиту, а на приобретение политического влияния - у них есть свои юристы, свои журналисты, свои общественные деятели. И я думаю, политическую власть диаспор мы увидим здесь, в этом зале, в том числе при голосовании по этому вопросу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона... А, я прошу прощения: содокладчик, заключительное слово? Нет? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 13 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % Результат: не принято Отклоняется.