Заседание № 179
О проекте федерального закона № 453075-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" (в целях синхронизации режима взимания визовых сборов за оформление российских виз с нормами, установленными в настоящее время Европейским сообществом, Данией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации", второе чтение. Доклад сделает Дмитрий Анатольевич Белик. Пожалуйста. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 16 ноября. Поправок ко второму чтению не поступило. Предлагается принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблиц поправок нет. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 25 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БЕЛИК Д. А. Законопроект прошёл юридическую экспертизу. Предлагается принять его сегодня в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы перейдём к рассмотрению данного законопроекта в рамках процедуры третьего чтения? Нет. Переходим к рассмотрению в третьем чтении. Есть ли желающие высказаться по мотивам по данному законопроекту? Нет. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 24 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 453075-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации" (в целях синхронизации режима взимания визовых сборов за оформление российских виз с нормами, установленными в настоящее время Европейским сообществом, Данией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Евгений Сергеевич Иванов. ИВАНОВ Е. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Министерством иностранных дел Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации с Европейским сообществом, Королевством Дания, Исландией, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия, Швейцарской Конфедерацией об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации". В настоящее время российской стороной в рамках ответных мер заморожен безвизовый порядок въезда на территорию Российской Федерации дипломатов Европейского союза, дипломатов Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия и Швейцарской Конфедерации. Одновременно упразднены преференции для членов официальных делегаций, национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов и журналистов из упомянутых стран. Данные меры реализованы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 2022 года № 183 "Об ответных мерах визового характера в связи с недружественными действиями иностранных государств" и в последующем закреплены федеральным законом от 1 мая 2022 года № 119-ФЗ. Данный законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации на основании соответствующего указания Президента Российской Федерации и связан с односторонним по решению упомянутых стран полным приостановлением действия международных договоров с Российской Федерацией о взаимном упрощении выдачи виз. Такой шаг, помимо прочего, позволил европейцам взимать со всех категорий заявителей из России визовый сбор в размере от 80 евро вместо действовавшего ранее в соответствии с соглашениями тарифа 35 евро. Вместе с тем на текущем этапе в целях поддержания контактов с гражданами из стран Европы Президентом Российской Федерации был одобрен подход, согласно которому российская сторона продолжит частично придерживаться положений упомянутых соглашений - в части применения упрощённых процедур оформления виз и срока действия таких виз для предпринимателей, лиц, участвующих в научной, культурной, спортивной деятельности, школьников, студентов, аспирантов, иностранцев, являющихся близкими родственниками проживающих в России иностранных граждан, водителей-дальнобойщиков, членов поездных бригад и так далее. В результате для всех категорий иностранных граждан, упомянутых в данных соглашениях, размер визового сбора будет определяться постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий". На практике это будет означать, что стоимость будет варьироваться в пределах 50-150 долларов США в зависимости от срочности и кратности. Дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации в связи с этим не потребуется. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Присаживайтесь. Прежде чем будет предоставлено слово содокладчику, пожалуйста, по ведению - Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я по предыдущему пункту, 17-му. В связи с предстоящей ликвидацией террористической организации "Украина" полагаю необходимым уже сейчас заняться предварительной проработкой всего комплекса вопросов, связанных с реинтеграцией оккупированных ею территорий, чтобы нам не пришлось потом принимать десятки раз десятки подобных законов по каждому конкретному случаю. Лучше подготовиться заранее и решить всю эту проблему в комплексе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Комитет по государственному строительству и законодательству вас слышит. Слово для содоклада по 18-му вопросу предоставляется Дмитрию Анатольевичу Белику. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Евгений Сергеевич достаточно полно отразил суть данного законопроекта. Его основной целью является синхронизация режима взимания визовых сборов за нашу визу для граждан тех стран, которые ввели для нас соответствующие ограничения, - это страны Евросоюза и иные. По сути, это на самом деле симметричный... или асимметричный, абсолютно логичный ответ нашего МИДа тем странам, которые вышли из международных договоров, существовавших до этого. Комитет Государственной Думы по международным делам законопроект поддерживает и предлагает всем депутатам поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Евгений Сергеевич, я так понимаю, исходя из положений законопроекта, что мы вводим зеркальные или похожие меры в отношении всех граждан, которые проживают в указанных вами странах. Правильно ли это, с вашей точки зрения? Или всё-таки достаточно официальной категории лиц, которые прибывают, - дипломатов, скажем, официальных лиц этих государств, чиновников, которые должны на себе чувствовать вот эту зеркальность? А для простых граждан, может быть, сохранить прежний порядок, по которому они въезжали в нашу страну? ИВАНОВ Е. С. Спасибо за вопрос, уважаемый Алексей Владимирович. Мы вводим, как вы правильно отметили, симметричный порядок получения виз для граждан Европейского союза, но это касается в данном случае размера сбора за визу. Что касается документов, которые необходимы для получения российской визы, то для всех без исключения граждан стран Европейского союза и других перечисленных стран остаются облегчённые требования, то есть мы продолжаем соблюдать соглашения, которые наши бывшие партнёры не соблюдают. Так что если сейчас для наших граждан получить такую визу - это достаточно сложное испытание, помимо цены, там нужно собирать огромное количество документов, то с нашей стороны всё останется предельно просто и понятно. Мы считаем, что вот такая форма как раз будет, наверное, оптимальной на данном этапе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Евгений Сергеевич, скажите, пожалуйста, вот за прошедший год и за период текущего года сколько граждан Евросоюза, Швейцарии и других упомянутых вами стран претендовали на российскую визу и были ли, как говорится, массовые отказы? Это первое. И второй момент. Скажите, вот интересно даже, в связи с санкциями и блокировкой банковской системы оплата как производилась или как будет производиться - наличкой или будут карту "Мир" оформлять? ИВАНОВ Е. С. Спасибо за вопросы, Андрей Геннадьевич. Ну, в течение 2022 года около 60 тысяч граждан стран Евросоюза получали российскую визу, въезжали, в этом году, наверное, судя по статистике, мы ожидаем, что к концу года будет около 100 тысяч граждан стран Евросоюза и перечисленных государств. Если говорить о цифрах, то, конечно, это на порядки меньше, чем было в том же 2019 году, по понятным причинам, в том числе по тем, о которых вы сказали, и логистика сейчас сложная, особенно это касается туристов, которые раньше приобретали туры сюда. И с точки зрения оплаты тоже есть проблема, потому что, как мы все знаем, здесь у нас не работают соответствующие западные платёжные системы, это тоже как раз одна из тех проблем, с которой данные граждане, туристы сталкиваются. В связи с этим по линии Минэкономразвития и по линии туристического сообщества проводится соответствующая работа, в том числе и в плане введения карт "Мир", оплаты через карты "Мир" и через другие формы платежей. Ну, это отдельная, наверное, тема, о которой нужно будет поговорить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Евгений Сергеевич, у меня два вопроса, но в разрезе первого вопроса хотелось бы уточнить всё-таки (уже коллега Куринный спрашивал): скажите, пожалуйста, всё-таки сбор за оформление российской визы будет соразмерным со сбором с граждан России в этих странах или же будет больше, например в 2 раза? И в какой всё-таки валюте он будет взиматься - в рублях, евро или долларах? ИВАНОВ Е. С. Уважаемый Михаил Сергеевич, да, он будет соразмерным. Вот сейчас Европейский союз и перечисленные страны взимают от 80 евро за однократную визу, взимают больше за многократную визу и двукратную. Соответственно, у нас виза даже дешевле получается - от 50 долларов и до 150 долларов США. Взиматься будет в валюте той страны, где эти люди проживают. Ну, собственно, в этом плане ничего не изменится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В. Уважаемый Евгений Сергеевич, вопрос по упрощённой электронной туристической визе. Сейчас у нас предусматривается, что граждане из дружественных стран, которые к нам в Россию поедут, будут оформлять визу на сайте. Относятся ли граждане Евросоюза... смогут ли они получить туристическую визу тоже в упрощённом режиме? Может быть, действительно, на них расширить этот режим? И какая сумма сбора за электронную визу будет установлена? ИВАНОВ Е. С. Владимир Владимирович, спасибо за вопрос, это действительно хороший вопрос. С 1 августа 2023 года заработала система электронных виз в Российской Федерации, и помимо граждан дружественных стран, ну, которые получают визу... очень много дружественных стран, с которыми у нас подписаны безвизовые соглашения, их граждане не нуждаются в визах, но есть и те, кто пока получает эту визу. Вот по решению Президента Российской Федерации граждане недружественных государств - в первую очередь это касается всего Европейского союза и всех перечисленных стран - тоже включены в эту систему, получили такую возможность, и они активно этим пользуются, получают электронную визу, приезжают сюда. Схема предельно простая: условно говоря, доступ в Интернет и 20 минут свободного времени, чтобы её получить, - больше ничего, не нужны ровным счётом никакие подтверждающие документы, поэтому ей очень активно пользуются, в том числе и граждане недружественных государств. И решение абсолютно логично: граждане этих государств, по нашему мнению, не виноваты в том, что происходит, и в том, как ведут себя их правительства, поэтому в этом плане они получили все эти привилегии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Анатольевич, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 13 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.