Заседание № 167
09.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 452658-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования преференциальных режимов на Дальнем Востоке и в Арктике).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2884 по 3160 из 5093
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Михайлович Волков. ВОЛКОВ П. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование преференциальных режимов, действующих на территории Дальнего Востока и Арктики, - это территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, Арктическая зона Российской Федерации. Практика показала, что созданные по поручению Президента Российской Федерации преференциальные режимы приносят богатые плоды для Дальнего Востока и Арктики в виде новых предприятий, инвестиций, новых рабочих мест и повышения качества жизни на Дальнем Востоке. Сейчас общее число реализуемых в преференциальных режимах инвестиционных проектов стало равно 3502 проектам и прирастает каждую неделю. Объём инвестиций по обязательным соглашениям, уже заключённым, уверенно перешёл черту 9 триллионов, а объём уже осуществлённых инвестиций приблизился вплотную к 4 триллионам и составляет 3 триллиона 970 миллиардов рублей. В настоящий момент введено в эксплуатацию 837 проектов, создано более 140 тысяч новых рабочих мест. Многие инвесторы, уже вошедшие на заре становления режимов, скоро перейдут на общую систему налогообложения и будут полноценными налогоплательщиками, реализовав свои проекты. Бюджетный мультипликатор в настоящее время составляет 34 к 1, то есть на каждый вложенный бюджетный рубль привлекается больше 34 рублей частных инвестиций. Несмотря на положительные результаты преференциальных режимов, мы продолжаем работать над их совершенствованием, совершенствованием отдельных правил и норм. Этому посвящён представленный законопроект, в котором четыре основных решения. Во-первых, это донастройка преференций по предоставлению земельных участков без торгов резидентам Арктической зоны. Законопроектом предлагается наделить регионы, входящие в Арктическую зону Российской Федерации, полномочием определять виды деятельности, для которых не предоставляются земельные участки без торгов. Напомню, что у нас был аналогичный опыт в свободном порту Владивосток. Он показал, с одной стороны, положительные, с другой стороны, и отрицательные моменты. Для того чтобы это не ликвидировать, мы совершенствовали этот режим и в данном случае надеемся на то, что он будет работать на пользу и принесёт свои плоды. Во-вторых, законопроектом предусматривается сокращение ряда нормативных сроков. В первую очередь сокращение нормативных сроков предоставления статуса резидента - сокращается с 38 до 28 дней; сокращение срока выдачи градостроительного плана - с 14 до 10 дней. Также предусмотрено закрепление минимального пятилетнего вместо трёхлетнего срока действия выдаваемых резидентам технических условий подключения к инженерным сетям. В-третьих, предусмотрено наделение Минвостокразвития новым полномочием оценивать эффективность функционирования свободного порта Владивосток. И методику такой оценки будет утверждать правительство. В связи с этим многократно к нам обращались и счётные органы, поэтому в данном случае мы приводим это к единому мнению. Наконец, в целях упрощения получения статуса резидента предлагается при рассмотрении заявки учитывать наличие задолженности по налоговым платежам в бюджет по состоянию на 1-е число месяца, а не, как было раньше, за прошедший год. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данную законодательную инициативу. Официальный представитель правительства Павел Михайлович Волков подробно всё объяснил сейчас. Уважаемые коллеги, напомню, что мы вместе с вами приняли уже 75 федеральных законов по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики, в развитие этого правительство приняло 400 постановлений. И сегодня в развитие нашей законотворческой работы мы рассматриваем законопроект, который вносит уже пятый пакет поправок, касающихся совершенствования правовых режимов территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны Российской Федерации. Убеждён, что реализация положений законопроекта послужит дополнительной мерой по привлечению инвестиций за счёт оптимизации административных процедур, на что жалуются постоянно инвесторы. Это сокращение до 10 рабочих дней срока выдачи градостроительного плана земельного участка - это самый главный вопрос; закрепление пятилетнего срока действия технических условий подключения к инженерно-техническим сетям - тоже непростой вопрос, те, кто этим занимается, знают; упрощение предоставления статуса резидента соответствующего льготного правового режима и ряд других мер. По нашему мнению, всё это в целом окажет влияние на повышение уровня социально-экономического развития макрорегиона. Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал законопроект. Счётная палата Российской Федерации сообщила об отсутствии замечаний на законопроект. Комитет единогласно поддержал данную законодательную инициативу, регионы его поддерживают. Уважаемые коллеги, прошу также поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Альшевских Андрей Геннадьевич. Ещё есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Михайлович, очень хороший закон на самом деле, принимаемые меры правильные, но в финансово-экономическом обосновании написано, что не потребуется финансовых ресурсов, расширения штатов. Все эти предложения лягут на субъекты, которых это касается, по крайней мере органов местного самоуправления, или есть иные решения? ВОЛКОВ П. М. Спасибо за вопрос, он понятен абсолютно. Если внимательно посмотреть на сами нормы, они уже реализуются и сейчас только уточняются, поэтому здесь нет никаких затрат субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Павел Михайлович, сегодня уже не секрет, что центр экономической активности всё более и более смещается на восток, соответственно, это требует в том числе усиления роли федеральных органов власти в регионе. Однако проектом федерального закона предусматривается исключить полномочие Минвостокразвития по разработке программы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности для субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ. В то же время предусматривается наделение Минвостокразвития полномочиями оценивать эффективность функционирования территории свободного порта Владивосток. Скажите, а чем обусловлены такие разновекторные изменения в наборе полномочий министерства? И в случае принятия проекта федерального закона каким образом мы сможем обеспечить баланс частных и публичных интересов, я имею в виду в Арктической зоне, что касается реализации земельных участков без проведения торгов? ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Анатолий Борисович. В части, касающейся разработки программ субъектов по развитию, надо сказать о том, что, когда принимался законопроект о территориях опережающего развития, там закладывалось достаточно много функций, связанных прежде всего с предоставлением региональных и федеральных льгот. Поскольку нам так и не удалось до настоящего времени достигнуть консенсуса... А любая программа, которая не содержит никаких льгот, никаких преференций, никаких в данном случае выгод для самих субъектов, для бенефициаров и остальных людей, в общем-то, бесполезна. То есть на самом деле норма оставалась невостребованной, и она просто приводится в соответствие, потому что к ней возникает больше вопросов в связи с тем, что она не работает. Она не работает, как я вам уже сказал, по этим причинам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Павел Михайлович, ну, любой законопроект мы должны рассматривать с учётом того, какую пользу он принесет. Как сказано в пояснительной записке по данной инициативе, принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей двух госпрограмм, по развитию Дальневосточного округа и по развитию Арктической зоны. Хотелось бы услышать конкретику: что именно подразумеваете вы под словосочетанием "положительно повлияет"? В чём можно вот это "положительно повлияет" измерить? В километрах, в метрах, в килограммах - в количестве чего? ВОЛКОВ П. М. Риторический вопрос у вас. Нормы, о которых мною доложено, на самом деле содержат положения, улучшающие в данном случае администрирование, к нам с этим обращались субъекты. В данном случае нормы будут иметь положительное значение для администрирования, это во-первых, а во-вторых, они направлены на то, чтобы наши резиденты получили соответствующие льготы. Я буду дальше докладывать о законопроекте, который тоже в составе этого пакета идёт, он тоже направлен на решение отдельных вопросов, связанных с резидентством и с улучшением ведения предпринимательской деятельности на территориях Дальнего Востока и арктических регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чемерис Роза Басировна. ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Павел Михайлович, безусловно, предлагаемая вами концепция заслуживает поддержки, поскольку в данный период введённых против нашей страны санкций это крайне важно и актуально. Но вместе с тем, Павел Михайлович, все мы знаем, что в настоящее время на Дальнем Востоке и в Арктике уже действует целый ряд иных механизмов, которые стимулируют привлечение инвестиций, в частности, есть льгота по налоговым вычетам и так далее. В связи с этим у меня вопрос: скажите, пожалуйста, каким образом предусматривается осуществлять синхронизацию предложенных новелл с уже действующими механизмами? ВОЛКОВ П. М. Роза Басировна, если я правильно понимаю вопрос, он связан именно с этим законопроектом. Если с этим законопроектом, скажу, что ничего в данном случае не придётся переделывать по одной простой причине: потому что те нормы донастраиваются. Они действуют так. Преференции, которые сейчас применяются в отношении резидентов всех наших основных режимов, что я перечислил (ТОР, СПВ, Арктической зоны), сопрягаются автоматическим способом с другими мерами поддержки. Что касается налогов, если ты применяешь один режим, то ты не вправе применять другой налоговый режим - это общее правило. У нас есть отдельные предложения, которые касаются сопряжения этих режимов, в данном случае это возможно кое-где, да, но это уже вопрос нашей дальнейшей работы над совершенствованием законопроектов. Сейчас ничто не мешает работать в одной системе, если ты находишься на территории Дальнего Востока, и быть либо резидентом свободного порта Владивосток, либо резидентом территории опережающего развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится... Альшевских Андрей Геннадьевич. Ещё есть желающие выступить? Нет. Депутату Альшевских включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. У меня не столько выступление, сколько реплика. Уважаемый Павел Михайлович, ну я же не просто так задал свой вопрос. Вы приходите и говорите, что будет положительный эффект, - хотелось бы понять, в чём будет положительный эффект. Но когда вы на поставленный вопрос отвечаете, что это вопрос риторический... Ну тогда извините. Тогда зачем мы рассматриваем эти законопроекты, если вы на самом деле не можете ответить, какой положительный эффект они принесут?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово. Павел Михайлович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Николай Михайлович? Включите депутату Харитонову микрофон, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые коллеги, особенно те, кто в течение 15, 20, 30, 40 лет бывали на Дальнем Востоке, вы, наверное, можете сейчас сравнить и сказать: да, упущено время, а точнее 20-25 лет начиная с 90-х годов, время упущено после развала Союза. Сегодня же очень активно идёт работа. Да, отъезжает население, но уже не в таких масштабах, как в 90-х годах после распада Союза. И министерство, и правительство, Трутнев, и мы с вами, и в целом Совет Федерации, и президент - мы делаем всё. Ну и невольно вспоминаются слова Ломоносова. Когда он босиком или в сапогах шёл, говорил, что могущество России прирастать будет Сибирью, а я добавлю: северами и арктиками. Сегодня, скажу без преувеличения, ключ к развитию экономики России в будущем и в настоящем лежит именно там: севера, Арктика, дальневосточные регионы. Коллеги, голосуйте! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 07 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.