Заседание № 165

07.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 452647-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (о системе вывоза грузов из морских портов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2090 по 2407 из 4839
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
торгового мореплавания Российской Федерации". Докладывает официальный           
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта   
Дмитрий Станиславович Зверев.                                                   
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан во         
исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 мая 2022 года и      
предусматривает создание сбалансированного регуляторного механизма, который     
позволит защитить интересы российских судовладельцев при возникновении          
внешних неблагоприятных условий, путём создания механизма приоритетного         
использования судов, плавающих под Государственным флагом Российской            
Федерации, для вывоза из морских портов Российской Федерации грузов. Перечень   
грузов, а самое главное, порядок формирования такого перечня и порядок их       
вывоза будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.               
Приоритетное использование судов будет осуществляться посредством               
использования указанной в законопроекте информационной системы организации      
вывоза грузов из морских портов Российской Федерации. Система будет создана     
на базе "ГосТеха". Оператором информационной системы вывоза грузов будет        
являться Федеральное агентство морского и речного транспорта. Отправители       
грузов вправе отказаться от размещённых судовладельцами предложений в случаях   
и в порядке, которые также будет устанавливать Правительство Российской         
Федерации. И в случае неполучения отправителями предложений от российских       
судовладельцев, а также при их отказе от таких предложений и условий, которые   
требуются грузовладельцу, перевозка может осуществляться судами не под          
российским флагом. Контроль за исполнением требования о приоритетном            
использовании судов будет осуществлять капитан морского порта при выдаче        
разрешения на выход судна из морского порта.                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Присаживайтесь.           
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Ефимович Дерябкин.                                
                                                                                
ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! О целях и основных положениях       
законопроекта вам доложил официальный представитель Правительства Российской    
Федерации. Комитет поддерживает принятие данного законопроекта. Сегодня         
приоритетное использование судов, плавающих под Государственным флагом          
Российской Федерации, для вывоза грузов из морских портов Российской            
Федерации является необходимым шагом в решении задачи по улучшению              
внешнеэкономической деятельности нашей страны. Подобные действия уже были       
предприняты нами ранее, когда мы рассматривали аналогичную меру в отношении     
использования судов, плавающих под Государственным флагом Российской            
Федерации, для перевозки грузов в акватории Северного морского пути. Комитет    
считает, что принятие закона позволит вернуть в родную гавань флот,             
контролируемый Российской Федерацией, а также позволит минимизировать           
негативный экономический эффект от санкций.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять             
законопроект в первом чтении. Прошу поддержать решение комитета.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Станиславович, мы с вами летом и в этом зале, и   
во фракции говорили про Ненецкий автономный округ, про город Нарьян-Мар, про    
акваторию морского порта, и вы тогда заверяли, что вопрос будет решён,          
предлагали два механизма: либо законодательное изменение, либо изменение        
правил. Вот хотел бы узнать, учитывая, что вопрос остаётся актуальным, какие    
решения наконец были приняты? Я надеюсь, что уже в следующем году жители        
Ненецкого автономного округа смогут не покупать ненужное оборудование, не       
платить штрафы, пересекая акваторию морского порта в городе Нарьян-Маре.        
Какие решения были приняты? Прошу прокомментировать.                            
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Безусловно,                 
дополнительную информацию дадим. От себя могу сказать, что проект изменений в   
правила плавания именно по порту подготовлен, он проходит межведомственное      
согласование. Уверены, в этом году мы сможем его принять.                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, законопроект, как вы утверждаете и как в       
пояснительной записке сказано, направлен на защиту интересов российских         
грузовладельцев, судовладельцев, на приоритетное прохождение судов под          
российским государственным флагом и так далее. Скажите, а как много у нас       
отечественных судоходных компаний и российских судов, которые ходят под         
Государственным флагом России?                                                  
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Я хотел бы привести статистику, которая позволила бы оценить       
объём перевалки экспортных грузов в морских портах Российской Федерации и       
перевозки их судами под российским флагом. Итак, грузовых судов под             
российским флагом - 565, в том числе балкеров - 415, нефтеналивных - 127 и      
так далее. Наряду с этим в настоящее время используется для вывоза грузов       
судов, плавающих под иностранными флагами, 3959. Я даю статистику за январь -   
июль 2023 года. Статистика по сухогрузам показывает, что российскими судами     
вывозится 27,2 процента, по наливным грузам - более 10 процентов. Более         
подробные статистические данные - безусловно, мы их в комитет давали и готовы   
вам предоставить - позволяют судить о том, что перспективы у этой модели        
есть, она обоснованна и с экономической точки зрения, и с точки зрения          
целесообразности её дальнейшего продвижения.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич.                             
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю. Дмитрий Станиславович, безусловно, задача по возвращению       
российского флота в российскую юрисдикцию крайне важная, и очень хорошо, что    
она сейчас решается. Но здесь есть ряд вопросов.                                
                                                                                
Первое. Грузоотправители тоже не просто так выбирают иностранный флот, это      
связано и с санкциями, как правильно было вами сказано, и со ставками фрахта,   
с тарифами. Как будут регулироваться тарифы для российских перевозчиков?        
Всё-таки нам нужен механизм, для того чтобы грузоотправители не страдали. Это   
будет делать правительство, как-то задавать требования, или это ФАС будет       
регулировать?                                                                   
                                                                                
Второе. Предусмотрено, что грузоотправитель должен ждать не менее трёх дней с   
момента подачи заявки, пока не придут какие-то предложения от российских        
компаний. Не увеличит ли это сроки отправки грузов и, соответственно,           
дополнительные потери для грузоотправителей?                                    
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопросы.                                                
                                                                                
Первое. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации     
размер фрахта определяется в соответствии с положениями Кодекса торгового       
мореплавания Российской Федерации и устанавливается соглашением сторон.         
Соответственно, по заявке судовладельца эта информация будет отражена в         
информационной системе. При отсутствии соглашения размер фрахта будет           
исчислен исходя из ставок, применяемых в месте погрузки и во время погрузки     
груза.                                                                          
                                                                                
Второе. Уверены, что это в данном случае никоим образом не повлияет на время.   
Почему? Потому что срок три дня оптимален, он был обсуждён с судовладельцами,   
и груз предоставляется не одномоментно, а заранее.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратовой включите микрофон.                            
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, законопроект абсолютно        
правильный, мы его поддерживаем. Но среди профессионального сообщества идёт     
обсуждение законопроекта и говорят о том, что процедура перерегистрации очень   
долгая, ну и достаточно затратная, и говорят о важности предоставления          
судовладельцам возможности экономически выгодно перерегистрировать свои суда    
под российский флаг, то есть льготно, быстрее, и тем самым увеличить            
национальный торговый флот. Вот, может быть, нам стоит подумать в этом          
направлении? Как вы относитесь к такому предложению?                            
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Яна Валерьевна, спасибо за предложение.                            
                                                                                
Безусловно, комплекс мероприятий по повышению привлекательности российского     
реестра реализуется уже в течение многих лет, есть и налоговые преференции, и   
освобождение от ряда обязательных сборов. И безусловно, эта работа              
Министерством транспорта будет продолжена.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ткачёв Антон Олегович.                                    
                                                                                
ТКАЧЁВ А. О. Уважаемый Дмитрий Станиславович, законопроектом                    
предусматривается создание системы вывоза грузов - цифрового инструмента        
реализации положений будущего закона. Следует ли понимать, что без такой        
системы контроль за исполнением данных положений закона невозможен? И как       
министерство оценивает вероятность создания такой системы, её запуска в         
эксплуатацию в течение года, остающегося до предполагаемой даты вступления в    
силу закона?                                                                    
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Антон Олегович, спасибо за вопрос. Данный вопрос мы                
прорабатывали вместе с Минцифры, именно поэтому было, наверное, одобрено        
технологически верное решение разместить систему на базе платформы "ГосТех",    
с учётом того что там уже осуществляется масса государственных услуг, и,        
действительно, сделать механизм как подачи заявок судовладельцами, так и их     
акцепта грузополучателями или грузоотправителями весьма понятным, простым. С    
точки зрения технической реализуемости данный вопрос проработан, система        
будет запущена, и надеемся, что она будет эффективно реализовывать все          
поставленные Президентом Российской Федерации задачи.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Дмитрий Станиславович, ну, насколько я понимаю, складывается негативная         
ситуация в части того, что с каждым месяцем, с каждым годом всё больше и        
больше судовладельцев отказываются ходить под российским флагом. И одно из      
обоснований данной новеллы - это то, что наблюдаются потери российских          
компаний и снижение налоговых поступлений. Можете хотя бы примерно сказать,     
какова эта тенденция по снижению в цифрах? Это первое.                          
                                                                                
И второй момент. Эта проблематика была затронута президентом, как вы сказали,   
в поручении от 21 мая 2022 года. Вам понадобилось практически полтора года,     
чтобы выйти с законопроектом, и, самое интересное, вам понадобится ещё          
практически полтора года, для того чтобы закон вступил в силу, то есть с 1      
марта 2025 года. Скажите, пожалуйста, почему такой большой срок?                
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Андрей Геннадьевич, вопрос обсуждался многократно не только с      
транспортным сообществом, но и в первую очередь с экспортёрами. И с учётом      
наличия множества опасений, множества вариантов реализации данной задачи        
вырабатывалась концепция, которая позволит не нарушить права кого-либо из       
них, но в то же время позволит оптимально использовать этот ресурс.             
                                                                                
Что касается сведений об объёме перевалки экспортных грузов российскими         
судами либо плавающими под иностранным флагом, я бы хотел привести              
статистические данные: если в 2021 году под российским флагом или российским    
флотом - примерно 11,2 процента от общего объёма, то в 2022 году это 13,2       
процента, то есть рост почти 2 процента. Уверен, создание такой системы         
позволит как раз стимулировать более быстрый рост количества судов в            
российских реестрах.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич.                                  
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Дмитрий Станиславович, у меня к вам вопрос. Я так понимаю, данные изменения     
вносятся в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, где              
определяются некоторые права, обязанности по некоторым субъектам. У меня        
вопрос: чем регламентируется и вообще регламентируется ли наступление           
какой-либо ответственности в случае нарушения данных правил и обязанностей?     
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Юрий Николаевич, спасибо за вопрос.                                
                                                                                
Действительно, вы правы, вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания     
Российской Федерации, предполагается издание нескольких подзаконных актов       
Правительства Российской Федерации, и в том числе того, который уже был         
упомянут, а именно о порядке определения или отнесения грузов к перечню         
грузов, по которым устанавливаются приоритеты. Более того, мы его начали с      
профессиональным сообществом обсуждать. Уверен, вы присоединитесь к этой        
работе, которая ведётся на площадке комитета по транспорту.                     
                                                                                
Что касается дальнейших законодательных включений в части наказания или         
введения соответствующих санкций за нарушения. Разрабатываются предложения по   
законопроекту-спутнику, с учётом отложенного периода вступления в силу          
данного законопроекта у нас есть время для обсуждения. Мы считаем, что этот     
механизм должен носить сугубо экономический характер.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня не по ведению. Что-то не сработало, хотя я сразу        
нажал кнопку для вопроса. Ивана Ивановича предупредил.                          
                                                                                
Дмитрий Станиславович, наверное, не 2, а всего 2 процента. Вот во многих        
морских портах дружественных и недружественных стран спрашивают с чужих         
сильнее, чем со своих, у нас же наоборот до сих пор - может, как минимум        
уравнять, а лучше всё-таки отстаивать своих? Тогда будет не 2, а 20             
процентов.                                                                      
                                                                                
И второй вопрос: можем ли мы во втором чтении коллизии Ростовского морского     
порта учесть в вашем законопроекте? Ну, я уже много с кем встречался, и не      
только я - Виктор Ефимович тоже. Ну, один на другого показывает, а вопрос как   
тогда не был решён, так и сейчас не решён.                                      
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопросы, но я всё-таки повторил     
бы, что в 2022 году было 13,2 процента, увеличение составило почти 2 процента   
- это неплохой показатель, плюс 2. Мы надеемся, что благодаря механизму,        
который стимулирует вставать под российский флаг, увеличение составит не        
менее 10 процентов ежегодно, что, безусловно, даст и налоговые поступления, и   
сохранение рабочих мест и так далее.                                            
                                                                                
Что касается второго вопроса, изменений в КТМ и КВВТ в части статуса            
отдельного порта. Мы готовы вернуться к рассмотрению этого вопроса, но только   
на площадке комитета по транспорту, тем более что соответствующие предложения   
уже сделаны.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному           
вопросу? Да.                                                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Толмачёв Александр Романович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ТОЛМАЧЁВ А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вызовы нового времени        
заставляют нас пересматривать систему взаимоотношений с внешним миром. Во       
время санкционного давления иностранные морские перевозчики перехватывают       
перевозку российских внешнеторговых грузов, отчего наша экономика ежегодно      
несёт миллиардные убытки. Санкции против наших компаний приводят к массовому    
отказу от фрахтования российских судов в мире.                                  
                                                                                
Благодаря принятию законопроекта за российскими судами будет закреплено         
первоочередное право вывозить из наших морских портов определённые              
правительством экспортные грузы, что поддержит и сохранит наш торговый флот.    
Дискриминация наших судов будет прекращена, российские грузы будут              
транспортироваться российским флотом из российских портов. Мы усилим            
финансовые потоки в сторону российских судоходных компаний, произведём          
импортозамещение в этой сфере. Мы не только сохраним, но и создадим новые       
рабочие места, поддержку автоматически получат и смежные отрасли.               
                                                                                
Фракция предлагает принять законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик выступит с заключительным    
словом? Содокладчик? Нет.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", пункт 7.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Единогласно принимается в первом чтении.