Заседание № 181
О проекте федерального закона № 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов комплексного развития территории).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает Илья Светославович Вольфсон. ВОЛЬФСОН И. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект вчера был принят во втором чтении, он направлен на уточнение механизмов реализации КРТ. Прошёл все необходимые согласования и экспертизы и готов к принятию. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам выступить есть желающие? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 9-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 14 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов комплексного развития территории).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении принят 8 ноября, он направлен на развитие механизма комплексного развития территорий. Я обязательно должен сказать два слова. Мы в комитете провели достаточно большую работу, включая несколько выездных заседаний в разных регионах страны на эту тему и большой "круглый стол" со всеми регионами, собрали много мнений и предложений, но по итогам приняли следующее решение. В текст законопроекта, предлагаемого сегодня к принятию, вошли только те поправки, которые мы считаем необходимым принять срочно, введение которых с 1 января очень помогло бы отрасли и дало бы регионам и органам власти чёткий горизонт планирования и задачу на ближайший год. Остальные мы подготовим и к началу весенней сессии внесём отдельным законопроектом. Там как раз мы планируем расшить самые сложные вопросы, касающиеся сельхозземель, СНТ, касающиеся ИЖС и частной собственности. К принятию предлагается 21 поправка депутатов, это таблица № 1. И в таблице № 2 5 поправок, которые мы обязательно весной также проработаем в рамках упомянутого мной законопроекта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 38 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 27 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, просьба поставить его на рассмотрение в третьем чтении на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов комплексного развития территории).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Петрович Муценек. МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемые депутаты, прежде всего хочется сказать слова благодарности за принятый в 2020 году федеральный закон о КРТ. На сегодня субъекты приняли уже 453 решения с общим градостроительным потенциалом более 75,5 миллиона квадратных метров. Цель сегодняшнего законопроекта - это донастройка существующего механизма, который показал свою значимость и эффективность. В частности, законопроектом уточняются положения, устанавливающие права и обязанности юридических лиц, привлекаемых без торгов и обеспечивающих реализацию принятых решений о КРТ; предусматривается возможность принятия правительством решения о КРТ в отношении территории, границы которой не отображены на карте градостроительного зонирования; устанавливается возможность подготовки документации по планировке территории без учёта программ комплексного развития коммунальной, транспортной или социальной инфраструктуры с установлением девяностодневного срока, в течение которого в данные программы должны быть внесены соответствующие изменения; закрепляется возможность использования в рамках осуществления КРТ ранее утверждённой документации по планировке территории; устанавливается право выхода МКД из проекта КРТ до дня принятия решения о проведении торгов на право заключения договора; распространяется особый механизм по реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов КРТ; предусматривается необходимость размещения ряда сведений в ГИСОГД в отношении соответствующих проектов. В целом механизм постоянно донастраивается, эти предложения отработаны с субъектами Российской Федерации, и мы сегодня уже готовим ряд изменений ко второму чтению, в том числе то, что сегодня прозвучало в отношении объектов пожарной безопасности, считаем необходимым предусмотреть и отрегулировать. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Львович Аверов. АВЕРОВ Д. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по строительству и ЖКХ рассмотрел проект федерального закона, внесённый Правительством Российской Федерации. Законопроект предусматривает внесение изменений уточняющего характера в Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации и в два федеральных закона. Как уже упоминалось, изменения, предлагаемые в законопроекте, связаны с необходимостью уравнивания юридических лиц, обеспечивающих реализацию решения о комплексном развитии территории, и лиц, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории, в правах и обязанностях при осуществлении отдельных этапов комплексного развития территории. Также в законопроекте в целях комплексного развития территорий совершенствуются и другие вопросы. Концепция законопроекта в целом комитетом поддержана. Сегодня уже прозвучали мнения о необходимости доработки законопроекта, и это поддержано Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным. Отмечу, что в процессе обсуждения законопроекта в комитете тоже возникали определённые замечания, звучали многочисленные предложения о необходимости донастройки механизма КРТ. В целях консолидации предложений и комплексной доработки законопроекта комитет 16 ноября организует проведение "круглого стола" по данной проблематике, в рамках участия в данном "круглом столе" уже записались на выступления девять субъектов Российской Федерации. Комитет предлагает установить пятнадцатидневный срок для направления поправок к внесённому законопроекту. С учётом сказанного комитет предлагает поддержать проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принять его в первом чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Львович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Юрий Петрович, согласно проекту собственники квартир смогут исключить свой дом из проекта комплексного развития территории только до момента принятия решения о проведении торгов на право заключения договора о КРТ. Получается, мы здесь ущемляем права собственников: раньше срок был до момента утверждения документации по планировке территории, теперь мы по факту это право забираем. В целях сохранения гарантий прав собственника не требуется ли всё-таки урегулировать в законе вопрос о минимальной длительности такого срока? А то, по сути, оставляем их без срока. МУЦЕНЕК Ю. П. Яна Валерьевна, большое спасибо за вопрос. У нас это право сохраняется, оно формируется вначале, когда собственники квартир в многоквартирном доме принимают решение о включении в проект КРТ, и потом уже впоследствии, когда происходят торги. Вот мы говорим о том, что если вы один раз определились, вошли в КРТ и уже сформировались понимание, экономика, финансовые структуры соответствующего проекта, то нужно двигаться в этих параметрах. В отношении сроков - Градостроительным кодексом установлено 30 дней, это минимальный период, но субъекты в среднем по стране, мы видим, доходят до 60, так что у граждан возможность принять решение сегодня сохраняется, как я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М. Юрий Петрович, вопрос в целях сохранения прав собственников. Первое, застройщики нередко нанимают недобросовестные компании, которые выступают в качестве риелторов и вынуждают собственников, в том числе через суды, согласиться на более низкую стоимость за квадратный метр. Второе, Минстрой устанавливает среднюю цену за квадратный метр при строительстве жилья. Так вот, могли бы мы продумать, первое, такой механизм, чтобы всё-таки эта цена учитывалась как обязательная, и, второе, требования к таким риелторам, которые выступают посредниками между застройщиками и собственниками? А лучше вообще исключить этих посредников, которые сегодня просто издеваются над гражданами. МУЦЕНЕК Ю. П. Борис Михайлович, большое спасибо, серьёзный вопрос. Давайте вместе поработаем над тем, как защитить граждан. Полностью поддерживаем. Если есть такие предметные ситуации, давайте отдельно рассмотрим и поработаем над теми механизмами, которые смогут обезопасить в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Юрий Петрович, у меня аналогичный вопрос, но тем не менее я его задам. Понятно, что проекты комплексного развития территорий направлены на благо, на развитие городов, но на самом деле они проходят через достаточно серьёзные конфликты. Вот в Екатеринбурге мы столкнулись с такой проблемой: центр города, границы улиц Папанина и Челюскинцев - в рамках комплексного развития территории людей просто через суд выселяют из их жилья. Компенсация - копейки, никто не реагирует, всё это делается под благим как бы предлогом развития территории, но у людей остаётся достаточно серьёзный осадок и обида. На самом деле, что нам необходимо сделать для того, чтобы, когда мы забираем территорию под комплексное развитие, люди, которые там жили и переезжают в новое жильё, не таили обиды на государство? Это первый момент. И второй момент, по пожарной безопасности. При уже существующей застройке во дворах невозможно проехать. Министерство на это обращает внимание? Надо пересмотреть вот все эти вещи, потому что... (Микрофон отключён.) МУЦЕНЕК Ю. П. Большое спасибо за вопросы. В отношении второй части - есть нормативы в градостроительной политике, там есть отдельный акцент. Ну и что касается транспортной доступности в том или ином объёме, каждый конкретный случай нужно смотреть, в том числе с коллегами из профильных ведомств. В отношении проектов, где ущемляются права, я уже сказал Борису Михайловичу: если такие моменты становятся системой, конечно, проблему нужно решать. Но в отношении механизма КРТ вместе с такими акцентами мы видим и другую сторону, когда действительно территория развивается, и положительные примеры превалируют. Давайте посоветуемся и вместе подумаем, как сделать лучше. Как я уже сказал в своём выступлении, проект довольно новый, он показал свою потенциальную перспективу, но его нужно дорабатывать, донастраивать, смотреть, в какой части это делать, в зависимости от ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Юрий Петрович, вы сами какие видите недостатки? И что вы предполагаете ко второму чтению предложить в качестве поправок, чтобы сделать действительно закон не только в пользу застройщика, но и в пользу граждан? МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемая Галина Петровна, прежде всего нужно остановиться на том, что мы с вами сейчас обсудили в отношении рисков, связанных с защитой граждан, - это самый первый акцент, на него нужно обратить внимание. А что касается вопросов, связанных с застройщиками и с потенциальными проектами, нужно более детально смотреть, в том числе где-то, может быть, имеет смысл посмотреть с точки зрения изменения условий договора о КРТ, потому что обстоятельства могут быть разные. Мы сейчас находимся немножко в динамике, нужно более предметно смотреть. В целом мы видим, что объём поправок и предложений достаточно большой, и нужно смотреть в нескольких итерациях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Петрович, вы сказали, что данный закон позволит развивать градостроительный потенциал КРТ, это уже более 70 миллионов квадратных метров. Предыдущая структура, которая позволяла таким образом развивать территории, - это ДРЗТ. Скажите, пожалуйста, как долго они ещё будут действовать, какие по ним на сегодняшний день не реализованы объёмы? И помогут ли новые изменения в закон о КРТ каким-то образом поддержать те проекты ДРЗТ, которые существовали в предыдущие годы? МУЦЕНЕК Ю. П. Роман Михайлович, что касается ДРЗТ, давайте посмотрим. В отношении КРТ я сказал о 75 миллионах квадратных метров по принятым решениям, которые уже на сегодня есть, но в целом, по оценке субъектов, мы в перспективе видим тысячу решений с градпотенциалом 180 миллионов квадратных метров, с большим объёмом жилья. В отношении ДРЗТ нужно предметно посмотреть, что можно поправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. Уважаемый Юрий Петрович, ну, сложно согласиться с любым ограничением прав собственников помещений на принятие решения. Мало того что в принципе людей можно переселить из центра города на окраину, теперь вообще предлагается их и не спрашивать. Может, лучше уточним фактический критерий развития? Вот раньше были малоэтажные МКД, состоявшие из двух-, трёхкомнатных квартир, однокомнатных, теперь вместо этого мы строим тридцатиэтажные дома с квартирами-студиями, то есть вообще не предлагается даже поквартирной такой вот... Это не может быть развитием, скорее это деградация. Как правительство отнесётся к предложению при осуществлении комплексной застройки территории пропорционально сохранять комнатность и всё-таки запретить студии, потому что они не улучшают жилищные условия? МУЦЕНЕК Ю. П. Ольга Николаевна, большое спасибо за вопрос. Прежде всего, как я уже сказал, право граждан на включение в проект КРТ сохраняется, мы лишь меняем временные промежутки, период принятия решения. В отношении застройки нужно, конечно, понимать, что здесь есть вопрос рыночных отношений - где и в каком объёме планируется строительство, - ну и плюс нормы градостроительного проектирования. Но в целом вы ставите абсолютно корректный вопрос в отношении плотности застройки: это нужно смотреть, реализовывать предметно с учётом того, чтобы качество и комфорт жизни граждан оставались на главенствующем месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Юрий Петрович, вы, конечно, знакомы с заключением думской Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан, которую возглавляет Галина Петровна Хованская. В заключении комиссии говорится о том, что этот законопроект защищает интересы органов публичной власти, которые реализуют программы по комплексному развитию территорий, а не собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Ну, трудно не согласиться с Галиной Петровной и членами комиссии: в частности, не требуется даже решения общего собрания о включении в программу КРТ или об исключении из программы, сейчас это делает лицо, которое реализует сам проект. Как вы это прокомментируете? МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемая Нина Александровна, Галина Петровна - грамотный человек и ставит правильные вопросы. Как я уже сказал в самом начале, давайте вместе смотреть, вопрос защиты граждан и возможность принятия или непринятия ими соответствующих решений - это вопрос номер один. В рамках поправок ко второму чтению давайте посмотрим, как дополнительно обезопасить, если есть такие риски. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Юрий Петрович, я так понимаю, что эту опасность вы видите и поправок от правительства не будет, вы надеетесь на депутатов. Мы внесём! Хотелось бы ещё обратиться к вам для поддержки инициативы о том, чтобы, может быть, в рамках и предыдущего, и вот этого законопроекта предусмотреть всё-таки механизм справедливой компенсации стоимости жилья в случае, если оно изымается, единственного жилья в первую очередь. Я понимаю, что, если вторая, третья, четвёртая квартира, можно говорить о рыночной стоимости, о стоимости земельного участка, но если это единственное жильё, то человек, у которого его изымают, должен иметь возможность купить как минимум такое же жильё при изъятии. Если будут поправки, вы готовы их поддержать? МУЦЕНЕК Ю. П. Алексей Владимирович, большое спасибо за вопрос. Иван Иванович, мы активно взаимодействуем с Государственной Думой во всех вопросах, поэтому в отношении текущего предложения и в отношении в целом законопроекта скажу, что совместно будем дорабатывать во всех аспектах, которые волнуют наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович, пожалуйста. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, у нас в основе комплексного развития территорий часто лежат мастер-планы развития территорий. Скажите, пожалуйста, на какой стадии находится подготовка правительством предложений по законодательному закреплению понятия "мастер-план", ну и, соответственно, требований к составу и содержанию таких документов? МУЦЕНЕК Ю. П. Алексей Борисович, вопрос серьёзный, мы его пока отрабатываем в рамках регламентных процедур внутри правительства. Когда будем готовы, выйдем на площадку уже для более детальной проработки с коллегами из Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Прошу прощения, не записался. Вопрос тоже касается защиты имущественных прав граждан. Вот всё-таки жильё и участок, на котором это жильё стоит, - это два разных вида собственности, и то и другое является имуществом, которое принадлежит людям. Рассматривается ли возможность, чтобы, входя в программу КРТ вот этим участком, собственники участка могли получить какую-то долю в этом проекте, независимо от того, какое предоставлено жильё? То есть жильё - это отдельная тема, а участок - это отдельная тема. Или вообще проект не летит, если не нарушаются имущественные права граждан? МУЦЕНЕК Ю. П. Андрей Анатольевич, здесь нужно смотреть конкретный проект в конкретном городе в конкретном регионе, экономика различается достаточно сильно, и вот те или иные возможности в отношении предоставления мер поддержки и отдельных решений в отношении граждан нужно смотреть, исходя из этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Львович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, ну, не просто так идёт вот такая острая дискуссия. И я рекомендую всем ознакомиться с заключением Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан. Частично вопрос об этом уже поднимала Яна Лантратова, наш депутат, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", но я хочу сказать следующее: формулировка на сегодняшний день такая, что она может вообще лишить права, потому что застройщиком могут корректироваться сроки и собственников вообще могут лишить права исключить свой дом из программы комплексного развития. Это первое. Второе. Хотелось бы сказать, что есть вопросы по тому, что предполагается использовать ранее утверждённую документацию по планировке территорий. Тоже есть такой вопрос. И я хочу напомнить, что не так всё радужно, как хочется представить, по территориям. Например, в Санкт-Петербурге вообще приостановили действие этого закона, в силу того что люди из центра Санкт-Петербурга не хотят уезжать на окраину, и они имеют на это право, потому что они прожили, там, по 50, по 60 лет в центре Санкт-Петербурга. Такой нормы нет, понимаете? Но вот такая возможность - на выселки кого-то отправить - допускается вот этим проектом закона. Я ещё раз говорю, ну, можно юридическим лицам давать дополнительные права, пожалуйста, но надо понимать, что у нас комплексное развитие территорий для граждан в первую очередь. Застройщики исполняют эту обязанность, выполняют эту обязанность для граждан, и гражданин тут - первое лицо. Кроме того, собственника надо уважать, особенно когда дом не аварийный и происходит изъятие в соответствии с программой комплексного развития. Вот тут, извините, все рыночные инструменты должны применяться и максимум компенсаций нужно определять. Мы, к сожалению, не сможем в первом чтении поддержать эту законодательную инициативу, а во втором посмотрим, как будет выглядеть этот законопроект. И я хочу напомнить, что к нему было очень много претензий в седьмом созыве и должна была быть создана для доработки рабочая группа, которую так и не создали. Нам сказали, зачем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Или вы завершили, Галина Петровна? ХОВАНСКАЯ Г. П. Нам сказали, что не надо заниматься бюрократическими процедурами. Но это не бюрократические процедуры, это жизнь, здоровье наших граждан, о которых мы в первую очередь должны заботиться. А застройщики иногда об этом забывают. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Якубовский Александр Владимирович. ЯКУБОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно ведёт работу по развитию жилищного строительства, ускорению его темпов и, что самое главное, по повышению качества жизни жителей наших городов, что зафиксировано в нашей Народной программе. Совершенствование механизма комплексного развития территорий, как одного из эффективных инструментов развития жилищного строительства, - это возможность донастроить его с учётом правоприменительной практики и новых задач и вызовов. Предлагаемые изменения направлены на существенное ускорение реализации проектов. Кроме того, они синхронизируют проекты комплексного развития территорий с программами развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, что в первую очередь положительно скажется на развитии населённых пунктов и возможностях граждан, проживающих в них, ведь благодаря этому новые жилые комплексы не будут возводиться в отрыве от создания больниц, поликлиник, школ и детских садов. Подробно о предлагаемых изменениях уже рассказали Юрий Петрович и Дмитрий Львович. Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Матвеев Михаил Николаевич. На рабочем месте включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, конечно, эта тема становится всё более и более актуальной для наших городов. И я действительно хотел бы обратить внимание на то, что в результате реализации программы комплексного развития территорий зачастую самыми ущемлёнными оказываются собственно граждане той территории, которая должна комплексно развиваться. Вот у меня в Самаре массовые протесты эта программа вызывает, в том числе в моём избирательном округе, потому что фактически она реализуется в интересах застройщиков, а не в интересах улучшения жилищных условий или благоустройства территории. Складывается ситуация, когда муниципалитет пачками признаёт дома, которые аварийными не являются, аварийными, подлежащими сносу и перед фактом ставят людей. Вот, разбираясь с этой ситуацией, я увидел много узких мест в этой программе. В частности, в Самаре экспертизой домов занимается компания "Вира", в штате которой находится всего два человека, но они при этом умудряются 600 экспертиз в год сделать, это 600 домов. При этом признают аварийными и подлежащими сносу не только обычные многоквартирные дома, но и дома, которые являются памятниками культуры, дома, в которых совсем недавно квартиры приобретались с участием материнского капитала, ипотеки. То есть банки делали оценку износа этого дома, она была, допустим, 40 или 50 процентов, а тут вдруг оказывается больше 70. Разбираясь с этой ситуацией, я вижу, что достаточно проблематично гражданам отстаивать свои права, потому что сама процедура крайне непрозрачная. Поэтому, на мой взгляд, при практическом запуске этого процесса в масштабах всей страны мы должны всё-таки исходить из предоставления достоверной информации муниципалитетам. Органы, надзорные органы, такие как органы прокуратуры, не могут здесь внятно, так скажем, наводить порядок, потому что у них нет своей собственной экспертной организации, которая может ставить под сомнение эти липовые экспертизы, которые пачками ложатся в муниципалитет, а муниципалитет потом через комиссии соответствующие, межведомственные, быстренько принимает эти решения. На мой взгляд, конечно, совершенно неправильно, когда вместо комплексного развития территорий мы получаем просто новый бизнес наподобие того, как в Англии в период огораживания сгоняли людей с территорий, когда овечья шерсть стала дороже, чем люди. Вот то же самое у нас сейчас - земельные участки во многих наших городах становятся дороже тех людей, которые на этих участках живут. Это, конечно, на мой взгляд, крайне недопустимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. МУЦЕНЕК Ю. П. Иван Иванович, в принципе всё проговорили. Готовы работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Львович, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 22 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 29 чел.6,4 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.